Научная статья на тему 'Как жить и хозяйствовать на Дальнем Востоке России? '

Как жить и хозяйствовать на Дальнем Востоке России? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРТИРОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СУБЪЕКТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заусаев Вадим Константинович, Шишмаков Владимир Трофимович, Шишмаков Станислав Владимирович

Дискуссионный клуб «Как жить и хозяйствовать на Дальнем Востоке России?», созданный на базе Дальневосточного института управления филиала РАНХиГС, провёл очередное заседание. С основным докладом выступил В.К. Заусаев, д.э.н., проф., научный руководитель «ДальНИИрынка» при Минвостокразвития РФ. Содокладчиками стали В.Т. Шишмаков, д.э.н., проф., В.Ф. Ефременко, к.э.н., доц., руководитель Инновационно-технологического центра Дальневосточного института управления филиала РАНХиГС. В заседании приняли участие представители органов государственной власти, научных, образовательных, общественных организаций. В обсуждении докладов участвовали: Н.М. Байков, д.с.н., профессор; Ю.А.Чайка, первый заместитель Председателя Правительства Хабаровского края по вопросам инвестиций и приоритетных проектов; З.Г. Мирзеханова, к.б.н., зав. лабораторией ИВЭП ДВО РАН; С.В. Степанов, генеральный директор ООО "СК Лунный свет", В.Н. Шиян, к.ф.н., доцент и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заусаев Вадим Константинович, Шишмаков Владимир Трофимович, Шишмаков Станислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как жить и хозяйствовать на Дальнем Востоке России? »

дальний восток:

новые стратегии и модели развития

дискуссионная площадка

DOI 10.22394/1818-4049-2017-78-1-8-20 УДК

Диску

club "How to live and manage in the the next meeting with the agenda: «Th

- the new growth model of the Far East Far-Eastern institute of management - branch of Russian Federation. The reports made: V.K Zausaev, Shishmakov, Doctor of Economics, professor; V.F. docent. Representatives of the scientific pub Far-Eastern region participated in this meeting. In the

24, 2017

on the basis of the the President of the V.T.

Candidate of Economics, and public institutions of the . of reports took part: N.M. Baikov, Doctor of Sociology, professor; Y.A. Chaika, Vice-chairman of the Government of the Khabarovsk territory; Z.G. Mirzehanova, Candidate of Biology, docent; S.V. Stepanov, CEO of LLC SK "Lunny svet"; V.N. Shiyan, Candidate ofEconomics, docent.

Ключе№ые слова m-eppmupoprni ного федерального округа,

Keywords: territory of social and economic development, subjects . studies, development models, indicators.

, модели развития, показатели.

. District,

Терр

ФАУ «ДальНИИрынка»

позволили сделать основной вывод, что него механизм ТОСЭР в действ в полной мере обеспечива

цем виде не пути его с повышение развития:

Заусаев Вадим Константинович - д-р экон. «ДальНИИрынка» при Минвостокразвития РФ (г.

В этой связи

проф., научный Тел.:

и условия

I 21 12

1. Обоснование пРи создании

(доминирующих? лидирующих) ] водств, выполняющих геостратега* функции (закрепление населения).

2. Формирование вер добавленной стоимости, в центре функционируют рентные ные) производства, максимально

зующие естественную ОснОву

водства территориального хозяйства.

3. Внедрение кумулятивной

налоговых льгот и преференций, воспроизводство

мых природн^1х ресурсов и развитие : боких переделов.

4. Проведение противозатратной литики в отраслях естественных мо полий.

5. ^^ормирование необходимой альной и производственной ] туры на основе тартаерсгаа.

6. Повышение качества ( реЗИДеHTОB, Особенно, в части оценки их

глттиа А ттилй ^»^ГЬРТ/Т^ТЛЭТТЛ-

иицисишпи акипимит.с^л.ии ^ШШС-п. 1 иопи

сти.

7. Распространение режимов ТОСЭР на действующие производства с вве-

нивелировать за счет соответ-

постановка вопроса о создании на локальных пространствах Востока особых режимов ния исходит из предыдущего опыта его освоения. Даже при плановой экономике не было возможности для повсеместного и равномерного развития региона. формировались опорн^1е получившие название производственных комплексов. В

виях рыночного хозяйства ственная дифференциация еще

усилилась. Поэтому обострилась димость

дающих импульс не только ным районам, но и всей социально-экономической системе.

Анализ показал, что подобные туты роста получили достаточно кое распространение за рубтм вая положительное влияние не только на социально-экономическую обстановку, но и превращая: эти лок^гае территории в

уровне 2 - 3 последних лет.

8. Реализация пилотного ТОСЭР «Комсомольск» с

на

нием его механизма районы и выплатой надбавок занятому населению из рального бюджета.

9. Принятие системы тактически

по соверше

дания и фу

эр

ТОСЭР.

: для вывода и : явилось следующее:

При этом , ния

1.

ния ТОСЭР

Экономика рального округа (далее затратна. Поэтому в преобразований ускоренное развитие : лучили сырьевые (рентные) отрасли дукция вторых: конъюнктуру и востребована ными государствами. Высокие

освоения. Их нелезя устранить, можно

2. Количественные оценки : ные особенности

В субъектах Российской входящих в состав ДФО (далее ты РФ в ДФО) сформировано 13 (на 01.12.2016 г.), каждая из имеет свою уникальную отраслевую на-К анализу были приняты 96 юридических ли^ получивших статус рездеота.

Анализ структуры по инвестициям и

выручке производственн^1х видов экономической деятельности показывает, что

производства. Это говорит о стремлении предпринимателей: строить предприятия с повышенной добавленной

На втором месте, с большим

находится сельское хозяйство^ '

и лесное хозяйство.

Наибольшее число реализуемых дентами проектов в рамках ТОР дится на Приморский (25) : (20) края. Несколько уступают им

чатский край (17), Республика Саха тия) (10) и Чукотский автономный (10). Магаданская область не участие в создании и развитии ТОР скольку на ее территории де^вует бая экономическая зона. 3. Эффективность Расчеты рентаб зидентов ТОСЭР в субъектах при общем и особом (льготном) налогообложения показали, что при-ее незначительный и колеблется от п.п. в Хабаровском крае до 9,0 п.п. в Чукотском автономном округе. Объясняется это структурой производств. Так

обрабатывающие производства >фф

вают меньшую

ет внимание более высокий рост

бельности прода^К резидентов

субъектов макрорегиона.

Основная экономия приходится на налог на прибыль: от 53 до 80%. Но в условиях неустойчивой экономики и низкой конкурентоспособ: восточной продукции статочно проблематично. высоких переделов и промзводств будет способствовать ро сту заработной платы. Поэтому льготного норматива по страховым сам, обнуление налогов на имущество и землю являются наиболее стабильными инструментами снижения затратности бизнеса резидентов.

В условиях продолжающейся рецессии

достаточно сложном положении. но это касается южных регионов. дание ТОСЭР со своими особыми

мами хозяйствования призваны себестои^^ость ПрOИЗBOДCTBа,

ровать инфраструКтурное территории? упростить взаимодействие

бизнеса и власти, что, в конечном повысит конкурентоспособность восточной экономики и ность ее для инвесторов. Но знать масштабы и отраслевые сти их влияния.

В методологическом плане мы акцент на наиболее узких местах ционирования экономики ] трудовые ресурсы и инвестиции. делялись показатели

водства: производительность труда и : вестиционная отдача

Проведены укрупненные р^еты по видам экономической деятельности, заявленным резидентами проектов. полагалось, если вид деятельности реЗиДента имеет тивность выше средней по субъекту, то имеется потенциальная возмо^кность

улучшить динамику развития региона. В

противном случае, воздействие резидентов ТОСЭР будет обратное.

Расчеты показали, что наихудшие показатели в обрабатыва

в

ствах. По по всем средних значений. отдаче и сальдиров!

труда они макрорегиона ниже

По инвестиционной финансовому

»льдированному положение несколько лучше. субъектам РФ в ДФО менее приятн^1е потенциальные

улучшить динамику основн^1х

казателей за счет резидентов ТОР :

крае. прирост как ) так и относительных значений дится на Амурскую область. это размещением здесь

приятия ОАО

На втором месте Приморский край. Здесь «погоду

«Дальневосточный завод большие по размеру «Кангалассы» в дают наименьший прирост стоимости.

Таким образом, формирование терр!

Г ' Т Г Г ГГ

торий опережающего развития — Это пе] вый шаг зарождения новой экономики ДФО, базирующейся не только на ресу] содобывающих отраслях, но и на боле высоких переделах.

4. Действенность Уже в условиях плановой было доказано, что себестоимость невосточной продукции выше пр°изведенных в других регионах ны, в 1,3 - 1,7 раза. на заготовку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

крае в 1987 г. были выше, чем сбумпрому СССР

по минлесбумпрому СССР в клееную фанеру - в 1,4, целлюлозу ' ную - в 1,6. То есть, чем глубже тем большее удорожание.

В настоящее время, по некоторым по-вышаювдим фaкTорaм, картина лась. Так, по заработной плате

уменьшилась. Если еще в 1995 г.

среднероссийскую в 1,7 раза, то в 2016 - в 1,2 раза, а по некоторым ]

вариант чивающий постепенное

что минимальная бавка здесь составляет ный бизнес в целях

60%. ДО«

сти экономит на заработной плате работников.

В то же : влияние '

тарифов. Учитывая северность многих территорий и удалетаость от рынков, они существенн^1м °браз°м зываются на себ^ Так, к примеру, в строительной удорожание составляет 1,8 раза, а по отдельным видам продукции - до 2,8 раза. По величине прожиточного минимума превышение в макрорегионе против среднероссийского значения в 2016 г. составляло 1,5 раза.

Проведенные расчеты

экономия по альным платежам субъектам РФ в в Амурской области до 6,1% в Чукотском автономном округе. Если учесть по налогу на прибыль, то экономия высится: от 6,8% в ХаГ до 11,4% в Республике Саха (Якутия). Но прибыль еще необходимо получить. Поэтому, в соизмерении с удорожанием производства в димые льготы не обеспечивают

ции. Необходимы более

низмов развития ходимо определиться моделью развития 5. Модели развития

новой .требует

ш видения развития макрорегиона. лектив «ДальНИИрынка», исходя из мирующихся в макрорегионе и геостратегических задач, имеющихся знаний и опыта работы в регионе, видит три модели развития.

Первая модель - «проб и ошибок» - формируется в условиях, когда от-

развития макрорегина, и нет ответа вопрос о роли Дальнего Востока в

Востока

модели

Он

деятельность.

бах развитие получат с пр

показали, что и соци-ТОСЭР по колеблется от 1,6%

деского и кадрового

Вторая модель - «бросок в глоба зацию» - имеет либерально-сырье] основу с усилением логистического превления, посре(дство^л которого к

России мику АТР.

лучат концессионные отношения. коснутся наиболее масштабных рождений нефти, газа, железной угля и др. Крупнейшие иностранные корпорадии станут главной движущей силой развития регаога.

Реализация этой модели базируется на усилении трензитной роли регионе,

стязтй т Японцы, кнд>р,с) ес

Корея и др.). Осуществятся ные транспортные проекты - АТР (Япония)», а также нефтегазовые «Дальний Восток - АТР». выступит Сахалин с

эрожными мостами на материк и о. Хоккайдо (Япония), энергомостом «Сахалин-Япония».

Социальная политика сведется ] мизации гарантий для местного ния. Усилится экономическая , циация населения по доходам и жизни. Отток населения приобретет мас-

совый

ВозрастУт

Вместе с

потери ,

из соотношения

Третья модель - Дальний Восток , вер российской экономики в 21 веке. Она

в пресной воде, пространстве для

чительных вложений в качественную мо-дернизадию экономики, роста

на принципах устойчивого зования. Это потребует

ции воспроизводства природных реCурCOB,

б!

трaнсфертa»,

:ур

продукДии на внешних рынках Концес-

Ф

интересы

МежДуНародН^1М

том должно стать комплексное

ресурсов Охотского моря. | виду не только традиционные биологические и нефтегазовые ресурсы, но и использование энергии приливов, минеральных ресурсов шельфа (^келезно— конкреции) и др.

ние ства.

потенциала нового его на

благоприятные по условиям

теРритории возра-стает как места размещения селитебных центров.

Потребуется новая модель номического

. региона и малых

исторический южной части ные проекты, ее базе сопряжения

-отрудничества

опыт Японии Сахалина

в настоящее время. полагает развитие _ _ переделов, то есть производства ции с более высокой добавленной ( стью, рас^^иренное восп 1ро^!звод^ство BOЗ обновляем^1Х прироДн^1Х ресурсов.

Исходя из нашего опыта изучения

значимости для будущего России, акцент

как эффект от неё наступит только в долгосрочном периоде, то важным . ся реализация тактических

тактически популярн^1ми

эффект действий уже сейчас. нствование механизма

ер

и :

6. Совершенств. ТОСЭР

Начинать процесс механизма следует с ональных проблем. фундаментальные факторы экономики, усугубляют общ _

блемы: отсутствие «дЛинн^1х»

неразвитость производственной и с альной инфраструктуры, дефицит

вая также дефицитность и региональных бюджетов тельно, ограниченность поддержки, необходимы четко ные приоритеты в развитии ТОСЭР. К примеру: ставить в центр

водства, содержащие ренту.

Рас-

в этом направлении сделан через « ты в обмен на инфраструктуру». пространив же налоговые льготы кумулятивную систему, можно совать ресурсодобы _

в развитии высоких переделов. Смысл кумулятивной системы ■ минимальных льгот собственно добывающим реаден^ разр^тьт^щему проект в

реCурCОПОЛЬЗОBаHИИ, установитЬ пони

женную ставку налога на прибыль, а также налогу по добыче полезных мых. Если он начинает потребляемый им ресурс и ведет горазведку те^ то ему : льгота по арендной плате. Когда ретает перер

и строит ДОК или ГОК, то на этот передел обнуляются также налоги на прибыль, на земельный. дальнейшем развитии транспорт-

соблюдении принципов экологической

настоящих целей оборудование и риалы, а также освобождается от

выпадение доходов бюджета не ходит. Подобный механизм можно зовать также в

инвестиционных проектах и др.

Серьезную критику вызывают бизнес-планы проектов. Они выполнены на невысоком уровне. Вряд ли под них можно получить кредиты банков. Вызывает сомнения заявленная высокая ность проектов. Некоторые в 10 раз и более превышают среднеот-оценки. Корпорации развития Востока следует активнее привлекать региональных экспертов. В свою очередь, и региональные органы власти должны участвовать в этом процессе, соотнося направления деятельности потенциальных резидентов, их эффективность со стратегическими приоритетами и це-

левыми установками своего региона.

Наконец, необходимо распространить особый режим хозяйствования не только на новые, но и действующие тия. Дефицит «длинных денег» и кий процент -

бизнесу ее решить или, в

Но,

Слагаемую базу ]

ще, используя залога, не снизить :

нального и местного бюджетов, ввести «планку отсечения», приняв

за

основу налоговые и социальные платежи на уровне 2 - 3 последних лет.

В целях реализации одной из основных задач - закрепление населения и повышение качества жизни - предлагается установить выплату дальневосточных и стажевых надбавок из федерального бюджета. Учитывая, что дополнительные выплаты коснутся только работающих в реальном секторе экономики, с потерь социальных платежей, они вят порядка 40 млрд. руб. Это нагрузка на бюджет, и задачу надо решать поэтапно. Но будет и компенсация в виде выхода из тени части бизнеса, роста НДФЛ, активизации малого и среднего предпринимательства.

Что касается тактических действий, то необходимо:

1) на региональном уровне тать концепцию создания и каждого ТОСЭР;

2) утвердить для резидентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

банков страны; увеличить срок предоставления на-лошвых льгот по федеральным ^гам для резидентов ТОСЭР, реализующих крупные инвестиционные проекты;

4) обеспечить адресное сопровождение крупных резидентов, особенно якорных зарубежных инвесторов;

5) внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации по

ТОСЭР;

6) упростить порядок получения кредитов под проекты резидентов от профильных институтов развития;

7) изыскать возможность вания

на строительство инфраструктурн^1х объектов в ТОСЭР за счет средств развития Дальнего Востока и ского региона.

потенциал субъекта ДФО - это совокупность характеристик и условий, ф

(внешних и внутренних),

так и субъективных факторов, ляющих его эффективность. Комплексная оценка содиельно-экономического потендиале субъекта предусматривает детальный анализ, основанный на расчетах системы количествен] телей и на еPГУменTИровенн ях специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами его развития.

Несмотря на имеющиеся ния до сих пор не предложена для практического использования система показателей и методика комплексной оценки социально-экономического потенциала субъекта региона.

Формирование ТОСЭР - это новый подход в развитии экономики субъектов ДФО, который имеет свою особую отрас-

ресурсно-добывающих отраслях и более высоких технологиях.

бор механизма развития ТОСЭРявляюъ-ся результаты комплексной индикативной оценки социально-экономического потенциала региона, на которой он будет формироваться. Очень сложно выбрать эффективную модель развития ТОСЭР с минимальным риском, если субъект региона дотационный, а социально-экономический потенциал слабый. Если социально-экономический потенциал региона достаточно высокий, то имеется

реальная возможность значительно повысить эффективной деятельности ТОСЭР, что, в свою очередь, даст реальные возможности ускорить темпы развития социально-экономического потенциала этого субъекта.

Таким подходом и объясняется успешная реализация таких программ как ТОСЭР за рубежом.

Авторы ^е^ш^т к ознакомлению рмр^ота^ю методику комплексной оценки социально-экономического потенциала субъекта. По мнению авторов, методика наглядна и проста в [ оценке

или органами исполнительной власти.

Основываясь на известных ранее

группах фекTоров, формирующих потенциал региона, и принимая во внимание системные принципы группировки

показателей, авторы разработали систему показателей и методику комплексной оценки социально-экономического потенциала региона и апробировали ее на субъектах ДФО [2, 3].

В состав предложенной системы показателей введены 20 частных показателей, которые рассчитываются на основе статистической информации. В неё входят 4 обобщающих показателя, ртаующих состояние каждой ной группы фекTоров, xеректеризуюяих природно-гeогрефический потенциел, экономический потенциал, инновационный потенциал и социальный потенциал субъекта.

На базе этих обобщающих показателей определяется интегральный по-

Шишмаков Владимир Трофимович - д-р экон. наук, проф., Д

государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 72-90-36.

Шишмаков Станислав Владимирович - канд. экон. наук, , государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск). Е-mail:,

оценка социально-

данной методике, может ваться с использованием ванных систем расчета и обработки , ных, может осуществляться с программы Microsoft Excel. Это делает ее простой и удобной в Методика позволяет в оперативном режиме проводить мониторинг динамики

потенциала любого субъекта ДФО (3).

В 2014 - 2015 гг. система показателей и методика оценки социально-экономического потенциала была в субъектах ДФО. В

результатов апробации методики в баровском крае.

Результаты расчетов частных, щающих и интегральных

баровского края, показал, что темпы их роста незначительные и составили, соответственно: +7%, -17%, +14%, и -4% (табл. 1., гр. 10).

Анализ динамики частных показателей социально-экономического потен-

за 2014 г. 2013 г. (табл. 1., гр. 9) показал, что допущено значительное снижение по таким направлениям, как «институ-

(К2.2) на -12%; (К3.1) на

-17%; «технологические ресурсы» (К3.2)

(К3.3) на -12%ч

Анализ показал также, что по 8 част-

логистический ^фактор (К1.4.);

возможности (К2.5); ное развитие, (К4.1);

возможности (К4.4); состояние

Ф

5ризу]

и

(К4.5)

по- тенциала Хабаровского края, в т.ч. по бл°кам, характеризующих прир°дн°-гeогрaфический, жгаодэтэдга^ инно-

приведены в таблице1.

В таблице показана динамика грального показателя и объем ций в основной капитал Хабаровского края за период с 2010 по 2014 гг.

также и причины этого явления.

Полученная информация позволяет выполнить анализ динамики всех частных показателей за 5 лет (Табл. 1, Гр. 10), что позволит специалистам тельной власти края определить

повышению социально-экономического потенциала края на перспективу. Если по мере :

зующего

тенциал Хабаровского края.

(Ки) в 2014 е. иротив 2010 о. на 2% : вело к снижению объема инвестиц основной капитал края на 25%, а странных инвестиций - на 41%.

Анализ динамики зателей по блокам за 5 лет,

в

(К3) и

(К4) потенциалы

дополнительная субъективная оценка

края, то такая оценка может быть проведена авторами по методике экспертных оценок, изложенной в алгоритме " оценки инвестиционного [4, 5].

Предлагаемая авторами система показателей и методика оценки социально-экономического потенциала края по-

оперативного и стратегического ления инвестиционными процессами и

прогнозировать их темпЫ на перспективу по выбранному сценарию социально-

б

Таблица 1

Динамика показателей социально-экономического потенциала

Хабаровского края

Индикаторы Обозн. Вес. коэф. Годы Прирост, %

2010 2011 2012 2013 2014 гр. 8/ гр.7 За 5 лет

1 2 3 4 5 6 7 9 10

Промышленные ресурсы К1.1 0.284 0,1988 0,1816 0,2006 0,1998 0,2133 +5 +5

Сельскохозяйственные ресурсы К1.2 0.156 0,1081 0,0878 0,0892 0,0827 0,0818 0 -27

Инфраструктура региона К,3 0.199 0,2994 0,2870 0,3115 0,3469 0,3815 +8 +27

Логистический фактор К14 0.267 0,2504 0,2493 0,2481 0,2516 0,2528 0 0

Экологический фактор К15 0.094 0,0880 0,0922 0,0928 0,0771 0,0828 +3 0

Природно-географический обобщенный индикатор К1 0,219 0,2069 0,1966 0,2063 0,2098 0,2217 +5 +7

Финансовые ресурсы К2.1 0.200 0,1687 0,1675 0,1617 0,1336 0,1749 +30 +5

Институциональная структура К2.2 0.170 0,2034 0,1813 0,1884 0,1729 0,1546 -12 -20

Конъюнктурные колебания К2.3 0.145 0,1445 0,1420 0,1036 0,1361 0,1479 +7 0

Трудовые ресурсы К2.4 0.266 0,2904 0,2935 0,2801 0,2815 0,2866 0 0

Производственные возможности К2.5 0.219 0,0368 0,0257 0,0311 0,0273 0,0283 0 -25

Экономический обобщенный индикатор К2 0,375 0,3164 0,3037 0,3093 0,2818 0,2628 -7 -17

Инновационная активность Ки 0.140 0,0288 0,0272 0,0397 0,0301 0,0247 -17 0

Технологические ресурсы Ки 0.231 0,1711 0,1883 0,4349 0,3413 0,2669 -20 +58

Научно-технические ресурсы К33 0.201 0,1127 0,1145 0,1676 0,1646 0,1349 -12 +27

Информационные ресурсы К34 0.157 0,1697 0,1620 0,1603 0,1567 0,1680 +6 0

Человеческий капитал К,5 0.271 0,2759 0,2792 0,2700 0,2683 0,2761 +4 0

Инновационный обобщенный индикатор К3 0,256 0,1941 0.1974 0,2745 0,2460 0,2229 -10 +14

Интеллектуальное развитие К41 0.147 0,2042 0,2041 0,1713 0,1614 0,1618 0 -20

Общественная безопасность К4.2 0.211 0,2098 0,2102 0,2102 0,2097 0,2095 0 0

Законодательная защита К4.3 0.253 0,2466 0,2484 0,2344 0,2352 0,2474 +4 0

Потребительские возможности К4 4 0.276 0,2653 0,2662 0,2649 0,2707 0,2698 0 0

Состояние здоровья населения К4.5 0.113 0,1067 0,1038 0,1039 0,1019 0,0987 0 -9

Социальный обобщенный индикатор К4 0,15 0,1549 0,1549 0,1477 0,1469 0,1481 0 -4

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ Ки Ки 0,8723 0,8527 0,9379 0,8845 0,8554 -3 -2

Инвестиции в основной капитал (млн. руб.) Q 156439 180508 179907 150078 117887 -25

Иностранные инвестиции (млн. долл.) 419 118 171 276 248 -41

Таблица 2

Динамика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п/п Субъекты ДФО Интеграль(кынг^оказатель Прирост в %

2010 г. 2014 г.

1 Хабаровский край 0,87 0,85 - 2

2 Приморский край 0,85 0,80 - 5

3 Амурская область 0,93 0,95 2

4 Камчатский край 0,63 0,58 - 5

5 Якутия 0,12 0,12 0

ДФО в целом 0,88 0,83 - 2

работкой эфф

развития края с раз-тивных мероприятий с

последуюшим их мониторингом.

Оценка и анализ динамики лей характеризующих социально-экономический потенциал других субъектов ДФО в период с 2010 по 2014 гг., приведены в таблице 2.

Анализ динамики интегральных показателей социально-экономического потенциала субъектов ДФО показал, что за 5 лет он снизился на 2%. Это

потенциал» (К2) и «со-

на -17% и на -4%; в Пр на -10% и на -4%; в на -14% и на 0%; в К 15% и на 0%; в на -14% и на 0% По р

эрмирование тосэр в ДФО, имеющих невысокий

социально-

' докладе ■

источники информации:

№ 10. 2016.

2. Указ Президента России 28.12.2012 № 1688 «Об оценке тивности деятельности органов нительной власти субъектов РФ» тронный ресурс]. URL:

от

на

к его снижению, связано со ными рисками и может привести к их

и ущ

№ 1. 2014.

5.Шишмаков В.Т Ком

1 климата;

фф

2015.

доцент,

Ефременко

анд. экон. наук, центра,

сточный институт ал РАНХиГС.

Системный анализ «Территорий социально-экономического радга-гиш

Применим метод системного анализа

для PессмоTPeния ПPоблeм, обозначенных в основном докладе. Система есть особая организация спeциелизир0вен-

ных элементов, объединенных в единое целое для решения конкретной задачи. Работа элементов системы подчинена глобальной Цели, преследуемой системой и составляющей ее ] ная цель системы ТОСЭР < на в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», ст. 2.3. ТОСЭР создается «в целях формирования ^ш-тарга-ш^ условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания

комфортнЫх условий для обеспечения жизнедеятельности населения».

Предполагается триединство целей: инвестиции, со^^иально-эконо^лическое развитие; население. На практике, как показывает анализ основных номических показателей ного ^д^^^ш округа РФ за период с 2000 по 2014 гг., при десятикратном росте объемов инвестиций в основной капитал и производство валового регионального продукта, численность проживающего в дальневосточном регионе постоянного населения сократилась на 10%. Наблюдается отрицательная корреляция экономических и социально-демографических показателей.

системы определяется за-ТОСЭР, как искусственно созданная система, должна состоять из специфичных элементов, работа которых направлена исключительно на достижение главной цели (части системы, не участвующие в достижении основной цели прeкрещают свое сущeствовениe). С другой стороны, ТОСЭР, как система,

функционирует в определенной среде и

взаимодействует с другими системами через установленные связи. Отметим, что предприятия, ставшие

ми ТОСЭР, зачастую не устойчивых связей с рег

дой и другими предприя'

А это порождает риски:

[>иями региона. изменений целевых установок контрегeнтов (прежде едставителей рынков сбыта); из-физических условий перемещения ТО^ртгх финансов^1х и трудовых ресурсов между субъектами; внезапно

наступивших и непредвиденн^1х изменений окружающей субъект сред^1.

Возможное решение проблемы ин-вестиционн^1х рисков содержится в нормы Ст. 33.1 ФЗ № 473: социально-Вос-

пр] «В

целях

€р

э

развития

ток:^ привле ние новых и

в

Ф^ад^ имеющихся х предприятий разра-щщдеега догрвдде

производственн

бат^хвается и принимаете развития инвестиционной и нимательской деятельности для каждого субъекта Российской Федерации, щего в состав Дальневосточного рального округа».

Применение программно-целевого метода позволяет перераспределять риски

и проводить специальные по их снижению. Для такой программой грамма развития PиTоPиельног° Kлестeре

CУД0CTP0eния, к^гор^, уже на

логическом уровнe, ПPeДП0ЛегеeT тесное взаимодействие с программами инновационного развития крупных отраслевых компаний с государственным (ПИР), согласно тельства РФ № 2227-рот 08.12.2011 г. и № 467-р от 29 марта 2013 г.

Ю.А. Чайка - первый Председателя Правительства ского края по вопросам инвестиций и

Со времени принятия решения о сш-дании ТОРов, а сейчас ТОСЭРов прошло не так и много времени. Это произошло в 2013 году и, учитывая, что для нас это было делом новым, в начале основные усилия были

зр

и

чены на соз-нормативно-

дании 0ргенизади0нн^Ix правовых заделов. Да, не Более того, в ходе работы появляются и новые проблемы, которые приходится решать «на ходу». Хотел бы обратить вни-

мание что, не смотря на это, есть и положительные примеры, это относится, прежде всего к предприятиям которые уже имели определённый задел. Назову одно из таких предприятий - Технониколь, на котором производительность труда на порядок выше, чем на подобных предприятиях. Однако в целом надеяться на

скорую отдачу от ТОСЭРов нельзя. Для их «раскрутки» мы принимаем целый комплекс мер. Например, в налоговой сфере мы установили для резидентов -такую схему: первая пятилетка

третья - полн^1й режим ния. Для Комсомольска-на-Амуре - разработана программа развития ТОСЭР по 10 направлениям. Мы изучили 45 паний, имеющих желание стать резидентами, из них 20 мы поддержали и 7 находятся в стадии рассмотрения. Есть замечание к докладчикам - не совсем корректно сравнивать ТОСЭРы в раз-

нызщсю напргшленность в своём тии, находятся в разных климатических и природно-географических условиях.

З.Г. Мирзеханова - канд. биол. наук:, зав. лабораторией Института < проблем ДВО РАН.

основным показателем остаётся рост :

при разработке таких масштабных ектов как ТОСЭРы не учитывать гическую составляющую - это

в

и планы по развитию ТОСЭРов так на-

защите окружающей сред^1. Исходя из вышеизложен

вносим

(ДоминируЮщих, лид]

водств, выполняющих геостратегические функции (закрепление населения).

2. Формировать вертикальные цепочки добавленной стоимости, в центре

нотеорЬ(ых1д^о1ходньк1ционир

, рент-производства,

максимально использующие

ную основу воспроизводства ального хозяйства.

3. Внедрить кумулятивную систему налоговых льгот и преференций,

ляем^1х природн^1х ресурсов и развитие глубоких переделов.

литику в отраслях естественных

в ТОСЭР

5. Формировать

мую социальную : фраструктуру на основе государственно-

частного партнерства.

э^ф^фективности.

7. Распространить режимы ТОСЭР на действующие производства с введением «планки отсечения» налогов на уровне 2 - 3 последних лет.

8. Реализовать пилотный проект ТОСЭР «Комсомольск» с распространением его механизма на сопредельные районы и с выплатой дальневосточных надбавок занятому населению из федерального бюджета.

9. Принять систему тактических мер по совершенствованию организации сш-дания и функционирования ТОСЭР:

• на региональном уровне разр^-

тать концепцию развития каждого ТОР;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• утвердить для резидентов

ты бизнес-планов, идентичные

ниям ведущих банков стран^1;

• увеличить срок предоставления

налоговых льгот по федеральным налогам для резидентов ТОР, реализующих крупные инвестиционные проекты;

ние крупн^^х резидент°в, особенно . тк зарубежн^1х :

следующие предложения по ствованию механизмов ТОСЭР:

1. Обосновать приоритеты развития при создании ТОСЭР на основе якорных

ор

: в :

декс Российской Федерации по

1редпр:

ТОР;

• упростить порядок получения ] дитов под проекты резидентов от ]

фильных институтов развития;

• изыскать возможность рования проектно-сметной

ции на строительство ИнфреструкTУPH^Ix объектов в ТОР за счет средств Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

С учётом обсуждения заявленных докладов участники заседания пришли к следующим выводам:

Государственная политика ускоренного развития Дальнего Востока России на основе новой модели - создание территорий опережающего то^^то-

экономического развития (ТОСЭР) - является C0врeмeнн0й, пр0грессивн0й

формой территориального развития ма-использующей положитель-зарубежный и отечественный опыт и способной в ближайшей перспективе дать ему мощный импульс для дальнейшего роста.

Между тем, как следует из анализа состояния дел в ТОСЭР в субъектах ДФО, достичь этого в полной мере пока не удалось в силу ^д^атотаот глубокой научной проработки механизма их создания и функци0нир0вения. ставляется необходимым усилить жения, касающиеся законодательной и иной нормативно-правовой поддержки ТОСЭР, их административного, мического, управленческого ционного сопровождения в з

от

и пр<

размещения.

В связи с этим, участники заседания считают необходимым:

1. Поддержать предложения, ботанные ]

механизма создания и ния ТОСЭР в ДФО.

2. Направить материалы заседания

«круглого стола» и предложения Даль-

НИИрынка при Минвостокразвития России по <

ф:

создания орган^1 : власти ДФО, фун

механизма ТОСЭР в : исполнительной за создание

ТОСЭР.

необходимость

и

и функциониров

3. Учитывая шенствования базы по созданию ТОСЭР на ф

и местном уровнях, обратиться парламентскую ассоциедию Востока с просьбой рассмотреть на своём заседании ситуацию, сложившуюся в ТОСЭР.

4. Рекомендовать Минвостокразви-тию России продолжать мониторинг влияния новых механизмов хозяйствования (ТОСЭР, СПВ, РИП и др.) на социально-экономическое развитие Дальнего Вос-

Юмическое развитие

тока.

5. Опубликовать материалы ния «круглого стола» в средствах массовой информации и научном журнале «Власть и управление на Востоке России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.