Научная статья на тему 'Социально-экономические предпосылки формирования криминальной экономики'

Социально-экономические предпосылки формирования криминальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Ирина Александровна

Российская рыночная экономика имеет существенные деформации, вызванные множеством противоречий в общественной жизни страны, что усиливает внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. В работе представлена система факторов, способствующих расширению криминализации экономических отношений, необходимость учета и ослабление которых в реформируемой экономике позволит противодействовать экономической преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian market economy has essential deformations caused by multitude of oppositions in social life of the country. It strengthens inner and exterior threat of Russian economic security. This work presents a system of factors contributed to the expansion of criminaluation of economic relationship, necessity of registration and weakening of what allows to resist economic criminality.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические предпосылки формирования криминальной экономики»

И.А. Никитина

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Российская рыночная экономика имеет существенные деформации, вызванные множеством противоречий в общественной жизни страны, что усиливает внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. В работе представлена система факторов, способствующих расширению криминализации экономических отношений, необходимость учета и ослабление которых в реформируемой экономике позволит противодействовать экономической преступности.

Проведение экономических реформ в России привело к беспрецедентному росту криминализации общества. Внедрение преступно нажитых капиталов в экономику сопровождалось расширением масштабов теневой экономики, ростом финансовых, хозяйственных и должностных преступлений.

Развитие криминальной экономики становится препятствием на пути осуществления рыночных преобразований. Необходим принципиально иной подход к проблеме противодействия криминализации экономических отношений.

Решение поставленной проблемы возможно в двух направлениях:

1)с позиции критического анализа исторически сложившейся в стране системы криминальных отношений. Движение общества к развитой рыночной экономике невозможно без анализа опыта борьбы с преступностью в экономической сфере и той практики, которая уже накоплена в условиях реформирования российского хозяйства;

2) с позиции оценки методов и форм противодействия криминальной экономике, проведения декриминализации многих экономических процессов. Сложившийся организационно-экономический механизм противодействия криминальной экономике не обеспечивает существенного сокращения преступности в сфере экономической деятельности; усилий только правоохранительной системы недостаточно для ослабления криминальных явлений в хозяйственной сфере.

В процессе реформирования рыночной экономики в системе экономических отношений страны произошли существенные изменения, значительная доля которых приобрела характер деформаций, что вызвало серьезные изменения в хозяйственной жизни. Возникла система внутренних и внешних угроз экономической безопасности страны, преодоление которых должно стать важнейшим элементом государственной экономической политики.

Деформации экономических отношений привели к целому ряду негативных последствий в экономике России, из которых наиболее серьезными являются:

- импортная экспансия на российский рынок товаров и усиление зависимости в удовлетворении внутренних потребностей стратегическими, продовольственными товарами, наукоемким оборудованием и т.д. от мирового рынка;

- дискриминационные меры зарубежных стран и их сообществ в рамках внешнеэкономических отношений с Россией (по запрету на поставки криогенных двигателей для ракет в Индию, на выход нескольких

НИИ России на рынок Ирана), медленно снижающийся уровень внешнего долга;

- недостаточный экспортный и валютный контроль, незамкнутость таможенной границы, следствием чего является ввоз огромного количества заграничных товаров минуя таможенный контроль либо через коррумпированных чиновников таможенных служб (например, в середине 1990-х гг. только 2% иномарок прошли таможенный контроль в соответствии с установленным порядком) [1];

- неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, что тормозит расширение товарооборота прежде всего со странами, которые исторически являются партнерами России во внешнеэкономической деятельности.

Деформации экономических отношений вызвали ослабление трудовой мотивации работников, в результате сформировалась благоприятная среда для роста масштабов криминального поведения.

Деформации экономических отношений, имеющие для хозяйственного сектора России разрушительные последствия [2], обусловлены следующими противоречиями в обществе:

- между формированием рыночных отношений на основе соответствующих экономических механизмов регулирования хозяйственной деятельности и наличием сохранившихся методов командно-административного управления экономикой. Следствием этого являются сохранение и приумножение монополизма в промышленности, сужение экономических действий государства, рост цен, подрыв устоев экономических возможностей конкурирующих фирм;

- между правом на собственность для всех граждан, декларированным Конституцией РФ, и фактическим лишением, в результате чиновничье-криминаль-ной приватизации, права на реальную собственность на средства производства. В итоге произошла поляризация в обществе, разделившая людей на богатых и бедных; в категорию первых попала почти пятая часть населения, в основном люди, занимающиеся интеллектуальным трудом (педагогические кадры всех уровней, научные работники и др.);

- между декларированным либеральным курсом на реформирование экономики и нищенским материальным положением значительной массы населения. Резко упал уровень социальной защищенности и социального обеспечения;

- между провозглашенной целью экономических реформ (повышение благополучия граждан) и превращением их в самодовлеющую задачу формирования нового собственника. В итоге на последний план были

отодвинуты судьба отдельной личности и элементарное благополучие семьи. Ставка на создание слоя ры-ночников-предпринимателей привела к быстрому формированию «прослойки» богатых, для которых обогащение любой ценой, в том числе теневыми и криминальными методами, стало образом жизни. Рухнувшая в конце лета 1998 г. финансово-кредитная система погребла под собой надежды на зарождение среднего класса - собственность значительной доли предпринимателей оказалась в руках монополистов и крупных предпринимателей, увеличив капиталы финансовых олигархов и криминальные кассы [3];

- между провозглашенными целями экономических реформ и методами, избранными для их достижения (отказ от регулирующей роли государства в процессе разгосударствления, приватизации, выбор западных - американо-германских по преимуществу - моделей реформ без учета особенностей российской действительности и сложившихся реалий, полная либерализация внешнеэкономической деятельности, практически отказ от защиты отечественного производителя и т.д.). Фактически были разрушены индустриальная и продовольственная базы, фундаментальная наука, повсеместно наблюдался разгул преступности, что связано, прежде всего, с незаконным захватом собственности и ее переделом;

- между формирующимся новыми экономическими отношениями и постоянным отставанием правовой базы по регулированию этих отношений, что объясняется, с одной стороны, недостаточно глубоким изучением сути современных экономических явлений, с другой - жестким лоббированием законодательных актов определенными кругами финансово-промышленных воротил и криминальных структур. Создаются условия для расширения деятельности организованной экономической преступности, прежде всего коррупции;

- между интересами, с одной стороны, всесильного Центра (федеральной власти) по вопросам собственности и распределения получаемых доходов, с другой -регионов, субъектов Федерации (власти на местах), как следствие - нарастание национального сепаратизма;

- между объявленными целями и задачами реформ и неспособностью ослабленного государства решать эти задачи; как результат - постоянное снижение авторитета государства, органов законодательной и исполнительной власти, трансформация государственного чиновничества в автономную силу, превратившую свое рабочее место в прибыльный товар, использование слабых мест государства и его аппарата новыми собственниками исключительно в корыстных интересах;

- между обнищанием большей части населения и сосредоточением богатства у ничтожно малой прослойки. В рамках сложившегося экономического механизма накопление богатства, как правило, не связано с трудом и производством, а опирается на спекулятивное перераспределение доходов. Отсюда разрыв между реальным и финансовым капиталом, рост напряженности между трудом и капиталом, критически опасные перепады в доходах населения;

- между необходимостью сохранения экономического потенциала страны, индустриальной базы, на-

уки, сельского хозяйства и задачей интеграции экономики России в мировое хозяйство. Следствие - угроза закрепления за экономикой России статуса глобального сырьевого рынка, превращения России в рынок сбыта устаревших, некачественных товаров западной экономики и дешевой рабочей силы.

Даже краткий перечень противоречий показывает, что деформации экономических отношений явились тем основанием, на котором строятся и крепко держатся криминальные структуры. Работа по преодолению последствий криминальных явлений, не затрагивающая основополагающих причин возникновения деформаций в экономике, не принесет существенных позитивных результатов в борьбе с экономической преступностью. Правоохранительные органы всегда будут опаздывать вместо того, чтобы опережать действия преступных сообществ.

Ошибки при формировании законодательной базы рыночных отношений привели к огромным безвозвратным потерям. Определенные силы стремились посеять хаос в хозяйственной жизни страны, что позволило им в период нестабильности присвоить значительную часть общественного достояния.

Все большей угрозой становится криминализация хозяйства и общественной жизни в целом. Криминальными стали практически все ведущие, и не только ведущие, сферы экономики, что наносит серьезный экономический ущерб и оказывает крайне негативное влияние на реформирование экономики, деловую активность субъектов хозяйственных отношений и привлечение зарубежных партнеров.

Противоречия и особенности экономического развития России, связанные прежде всего с формированием новых отношений собственности и рыночных структур, вызвали целый ряд негативных явлений как экономического, так и политического, правового, нравственного, этического и т.п. характера. Противоречия современного этапа движения к рыночным структурам привели к деформациям экономических отношений, вызванных факторами, дестабилизирующими экономическую обстановку в стране, способствующими росту преступности в России, особенно в сфере экономической деятельности [4].

Высокая доходность и сложность организации незаконного бизнеса обусловливают кооперацию в рамках незаконного промысла, необходимость согласования личных и групповых корыстных интересов его участников, их соподчинение, специализацию, что закономерно приводит к созданию преступных организаций, их объединению в сообщества [4].

Подводя итог, отметим, что деформации экономических отношений вызывают серьезную тревогу за состояние национальной безопасности России. В перечне причин, подрывающих экономический потенциал государства, на ведущие позиции выдвигается преступность, ее наиболее разрушительная форма -организованная. Борьба с криминальными явлениями становится ведущей политической задачей. Сохранение экономики, ее развитие по пути рыночных отношений будет способствовать возвращению России в число высокоразвитых стран мирового сообщества.

1. Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2002.

С. 189-201.

2. Экономика и право. Теневая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 30-41.

3. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. М.: Маркет ДС, 2005. С. 143-146.

4. Лунев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции М., 2005. С. 491-500; 504-506.

Статья представлена кафедрой уголовно-исполнительного права и криминалистики Юридического института Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Юридические науки» 4 апреля 2006 г.

Чубраков С.В. Уголовное наказание в виде обязательных работ. - Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 220 с.

ISBN 5-89503-267-2

Монография посвящена теоретическим и практическим проблемам уголовного наказания в виде обязательных работ

Исследуются основные вопросы, касающиеся содержания и применения обязательных работ, исторический и зарубежный опыт использования аналогичных мер в свете международных стандартов обращения с осужденными, а также опыт реализации обязанности по выполнению бесплатных общественно полезных работ при условном осуждении и первоначальный опыт применения наказания в виде обязательных работ. Анализируются последние изменения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, разработан ряд

новых теоретических положений, сформулированы предложения по совершенствованию правовой базы наказания в виде обязательных работ.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, сотрудников судебных и правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.