УДК 316.354:351/354
Ларченко Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук, директор нефтегазового колледжа имени Ю.Г. Эрвье Тюменского государственного нефтегазового университета тел.: (3452) 20-52-16
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается подход к изменению проявлений «дисфункциональности» в системе профессионального образования. Высказывается предположение о возможных способах устранения дисфункциональных проявлений посредством использования технологии социально-управленческих преобразований.
Ключевые слова: дисфункциональность профессионального образования, функциональность профессионального образования, трансформация, технология социально-управленческих преобразований.
Larchenko Irina Nikolaevna
PhD in Pedagogy, Director of Oil and Gas College named after Y-R.G. Ervier of Tyumen State Oil and Gas University tel.: (3452) 20-52-16
THE USE OF TECHNOLOGY OF SOCIAL AND ADMINISTRATIVE REORGANIZATION IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL EDUCATION
The approach to the change of dysfunctionality manifestation in the system of professional education is considered in the article. The supposition about possible ways of dysfunctional manifestations elimination by means of technology of social and administrative reorganizations is presented.
Key words: dysfunctionality of professional education, functionality of professional education, transformation, technology of social and administrative reorganizations.
Профессиональное образование, как и любой другой социальный институт, выполняет в обществе определенные функции, посредством которых отчетливо выражается сущность той сферы жизнедеятельности, которую этот институт представляет. Успешное выполнение профессиональным образованием своих функций в структуре общественных отношений, направленных на обеспечение удовлетворения людьми и общественными институтами их образовательных потребностей и интересов, можно охарактеризовать как процесс проявления его функциональности. В противном случае, если наблюдается процесс рассогласования функций, а также отклонение их от первоначально заданных параметров, приводящих к серьезным нарушениям в деятельности всей системы, то уместно говорить о проявлении дисфункциональности в профессиональном образовании [1, с. 6].
Поясним, что термин дисфункциональность (от лат. dis - нарушение, расстройство, утрата чего-либо, и functio - деятельность) в буквальном смысле слова означает нарушение, изменение деятельности. К сожалению, сегодня многие ученые, специалисты-практики, бизнесмены больше говорят и пишут о проявлениях дисфункциональности в профессиональном образовании.
Рассмотрим это утверждение на примере анализа некоторых функций профессионального образования, обратившись к социологическим исследованиям М.К. Горшкова [2], Г.Е. Зборовского [3], Г.Ф. Шафранова-Куцева [4], Ф.Э. Шереги [1], авторской статье В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» [5], стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2010 г. [6] и представим результаты в виде таблиц 1 и 2.
Таблица 1
Анализ экономической функции профессионального образования __________________с позиции ее функциональности и дисфункциональности________________________
Проявления функциональности экономической функции Проявления дисфункциональности экономической функции
Возможность выбора выпускниками школ образовательных учреждений, профессий, специальностей, форм обучения в зависимости от личных предпочтений. 1. Перепроизводство специалистов по отдельным профессиональным направлениям. 2. Развитие ситуации, характеризующейся несбалансированностью спроса и предложения квалифицированных кадров на рынке труда. 3. Предпочтение населения высшего профессионального образования в противовес среднему профессиональному и начальному профессиональному образованию. 4. Отсутствие престижа обучения прикладным квалификациям.
1. Сформированная структура специальностей, профессий, направлений подготовки в образовательных учреждениях профессионального образования на основе потребностей региональных предприятий и организаций. 2. Сформирована специфика требований, предъявляемых к квалифицированным рабочим, специалистам среднего звена и высшего профессионального образования в различных сферах профессиональной деятельности со стороны работодателей. 3. Развитие системы образовательных услуг в соответствие с запросом рынка труда 4. Развитие системы дополнительного профессионального образования, дополнительных квалификаций, профессиональной подготовки и т.п. 1. Несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда. 2. Отсутствие системы гарантированного трудоустройства выпускников. «Мы не можем сохранять положение, когда выпускник вуза заведомо не находит работу (а часто не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина этого - несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда...» [5, с. 5]. Абитуриенты видят такое несоответствие, пишет В. Путин, поэтому на избыточные бюджетные места поступают те, кто не собирается работать по специальности - а часто и не имеет для этого специальной подготовки и т.п. 3. Отсутствие гибкой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающего населения в соответствии с запросами рынка труда. 4. Низкое качество образовательных услуг. 5. Количественное и качественное состояние трудового потенциала, объемы, структура и качество подготовки кадров неадекватны состоянию экономики страны.
1. Развитие моделей непрерывного профессионального образования. 2. Снижение потенциального давления на экономику страны со стороны трудоизбыточной части населения за счет создания условий для непрерывного профессионального образования. 1. Низкий процент участия населения в непрерывном образовании (в возрастной группе 25-64 г. в России в 2008 г. составило 24,8%, тогда как в Великобритании - 37, 6, Германии - 41,9 и Финляндии - 77,3%) [6, с. 8]. 2. Экономически активное население, которое занято в производственной и непроизводственной сферах и составляет всего 65,6 млн чел. [1, с. 241.
Доля специалистов с высокой квалификацией (руководители, ученые, врачи и др.) составляет 26,6%, средней квалификации (технические специалисты, вспомогательные специалисты интеллектуального труда, рабочие высокой квалификации) 29%, рабочие и обслуживающий персонал низкой квалификации - 44,4% [1, с. 261. В целом работники средней и низкой квалификации составляют 73,4%, что явно не свидетельствует о прогрессивной квалификационной структуре населения, .которая сегодня вряд ли привлекательна для молодежи.» [1, с. 26]. В США она равна 43%, в Германии - 56, во Франции - 38%.
Таблица 2
Анализ социальной функции профессионального образования
с позиции ее функциональности и дисфункциональности_________________
Проявления функциональности социальной функции Проявления дисфункциональности социальной функции
1. Стимулирование работы социальных лифтов «равного старта» и продвижения человека на основе его способностей и таланта. 2. Формирование в общественном сознании представлений о государственной и социальной значимости карьерной перспективности начального и среднего профессионального образования. 3. Повышение престижа профессиональной подготовки и мотивации молодежи к ее получению 4. Необходимость приоритетного и опережающего развития систем начального и среднего профессионального образования связана с наличием устойчивого стремления молодежи к обучению в колледжах, техникумах, училищах. Многие молодые люди независимо от уровня материальной обеспеченности в семье считают эти уровни профессионального образова- 1. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную заработную плату и развиваться, строить карьеру, эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы [5, с. 1]. 2. Наличие высшего профессионального образования не является условием успешного социального продвижения. 3. Отсутствие доступа у некоторых слоев населения к получению качественного образования. 4. Большая дифференциация доходов, каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности [5, с. 1]. 5. Приведенная социальная структура российского общества следующая: высший класс - 7%, средний класс - 20, рабочий класс - 73% [1, с. 27]. 6. «.доля специалистов с высокой квалификацией (руководители, ученые, врачи и др.) составляет 26,6%, пишет Ф.Э. Шереги, средней квалификации (технические специа-
ния привлекательными, позволяющими быстро обрести самостоятельность. Именно поэтому эти уровни образования рассматривают в качестве важных факторов социального развития общества. листы, вспомогательные специалисты интеллектуального труда, рабочие высокой квалификации) - 29, рабочие и обслуживающий персонал низкой квалификации - 44,4%. В целом работники средней и низкой квалификации составляют 73,4%, что явно не свидетельствует прогрессивной квалификационной структуре населения, ... которая сегодня вряд ли привлекательна для молодежи.» [1, с. 26]. Выпускникам профессионального образования предстоит занять место 73,5% работников большей частью средней и низкой квалификации, а ежегодный выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием более 50% приводит к вынужденной смене квалификаций.
Степень профессиональной гибкости, подвижности, мобильности у молодежи формируется в учреждениях профессионального образования, которые призваны формировать специальные востребованные компетенции для занятия профессиями, которых сегодня пока еще нет в наличии [4, с. 65-66]. 1. Подготовка молодых людей в образовательных учреждениях системы профессионального образования не носит опережающий, прогрессивный, чем социальная структура общества, в духе вызовов инновационного развития характер. 2. Подготовка молодежи в системе профессионального образования ориентирована на воспроизводство иждивенческой социальной структуры. Так, общая социальная структура, определяемая по критерию дохода, дает следующее представление. Экономически активное население: работники сельского, лесного хозяйства и рыболовства - 7,85%; в сфере производства энергии и строительства - 29,4; розничной и оптовой торговли, финансов, общественного питания и гостиниц, транспорта, операций с недвижимостью, коммунальных услуг - 38,8; государственного управления и обеспечения военной безопасности - 7,2; образования и здравоохранения - 16,8%... Эту структуру целесообразно упростить, пишет автор до двух составных частей: те, кто производит прибавочный продукт, - 37,2% и те, кто потребляет прибавочный продукт, - 62,8%. Такая диспропорция, указывает автор, явно носит паразитический характер [1, с. 25].
Восстановление правового и социального статуса начинающего рабочего, специалиста среднего и высшего звена. Отсутствие подходов в инвестирование вложений в формирование необходимого социального капитала.
1. Обеспечение социального равенства в получении профессионального образования. 2. Возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах [5, с. 51. 3. Нивелировка территориального и социального неравенства, возникающего в результате обучения в средней школе посредством Единого государственного экзамена. 1. Низкое качество образования, школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию [5, с. 5]. 2. Усиление социального неравенства. Формирование социальных антагонизмов. «.на престижные специальности в вузах поступают в основном выпускники городских школ -дети образованных и обеспеченных родите-лей...фактически тем самым профессионального образование становится мощным фактором социального расслоения населения.» [4, с. 64]. 3. Нарушение прав человека в получении добротных знаний за счет большого количества вузов [6, с. 5]. 4. «Урбанистическую структуру населения с позиции потенциала образа и стиля жизни уместно составить из четырех элементов: жители аграрно-провинциальных поселков -44,5%; жители провинциальных городов - 17,7; жители крупных административно промышленных городов - 27,2; жители столичных городов - 10,6%, тем самым доминирование аграрно-провинциального массового сознания характерно для 62,2%, промышленно-урбанистического - для 27,2, индустриально-столичного для 10,6%. Такая урбанистическая структура не является прогрессивной с позиции современного индустриального общества. предполагающего доминирование рационального массового сознания.» [1, с. 27].
Таким образом, приведенное выше сравнение свидетельствует о подверженности системы профессионального образования процессу дисфункциональных проявлений. Их наличие свидетельствуют о сформированных противоречиях внутри самой системы профессионального образования, а также между ее возможностями и потребностями рынка труда и квалификаций. Областью «дисфункциональных» проявлений выступает структура, содержание и качество предоставляемых образовательных услуг; взаимодействие с партнерами-предприятиями; непрерывность, преемственность уровней профессионального образования; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работающего населения в соответствии с запросами рынка труда, а также условия реализации образовательных программ. В таких условиях структура подготовки кадров будет воспроизводить анахроничную социально-профессиональную структуру общества, ведь степень профессиональной гибкости, подвижности, как раз и закладывается, формируется в учреждениях системы профессионального образования [4, с. 65].
Возможным условием устранения «дисфункциональных» проявлений в профессиональном образовании могут выступать процессы трансформаций. В ситуации комплексных изменений российской действительности процессы трансформаций в профессиональном образовании способны преобразовать социальную реальность.
Поясним, что термин трансформация в переводе с лат. transfarmatio интерпретируется как преобразование, превращение, изменение формы или переход через форму. Можно придерживаться мнения В.В. Локосова считающего, что трансформация есть процесс изменения системы, который характеризуется качественными преобразованиями системообразующих элементов, мно-говекторностью и относительно высоким темпом их реализации, а также повышенным влиянием субъективных факторов [7, с. 147-150]. Следовательно, основой трансформаций выступает процесс пересмотра прежних ценностей с целью определения позиции на будущее в условиях ограниченной рациональности, неопределенности и риска.
Если воспользоваться неопределенностью, в которой оказалась сегодня система профессионального образования, то можно рассмотреть возможности структурных, функциональных и институциональных изменений в ней как трансформационный процесс. Тогда в этом случае, трансформационная активность перемещается от государственных и образовательных институтов к активным субъектам образовательного процесса, как важному ресурсу формирования новой инновационной стратегии развития страны.
Основой механизма трансформации структуры профессионального образования будут выступать процессы приведения ее в соответствие с потребностями граждан и общества в профессиональных кадрах. Основой функциональной трансформации становятся процессы изменения парадигмы содержания и метода обучения в профессиональном образовании - «.получения общенаучного образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации в течение всей активной жизни человека.» [6, с. 293]. Функциональная трансформация будет условием становления активного субъекта образовательного процесса, конструирующего содержание профессионального образования сообразно индивидуальным потребностям и ориентациям на требования рынка труда и квалификаций. Основой механизма институциональной трансформации становятся условия повышения самостоятельности и одновременно ответственности субъектов профессионального образования за результаты своей деятельности.
В этом ракурсе можно рассмотреть технологии социально-управленческих преобразований для обозначения проводимых действий в отношении социальных субъектов профессионального образования. Предложенные технологии социально-управленческих преобразований позволяют учитывать в полной мере один очень важный аспект, которому сегодня уделяют недостаточно много внимания, а именно актуализации роли непосредственных участников образовательного процесса, к которым перемещается субъектная активность.
Характеризуются технологии социально-управленческих преобразований как система целенаправленных управленческих воздействий на социальные субъекты профессионального образования (обучающиеся, педагогические работники, руководители, педагогические коллективы) с целью достижения желаемого социального результата и создания условий, определяющие трансформационный характер структурных, функциональных и институциональных изменений.
В качестве содержания используемых технологий выступают специально подобранные методы, приемы, системы последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и осуществления, ранее намеченных планов, программ, проектов и других действий, которые реализуются через элементы управленческого цикла.
В качестве примера можно предложить для обсуждения примерный вариант использования
технологии социально-управленческих преобразований в практике работы, направленной на устранение некоторых областей дисфункциональных проявлений в профессиональном образовании: структуры, содержания и качества предоставляемых услуг; взаимодействия с партнерами-предприятиями; непрерывность, преемственность уровней профессионального образования в виде табл. 3. В ней приведен возможный прогнозируемый социальный результат, полученный в результате использования технологии.
Таблица 3
Примерный вариант
__________________технологий социально-управленческих преобразований__________________
Область проявления дисфунк-циональности профессионального образования Возможные варианты преобразований для устранения дисфункциональных проявлений Возможные варианты технологий социальноуправленческих преобразований Прогнозируемый социальный результат
Структура, содержание и качество предоставляемых образовательных услуг. 1. Внедрение методов комплексного планирования объемов и структуры подготовки кадров. 2. Введение в практику работы системного анализа изучения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и квалификаций, прогноза кадровой потребности. 3. Формирование структуры предоставляемых образовательных услуг, ориентированной на подготовку специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями рынка труда и квалификаций. 3. Финансирование профессионального образования за счет региональных бюджетов в форме государственного заказа на подготовку кадров (для специалистов среднего звена, рабочих кадров) с учетом актуальных потребностей граждан. 4. Совершенствование содержания стандартов профессионального образования. Регулярное обновление требований к условиям и структуре образовательных программ. 3. Устранение коммерциализации профессионального образования. 4. Введение независимой государственно-общественной системы управления качеством профессионального образования и т.п. 1. Формирование кадрового потенциала (профессиональный отбор и перераспределение), способного обеспечить развитие у обучающихся компетенций к инновационной деятельности. 2. Создание условий для освоения педагогическими работниками методов и технологий обучения (преподавания), ориентированных на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. 2. Освоение педагогическими работниками организационно-методического инструментария мониторинга различных составляющих компетенций. 3. Создание условий для консультационнометодического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников. 4. Создание системы мотивации к освоению и продвижению инновационных образовательных технологий 4. Разработка механизмов регулярной ротации руководящего состава и т.п. 1. Сформированные навыки и компетенции к инновационной деятельности. 2. Востребованные инновационной экономикой и социальной сферой квалификации. 3. Сформированная способность управления индивидуальным компетентностным развитием. 4. Обеспеченная доступность выбора расширенного перечня образовательных программ. 5. Информированность о структуре, содержанию и качестве предоставляемых образовательных услуг. 6. Полученная информация о востребованности и успешности полученных квалификаций. 6. Обеспеченная возможность повышения квалификации и стажировок и т.п.
Взаимодействие с партнерами-предприятиями. 1. Переориентация образовательных организаций на нужды перспективных производств. 2. Повышение требований к квалификационному содержанию профессий и специальностей. 3. Развитие механизмов поддержки кооперации образовательных организаций с компаниями инновационного сектора. 4. Создание на базе партнеров- 1. Внедрение диалоговой формы сотрудничества с работодателями. 2. Совместное проектирование требований к качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. 2. Использование механизмов оценки деятельности педагогического коллектива с привлечением предприятий соответствующих секто- 1. Освоение актуальных производственных технологий непосредственно на рабочем месте в процессе практического обучения. 2. Возможность личного участия в планировании производственной карьеры. 3. Гарантированное трудоустройство после
BO
предприятий учебных и научных подразделений. 5. Внедрение моделей и механизмов разработки и экспертизы образовательных программ всех видов и типов с прямым участием работодателей. 6. Формирование независимой системы оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию выпускников совместно с парт-нерами-предприятиями и т.п. ров экономики и социальной сферы. 3. Привлечение работников производства к деятельности в образовательных организациях и т.п. получения профессии, специальности и т.п.
Непрерывность, преемственность уровней профессионального образования. 1. Формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающее требованиям, предъявляемым инновационной экономикой. 2. Развитие сетевых форм реализации образовательных программ и т.п. 3. Реструктуризация сети образовательных организаций для реализации содержательной и структурной интеграции различных уровней профессионального образования и т.п. 1. Обеспечение перехода педагогических работников к использованию современных методов и технологий обучения. 2. Создание организационно-педагогических условий для реализации содержательной интеграции в рамках одного образовательного пространства. 3. Создание организационно-управленческих условий для реализации структурной интеграции в рамках одного образовательного пространства. 4. Создание благоприятных социально-психологических условий для реализации творческого потенциала педагогических работников т.п. 1. Обеспеченный доступ к получению непрерывного профессионального образования. 2. Возможность применения индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от личных потребностей и предпочтений. 3. Приобретение сквозных компетенций в рамках одного образовательного пространства. 4. Обеспеченная возможность продвижения на основе способностей и таланта. 5. Возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения и т.п.
Таким образом, современный этап преобразований в системе профессионального образования адекватен современным условиям трансформируемой экономики России. Возможность технологии социально-управленческих преобразования как одного из способов преобразований позволяет в отношении социальных субъектов профессионального образования сформировать условия для их развития, что в итоге позволит изменить дисфункциональные проявления в профессиональном образовании.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования // Труд и социальные отношения. 2009. № 12.
2. Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социологические исследования. 2010. № 12.
3. Зборовский Г.Е. Модернизация образования сквозь призму социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2010. № 1. Т. 8.
4. Шафранов-Куцев Г.Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы: монография. Тюмень, 2011.
5. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Российская газета. 2012. URL: http://www.rg.ru/printable/2012/02/13/putin-statya.html (дата обращения 15.05.2012).
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. 11Р1_: http://правительство.рф/gov/results/17449/ (дата обращения 10.01.2012).
7. Локосов В.В. Трансформация социетальных систем (опыт реформ в современной России): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Челябинск, 2002.