Научная статья на тему 'Миграционный аспект глобализации: казус Италии'

Миграционный аспект глобализации: казус Италии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1692
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / ИММИГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ITALY / IMMIGRATION / GLOBALISATION / MIGRATION POLICY / ILLEGAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зонова Татьяна Владимировна

Рассматриваются основные аспекты развития миграционных процессов в современной Италии. Она стала в начале XXI века одной из основных стран Европы, принимающих потоки иммигрантов с Балканского полуострова и из стран Юго-Восточной Европы, из Африки и стран Ближнего Востока. Отмечается влияние процессов глобализации на развитие миграционных процессов. Характеризуются особенности статуса иммигрантов в Италии. В частности, итальянское законодательство наряду с понятием «легального» иммигранта вводит категории «нерегулярного» (то есть имеющего удостоверение личности, но не получившего вид на жительство) и «нелегального» иммигранта (не имеющего документов). Автор подробно рассматривает основные трудности, возникающие в Италии в связи с притоком легальных и нелегальных иммигрантов. В свою очередь проблемы миграционной политики неизбежно влияют на состояние общественного мнения Италии. Политические партии в своей предвыборной агитации используют негативные настроения в своих целях, чрезмерно политизируют иммиграцию, усугубляя тем самым ее негативное восприятие обществом. Подчеркивается, что необходимо обеспечивать представительство иммигрантов в институтах власти, а также вкладывать достаточные средства в культурную деятельность, направленную на интеграцию иммигрантов в итальянское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration Aspect of Globalisation: Italy Case

The main aspects of migration processes in modern Italy are considered. Italy became one of the main European countries that receive floods of immigrants from the Balkans and the countries of South-Eastern Europe, Africa and the Middle East in the beginning of the XXI century. The impact of globalisation on the development of migration processes is noted. The status of immigrants in Italy is commented. In particular, the Italian government introduced the category of “non-regular” immigrants (i.e. those who have an identity card, but do not get a residence permit) and “illegal” immigrants (undocumented) along with the concept of “legal” immigrants. The author examines in detail the main difficulties encountered in Italy in connection with the influx of legal and illegal immigrants. In turn, the problems of migration policy inevitably affect the state of public opinion in Italy. Political parties in their election campaigns use the negative sentiment for their own purposes, overly politicise immigration, thereby exacerbating its negative public perception. The need to ensure the representation of immigrants in the institutions of authority is emphasised, as well as to invest sufficiently in cultural activities aimed at the integration of immigrants into Italian society.

Текст научной работы на тему «Миграционный аспект глобализации: казус Италии»

Зонова Т. В. Миграционный аспект глобализации: казус Италии / Т. В. Зонова // Научный диалог. — 2015. — № 1 (37). — С. 130—138.

УДК 314.742+325.14

Миграционный аспект глобализации: казус Италии

Т. В. Зонова

Рассматриваются основные аспекты развития миграционных процессов в современной Италии. Она стала в начале XXI века одной из основных стран Европы, принимающих потоки иммигрантов с Балканского полуострова и из стран Юго-Восточной Европы, из Африки и стран Ближнего Востока. Отмечается влияние процессов глобализации на развитие миграционных процессов. Характеризуются особенности статуса иммигрантов в Италии. В частности, итальянское законодательство наряду с понятием «легального» иммигранта вводит категории «нерегулярного» (то есть имеющего удостоверение личности, но не получившего вид на жительство) и «нелегального» иммигранта (не имеющего документов). Автор подробно рассматривает основные трудности, возникающие в Италии в связи с притоком легальных и нелегальных иммигрантов. В свою очередь проблемы миграционной политики неизбежно влияют на состояние общественного мнения Италии. Политические партии в своей предвыборной агитации используют негативные настроения в своих целях, чрезмерно политизируют иммиграцию, усугубляя тем самым ее негативное восприятие обществом. Подчеркивается, что необходимо обеспечивать представительство иммигрантов в институтах власти, а также вкладывать достаточные средства в культурную деятельность, направленную на интеграцию иммигрантов в итальянское общество.

Ключевые слова: Италия; иммиграция; глобализация; миграционная политика; нелегальная миграция.

1. Вводные замечания

Именно Италия в течение последнего времени принимает на себя первый удар миграционных потоков, пути которых пролегают по морю. Подавляющее большинство этих мигрантов — нелегалы.

Например, только в начале 2011 года на остров Лампедуза прибыло около 25 тысяч африканцев. Причем даже весьма вероятная гибель в морской пучине не удерживает их от отчаянной попытки изменить жизнь. Сотням людей так и не удается добраться до итальянского берега. Предотвращению трагедий и усилению контроля над морской границей была посвящена итальянская военная гуманитарная операция «Mare Nostrum», в которой участвовали корабли и самолеты военно-морского флота, армии, военной авиации, карабинеры, финансовая гвардия, пограничники, а также все остальные государственные службы, которые задействованы в осуществлении контроля над миграционными потоками. С ноября 2014 года эта операция была замещена операцией «Тритон», на этот раз разворачивающейся под эгидой Европейского пограничного агентства «Frontex». В операции «Тритон», помимо Италии, принимают участие еще 19 стран Европейского союза [Migranti, Alfano..., 2014].

2. Иммиграционные процессы в Италии

Итальянское общество, сталкиваясь с вызовами иммиграции, не готово встречать прибывающих в страну мигрантов с распростертыми объятиями. Эти настроения используются определенными политическими силами. С антииммигрантской риторикой постоянно выступают «Лига Севера» и «Движение пяти звезд» (итал. Movimento 5 Stelle, M5S). Тем не менее большинство итальянцев признают необходимость использования иностранной рабочей силы. Превратятся ли иммигранты в угрозу для итальянского общества или постепенно интегрируются в него, будет зависеть от того, удастся ли правительству эффективно регулировать иммиграционные процессы и проводить гибкую иммиграционную политику.

С первых месяцев 2011 года небольшой итальянский остров Лампедуза (область Сицилия) оказался в центре внимания мировых СМИ. В связи с событиями в арабских странах на остров хлынул поток тунисских мигрантов. Центр временного пребывания (ЦВП) нелегальных

иммигрантов, рассчитанный на 200 человек, оказался не готов к приему многих тысяч людей. ЦВП на Лампедузе и раньше подвергался жесткой критике. В настоящее время в центрах такого рода проводится обязательный врачебный осмотр прибывших. Журналисты, проникавшие в Центр под видом иммигрантов, писали об ужасающих условиях, в которые попадали прибывшие морем на Сицилию африканцы.

Весной 2011 года итальянские власти, пытаясь как можно оперативнее справиться с проблемой, решили снабдить прибывших нелегалов временным видом на жительство и переправить их во Францию, поскольку именно там большинство тунисцев и намеревались поселиться. Однако Франция остановила поезда с иммигрантами на границе, обвинив Италию в нарушении правил Шенгена, которые предусматривают возможность пересечения европейских границ лишь при наличии удостоверения личности, достаточных для проживания средств и подтверждения, что мигранты не представляют угрозы для безопасности. Скандал удалось уладить дипломатическим путем [Casati, 2011]. Тем не менее итальянский средиземноморский остров еще не раз давал повод для новостей.

Однажды обитатели ЦВП, напуганные намерением итальянских властей выдворить их из страны, подожгли находящиеся там постройки и захватили баллоны с газом, угрожая все взорвать. Разгневанные островитяне вступили в самую настоящую войну с иммигрантами. Полиция попыталась разогнать разбушевавшуюся толпу. В результате десятки раненых были отправлены в больницу [Оа^еБйпМ..., 2010].

События, связанные с притоком иммигрантов, подогрели интерес к проблемам иммиграции. Итальянцы вспомнили, что всего полвека назад они тоже были нацией эмигрантов. С позапрошлого столетия и вплоть до «экономического чуда» в середине прошлого века почти 25 млн человек (более трети нынешнего населения страны) покинули родину в поисках работы и достойного заработка.

Выход Италии на уровень наиболее развитых индустриальных держав изменил ситуацию. Нехватка рабочих рук, а также сама

структура итальянской экономики, для которой характерны широкий спектр мелких предприятий и так называемый теневой сектор экономики, превратили Италию в весьма привлекательную цель для мигрантов. К тому же, в отличие от стран Северной Европы с весьма развитой системой государственного социального обеспечения, Италия испытывает большую потребность в частных услугах по ведению домашнего хозяйства, уходу за больными и престарелыми людьми.

3. Регулирование иммиграционных процессов в Италии

В отличие от ряда других западных стран, итальянские власти не провозглашают политику мультикультурализма. Иммиграция в Италии воспринимается прежде всего как функциональная проблема. Сегодня большинство итальянцев признают необходимость использования иностранной рабочей силы в связи с демографическими проблемами, обусловленными низкой рождаемостью и старением населения. 76 % итальянцев уверены в том, что труд иммигрантов приносит существенную материальную прибыль и компенсирует нехватку рабочих рук, при этом лишь 29 % ощущают серьезную конкуренцию со стороны иммигрантов [Pastore, 2011].

Росту иммиграции во многом способствовали геополитические сдвиги в постбиполярном мире, нестабильность в странах Северной Африки и бурное развитие китайского бизнеса, а также чрезвычайно протяженные морские границы, позволявшие судам с мигрантами бесконтрольно причаливать к итальянским берегам.

С середины 1990-х годов число иммигрантов в Италии выросло более чем в три раза. В настоящее время процентное соотношение выходцев из разных стран выглядит следующим образом: Центральная и Восточная Европа — 49,3 %, Африка — 22 %, Азия — 16,2 %, Америка — 7,7 %.

В первой группе наиболее многочисленны румыны, украинцы и албанцы. Выходцы из стран Магриба составляют большинство вто-

рой группы. Китайцы, индийцы, бенгальцы и пакистанцы представляют Азию. Наибольшее количество иммигрантов из стран Западного полушария поставляют Эквадор и Перу. По религиозной принадлежности на первом месте — христиане, мусульмане составляют более 30 %. В Италии около 7 % населения — иностранцы. Однако в 2010 году из общего количества новорожденных иностранцы составили 14 %, то есть рождаемость иммигрантов значительно превысила уровень рождаемости итальянцев ^а Роро^юпе..., 2010].

Для получения вида на жительство иммигрант должен заключить трудовое соглашение с работодателем, который, в свою очередь, обязан обеспечить иммигранта достойным жильем, а по истечении срока действия контракта оплатить транспортные расходы для возвращения его на родину. Потерявший работу иностранец в течение 3—6 месяцев обязан найти новую работу либо покинуть Италию. Вводится процедура дактилоскопирования иммигрантов. Взносы в пенсионный фонд, если они делались на протяжении не менее пяти лет, иммигрант сможет получить лишь по достижении 65-летнего возраста. Из родственников только супруг или супруга иммигранта и их несовершеннолетние дети могут воспользоваться правом на воссоединение семьи. Исключение для детей, достигших совершеннолетия, делается лишь в случае их нетрудоспособности, которую тоже надо доказать. Родители иммигрантов старше 65 лет могут претендовать на воссоединение с детьми, однако от них требуется представить целый пакет документов, свидетельствующий о неспособности жить самостоятельно. Не исключается проверка ДНК. Несовершеннолетние иммигранты, не сопровождаемые родственниками, включаются в проекты социальной и гражданской интеграции. Вид на жительство они смогут получить по достижении совершеннолетия, если будет доказано, что они находятся в Италии не менее четырех лет и не менее трех из них посещали курсы интеграции. При этом у них должно быть место жительства, они должны посещать какое-либо учебное заведение или иметь трудовой договор с работодателем (подробнее

см.: [Нестерова, 2013, с. 170—172]). Правда, на несовершеннолетних не распространяется положение о квотировании мигрантов.

Основные цели, преследуемые законодателями, состоят в поощрении квотированной законной иммиграции и принятии мер, направленных против нелегальной иммиграции. Иммигранты, не нарушающие законодательство, по истечении определенного срока имеют право претендовать на натурализацию, то есть на получение итальянского гражданства. Реализацией программ культурной интеграции иммигрантов занимаются «культурные посредники». Для несовершеннолетних детей иммигрантов посещение государственных школ обязательно и бесплатно. Государственные органы власти разных уровней в сотрудничестве с неправительственными организациями и ассоциациями иммигрантов призваны организовывать мероприятия, которые способствовали бы ликвидации национально-культурных и религиозных барьеров и интеграции иммигрантов в принимающие их сообщества. При этом каждый иностранец имеет право сохранять приверженность собственным культурно-языковым и религиозным традициям [Legge 6 marzo 1998].

Итальянское законодательство наряду с понятием «легального» иммигранта вводит категории «нерегулярного» (то есть имеющего удостоверение личности, но не получившего вид на жительство) и «нелегального» иммигранта (без каких бы то ни было документов). Нелегальные иммигранты по прибытии помещаются в центры временного пребывания для выяснения личности. В подобных центрах, помимо итальянского персонала, работают представители Международной организации по миграции, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международного комитета Красного креста [Abeille, 2007].

В случае установления факта незаконного пребывания иммигранта в Италии проводится процедура выдворения его из страны. Выдворенному нелегалу в последующие десять лет запрещается возвращаться в Италию. Медицинские работники могут сообщать (по

собственному усмотрению) о нелегальных иммигрантах, обратившихся за медицинской помощью (ранее подобная практика запрещалась). Иммигрант, нелегально возвращающийся в Италию после выдворения, может подвергнуться тюремному заключению.

Следует отметить, что время от времени итальянское правительство идет на легализацию иммигрантов, проживающих на территории страны без надлежащих документов. «Нерегулярные» иммигранты, как и легальные, получают на руки санитарную книжку и имеют право на медицинскую помощь. Женщины-иммигрантки не могут быть высланы из Италии, если они беременны, а также в течение шести месяцев после рождения ребенка.

Европейский союз и ряд неправительственных организаций подвергли критике некоторые положения итальянского иммиграционного законодательства как не учитывающие предусмотренное международными законами право на предоставление политического убежища или статуса беженца. По решению Конституционного суда Италии некоторые нормы, в частности положение об уголовном преследовании иммигранта, даже если он убедительно обосновал невозможность в предписанный срок покинуть Италию, были отменены.

С целью более эффективного регулирования процессов иммиграции Италия идет по пути заключения соответствующих соглашений с пограничными странами. Первое соглашение такого рода было подписано с Тунисом (1998 г.). Переговоры на эту тему велись еще с 19 странами. В частности, предусматриваются совместные действия по спасению кораблей, терпящих бедствие в нейтральных водах (с 1988 года более 20 тыс. мигрантов погибли в результате кораблекрушений). В настоящее время Италия настойчиво призывает ЕС принять дополнительные совместные меры по решению проблем, возникающих в регионе Средиземноморья. Итальянцы надеются, что операция «Титан» сможет снять некоторую часть бремени миграции с их страны.

Проблемы миграционной политики неизбежно влияют на состояние общественного мнения Италии. Исследователи отмечают, что

зачастую в своей предвыборной агитации партии чрезмерно политизируют иммиграцию, усугубляя тем самым ее негативное восприятие обществом. «Движение пяти звезд», возглавляемое известным итальянским комиком Беппе Грилло, педалирует тему угрозы заражения вирусом Эболы и требует закрытия границ. Во многом подобную позицию разделяет и «Лига Севера». В «криминализации» темы иммиграции заинтересованы как борющиеся за голоса избирателей партии, так и падкие на сенсации СМИ. Опросы общественного мнения показывают: почти две трети респондентов уверены в том, что нелегальная иммиграция во многом превышает уровень легальной. На самом деле, по данным официальной статистики, нелегальная иммиграция составляет лишь 10 % от общего числа иммигрантов [Pastore, 2011].

4. Заключение

Создается впечатление, что сегодня в Италии, как и во многих странах Евросоюза, растут ксенофобские и экстремистские настроения. Воспрепятствовать этой опасной тенденции может дальнейшее совершенствование национального и европейского законодательства, недопущение маргинализации иммигрантов и «секьюритизации» проблемы. Необходимо обеспечить представительство иммигрантов в институтах власти, а также вкладывать достаточные средства в культурную деятельность, направленную на интеграцию иммигрантов в итальянское общество. Неслучайно Романо Проди, в прошлом премьер-министр Италии и председатель Европейской комиссии, заявил: «В лице иммигрантов мы получаем огромный потенциальный ресурс. Надо идти по пути интеграции. Будущее поколение иммигрантов должно стать поколением итальянцев» [Prodi, 2011].

Источники

Legge 6 marzo 1998 № 40 «Disciplina dell'immigrazione e norme sulla con-dizione dello straniero (pubblicata nella Gazzetta Ufficiale n. 59 del 12 marzo 1998) // Parlamento italiano. URL : http://www.camera.it/parlam/leggi/98040l.htm.

Литература

1. Нестерова Т. П. Нормативно-правовое регулирование миграционных процессов в Италии в начале XXI века / Т. П. Нестерова // Научный диалог. — 2013. — № 7(19). — С. 159—177.

2. Abeille L. Lampedusa, solo il traffico e ben organizzato / L. Abeille // Po-lizia e Democrazia. 2007. — Ottobre. — URL : http://www.poliziaedemocrazia. it/live/index.php?domain=archivio&action=articolo&idArticolo=1550.

3. Casati D. Immigrati, scontro Italia — Francia / D. Casati // Viral News. — 2011. — 8 aprile. — URL : http://www.gqitalia.it/viral-news/articles/2011/4/ immigrati-scontro-francia-italia-parigi-non-li-faremo-entrare-primi-rimpatri-di-tunisini-disordini-a-lampedusa/.

4. Clandestinitá, la Consulta frena «Non e reato restare per povertá» // La Repubblico. — 2010. — 17 dicembre. — URL : http://www.repubblica.it/po-litica/2010/12/17/news/immigrazione_consulta_indigenti-10323553/.

5. La Popolazione straniera residente in Italia al 1 gennaio 2010 // Istituto statistico italiano. — Roma. — 12 ottobre 2010. — URL : http://www3.istat.it/ salastampa/comunicati/non_calendario/20101012_00/testointegrale20101012.pdf.

6. Migranti, Alfano : «Mare Nostrum chiuderá, da novembre parte Triton» // Corriere della sera. — 2014. — 16 ottobre. — URL : http://www.corriere. it/politica/14_ottobre_16/migranti-alfano-mare-nostrum-chiudera-novembre-parte-triton-b426945a-5537-11e4-af0d-1d33fddfa710.shtml.

7. Pastore F. Immigrazione e l'opinione pubblica, il caso Italia / F. Pastore // Affari Internazionali : Rivista online di politica, strategia ed economía. — 2011. — 3 febbraio. — URL : http://www.affarinternazionali.it/articolo. asp?ID=1657.

8. Prodi: «Immigrazione risorsa straordinaria, la sfida e integrare» // Stranieri in Italia. — 2011. — 26 ottobre. — URL : http://www.strameriinitalia.it/attualita-prod_immigrazione_risorsa_straordinaria_la_sfida_e_integrare_13951.html.

© Зонова Татьяна Владимировна (2015), доктор политических наук, профессор кафедры дипломатии, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации -МГИМО (Москва), zonova-tatiana@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.