И.А. Никитина
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Российская рыночная экономика имеет существенные деформации, вызванные множеством противоречий в общественной жизни страны, что усиливает внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. В работе представлена система факторов, способствующих расширению криминализации экономических отношений, необходимость учета и ослабление которых в реформируемой экономике позволит противодействовать экономической преступности.
Проведение экономических реформ в России привело к беспрецедентному росту криминализации общества. Внедрение преступно нажитых капиталов в экономику сопровождалось расширением масштабов теневой экономики, ростом финансовых, хозяйственных и должностных преступлений.
Развитие криминальной экономики становится препятствием на пути осуществления рыночных преобразований. Необходим принципиально иной подход к проблеме противодействия криминализации экономических отношений.
Решение поставленной проблемы возможно в двух направлениях:
1)с позиции критического анализа исторически сложившейся в стране системы криминальных отношений. Движение общества к развитой рыночной экономике невозможно без анализа опыта борьбы с преступностью в экономической сфере и той практики, которая уже накоплена в условиях реформирования российского хозяйства;
2) с позиции оценки методов и форм противодействия криминальной экономике, проведения декриминализации многих экономических процессов. Сложившийся организационно-экономический механизм противодействия криминальной экономике не обеспечивает существенного сокращения преступности в сфере экономической деятельности; усилий только правоохранительной системы недостаточно для ослабления криминальных явлений в хозяйственной сфере.
В процессе реформирования рыночной экономики в системе экономических отношений страны произошли существенные изменения, значительная доля которых приобрела характер деформаций, что вызвало серьезные изменения в хозяйственной жизни. Возникла система внутренних и внешних угроз экономической безопасности страны, преодоление которых должно стать важнейшим элементом государственной экономической политики.
Деформации экономических отношений привели к целому ряду негативных последствий в экономике России, из которых наиболее серьезными являются:
- импортная экспансия на российский рынок товаров и усиление зависимости в удовлетворении внутренних потребностей стратегическими, продовольственными товарами, наукоемким оборудованием и т.д. от мирового рынка;
- дискриминационные меры зарубежных стран и их сообществ в рамках внешнеэкономических отношений с Россией (по запрету на поставки криогенных двигателей для ракет в Индию, на выход нескольких
НИИ России на рынок Ирана), медленно снижающийся уровень внешнего долга;
- недостаточный экспортный и валютный контроль, незамкнутость таможенной границы, следствием чего является ввоз огромного количества заграничных товаров минуя таможенный контроль либо через коррумпированных чиновников таможенных служб (например, в середине 1990-х гг. только 2% иномарок прошли таможенный контроль в соответствии с установленным порядком) [1];
- неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, что тормозит расширение товарооборота прежде всего со странами, которые исторически являются партнерами России во внешнеэкономической деятельности.
Деформации экономических отношений вызвали ослабление трудовой мотивации работников, в результате сформировалась благоприятная среда для роста масштабов криминального поведения.
Деформации экономических отношений, имеющие для хозяйственного сектора России разрушительные последствия [2], обусловлены следующими противоречиями в обществе:
- между формированием рыночных отношений на основе соответствующих экономических механизмов регулирования хозяйственной деятельности и наличием сохранившихся методов командно-административного управления экономикой. Следствием этого являются сохранение и приумножение монополизма в промышленности, сужение экономических действий государства, рост цен, подрыв устоев экономических возможностей конкурирующих фирм;
- между правом на собственность для всех граждан, декларированным Конституцией РФ, и фактическим лишением, в результате чиновничье-криминаль-ной приватизации, права на реальную собственность на средства производства. В итоге произошла поляризация в обществе, разделившая людей на богатых и бедных; в категорию первых попала почти пятая часть населения, в основном люди, занимающиеся интеллектуальным трудом (педагогические кадры всех уровней, научные работники и др.);
- между декларированным либеральным курсом на реформирование экономики и нищенским материальным положением значительной массы населения. Резко упал уровень социальной защищенности и социального обеспечения;
- между провозглашенной целью экономических реформ (повышение благополучия граждан) и превращением их в самодовлеющую задачу формирования нового собственника. В итоге на последний план были
отодвинуты судьба отдельной личности и элементарное благополучие семьи. Ставка на создание слоя ры-ночников-предпринимателей привела к быстрому формированию «прослойки» богатых, для которых обогащение любой ценой, в том числе теневыми и криминальными методами, стало образом жизни. Рухнувшая в конце лета 1998 г. финансово-кредитная система погребла под собой надежды на зарождение среднего класса - собственность значительной доли предпринимателей оказалась в руках монополистов и крупных предпринимателей, увеличив капиталы финансовых олигархов и криминальные кассы [3];
- между провозглашенными целями экономических реформ и методами, избранными для их достижения (отказ от регулирующей роли государства в процессе разгосударствления, приватизации, выбор западных - американо-германских по преимуществу - моделей реформ без учета особенностей российской действительности и сложившихся реалий, полная либерализация внешнеэкономической деятельности, практически отказ от защиты отечественного производителя и т.д.). Фактически были разрушены индустриальная и продовольственная базы, фундаментальная наука, повсеместно наблюдался разгул преступности, что связано, прежде всего, с незаконным захватом собственности и ее переделом;
- между формирующимся новыми экономическими отношениями и постоянным отставанием правовой базы по регулированию этих отношений, что объясняется, с одной стороны, недостаточно глубоким изучением сути современных экономических явлений, с другой - жестким лоббированием законодательных актов определенными кругами финансово-промышленных воротил и криминальных структур. Создаются условия для расширения деятельности организованной экономической преступности, прежде всего коррупции;
- между интересами, с одной стороны, всесильного Центра (федеральной власти) по вопросам собственности и распределения получаемых доходов, с другой -регионов, субъектов Федерации (власти на местах), как следствие - нарастание национального сепаратизма;
- между объявленными целями и задачами реформ и неспособностью ослабленного государства решать эти задачи; как результат - постоянное снижение авторитета государства, органов законодательной и исполнительной власти, трансформация государственного чиновничества в автономную силу, превратившую свое рабочее место в прибыльный товар, использование слабых мест государства и его аппарата новыми собственниками исключительно в корыстных интересах;
- между обнищанием большей части населения и сосредоточением богатства у ничтожно малой прослойки. В рамках сложившегося экономического механизма накопление богатства, как правило, не связано с трудом и производством, а опирается на спекулятивное перераспределение доходов. Отсюда разрыв между реальным и финансовым капиталом, рост напряженности между трудом и капиталом, критически опасные перепады в доходах населения;
- между необходимостью сохранения экономического потенциала страны, индустриальной базы, на-
уки, сельского хозяйства и задачей интеграции экономики России в мировое хозяйство. Следствие - угроза закрепления за экономикой России статуса глобального сырьевого рынка, превращения России в рынок сбыта устаревших, некачественных товаров западной экономики и дешевой рабочей силы.
Даже краткий перечень противоречий показывает, что деформации экономических отношений явились тем основанием, на котором строятся и крепко держатся криминальные структуры. Работа по преодолению последствий криминальных явлений, не затрагивающая основополагающих причин возникновения деформаций в экономике, не принесет существенных позитивных результатов в борьбе с экономической преступностью. Правоохранительные органы всегда будут опаздывать вместо того, чтобы опережать действия преступных сообществ.
Ошибки при формировании законодательной базы рыночных отношений привели к огромным безвозвратным потерям. Определенные силы стремились посеять хаос в хозяйственной жизни страны, что позволило им в период нестабильности присвоить значительную часть общественного достояния.
Все большей угрозой становится криминализация хозяйства и общественной жизни в целом. Криминальными стали практически все ведущие, и не только ведущие, сферы экономики, что наносит серьезный экономический ущерб и оказывает крайне негативное влияние на реформирование экономики, деловую активность субъектов хозяйственных отношений и привлечение зарубежных партнеров.
Противоречия и особенности экономического развития России, связанные прежде всего с формированием новых отношений собственности и рыночных структур, вызвали целый ряд негативных явлений как экономического, так и политического, правового, нравственного, этического и т.п. характера. Противоречия современного этапа движения к рыночным структурам привели к деформациям экономических отношений, вызванных факторами, дестабилизирующими экономическую обстановку в стране, способствующими росту преступности в России, особенно в сфере экономической деятельности [4].
Высокая доходность и сложность организации незаконного бизнеса обусловливают кооперацию в рамках незаконного промысла, необходимость согласования личных и групповых корыстных интересов его участников, их соподчинение, специализацию, что закономерно приводит к созданию преступных организаций, их объединению в сообщества [4].
Подводя итог, отметим, что деформации экономических отношений вызывают серьезную тревогу за состояние национальной безопасности России. В перечне причин, подрывающих экономический потенциал государства, на ведущие позиции выдвигается преступность, ее наиболее разрушительная форма -организованная. Борьба с криминальными явлениями становится ведущей политической задачей. Сохранение экономики, ее развитие по пути рыночных отношений будет способствовать возвращению России в число высокоразвитых стран мирового сообщества.
1. Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2002.
С. 189-201.
2. Экономика и право. Теневая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 30-41.
3. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. М.: Маркет ДС, 2005. С. 143-146.
4. Лунев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции М., 2005. С. 491-500; 504-506.
Статья представлена кафедрой уголовно-исполнительного права и криминалистики Юридического института Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Юридические науки» 4 апреля 2006 г.
Чубраков С.В. Уголовное наказание в виде обязательных работ. - Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 220 с.
ISBN 5-89503-267-2
Монография посвящена теоретическим и практическим проблемам уголовного наказания в виде обязательных работ
Исследуются основные вопросы, касающиеся содержания и применения обязательных работ, исторический и зарубежный опыт использования аналогичных мер в свете международных стандартов обращения с осужденными, а также опыт реализации обязанности по выполнению бесплатных общественно полезных работ при условном осуждении и первоначальный опыт применения наказания в виде обязательных работ. Анализируются последние изменения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, разработан ряд
новых теоретических положений, сформулированы предложения по совершенствованию правовой базы наказания в виде обязательных работ.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, сотрудников судебных и правоохранительных органов.