Научная статья на тему 'Территории опережающего социально-экономического развития – новая модель роста Дальнего Востока'

Территории опережающего социально-экономического развития – новая модель роста Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дальний Восток / территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) / резиденты / виды экономической деятельности / эффективность / совершенствование механизмов ТОР. / Far East of Russia / the territory of the accelerated social-economic development (TAD) / residents / economic activity / efficiency / improvement of TAD mechanisms.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территории опережающего социально-экономического развития – новая модель роста Дальнего Востока»

Заусаев В.К.

д.э.н., профессор, научный руководитель ФАНУ «Востокгосплан», Хабаровск

Бежина В. П.

эксперт-аналитик ФАНУ «Востокгосплан»

Кручак Н.А.

руководитель направления ФАНУ «Востокгосплан»

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ -НОВАЯ МОДЕЛЬ РОСТА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Ключевые слова: Дальний Восток, территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), резиденты, виды экономической деятельности, эффективность, совершенствование механизмов ТОР.

Keywords: Far East ofRussia, the territory of the accelerated social-economic development (TAD), residents, economic activity, efficiency, improvement of TAD mechanisms.

Экономика Дальневосточного федерального округа (ДФО) высокозатратна. Поэтому в период рыночных преобразований ускоренное развитие получили сырьевые (рентные) отрасли экономики. Вместе с тем перед макрорегионом поставлена задача стать плацдармом интеграции России в АТР. Это требует формирования новой модели экономического развития. Одним из инструментов движения в этом направлении становятся территории опережающего социально-экономического развития (ТОР).

На начало 2018 г. в макрорегионе сформировано 18 территорий ТОР. Наибольшее число проектов реализуется резидентами в Приморском (60) и Хабаровском (52) краях (таблица 1). Несколько уступает им Камчатский край (37) и Чукотский автономный округ (24). Магаданская область не принимает участия в этом процессе, поскольку на ее территории действует особая экономическая зона.

Таблица 1

Перечень ТОР, направления деятельности и количество резидентов

Республика, край, область, округ Наименование Отраслевая специализация Количество резидентов, ед.

Саха (Я^тия) «Кангалассы» Индустриальный парк 12

«Южная Якутия» Горнодобывающая 6

Камчатский «Камчатка» Туристическо-рекреационная Портово-промышленная Агропромышленная 37

Легкая

«Надеждинская» Пищевая Транспортно-логистическая 37

Приморский «Михайловский» Агропромышленная Пищевая 9

«Большой Камень» Судостроительная 13

«Нефтехимический» Нефтехимическая 1

«Хабаровск» Промышленная Транспортно-логистическая 27

Хабаровский «Комсомольск» Промышленная 20

Пищевая

«Николаевск» Транспортно-логистическая Промышленная 5

Амурская «Приамурский» Промышленная Транспортно-логистическая 4

«Белогорск» Агропромышленная 5

«Свободный» Газохимическая 2

«Горный воздух» Туристическо-рекреационная 8

Сахалинская «Южная» Агропромышленная Пищевая 4

«Курилы» Пищевая Рыбная -

Легкая

Еврейская автономная «Амуро-Хинганская» Пищевая Туристическо-рекреационная 4

Чукотский автономный «Беринговский» Горнодобывающая 24

Анализ структуры инвестиций 183 юридических лиц по видам экономической деятельности, получивших статус резидента ТОР, показал преобладание обрабатывающих производств. Здесь планируется создание наибольшего количества рабочих мест (58%).

Для оценки средних значений показателей эффективности по основным видам экономической деятельности, заявленным резидентами ТОР, акцент делался на наиболее узкие места функционирования экономики макрорегиона: трудовых ресурсах и инвестициях. Определялись показатели эффективности, в основе которых лежали производительность труда и инвестиционная отдача. Первый рассчитывался как частное от деления отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) на одного занятого в экономике; инвестиционная отдача - отношение отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на один руб. инвестиций в основной капитал.

Использовались также сальдированный финансовый результат и рентабельность активов организаций по данным Росстата. Предполагалось, что если эффективность будет выше средней по субъекту, то существует потенциальная возможность улучшить динамику развития макрорегиона. В противном случае результат окажется обратным.

Расчеты показали, что невысокие показатели ожидаются в обрабатывающих производствах. Если по производительности труда в большинстве субъектах макрорегиона она выше средних значений, то по рентабельности активов и сальдированному финансовому результату положение хуже. По производительности труда и инвестиционной отдаче наименее благоприятная ситуация в сельском хозяйстве.

Среди регионов ДФО по количеству выбранных для анализа показателей эффективности хуже всего потенциальные возможности улучшить динамику основных макропоказателей за счет резидентов ТОР наблюдаются в Чукотском автономном округе, Сахалинской области и Республике Саха (Якутия). Здесь по виду деятельности «обрабатывающее производство» значения производительности труда, рентабельности активов ниже средних.

Проблемным видом деятельности в регионе является «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство». В Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае производительность труда и рентабельность активов ниже средних значений. В Камчатском крае, Сахалинской области и Чукотском автономном округе это касается производительности труда и инвестиционной отдачи, в Сахалинской области и Чукотском автономном округе - рентабельности активов. В Еврейской автономной области инвестиционная отдача по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» ниже среднего уровня, а рентабельность активов - отрицательная.

По виду деятельности «транспорт и связь» значения производительности труда, инвестиционной отдачи и рентабельности активов в Сахалинской области и Чукотском автономном округе ниже, чем в среднем по субъекту. В Камчатском крае это касается инвестиционная отдачи, рентабельности активов и сальдированного финансового результата. В Хабаровском крае отрасль отличается низкой инвестиционной отдачей. В Амурской области инвестиционная отдача и рентабельность ниже среднеобластного значения, а рентабельность активов и сальдированный финансовый результат отрицательные.

По «производству и распределению электроэнергии, газа и воды» инвестиционная отдача, рентабельность активов и сальдированный финансовый результат в Приморском и Хабаровском краях ниже средних значений. В Чукотском автономном округе помимо предыдущих показателей хуже производительность труда.

По «рыболовству и рыбоводству» в Республике Саха (Якутия), Амурской области, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе производительность труда и рентабельность активов ниже средних значений.

Положительную эффективность показывают следующие виды экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых» в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской области и Чукотском автономном округе, «обрабатывающее производство» в Камчатском и Хабаровском краях, «транспорт и связь» в Приморском крае, «рыболовство и рыбоводство» в Хабаровском крае и Сахалинской области.

Лучше положение складывается в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Еврейской автономной областях. Здесь выбранные резидентами виды экономической деятельности могут улучшить показатели экономики. В остальных субъектах ДФО потенциальные возможности более скромные.

Таким образом, оценка потенциальной эффективности деятельности резидентов по видам экономической деятельности показывает значительное преимущество добычи природных ресурсов, а также рыболовства и рыбоводства, то есть ресурсодобывающих отраслей, располагающих природной рентой. Им существенно проигрывают производства с более глубокими переделами и высокой добавленной стоимостью.

Углубленный анализ эффективности деятельности резидентов ТОР был проведен по бизнес-планам 96 резидентов. Расчеты рентабельности продаж в 2020 г. при общем и особом (льготном) режимах налогообложения на основе имеющихся материалов (табл. 2) показали, что ее прирост будет незначительным и составит от 5,8 п.п. в Хабаровском крае до 9,0 п.п. - в Чукотском автономном округе. Объясняется это структурой производства: обрабатывающие предприятия показывают меньшую эффективность. Более высокий рост рентабельности продаж наблюдается у резидентов северных субъектов макрорегиона.

Основная экономия приходится на налог на прибыль: от 53 до 80%. Но в условиях неустойчивой экономики и низкой конкурентоспособности дальневосточной продукции ее получение достаточно проблематично. Развитие более высоких переделов и инновационных производств будет способствовать росту заработной платы. Поэтому введение льготного норматива по страховым взносам, обнуление налогов на имущество и землю являются стабильными инструментами снижения затратности бизнеса резидентов.

Таблица 2

Рентабельность продаж по общему и особому режиму хозяйствования резидентов ТОР

в субъектах ДФО в 2020 г., %

Республика, край, область округ Режим хозяйствования Прирост, п.п.

общий особый для резидентов ТОР

Саха (Якутия) 22,5 30,7 8,2

Камчатский 17,4 25,4 8,0

Приморский 17,3 24,9 7,6

Хабаровский 12,1 17,9 5,8

Амурская 22,1 28,8 6,7

Сахалинская 18,0 26,2 8,2

Чукотский 16,5 25,5 9,0

Наибольший прирост валовой добавленной стоимости как в абсолютных, так и относительных значениях приходится на Амурскую область (табл. 3). Объясняется это размещением здесь высокоприбыльного нефтеперерабатывающего предприятия ОАО «Амурская энергетическая компания». На втором месте находится Приморский край. Здесь «погоду делает» судостроительное предприятие ОАО «Дальневосточный завод "Звезда"». Небольшие по размеру предприятия ТОР «Кангалассы» в Республике Саха (Якутия) дают наименьший прирост добавленной стоимости.

Таблица 3

Прирост валовой добавленной стоимости в субъектах ДФО за счет деятельности

резидентов ТОР в 2020 г.

Республика, край, область, округ ВРП в 2015 г., млн. руб. Прирост ВДС в 2020 г, млн. руб. Прирост, %

Саха (Якутия) 749 987,5 540,0 0,1

Камчатский 1 719 00,1 2074,5 1,2

Приморский 7 166 50,0 28 313,1 3,9

Хабаровский 571 524,8 8237,8 1,4

Амурская 276 877,1 38 180,8 13,8

Сахалинская 829 298,6 1335,7 0,2

Чукотский автономный округ 63 910,2 2828,7 4,4

Таким образом, формирование территорий опережающего развития - это первый шаг зарождения новой экономики в ДФО, базирующейся не только на ресурсодобывающих отраслях, но и на более высоких переделах. Но хватит ли для этого мер государственной поддержки резидентов ТОР?

В условиях плановой экономики себестоимость дальневосточной продукции была выше аналогов, произведенных в других регионах страны, в 1,5-1,7 раза. Например, издержки на заготовку древесины в Хабаровском крае в 1987 г. превышали среднее значение по Минлесбумпрому СССР в 1,3 раза, клееную фанеру - в 1,4, целлюлозу товарную - в 1,6. То есть чем глубже передел, тем больше удорожание.

В настоящее время картина изменилась, в частности, уменьшилась разница по заработной плате. Если еще в 1995 г. средняя зарплата в макрорегионе превышала среднероссийскую в 1,7 раза, то в 2016 г. - в 1,2 раза, а по некоторым южным субъектам макрорегиона стала ниже, чем в среднем по стране. Региональный бизнес для повышения конкурентоспособности экономит на заработной плате работников.

В то же время усилилось удорожающее влияние транспортных и энергетических тарифов. Северность многих территорий и их удаленность от товарных рынков существенно влияют на себестоимость продукции. Так, к примеру, в строительной отрасли удорожание составляет 1,8 раза, а по отдельным видам продукции - до 2,8 раза. По величине прожиточного минимума превышение в макрорегионе против среднероссийского значения в 2016 г. составляло 1,5 раза.

Проведенные расчеты показали, что экономия по налогу на имущество и социальным платежам резидентов ТОР по субъектам ДФО колеблется от 1,6% в Амурской области до 6,1% в Чукотском автономном округе. Если учесть льготы по налогу на прибыль, то экономия повысится: от 6,8% в Хабаровском крае до 11,4% в Республике Саха (Якутия). Но прибыль еще необходимо получить. Поэтому в соизмерении с объективным удорожанием производства в ДФО вводимые льготы не обеспечивают конкурентоспособность региональной продукции. Необходимы более кардинальные действия по совершенствованию механизмов развития ТОР.

Начинать процесс следует с решения общерегиональных проблем. Фундаментальные факторы, увеличивающие затратность экономики Дальнего Востока, усугубляют общероссийские проблемы - отсутствие «длинных» кредитов, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, дефицит квалифицированной рабочей силы. Принимая во внимание дефицитность федеральных и региональных бюджетов и, следовательно, ограниченность государственной поддержки, следует установить четко выверенные приоритеты развития ТОР.

Прежде всего, надо вспомнить опыт освоения Южного Сахалина Японией в 1905-1945 гг. Во-первых, регион был самодостаточным: вывозилось промышленной продукции в два раза больше, чем ввозилось. Во-вторых, экономика развивалась вокруг сырьевых отраслей: лесной, угольной, рыбной. С одной стороны, создавались предприятия по воспроизводству возобновимых природных ресурсов, с другой - развивались высокие перерабатывающие переделы

(целлюлозно-бумажные заводы). В-третьих, государство поддерживало инфраструктурные проекты: построена железная дорога, аэропорты и др. В-четвертых, в целях самообеспечения развивались сельское хозяйство и углехимия.

Подобный опыт свидетельствует о том, что в центре цепочек добавленной стоимости должны быть сырьевые производства, содержащие ренту. Первый шаг в этом направлении сделан через «льготы в обмен на инфраструктуру». Распространив же налоговые льготы через кумулятивную систему, можно заинтересовать ресурсодобывающие предприятия в развитии высоких переделов. Смысл кумулятивной системы - предоставление минимальных льгот собственно ресурсодобывающим предприятиям. Например, резиденту, разрабатывающему проект в ресурсопользовании, установить пониженную ставку налога на прибыль, а также по НДПИ. Если же он начинает воспроизводить потребляемый им ресурс и проводит геологоразведку недр, то ему предоставляется льгота по арендной плате. Когда приобретается перерабатывающее оборудование и строится деревообрабатывающий или горно-обогатительный комбинат, то на этот передел обнуляются также налоги на прибыль, на имущество, земельный.

С дальнейшим развитием транспортной и энергетической инфраструктуры при соблюдении принципов экологической безопасности предоставляется льгота по таможенным пошлинам на ввозимые оборудование и материалы. Они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Следующий шаг - подготовка кадров для своего предприятия: развитие профессионального образования и науки, системы медицинского обслуживания. В этом случае устанавливается пониженная ставка страховых взносов, например, до 20%. Государство ничего не теряет, так как проект является новым производством, и выпадения доходов бюджета не происходит. Подобный механизм можно реализовать также в проектах государственно-частного партнерства, региональных инвестиционных проектах и др.

Необходимо учесть негативный опыт создания особых экономических зон на Дальнем Востоке. Особые режимы хозяйствования, создающие благоприятные возможности для прихода бизнеса, - необходимые, но не достаточные действия. Требуется их конкретизация в виде прорывных проектов и мер их государственной поддержки. Причем эти проекты должны максимально вписываться в естественную среду регионального воспроизводства, а не конкурировать и, тем более, не замещать исторически сложившиеся и действующие отрасли и производства. Они должны выполнять геостратегическую роль, то есть решать долговременные фундаментальные задачи. Из современных ТОР этим критериям отвечают в полной мере потенциальные полюсы роста «Комсомольск» (инновационный перерабатывающий кластер), «Большой Камень» (океаническое машиностроение), «Приамурская» (нефтепереработка).

В рамках промышленной политики России необходимо проводить масштабную деятельность по сокращению затрат, особенно в естественных монополиях и крупных госкорпорациях. Здесь есть существенные резервы снижения себестоимости - опережение роста производительности труда по сравнению с заработной платой, редукция заработной платы топ-менеджеров, освобождение от непрофильных активов и др.

В условиях дефицитности федерального и региональных бюджетов и низкого уровня инфраструктурного обустройства территории Дальнего Востока необходимо активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства. Такой опыт нарабатывается, необходимо распространить его в ТОР.

Серьезную критику вызывает невысокий уровень бизнес-планов проектов. Вряд ли под них можно получить кредиты банков. Вызывает сомнения и заявленная высокая эффективность проектов: некоторые показатели в 10 и более раз превышают среднеотраслевые оценки. Следует активнее привлекать к их оценке региональных экспертов. В свою очередь и региональные органы власти должны участвовать в этом процессе, соотнося направления деятельности потенциальных резидентов, их эффективность со стратегическими приоритетами и целевыми установками территории.

Наконец, необходимо распространить особый режим хозяйствования не только на новые, но и на действующие предприятия. Дефицит «длинных денег» и высокий процент - долговременная проблема. Действующему бизнесу ее решить проще, используя прибыль или имеющийся капитал в качестве залога. Но чтобы не снизить налогооблагаемую базу регионального и местного бюджетов, следует ввести «планку отсечения», приняв за основу налоговые и социальные платежи на уровне двух-трех последних лет.

Возникающие при развитии механизма ТОР правовые и экономические проблемы предлагается решать на примере пилотного ТОР «Комсомольск». Это уникальный по структуре экономики и ценностным ориентирам населения центр промышленной агломерации «Комсомольск-Амурск-Солнечный». Не случайно здесь действует долгосрочный комплексный план социально-экономического развития. Реализация ТОР «Комсомольск» должна показать, по какой модели развития двигаться Дальнему Востоку, возможно ли создание в макрорегионе инновационных промышленных комплексов, или следует развивать сырьевые отрасли, в лучшем случае, с первичными переделами.

В рамках этого проекта возможно расширение территории ТОР не только на весь г. Комсомольск-на-Амуре, но и на сопредельные с ним Амурский, Комсомольский и Солнечный районы. Тогда цепочки добавленной стоимости сформируются не только в машиностроении, но и в других отраслях (лесной, нефтеперерабатывающей, цветной металлургии, рыбной).

Для реализации одной из основных задач - закрепления населения и повышения качества жизни - предлагается установить здесь выплату дальневосточных и стажевых надбавок из федерального бюджета. Поскольку дополнительные выплаты коснутся только работающих в реальном секторе экономики, с учетом потерь социальных платежей они составят около 40 млрд. руб. в год. Это - большая нагрузка на бюджет, и задачу надо решать поэтапно. Но будет и компенсация в виде выхода из тени части бизнеса, роста НДФЛ, активизации малого и среднего предпринимательства.

Что касается тактических действий, то необходимо на региональном уровне разработать концепцию каждого ТОР, утвердить для резидентов форматы бизнес-планов, соответствующие требованиям ведущих банков страны, увеличить срок предоставления налоговых льгот по федеральным налогам для резидентов ТОР, реализующих крупные инвестиционные проекты; обеспечить адресное сопровождение крупных резидентов, особенно якорных зарубежных

инвесторов. Потребуется также внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации по установлению налоговых льгот индивидуальным предпринимателям-резидентам ТОР, упростить порядок получения кредитов под проекты резидентов от профильных институтов развития и изыскать возможность финансирования проектно-сметной документации на строительство инфраструктурных объектов в ТОР за счет средств Фонда развития Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.