Научная статья на тему 'Барьеры доступа к дошкольному образованию. Анализ ситуации. Пути решения'

Барьеры доступа к дошкольному образованию. Анализ ситуации. Пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Н. В.

В статье описаны основные барьеры доступа к дошкольного образованию. Представлен анализ ситуации в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы. Обозначены пути решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Барьеры доступа к дошкольному образованию. Анализ ситуации. Пути решения»

БАРЬЕРЫ ДОСТУПА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ

© Матвеева Н.В.*

Уральский институт Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Екатеринбург

В статье описаны основные барьеры доступа к дошкольного образованию. Представлен анализ ситуации в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы. Обозначены пути решения проблем.

Современное российское государство провозглашает общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях (Конституция РФ, ст. 43). В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации гарантируется повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, что обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

В рамках обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования правительство Российской Федерации планирует создать правовые и экономические условия, в частности, для равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.

Формально конституционные гарантии соблюдаются, однако существуют барьеры разного порядка, которые выступают ограничителями доступа и снижают вероятность получения образовательных услуг. В приоритетном национальном проекте «Образование», реализуемом на территории России, не нашлось места системе дошкольного образования, основные задачи проекта сосредоточены на общем среднем образовании и профессиональном образовании.

В мае 2012 года Президент РФ В. Путин подписал Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В тексте Указа Правительству Российской Федерации предложено обеспечить достижение следующих показателей в сфере дошкольного образования: «достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет».

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: «принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в

* Магистрант факультета Государственного и муниципального управления.

возрасте от трёх до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях».

Появление и развитие новых форм доступного дошкольного образования, частично позволят решить проблему в этой сфере. Однако, их активное использование пока еще не получило всеобщего распространения и имеет локальный характер.

В МО «город Екатеринбург» в 2012г. на конкурс, объявленный Министерством общего и профессионального образования Свердловской области для негосударственных дошкольных образовательных учреждений, подали заявки всего 5(!) учреждений.

Администрация города Екатеринбурга с 9 марта 2010 года, начала реализацию проекта «Электронная очередь в детский сад» в сети Интернет. По данным статистики этой услугой воспользовались всего 30 % родителей имеющих детей дошкольного возраста.

Екатеринбург, Сентябрь 2012 г. (Новый Регион) - Движение электронной очереди в детский сад волнует каждую семью, вставшую на учет. На сегодняшний день размер очереди в Екатеринбурге составляет 14 тысяч детей.

Более скорые меры по сокращению многотысячной очереди были приняты в 2010 году. Так, благодаря уплотнению групп в действующих детских садах Екатеринбурга появились дополнительно 4 тысячи мест.

Во исполнение Постановления Администрации города Екатеринбурга от 31.10.2011 № 4565 «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2012-2014 годы» (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от 03.07.2012 № 2884) наметились положительные изменения по решению проблемы с охватом детей дошкольным образованием.

Но проблема доступности дошкольного образования остается не менее острой.

Для современного российского общества доступность выступает не столько самоцелью, сколько показателем социальной стабильности общественного развития, определяющим социально-экономической развитие общества.

Ограничения доступа к дошкольному образованию выступают фактором социальной незащищенности как детей, так и родителей. Дошкольное образование для ребенка выступает важнейшим институтом социализации, механизмом дальнейшей горизонтальной и вертикальной мобильности. Родители, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения и не имеющие возможности обратиться к их альтернативным формам, зачастую вынуждены отказаться от официальной занятости, что ограничивает возможности трудоспособных родителей в социальной мобильности, профессиональном росте и карьерных траекториях.

Система дошкольного образования, к сожалению, не часто выступает объектом специального самостоятельного исследования. Чаще всего ученые обращаются к вопросам общего среднего образования, изучают системы профессионального образования. Однако дошкольное образование - важный этап социализации ребенка, его становления и развития.

Для определения ситуации в сфере дошкольного образования был проведен социологический опрос педагогических работников и родителей, имеющих детей в возрасте до 7 лет. По их мнению, для современной системы дошкольного образования присущи следующие функции: социализация детей дошкольного возраста, создание оптимальных условий для развития (физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного) ребенка, а также подготовка ребенка к школе. Педагогические работники ДОУ сделали акцент на то, что, что система дошкольного образования оказывает «помощь семье в воспитании и обучении детей». Родители основной целью в деятельности ДОУ считают - подготовку ребенка к школе, общение со сверстниками, создание условий для собственного «выхода на работу».

В процессе модернизации российского образования, проблема доступности дошкольного образования поднимается на различных уровнях, о чем свидетельствуют публикации в средствах массовой информации. Протест-ные формы поведения со стороны родительской общности (в частности, в день защиты детей ежегодно в г. Екатеринбурге проходят митинги, в результате которых общественностью выдвигаются следующие требования: обеспечить детские сады зданиями, создать условия бизнесу для открытия детских садов; легализовать и поставить под муниципальный контроль мини-садики; открывать мини-садики на первых этажах новостроек; поднять зарплаты работникам детских садов до средней зарплаты по Екатеринбургу и увеличить финансирование детских садов; выплачивать ежемесячные компенсации родителям детей, не получивших места в муниципальный детский сад.

В Екатеринбурге создан Ресурсный центр по решению проблемы нехватки детских садов. Участниками проекта стали представители общественности: горожане, неравнодушные к проблеме; родители, чьи дети не могут попасть в детский сад по причине отсутствия мест; представители Общественного комитета по проблемам дошкольного образования в Екатеринбурге.

Центр призван выполнять информационно-консультационные функции (аккумулирование информации и создание банка данных по различным аспектам проблемы (данные об очереди по районам; о действующих детских дошкольных учреждений (ДДУ); о строящихся и реконструируемых ДДУ; о зданиях бывших ДДУ, арендуемых сторонними организациями; о доходах и социальном статусе работников ДДУ и т.п.), а также создание баз данных в целях содействия молодым мамам (возможности удаленной работы, на неполный рабочий день, по совместительству, со свободным графиком; няни и мини-садики; экстренные няни и т.п.). Кроме того, в задачах Центра - при-

влечение внимания общественности к данной проблеме путем проведения публичных мероприятий, взаимодействия с органами власти, публикации информации в СМИ Екатеринбурга.

Дефицит в г. Екатеринбурге муниципальных дошкольных образовательных учреждений единодушно отмечают и независимые эксперты. По их мнению, необходимо формировать потребность родителей в новых (альтернативных, вариативных) формах дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, детские сады для детей дошкольного возраста, а также развитие института гувернеров, негосударственные дошкольные образовательные учреждения.

Вопрос доступности ДОУ неоднозначен и зависит от территории - места проживания родителей и ребенка (детей). Фактором, снижающим доступность дошкольного образования, для жителей больших и средних городов Свердловской области, выступает дефицит мест в муниципальных ДОУ, а в ряде сел ДОУ отсутствуют. При наличии ДОУ в селах, как отмечают эксперты, факторами, снижающими доступность, становятся качество предоставляемых образовательных услуг: «К обучению дошкольников привлекают школьных учителей, не квалифицированный персонал». Вместе с тем, как показывает практика: «На селе родители как субъекты образовательного процесса больше принимают участие в жизнедеятельности образовательного учреждения».

Остаются открытые вопросы, которые не решены на сегодняшний день. К их числу относятся, во-первых, отсутствие нормативной базы для функционирования частных мини детских садов, центров ухода и присмотра («необходимо повышение контроля и надзора за их деятельностью»). Во-вторых, консультационная поддержка предпринимателей, желающих открыть дошкольные образовательные учреждения; отсутствие нормативной базы и практического опыта по внедрению в сферу дошкольного образования концессионных соглашений, как механизма частно-государственного партнерства.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Ми-нобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» утвердил новое Типовое положение о ДОУ, регулирующее деятельность муниципальных ДОУ всех видов. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного. Новый документ регламентирует создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В соответствие Типовым положением в ДОУ могут функционировать группы кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день), однако родители традиционно, предпочитают вариант сокращенного дня (8-10-часового пребывания); именно в таком режиме функционирует большая часть муниципальных ДОУ.

Типовое положение регламентирует создание и функционирование детских садов для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (от 5 до 7 лет) с целью обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Однако реализация на практике данного вопроса вызывает сомнения. Можно «переименовать» существующие ДОУ в соответствие с требованиями, изменить Устав учреждения, пересмотреть штатное расписание и кадровые ресурсы, но проблема в целом останется нерешенной: повышение доступности детей 5-7-летнего возраста к дошкольному образованию за счет детей младшего дошкольного возраста. Что касается института гувернеров и развития сети негосударственных ДОУ, то проблема заключается в материальных возможностях родителей, поскольку услуги такого порядка дорогостоящие в отличие от стоимости содержания и питания ребенка в муниципальных ДОУ.

Проблемы в организации деятельности ДОУ как барьера доступности так же в финансировании, в частности в области методического обеспечения: средств, выделяемых на эту статью расходов, недостаточно.

Ограничения в здоровье ребенка, так же может служить фактором, снижающим доступность ДОУ В соответствии Распоряжением Управления образования ОТ 25.04.2012 № 941/36-РО «Об утверждении Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, муниципального образования «город Екатеринбург» и Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга ОТ 09.08.2012 года № 1209/36-РО «О внесении изменений в Распоряжение Управления образования администрации города Екатеринбурга от 25.04.12 года № 941/36-ро «Об утверждении Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, муниципального образования «город Екатеринбург» для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют группы компенсирующей и комбинированной направленности, в которые принимаются дети только с согласия родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. В последнее время «намечается тенденция закрытия групп компенсирующей и комбинированной направленности», что снижает доступность дошкольного образования для детей.

Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации. В большей части муниципальных ДОУ Свердловской области образование ведется на русском языке. Однако этот фактор становится ограничителем для иноязычных дошкольников, детей для которых русский язык неродной. Логопеды, работая с такими детьми, как отмечают эксперты,

не могут решить в полной мере данную проблему. Сегодня вопрос решается на уровне конкретных ДОУ В частности, разработаны и реализуются проекты по медико-психолого-педагогическому сопровождению иноязычных детей в ДОУ, а также введение дополнительных образовательных услуг по изучению родного языка. (Так, татарский язык, марийский язык изучаются в некоторых ДОУ Красноуфимского и Ачитского районов Свердловской области).

Технология получения места в ДОУ регламентирована вышеназванными распоряжениями Управления образованием. В соответствии с документом родители (законные представители) должны обратиться в отдел образования администрации района по месту регистрации (жительства) для постановки ребенка на учет для определения образовательного учреждения или данная услуга предоставляется по Интернету (с 2010 г.).

Вместе с тем, в соответствие с российским законодательством существуют льготные категории граждан, которые имеют право на внеочередное и первоочередное право приема в муниципальное образовательное учреждение. Внеочередным правом приема пользуются следующие категории граждан: дети прокуроров, дети судей, дети граждан, подвергшихся воздействию радиации, дети сотрудников органов наркоконтроля, дети, внуки сотрудников (за исключением совместителей) ДОУ.

Первоочередным правом приема пользуются дети сотрудников милиции, дети военнослужащих, дети из многодетных семей, дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, дети одиноких родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по решению Комиссии), дети сотрудников организаций по ходатайству руководителей организаций, согласованному с Главой администрации района или начальником Управления образования Администрации города Екатеринбурга.

Таким образом, в соответствие с документом предполагается формирование трех групп родителей: первая получает место в ДОУ вне очереди, вторая имеет первоочередное право на путевку в ДОУ, третья ожидает своей очереди в общем порядке. Возникает следующее противоречие: родителям, «стоящим в общей очереди», затруднительно получение места в ДОУ, поскольку они вынуждены пропускать вперед первоочередников, а также тех, кто обладает правом «пройти вне очереди».

Для разрешения этой ситуации в Положении имеется такой пункт: количество мест в МОУ (муниципальное образовательное учреждение), предоставляемых по внеочередному и первоочередному праву родителей (законных представителей), не должно превышать 50 % от общего количества мест, комплектуемых в текущем году. С позиций закона реализация данного пункта нарушает права льготников.

Решение данного противоречия возможно только на уровне федерального законодательства, поскольку на муниципальном уровне порядок решения подобных проблем весьма затруднителен. Отсюда, наиболее уязвимыми группами населения в области доступности муниципальных ДОУ становят-

ся, отнюдь не социально-уязвимые слои, а предприниматели, бизнесмены, работающие граждане, не имеющие льгот.

Кроме того, проблемы с доступностью дошкольного образования возникают у лиц, испытывающих материальные затруднения, но не входящие в категорию льготников (оплата частных детских садов), а также у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, что связано с ограниченным числом групп компенсирующей и комбинированной направленности.

Каким образом решается вопрос о получении места в муниципальном ДОУ? Самый распространенный вариант - ранняя постановка ребенка на учет в отдел образования районной администрации. Наряду с легитимным вариантом, родители используют и нелегитимные (отклоняющиеся от практики включения своего ребенка в систему муниципального дошкольного образования. Во-первых, практика неформальных платежей, которая реализуется на уровне конкретных ДОУ как вариант - спонсорская помощь (приобретение оборудования, ремонт и т.п.). Во-вторых, приобретение родителями путевки «с рук».

Органы местного самоуправления единодушны - нелегитимные практики крайне редко используются в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, однако сообщения на форумах свидетельствуют об обратном: родители готовы и хотят приобрести путевки, готовы оказать спонсорскую помощь и предлагают наличные деньги за место в образовательном учреждении.

Анализ сложившейся ситуации в сфере дошкольного образования говорит о необходимости реализации новых механизмов, направленных на повышение доступности дошкольного образования. Существующая система перестала соответствовать в полной мере современным требованиям, принципиально она должна остаться, но нужна ее модификация. В качестве основных изменений системы дошкольного образования определяются следующие направления.

- формирование у населения потребности в новых формах дошкольного образования - группах кратковременного пребывания;

- укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;

- создание консультационно-методических служб для родителей на уровне отделов образования администрации районов;

- стимулирование частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования;

- формирование нормативно-правовой базы для развития семейных детских садов;

- функционирование групп детей предшкольного возраста (если позволяют условия) на базе общеобразовательных школ;

- строительство новых муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

- соотнесение числа групп компенсирующего и комбинированного вида спросу со стороны родительской общности;

- создание условий для инклюзивного образования;

- создание условий для повышения профессиональной компетентности руководителей ДОУ

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 01 апреля 2012 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

3. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 // Российская газета Столичный выпуск. - 2012. - № 5775.

4. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. от 8 августа 2009 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

5. О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 9. -Ст. 1255.

6. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 // Российская газета Федеральный выпуск. - 2012. - № 5688.

7. Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Свердловской области на 2010-2015 годы: Указ Губернатора Свердловской области от 7 сентября 2010г. № 78-УГ // Областная газета. - 2010. - 15 октября.

8. Распоряжение Управления образования от 25.04.2012 № 941/36-ро «Об утверждении Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, муниципального образования «город Екатеринбург».

9. Распоряжение Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 09.08.2012 года № 1209/36-РО «О внесении изменений в Распоряжение Управления образования администрации города Екатеринбурга от 25.04.2012 года № 941/36-ро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.