Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СХЕМЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько М.Н., Лях А.Ф.

В статье актуализируется необходимость развития сферы детских дошкольных учреждений, рассматриваются организационно-правовые возможности и социально-экономические особенности создания детских садов.The article actualizes the need of development of preschool institutions, examines the organizational and legal possibilities and socio-economic aspects of the creation of kindergartens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 373.2

Приходько М.Н. студент Лях А.Ф., к.э.н. доцент

ФГБУ ВПО Новосибирский государственный архитектурно-

строительный университет (Сибстрин)

Россия, г. Новосибирск СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: в статье актуализируется необходимость развития сферы детских дошкольных учреждений, рассматриваются организационно-правовые возможности и социально-экономические особенности создания детских садов.

Ключевые слова: детский сад, дошкольное образовательное учреждение, классификация, организационно-правовые схемы, социально-экономические особенности.

Abstract: the article actualizes the need of development of preschool institutions, examines the organizational and legalpossibilities andsocio-economic aspects of the creation of kindergartens.

Keywords: kindergarten, preschool educational institution, classification, organizational and legal schemes, socio-economic characteristics.

Детское образование в нашей стране продолжает быть причиной неутихающих споров и баталий. Причем, если со средним образованием все более - менее ясно, то в сфере дошкольного образования - большие проблемы. Детских садов, а тем более яслей не хватает. Несмотря на то, что правительство постоянно стремится ликвидировать катастрофическую нехватку мест в детских садах, ситуация на сегодняшний день по-прежнему выглядит не самым лучшим образом. Проблем в сфере дошкольного воспитания и образования накопилось достаточно, чтобы придать вопросу значимое звучание. Аналитики отмечают, что на авансцену российской политики проблему детских садов вывели успехи демографической политики властей - стимулирование рождаемости привело к увеличению числа детей дошкольного возраста, а социальная инфраструктура оказалась к этому не готова [1]. Эта проблема может послужить источником развития частного бизнеса.

По общему представлению, создание социальной инфраструктуры - это обязательство органов местного самоуправления. На практике зачастую проектные подходы закладываются бизнесом. При проектировании зданий детских дошкольных учреждений правильно ожидать от проектировщиков ориентации на оптимальные затраты бюджета, потому что именно такой подход позволяет решать вопросы обеспечения социальной инфраструктурой

значительно быстрее. Сегодня, когда бюджет столкнулся с существенными ограничениями, задача оптимизации расходов на создание мест в детских садах становится особенно важной [2].

При комплексном освоении селитебных территорий власть и бизнес должны работать вместе, понимая проблемы каждой стороны. То есть речь идет не только о строительстве жилья, но и инфраструктуры, которая создает условия для комфортного проживания. Любой инвестор, который строит жилье, заинтересован продавать не просто квартиру, а качественные условия жизни, которые удовлетворяли ли бы будущих жильцов и привлекали бы на эту территорию. И в микрорайонах могут строиться совмещенные здания для детского сада и начальной школы, это также могут быть недорогие быстровозводимые здания, которые и эксплуатироваться будут с меньшими затратами. Нормативы потребности в дошкольных образовательных учреждениях определяются на основе величины и числа жилых поселений и жилых комплексов (60 мест на 100 детей в городе); нормируемого радиуса обслуживания (300 м - для городской территории); плотности заселения поселений и жилых комплексов (человек/гектар); коэффициента рождаемости и фактического процента охвата дошкольными образовательными учреждениями; гигиенических, педагогических и медицинских требований ограничения максимальной вместимости зданий [3].

Основными задачами дошкольного учреждения в современных условиях являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Все детские дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Такие учреждения делятся на восемь различных видов, отличающиеся по уходу, назначению и направленности работы. Рассмотрим все виды детских дошкольных образовательных учреждений, а также их подробные характеристики.

Таблица 1 - Характеристика возможных видов детских дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) [4; 5]

Разновидность детского ДОУ Характеристика детского ДОУ

Детский сад Образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, как правило, с 3 до 7 лет. Система традиционных детских садов предназначена для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей, для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю. В системе детских садов осуществляется минимальная подготовка детей к обучению в школе - на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.

Детский сад для раннего развития Образовательное учреждение, предназначенное для детей в возрасте от 2 до 3 лет.

Детский сад для детей предшкольного возраста Образовательное учреждение работает в режиме школы полного дня с организацией учебной зоны и зоны отдыха. Программа включает как интенсивную подготовку к школе, так и большой комплекс творческих направлений. Возраст детей, набираемых в группы - 6-7 лет.

Детский сад присмотра и оздоровления Образовательное учреждение функционирует с акцентом на санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия и процедуры.

Детский сад компенсирующего вида В эти детские сады берут детей с различными патологиями, например, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушениями речи, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, часто болеющих детей. Работают в таких детских садах медики высокой квалификации, а для детей создаются особые условия - диетическое питание, бассейны, сауны, массажные кабинеты, маленькое количество детей в группах. В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой.

Детский сад комбинированного вида Вид дошкольного учреждения, который включает в себя несколько групп различной направленности. В таком детском саду наряду с группами с обычным, общеобразовательным направлением воспитания, имеются группы с особой специализацией, например, оздоровительные или компенсирующие. Сочетание групп в общеобразовательном учреждении может быть самое разное. Нередко среди комбинированных групп в детском саду встречаются группы с логопедической направленностью, созданные для детей с нарушениями речи. Существует и детский сад с группами школы развития. Во многих учреждениях бывают группы для детей с задержкой психического или физического развития.

Разновидность детского ДОУ Характеристика детского ДОУ

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного направления развития детей Образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое.

Центр развития ребенка Образовательное учреждение имеет игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудию, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми - осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция, а акцент делается на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие.

В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм, форм собственности на объектах дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и иных помещений, отвечающих требованиям санитарных правил. Так, различают ведомственные, государственные, муниципальные, частные, домашние детские сады.

В связи с ограниченными возможностями государства по финансированию как создания новых детских садов, так и эксплуатации существующих, активно развиваются схемы частного и государственно-частного обслуживания в сфере дошкольного образования. Схемы взаимодействия государства и частного бизнеса по созданию детских садов отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Организационно-правовые схемы создания детских садов [11]_

Вид детского сада Схема реализации проекта по созданию детского сада

Муниципальный (государственный) детский сад • создание детского сада за счет бюджетных средств; • строительство детского сада за счет инвестора (или подрядчика), передача на баланс муниципалитету, который в последующем выкупает здание, мэрией создается муниципальное дошкольное образовательное учреждение; • строительство муниципального детского сада за счет средств инвесторов, получающих квоты на места в детском саду пропорционально вложенным в строительство средствам.

Частный детский сад • приобретение или аренда нежилых помещений на первых этажах жилых домов, создание коммерческой организации (при отсутствии образовательных программ) или негосударственного дошкольного образовательного учреждения (в случае, если предусмотрена образовательная

деятельность); • аренда у муниципалитета здания, бывшего в использовании под детским садом, проведение капитального ремонта, создание негосударственного дошкольного образовательного учреждения.

Детский сад на основе государственно-частного партнерства • долевое участие мэрии и инвестора в строительстве здания детского сада, создание частным собственником негосударственного дошкольного образовательного учреждения на базе долевой собственности, каждый собственник получает квоту на места в детском саду пропорционально вложенным в строительство средствам.

Одно из актуальных направлений ведения дошкольного образовательного бизнеса в России - это создание частных детских садов. Актуальность создания частных детских садов обусловлена резкой нехваткой мест в государственных учреждениях. Родители вынуждены сразу же после рождения ребенка подавать заявление в дошкольное учреждение. Однако это вовсе не означает, что через 2-3 года малыш гарантированно сможет пойти именно в этот детский сад. И эта проблема может послужить источником развития частного бизнеса. Частный садик - это достойное решение для открытия собственного дела. В связи с нехваткой мест в государственных учреждениях можно быть уверенным в том, что спрос на услуги частного дошкольного учреждения будет высоким, а при грамотном ведении бизнеса его привлекательность может существенно повышаться.

Развитие негосударственного сектора было бы если не существенным решением, то, несомненно, поддержкой для государства. Развитием дошкольного образования в негосударственном секторе сейчас активно занимается правительственное Агентство стратегических инициатив, которое на данный момент популяризирует специальные проекты «билдинг-сад» [6] (подразумевают под собой организацию детских садов на первых этажах многоквартирных домов).

Обобщая вышесказанное можно сделать следующий вывод: основными факторами, повлиявшими на повышение спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений, являются рост рождаемости и отсутствие соответствующего предложения данных услуг ввиду недостаточности средств на расширение сети дошкольных образовательных учреждений; муниципальные и региональные власти осуществляют регулирование и поддержку развития детских дошкольных учреждений в соответствии с темпами жилищного строительства и градостроительного развития территорий; в современных условиях предпринимательское сообщество играет ключевую роль в реализации проектов, направленных на развитие дошкольного образования, сотрудничество государства и бизнеса, выражающееся в реализации совместных проектов, отвечающих требованиям не только государства и бизнеса, но также и потребителей конечного продукта, а данном случае - детей и их родителей.

Использованные источники:

1. Откройте свой частный детский сад! [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.business-resurs.com.ua/mdex.php?option=com_ news&themes=small_business&task=themes. - Загл. с экрана (дата обращения: 01.12.2016).

2. Никонов В. Задача оптимизации расходов на создание мест в детских садах становится особенно важной / В. Никонов! [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vseon.com/themes/mnenie-eksperta/item/vladimir-nikonov-zadacha-optimizacii-rasxodov-na-sozdanie-mest-v-detskix-sadax-stanovitsya-osobenno-vazhnoj.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 01.12.2016).

3. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://snipov.net/database/c_4294956183_doc_ 4293809559.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 01.12.2016).

4. Виды детских садов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fb.ru/article/158482/detskiy-sad-kompensiruyuschego-vida-chto-eto-takoe-vidyi-detskih-sadov. - Загл. экрана (дата обращения: 01.12.2016).

5. Классификация детских садов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vsesadiki.ru/vidy-detskih-sadov.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 01.12.2016).

6. О развитии негосударственного сектора дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.government.ru/news/ 15685/. - Загл. с экрана (дата обращения: 01.12.2016).

УДК 004.432

Прокофьева В. С. студент 1 курса

факультет «Информационные системы и технологии»

Герасимова В.Г.

научный руководитель, старший преподаватель кафедра «Информационные системы и технологии» ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет

телекоммуникаций и информатики» Российская Федерация, г. Самара ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ VISUAL BASIC FOR

APPLICATION

Аннотация. В статье рассматривается сущность, возможности применения языка программирования Visual Basic for Application (VBA). А также речь пойдет о преимуществах и недостатках использования этого языка. Исследуются работы различных авторов, касающиеся данной темы. Ключевые слова: макрос, MC Excel, Visual Basic for Applications (VBA). Abstract. The article deals with the essence, the possibility of Visual Basic for Application (VBA) application programming language. And it will be about the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.