Научная статья на тему 'Особенности реализации права на получение дошкольного образования'

Особенности реализации права на получение дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
273
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матюшева Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации права на получение дошкольного образования»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Матюшева Т.Н. г. Краснодар

По информации Министерства здравоохранения РФ, ежегодно в России рождается 50 тыс. детей-инвалидов с детства. Между официально провозглашаемой политикой в области социальной защиты инвалидов и ее реализацией разрыв и несогласованность наблюдается сегодня даже больше, чем раньше. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. В настоящий момент усилена профилактика детской инвалидности. Она стала основой федеральной программы «Дети-инвалиды», главной задачей которой является повышение эффективности работы по предупреждению детской инвалидности, улучшение возможностей по комплексной реабилитации детей-инвалидов. Федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за инвалидами закрепляется право на дошкольное и внешкольное воспитание, получение основного общего и среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования. Какие образовательные учреждения (далее - ОУ) в РФ обеспечивают получение дошкольного образования детьми-инвалидами?

Для реализации образовательных программ дошкольного образования в РФ функционируют дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), обеспеченные специальными программами, вспомогательными техническими средствами, позволяющими осуществлять, в том числе, совместное обучение здоровых и инвалидов, а если обучение инвалидов проводится в специализированных ОУ в условиях общения только с другими инвалидами, то впоследствии затрудняется их интеграция в общество. Только в дошкольных образовательных учреждениях общего и компенсирующего типа изолированно от здоровых детей находятся 360,5 тыс. детей-инвалидов и еще 279,1 тыс. детей в специальных (коррекционных) ОУ. В 1439 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками (из них 22,9 тыс. детей-сирот), 29,7 тыс. детей воспитываются в 154 домах-интернатах системы социальной защиты населения (тяжелые умственные и физические дефекты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах системы здравоохранения1.

Правовой статус данного типа ОУ определяют:

а) общность задач и целей - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, охраны жизни и здоровья детей, осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям и др.;

б) единый субъект образовательного учреждения - дети в возрасте от двух месяцев до семи

лет;

в) реализация в ДОУ образовательных программ дошкольного образования;

г) осуществление руководства советом педагогов;

д) содержание детей и реализация образовательных программ на возмездной основе.

ДОУ может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги:

а) за пределами определяющих его статус образовательных программ;

б) с учетом потребностей семьи;

в) на основе договора с родителями (законными представителями).

Типовое положение о ДОУ2 указывает виды:

1. Детский сад общеразвивающего вида.

2. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

3. Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

4. Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить

1 См.: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Права и возможности инвалидов в Российской Федерации» // http://ombudsman.gov.ru/public/sbornic.htm 24.12.04

2 В редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.97 № 17.

39

общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании как подвиды).

5. Центр развития ребенка детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

На основании Типового положения в ОУ данного типа принимаются дети и с отклонениями в развитии при наличии условий для коррекционной работы, на основании заключения психологомедикопедагогической комиссии. Среди названных выше ин-валиды могут содержаться в ДОУ 2,3 и 4 вида.

Типовое положение об ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста определяет его виды, конкретизируя статус:

1. Начальная школа-детский сад.

2. Начальная школа-детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся.

3. Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (подвиды: интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Обучающиеся дети от 3 до 10 лет, в исключительных случаях - более раннего возраста. Исследуемые учреждения организуют свою работу на основе преемственности с учреждениями общего образования и (ранее) компенсации расходов на содержание детей, организации особых условий оказания медицинской помощи, материальных условий (спален, игровых, обустроенной территории и т. д.). Среди названных выше инвалиды могут содержаться в ДОУ 2 вида.

В настоящий момент типы и виды ДОУ, где могут обучаться инвалиды, можно представить следующим образом:

Подтипы виды подвиды

дошкольное образовательное учреждение общего типа детский сад компенсирую -щ его вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

детский сад комбинированного вида в состав входят или общеразвивающие, или компенсирующие, или оздоровительные группы

в состав входят общ еразвиваю щ ие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

ОУ для детей дошкольного и млад-ш его ш кольного в озраста начальная школа - детский сад начальная школа - детский сад компенсирующего вида

детский сад (коррекционный)

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

Вопросы реального улучшения положения инвалидов решаются в субъектах РФ. Например, в г. Северодвинске Архангельской области насчитывается 942 ребенка-инвалида, из них 789 детей школьного возраста и 153 дошкольного с различными заболеваниями. Управлением образования созданы условия для воспитания и обучения данных детей: во-первых, функционируют 6 компенсирующих ДОУ и дополнительно в 33 детских ОУ открыты группы для детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорнодвигательного аппарата, детским церебральным параличом, сердечнососудистой системы и т. д. Во-вторых, квалификационные специалисты используют специальные программы коррекционного обучения, воспитания и оздоровления. В-третьих, принимаются дети в ДОУ по направлению медикопедагогических комиссий и по их же решению в школы и, согласно распоряжению главы администрации города № 248 от 1995 г., дети посещают ДОУ бесплатно. В-четвертых, налажена преемственность дошкольного и школьного образования; работает спец школа-интернат для детей с нарушением опорнодвигательного аппарата, школа для детей с нарушением интеллекта; в школах были открыты специальные классы для часто болеющих детей и детей, имеющих хронические заболевания органов зрения, слуха, пищеварения, опорнодвигательного аппарата и др., а итоговая аттестация выпускников в прошедшем учебном году проводилась в щадящем режиме с учетом состояния здоровья больных детей. В-пятых, организовано

40

бесплатное питание, обеспечение учебниками, оказание коррекционно-развивающих и оздоровительных услуг. Таким образом, функционирование ДОУ характеризуется общностью задач, определенных п. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании». Многообразие субъектов данного типа обусловлено тем, что они объединяют всех детей дошкольного возраста, в том числе, инвалидов. В результате реализации Национальной доктрины образования в России система образования должна обеспечить бесплатным дошкольным образованием всех желающих1, предусмотреть различные подтипы, виды и подвиды ОУ этого типа.

Пост. Правительства РФ от 4 октября 2000 г № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.