ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Канд. экон. наук А. В. Бабошкин
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ТАРИФНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Снижение ставки единого социального налога в федеральный бюджет до 6% ликвидирует возможность покрытия дефицита средств по страховой части пенсии за счет профицита базовой части. Для получения обоснованных выводов о перспективах дальнейшего развития пенсионной системы в рамках законодательно установленной модели в статье рассматриваются два варианта изменения пенсионных, макроэкономических и демографических факторов.
Изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 1 января 2005 г., привели к заметному ухудшению текущего финансового положения в распределительном компоненте пенсионной системы и по прогнозным оценкам негативно отразятся на состоянии бюджета ПФР в долгосрочной перспективе. Снижение ставки ЕСН в федеральный бюджет до 6% повлечет за собой не только снижение доходов на финансирование базовой части трудовой пенсии, но и ликвидирует возможность покрытия дефицита средств по страховой части пенсии за счет профицита ее базовой части.
Отказ с 2005 г. от взимания страховых взносов на формирование накопительной части пенсии для застрахованных лиц так называемого среднего поколения (мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения) и возврат этих средств в распределительную составляющую пенсионной системы не приведут к заметному сокращению дефицита бюджета ПФР по страховой части трудовой пенсии.
Актуарные расчеты баланса ПФР на период с 2005 по 2020 г. базировались на прогнозе основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 г. (от 14 февраля 2005 г.) и собственных экспертных оценках ПФР до конца прогнозного периода (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 г. (от 14 февраля 2005 г.) и собственные экспертные оценки ПФР до конца 2020 г.*
Показатель 2005 2006 2010 2015 2020
Валовой внутренний продукт (в фактических ценах), млрд. руб. 19730 22570 36292 61933 101266
Индекс-дефлятор ВВП, в разах к предыдущему году 1,11 1,08 1,06 1,05 1,05
Фонд оплаты труда (в фактических ценах), млрд. руб. 5 055 6 035 10162 17341 28354
Индекс потребительских цен (инфляция) в среднем за год, в разах к предыдущему году 1,109 1,080 1,037 1,027 1,021
Доля ФОТ (в фактических ценах) в ВВП (в фактических ценах), в разах 0,26 0,27 0,28 0,28 0,28
Среднемесячная заработная плата (в фактических ценах), руб. 8545 10201 17258 30346 51647
Темпы роста среднемесячной заработной платы (в фактических ценах), в разах к предыдущему году 1,25 1,19 1,12 1,12 1,11
Прожиточный минимум пенсионера, руб. 2005 2210 2980 3912 4959
Темп роста прожиточного минимума пенсионера, в разах 1,113 1,102 1,063 1,053 1,047
Численность наемных работников, млн. чел. 49,30 49,30 49,07 47,62 45,75
Численность получателей трудовой пенсии, млн. чел. 36,21 36,28 37,17 38,55 39,53
Соотношение численности получателей трудовой пенсии и наемных работников, в разах 0,73 0,74 0,76 0,81 0,86
* Составлено по: Соловьев А. К. Экономика пенсионного страхования. М.: ООО «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.
При выполнении прогнозных расчетов в актуарной модели Пенсионного фонда Российской Федерации учтены нормы действующего пенсионного и налогового законодательства, а также все изменения законодательных и нормативных актов по обязательному пенсионному страхованию, налогообложению и бюджетированию по состоянию на 1 марта 2005 г., в частности, изменения и дополнения, внесенные в главу 24 второй части Налогового кодекса Российской Федерации, а также в федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и «Об установлении размеров базовой части трудовой пенсии и порядке индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году».
Прогнозные расчеты осуществлялись по двум вариантам.
Первый вариант (базовый) предполагал сохранение норм действующего пенсионного и налогового законодательства по доходам и расходам пенсионной системы на протяжении всего прогнозного периода (табл. 2).
Второй вариант рассматривался как один из возможных способов увеличения доходов пенсионной системы без внесения кардинальных изменений в действующее законодательство. Данный вариант предполагал ежегодную индексацию начиная с 2006 г. границ шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов в соответствии с темпами роста средней заработной платы в экономике (табл. 3).
Прогноз численности получателей трудовой пенсии подготовлен ПФР с учетом показателей, характеризующих состояние рынка труда и численность постоянного населения.
Показатели расходов ПФР на обязательное пенсионное страхование по предоставлению базовой и страховой частей трудовой пенсии определены в соответствии с федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на основании которого нормой для каждой категории получателей трудовой пенсии является базовая часть трудовой пенсии в фиксированном размере.
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии рассчитывались исходя из среднестатистического размера страховой части трудовой пенсии без учета сумм вторых пенсий.
Т а б л и ц а 2
Прогноз баланса ПФР до 2020 г. (вариант 1)*
2005 2006 2010 2015 2020
1 2 3 4 5 6
Доходы:
базовой части, млрд. руб. 259,02 308,19 464,23 671,08 870,70
страховой части, млрд. руб. 536,13 632,10 876,30 1123,78 1191,06
Итого доходы распределительной составляющей пенсионной системы, млрд. руб. 807 947 1341 1795 2062
Расходы на базовую часть пенсионной системы (включая доставку), млрд. руб. 428,39 462,81 577,36 692,85 793,79
Размер базовой части пенсии, руб. 973,00 1049,25 1277,45 1477,97 1651,68
Расходы на страховую часть пенсионной системы (включая доставку и выплаты на погребение), млрд. руб. 597,03 640,90 1043,28 1600,98 2078,29
Размер страховой части пенсии, руб. 1352,00 1448,67 2303,16 3408,38 4316,95
Итого расходы распределительной составляющей пенсионной системы (с учетом административных расходов и норматива оборотных средств), млрд. руб. 1098 1179 1728 2443 3057
Средний размер трудовой пенсии в распределительной системе, руб. 2325,00 2497,92 3580,61 4886,35 5968,63
Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе, % 27,2 24,5 20,7 16,1 11,6
* Составлено по: Соловьев А. К. Экономика пенсионного страхования. М.: ООО «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.
О к о н ч а н и е т а б л. 2
1 2 3 4 5 6
Дефицит (профицит), млрд. руб.:
базовой части -169,37 -154,62 -113,12 -21,76 76,90
страховой части -60,90 -8,80 -166,98 -477,20 -887,23
Итого дефицит (профицит) распределительной составляющей пенсионной системы, млрд. руб. -291 -231 -387 -648 -995
Эффективный тариф, %:
базовой части 5,78 5,75 5,08 4,29 3,40
страховой части 11,61 11,47 9,46 7,11 4,61
накопительной части 1,71 1,80 3,07 3,00 2,50
Суммарный эффективный тариф, % 19,10 19,02 17,61 14,40 10,51
Накопительная составляющая:
Текущие доходы накопительной части, млрд. руб. 79,84 99,08 281,88 468,90 638,86
Расходы на выплату накопительной части трудовой пенсии, млрд. руб. 0,00 0,00 0,00 1,91 4,65
Расходы на выплату накопительной части трудовой
пенсии родственникам умершего застрахованного лица, млрд. руб. 0,17 0,24 0,66 1,27 2,12
Средний размер накопительной части пенсии для численности получающих ее, руб. 0,00 0,00 0,00 29,52 33,08
Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера, раз 1,16 1,13 1,20 1,25 1,20
Т а б л и ц а 3
Прогноз баланса ПФР до 2020 г. (вариант 2)*
2005 2006 2010 2015 2020
1 2 3 4 5 6
Доходы:
базовой части, млрд. руб. 259,02 310,61 493,42 830,59 1318,72
страховой части, млрд. руб. 536,13 637,57 962,12 1508,72 2210,78
Суммы недоимки, пеней по взносам в фонд, млрд. руб. 12,00 6,92 0,00 0,00 0,00
Итого доходы распределительной составляющей пенсионной системы, млрд. руб. 807 955 1456 2339 3529
Расходы на базовую часть пенсионной системы (включая доставку), млрд. руб. 428,39 462,81 577,36 692,85 793,79
Размер базовой части пенсии, руб. 973,00 1049,25 1277,45 1477,97 1651,68
Расходы на страховую часть пенсионной системы (включая доставку и выплаты на погребение), млрд. руб. 597,03 640,90 1083,91 1954,00 3287,11
Размер страховой части пенсии, руб. 1352,00 1448,67 2393,05 4161,40 6832,10
Итого расходы распределительной составляющей пенсионной системы (с учетом административных расходов и норматива оборотных средств), млрд. руб. 1098 1179 1772 2823 4351
Средний размер трудовой пенсии в распределительной системе, руб. 2325,00 2497,92 3670,50 5639,37 8483,78
Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе, % 27,2 24,5 21,3 18,6 16,4
* Составлено по: Соловьев А. К. Экономика пенсионного страхования. М.: ООО «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.
О к о н ч а н и е т а б л. 3
1 2 3 4 5 6
Дефицит (профицит), млрд. руб.:
базовой части -169,37 -152,20 -83,94 137,74 524,93
страховой части -60,90 -3,34 -121,80 -445,27 -1076,34
Итого дефицит (профицит) распределительной составляющей пенсионной системы, млрд. руб. -291 -224 -317 -484 -822
Эффективный тариф, %:
базовой части 5,78 5,80 5,40 5,32 5,17
страховой части 11,61 11,57 10,39 9,55 8,57
накопительной части 1,71 1,81 3,36 4,00 4,58
Суммарный эффективный тариф, % 19,10 19,18 19,15 18,87 18,32
Накопительная составляющая:
Текущие доходы накопительной части, млрд. руб. 79,84 99,91 308,70 624,52 1 169,67
Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера, раз 1,16 1,13 1,23 1,44 1,71
Индексация базовой части трудовой пенсии в обоих вариантах осуществлялась по инфляции в целях предотвращения снижения соотношения размеров пенсии и прожиточного минимума пенсионера по сравнению с достигнутым уровнем. Индексация страховой части трудовой пенсии производилась в порядке, установленном статьей 17 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Расходы на оплату услуг по доставке пенсий во всех вариантах прогноза составляют 1,3% выплаченных сумм пенсий. Административные расходы распределительной составляющей пенсионной системы приняты в размере 2,6% от общих расходов фонда. Норматив оборотных средств предусмотрен в размере 50% объема расходов на выплату пенсий предстоящего месяца.
Накопительная составляющая прогнозов сформирована в соответствии с положениями федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». В прогнозах заложено консервативное предположение о равенстве инвестиционного дохода темпам инфляции. Выплата накопительной части трудовой пенсии возможна с 2012 г. Распределение средств между ГУК, управляющими компаниями и НПФ не предусматривалось.
Схема индексации границ шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов существенно отражается на величине эффективного тарифа и объемах доходов ПФР.
Закрепление на весь прогнозный период действующих в настоящее время границ шкалы регрессии (отказ от их индексации, как предусмотрено вариантом 1) приведет к снижению суммарного эффективного тарифа за 16 лет на 8,6 процентных пункта: с 19,1% в 2005 г. до 10,51% к 2020 г.
Только ежегодная индексация границ шкалы регрессии в соответствии с темпами роста заработной платы (вариант 2) обеспечит неснижение эффективного тарифа по отчислениям в пенсионную систему.
Вместе с тем независимо от выбранного метода индексации шкалы регрессии эффективный тариф в распределительном компоненте пенсионной системы будет снижаться. Причиной этого является рост ставок отчислений на накопление (с 4% в настоящее время до 6% с 2008 г.) для самых молодых застрахованных лиц (1967 года рождения и моложе). В результате эффективный тариф в распределительную составляющую по варианту 1 сократится на 9,4 процентных пункта и составит в 2020 г. 8,01%. При реализации варианта 2 снижение тарифа составит всего 3,6 процентных пункта.
При прогнозируемом росте фонда заработной платы в 5,6 раза к концу прогнозного периода доходы распределительной составляющей пенсионной системы из-за уменьшения эффективного тарифа возрастут менее ощутимо: в 2,55 раза - по варианту 1 и в 4,37 раза - по варианту 2. Доходы, направляемые на финансирование страховой части пенсии, увеличатся соответственно в 2,22 и 4,12 раза.
В обоих вариантах прогноза индексация страховой части трудовой пенсии осуществляется темпами, не меньшими, чем рост индекса потребительских цен, в связи с чем размер трудовой пенсии, выплачиваемой из распределительной системы, постоянно увеличивается. Однако рост численности пенсионеров и отмеченное выше уменьшение доли доходов, направляемых на финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, негативно отразятся на темпах индексации ее размера.
Поэтому темп роста среднего размера трудовой пенсии (без учета накопительной составляющей) будет значительно ниже, чем темп роста доходов ПФР, и тем более фонда заработной платы. К 2020 г. средний размер трудовой пенсии в распределительной системе возрастет по сравнению с 2005 г.:
- по варианту 1 - в 2,6 раза, достигнув 5968,63 рубля;
- по варианту 2 - в 3,7 раза (8483,78 рубля).
Ни один из рассматриваемых сценариев не позволяет в прогнозируемой демографической ситуации обеспечить индексацию трудовой пенсии в распределительной системе по темпам роста средней зарплаты без значительного повышения тарифов отчислений. По этой причине коэффициент замещения, обеспечиваемый трудовой пенсией, в обоих вариантах будет иметь тенденцию к снижению, темпы которого во многом обусловлены темпами снижения эффективного тарифа в распределительной системе, зависящими, в свою очередь, от индексации шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов.
При неизменных границах шкалы регрессии (вариант 1) снижение коэффициента замещения будет происходить более быстрыми темпами, и к 2020 г. он сократится до 11,6% от средней зарплаты в экономике. При индексации границ шкалы регрессии по росту средней зарплаты (вариант 2) коэффициент замещения снизится до 16,4%.
Поскольку индексация трудовой пенсии, выплачиваемой из распределительной системы, будет осуществляться темпами, не отстающими от темпов роста потребительских цен, уровень жизни пенсионеров постепенно повысится: к 2020 г. соотношение среднего размера трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера достигнет 120% по варианту 1 и 171% по варианту 2.
Адекватно изменению размера трудовой пенсии будут увеличиваться расходы распределительной составляющей пенсионной системы на ее финансирование. По варианту 1 объем расходов распределительной составляющей к 2020 г. вырастет в 2,8 раза по сравнению с 2005 г., причем темпы роста расходов будут постепенно снижаться: с 1,07 раза в 2005 г. до 1,04 раза в 2020 г.
Индексация границ шкалы регрессии в соответствии с темпами роста среднемесячной заработной платы и более высокие доходы распределительной составляющей, чем по варианту 1, приведут к увеличению объема расходов при реализации варианта 2 в 3,9 раза. Ежегодные темпы роста расходов будут составлять около 1,09 раза на протяжении всего прогнозного периода.
Доля расходов распределительной системы в ВВП снизится в зависимости от варианта до 3-4,3%, в отличие от 5,6%-ного уровня начала прогнозного периода.
Несмотря на отставание темпа роста расходов распределительной составляющей от темпа роста доходов, в пенсионной системе на протяжении всего прогнозного периода будет наблюдаться постоянно увеличивающийся недостаток средств. При этом базовая и страховая части будут иметь разные финансовые результаты.
При отсутствии индексации шкалы регрессии (вариант 1) дефицит распределительной составляющей пенсионной системы1 к 2020 г. составит 995,13 млрд. рублей, или 32,5% объема расходов.
Ввиду снижения ставки ЕСН профицит базовой части появится лишь начиная с 2017 г., а в 2005-2010 гг. дополнительная потребность в средствах на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии будет ежегодно превышать 100 млрд. рублей. К 2020 г. профицит базовой части составит 76,9 млрд. рублей.
Дефицит средств на выплату страховой части пенсии возрастет к концу прогнозного периода до 887,23 млрд. рублей. Очевидно, что профицита базовой части пенсионной системы недостаточно для ликвидации дефицита в страховой части. Кроме того, опережающее увеличение базовой части трудовой пенсии, предусмотренное нормами федерального закона № 173-ФЗ, невозможно без привлечения дополнительных источников.
Несмотря на более высокие объемы расходов при реализации варианта 2, поступающие доходы позволят не допустить увеличения де-
1 Под дефицитом/профицитом распределительной составляющей пенсионной системы подразумевается дефицит/профицит с учетом норматива оборотных средств на конец года, но без учета доходов от размещения временно свободных средств.
фицита средств в распределительной системе сверх 19% объема расходов. К концу периода дефицит распределительной части пенсионной системы возрастет до 821,98 млрд. рублей. При этом профицит базовой части пенсионной системы, который возникнет в 2013 г., увеличится в 2020 г. до 524,93 млрд. рублей, тогда как дефицит страховой части достигнет 1076,3 млрд. рублей.
Из сказанного следует, что вариант 2 обеспечивает более высокий уровень государственных пенсионных обязательств, поскольку при меньшем дефиците средств сохраняет коэффициент замещения трудовой пенсии и поддерживает соотношение трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера.
А. А. Агапова
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дается краткий анализ налога на доходы физических лиц, показана его роль в регулировании уровня жизни и доходов населения, а также рассматриваются основные направления реформирования налога.
Налоговая реформа в России как составная часть экономических преобразований призвана способствовать решению общеэкономических и социальных задач переходного периода. Большое значение приобретает реорганизация системы налогообложения доходов физических лиц, использующаяся для регулирования уровня жизни населения, стимулирования предпринимательской деятельности и обеспечения регулярных доходов бюджета.
Налоги с населения как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. Они выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы. Подоходный налог, первоначально вводившийся как чрезвычайный сбор, способный мобилизовать финансовые средства для обеспечения потребностей государства, со временем превратился в постоянный. В большинстве экономически развитых стран - это самый крупный источник доходной части государственного бюджета.
В России подоходный налог был введен в апреле 1916 г. Отличительным признаком налогообложения граждан после октября 1917 г.