Научная статья на тему 'Реструктуризация структурной и содержательной интеграции в университетском комплексе'

Реструктуризация структурной и содержательной интеграции в университетском комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / СТРУКТУРНАЯ (ОРГАНИЗАЦИОННАЯ) ИНТЕГРАЦИЯ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / «СИСТЕМА ЭФФЕКТОВ» / STRUCTURAL (ORGANIZATIONAL) INTEGRATION / “SYSTEM OF EFFECTS" / UNIVERSITY COMPLEX / CONTENT INTEGRATION / RESTRUCTURING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимов Михаил Юрьевич, Ларченко Ирина Николаевна

В статье рассматривается подход к повышению эффективности системы профессионального образования на примере университетского комплекса. Приводится новая стратегия его дальнейшего развития на основе структурной (организационной) и содержательной реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRUCTURING OF STRUCTURAL AND CONTENT INTEGRATION AT UNIVERSITY COMPLEX

The approach of improving the effectiveness of the system of professional education on the example of university complex is examined in the article. The new strategy for its further development on the base of structural (organizational) and content restructuring is carried out.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация структурной и содержательной интеграции в университетском комплексе»

УДК 316.354:351/354 Акимов Михаил Юрьевич

кандидат технических наук, доцент, помощник проректора по учебно-методической работе и инновационному развитию Тюменского государственного нефтегазового университета тел.: (3452) 39-03-17

Akimov Mikhail Yuryevich

Candidate of Technical Science, associate professor, assistant of the vice-rector for educational and methodical work and innovative development, Tyumen State Oil and Gas University tel.: (3452) 39-03-17

Ларченко Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук,

директор нефтегазового колледжа им. Ю.Г. Эрвье

Тюменского государственного

нефтегазового университета

тел.: (3452) 20-52-16

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СТРУКТУРНОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Larchenko Irina Nikolaevna

Candidate of Pedagogics, director of Oil and Gas College named after Y.G. Ervie of Tyumen State Oil and Gas University tel.: (3452) 20-52-16

RESTRUCTURING OF STRUCTURAL AND CONTENT INTEGRATION AT UNIVERSITY COMPLEX

Аннотация:

В статье рассматривается подход к повышению эффективности системы профессионального образования на примере университетского комплекса. Приводится новая стратегия его дальнейшего развития на основе структурной (организационной) и содержательной реструктуризации.

Ключевые слова:

университетский комплекс, структурная (организационная) интеграция, содержательная интеграция, реструктуризация, «система эффектов».

The summary:

The approach of improving the effectiveness of the system of professional education on the example of university complex is examined in the article. The new strategy for its further development on the base of structural (organizational) and content restructuring is carried out.

Keywords:

university complex, structural (organizational) integration, content integration, restructuring, “system of effects".

Необходимость качественного изменения процессов развития и функционирования системы профессионального образования стратегически определена во всех основополагающих нормативноправовых документах, в том числе: в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., направлениях модернизации системы профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов российской федерации и т.п. Среди основных задач рассматриваются вопросы существенного повышения эффективности системы профессионального образовании, обеспечения более тесной связи профессионального образования с социально-экономическими потребностями регионов и другие. При этом отмечается, что основная стратегическая задача развития системы профессионального образования заключается в повышении уровня и качества подготовки специалистов и рабочих кадров, мотивации граждан в получении качественного образования.

В соответствии с приведенными выше задачами можно сделать вывод: развитие системы профессионального образования сегодня невозможно без «...модернизации институтов системы профессионального образования. формирования современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации.» [1, с. 12-13].

Особенно актуален этот вопрос в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих непрерывную многоуровневую профессиональную подготовку специалистов и рабочих кадров различного уровня образования и квалификации - университетских комплексах.

Это объясняется тем, что университетские комплексы представляют собой крупные научнообразовательные корпорации, объединяющие в единую целостную систему не только образовательные, но и научные подразделения. Поэтому университетские комплексы имеют сложную организационную структуру управления. В их состав входят учебные подразделения, такие как институты, колледжи, техникумы, филиалы и научные подразделения (институты, центры, лаборатории). Университетские комплексы, в отличие от других образовательных учреждений, реализуют более широкий перечень специальностей и направлений подготовки за счет уровней образования.

Можно предположить, что решение вышеперечисленных задач развития системы профессионального образования в университетском комплексе будет проходить успешнее, чем в других образовательных учреждениях. Этому будет способствовать единое образовательное пространство вуза,

многоуровневая система подготовки специалистов и рабочих кадров, номенклатура направлений подготовки, специальностей, профессий.

Несмотря на то, что университетские комплексы имеют потенциал для успешной реализации задач современного этапа развития системы профессионального образования, обозначенные в нормативно-правовых документах приоритеты в виде «.создания условий для повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям общества и каждого гражданина, оптимизации образовательного потенциала, устранения диспропорций на рынке труда и обеспечения квалифицированными кадрами рабочих и специалистов экономики и социальной сферы региона.» [2, с. 11] касаются и этих видов учебных заведений.

Далее будет рассмотрен потенциал университетского комплекса в реализации задач развития системы профессионального образования на примере Тюменского государственного нефтегазового университета.

Созданный на базе высшего учебного заведения, университетский комплекс является сегодня результатом многолетней работы коллектива по созданию принципиально новой структуры и содержания профессионального образования в Тюменской области. Анализ достижений по всем направлениям деятельности учебного заведения позволяет утверждать, что университет сегодня по праву считается одним из крупнейших учебных заведений в Западно-Сибирском регионе, стратегически ориентированным в своей деятельности на сохранение и развитие системы непрерывного профессионального образования в Тюменской области.

Университетский комплекс имеет в своей структуре 7 учебных институтов, 14 филиалов, 2 колледжа, общеобразовательный лицей, институт дополнительного образования, институт повышения квалификации и переподготовки кадров, институт третьего возраста, центр дистанционного образования, 18 научно-исследовательских институтов и центров. Контингент обучающихся по всем образовательным программам в университете составляет более 65 тысяч человек. Общее количество программ, по которым вуз может вести подготовку, включает в себя более 640 наименований по 20 укрупненным группам специальностей высшего профессионального образования, 18 укрупненным группам среднего и 15 - начального профессионального образования, охватывающих практически все отрасли социально-экономической сферы Западно-Сибирского региона. Количество программ дополнительного профессионального образования составляет 19 наименований, программ магистерской подготовки - 29.

Сегодня можно говорить, что создание университетского комплекса позволило получить следующую «систему эффектов», которая, по мнению В.И. Бакштановского, дает многоуровневая модель (имеется в виду многоуровневая модель подготовки специалистов и рабочих кадров в университетском комплексе). Под «системой эффектов» следует понимать результаты влияния деятельности университета на конкретные объекты или субъекты взаимодействия вуза.

Таблица 1 - «Система эффектов» университетского комплекса

Объекты и субъекты влияния «Система эффектов» университетского комплекса

Региональный рынок труда Возможность получения специалиста за короткие сроки с требуемыми квалификационными параметрами; сформированы новые подходы к организации взаимодействия вуза и пред-приятий-партнеров через привлечение потенциальных работодателей к формированию структуры и содержания подготовки специалистов и рабочих кадров.

Обучающийся университета Предоставление возможности выбора образовательной траектории, удовлетворяющей интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям обучающихся. Возможность освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, получения дополнительной квалификации.

Выпускник университета Возможность результативного завершения образования на каждом уровне для тех, кто не готов пока получить образование более высокого уровня; возможность плавного освоения уровней образования за счет перехода с одного уровня на другой для тех, кто готов освоить следующий уровень образования; повышение конкурентоспособности выпускника через спектр дополнительных квалификаций и специальностей.

Родители обучающихся Решение проблемы адаптации молодых людей; сокращение финансовых издержек; получение востребованной специальности или рабочей профессии.

Специфической особенностью Тюменского государственного нефтегазового университета как университетского комплекса выступают процессы структурной (организационной) интеграции учебных и научных подразделений вуза и содержательной интеграции уровней профессионального образования, которые планомерно проводятся учебным заведением более четырех лет.

Структурная интеграция рассматривается как процесс объединения нескольких структурных подразделений университетского комплекса в одну укрупненную организационную структуру с целью оптимизации систем управления, исключения дублирования функциональных уровней и направлений подготовки, рационализации штатных расписаний и финансовых затрат.

Предпосылки проведения структурной интеграции учебных подразделений заключались в следующем: наличие разнообразных организационных структур управления учебными подразделениями в вузе; необоснованно завышенная численность административно-управленческого аппарата; дублирование специальностей и профессий в присоединенных учебных заведениях; нерациональное использование учебно-лабораторной базы и т.п.

Однако, как показывает опыт работы других университетских комплексов, «... создание колледжей в составе университетского комплекса неизбежно приводит к необходимости оптимизации структуры управления посредством придания колледжем повышенного уровня самостоятельности со всеми признаками образовательного учреждения, но без статуса юридического лица.» [3, с. 13]. В каждом учебном подразделении такого вуза сохраняется своя организационная структура управления, «.в определенной мере повторяющая в сокращенном варианте организационную структуру управления центральной администрации.» [4, с. 13]. К сожалению, такая структура университетского комплекса приводит к необоснованному увеличению затрат на содержание административноуправленческого аппарата подразделений.

Содержательная интеграция в университетском комплексе предполагает взаимосвязь образовательных программ разных уровней на основе преемственности профессионального образования. Содержательная интеграция однопрофильных образовательных программ в цепочке «начальное, среднее, высшее профессиональное образование, послевузовское» позволяет использовать разнообразные схемы, модели интеграции профессиональных образовательных программ и обеспечивает предоставление возможности обучающимся вуза в выборе индивидуальной образовательной траектории. В таблице 2 представлены варианты содержательной интеграции, которые реализуются на данный момент в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

Таблица 2 - Варианты интеграции профессиональных образовательных программ

Наименование уровней образовательных программ

общеобра- начальное среднее высшее дополнительное профессио-

зовательная профессио- профессио- профессио- профессио- нальная

нальное нальное нальное нальное подготовка

очная форма очная, очная, очная, очная форма очная форма

обучения очно-заочная очно-заочная очно-заочная обучения обучения

(вечерняя) (вечерняя), за- (вечерняя), за-

формы очная формы очная формы

обучения обучения обучения

обучение по интегрированным

учебным планам

обучение с сокращенным сроком

освоения образовательной

программы

обучение с сокращенным сроком

освоения образовательной

программы

параллельное обучение

параллельное обучение параллельное обучение

параллельное обучение по программам профессиональной подготовки

Из таблицы видно, что в университетском комплексе существуют разные варианты интеграции профессиональных образовательных программ. Обучающиеся по программам начального профессионального образования могут дополнительно получить рабочую квалификацию посредством параллельного освоения программ профессиональной подготовки и освоить следующий уровень образования (среднее профессиональное) с сокращенным сроком обучения по профильной специальности. Студенты, получающие среднее профессиональное образование, могут также параллельно получить рабочую квалификацию и высшее профильное образование с сокращенным сроком освоения программы. Студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования, могут параллельно освоить программы подготовки по рабочим профессиям или получить квалификацию, обучаясь по программам среднего профессионального образования. Точно такие же возможности имеют обучающие по программам дополнительного профессионального образования.

Структурная и содержательная интеграция в университетском комплексе проходит с учетом принципа профилизации построения образовательного пространства в вузе. Обеспечение выполнения достигается за счет максимальной концентрации профессиональных образовательных программ всех уровней (начального, среднего, высшего и т.п.), объединенных одним или несколькими родственными направлениями подготовки (сервис, машиностроение, экономика и управление, нефтегазовое дело и т.п.) в одном учебном подразделении университетского комплекса.

Такой принцип в построении образовательного пространства вуза позволяет сегодня эффективно использовать кадровый потенциал учебного подразделения, его учебно-методический ресурс, осуществлять модернизацию его материально-технической базы, и что немаловажно - позволяет формировать потенциальный контингент обучающихся на каждый последующий уровень образования.

Однако проведенный анализ результатов структурной и содержательной интеграции в университетском комплексе позволил сделать следующие выводы и сформулировать ряд ключевых проблем, решение которых позволит улучшить потенциал вуза в реализации задач развития системы профессионального образования.

Во-первых, объединение институтов, институтов и колледжей, филиалов обеспечили определенное единообразие организационных структур управления учебными подразделениями согласно принципу профилизации, что сократило финансовые расходы на содержание административноуправленческого аппарата.

Во-вторых, концентрация всех форм подготовки и переподготовки по родственным направлениям в объединенном подразделении вуза исключило дублирование специальностей и профессий в вузе.

В-третьих, объединение учебных подразделений сформировало механизмы рационального использования и оснащения учебно-лабораторной базы кафедр и отделений с учетом принципа «тройного назначения в ее эксплуатации». Таким образом, в объединенном подразделении материально-техническая база используется для подготовки по программам всех уровней образования и проведения научных исследований.

В то же время оценка достигнутых преимуществ позволила установить ряд ключевых проблем:

- до сих пор наблюдается недостаточное нормативно-правовое обеспечение процесса формирования системы непрерывного профессионального образования в рамках университетского комплекса, что продолжает оказывать влияние на развитие процессов структурной и содержательной интеграции в вузе;

- увеличивается риск постепенного снижения общего объема контингента обучающихся в учебных подразделениях вуза за счет изменения демографической ситуации в городе и регионе, и как следствие этого, прогнозируется неравномерность в распределении контингента учащихся и студентов в учебных подразделениях университетского комплекса. В то же время сохранение предпочтения в получении высшего профессионального образования среди выпускников школ города и области может усилить диспропорции в структуре подготовки специалистов и рабочих кадров, и как следствие этого, затруднит процессы содержательной интеграции в рамках учебных подразделений вуза;

- происходит изменение требований со стороны предприятий и организаций региона к качеству подготовки высококвалифицированных рабочих с начальным профессиональным образованием и специалистов со средним и высшим профессиональным образованием. Сегодня потенциальный работодатель может формировать востребованные в профессиональной сфере качества выпускника через предложенные им же компетенции, отражающие заданные требования к его образовательной подготовке. При этих условиях претерпит изменение структура подготовки специалистов и рабочих кадров за счет формирования работодателями перечня «востребованных» и «невостребованных» им образовательных программ и т.п.

Для решения обозначенных выше проблем и для выполнения задач развития системы профессионального образования можно предложить для обсуждения следующий вариант решения: изменение в деятельности университетского комплекса возможны на основе структурной и содержательной реструктуризации. Под реструктуризацией следует рассматривать процесс формирования эффективной системы организации внутренних ресурсов университетского комплекса путем оптимизации процессов структурной и содержательной интеграции.

Структурная реструктуризация должна быть направлена на завершение процессов структурной интеграции учебных и научных подразделений вуза, рационализацию загрузки учебных площадей в условиях объединенного подразделения, равномерное распределение контингента обучающихся по всем уровням образования.

Содержательная реструктуризация обеспечит корректировку новых направлений подготовки, специальностей, профессий в соответствии с требованиями инновационной экономики региона; диверсификацию портфеля образовательных услуг за счет синергетического объединения преподавательских кадров, единой материально-технической базы, согласованного методического обеспечения; развитие академической мобильности студентов; совершенствование структуры учебного процесса; унификацию учебно-методических комплексов для разных уровней образования.

В соответствии с приведенными выше вариантами решения можно также провести работу по дополнению исходных положений создания университетского комплекса принципами, которые ориентированы на его развитие.

Таблица 3 - Принципы развития университетского комплекса

Принципы развития университетского комплекса на период до 2010 г. Принципы развития университетского комплекса на период до 2015 г.

Единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономкой и социальной сферой региона

Непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней Непрерывность профессионального образования на основе концентрации образовательных программ по принципу профилизации и интеграции однопрофильных научных и образовательных структур в одном укрупненном учебном подразделении

Инновационная направленность деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных

Организационное, учебно-методическое и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет интересов

- Оптимальный уровень соотношения финансовых доходов и расходов

- Рационализация материально-технической базы вуза с учетом непрерывного многоуровневого профессионального образования, объемов подготовки и принципа «тройного назначения в ее эксплуатации»

Реализация предложений возможна при соблюдении следующей совокупности условий:

1. Требуется развитие новых взаимоотношений с другими высшими учебными заведениями, научными организациями:

- инициирование новых отношений с академическими научно-исследовательскими институтами и центрами;

- участие в формировании кластеров по основным направлениям подготовки;

- создание межвузовских научно-исследовательских лабораторий и центров, полигонов, баз производственных практик.

2. Следует обратить внимание на развитие внутреннего потенциала вуза по всем направлениям деятельности:

- требуется завершить работу по укрупнению институтов и кафедр за счет их объединения с другими учебными подразделениями по территориально-отраслевому принципу;

- необходимо расширить номенклатуру реализуемых программ за счет программ дополнительного образования, профессиональной подготовки;

- важно улучшить качество кадрового состава вуза за счет стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования;

- требуется привлечь внешние инвестиции на поддержку и развитие инновационной инфраструктуры на базе укрупненных институтов, привлечь дополнительные источники финансирования и т.п.

Реализация предложений предполагает сбалансированное взаимодействие вуза с органами исполнительной власти регионального и федерального уровней, другими учебными заведениями высшего профессионального образования.

Механизм реализации предложений должен базироваться на принципах преемственности и последовательности развития достигнутых преимуществ.

Подводя итог вышесказанному, необходимо констатировать следующее: реструктуризация процессов структурной и содержательной интеграции в университетском комплексе позволит обеспечить устойчивое развитие вуза в регионе и обеспечит качественное изменение процессов развития и функционирования системы профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки:

1. Концепция развития профессионального образования в Тюменской области до 2020 года: проект. Тюмень, 2010.

2. Там же.

3. Силин А.Н. Управление качеством образовательной деятельности: содержание и инновационные подходы // Педагогический вестник Казахстана. 2005. № 2. С. 26-30.

4. Там же.

References (transliterated):

1. Kontseptsiya razvitiya professional'nogo obrazovani-ya v Tyumenskoy oblasti do 2G2G goda: proekt. Tyumen', 2010.

2. Ibid.

3. Silin A.N. Upravlenie kachestvom obrazovatel'noy deyatel'nosti: soderzhanie i innovatsionnye podkhody // Pedagogicheskiy vestnik Kazakhstana. 2GG5. No. 2. P. 26-3G.

4. Ibid.

- 1G3 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.