Социально- экономические проблемы развития высшего образования в условиях цифровой экономики
Однораленко Станислав Юрьевич,
аспирант, кафедра «Экономика и управление народным хозяйством», Университет «Синергия» E-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются социальные и экономические проблемы развития высшего образования в условиях становления цифровой экономики. Современные трансформации в сфере высшего образования требуют от студента обладать рядом компетенций и навыков, востребованные на рынке труда. Возрастает необходимость более качественной подготовки будущих специалистов, так как освоение знаний инновационного формата выступает основой в развитии высшего образования в условиях цифровой экономики. Современные выпускники высшего учебного учреждения должны обладать креативным и критическим мышлением в решении комплексных задач, владеть информационными и коммуникационными технологиями в полном объеме, а также быть готовыми к непрерывному обучению инновационным технологиям. В статье поднимается вопрос о необходимости разработки единой системы управления образовательными процессами для повышения продуктивности деятельности ВУЗа. Кроме этого, для построения более качественной работы высшего учебного заведения необходимо наладить партнерские отношения с предпринимательскими структурами. Это позволит университетам более результативно корректировать свою деятельность в соответствии с потребностями рынка труда.
Ключевые слова: высшее образование, ИКТ-технологии, цифровая экономика, цифровое информационное образование, цифровые образовательные технологии, электронное обучение.
LO S Ое
см о см со
Учитывая необходимость реализации процесса цифровизации экономики, где основой выступает освоение новый технологий в сфере ИКТ, многие компании в различных областях подверглись значительным производственным, операционным и управленческим преобразованиям. В результате таких преобразований, подобного рода отечественные компании столкнулись с проблемой дефицита в найме квалицированных специалистов, обладающих достаточной компетенцией, чтобы осуществлять работу с учетом цифровизацион-ных трансформаций. Эффективность компании значительно снижается при отсутствии достаточного количества компетентных специалистов, соответственно, экономические показатели компании начинают также показывать не те результаты, которые ожидает получить компании при закрытии того или иного периода времени. Помимо этого, уровень безработицы может начать расти, в связи с тем, что специалисты не соответствуют современному уровню рынка труда. Таким образом, возрастает важность решения социально-экономических проблем на современном этапе развития высшего образования в условиях циф-ровзизации экономики.
Проблема партнерства высшего учебного заведения и коммерческой структуры становится крайне актуальной, так как уровень компетентности выпускников ВУЗов должн соответствовать тем критериям, которые требуют современные работодатели. Необходимость взаимосвязи между высшей школой и коммерцией также возрастает на фоне внедрения инновационных технологий, нового оборудования в работу предприятия, позволяющие повысить производительность труда. Интеграция единства деятельности высшего образования и повышения социальной и экономической результативности различных отраслей отражена в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой включено положения, направленные на переход на новый технологически уклад [1].
Развитие цифровой экономики влечет за собой масштабные изменения во многих отраслях. Такие изменения имеют прямую связь с развитием и распространением новы технологий в традиционных отраслях.
Основываясь на данных журнала Harvard Business Review, где была проведена аналитика по двум показателям: текущее состояние циф-ровизации в стране и ее скорость, Россия входит в группу стран, имеющих оценку «перспективные» страны [2].
Несмотря на то, что Россия уступает пока таким странам как США, Гонконг, Япония, Южная Корея, наблюдается положительная динамика финансирования в цифровую среду. Так расходы федерального бюджета на реализацию национальной программы «Цифровая экономика» к 2022 году должны увеличиться до 258 млрд рублей, что на 45% выше, чем планируется в 2021 году [3].
Основываясь на теории шестого технологического уклада экономики, предполагается, что доля креативного, критического и умственного труда в реализации и управлении рабочего процесса будет расти [4, с. 70-72]. Следовательно, чтобы реализовать данное условие, необходима трансформация существующие методы к подготовке специалистов в высших учебных заведениях. К необходимым трансформациям можно отнести необходимость внедрения инновационных методов обучения будущих специалистов в различных областях, а также применение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения.
По мнению Климовой Ю.О., основным источником развития цифровой экономики является система подготовки кадровых специалистов [5, с. 87-91]. Динамическое развитие цифровой среды предполагает постоянное увеличение количества выпускников высшей учебного заведения, которые готовы бросить все силы для решения инновационных проблем и задач. Междисциплинарная подготовка специалистов также выступает немаловажным фактором. Для этого абитуриенту, на момент поступления в высшее учебное заведение, необходимо обладать рядом компетенций: критический анализ современной экономической ситуации, на основе которого будет предприниматься разработка новых походов для решения комплексных задач; применение знаний, полученных в процессе обучения для решения практических задач [6, с. 243-245].
Традиционная система высшего образования разработана в соответствии с ФГОС и подразумевает отбор наиболее способных студентов для организации прямой передачи значительного объема знаний, его организация и последующий контроль. Однако цифровая экономика требует от высшего образования особой систематизации и организации [7, с. 123-124]. Стратегия развития современного высшего учебного заведения должна объединять в себе кооперацию с другими ВУЗами для осуществления подготовки студентов в смежных областях, а также сотрудничество с предприятиями, имеющие профильные вакансии для дальнейшего трудоустройства выпускников ВУЗа.
Рассматривая сотрудничество с другими учреждениями высшей школы, ВУЗы будут объединены единой целью для организации эффективной учебной деятельности. Подобного рода формат также способствует снижению различных издержек и затрат на организацию учебного процесса. Кроме этого, обмен техниками, технологиями и методологиями в процессе обучения позволит увеличить эффективность высшего учебного за-
ведения. Сюда можно отнести совместные разработки, научные конференции, круглые столы и т.д. Таким образом, создается единая система управления образовательными процессами.
Наряду с цифровизацией деятельности высшего учебного заведения, повышается требование к уровню квалифицированности преподавателей, так как большая часть читаемого материала необходимо перевести в цифровой формат.
Ниже представлена таблица с совокупными требованиями, которыми должен обладать выпускник современного ВУЗа (таблица 1).
Таблица 1. Компетенции современного специалиста-выпускника
Компетенции современного специалиста-выпускника
умение применять информационные и коммуникационные технологии
навыки в решении многоуровневых задач
умение в организации процесса самообразования
В рамках трансформации системы высшего образования в условиях цифровой экономики, образовательные программы должны включать в себя взаимодействие теории и практики в процессе обучения, с учетом цифровизации экономики.
Опыт зарубежных стран помог определить, что современные выпускники отечественных ВУЗов должны тесно взаимодействовать с процессами цифровизации, в том время как преподавателям необходимое постоянное совершенствование образовательных программ, внедряя цифровые и инновационных подходы в программы обучения [8, с. 321-322].
Для эффективной трансформации системы высшего образования в условиях становления цифровой экономики, современному ВУЗу необходимо закрепить новые цифровые компетенции студентов, создать новые образовательные программ. В рамках востребованности на рынке труда, высшему учебному заведению необходимо прямое сотрудничество с предпринимательскими структурами, таким образом, чтобы ВУЗ в реальном времени мог отслеживать об изменениях в кадровых потребностях.
Литература
1. Постановление правительства РФ о внедрении системы управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 2021. [Электронный ресурс]: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 10.04.2021)
2. Журнал Harvard Business Review: «Рейтинг 2020. Самые цифровые страны мира». [Электронный ресурс]: https://www.digital-energy.ru/2021/01/18/harvard-business-review-opublikoval-reyting-2020-samye-tsifrovye-strany-mira/industry/ (дата обращения 10.04.2021)
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
3. Министерство финансов РФ. Бюджет для граждан: к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: https://docviewer.yandex.ru/ view/0/?page=1& (дата обращения 11.04.2021)
4. Прохорова И.С. Технологический потенциал развития инновационной экономики в России: пределы и ограничения шестого технологического уклада // Вестник университета. 2020. № 2. С. 70-72
5. Климова Ю.О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационных технологий // Проблемы развития территории. 2020. № 6(110). С. 87-91
6. Омарова К.А., Элдарова А., Курбанова К. Актуальные проблемы трудоустройства и адаптации выпускников ВУЗов на рынке труда // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 12. С. 243-245
7. Перевозчикова Н.А., Багдасарова Д.Г. Влияние инновационной составляющей высшего образования на социально-экономическое развитие государства // Вестник института экономических исследований. 2019. № 4(16), С.123-124
8. Царькова В.С. Проблемы и перспективы на пути к новой технологической среде // Гуманитарные, социально-экономические общественные науки. 2019. № 11. С. 321-322
SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT IN THE CONDITION OF DIGITAL ECONOMY
Odnoralenko S. Yu.
Synergy University
In the article it is considered social and economic problems of higher education development in the condition of digital economy. Modern transformation in higher education requires from the student to have some skills and competences, which are in demand in the labor market. The effectiveness of students' preparation has been rising,
because acquiring innovation knowledge is becoming the basement in higher education development in the condition of digital economy. Modern students should have a creative and critical way of thinking in order to solve complex goals, be able to manage information and communication technologies as well as to be ready for constant study of innovative technologies. The question on necessity of developing a single system of educational processes management has risen in the article. Besides this, it is necessary to set a partnership relation with entrepreneur environment to provide effective management of the university. This will allow universities to correct their activity based on the result-oriented approach and be aligned with the demand of labor market.
Key words: higher education, IT-technologies, digital economy, information education, digital educational processes, e-learning.
References
1. Decree of the Russian Federation government on implementing of the national management system Digital economy of the Russian Federation. 2021. [Electronic resource]: https://digital.gov. ru/ru/activity/directions/858/ (accessed 10.04.2021).
2. Harvard Business Review magazine: 2020 Review. The most digital countries in the world. [Electronic resource]: https:// www.digital-energy.ru/2021/01/18/harvard-business-review-opublikoval-reyting-2020-samye-tsifrovye-strany-mira/industry/ (accessed 10.04.2021)
3. Ministry of finance of Russian Federation. Budget for the citizens. To federal law on federal budget for 2020 and for planned period of 2021 and 2022. [Electronic resource]: https://docview-er.yandex.ru/view/0/?page=1& (accessed 11.04.2021)
4. Prokhorova I.S. Technological potential for development of innovation economy in Russia. The limits and limitations of the sixth technological order // University report. 2020. № 2. P. 7072
5. Klimova Y.O. The problems of staff preparation in the field of information technologies // The problems of regional development. 2020. № 6(110). P. 87-91
6. Omarova K.A., Eldarova A., Kurbanova K. Current problems of employment and adaptation university graduates in the labor market//Regional problems of economy transformation. 2019. № 12. P. 243-245
7. Perevozchikova N.A., Bagdasarova D.G. The effect of innovation aspects of higher education on social and economic development of the country // Report of the university in the economic field. 2019. № 4(16), P. 123-124
8. Tsakrova V.S. Challenges and prospects for a new technology environment // Humanitarian, social and economic sciencies. 2019. № 11. P. 321-322
e
CM CO