(продолжающийся рост заболеваемости и инвалидности детей, сохраняющийся высокий уровень смертности) целью программы определено сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических, социальный проблем материнства и детства.
Мероприятия программы «Здоровье» предусматривают совершенствование системы охраны здоровья матери и ребёнка путём внедрения современных комплексных оздоровительных, профилактических и лечебно-реабилитационных технологий в практику отечественной педиатрии, строительство и реконструкцию педиатрических и родовспомогательных учреждений, а также проведение научно-исследовательских работ в области профилактической педиатрии и акушерства.
Поскольку общество изменяется, и изменяется среда, в которой оно существует, то затруднительно указать допустимые показатели, характеризующие общество и среду, постоянные границы допустимых изменений. К тому же границы для одних показателей, как правило, зависят от значений других показателей. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: только решение всей совокупности проблем, которые являются необходимыми для
национальной безопасности, позволит говорить нам о безопасности нации.
ЛИТЕРАТУРА
1.Болотин И. Образование и национальная безопасность России - М.: 2002.
2.Бурьяк А. «Национальная безопасность» - М.:2001.
Mamonov A. V.
BASIC FACTORS OF NATIONAL SECURITY
The basic factors of the national security. This article tells us about basic factors which produced threat to the national security of Russia.
Сведения об авторе.
Мамонов Александр Викторович - 1980г.р., окончил Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации, аспирант кафедры «Г и СПН», область научных интересов: особенности
национальной безопасности в трансформирующимся обществе.
УДК 374.471.37
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Б.Б. СОКАЕВА
Статья представлена доктором философских наук, профессором К.Н. Панферовым.
Излагаются проблемы становления рынка труда в Республике Северная Осетия-Алания.
Республика Северная Осетия-Алания - один из субъектов Российской Федерации, входящий В Южный Федеральный округ. Территория республики составляет около 8 тыс. кв. км (0,05 % территории РФ), расчетная численность населения - 687 тыс. человек (0,5 % численности всего населения РФ). Северная Осетия является одним из самых густонаселенных субъектов РФ: плотность населения республики 85 человек на 1 кв. км, в целом по РФ - 8,6 человек, по Южному Федеральному округу - 38 человек. В последние 7 лет миграционный прирост населения Северной Осетии составил около 31 тыс. человек, или 67 % общего прироста населения. Всё это создает ещё большую напряженность на рынке труда в Республике Северная Осетия-Алания, обостряет социально-экономические проблемы, сдерживает социально-экономическое развитие республики.
Преобразования в сфере занятости населения являются одним из условий рыночной трансформации, связанной со становлением многосекторной экономики, обоснованием отраслевой структуры, формированием системы рынков и их инфраструктур.
В значительной степени современные процессы в сфере занятости обусловлены приватизацией государственной собственности и развитием корпоративной, групповой и индивидуальной частной собственности, что вызвало реструктуризацию занятости и образование новых сфер приложения труда. В соответствии с требованиями рынка происходит привлечение квалифицированной рабочей силы в рыночный сектор экономики.
Развитие государственного сектора экономики обеспечивает большую часть доходных занятий экономически активного населения, хотя уровень безработицы к экономически активному населению в целом по республики Северная Осетия-Алания составил 1,2 % и является одним из самых низких показателей в Южном Федеральном округе. В соответствии с Генеральной схемой создания и сохранения рабочих мест в 2004 году в республике было сохранено и создано дополнительно свыше 25 тыс. рабочих мест.
В сфере трудовой занятости населения на среднесрочную перспективу важнейшими направлениями являются: развитие реального сектора экономики и сферы услуг с целью дополнительного создания новых рабочих мест; улучшение системы информирования населения о спросе на рабочую силу; дальнейшее развитие и повышение профессионального переобучения безработных; оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей специальности и впервые вступающей на рынок труда.
В соответствии с прогнозом на рынок труда в 2004 году в республике выйдут около 9,5 тысяч выпускников учебных заведений. В этой связи в числе первоочередных задач, намеченных среднесрочной Программой, определено создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и в первую очередь, учащихся выпускных классов, выпускников общеобразовательных учреждений, высших учебных заведений, молодежи, демобилизованной из рядов Вооруженных Сил.
В соответствии с Программой обеспечения занятости молодежи и подростков будет оказано содействие в трудоустройстве не менее 19 тыс. человек в возрасте до 25 лет. В результате общая численность официально зарегистрированных безработных в республике будет сокращена к 2005 году в 2 раза к уровню 2001 года и составит не более 1,3 тыс. человек.
Одновременно наблюдается постепенное повышение уровня безработицы, прежде всего, за счет населения, неконкурентноспособного на рынке труда, и перехода скрытой безработицы на несостоятельных предприятиях и в бюджетной сфере в официальную форму, регулируемую Службой занятости. Кроме того, происходи её пополнение за счет возрастной трудовой миграции, увеличения числа беженцев и вынужденных переселенцев.
В настоящее время наблюдается рост временной (фрикционной) безработицы в республике при относительно низком уровне структурно-профессиональной и циклической форм её проявления. Растет хроническая безработица, связанная с низкой мобильностью и конкурентноспособностью безработных на рынке труда. На начало года 30 % мужчин и 56 % женщин из числа зарегистрированных безработных искали работу более одного года. Помимо этого, безработица приобретает превращенные формы неполной занятости на производстве и скрытой безработицы на простаивающих рабочих местах.
Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам полезной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессиональноквалификационном разрезах.
Главные цели политики занятости связаны с проблемами использования труда -повышением его продуктивности. Это можно добиться за счет повышения уровня образования, квалификации, совершенствования технологий и т.д.
На рынке труда в Республике Северная Осетия-Алания просматривается половая асимметрия из-за того, что женская рабочая сила менее мобильна, а-мужчины в случае потери работы более активны на рынке труда и не прекращают её поиск. У них более высокая
вероятность оказаться как в категории безработных, активно ищущих работу, так и самостоятельно обеспечивающих себя работой, тогда как женщины при потере работы часто прекращают её поиск, переходя в состав экономически неактивного населения.
Следует отметить довольно высокую текучесть занятости в самой молодой части экономически активного населения республики, то есть в возрасте 16-24 года. С одной стороны, у молодежи высока вероятность увольнения, с другой - они имеют неплохие шансы найти работу. Следовательно, для данной категории характерна чистая смена работы, что приводит к высокому уровню безработицы.
Относительно благоприятно складывается ситуация для лиц с высшим образованием, с наибольшими сложностями сталкиваются лица с неполным и средне- специальным образованием. Профессиональное обучение в 2003 г. прошли 629 человек, из них женщин - 428, молодежь в возрасте 16-30 лет - 315 человек, подростков в возрасте 16-17 лет - 26 человек.
Служба занятости совместно с мэрией Владикавказа в 2003 г. провела несколько ярмарок вакансий для молодежи, отставников-офицеров и инвалидов.
Особую напряженность на рынке труда республики создают беженцы и вынужденные переселенцы, которые составляют 12,5 тыс. человек.
Проведение активной политики занятости предполагает реализацию комплекса организационных мер, среди которых: 1 .Организация деятельности Службы занятости как части единого регионального органа управления трудом, занятостью и трудовой миграцией. 2.Регулирование продолжительности безработицы на основе использования регистрации, учета и переучета безработных. 3.Содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности незанятых работников путем профориентации, консультации, профобучения (переобучения) при перемене рода занятий или переходе на новое место работы. 4.Широкое использование активных форм трудового посредничества: ярмарок вакансий, дней
специалистов, открытых рынков труда и т.д. 5.Концентрация заявленного спроса и предложения рабочей силы в информационных центрах Службы занятости и создание специализированных служб информационно-консультативного обслуживания
работополучателей и работодателей. 6.Формирование целевых региональных фондов занятости с привлечением региональных и отраслевых внебюджетных фондов и т.д.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Дзадзиев А.Б. Этнодемографическая ситуация в Северной Осетии: 1989-2002 годы//Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований. - Владикавказ, 2003. - № 9 с.154.
2.Ковалев С.Г., Тучков А.И. Рынок труда: понятие, закономерности, перспективы: Учеб.пособие. - СПб.,
1992.
3.Рофе А.И., Збышко Б.Г. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. - М.: изд-во «МИК», 1998.
4.Численность и миграция населения РФ в 2002 году. Статистический бюллетень. - М.: Госкомстат России. 2002. с.83, 112.
Sokaeva B.B.
TRADE MARKET FORMATION SOCIAL ECONOMIC PROBLEMS IN NORTH OSETIA-ALANIA
RESPUBLICA
Trade market formation in north Osetia is represented.
Сведения об авторе
Сокаева Бела Бесагуровна, окончила экономический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Владикавказского института управления. Опубликовала более 15 научных работ. Область научных интересов -трудовые ресурсы РФ.