Научная статья на тему 'Социально-экономические последствия иммиграции в Италии'

Социально-экономические последствия иммиграции в Италии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2121
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / РЫНОК ТРУДА / НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / БЮДЖЕТ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ / MIGRATION / SOCIO-ECONOMIC PROCESSES / LABOUR MARKET / ILLEGAL LABOUR MIGRATION / EMPLOYMENT / SHADOW ECONOMY / BUDGET / MIGRATION PROCESSES / AGING POPULATION / CONSEQUENCES OF MIGRATION / MIGRATION FLOWS REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царёва Елена Юрьевна

В последнее десятилетие на экономическую, демографическую ситуации в Итальянской Республике большое влияние оказывают миграционные потоки. Постоянно растущему притоку мигрантов способствует не только занимаемое страной географическое транзитное положение, но и структура народного хозяйства Италии, а также интерес бизнеса: дешёвая рабочая сила пользуется спросом у предпринимателей. В результате сегодня в Италии наблюдается определённый дисбаланс в разных сферах жизни общества и государства. В связи со стремительным процессом старения населения страны приток мигрантов осуществляет немаловажную функцию восполнения убыли населения и заполняет рынок труда. Однако последствия миграции не всегда позитивны. В последнее десятилетие Италия стремится проводить жёсткую бюджетную политику в рамках принятых в ЕС обязательств, при этом правящая итальянская элита понимает всю неизбежность поощрения въезда высококвалифицированных мигрантов и ограничения нелегальной миграции. Перед государством встают проблемы трудоустройства, ассимиляции прибывших в итальянский социум мигрантов. Обеспечить занятостью переселенцев, привить европейские ценности, обучить языку далеко не все задачи, особенно имея в виду, что в обществе развивается теневой сектор экономики, в котором заняты в основном нелегалы. От этого страдает экономика страны, бюджет, растёт внешний долг государства. В статье приводятся актуальные данные по демографической ситуации в Итальянской Республике, анализируется соотношение между мигрантами и коренным населением на рынке труда. Уделяется особое внимание социально-экономическим последствиям иммиграции в Италии, в том числе и нелегальной. На протяжении нескольких лет в стране разрабатываются системы внутреннего и внешнего контроля иммиграционных процессов, формирования квот для трудовых мигрантов, оказывается особое внимание фактору рождаемости среди мигрантов, а также действует и развивается система противодействия нелегальной иммиграции. Комплексный анализ данных направлений представляется перспективным для усовершенствования государственной миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES OF IMMIGRATION IN ITALY

During the last decade, migration flows have greatly affected the Italian economy and demography. The trend is growing, not only because of the ideal geographic position for transit, but also due to the Italian economic structure, and business interest: Cheap labour is greatly in demand among employers. The increasing number of migrants has created a certain imbalance in different spheres of life and society. The middle-aged population in Italy is ever growing, thus migrants play an important role in filling the workforce depletion as well as flooding the labor market. The effects of migration cannot be viewed as either positive or negative. In the recent decade, Italy has been pursuing a tight budgetary policy regarding its obligations under the Economic and Monetary Union. At the same time, the government realizes the necessity of radical restructuring of the national market, both taking measures to encourage entry of fully qualified migrants and by restricting illigal or low-skilled immigrants. The state faces a number of problems, such as job placement and assimilation of migrants into society. Some of the objectives are to provide them with the employment, cultivate European values and teach them Italian. While migrants are relevant, the shadow sector of the economy sheltering iltygals is growing. The economy and the budget suffer, and the external debt is growing. The article presents the data on the demographic situation in Italy. It analyzes the correlation between the migrants and the indigenous people in the labor market. Special attention is focused on socioeconomic consequences of immigration in Italy. International experience in general and Italian in particular are highly important to improving the migration policy, developing systems of internal and external control of the migration processes, illegal migration control, and a quota system; the government even takes note of fertility among migrants. A comprehensive analysis of these trends seems promising toward improving the Italian migration policy.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические последствия иммиграции в Италии»

ЭКОНОМИКА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИММИГРАЦИИ В ИТАЛИИ

Е.Ю. Царёва

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия,119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

В последнее десятилетие на экономическую, демографическую ситуации в Итальянской Республике большое влияние оказывают миграционные потоки. Постоянно растущему притоку мигрантов способствует не только занимаемое страной географическое транзитное положение, но и структура народного хозяйства Италии, а также интерес бизнеса: дешёвая рабочая сила пользуется спросом у предпринимателей. В результате сегодня в Италии наблюдается определённый дисбаланс в разных сферах жизни общества и государства. В связи со стремительным процессом старения населения страны приток мигрантов осуществляет немаловажную функцию восполнения убыли населения и заполняет рынок труда. Однако последствия миграции не всегда позитивны. В последнее десятилетие Италия стремится проводить жёсткую бюджетную политику в рамках принятых в ЕС обязательств, при этом правящая итальянская элита понимает всю неизбежность поощрения въезда высококвалифицированных мигрантов и ограничения нелегальной миграции. Перед государством встают проблемы трудоустройства, ассимиляции прибывших в итальянский социум мигрантов. Обеспечить занятостью переселенцев, привить европейские ценности, обучить языку - далеко не все задачи, особенно имея в виду, что в обществе развивается теневой сектор экономики, в котором заняты в основном нелегалы. От этого страдает экономика страны, бюджет, растёт внешний долг государства.

В статье приводятся актуальные данные по демографической ситуации в Итальянской Республике, анализируется соотношение между мигрантами и коренным населением на рынке труда. Уделяется особое внимание социально-экономическим последствиям иммиграции в Италии, в том числе и нелегальной. На протяжении нескольких лет в стране разрабатываются системы внутреннего и внешнего контроля иммиграционных процессов, формирования квот для трудовых мигрантов, оказывается особое внимание фактору рождаемости среди мигрантов, а также действует и развивается система противодействия нелегальной иммиграции. Комплексный анализ данных направлений представляется перспективным для усовершенствования государственной миграционной политики.

Ключевые слова: миграция, социально-экономические процессы, рынок труда, нелегальная трудовая миграция, занятость населения, теневая экономика, бюджет, миграционные процессы, старение населения, последствия миграции, регулирование миграции.

Как и другие европейские страны, Италия сталкивается с иммиграцией как социально-экономическим и культурным явлением. Страна, имеющая богатую эмиграционную историю, в течение длительного периода сама являлась одним из крупнейших «поставщиков» эмигрантов. Однако с конца 1970-х гг. тенденция движения населения радикально изменилась. Современная Италия является одной из самых привлекательных для иммигрантов стран мира. Известные эксперты отмечают, что с середины 1990-х гг. число иммигрантов в стране выросло более чем в три раза [1]. Так, по данным Международной комиссии по миграции, в настоящий момент структура иммиграции в Италии такова: из региона ЦВЕ - 48,8%, из стран Африканского континента - 27%, из стран Центральной и Восточной Азии - 17,4%, из Америки - 6,8% [2].

По состоянию на 1 января 2013 г. в Италии зафиксировано следующее соотношение мигрантов по численности:

- выходцы из стран Африки составили 483 тыс. человек;

- из стран Азии - 210 тыс. человек (в основном выходцы из Китая);

- из стран ЦВЕ - более 500 тыс. человек, причём основной поток составили румыны (258 тыс. человек), украинцы (201 тыс. человек), молдаване (160 тыс. человек), поляки (110 тыс. человек), болгары (51 тыс. человек), сербы, черногорцы и косовары (80 тыс. человек);

- из Индии - более 150 тыс. человек;

- из Филиппин - 135 тыс. человек;

- из Эквадора - 92 тыс. человек;

- из Бангладеш и Шри-Ланки - 165 тыс. человек;

- из Пакистана только в 2012 г. въехали 76 тыс. мигрантов [4].

Приведённая выше официальная статистика подсчитывается на основе въездных виз для длительного пребывания, выданных консульскими учреждениями стран-членов Европейского союза в странах происхождения мигрантов, и

по количеству видов на жительство, выданных органами внутренних дел этих стран. Соответственно в статистической базе по миграции остаются неучтёнными лица, которые на момент обнародования статистических данных имели документы на проживание на этапе возобновления. Также только отчасти учитываются несовершеннолетние мигранты, которые присутствуют на территории Италии. По нелегальным мигрантам у статистических служб нет точных данных, их и быть не может.

Для Италии, как и для большинства стран Евросоюза, на данном этапе характерны довольно низкие показатели рождаемости при преобладании показателей смертности: на 2013 г. 8,78 промилле и 10,89 промилле соответственно. Показатели убедительно свидетельствуют о прогрессирующем процессе естественного сокращения населения на уровне 4,8 промилле [5]. При этом, как уже отмечалось, растёт и средний возраст населения. По данным Статистического досье по иммиграции, в Италии уровень рождаемости среди иммигрантов (как в семьях иностранцев, так и в семьях с одним родителем-иностранцем) выше среднего по стране [6]. Неудивительно, что будущее демографическое развитие Италии в первую очередь связывают с миграционной ситуацией в стране. Самый высокий процент безработных - среди итальянцев, большинство коренного населения ищет работу, а из иностранных граждан работают примерно 58%.

Как отмечает ряд экспертов, в последние несколько десятилетий в Италии отмечалась тенденция использования неквалифицированного труда иммигрантов в малопривлекательных для коренных итальянцев сферах занятости. Причинами интенсификации миграции стали, по мнению Т.В.Зоновой, стали геополитические сдвиги в постбиполярном мире, революционные события в странах Северной Африки, а также китайское присутствие в мировой экономике [1]. Использование труда мигрантов на работах

Структура занятости населения Италии в 2013 г. на основе критерия гражданства

Структура населения Занятые В поиске работы Неактивное население В общем Процент занятости Процент безработицы Процент незанятых

Итальянцы 20.602.206 2.161.614 25.320506 48.084.336 56.4 9.5 37.5

Иностранные граждане из ЕС 775.075 93.712 329. S31 1.198.618 65.9 10.8 26.1

Все другие иностранцы 1.574.064 225.260 927.137 2.726461 58.8 12.5 32.8

Всего 22.951-355 2.4S0.046 26.577.474 52.008.875 56.9 9.8 36.9

Источник: IMF Working Paper WP/09/47. The Italian labor market: Recent trends, Institutions and Reform options, Martin Schindler, March 2013, p.123.

низкой квалификации характерно не только для Итальянской Республики и Европейского союза в целом, а также для России и многих других стран мира.

Экономисты объясняют это явления тем, что при всей технологической развитости стран Запада во многих отраслях экономики пока не удаётся осуществить должный уровень модернизации для снижения переменных издержек производства, а также тем, что не всегда есть возможность перемещения таких производств за пределы страны (например, туристический бизнес и его обслуживание). Следовательно, единственным путём снижения переменных издержек становится урезание социальных гарантий работников, в том числе и заработной платы, что прямо противоречит законодательству Италии. С этой целью предприниматели предпочитают нанимать нелегальных трудовых мигрантов, которые готовы работать без заключения трудовых договоров и страховых выплат [5].

При рассмотрении неравномерности экономического развития регионов в исследовательских кругах возобладала концепция «трёх Италий», которая отражает экономическую действительность и по сей день. Такое видение было предложено итальянскими экономистами в 70-х гг. прошлого века вместо традиционного разделения «Север - Юг» и сводилось к следующей региональной диспропорции: северо-запад с крупной промышленностью, северо-восток с мелким и средним бизнесом и экономически слаборазвитый Юг.

Интенсификация нелегальной миграции в Италии, как и в других странах ЕС, увеличивает удельную долю теневого рынка в экономике страны. По данным агентства БКОМТБХ, доля теневого рынка в 2013 г. в ВВП стран ЕС составила 20%, а в Италии - 27,8%. Для сравнения: в Германии и во Франции, где более чёткий механизм приёма беженцев, доля теневого сектора в экономике составила 16,3% на 2013 г. [7]. Таким образом, разрастание теневого рынка прямо пропорционально нелегальной миграции. Немаловажно, что одним из самых быстро развивающихся сегментов теневого рынка ЕС стала торговля наркотиками, причём основными перевозчиками запрещённых веществ являются именно нелегальные иммигранты. Учитывая, что данных по численности нелегалов не существует, по приблизительным оценкам аналитической статистики, их численность в Евросоюзе варьировалась от 5 до 8 млн человек по состоянию на 1 января 2013 г. [5].

В Италии, в силу ее транзитного географического положения, на нелегальных основаниях проживают до 350 тыс. человек, в основном выходцев из стран Северной Африки [8]. После конфликта в Сирии 2013 г. к мигрантам прибавились и беженцы из Сирии. Только за девять месяцев 2013 г. было зафиксировано 113 тыс. незаконных пересечений границ ЕС. Для сравне-

ния: в 2009 г. было зафиксировано лишь 3,5 тыс. нарушений границы [8]. Наплыв нелегальных мигрантов и, как результат, разрастание теневого сектора экономики приводят к нарушению баланса бюджета страны: налоги не поступают в бюджетные статьи доходов в должном объёме, в результате чего государство лишается возможности маневрировать в условиях финансового кризиса.

Необходимо заметить, что индустриализация в стране началась по сравнению с другими странами Европы позднее. Основной рывок в её развитии пришёлся на 1950-е гг., а уже к 2010 г. промышленность составляла порядка 30% всего ВВП, а аграрный сектор - только 2% ВВП, что свидетельствует об индустриальной развитости. В настоящее время итальянская экономика находится в первой семёрке развитых стран, производя 3,06% мирового ВВП (1, 438 трлн долларов). Рост национального продукта в течение последних 5 лет находится в пределах 2 - 3% в год [9]. Практически решена проблема инфляции, которая в 2013 г. составила 1,7 % в год [10]. В настоящее время промышленное производство составляет 36% ВВП, аграрный сектор остаётся на прежнем уровне, остальной доход государства находится в секторе услуг (в основном туристического бизнеса) [8].

Такая структура народного хозяйства не требует высокой квалификации работников и привлекает нелегальных мигрантов, которые не имеют образования. Специфичность Италии заключается в том, что стабильность экономического развития обеспечивается в основном за счёт обработки и производства товаров в формате малых и средних семейных предприятий. В Северной Италии важнейшей чертой социальных, политических и даже религиозных альянсов были горизонтальные связи, то есть все отношения строились на основе равенства, тогда как в южных провинциях эти союзы строились как вертикальные интеграции, где превалировала жёсткая субординация в общественных отношениях, основанная на иерархическом подчинении (в семье - старшему, на работе - начальнику). Сотрудничество, взаимопомощь, гражданские обязательства и даже доверие стали отличительными особенностями севера Италии. На юге же есть риски произвола начальства, поэтому коренные итальянцы предпочитают работать на севере страны.

Легальным мигрантам со статусом резидента очень не просто открыть своё дело. Из-за довольно сильной бюрократизации управления в экономической сфере, а во многом из-за незнания итальянского языка для мигрантов крайне сложно понять многие специфические особенности. В результате в Италии возникло огромное число посреднических организаций, например так называемых галоппини ^а1оррт0, которые предоставляют для физических лиц готовые пакеты документов и заявлений по организации бизнеса. Структуры ga1oppini выступают в ка-

честве посредников между мелкими предпринимателями и итальянским чиновничеством, а также оказывают помощь при регистрации фирм в налоговых органах [11].

Из-за последствий финансового кризиса в Европе, который сопровождался в первую очередь явлением экономической стагнации, в 2011г. в Италии встал вопрос об ускоренной модернизации страны. Являясь одной из ведущих стран Евросоюза, Италия преодолела кризис, во-первых, под воздействием общего экономического роста в Евросоюзе, в целом осуществлённого за счёт экономики Германии, во-вторых, благодаря тем серьёзным антикризисным мерам, которые принимались итальянским правительством. Рост ВВП страны составил 0,8%, что несколько ниже, чем в среднем по ЕС, но лучше, чем прогнозировалось в середине 2011 г. (+0,6%). В целом по ЕС рост ВВП составил в 2010 г. +1,0%, в еврозоне + 0,9%.

Объём валовых инвестиций в итальянскую экономику сократился на 0,7%, инвестиции в транспортный сектор снизились на 1,5%, а в строительную отрасль уменьшились на 1,3%, тогда как объём инвестиций в производство машин и оборудования вырос на 0,2% [12]. Однако в 2012 - 2013 гг. в стране фактически наступила экономическая стагнация при параллельном росте безработицы среди коренного населения: безработица в Италии составила в

2013 г. 11%, а среди молодёжи её уровень достигал 37,8% [13]. Для сравнения: уровень безработицы в том же году во Франции составил порядка 9%, в Германии - 5,9% [13]. При этом Центральный банк Италии, приводя данные о росте инфляции в стране на 2,7 % в год, публикует данные о том, что процент занятого в реальном секторе экономики населения страны с каждым годом снижается, в 2013 г. он уже составил только 56,9% от всего трудоспособного населения [14].

Более того, в 2013 г. правительство Италии было вынуждено сократить дефицит государственного бюджета на 13,7 млрд евро. Фактически страна продолжит жёстко следовать ранее достигнутым договорённостям с Европейским союзом. Изменён прогноз роста ВВП на 2014 г. (понижен до 1% с 1,3%). В 2013 г. объём государственного долга повысился до 132,9% ВВП и по прогнозам итальянского правительства останется приблизительно на том же уровне в

2014 г. [15].

В 2014 г. бюджет Италии предусматривает сокращение госрасходов на 3,3 млрд евро. Причём основными источниками сокращения государственных расходов в 2013 - 2014 гг. стало замораживание пенсий и социальных пособий, а также получение дополнительных средств при повышении возрастного предела пенсионного возраста. Помимо того, были повышены налоги, в частности НДС с 21 до 22% [16]. Эти меры были призваны снизить дефицит государственного бюджета до 3% ВВП, а в стратегическом плане -

к достижению структурного дефицита государственного бюджета в 0,5% ВВП [16].

Рынок труда в таких условиях переполнен мигрантами, растёт теневая экономика, преступность, в которой активны нелегальные мигранты. Из-за повышения налогообложения - мелкие фирмы на севере страны стремятся экономить на рабочей силе, используя труд неквалифицированных мигрантов. В итоге в социально-экономическом плане Италия по-прежнему находится в состоянии дисбаланса между своим севером и югом. Нельзя забывать и об энергетической проблеме: большинство сырьевых ресурсов по обслуживанию промышленности и порядка 75% энергетических ресурсов Итальянская Республика импортирует [14].

Приток мигрантов в страну, с одной стороны, позволяет поддерживать производство в стране на уровне 2010 г., но с другой - нелегальная миграция приводит к росту теневого сектора экономики и, как следствие, к росту дефицита государственного бюджета и внешнего долга страны. Существующий замкнутый круг в сфере последствий миграции, возможно, может быть разорван путём принятия государством миграционных решений с учётом теории человеческого капитала. В этой теории миграция рассматривается как венчурный инвестиционный проект на государственном уровне, то есть подразумевает определённый риск, работающий на перспективу. С этой целью необходимо расширять меры по адаптации и интеграции мигрантов в принимающий социум, причём эти меры должны включать финансовую помощь не только в виде пособий и языковых курсов, но и в повышении образованности мигрантов, а для нелегалов - в виде обучения специальности с последующей легализацией. Такой подход потребует со стороны итальянского государства немалых вложений.

Но уже существуют примеры, когда затраты на обучение, повышение квалификации мигрантов окупаются. Для итальянцев в этой связи представляет интерес исследование Университетского колледжа Лондона (University College London) и Центра изучения миграции (Center for Research and Analysis of Migration), представленное в ноябре 2013 г. Авторы работы пришли к выводу, что в 2001 - 2011 гг. мигранты из европейских стран принесли казне Соединённого Королевства на 34% больше средств, чем государство на них потратило. В результате Великобританией было получено 22,1 млрд фунтов стерлингов чистой прибыли от использования труда приезжих рабочих. Для сравнения: мигранты из неевропейских стран добавили в казну лишь 2,9 млрд фунтов, что лишь на два процента превышает сумму потраченных на них средств. В общей сложности за 10 лет Соединённое Королевство благодаря приезжим получило примерно 25 млрд фунтов. Кроме того, оказалось, что мигранты менее склонны полагаться на социальные выплаты - вероятность обраще-

ния к органам государственной поддержки в их случае на 21% меньше, чем в случае с местными жителями (с учётом одинаковой квалификации и возраста) [17].

Правительство Италии вынуждено уделять более пристальное внимание вопросам регулирования миграции: создаются программы для беженцев и легальных мигрантов, организуются бесплатные языковые курсы для ускоренного вовлечения иммигрантов в социально-экономические процессы страны. Развиваются связи с итальянскими диаспорами за рубежом, что позволяет привлекать иностранный капитал и инвестиции в страну, активизируются процессы создания совместных предприятий. Однако эксперты отмечают, что, несмотря на предпринимаемые руководством страны меры по адаптации и интеграции мигрантов в принимающий социум, довольно значительная часть переселенцев в Италию изначально не намерена интегрироваться в систему европейских культурных, материальных, религиозных, политических ценностей как по отдельности, так и в комбинациях. В этом заключается главное их отличие от представителей предыдущих миграционных волн. Мигранты, попавшие на территорию Италии, ждут терпимости (толерантности) от принимающего социума исключительно вместе с материальной помощью, тогда как сами проявляют нетерпимость к европейцам.

Международный опыт, и опыт Италии в частности, полезны и для совершенствования миграционной политики России. Уже несколько лет в стране разрабатываются система внутреннего и внешнего контроля иммиграционных процессов, система квот для трудовых мигрантов, оказывается особое внимание уровню рождаемости в среде мигрантов, а также действует

и развивается система регулирования и борьбы с нелегальной иммиграцией. По мнению учёных, в Европе существует концептуальная модель интеграции мигрантов в принимающий социум, речь идёт о взаимной адаптации культур. В. Малахов, один из экспертов-международников, отмечает в своей статье, что в последние несколько лет изменился подход к самой сути адаптации мигрантов в Европе, что обусловлено глобальным процессом демократизации [18]. Итальянский опыт в этой связи позволяет сформулировать несколько выводов:

1) с точки зрения социально-политических последствий адаптации мигрантов в Итальянской Республике нельзя говорить об однозначности самой оценки миграции как таковой: она насыщает рынок труда необходимыми кадрами, замещая некоторые не престижные в глазах коренных итальянцев рабочие места, всё же увеличивают безработицу среди коренных итальянцев;

2) к негативным социально-экономическим последствиям миграции в Италии, без сомнения, относится и рост теневого сектора экономики, преступности, где активны нелегальные мигранты. Это приводит к дефициту государственного бюджета, выводу средств из-под контроля государства, инфляции, а также повышению внешнего долга страны, что, несомненно, замедляет экономический рост итальянской экономики;

3) большинство из трудовых мигрантов в Италии стремится закрепиться в наиболее развитых в промышленном отношении северных провинциях, не только создавая серьёзную конкуренцию коренным итальянцам, но и провоцируя элементы социальной нестабильности в принимающем социуме.

Список литературы

1. Зонова Т.В. Италия: вызовы иммиграции //Российский совет по международным делам. 21.11.2011. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=52#top (дата обращения: 12.03.2014).

2. International Organization for Migration (2013) World Migration 2003: Managing Migration, Challenges and Responses for People on the Move. IOM, Geneva.

3. THESIM Towards Harmonised European Statistics on International Migration. http://epp.eurostat.ec.europa. eu/cache/ITY_SDDS/Annexes/migr_stock_esms_an3.pdf

4. По материалам: www.day.kiev.ua Елена Пономарёва, Римский университет «Ла Сапьенца» http://italia-ru.com/forums/2010/07/18/ukrainskaya-trudovaya-immigratsiya-italiyu (дата обращения: 12.03.2014).

5. EU Employment and Social Situation. EU Commission Annual Report. March 2013. Special Supplement on Demographic Trends http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_0FFPUB/KE-BH-13-0S2/EN/KE-BH-13-0S2-EN.PDF [дата обращения: 12.03.2014].

6. Statistical dossier on immigration in Italy/ http://italia-com/2013/07/18

7. FRONTEX http://frontex.europa.eu/ (дата обращения: 12.03.2014).

8. Refugees in European countries and in Italy// http://www.jrseurope.org/DIASP%20Publications/IT_DIASP. pdf (дата обращения: 12.03.2014).

9. http://italiasunguide.com/userfiles/file/Italy_economy_rus.pdf (дата обращения: 12/03/2014).

10. http://www.rosbalt.ru/business/2013/03/29/1111673.html (дата обращения: 12/03/2014).

11. Francesca Biondi Dal Monte. L'integrazione dei migranti all'economia dell'italia.- Milano. 2013. 276 р.

12. http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1390&type=news (дата обращения: 12/03/2014).

13. http://ru.euronews.com/2013/04/29/the-price-of-italy-s-coalition/

14. http://www.bancaditalia.it/pubblicazioni

15. http://italia-ru.com/forums/vse-ob-italii/novosti-italii/defitsit-byudzheta-italii-po-itogam-2013-g-sostavit-31-2014-g-so (дата обращения: 12/03/2014).

16. http://www.bis.org/publ/cpss68.pdf (дата обращения: 12/03/2014).

17. http://italia-ru.com/forums/obshchenie/politika-ekonomika-nauka/zbyshek-khose-ravshan-effektivnost-migratsii-raznykh-regi (дата обращения: 12/03/2014).

18. Малахов В. Интеграция мигрантов: европейский опыт и перспективы России. http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=3357&active_id_11=66#top. (дата обращения: 21.03.2014).

Об авторе

Царёва Елена Юрьевна -аспирант кафедры дипломатии МГИМО(У) МИД РФ. E-mail: tsareva2013@gmail.com

SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES OF IMMIGRATION IN ITALY

E.J. Tsareva

Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: During the last decade, migration flows have greatly affected the Italian economy and demography. The trend is growing, not only because of the ideal geographic position for transit, but also due to the Italian economic structure, and business interest: Cheap labour is greatly in demand among employers. The increasing number of migrants has created a certain imbalance in different spheres of life and society. The middle-aged population in Italy is ever growing, thus migrants play an important role in filling the workforce depletion as well as flooding the labor market. The effects of migration cannot be viewed as either positive or negative. In the recent decade, Italy has been pursuing a tight budgetary policy regarding its obligations under the Economic and Monetary Union. At the same time, the government realizes the necessity of radical restructuring of the national market, both taking measures to encourage entry of fully qualified migrants and by restricting illigal or low-skilled immigrants. The state faces a number of problems, such as job placement and assimilation of migrants into society. Some of the objectives are to provide them with the employment, cultivate European values and teach them Italian. While migrants are relevant, the shadow sector of the economy - sheltering illygals - is growing. The economy and the budget suffer, and the external debt is growing. The article presents the data on the demographic situation in Italy. It analyzes the correlation between the migrants and the indigenous people in the labor market. Special attention is focused on socioeconomic consequences of immigration in Italy. International experience in general and Italian in particular are highly important to improving the migration policy, developing systems of internal and external control of the migration processes, illegal migration control, and a quota system; the government even takes note of fertility among migrants. A comprehensive analysis of these trends seems promising toward improving the Italian migration policy.

Key words: migration, socio-economic processes, labour market, illegal labour migration, employment, shadow economy, budget, migration processes, aging population, consequences of migration, migration flows regulation.

References

1. Zonova T.V. 2011, Italia: vyzovi immigratsii [Italy: Challenges of Immigration], Rossyiskiy sovet po mejdunarodnym delam [Russian International Affairs Council]. Available at: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=52#top 2. [accessed 12/03/2014]

2. International Organization for Migration (2013) World Migration 2003: Managing Migration, Challenges and Responses for People on the Move. IOM, Geneva.

3. THESIM Towards Harmonised European Statistics on International Migration. http://epp.eurostat.ec.europa. eu/cache/ITY_SDDS/Annexes/migr_stock_esms_an3.pdf

4. Materials of www.day.kiev.ua Elena Ponomariova, Rome University «La Sapienza». Available at: http://italia-ru.com/forums/2010/07/18/ukrainskaya-trudovaya-immigratsiya-italiyu [accessed 12.03.2014]

5. EU Employment and Social Situation. EU Commission Annual Report. March 2013. Special Supplement

on Demographic Trends http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-BH-13-0S2/EN/KE-BH-13-0S2-EN.PDF [accessed 12.03.2014]

6. Statistical dossier on immigration in Italy/ http://italia-com/2013/07/18

7. FRONTEX http://frontex.europa.eu/ [accessed 12.03.2014]

8. Refugees in European countries and in Italy// http://www.jrseurope.org/DIASP%20Publications/IT_DIASP. pdf [accessed 12.03.2014]

9. http://italiasunguide.com/userfiles/file/Italy_economy_rus.pdf [accessed 12/03/2014]

10. http://www.rosbalt.ru/business/2013/03/29/1111673.html [accessed 12/03/2014]

11. Francesca Biondi Dal Monte. L'integrazione dei migranti all'economia dell'italia.- Milano. 2013. 276 p.

12. http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1390&type=news [accessed 12/03/2014]

13. http://ru.euronews.com/2013/04/29/the-price-of-italy-s-coalition/

14. http://www.bancaditalia.it/pubblicazioni

15. http://italia-ru.com/forums/vse-ob-italii/novosti-italii/defitsit-byudzheta-italii-po-itogam-2013-g-sostavit-31-2014-g-so [accessed 12/03/2014]

16. http://www.bis.org/publ/cpss68.pdf [accessed 12/03/2014]

17. http://italia-ru.com/forums/obshchenie/politika-ekonomika-nauka/zbyshek-khose-ravshan-effektivnost-migratsii-raznykh-regi [accessed 12/03/2014].

18. Malakhov V. 2014, Integratsia migrantov: evropeyskiy opyt i perspectivy [Century the Integration of migrants: European experience and prospects for Russia], Rossyiskiy sovet po mejdunarodnym delam [Russian International Affairs Council]. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3357&active_id_ 11=66#top [accessed 21/03/2014].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author

Elena J. Tsareva - a post-graduate student at MGIMO University, Chair of Diplomacy since 2011.

E-mail: tsareva2013@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.