УДК 614.2:336.76:338.2 И. А. Комиссаров, Н.В. Козловских
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Кировская государственная медицинская академия I.A. Komissarov, N.V. Kozlovskikh
SOCIAL ECONOMIC MODELS OF HEALTH CARE
Kirov state medical academy
В статье рассмотрены базовые модели здравоохра нения: государственно-бюджетная, социально-страховая и рыночная. Освещены основные проблемы существующей системы здравоохранения России. Особое внимание уделе но сравнительному анализу базовых моделей здравоохра нения.
Ключевые слова: здравоохранение, модели, систе мы, анализ, проблемы.
The current article analyzes basic models of health care: a state budget model, a social insurance model, and a market model. The main problems of the current health care system of Russia are discussed. Particular attention is paid to comparative analysis of the above basic health care models.
Key words: health care, models, systems, analysis, problems.
Организация системы здравоохранения в преж ней советской экономике, как признается сейчас, была одной из самых прогрессивных в мире. Это в значительной мере достигалось с помощью больших государственных затрат. В последние три десятиле тия во всех странах, в том числе и России, происхо дит удорожание медицинских услуг. Это связано с внедрением нового оборудования и лекарств, новых средств диагностики, затратами на переподготовку персонала и т.п. В условиях экономической реформы существующая система здравоохранения России ока залась не способной эффективно использовать име ющиеся ресурсы. В настоящее время в России обо стрились проблемы, связанные с состоянием здоро вья населения. Нарастающие негативные явления в самой структуре населения, ухудшение медико-демо графических показателей - все это увеличивает по требность населения в медицинских услугах. В связи с этим особое значение приобретает проблема разра ботки методологических подходов к формированию источников финансового обеспечения здравоохране ния на основе анализа зарубежного и отечественного опыта.
Для анализа существующих систем, определе ния их недостатков и достоинств экономическая те ория традиционно использует метод моделирования. Экономическая модель, отображая экономические явления, процессы и объекты, должна выявить их основные черты, не вдаваясь во второстепенные де тали.
Под системой здравоохранения понимается единое целое составляющих его элементов в их взаи мосвязи и взаимообусловленности. В каждой стране исторически складывается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи. Система экономических, политических, мо рально-этических и иных отношений, особенности национальных условий, исторически сложившихся в данной стране, определяют количество и качество выделяемых обществом ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения. Из этого следует, что каждая страна обладает своей собствен ной, индивидуальной системой здравоохранения.
Экспертами всемирной организации здравоох ранения была предложена классификация, согласно которой все существующие системы здравоохране ния сводят к трем основным базовым моделям:
1. Государственно-бюджетная, финансируемая преимущественно из бюджетных источников.
2. Социально-страховая, финансируемая за счет целевых взносов предпринимателей, трудящихся граждан и субсидий государства.
3.Рыночная, или частная, финансируемая за счёт пациентов, нуждающихся в тех или иных меди цинских услугах.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И
ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА
Государственно-бюджетная модель здравоох ранения характеризуется значительной ролью госу дарства; финансирование осуществляется преиму щественно из той части общественных ресурсов, ко торая складывается за счет налоговых поступлений в государственный бюджет. Эта модель традиционно базируется на системе государственных медицинских учреждений. В рамках государственных программ медицинской деятельности обеспечивается оказание медицинской помощи всем категориям населения. Государство само определяет, в каком объеме оказы вать медицинскую помощь населению. Управление и планирование медицинской помощи осуществляется центральными и местными органами исполнитель ной власти. Население страны получает медицин скую помощь бесплатно, за исключением неболь шого набора медицинских услуг. В целом эта модель обеспечивает равенство граждан в получении меди цинской помощи. Обеспечивая высокие социальные гарантии, эта модель в то же время характеризуется низкой экономической эффективностью, нерацио нальным использованием средств, отсутствием дей ственных стимулов к своему дальнейшему развитию. Эта модель до недавнего времени была свойственна России, некоторым странам Восточной Европы, а также многим развивающимся странам. Таким об разом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной по требности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, обычно контролиру емая
государством.
Социально-страховая модель также управляет ся государственными органами, но в отличие от го сударственно-бюджетных моделей финансируется на трехсторонней основе: за счет бюджетных ассигнова ний, взносов работодателей и самих работников. Эта модель характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования (ОМС) все го или почти всего населения страны. Ее также назы вают системой регулируемого страхования здоровья. При этом лица с низкими доходами и социально неза щищенное население, как правило, уплату страховых взносов не производят. Отличительной чертой со циально-страховой модели является одновременное сочетание в них двух противоположных принципов: принципа «общественной солидарности», когда здо ровый платит за больного, молодой за старшего, бо гатый за бедного, и принципа «участия в издержках», когда медицинские услуги оплачиваются населением самостоятельно, помимо общественных фондов. Го сударство здесь играет роль гаранта в удовлетворе нии общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль платно го рынка медицинских услуг сводится к удовлетворе нию потребностей населения сверх гарантированно го уровня. Многоканальная система финансирования создает необходимую гибкость и устойчивость фи нансовой базы социально-страховой медицины. Та кая модель типична для большинства экономически развитых стран; наиболее ярко она представляется здравоохранением Германии, Франции, Нидерлан дов, Бельгии, Японии.
Рыночная, или частная модель в своем клас сическом виде базируется на частной медицин ской практике с оплатой медицинских услуг за счет средств пациента. Для данной модели характерно предоставление медицинской помощи преимуще ственно на платной основе за счет самого потреби теля медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Глав ным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является платный рынок ме дицинских услуг. Эта модель опирается на широкое использование рыночных отношений - оплату по рыночным ценам производит сам потребитель ме дицинской услуги. Он сам (основываясь на мнении врача и личных финансовых возможностях) опре деляет объем потребляемой медицинской помощи. В данной ситуации каждый платит сам за себя. Это приводит к высокой экономической эффективности подобной модели, способствует научно-техническо му прогрессу для увеличения прибыли в конкурент ной борьбе. Но в связи с различными финансовыми возможностями населения становятся различными и объемы получаемых отдельными пациентами меди цинских услуг. В итоге часть населения оказывает ся фактически лишенной медицинской помощи, что ведет к негативным последствиям. В экономически невыгодном положении оказываются люди, более подверженные болезням, имеющие тяжелые хрони ческие заболевания, инвалиды. Ту часть потребно стей, которая не удовлетворяется рынком, берет на себя государство путем разработки и финансирова ния общественных программ медицинской помощи. Вследствие этого масштабы государственного секто ра малы. Наиболее ярко данная модель представлена в США. Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда частно-страховой или преимущественно частным здравоохранением.
Таким образом, экономическая модель здра воохранения - это общая схема здравоохранения, отражающая заложенные в ней принципы. Следу ет отметить, что в реальности определенные мо дели здравоохранения не реализуются в чистом виде, так как различные особенности конкретной страны вносят свои коррективы. Исходя из этого, систему здравоохранения следует рассматривать как реализованную модель с наличием суммы име ющихся особенностей, связанных с процессом её реализации.
Таблица № 1
Сравнительный анализ базовых моделей здравоохранения_
Модель здравоохранения Преимущества Недостатки
Государственно-бюджетная -бесплатная медицинская помощь; -равенство граждан в получении медицинской помощи; -обеспечение высоких социальных гарантий -низкая экономическая эффективность; -нерациональное использование средств; -отсутствие действенных стимулов к дальнейшему развитию
Социально-страховая -многоканальная система финансирования; -наличие обязательного медицинского страхования для всего населения страны; -государство гарантирует удовлетворение потребностей общества сочетание двух противоположных принципов: «общественной солидарности» и «участия в издержках»
Рыночная, или частная -широкое использование рыночных отношений; -высокая экономическая эффективность; -способствует научно-техническому прог рессу -в связи с различными финансовыми возможностями часть населения оказывается фактически лишенной медицинской помощи; -в экономически невыгодном положении оказываются люди, сильнее других подверженные болезням
Подводя итог к вышесказанному, рассмотрим преимущества и недостатки базовых моделей здра воохранения (таблица 1).
Анализ преимуществ и недостатков базовых моделей здравоохранения позволяет сделать вывод, что социально-страховая модель на сегодняшний день является ведущей системой, которая позволяет удовлетворять необходимые потребности большин ства граждан в медицинской помощи, независимо от уровня доходов, не нарушая при этом рыночные принципы оплаты медицинских услуг. Большинство развитых стран придерживаются именно этой мо дели. В России осуществляется переход от государ ственно-бюджетной системы к социально-страховой.
Список литературы
1.Камаев В. Д. Основы экономики / В. Д. Камаев. Вла- дос, 2002. 160 с.
2.Елисеев А.С. Современная экономика / А.С. Елисе ев. Дашков и Ко, 2004. 504 с.
3.Федякина Л.Н. Международные финансы: учебное пособие для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Между- нар. отношения, 2012. 640 с.
4.Экономика здравоохранения: учебное пособие, 2-е изд. / Под ред. А.В. Решетникова. - М.: ЭБС «Консультант студента», раздел современной литературы.
Сведения об авторах
Комиссаров Иван Алексеевич - студент II курса лечебного факультета, гр. 205; e-mail: [email protected]:
Козловских Наталья Васильевна - канди дат экономических наук, заведующая кафедрой эко номики и управления Кировской ГМА. Тел. (8332) 67-38-20; e-mail: [email protected].