Научная статья на тему 'Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования'

Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Биткина И. К.

Статья содержит авторские предложения по совершенствованию действующих механизмов пенсионной системы в рамках обсуждения направлений совершенствования пенсионной системы, разработанных Правительством РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования»

Социальное обеспечение

ФОРМИРОВАНИЕ и ФИНАНСИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПЕНСИИ: НАПРАВЛЕНИЯ

и возможности совершенствования

и.К. БИТКИНА Кафедра экономики и финансов Волгоградской академии государственной службы

Экономический анализ результатов развития пенсионной системы свидетельствует о негативных тенденциях. За время проведения пенсионной реформы коэффициент замещения снизился на 6,5 для многих пенсионеров размер их пенсии не достигает уровня прожиточного минимума пенсионера (ПМП), а степень финансовой самостоятельности Пенсионного фонда снижается. Если ничего не предпринимать, то уже к 2050 г. Пенсионный фонд будет зависеть от федерального бюджета на 86 %2, а коэффициент замещения снизится до 12,5 %3, что, конечно, скажется на уровне пенсионного обеспечения граждан.

Необходимость реформирования действующей пенсионной системы также обусловлена тем, что в скором будущем финансовая система страны столкнется с новой трудностью — снижением нефтегазовых доходов. По данным Минфина России, в 2007 г. доходы от нефти и газа составили 8,8 % ВВП, в 2008 г. они ожидаются на уровне 11,2 % ВВП. Но уже в 2009 г. они снизятся до 9,1 % ВВП, в 2010 г. - до 7,7 % ВВП, а в 2011 г. - до 6,9 % ВВП4. Падение нефтегазовых доходов приведет к снижению бюджетного профицита, отчислений в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а после 2015 — 2017 гг. власти вынуждены будут начать рас -ходовать эти фонды. Следовательно, возможности федерального бюджета по покрытию дефицита Пенсионного фонда на выплату трудовых пенсий по старости со временем будут сокращаться.

Другая не менее острая проблема — это плохая демография. Как известно, одним из опре-

1 По данным Росстата.

2 По данным Минфина России.

3 Там же.

4 Там же.

деляющих показателей сбалансированности для пенсионной системы с преобладающим распределительным элементом является коэффициент поддержки — соотношение между числом работающих и количеством пенсионеров. Согласно Проекту бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года (далее — Проект бюджетной стратегии), по прогнозу демографической ситуации в период до 2023 г. число получателей трудовых пенсий вырастет с 30 млн человек в 2007 г. до 42,8 млн человек. В то же время численность наемных работников снизится к концу рассматриваемого периода до 44,5 млн человек по сравнению с 48,7 млн человек в 2007 г.5. Таким образом, число пенсионеров, приходящихся на одного работника, возрастет за это время с 0,75 до 1.

Данные факторы обусловили основные направления концепций реформирования пенсионной системы, подготовленных Правительством РФ.

При проектировании пенсионной системы Правительство РФ поставило две цели. Во-первых, требуется решить проблему предотвращения бедности среди пенсионеров; вторая цель состоит в сглаживании уровня доходов на протяжении жизненного цикла: обеспечив работнику после выхода на пенсию уровень жизни, сопоставимый с тем, который он имел в период трудовой деятельности.

В начале февраля 2008 г. при Правительстве РФ были созданы две специальные рабочие группы — при Министерстве финансов РФ и при Министерстве здравоохранения и социального развития. Основной задачей указанных групп являлась разработка нового плана переустройства пенсионной

5 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года.

сферы, чтобы исправить последствия реформы 2002 года.

К августу 2008 г. Министерство финансов РФ и Министерство здравоохранения и социального развития подготовили проекты по совершенствованию действующих механизмов пенсионной системы РФ. Данные Концепции представили свои альтернативные варианты повышения доходности накопительной составляющей трудовой пенсии, развития негосударственного пенсионного обеспечения, поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы, а также реформирования механизмов исчисления и взимания страховых взносов. Основное отличие Концепций заключалось в разном подходе к определению базы для исчисления величины страховых тарифов.

В октябре 2008 г. Правительство РФ рассмотрело эти предложения и начало работу над унифицированным вариантом, который будет включен в так называемую Концепцию 2020. Он предполагает, что при трудовом стаже в 30 лет размер пенсии должен быть не ниже 40 % от зарплаты, с которой были уплачены страховые взносы. Но в то же время не вполне понятен механизм достижения данного уровня. Очевидно, что в этом случае необходим некий гарантированный государством минимум, зависящий от трудового вклада работника. В настоящее время его функцию выполняет базовая часть пенсии.

К еще одному недостатку предлагаемой Концепции можно отнести механизм индексации трудовой пенсии. Предусматривается ежегодное изменение ее величины по темпам роста доходной части Пенсионного фонда, в расчете на каждого пенсионера. Понятно, что при повышении налоговой ставки с 20 до 26 % возрастет налоговое бремя на работодателя. Это приведет к тому, что часть заработной платы «уйдет в тень». Данный факт скажется негативным образом на собираемости взносов и, следовательно, на динамике доходов ПФР, который будет значительно ниже темпов роста потребительских цен, что в свою очередь будет являться основной причиной снижения уровня жизни пенсионеров.

Несмотря на наличие предложений по оптимизации исчисления и взимания страховых взносов, они тоже имеют ряд недостатков. Концепция 2020 в качестве одной из мер реформирования предлагает введение вместо существующего ныне единого социального налога (ЕСН) страховых взносов на пенсионное страхование в размере 26 %; при этом 16 % будут направлены на финансирование страхо-

вой части пенсии. Другими словами, оставшиеся 10 % не имеют персонифицированного характера и, следовательно, в теоретическом аспекте говорить именно о страховом возмездном взносе неверно. Предлагаемая пропорция деления (16 и 10 %) не способна покрыть дефицит на выплату трудовой пенсии по старости. Согласно данным ПФР, из-за низкой собираемости взносов и большого количества льготников по уплате взносов на базовую часть (главным образом, налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы) реальная ставка по отношению к фонду оплаты труда ниже номинальной на 2,5—3 %. Иными словами, совокупная величина взносов на финансирование базовой части в 2010 г. даже при ставке в 10 % составит 1059,6 млрд руб., в то время как на выплату базовой части потребуется 1352,4 млрд руб.6. То есть проблема финансовой устойчивости так и не будет решена.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что и предлагаемые мероприятия не устранят все недостатки пенсионной системы.

Для смягчения ряда вышеобозначенных недостатков необходимо дальнейшее совершенствование механизмов исчисления и финансирования базовой части трудовой пенсии по старости.

Согласно Федеральному закону № 173-Ф3, трудовая пенсия по старости российского гражданина состоит из трех частей — базовой, страховой и накопительной7.

В настоящее время базовая часть трудовой пенсии по старости назначается всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста. Размер базовой части пенсии устанавливается государством и дифференцируется в зависимости от категории пенсионеров, т. е. возраста (более высокий для лиц, достигших 80 лет), степени ограничения способности к трудовой деятельности (более высокий для инвалидов первой группы), наличия нетрудоспособных иждивенцев (наиболее высокий при 3-х и более иждивенцев). В базовой пенсии не отражается размер предыдущего заработка пенсионера. Иными словами, по своей сути она является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения и назначается

6 Рассчитано автором исходя из темпов изменения средней заработной платы, количества наемных работников и занятых в экономике пенсионеров, предполагаемого размера базовой части трудовой пенсии по старости и величины взноса на ее финансирование в 2010 году.

7 Ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

56

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении пенсионного возраста.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости был установлен с 1 января 2002 г. в сумме 450 руб. в месяц с последующей индексацией. Последняя индексация базовой части трудовой пенсии по старости в РФ была произведена 1 августа 2008 года. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1794 руб. (54,81 % от уровня прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 2008 г.).

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из федерального бюджета за счет поступающих в него сумм единого социального налога. Так как средств, собираемых за счет единого социального налога, недостаточно для выплаты базовой пенсии, дефицит покрывается из федерального бюджета.

Сегодня финансовая устойчивость Пенсионного фонда РФ (ПФР) достигается не благодаря повышению эффективности функционирования страховой пенсионной системы в результате реформы, а за счет существенных финансовых вливаний из федерального бюджета, которые лишают Пенсионный фонд финансовой независимости и сводят в конечном итоге пенсионное страхование к госбюджетному пенсионному обеспечению. Если в 2007 г. для покрытия недостатка средств на выплату базовой и страховой частей пенсии было выделено из федерального бюджета 279,3 млрд руб.8, то к 2010 г. эта цифра увеличится вдвое9.

В результате анализа бюджетов ПФР за период 2002 — 2007 гг. и показателей эффективности страховой пенсионной системы удалось сделать следующие выводы:

1) за время проведения реформы произошло снижение коэффициента финансовой обеспеченности выплаты трудовой пенсии со 124,02 до 83,01 %;

2) наблюдается сокращение коэффициента финансовой обеспеченности выплаты базовой части трудовых пенсий в 2,74 раза — со 188,22 до 65,88 %;

3) недостаток средств на финансирование трудовых пенсий и пособий за время проведения реформы увеличился более чем в 5 раз10.

8 См. Федеральный Закон «О бюджете Пенсионного фонда на 2007 год» № 236-ФЗ от 19 декабря 2006 г.

9 Согласно актуарному прогнозу развития пенсионной системы РФ. См. Соловьев А. К. Актуарное обоснование вариантов развития пенсионной системы / А. К. Соловьев // Пенсия. 2007. № 5. С. 33 — 42.

10 Рассчитано автором.

Что означает увеличение дефицита для пенсионной системы? С одной стороны, возникновение этого дефицита не должно беспокоить: ведь государство несет субсидиарную ответственность за выполнение обязательств бюджета ПФР, и если в самом ПФР средств для этого не хватает, должно будет заплатить недостающие средства из федерального бюджета. С другой стороны, несмотря на наличие достаточных внешних источников для компенсации дефицита, само наличие его представляется серьезной проблемой, требующей безотлагательного решения. Ведь одним из условий начала пенсионной реформы было обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, сбалансированности ее доходов и расходов. Баланс бюджета ПФР может быть восстановлен различными способами. В зависимости от того, какой из них будет выбран, систему пенсионного обеспечения может ждать разное будущее. Рассмотрим варианты, связанные с реформированием способов и источников финансирования базовой части пенсии.

В таблице 1 приведено соотношение размера базовой пенсии к средней пенсии.

Из таблицы следует, что средний размер базовой части трудовой пенсии с 2002 по 2007 г.

Таблица 1

Отношение базовой части к среднегодовому размеру трудо-

вой пенсии по старости (2002 — 2020 гг.)

Год Размер базовой части трудовой пенсии по старости, руб. Размер трудовой пенсии по старости, руб. Отношение базовой части к среднегодовому размеру трудовой пенсии по старости,%

2002 483,87 1 378,50 35,10

2003 575,87 1 637,00 35,20

2004 640,50 1 914,50 33,70

2005 954,00 2 364,00 40,40

2006 1 001,32 2 726,10 36,70

2007 1 146,36 3 362,00 34,10

2008 1 506,00 3 549,00 42,40

2009 1 618,90 3 851,70 42,03

2010 2 353,00 5 109,00 46,05

2011 2 557,30 5 715,10 44,75

2012 2 768,70 6 374,40 43,40

2013 2 989,50 6 944,90 43,05

2014 3 219,30 7 481,70 43,03

2015 3 461,40 8 038,20 43,06

2016 3 712,60 8 617,30 43,08

2017 3 972,80 9 215,60 43,11

2018 4 244,90 9 835,01 43,16

2019 4 522,70 10 467,80 43,21

2020 4 809,50 11 116,70 43,26

Источник: составлено и рассчитано автором по данным Госкомстата РФ и актуарному прогнозу развития ПФР

ФИНАНсЫ И КРЕДИТ

57

составлял 36 % от трудовой пенсии по старости, потом данная величина, начиная с 2008 г., будет увеличиваться и составит до 2020 г. в среднем 43,4 %. Следовательно, более 40 % от средней пенсии будут получать все пенсионеры, независимо от заработной платы, а для многих наших пенсионеров базовая часть составляет более половины трудовой пенсии по старости. Одним из условий получения базовой части пенсии является наличие не менее 5 лет страхового стажа. Очевидно, что за столь короткий период за застрахованное лицо уплачиваются взносы, несоизмеримые с тем объемом выплат в виде базовой части пенсии, которые он будет получать после выхода на пенсию в течение всего периода дожития. По нормам Международной организации труда, обеспечение коэффициента замещения на уровне 40 % осуществляется при наличии 30-летнего страхового стажа. Данное требование учитывается при построении пенсионных систем большинства зарубежных стран. Так, к примеру в Швеции гражданам, имеющим 40-летний, максимальный стаж, так называемая народная пенсия (/Ыкретюп — аналог нашей базовой части пенсии) уплачивается в двойном, повышенном размере; в Финляндии право на народную пенсию имеют только лица с 40-летним стажем; во Франции при отсутствии необходимого стажа (40 лет) размер пенсии снижается на 1,25 % за каждый недостающий квартал. Законодательное сокращение периода уплаты страховых отчислений ограничивает возможность формирования достойного пенсионного капитала и создает условия для уклонения от выполнения солидарных обязательств перед нынешними пенсионерами. Справедливо ли будет назначать данный размер пенсии и тем, кто имеет стаж 5 лет (страховой стаж, необходимый по закону №173-ФЗ), и тем, кто имеет стаж 40 лет?

Трудовой вклад и уровень заработной платы — понятия разные. Заработная плата будущего пенсионера будет отражаться в его страховой части пенсии, а вот базовая часть, по мнению автора, должна отражать его трудовой вклад, т. е. непосредственно стаж, так как в настоящее время он не учитывается при формировании пенсионных прав застрахованных лиц.

Рассмотрим три примера. Данные рассматриваемых пенсионеров и результаты расчетов приведены в табл. 2.

Итак, как видно из представленных данных, наибольший размер пенсии будет получать пенсионер с наименьшим, 5-летним стажем. Во многом это происходит как раз из-за того, что базовая

Таблица 2

размер трудовой пенсии по старости рассматриваемых пенсионеров

Пенсионер Пенсионер Пенсионер

данные с 5-летним с 27-летним с 33-летним

стажем (Пен- стажем (Пен- стажем (Пен-

сионер № 3) сионер № 1) сионер № 2)

Дата рожде- 01.08.1953 01.08.1953 01.08.1953

ния

Дата выхода 01.08.2008 01.08.2008 01.08.2008

на пенсию

Стаж до 0,0 20,5 25,5

начала

реформы (до 01.01.2002),

лет

Стаж после 5,0 6,5 6,5

начала ре-

формы, лет

Зарплатный - 0,756 0,76

коэффи-

циент

Индивиду- - 0,42 0,46

альный ко-

эффициент

пенсионера (ИКП)

Сумма 275 612,73 76 223,00 91 870,91

страховых

взносов, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовая 1 794,00 1 794,00 1 794,00

часть пен-

сии, руб.

Дорефор- 0,00 611,92 774,34

менная часть

пенсии, руб.

Страховая 1 378,33 423,46 510,39

часть пен-

сии, зарабо-

танная после

01.01.2002,

руб.

Общий раз- 3 172,33 2 829,38 3078,73

мер трудовой

пенсии по

старости, руб.

Источник: составлено и рассчитано автором

Примечания:

1) Зарплатный коэффициент для Пенсионера № 3 берется исходя из среднего соотношения средней заработной платы в г. Волгограде к среднемесячной по стране (1992 — 2007 гг.).

2) Сумма страховых взносов для Пенсионера № 1 берется исходя из условия ее 3-кратного превышения над средней по г. Волгограду.

3) Для Пенсионера № 3 размер дореформенного стажа взят в максимальном размере при условии обучения в вузе на дневном отделении (период учебы в стаж не включается).

4) Для Пенсионера № 1 взят минимально необходимый стаж согласно действующему российскому законодательству.

пенсия не зависит от стажа. Поэтому необходимо в Федеральный закон о трудовых пенсиях внести изменения и установить два предела базовой части пенсии — нижний и верхний, учитывающих страховой стаж будущего пенсионера.

Еще один недостаток при исчислении базовой части заключается в том, что ее величина не привязана к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП) и средней зарплате по стране. Как было отмечено выше, размер базовой части пенсии был установлен 1 января 2002 г. в размере 450 руб. В результате последней индексации 1 августа 2008 г. она была увеличена до 1 794 руб. Следовательно, за 6,5 лет базовая часть трудовой пенсии по старости возросла в 2,99 раза. Средняя заработная плата по стране за этот же период времени возросла в 3,72 раза. Следовательно, темпы роста средней зарплаты в стране опережают увеличение базовой части пенсии. Это является одной из причин снижения коэффициента замещения в РФ более чем на 6 % за послереформенный период.

В результате анализа динамики соотношения между размерами базовой части трудовой пенсии по старости и средней заработной платой по стране и ПМП и базовой частью пенсии были сделаны следующие выводы:

1) размер базовой части трудовой пенсии по старости за 2002 — 2007 гг. составляет в среднем 10,08 % от среднемесячной заработной платы в стране;

2) соотношение размера базовой части трудовой пенсии по старости за 2002 — 2007 гг. к прожиточному минимуму пенсионера составляет в среднем 39,7 %;

3) согласно актуарному прогнозу развития Пенсионного фонда величина отношения базовой части трудовой пенсии к прожиточному минимуму, начиная с 2008 г., находится на одном уровне — 56 %, а величина отношения базовой части трудовой пенсии к среднемесячной заработной плате начинает уменьшаться с 11 до 7,3 %11.

Исходя из всего вышесказанного, прослеживается целесообразность законодательного установления двух параметров индексации базовой части пенсии по старости — исходя из темпов роста средней заработной платы в стране и прожиточного минимума пенсионера.

Определим количественные значения указанных параметров.

Для определения количественных значений верхнего и нижних пределов были проанализированы данные о соотношении базовой части пенсии

11 Рассчитано автором.

по старости (за год берем среднее значение) к среднемесячной заработной плате и прожиточному минимуму за соответствующие периоды, а также о доли базовой части пенсии по старости в общем размере трудовой пенсии по старости (для определения медианного значения). Было обнаружено, что размер базовой части трудовой пенсии по старости за рассматриваемый период (2002 — 2008 гг. — рассчитано автором по данным Госкомстата, 2008 — 2020 гг. — по данным актуарных прогнозов) составляет в среднем 10,08 % от среднемесячной заработной платы в стране и 54,7 % от прожиточного минимума пенсионера, а медианное значение при требуемом размере коэффициента замещения на уровне 40 % (по рекомендациям Международной организации труда — МОТ) — 12 %. Исходя из проведенного анализа прослеживается целесообразность установления базовой части трудовой пенсии по старости в размере 12 % от среднемесячной заработной платы, при этом данный размер не может быть меньше 55 % прожиточного минимума пенсионера. Это будет нижний предел для размера базовой пенсии.

Учитывая, что в России коэффициент поддержки снизился до 1,4, автор предлагает для обеспечения надежности и долгосрочной устойчивости пенсионной системы увеличить страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Снятие стажевых требований при формировании трудовых пенсий оказывает негативное влияние на финансовую устойчивость пенсионной системы в целом. По мнению автора, необходимо установить новые размеры страхового стажа для назначения трудовой пенсии по старости.

Для определения количественного значения страхового стажа для нижнего предела определим минимальный страховой стаж, т. е. минимальную продолжительность уплаты страховых взносов в размере, необходимом для формирования расчетного пенсионного капитала (РПК) в объеме, равном прожиточному минимуму пенсионера (ПМП). Сумма страховых взносов из расчета средней заработной платы по стране и с учетом коэффициента инфляции составит за 5 лет, с 01.01.2003 по 01.01.2008 - 101 957,22 руб.12. В 2008 году ПМП -373 руб. базовая часть трудовой пенсии — 1 560 руб., тогда размер страховой части пенсии, необходимый для поддержания ПМП, составит 1 713 рубля. Объем РПК по страховой части за весь период дожития (180 мес.) будет 308 340 руб.13. Следовательно, минимальный страховой стаж, обеспечивающий

12 Рассчитано автором.

13 Рассчитано автором.

пенсию на уровне прожиточного минимума пенсионера, составит 15 лет14. Увеличение страхового стажа поможет вовлечь в трудовую деятельность как можно большую долю трудоспособного населения, что в свою очередь улучшит соотношение между занятыми и пенсионерами, которое является определяющим для распределительной пенсионной системы.

Верхний предел размера базовой части трудовой пенсии по старости будет соответствовать 80 % от прожиточного минимума пенсионера и назначаться при 40-летнем стаже. Тогда за каждый страховой год, начиная с 15 лет, размер базовой части трудовой пенсии будет увеличиваться на 1 % от прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума пенсионера составляет в 2007 г. — 2 994 руб., а в 2008 г. — 3 273 руб.

Если пенсионер с 40-летним стажем на протяжении всей своей трудовой деятельности получал минимальную заработную плату, то его страховая часть будет составлять приблизительно 567 руб., 3 следовательно, до доведения размера его трудовой пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера необходимо установить базовую часть пенсии в размере 80 % от величины прожиточного минимума пенсионера. Следовательно, верхний предел базовой пенсии будет закреплен на данном уровне.

Таким образом, изменение размера базовой части трудовой пенсии предлагается законодательно закрепить Федеральным законом, что позволит автоматически два раза в год (в апреле и октябре) изменять размер базовой части трудовой пенсии в соответствии с реальным ростом среднемесячной заработной платы в стране и прожиточным минимумом пенсионера, а не по постановлениям Правительства РФ. Также возрастет значение трудового стажа при определении размера трудовой пенсии по старости, так как за каждый дополнительный год, проработанный сверх 15 лет, к относительному размеру базовой части пенсии будет прибавляться 1 %.

Теперь пересчитаем размеры трудовой пенсии по старости для рассматриваемых пенсионеров согласно предлагаемой методике (табл. 3).

Таблица 3

Размер трудовой пенсии по старости с учетом предлагаемых изменений

Пенсионер Размер пенсии, руб.

С 5-летним стажем —

С 27-летним стажем 3 228,29

С 33-летним стажем 3 728,02

Источник: составлено и рассчитано автором.

14 Рассчитано автором.

Из приведенной таблицы видно, что наибольший размер пенсии будет у пенсионера с максимальным, 33-летним стажем; для него произойдет увеличение пенсии на 21 %. Для пенсионера с 27-летним стажем пенсия также увеличится (на 14 % соответственно). Пенсионеру же с 5-летним стажем для приобретения права на трудовую пенсию по старости придется увеличить свой стаж до 15 лет.

Немаловажной проблемой действующей пенсионной системы также является и снижение ее финансовой устойчивости.

В настоящее время финансовый механизм формирования базовой части трудовой пенсии по старости не имеет страхового характера. Фактически базовая часть трудовой пенсии выполняет функцию гарантированного пенсионного обеспечения и не зависит ни от трудового вклада, ни от заработка будущего пенсионера. Единый социальный налог (ЕСН), предназначенный на ее финансирование, не имеет целевого назначения и зачисляется в федеральный бюджет. При этом в бюджет ПФР передается не сумма поступивших в Казначейство средств ЕСН, а весь объем государственных обязательств на выплату базовой части. Другими словами, при недостаточности собственных средств дефицит покрывается из федерального бюджета. Следовательно, независимо от поступлений базовая часть пенсии будет выплачена в полном объеме. Как уже было отмечено выше, с 2002 по 2007 г. произошло снижение коэффициента обеспеченности выплаты базовой части трудовой пенсии со 180 до 65,88 %. Из актуарного прогноза развития ПФР до 2020 г. видно, что средства федерального бюджета, направляемые на покрытие дефицита базовой части трудовой пенсии, увеличатся с 525,7 млрд руб. в 2010 г. до 1 437,3 млрд руб. в 2020 г.

В этой ситуации экономически обоснованно перейти к финансированию базовой части трудовой пенсии не за счет платежей в пенсионную систему, а из доходов федерального бюджета, поступающих по другим статьям. Тогда 6 % страховых взносов, которые шли на оплату базовой части, передать на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. Следовательно, все уплаченные страховые пенсионные взносы будут носить персонифицированный характер, так как будут отражены на лицевых счетах застрахованного. Также предлагается изменить финансовый механизм установления страховых взносов — 20 % должны стать единым тарифом для всех страхователей (при этом 4 % будут идти на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц

1967 года рождения и моложе). Введение страхового взноса именно в таком размере позволит не только ликвидировать дефицит финансирования страховой части, величина которого увеличится с 2007 по 2010 г. с 88,3 млрд руб. до 227,4 млрд руб., но и примерно в 1,5 раза повысить размер страховой части пенсии. Данные предложения помогут четко зафиксировать социальные и страховые элементы при определении величины пенсии, повысить финансовую устойчивость ПФР и его независимость от федерального бюджета.

Итак, подведем итоги. Для повышения уровня жизни пенсионеров и стабилизации финансового состояния пенсионной системы предлагаются следующие рекомендации:

1) на основании изучения зависимости между величиной страхового стажа и размером расчетного пенсионного капитала, обеспечивающего размер пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера, а также для выполнения солидарных обязательств перед нынешними пенсионерами представляется целесообразным увеличение минимально требуемого страхового стажа до 15 лет (в настоящее время - 5 лет);

2) для определения количественного значения базовой части трудовой пенсии по старости предлагается установить два предела - нижний и верхний;

3) нижний предел будет устанавливаться в размере 12 % от средней заработной платы, но не менее 55 % от ПМП при минимальном страховом стаже 15 лет (вместо нынешних 5 лет); верхний предел — 80 % ПМП при 40-летнем стаже; за каждый год, проработанный сверх минимально установленного стажа, к соотношению с ПМП будет прибавляться по 1 % — тем самым значение страхового стажа при определении размера трудовой пенсии по старости будет возрастать;

4) представляется экономически целесообразным перейти к финансированию базовой части из

федерального бюджета, так как механизм ее формирования в настоящее время не имеет целевого характера;

5) необходимо направить 6 % страховых взносов, которые шли на оплату базовой части, на финансирование страховой и накопительной частей;

6) сделать 20 % единым тарифом для всех категорий страхователей.

Оптимальное сочетание всех предложенных вариантов поможет усилить страховые принципы пенсионной системы, что в конечном итоге приведет к стабилизации финансовой системы пенсионного обеспечения и повышению жизненного уровня пенсионеров.

литература

1. Федеральный закон от 21.07.2007 № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». — М., 2007.

2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». — М., 2001.

3. Проект Бюджетной Стратегии РФ на период до 2023 года// Министерство финансов РФ, 2008. — 73 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/.

4. Соловьев А. К. Актуарное обоснование вариантов развития пенсионной системы/ А. К. Соловьев//Пенсия. 2007. № 5. С. 33 — 42.

5. Сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ: http://www. minzdravsoc.ru/.

6. Сайт Министерства финансов РФ: http://www1. minfin.ru/ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.