Научная статья на тему 'Социально-экономические основы коррупции и ее влияние на экономическую безопасность России'

Социально-экономические основы коррупции и ее влияние на экономическую безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4702
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА / SOCIO-ECONOMIC BASIS / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА / ORGANIZED CRIMINAL GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илюхина Р.В., Федотова Е.А.

В настоящее время на пути социально-экономического развития России одним из основных препятствий является коррупция, сущность которой заключается в слиянии криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами, с представителями органов государственной власти и управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic foundations of corruption and its impact on the economic security of Russia

Now on a way of social and economic development of Russia one of the basic obstacles is corruption which essence consists in merge криминальной and the shadow economy, the organized criminal communities, the terrorist organizations with bank sphere, commercial structures, with representatives of bodies of the government and management.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические основы коррупции и ее влияние на экономическую безопасность России»

Социально-экономические основы

коррупции и ее влияние на экономическую безопасность России

0

01

о

CJ

о о о

Q.

e

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Илюхина Р.В.*, Федотова Е.А. **

Now on a way of social and economic development of Russia one of the basic obstacles is corruption which essence consists in merge криминальной and the shadow economy, the organized criminal communities, the terrorist organizations with bank sphere, commercial structures, with representatives of bodies of the government and management.

В настоящее время на пути социально-экономического развития России одним из основных препятствий является коррупция. Одной из причин коррупции является то, что Россия по-прежнему сталкивается с огромной проблемой организованной преступности, ее финансовая система поощряет отмывание денег. Это социальный феномен сращивания криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами, с представителями органов государственной власти и управления. Формируется качественно новый тип преступных сообществ, основными интересами которых становятся получение сверхприбыли на предприятиях и хищение бюджетных средств.

В 2008 г. было зарегистрировано в сфере экономики 307,6 тыс. преступлений, в сфере незаконного оборота наркотиков — свыше 232,6 тыс. преступлений. Следует отметить, что по количеству преступлений экономическая преступность занимает второе место, первое принадлежит преступности, связанной с кражами (1326,3 тыс.), третье — с грабежами (244 тыс.), четвертое — преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Тенденция роста масштабов экономической преступности отмечается во всех регионах России. В некоторых регионах значительная доля экономически активного населения прямо или косвенно вовлечена в криминальные структуры, господствующие над легальной экономикой, организованная преступность практически полностью контролирует важ-

ные отрасли экономики. На региональном уровне увеличиваются масштабы теневой экономики, питательной средой которой является коррупционная деятельность, что в определенной степени предопределяет состояние социально-экономической сферы региона.

Сложность взаимосвязи экономики и социальной сферы состоит в том, что каждая из них относительно самостоятельна и развивается по своим собственным законам. В то же время социальная сфера, являясь сферой жизнедеятельности и жизнеобеспечения, как бы пронизывает все другие сферы жизни общества. По отношению к иным сферам общества социальная сфера выступает в качестве фактора укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия, сохранения целостности всей общественной системы.

Социальную сферу, ее компоненты относят к стратегическим факторам мощи государства наряду с его территорией, природными богатствами, экономическим, научно-техническим потенциалом. Социальное развитие, несомненно, является результатом стабильного экономического развития, но такое состояние экономики должно постоянно воспроизводиться. Именно способность общества постоянно поддерживать свое стабильное социальное и экономическое развитие создает социальную устойчивость, а также устойчивость к проявлению коррупции.

Непременными экономическими условиями социального развития являются рост производства товаров и услуг, повышение эффективности экономики, до-

Профессор кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России, доктор экономических наук, профессор.

Старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России.

стижение высокого уровня правопорядка, что при прочих равных условиях обеспечивает повышение благосостояния населения, способствует снижению уровня коррупции.

Социальное развитие должно обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, а его устойчивое состояние должно характеризоваться улучшением качественных социальных показателей, отсутствием угрозы социальной стабильности развития общества и наличием потенциала для дальнейшего прогресса.

Следует отметить, что социальная безопасность тесно связана с экономической безопасностью, исходя из этого экономическую безопасность целесообразно рассматривать с учетом влияния социальных факторов, в соответствии с которыми экономическая безопасность является важнейшей качественной характеристикой функционирования национальной экономики, определяющей стабильное, устойчивое экономическое и социальное развитие, способствующей защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, нейтрализующей действующие социально-экономические угрозы роста благосостояния населения и экономики России.

Особое место в обеспечении экономической безопасности занимают социально-экономические факторы1. Их оценку необходимо проводить с позиций социальной напряженности, прежде всего возможности мощных социальных взрывов (вплоть до гражданской войны), влияющих на экономику, на экономическую безопасность. Не менее важно определять степень социальной деградации населения (преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.), истощения интеллектуального потенциала страны. Негативное влияние на социально-экономическое состояние оказывают незаконная миграция, деление национального богатства, языковые барьеры и т.п. В регионах России уже сейчас эти факторы создают серьезную угрозу экономической безопасности, которая в дальнейшем может нарастать, обретая тотальный характер.

В настоящее время для обоснования четких и наиболее значимых путей укрепления экономической безопасности и определения тех сил, которые ее обеспечивают, очень важно выделить наиболее существенные опасности и социальные угрозы.

В целях повышения уровня экономической безопасности с точки зрения социальной составляющей необходимо определить угрозы, выступающие в качестве деструктивных факторов, оказывающие воздействие на экономическую безопасность и создающие почву для развития коррупции.

Нарастание угроз экономической безопасности в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития. Продолжающееся разрушение единого духовного пространства, экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, ослабление единого экономического пространства.

Анализ сложившегося социально-экономического положения большей части населения России позволяет утверждать, что до сих пор не удается преодолеть воздействие следующих негативных факторов:

> вырождается трудовой потенциал России;

> не достаточна экономическая база для формирования среднего класса;

> усиливается дифференциация доходов в обществе;

> продолжается криминализация в обществе;

> увеличиваются различия в среднем уровне доходов по регионам;

> не уменьшается коррумпированность чиновничьего аппарата;

> социальные гарантии для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан, остро в них нуждающихся, предоставляются не в полном объеме;

> возрастает деградация человеческого капитала.

Действие этих и других негативных факторов, проявляющихся в социальной сфере, в качестве прямых реальных и потенциальных угроз экономической безопасности не только личности, но и экономической безопасности общества и государства в целом.

Тяжелыми последствиями экономических преобразований в России являются глубокая поляризация благосостояния населения и дезинтеграция общества. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что Россия по уров-

0

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

0

01

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

ню дифференциации доходов уже находится в зоне риска.

Сложившаяся в 1990-е гг. и существующая по настоящее время в России система распределения доходов свидетельствует о формировании механизма сверхполярной дифференциации доходов: в I квартале 2009 г. коэффициент фондов составил 15,1 раза; коэффициент Джини достиг 0,408. В сравнении с дореформенным периодом дифференциация текущих доходов выросла в 2—3 раза. По данным статистики, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2009 г. составила 24,5 млн человек, или 17,4 % населения страны2.

Определенные изменения происходят и в демографическом составе бедного населения: растет доля населения трудоспособного возраста и несколько снижается доля пенсионеров при примерно постоянной доле детей. Значительная часть населения находится за чертой бедности, имея доход ниже прожиточного минимума.

Расширяющееся абсолютное обеднение населения — важнейшая реальная социальная угроза для экономической и национальной безопасности страны, будучи питательной средой расширенного воспроизводства негативных явлений, таких как деградация человеческого капитала в обществе и устойчивость демографического кризиса3.

Поляризация доходов и благосостояния населения является следствием влияния определенного комплекса факторов, одним из которых выступает оплата труда. Оплата труда — основной источник доходов населения. Анализ показывает, что в России происходит интенсивное обесценение основного фактора производства и ресурса экономики. На среднемесячную заработную плату, составившую в 2009 г. 17 085 руб., можно было приобрести чуть более трех наборов прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного работника, тогда как в 1990 г. она соответствовала 4,5 набора прожиточного минимума. В 2009 г. покупательная способность заработной платы в России не достигла уровня 1990 г. — года начала рыночных реформ. Анализ показывает, что существующий уровень заработной платы в большинстве случаев не обеспечивает условий для расширенного воспроизводства рабочей силы и населения.

Постоянно увеличивается дифференциация в оплате труда в различных сферах

занятости. Особенно быстрыми темпами относительно среднероссийского уровня, с одной стороны, росли доходы работников топливно-энергетического комплекса (точнее говоря, добывающих отраслей, имеющих ярко выраженную экспортную ориентацию) и в финансовой сфере. Начисленная среднемесячная заработная плата в феврале 2009 г. в расчете на одного работника финансовой сфере составила 36 874 руб., в добыче полезных ископаемых — 32 821 руб. С другой стороны, на крайне низком уровне оказывается заработная плата в отраслях с низкой конкурентоспособностью, имеющих ограниченные возможности приспособления к условиям рынка, — в легкой промышленности (3103 руб.) и сельском хозяйстве (7833 руб.). Низкой по сравнению со среднероссийским значением остается заработная плата работников бюджетной сферы.

На большинстве предприятий образовалась колоссальная разница в доходах группы управленцев высшего звена и других работников. Разница в оплате труда основной части рабочих и администрации достигает свыше 20 раз4.

Региональные различия в оплате труда определяются отраслевой спецификой. В сырьевых регионах с экспортной ориентацией продукции, в частности в газо-и нефтедобывающих районах Тюменской, Кемеровской, Мурманской, Камчатской, Читинской областей, Татарстане и Коми, уровень средней заработной платы сравнительно высокий. Высокий уровень зарплаты отмечается в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточены финансовые и посреднические организации и где, согласно исследованиям, наиболее значительна доля богатого населения России. В регионах с сельскохозяйственной специализацией, развитым машиностроением и легкой промышленностью, как правило, очень низкий уровень доходов и тяжелая социальная ситуация. Территориальные различия в оплате труда постоянно увеличиваются и в феврале 2009 г. составили разрыв между регионами в 3,5 раза (Тюменская область — 33 000 руб., Ингушетия — 9675 руб.).

Под влиянием существующей межотраслевой дифференциации заработной платы формируется и межрегиональная дифференциация доходов. Самый низкий уровень среднедушевых доходов сложился в последние годы в Волго-Вятском, Поволжском, Северо-Кавказском регио-

нах, самый высокий — в Москве, Камчатской, Магаданской, Тюменской областях, Чукотском АО, Республике Саха (Якутия). Разрыв между лидерами и аутсайдерами составляет 9—11 раз, а денежные доходы населения Москвы в 3 раза выше среднего уровня доходов в областях центрального экономического района и в 10— 12 раз выше уровня аутсайдеров5.

Текущие негативные демографические тенденции как последствия воздействия на деструктивные социально-экономические факторы следует рассматривать как угрозы национальной безопасности не только на современном этапе, но и в перспективе. Угрозы в демографической сфере приводят к возникновению и развитию негативных количественных и качественных изменений в развитии человеческого капитала, оказывают отрицательное воздействие на социально устойчивое развитие страны6.

Таким образом, анализ современного состояния основных социально-экономических факторов в качестве реальных и потенциальных угроз экономической безопасности России показал, что наиболее значительными угрозами должны считаться: поляризация доходов и благосостояния населения; рост бедности; незаконная миграция; деградация человеческого капитала, негативные тенденции на рынке труда, которые носят ярко выраженный региональный характер. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, в то же время имеет свои проблемы, которые определяются особенностями региона: географическим положением, климатическими условиями, структурой отраслей экономики, национальным составом населения и культурно-историческими традициями его поведения.

Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по предотвращению и преодолению опасных для национальной экономической безопасности тенденций и явлений, порождающих и усиливающих социально-экономическую асимметрию регионов.

Необходимо усилить государственное регулирование социально-правовых процессов. Этому должна способствовать Стратегия социально-экономического развития страны, важнейшее направление которой — политика в области занятости населения, распределения доходов, развития отраслей социально-культурной

сферы, гарантирования социальной защиты прав граждан и т.д.

Стратегические задачи социального развития определены в Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. Однако, на наш взгляд, в ней имеются следующие недоработки.

Во-первых, отмечается недостаточная нацеленность на поддержку самоорганизации общества, на укрепление гражданских инициатив, на обеспечение дееспособности некоммерческого сектора.

Во-вторых, по-прежнему не акцентируется внимание на преодолении значительной дифференциации российского общества по качеству и уровню жизни, не предусматривается обоснованных механизмов сокращения имущественных, территориальных, информационных и иных разрывов среди населения, расширения прав и свобод трудящихся.

В-третьих, не учтены сферы культуры, средств массовой информации, состояние экологического контроля и т.д.

В-четвертых, не определены критерии, по которым можно было бы оценивать продвижение к построению социального государства, социальные стандарты отнесения населения к среднему классу и возможности достижения его доли в 50—60 % от общей численности населения страны.

Все это подтверждает необходимость рассматривать стратегические задачи в предложенной Концепции социально-экономического развития в ряду целей более долговременных и ориентированных на более высокие социальные результаты. Для этого целесообразно разработать и принять Концепцию социальной безопасности России, ориентирующую развитие нашей страны на ее вхождение в число стран — лидеров по ключевым показателям качества и уровня жизни, которая должна представлять собой правительственный документ, принимаемый государством на определенный период, в соответствии с которым государство проводит текущую и долгосрочную политику, направленную на обеспечение и защиту социальных интересов граждан, общества и самого государства. В настоящее время целесообразно разработать такую концепцию на период преодоления мирового финансового и экономического кризиса и возрождения России7.

Для всех ведущих индустриально развитых стран характерна социализация экономики, которая выражается в учете и

0

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о л с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

л <

I I-

О ф

со

0

01

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о л с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

согласовании интересов всех социальных групп населения при выработке и реализации общегосударственной экономической политики, правил хозяйствования на уровне регионов и крупных корпоративных объединений.

В целях обеспечения социальной безопасности экономической системы государства предлагается проведение систематического мониторинга социально-экономических факторов экономической безопасности и формирование института социально-экономической экспертизы принимаемых законов и правительственных решений.

Механизм социально-экономической экспертизы проектов законодательных актов и нормативных документов может быть введен специальным федеральным законом о социально-экономической экспертизе. Если же организация экспертизы будет рассматриваться как задача ведомственного характера, достаточно ограничиться постановлением (распоряжением) Правительства РФ.

При любом из выбранных вариантов социально-экономическая экспертиза должна приобрести активный характер, то есть предусматривать разработку осуществляющими ее экспертами рекомендаций по уточнению положений законопроектов; а по результатам экспертизы — подготовку предложений, обязательных для разработчиков законопроектов, с обоснованием в законопроекте механизмов, которые могли бы компенсировать негативное воздействие этого законопроекта.

Все это предопределяет выработку механизма управления обеспечением экономической безопасности в социально-экономической сфере, направленно-

го на осуществление конкретной политики как регулятора общественных отношений в рамках социальной системы. Под механизмом управления обеспечением экономической безопасности в социально-экономической сфере мы понимаем систему управленческих, организационно-экономических и правовых мер, осуществляемых государством и институтами гражданского общества, направленных на защиту жизненно важных социально-экономических интересов граждан и общества от внутренних и внешних угроз и их воздействий, включающих в себя ряд элементов.

Особая роль в практическом обеспечении экономической безопасности в социально-экономической сфере, защиты социально-экономических отношений принадлежит органам внутренних дел.

Одними из наиболее важных моментов деятельности органов внутренних дел являются согласование стратегических целей и проведение мероприятий по предупреждению угроз социальной безопасности, тем более что в нынешних условиях преступность превращается в реальную угрозу национальной безопасности и расценивается как одна из острейших проблем социально-экономической сферы.

Таким образом, успешное социально-экономическое развитие России будет способствовать снижению уровня коррупции. При этом новый курс российской социальной политики целесообразно ориентировать на создание механизма, способствующего разрушению взаимосвязей организованной преступности с коррумпированной бюрократией, финансовой базы коррупции.

Литература и примечания

1. Проблемы обеспечения экономической безопасности сложных социально-экономических систем. М., 2000.

2. По данным Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шевяков А. Влияние социальной политики на положение отдельных групп населения // Экономист. 2008. № 9. С. 54-64.

4. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике: В 5 томах. Т. 3. М.: Научный эксперт, 2008.

5. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. М., 2007.

6. www.demographia.ru.

7. Бобков В. К формированию социальной доктрины России //Экономист. № 7. 2008.

2 Ф d

л *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.