Научная статья на тему 'СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION / TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Однораленко Станислав Юрьевич

В данной статье рассматривается влияние цифровой экономики на трансформацию системы высшего образования. Приведены примеры появления образовательных платформ, которые предоставляют услуги образования в удобном формате для обучающегося. Выделяется, что мобильность образования становится все более очевидным, таким образом, получение необходимых знаний и компетенций возможно по принципу «не выходя из дома». С каждым годом число пользователей, которые пользуются образовательными онлайн-платформами, становится все больше, что говорит о том, что в долгосрочной перспективе такого рода образовательные платформы могут составить большую конкуренцию традиционному университету, вытеснив его с рынка образовательных услуг. В статье также раскрывается роль государства в высшем образовании в условиях цифровой экономики, главной задачей которого является создание благоприятных условий для появления новых поставщиков образовательных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF ESTABLISHING DIGITAL ECONOMY

The impact of digital economy on the higher education is disclosed in the article. There have been introduced several examples of the educational platforms appearance, which supply educational service in a convenient way for the user. It is highlighted that education has becoming more flexible in terms of time and place measurement, thus it is possible to get necessary knowledge even without leaving your home place. From year to year, the number of consumers who use educational platform is increasing gradually. In a longterm outlook such kind of educational services may compete with the traditional educational system, kicking it out from the market of educational services. The main role of the government, during the development of digitalization of higher education, is to provide prosperous conditions for appearing new suppliers of the educational products.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Система высшего образования в условиях становления цифровой экономики

Однораленко Станислав Юрьевич,

аспирант, кафедра «Экономика и управление народным хозяйством», Университет «Синергия» E-mail: [email protected]

В данной статье рассматривается влияние цифровой экономики на трансформацию системы высшего образования. Приведены примеры появления образовательных платформ, которые предоставляют услуги образования в удобном формате для обучающегося. Выделяется, что мобильность образования становится все более очевидным, таким образом, получение необходимых знаний и компетенций возможно по принципу «не выходя из дома». С каждым годом число пользователей, которые пользуются образовательными онлайн-платформами, становится все больше, что говорит о том, что в долгосрочной перспективе такого рода образовательные платформы могут составить большую конкуренцию традиционному университету, вытеснив его с рынка образовательных услуг. В статье также раскрывается роль государства в высшем образовании в условиях цифровой экономики, главной задачей которого является создание благоприятных условий для появления новых поставщиков образовательных продуктов.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, трансформация образовательных технологий, качество обучения, профессиональные компетенции.

Революция в цифровом и информационном пространстве привела к всеобщему процессу глобализации. Все чаще можно встретить, что цифровые и информационно-коммуникационные технологии выступают базой для обновления и модернизации общественных отношений и структур. Существует показатель индекса сетевой готовности, который оценивает состояние развития информационных технологий на глобальном уровне, а также возможность перехода к цифровизации экономики. Согласно данному показателю, Россия входит в топ 50 стран, которые в той или иной степени находятся в процессе внедрения цифровой экономики, и занимает 48 место [1]. В рамках решения задачи перехода к цифровой экономики государством была утверждена система по реализации программы цифровой экономики РФ. На основании данного постановления, можно предположить, что государство заинтересовано в масштабировании диджитализаци в разные спектры жизни человека, в том числе и в высшее образование [2].

Подготовка квалифицированных специалистов становится весьма актуальной проблемой, поскольку «перестройка» образовательной технологии на цифровой уклад требует определенного времени, чтобы система начала работать в правильном режиме. Как только цифровые узлы будут отлажены, реорганизация будет способствовать решению проблем, связанных с подбором компетентных кадров. Динамика роста интереса к образованию напрямую связана со стремительно развивающимися процессами цифровизации. Ожидается, что рынок труда должен будет кардинально поменяться в лучшую сторону, поскольку цифро-визация системы высшего образования даст возможность для создания новых компетенций.

Сегодня мы можем наблюдать, что образование, в силу эпидемиологической обстановки, связанной с пандемией короновирусной инфекции, перешло на удаленный формат обучения. С одной стороны, мир только начал оправляться и приходить в себя, столкнувшись с ужасными разрушающими для мировой экономики последствиями. Эпидемия привела к тому, что крупные институты и банки понизили свои прогнозы экономического роста мировой экономики. Согласно отчету ОЭ-СР, прогноз роста мировой экономики составит 2,4%, что меньше ранее опубликованного отчета на 2,9% [3]. С другой стороны, самоизоляция послужила мощным толчком в цифровизации многих сфер жизни людей. Пандемия стала настоящим вызовом для высшего образования, предоставив образованию один из важных на сегод-

сз о

со £

m Р

сг

от А

няшний день факторов, учитывая скоротечность повседневной жизни человека, - мобильность [4]. Таким образом, казалось бы, дистанционное образование может негативно влиять на подготовку учащихся, в связи с уменьшением контроля педагогического состава. С другой стороны, студент становится более самостоятельным и дисциплинированным, так как непосредственно несет ответственность за усвоение знаний и распределение увеличившейся нагрузки для самостоятельной подготовки, а также получает уникальную возможность получать образование в любом удобном для него месте. Как следствие, преподаватель меняет свою функцию «воспитателя» и становится тьютером.

Инновационность становится основой процесса образования и воспитания студента. Готовность к масштабным переменам, к работе над более сложными задачами, а также качество обучения становятся главной задачей образования. Кроме всего этого, профессиональная цифровая компетентность будущих выпускников должна быть на порядок выше существующей, тем самым быть на шаг впереди в решении поставленной задачи [5, с. 50-60].

С одной стороны, высшее учебное заведение, как социальный институт, может занять лидирующую позицию в цифровой трансформации образования. Однако, с другой стороны, сетевые поставщики образовательных продуктов могут вытеснить ВУЗы. Поэтому для того, чтобы сохранить статус высшего учебного заведения необходимо создание инновационных кластеров по аналогии с Университетом Сколково или Стэндфордский Университет [6, с. 5-7].

Немаловажный фактор, который также влияет на динамичное развитие цифровых образовательных технологий - это низкая стоимость обучения в сравнении с традиционным университетом, а также более упрощенной коммуникационной формой между людьми, говорящих на разных языках. Например, университеты могут принимать участие на международной дистанционной платформе MOOC (Massive Open Online Courses) с помощью сети Интернет. На данной платформе имеется проект Coursera, который был основан одним из Стэндфордских профессоров. Сегодня этот проект охватывает свыше 20 миллионов пользователей, которые обучаются на онлайн платформе по всему миру. Механизм обучения достаточно очевиден - пользователь, в данном случае, потенциальный обучающийся, выбирает курс, который ему хотелось бы освоить. На портале представлено более 1000 дисциплин по разным специальностям. МООС выступает в качестве площадки, где разные образовательные учреждения предоставляют свои образовательные программы, среди ко-■ü торых можно подобрать то, что максимально соот-е ветствует требованию пользователя [7]. ^ Вдохновившись успехом европейских коллег ° в создании платформы МООС, в 2015 году Выс-Ü шая школа экономики совместно с семью другими

ведущими ВУЗами России инициировала проект по созданию национальной платформы открытого образования. А уже к июню 2016 года на платформе присутствовало более 90 курсов по разным специальностям [8].

Роль государства с развитием цифровой экономики в образовательных технологиях будет постепенно уменьшаться. Главной задачей государства является создание требований и условий для появления новых поставщиков услуг образования, которые могли бы конкурировать как на внутренним, так и на внешнем рынках [9, с. 39-40]. Со стороны высшего учебного заведения, основной задачей становится плодотворная и эффективная кооперация с работодателем для выявления компетенций выпускников и востребованных профессий. Кроме этого, инновационно-активные ВУЗы могут сами принимать участие на рынке образовательных услуг, выступая в качестве поставщика таких услуг [10, с. 155-157].

Таким образом, возможность формирования профессиональных университетских сообществ со специализированной методикой обучения и стандартом становиться более реальной. В долгосрочной перспективе, лет через 25-30, подобные сообщества могут составлять весьма существенную конкуренцию традиционным ВУЗам, вытесняя их с рынка образовательных услуг.

Литература

1. Индекс сетевой готовности. Информация об исследовании и его результаты. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ ratings/networked-readiness-index (дата обращения 30.01.2021).

2. Постановление правительства РФ о внедрении системы управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 2021. [Электронный ресурс]: URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858/ (дата обращения 30.01.2021).

3. Вести.ш (СМИ). 7 негативных последствий короновируса для мировой экономики. 2020. [Электронный ресурс]: URL: https://www.vesti. ru/finance/article/1866456 (дата обращения 30.01.2021).

4. ТАСС (СМИ). Высшее образование в мире: какие проблемы высветила пандемия. 2020 [Электронный ресурс]: URL: https://tass.ru/ opinions/8306213 (дата обращения 30.01.2021)

5. Российский производитель средств обучения и воспитания (СМИ). Главный тренд российского образования - цифровизация. 2020 [Электронный ресурс]: URL: http://notrusproduct.ru/ articles/tsifrovizatsiya/glavnyy-trend-rossiyskogo-obrazovaniya-tsifrovizatsiya/ (дата обращения 30.01.2021).

6. Официальный сайт онлайн платформы для обучения Massive open online courses. 2021 [Электронный ресурс]: URL: https://www.mooc.org/ (дата обращения 30.01.2020).

7. Кудлаев, М.С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. 2018. № 31. С. 8.

8. Национальная платформа открытого образования (НПОО). 2021. [Электронный ресурс]: URL: https://npoed.ru/faq (дата обращения 30.01.2021).

9. Однораленко С.Ю. Цифровая экономика и ее роль в развитие благосостояния государства // Инновации и инвестиции. № 11. 2020. С. 309.

10. Однораленко С.Ю. Цифровая экономика: возможности, перспективы развития современного государства // Сборник статей XLVIII Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations». 2020. C. 312.

THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF ESTABLISHING DIGITAL ECONOMY

Odnoralenko S. Yu.

Synergy University

The impact of digital economy on the higher education is disclosed in the article. There have been introduced several examples of the educational platforms appearance, which supply educational service in a convenient way for the user. It is highlighted that education has becoming more flexible in terms of time and place measurement, thus it is possible to get necessary knowledge even without leaving your home place. From year to year, the number of consumers who use educational platform is increasing gradually. In a long-term outlook such kind of educational services may compete with the traditional educational system, kicking it out from the market of educational services. The main role of the government, during the development of digitalization of higher education, is to provide prosperous conditions for appearing new suppliers of the educational products.

Keywords: digital economy, digitalization, transformation of educational technologies, quality of education, professional knowledge.

References

1. Index of network readiness. Information on research and result. 2021 [Electronic resource]: URL: https://gtmarket.ru/ratings/ networked-readiness-index (accessed 30.01.2021).

2. Decree of the Russian Federation government on implementing of the national management system Digital economy of the Russian Federation. 2021. [Electronic resource]: URL: https://digital. gov.ru/ru/activity/directions/858/ (accessed 30.01.2021).

3. Vesti.ru Mass media. The 7 covid negative aftermaths for global economy. 2020. [Electronic resource]: URL: https://www.vesti. ru/finance/article/1866456 (accessed 30.01.2021).

4. TASS. Mass Media. Higher education in the world: issues that have been brought up by the covid pandemic. 2020. [Electronic resource]: URL: https://tass.ru/opinions/8306213 (accessed 30.01.2021).

5. Russian producer of education and brining up (Mass Media). The main trend of the Russian education is digitalization. 2020. [Electronic resource]: URL: http://notrusproduct.ru/arti-cles/tsifrovizatsiya/glavnyy-trend-rossiyskogo-obrazovaniya-tsifrovizatsiya/ (accessed 30.01.2021).

6. Official webpage of the Massive open online courses 2021 [Electronic resource]: URL: https://www.mooc.org/ (accessed 30.01.2020).

7. Kydlaev M.S., The process of education digitalization in Russia // Young scientist. 2018. № 31. P. 8.

8. National platform of opened education (NPOE). 2021. [Electronic resource]: URL: https://npoed.ru/faq (accessed 30.01.2021).

9. Odnoralenko S.Y. Digital economy and its role in the development of country's prosperity // Innovation and investing. № 11. 2020. P. 309.

10. Odnoralenko S.Y. Digital economy: possibility, challenges for development of the modern country // Collection of articles of the 47th international scientific conference "World science: problems and innovations". 2020. P. 312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.