проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности
Н. в. бекетов,
доктор экономических наук, профессор
м. е. тарасов,
доктор экономических наук, профессор Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова
Экономическая безопасность является основой национальной безопасности и определяет перспективы социально-экономического, политического и культурного развития России. В современных условиях ее обеспечение приобретает первостепенное значение, поскольку экономическая глобализация означает качественно новую ступень в развитии международных экономических отношений и формировании единого экономического пространства. Это «подталкивает» страны с переходной экономикой к научной разработке и практической реализации новой парадигмы экономической безопасности, учитывающей особенности взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях глобализации, в том числе криминализацию этой сферы.
Криминализация хозяйственной деятельности всегда рассматривалась как серьезная угроза экономической безопасности Российской Федерации. При различных подходах к определению угроз экономической безопасности подавляющее большинство ученых сходится на том, что криминализация экономических отношений представляет собой одну из самых серьезных угроз.
В сфере ВЭД криминализация приняла широкий размах в силу целого ряда факторов социально-экономического, политического, государственно-правового и культурного характера. В частности, к ним относятся непродуманные рыночные реформы, форсированная либерализация режима
30 -
ВЭД, неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточная защищенность капиталов, высокие темпы инфляции, несовершенство нормативно-правовой базы (прежде всего, законодательства о государственном регулировании ВЭД, таможенного, налогового, валютного законодательства), низкая эффективность государственного контроля за внешнеэкономическими операциями, результатами интеллектуальной деятельности, недостатки в правоохранительной деятельности, девальвация общезначимых ценностей и снижение уровня правосознания.
За последние неполные два десятилетия политика российского государства в сфере ВЭД претерпела коренные изменения. Начальным этапом этих преобразований можно считать издание Указа Президента России от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», которым разрушена монополия государственных структур на внешнеторговые контакты. Затем постепенно начинает обновляться нормативно-правовая база, осуществляется перестройка системы государственной (в первую очередь, исполнительной) власти, перераспределяются полномочия государственных органов, участвующих в регулировании ВЭД. Процесс реструктуризации и модернизации системы государственного управления и контроля продолжается до сих пор. Однако утверждать, что уже создан государственный механизм, абсолютно адекватный новым со-
8 (41) - 2009
Угрозы и безопасность
циально-экономическим, правовым и культурным условиям, преждевременно.
После демонополизации внешнеторговой сферы в нее было вовлечено большое число юридических и физических лиц. В настоящее время предприятия, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, размера уставного капитала и активов, сферы деятельности, места учреждения, имеют возможность участвовать в международном экономическом обмене. Активно пользуются такой возможностью и индивидуальные предприниматели.
Вместе с тем обвальная девальвация рубля, изменение масштаба внутренних цен на старте экономических реформ, устранение ряда административных барьеров создали благоприятные условия для получения сверхприбылей, быстрого наращивания и вывоза капитала, легализации преступных доходов. В итоге в сфере ВЭД оказалось немало фирм с сомнительной репутацией, в том числе создаваемых для разовых спекулятивных операций, имеющих и криминальный характер. Сфера внешнеэкономических связей превратилась в одну из наиболее криминогенных.
Криминализацию ВЭД можно рассматривать, с одной стороны, в качестве процесса, характеризуемого постепенным вытеснением легитимных экономических отношений их криминальными разновидностями, а с другой — в качестве особого социального явления, обусловленного ростом масштабов ВЭД и сопутствующей ей преступности, распространением делинквентного поведения в данной сфере.
Криминализация ВЭД поражает и всю систему социальных связей, норм и отношений. Повышенная социальная опасность экономической преступности вообще и преступлений в сфере таможенного дела в частности заключается в негативном влиянии на институты общества, в нарушении установленного порядка функционирования экономики и деятельности государства в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Экстенсивное развитие преступности, имевшее место в первые годы после либерализации ВЭД, постепенно уступает место интенсивному. Специалистами констатируется заметное повышение ее «профессионализма», выражающееся в модернизации способов подготовки, совершения и сокрытия внешнеэкономических и сопутствующих им преступлений, тщательном планировании криминальной деятельности и эффективном противодействии органам уголовной юстиции. Правонарушения зачастую приобретают многоэпизодный
характер, что позволяет говорить об устойчивой криминальной ориентации отдельных субъектов ВЭД и действительно рассматривать противоправную деятельность в данной сфере как профессиональную и как неотъемлемую составляющую теневой экономики.
Научно-технический прогресс и, прежде всего, широкое внедрение современных информационных технологий, совершенствование компьютерной техники и средств коммуникации способствует развитию не только легальной, но и теневой экономики. Увеличивается число уголовно-правовых деликтов, совершаемых с применением высоких технологий. Так, автоматизация процесса таможенного оформления, переход на электронное декларирование товаров вызвали появление преступлений, связанных с несанкционированным доступом к компьютерным сетям и базам данных таможенных органов. В связи с продолжающимся внедрением электронного декларирования в практику таможенного дела возможно увеличение числа высокотехнологичных преступлений, в том числе связанных с незаконным доступом и внесением изменений в базы данных таможенных органов. Зачастую криминальные бизнес-отношения развиваются более высокими темпами, чем легальные.
Достаточно сложный механизм совершения преступления характерен для таких отнесенных к компетенции таможенных органов уголовно-правовых деликтов, как уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Отдельные виды контрабанды также отличаются сложнейшими схемами реализации преступных целей.
В некоторых областях криминального внешнеэкономического бизнеса продолжается наращивание объемов нелегального оборота. Так, на протяжении последних лет угрожающими темпами увеличиваются объемы контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, а также сопутствующих им сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров. Эскалация незаконного наркооборота в большинстве регионов РФ сегодня очевидна. Результаты уголовно-правовых, криминологических и криминалистических исследований свидетельствуют, что для современного международного наркобизнеса наряду с тенденцией
- 31
увеличения количества перемещаемых через таможенную границу психоактивных веществ также характерна тенденция к совершенствованию преступной деятельности.
Увеличиваются и размеры объемов контрабан-дно перемещаемого вооружения. Растет также число международных операций, нарушающих права интеллектуальной собственности.
«Традиционно» сохраняется высокий уровень коррупционализации внешнеэкономических отношений. Практически все наиболее крупные незаконные внешнеэкономические операции связаны с подкупом должностных лиц государственных органов, участвующих в регулировании ВЭД, в первую очередь таможенных. Участие таможенников в преступлениях резко усложняет их раскрытие. К тому же даже выявленные преступления, совершенные сотрудниками таможенных органов, не всегда должным образом наказываются.
Коррупция по сути — это способ перераспределения собственности, капиталов, материальных и нематериальных благ или прав на них, способ подавления свободы, мультиплицирующий отношения экономического и социального неравенства и несправедливости. И как социальное, а точнее, антисоциальное явление она представляет для общества и государства особую опасность, тем более, что приобретает системный, организованный характер.
Заметное повышение организованности криминальных структур, специализирующихся в сфере ВЭД, следует рассматривать как самую опасную тенденцию. Многие организованные преступные группы и преступные сообщества представляют собой сложные системные образования с четкой иерархией и распределением ролей, высоким уровнем управляемости, разветвленными внутренними и внешними связями. Это позволяет монополизировать отдельные направления и легального, и нелегального бизнеса.
Криминальные метаморфозы ВЭД в условиях глобализации катализируются интеграционными процессами, созданием свободных экономических зон, таможенных союзов, интенсификацией трансграничных финансовых, товарных, пассажирских и информационных потоков, увеличением числа внешнеэкономических операций. Глобализация, к сожалению, имеет и теневую сторону. Криминальная деятельность во внешнеэкономической сфере также приобрела глобальный характер. Значительно расширилась криминальная сеть, укрепились международные криминальные связи, совершенствуется механизм обмена информацией между преступными структурами разных стран, ярко выражено стремление к образованию транснациональных преступных
сообществ, целью которых является максимизация прибылей от нелегальных внешнеэкономических операций. В теневой экономике криминальная ВЭД занимает ведущее положение по масштабу финансовых операций и размеру прибыли. Этим объясняется стремление многих преступников выйти на внешний рынок и закрепиться на нем. Криминальные отношения, возникающие между субъектами ВЭД, существенным образом влияют на криминализацию отдельных стран и целых регионов мировой экономики. Субъекты преступлений в большинстве случаев являются гражданами различных государств; активно участвуют в международном обмене товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Структура и динамика внешнеэкономических правонарушений, криминальная логистика определяются обстановкой, складывающейся и в стране-экспортере, и в стране-импортере, и в транзитной стране. Криминальные внешнеторговые сделки совершаются под воздействием спроса и предложения на мировом рынке. Появление устойчивых и набирающих силу тенденций к глобализации криминальной деятельности требует от государственных органов осуществления комплекса мероприятий по противодействию ей, особенно во внешнеэкономической сфере.
Гигантские прибыли, получаемые в результате этой преступной деятельности, по оценкам многих специалистов, являются одной из финансовых основ теневой экономики. Преступления, ведущие к росту внешнеэкономической криминальной активности, наносят огромный ущерб экономике страны и делают обязательными комплексный подход к изучению данных деструктивных процессов, оценку совокупного экономического ущерба, эффективную систему мер государственного и межгосударственного контроля за многофакторной преступностью, захватывающей целый ряд стран.
Сегодня, когда имеет место глобализация экономических отношений, криминализация ВЭД становится самой серьезной угрозой для развития России, усложняет задачи по обеспечению экономической безопасности страны. В сложившихся криминально-криминогенных условиях отсутствие эффективных государственных и общесоциальных мер по противодействию криминализации ВЭД может привести к тому, что широкомасштабное распространение криминальных внешнеэкономических операций и сопряженных с ними правонарушений, в частности коррупционных сделок, создаст угрозу деструктивных изменений не только в экономике, но и угрозу в целом для национальной безопасности России.