Научная статья на тему 'Социально-экономические процессы в современном российском обществе как основа государственного заказа высшему профессиональному образованию по повышению его качества'

Социально-экономические процессы в современном российском обществе как основа государственного заказа высшему профессиональному образованию по повышению его качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Владимир Викторович

В статье обсуждаются проблемы повышения качества высшего профессионального, в частности, нефтегазового образования на современном этапе его модернизации, в условиях повышения его роли в культурном и социальном развитии человека и динамики потребностей регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические процессы в современном российском обществе как основа государственного заказа высшему профессиональному образованию по повышению его качества»

УДК 378.1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В

СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕГО

КАЧЕСТВА

Майер В.В., - к.т.н.

Тюменский государственный нефтегазовый университет

В статье обсуждаются проблемы повышения качества высшего профессионального, в частности, нефтегазового образования на современном этапе его модернизации, в условиях повышения его роли в культурном и социальном развитии человека и динамики потребностей регионального рынка труда.

The article deals with the problems of a refinement of a higher professional, in particular, oil and gas education at the present stage of its development, under conditions of rising of the educational role in a cultural and social development of a person and the changing demands of the regional labor market.

Ключевые слова: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Как отмечено в Концепции модернизации российского образования, «в условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике ее специфические проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого перехода» [1, с. 4]. Кризис, в котором оказалась Россия на пороге 3-го тысячелетия, поразил большинство организационных систем страны. Потеря государственного регулирования, нединамичное преобразование экономики и скачкообразное формирование цивилизованного рынка; резкое ускорение научнотехнического прогресса, становление экономики знаний и информационного общества и увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами; стремление народов к самоопределению, объективный процесс

интеграции российского общества; потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственнокультурной спецификой; усиление зависимости темпов развития общества от уровня и масштабов высшего образования и демографический спад - все это оказывает непосредственное влияние на систему образования. В настоящее время отмечается низкий уровень финансирования образования и падение престижа профессии учителя и преподавателя; отток научных кадров в более оплачиваемые сферы производства, сокращение научно-исследовательских работ в области образования, старение преподавательского корпуса; переход от избирательной, селективной модели высшего образования к массовой высшей школе; отставание системы переподготовки и повышения квалификации от потребностей педагогов; неразработанность эффективных механизмов ротации управленческих кадров в области образования. Все это приводит к снижению уровня отечественного образования и его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Таким образом, необходимость перемен в сфере российского образования связана с рядом как внутренних, так и внешних важнейших социально-экономических и социокультурных факторов, сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого периода, которые оказали существенное влияние на состояние российского образования. Образование должно научить человека жить в этом нестабильном мире, помочь ему адаптироваться к будущему, выработать новые стили и нормы поведения, жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.

В последнюю треть XX века в России, как в целом ряде государств, проводились образовательные реформы, которые, однако, не привели к

каким-либо существенным результатам. Падение объемов производства в областях производственной сферы приводит к сокращению заказов на подготовку кадров в начальном и среднем профессиональном образовании и резкому сокращению их выпускников; отставание учебно-лабораторной базы вузов и растущая утечка умов вызывают снижение интеллектуального уровня и практического значения профессионального образования; низкое финансирование и снижение уровня научно-методической работы в вузах приводит к сокращению использования современных методов и технологий обучения, разработок учебно-методической литературы, подготовки учебников; деидеологизация образования приводит к оскудению общественной, воспитательной и культурной жизни общества; в результате, по данным ЮНЕСКО, Россия сегодня по качеству образования занимает 13-е место в последней 3-й группе слаборазвитых стран.

Концепция модернизации российского образования определяет основные факторы обновления профессионального образования [1, с. 15]; среди них: а) создание системы постоянного мониторинга потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации; б) выстраивание оптимальной системы профессионального образования в соответствии с этими потребностями; в) создание системы аттестации и оценки качества образования; д) укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, их смыкание с предпринимательством; г) укрепление и развитие российской высшей школы как ведущего звена системы профессионального образования и как важнейшей сферы подготовки специалистов; д) обеспечение условий для инновационного развития системы профессионального образования, для повышения качества управления образовательными учреждениями, для опережающего развития новых направлений подготовки кадров и

выполнения научных исследований, определяющих кадровый и технологический уровень народного хозяйства и соответствующих перспективным тенденциям научно-технологического прогресса, роста производительных сил страны.

Реальностью сегодняшнего социально-политического развития российского общества является его регионализация как становление цивилизованного федерализма, качественного обновления федеративного устройства нашего государства. В этих условиях актуальным является формирование региональных рынков труда, а важнейшей задачей профессионального образования - обеспечение социальной защищенности молодежи на этом рынке труда за счет привнесения региональной специфики в содержание и организационные формы профессионального образования. Наряду с построением региональной системы образования, регионализация образования предполагает ее адаптацию к социально-экономическим условиям данного региона. Результатом этого должно стать обеспечение подготовки специалистов, обладающих специфическими для предприятий региона профессиональными знаниями и умениями.

В Тюменской области в течение длительного времени преобладающей формой вовлечения в хозяйственную жизнь страны природных ресурсов Сибири было формирование крупных территориально-промышленных комплексов. Территориально-промышленный комплекс Тюменской области, ориентированный на освоение западносибирских запасов нефти и газа, является крупным многоотраслевым организмом, не имеющих аналогов в России, как по важности решаемых проблем, так и по масштабам выполняемых работ. В его состав входят предприятия, обеспечивающие весь технологический процесс получения углеводородных продуктов, и организации, создающие и обеспечивающие этот процесс. По мере его

развития традиционные отрасли хозяйства - деревообрабатывающая и лесная промышленность, машиностроение и металлообработка, отрасли агропромышленного сектора - все в большей мере стали ориентироваться на нужды нефтегазовой промышленности.

В среднем 90% промышленного производства приходится на долю северных округов - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого, что определяет и регионально-климатическую специфику обустройства месторождений на Ямале, производства в условиях освоения территорий вечной мерзлоты, где имеются огромные запасы топлива. Природные условия Ямала не имеют аналогов в нашей стране с точки зрения криосферных явлений, научные исследования которых показывают необходимость разработки и внедрения новых строительных (в мерзлоте), добывающих и эксплутационных (в мерзлом или талом состоянии) и других производственных технологий.

Наращивание объемов добычи углеводородного сырья и его переработки предопределило положительную динамику движения населения и изменение его численности и возрастного состава. В то же время обеспечение кадрами предприятий для освоения нефтегазовых ресурсов Тюменской области за счет квалифицированных специалистов из других регионов страны не покрывает растущей потребности в них. Территориально-отраслевые особенности Тюменской области определяют становление и развитие ее научно-образовательного пространства: профили учреждений НПО и СПО, ориентированных раньше на подготовку кадров в области медицины, педагогики, сельского и рыбного хозяйства, как и количество обучающихся в них, начиная с 60-х гг., не соответствовали задачам развития нефтегазового комплекса, и высшая школа Тюменского региона стала развиваться за счет создания новых структур для профессиональной подготовки региональных кадров.

Процесс регионализации профессионального образования включает: поэтапное структурное реформирование сети образовательных учреждений в регионе; развития номенклатуры профессий и специальностей, по которым ведется подготовка; введение разноуровневой структуры образовательных услуг; моделирование образовательных областей, отражающих отраслевую, социокультурную и природную специфику региона; поиск педагогических технологий, способствующих саморазвитию личности в конкретных условиях региона; разработку программ и методик обучения, адекватных технико-организационным условиям и трудовым функциям работников, занятых в отраслях экономики региона [2, с. 5-6].

По мнению многих экономистов, одним из актуальных направлений преодоления кризисного состояния экономики является создание корпоративных финансово-производственных хозяйственных структур. Их преимущества - большой финансовый потенциал, конкурентные преимущества (основанные на больших возможностях освоения производства и снижения издержек), снижение негативного воздействия различных рисков (которые рассредоточены между отдельными предприятиями группы) [3]; по мере роста, веса и влияния корпорации возрастает ее независимость от внешнего вмешательства. В условиях насыщения рынка образовательными услугами одним из факторов обеспечения высокого качества научно-образовательных услуг ряда вузов страны стал процесс их корпоратизации. В российских условиях такая организационно-правовая форма используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами, каждое из которых можно рассматривать в качестве самостоятельного экономического объекта, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими

целями, интересами, организационной структурой. Корпоративный подход к совершенствованию образовательных систем характеризуется организацией относительно замкнутой сети научно-образовательных связей на основе не только возможностью объединения различных структур, а ее целесообразностью.

Таким образом, в профессиональном образовании региона существуют специфические проблемы: а) изучение конъюктуры рынка труда и

прогнозирование его развития с целью корректирования номенклатуры специальностей и приема в профессиональные учебные заведения; б) разработка перехода к опережающему образованию, ориентированному на информатизацию и новые технологии в производстве, рыночную экономику и правовое государство; в) совершенствование структуры непрерывного профессионального образования; г) развитие университетских образовательных комплексов; д) совершенствование воспитательной системы учреждений всех звеньев профессионального образования; е) разработка, внедрение и совершенствование систем управления качеством профессионального образования; ж) учет в учебно-методической деятельности вузов так называемого «криологического аспекта»; з) развитие социального партнерства предприятий всех форм собственности, общественных объединений профессионального образования; и) разработка и внедрение механизмов социально-экономической поддержки образования и его субъектов; к) позиционирование вузов в регионе, формирование его имиджа и др.

Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 утверждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001-2005 г.г.», в которой определены основные принципы инновационной политики высшей школы: а) единство научного и

образовательного процесса и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества; б) оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления; в) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции; г) многообразие форм организаций, обеспечение конкурентоспособности при формировании инновационных программ; д) поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере; ж) интеграция науки и образования в международное сообщество. Концепция определяет направления реализации этих принципов и соответствующие планы мероприятий. Правительственная стратегия модернизации образования предполагает, что основой реализации этих направлений и одним из важных концептуальных положений обновления целей и содержания образования должен стать компетентностный подход в образовании.

Основные направления модернизации российского профессионального образования связаны с изменениями современного общества и требований к человеку в нем, уровню его профессионализма, тенденциями мирового развития образования, неудовлетворительным состоянием российского образования и, соответственно, - меняющимися целями профессионального образования и необходимостью повышения его качества, механизмов его функционирования, развития и создания условий для повышения качества образования. Последнее направление стало ключевой идеей развития и модернизации системы российского образования, которую принимает и активно поддерживает все большее число специалистов. Опираясь на их многочисленные публикации, можно обобщить причины, определяющие это положение:

1. Образование все больше взаимодействует с экономикой, культурой, другими сферами общественной жизни и начинает играть в этом взаимодействии роль важнейшего фактора и резерва развития, отражается на рынке труда; общим компонентом всех взаимодействующих систем является качество человека.

2. В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, напрямую определяющийся качеством образования в ней, становится важным фактором не только экономического и социального развития, но и фактором экономической и политической ее самостоятельности, фактором ее выживания. Внедрение принципов и технологий современного менеджмента качества в экономике невозможно без наличия хорошо подготовленных специалистов.

3. Сложная и многообразная школа, испытывает потребность в критериях своего состояния, одним из которых является качество образования.

4. Идея качества достаточно универсальна, т.к. актуальна для всех компонентов и уровней системы образования; одинаково применима для оценки всех ее подсистем, может показать вклад каждой из них в общий результат.

5. Качество высшего образования оказывается непосредственно связанным с практическими аспектами деятельности высшей школы.

6. Качество образования на современном этапе подразумевает развитие вузов в сторону все более полного соответствия их деятельности потребностям общества и личности и выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений.

7. В июне 1999 г. была создана европейская сеть гарантии качества высшего образования (ENDA), цель которой - гармонизация методов деятельности агентств гарантии качества Европейского Союза. Качество

рассматривается как основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в Зоне европейского высшего образования.

8. Идея качества в нашей стране не только декларируется, но и активно апробируется на практике, что подтверждается деятельностью государственных органов управления образованием; разработкой стандартов образования; ростом числа исследований данной проблемы; реальными шагами ряда образовательных учреждений по внедрению систем качества.

Таким образом, идея повышения качества образования может играть роль идеологии общества. Вместе с тем, в решении проблемы качества образования достаточно нерешенных проблем. Среди них: а) действующих в настоящее время образовательных стандартов, по признанию большинства специалистов, недостаточно для диагностики качества образования; необходима разработка стандартов нового поколения; б) качество образования - проблема не только педагогики, но и междисциплинарная проблема, требующая синтеза педагогических исследований с квалитологией, системологией образования, теорией управления; в) образовательные учреждения пока еще не готовы полностью реализовать свои права и функции в управлении теми компонентами образовательной системы, которые и определяют качество образования своих выпускников, но не имеют механизмов практической их реализации; г) так как сфера образования все больше воспринимается в обществе как сфера услуг, то и подходы к обеспечению ее качества должны быть теми же, которые применяются в мировой практике в разных областях деятельности.

Проблема качества подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании обострилась в силу следующих причин: а) ликвидация государственного распределения выпускников вузов; б) дефицит

специалистов, способных работать при рыночных отношениях, при количественной избыточности рынка традиционных специалистов; в) неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей; г) снижение мотивации к овладению техническими знаниями и приобретению инженерной профессии; д) сокращение госбюджетного финансирования образования и науки; е) признание автономности вузов. Таким образом, проблемы менеджмента качества в экономике и проблемы качества образования, хотя и отличаются друг от друга, но тесно переплетаются и должны решаться скоординировано.

В то же время, исследования существующих механизмов управления качеством образования показывают, что в них наблюдается преобладание экономических категорий в ущерб педагогическим, недостаточно учитывается специфика содержания основной категории - «качество подготовки специалистов». Налицо слабое обеспечение

квалифицированными менеджерами на среднем уровне управления вузом, дефицит методических пособий и рекомендаций по внедрению в них принципов менеджмента качества, инертность части профессорско-преподавательского состава к внедрению новых принципов управления качеством образования и др.

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Concepcia. rtf 28 с.

2. Концепция регионализации государственного стандарта начального профессионального образования (на примере Тюменской области) / Сост. В.В. Шапкин, Ю.М. Конев. Тюмень: Ин-т повышения квалификации пед. кадров, 1995. 11 с.

3. Косачев Ю.В. Финансово-промышленные корпоративные структуры: Математические модели и методы исследования экономической эффективности. М.: МИФИ, 2005. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.