УДК 37.034+614.2
Л.Г. Сахарова1, О.Е. Гвоздецкий2, В.Е. Слотин1
развитие идеи социальной справедливости в российской медицине:
история и современность
L.G. Sakharova1, O.E. Gwosdezki2, W.E. Slotin1 THE DEVELOPMENT OF THE IDEA OF SOCIAL JUSTICE IN RUSSIAN MEDICINE: HISTORY AND MODERN TIMES
1Кировская государственная медицинская академия 2Арзамасская городская больница № 3
В данной статье рассматривается развитие идеи со циальной справедливости в российской медицине.
Ключевые слова: социальная справедливость, принцип социальной справедливости, государственная по литика в области здравоохранения.
The article is dedicated to the development of the social justice idea in Russian medicine.
Key words: social justice, the principle of social justice, health care state policy.
Понятие «социальная справедливость»
Справедливость не есть особая добродетель, отдельная от милосердия, а лишь прямое выражение общего нравственно го принципа альтруизма, имеющего различные степени и формы своего применения, но всегда заключающего в себе идею справедливости.
Владимир Соловьев
Проблема реализации принципа социальной справедливости - одна из центральных проблем в медицине. Ориентация на соблюдение принци па социальной справедливости является частью духовно-нравственного и профессионального образа врача [1].
В России реализация принципа справедливо сти в медицине в большей степени зависела от ме дицинских работников и политики государства. Рос сийские врачи ориентировались на классическую формулировку принципа справедливости Аристо теля, Гиппократа, И. Канта [2]. И. Кант ставит до бродетель справедливости выше всех других добро детелей - всюду, где возникает ситуация неравных отношений между людьми.
Христианско-антропологическое направление, рассматривающее проблему социальной справедли вости в медицине, представлено в трудах известного врача, философа и педагога второй половины XIX века Н.И. Пирогова.
Он дал философское обоснование таким аспек там справедливости в медицине, как справедливое отношение к больному, социальная роль государства в организации здравоохранения, развитие обще ственного милосердия. Н. И. Пирогов затрагивал ее не только как теоретическую проблему медицины, но наполнял ее социальным смыслом, связывая с «общественным милосердием», которое «принадле жит к убеждениям новейшего времени, еще совсем не укоренившимся» [3]. Он придает этой проблеме практическое значение:
-как, сообразуясь с телесностью человека, ре шать вопросы организации его лечения;
-какие типы госпитальных сооружений наибо лее оптимальны для массового лечения людей;
-какое значение имеет гигиена в жизни людей и в их лечении;
-как должна быть организована профилактика заболеваний.
Врач-философ предложил план совершенство вания системы постройки госпиталей, считал необ ходимым увеличить расходы на административно- гигиенические меры для предотвращения болезней в массах, «скученных» в столицах и больших городах. Прогресс медицины Н.И. Пирогов видел в гигиене, в медицине предохранительной. Под широкопрово- димыми гигиеническими мероприятиями он имел в виду и улучшение быта рабочего люда. Идеи врача получили продолжение в трудах его учеников и дея тельности Пироговского общества в конце ХХ-нача- ле XXI вв. С момента первого в 1885 г. до последнего в досоветский период чрезвычайного Пироговского съезда в апреле 1917 г. на них было заслушано и об суждено 3299 докладов по многим проблемам кли ники, профилактики, распространенности заболева ний и борьбе с ними. Узловой темой практически на всех съездах была проблема создания государствен ной системы здравоохранения с высшим врачеб ным представительством в виде самостоятельного Министерства здравоохранения. Единый врачебный закон, отражающий идею великого хирурга, появил ся в России лишь в 1857 году и с незначительными частными дополнениями просуществовал вплоть до октября 1917 года.
вопросы медицинского образования
Либерально-революционные идеи справедли вости в медицине представлены в трудах В.В. Вере саева и И.М. Сеченова. В.В. Вересаев отмечал: «И в Западной Европе массы врачей не находят себе дела, разумеется, вовсе не потому, что потребность обще ства во врачебной помощи вполне насыщена: и там, как у нас, для громадных слоев населения врачебная помощь представляет недоступную роскошь. Это просто частичное проявление тех поражающих про тиворечий, которые, как корни дуба в почву, прочно и глубоко проникают в самые основания нынешней жизни. Тысячи пудов хлеба и мяса гниют, не находя сбыта, а рядом тысячи людей умирают с голоду». Яв ляясь сторонником «народничества», он подвергал критике «теорию малых дел» (работа
врачей в отда ленных селах, деятельность по профилактике болез ней на уровне отдельных населенных пунктов и др.).
В.В. Вересаев поддерживал идеи социал-демократов (В.И. Ленин) о государственном характере организа ции здравоохранения и внедрении принципа равного доступа к нему [4].
И.М. Сеченов, развивая идеи справедливости в медицине, опроверг теорию расизма. Он считал, что психическая деятельность человека, его умственный кругозор и уровень культурного развития определя ются не той или иной расой, а теми условиями, в ко торых живет человек.
Философские идеи справедливости в медици не, позиция медицинского сообщества отчасти явля лась основой государственной политики в области медицины в рамках либеральных реформ второй по ловины XIX в.
Именно в этот период в России принят Вра чебный Устав - первый систематизированный до кумент, определявший правовое обеспечение здра воохранения в России. Существовало три редакции Врачебного Устава, датированные 1857, 1892 и 1905 гг. Вторая половина XIX века в России харак теризуется развитием ряда социальных программ, направленных на поддержание и помощь бедным и нуждающимся. В организационно-правовом отно шении системы здравоохранения это выразилось в появлении так называемой «приказной медицины», другое название которой - медицина приказов об щественного призрения. Основное предназначение Приказов общественного призрения - создание новой системы помощи бедным и нуждающимся, которая объединила в себе учреждения обществен ного призрения и медицинской помощи. Важным об стоятельством была финансово-хозяйственная само стоятельность учреждений Приказов общественного призрения: при образовании каждый приказ получал определенную сумму денежных средств (15 тыс. руб.), которые могли быть использованы по надоб ности. Учитывая возможность получения доходов иными, не запрещенными законом способами, мож но предположить, что лечебные учреждения, входя щие в состав Приказов общественного призрения, существовали на принципах частичного самофинан сирования.
Вводился контроль за деятельностью медицин ских учреждений. Инспекторы врачебных управле ний обязаны были несколько раз в год «обозревать больничные заведения». Инспекторы имели право также вникать не только непосредственно в меди цинские, врачебные вопросы, но и в хозяйственные проблемы, от решения которых также зависело со стояние здоровья призреваемых. Для управления больницами и решения лечебных, хозяйственных во просов предусматривался штат смотрителей, надзи рателей, разных приставников и служителей, а также медиков и фельдшеров.
Функцию социальной справедливости в меди цине, в первую очередь, выполняли больницы, входя щие в Приказ общественного призрения, в которых проходили лечение бесплатно бедные и неимущие и имущие больные за умеренную плату и при наличии свободных мест. Важную роль в развитии здравоох ранения в России сыграли земские больницы, кото рые обеспечивали медицинскую помощь основной массе населения в сельской местности.
Подобный порядок практически полностью соответствует сегодняшней системе организации медицинской помощи в государственных и муници пальных учреждениях здравоохранения в части ока зания платных услуг и бесплатной помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. По действую щему законодательству РФ платные услуги могут оказываться только при выполнении гарантирован ного объема бесплатной помощи.
Таким образом, в XIX в. философские идеи справедливости в медицине находили поддержку в российском обществе, в медицинском сообществе и государственной политике в области здравоохране ния. Ряд объективных и субъективных причин (боль шие масштабы территории, недостаточно развитая подготовка врачей, недостаточное финансирование медицины и др.) ориентировали на поиск новых теоретических и практических подходов к развитию здравоохранения в России.
Социально-философская идея справедливости в медицине в советское время (конец 1917-1991 гг.)
Философско-теоретической основой совет ского здравоохранения и медицины в СССР являл ся марксистский подход, опирающийся на принцип справедливости в медицине «каждому по потреб ностям», диалектический метод изучения приро ды и общества и на материалистическую теорию познания.
Социально-философская концепция социаль ной справедливости в медицине в советский период была сформулирована в трудах В.И. Ленина:
-Ликвидация противоречий между обще ственно-экономическим строем и народным здоро вьем: «Тысячи и десятки тысяч людей, трудящихся всю жизнь над созданием чужого богатства, гибнут от голодовок и от постоянного недоедания, умирают преждевременно от болезней, порождаемых отвра тительными условиями труда, нищенской обстанов кой жилищ, недостатком отдыха».
-Провозглашение ответственности государ ства за состояние здоровья народа и государственно го характера медицины: «Вопрос о борьбе в государ ственном масштабе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения».
-Равная доступность здравоохранения для всех граждан [5].
Практическая реализация идей справедливо сти в советской медицине осуществлялась благода ря теоретическим разработкам организации здраво охранения в СССР и практическому воплощению. Н.А. Семашко: «Каждый строй имеет свою медици ну. Организация охраны здоровья принадлежит к тем идеологическим надстройкам, которые строятся на определенном социально-экономическом фундамен те и определяются им. Больше того: даже научная ме дицина испытывает на себе влияние этого социально-экономического фактора. Октябрьская революция, в корне изменившая социально-экономическую струк туру
общества в нашей стране, естественно, не мог ла не изменить в корне организацию и направление деятельности в области здравоохранения. Влияние советского строя сказалось не только в принципи альных установках, не только в системе организации и не только в направлении практических мероприя тий; оно сказалось и в направлении научной меди цинской мысли. Научное медицинское мышление, даже чисто клиническая медицина импрегнируются (пропитываются) социально-гигиеническим содер жанием. Учение о болезни как социальном явлении, учет социальных и профессиональных факторов в развитии болезненных явлений, социальная профи лактика и социальные методы лечения - все это, правда, медленно, но настойчиво проникает в об ласть научной медицинской мысли. Не только про филактические дисциплины par excellence (гигиена и санитария, охрана материнства и младенчества, борьба с социальными болезнями и т. п.), но и чисто клинические дисциплины (гинекология и акушер ство, внутренние, хирургические и особенно нерв ные болезни) - все это анализируется теперь все больше и больше с социально-профессиональной точки зрения» [6].
Уникальной попыткой приблизить и реализо вать идеал справедливости как распределения благ, в данном случае медицинской помощи, «по потреб ностям», а не «по труду» явилась система государ ственного (народного) здравоохранения в СССР. 11 июля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет об орга низации Народного комиссариата здравоохранения, первого в мире государственного центра охраны здо ровья.
VIII съезд РКП (б) в марте 1919 г. принял про грамму партии, в которой были определены задачи в области здравоохранения. Деятельность в области охраны народного здоровья РКП (б) предполагала проведение широких оздоровительных и санитар ных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний. Диктатура пролетариата позволила в краткие сроки провести в жизнь целый ряд оздорови тельных и лечебных мероприятий, неосуществимых в рамках буржуазного общества: национализацию аптечного дела, крупных частнопредприниматель ских лечебных учреждений, курортов, трудовую по винность медицинских рабочих сил.
В феврале 1919 года было ликвидировано сосу ществование двух параллельных систем здравоохра нения - «рабочей страховой медицины», подчинен ной Народному комиссариату труда, и «советской медицины», созданной на основе земской и город ской медицины и подчиненной Народному комисса риату здравоохранения.
В СССР охрана здоровья граждан осущест влялась «через общественные фонды», т.е. неза висимо от трудового вклада каждого. В советском здравоохранении достигнуто социальное равенство возможностей всех членов общества, равенство, которое ориентировано на принцип коммунистиче ского распределения по потребностям. Социально- философские идеи справедливости в здравоох ранении были положены в основу советского законодательства.
Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 г., содержала ряд статей, относящихся непосредствен но к здравоохранению. В разделе «Основные права и обязанности граждан» были закреплены права на бесплатную медицинскую помощь.
Конституция СССР, принятая сессией Верхов ного Совета СССР 7 октября 1977 г., гарантировала гражданам право на охрану здоровья, которое обе спечивалось бесплатной, квалифицированной помо щью, оказываемой государственными учреждения ми здравоохранения, расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан, прове дением широких профилактических мероприятий, особой заботой о здоровье подрастающего поколе ния, развертыванием научных исследований, на правленных на предупреждение и снижение заболе ваемости.
Реализация принципа справедливости в меди цине в советском варианте имела позитивные ре зультаты. В постановлении Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и Со вета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охра ны здоровья населения СССР», принятом в январе 1960 г., было отмечено, что в результате неуклонного повышения уровня жизни народа, создания широкой сети медицинских учреждений, успешного развития медицинской науки и широкого распространения физической культуры достигнуто укрепление здоро вья населения Советского Союза. За годы советской власти значительно уменьшилась заболеваемость среди населения, общая смертность снизилась более чем в 4 раза, детская смертность - почти в 7 раз. Средняя продолжительность жизни советских лю дей увеличилась более чем в 2 раза. В СССР ликви дированы такие инфекционные заболевания, как хо лера, чума, оспа, паразитарные тифы, приносившие бедствия народу.
Однако анализ исторического опыта организа ции здравоохранения в СССР показывает, что обе спечение бесплатной медицинской помощью всех советских граждан не было столь справедливым относительно объема медицинских услуг и их ка чества. Ведомственные «медсанчасти» отличались от районных, городских и сельских больниц. Сре ди элитных ведомственных клиник тоже была своя иерархия, которая строилась в соответствии с пар тийной и государственной иерархией бюрократии - чем выше положение в иерархии, тем выше качество медицинского обслуживания, тем полнее объем ме дицинской помощи.
Идеология справедливости в советской меди цине не в полном объеме соответствовала практике организации здравоохранения.
Исторический пример реализации принципа справедливости в медицине в СССР показал возмож ность реализации идеи равенства и права на бесплат ное здравоохранение на основе принципа «каждому по потребности» в условиях превалирования госу дарственной системы здравоохранения. Однако дан ный подход не совсем приемлем для современного общества, ориентирующегося на либеральные идеи и возможность лишь
частичных гарантий социаль ной защиты граждан.
Современные философские идеи социальной справедливости в медицине
В Российской Федерации отмечается преем ственность в развитии идеи социальной справед ливости в медицине умеренно либерального плана. Идея справедливости рассматривается не только в социально-философском аспекте, но и в рамках но вого этико-философского направления - биоэтики.
Современная идея справедливости в медици не развивается в трудах отечественных философов и биоэтиков Ф.Я. Иванюшкина, М.Н. Жаровой, И.В. Силуяновой, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдиной, а также в социально-политических трудах Т.А. Го ликовой, В.В. Путина, Л.М. Рошаля и др. И.В. Си- луянова суть современной проблемы справедливо сти определяет следующим образом: «Преодоление неравенства -сложный и длительный процесс. В настоящее время нет страны, которая была бы окон чательно удовлетворена состоянием своей системы здравоохранения. Практически в каждой стране осу ществляется ее коррекция, ведутся преобразования, а порой и реформы. Не вызывает сомнений одна из основных задач этих преобразований - справедли вость, т.е. равенство всех граждан в доступе к меди цинской помощи высокого качества [7].
В трудах М.Н. Жаровой рассматривается спра ведливость в медицине с общефилософских и право вых позиций справедливости, основанных на равен стве права на жизнь всех людей, независимо от их национальности, социального положения и прочих факторов [8, с. 16, 19].
Особое значение имеет точка зрения россий ского медицинского сообщества, выраженная в до кументах философско-этического плана. В 1994 г. Ассамблеей врачей России был принят «Этический кодекс российского врача». В документе констатиру ется, что справедливое отношение к пациенту пре вращается в одну из основных моральных обязанно стей врача.
Проблема справедливости в медицине стано вится одной из ключевых на современных россий ских медицинских форумах. По инициативе Отдела этики науки и технологии Сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО 7-8 декабря 2005 г. в Московском гуманитарном университете была про ведена конференция «Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека».
В итоговом документе и рекомендациях Конфе ренции провозглашаются основные принципы дея тельности государственных, международных, меди цинских, общественных и иных учреждений в сфере медицины и здравоохранения:
1. Социальная справедливость в здравоохране нии находит выражение в следующем:
-укрепление и охрана здоровья людей без ограничений, по каким бы то ни было признакам или индивидуальным характеристикам;
-обеспечение универсального доступа к каче ственной медицинской помощи; -обеспечение справедливого доступа к меди цинским, научным и техническим достижениям; -обеспечение профилактических мер, направ ленных на предотвращение заболеваний, препят ствующих реализации человеком своего потенциала.
Вопросы социальной справедливости должны найти свое место в национальных планах развития здравоохранения; их следует определять в связи с общими целями политики здравоохранения и поли тики социально-экономического и культурного раз вития.
2. Социальная справедливость в здравоохране нии должна реализовываться исходя из следующих принципов:
-она должна основываться на потребности каждого человека иметь хорошее здоровье; -первоочередное внимание должно быть уде лено группам, находящимся в менее благоприятном положении с точки зрения обеспечения медицинской помощи;
-она должна полагаться на возможности и стремление всех людей к укреплению своего физи ческого и духовного здоровья;
-она должна обеспечивать возможности для каждого члена общества реализовать свой потенци ал в тех областях, которые представляются данному индивиду наиболее важными и ценными для него.
3. Органам государственной власти следует:
-признать требования социальной справедли вости необходимым и специфическим компонентом всей системы здравоохранения;
-разработать и принять закон о биомедицин ских исследованиях;
-создавать структуры, разрабатывать и осу ществлять программы, отвечающие потребностям всех категорий населения, нуждающихся в медицин ской помощи;
-обеспечивать равноправный доступ к квали фицированной медицинской помощи;
-принимать меры в целях содействия тому, чтобы программы здравоохранения были направле ны на улучшение социального положения наиболее уязвимых групп;
-обеспечить правовые, экономические, орга низационные и информационные условия вовлече ния институтов гражданского общества в выработку и реализацию политики в области здравоохранения.
4. Социальная справедливость в здравоохранении предполагает не только осуществление аф-фирмативных (поддерживающих) мер со стороны людей, принимающих решения, но и разнообразные формы активного участия людей, нуждающихся в медицинской помощи. Наличие основных прав, в том числе
основополагающего права на достижение наивысших возможных стандартов здоровья, пред полагает деятельность по реализации этих прав, в том числе деятельность, направленную на их защиту путем создания добровольных объединений (ассо циаций) граждан.
Социально-философские идеи справедливости в медицине отражены в Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья и прав граждан» (2011): «Охрана здоровья граждан (далее - охрана здоро вья) - система мер политического, экономическо го, правового, социального, научного, медицинско го, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Фе дерации, органами государственной власти субъ ектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях про филактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого чело века, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи [9].
Таким образом, современные подходы к спра ведливости в медицине ориентируются на либе ральные идеи справедливости, основанные на соблюдении основных прав и свобод человека, пре имущественном обеспечении принципа равенства, сохранении государственной роли в регулировании и поддержке здравоохранения.
Особенности современных управленческих подходов к реализации современных философских идей социальной
справедливости в медицине
Современное понятие справедливости в меди цине отражено в работе В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная справедливость для России» [10], где он определил основные управлен ческие подходы к реализации идей справедливости в медицине. В 2011 году была создана принципиально новая правовая база развития российского здраво охранения. Модернизация здравоохранения предпо лагает преемственность в реализации либеральных идей справедливости в медицине. В Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья и прав граждан» (2011) отражено современное понимание справедливости в медицине:
-Мероприятия по охране здоровья должны проводится на основе признания соблюдения прав граждан и в соответствии с общепризнанными прин ципами и нормами международного права.
-Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, нацио нальности, языка, наличия заболеваний, состояний происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объе динениям и от других обстоятельств.
-Государство гарантирует защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний [9].
Президентом Российской Федерации В.В. Пу тиным [10] определены основные направления но вых управленческих подходов к реализации новой доктрины реформирования здравоохранения и прин ципа справедливости в медицине: «С ее помощью четче и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности выбирать врача и лечебное учреждение. На полную реализацию возможностей, которую создает правовая база, уйдет несколько лет. В это время необходимо решить еще целый ряд про блем отечественного здравоохранения.
Первое. Пациенты не удовлетворены качеством медицинских услуг. В первую очередь это связано с квалификацией врачей и медсестер. Одновременно с обеспечением конкурентоспособной зарплаты меди ков необходимо в течение ближайших 4 лет прове сти оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании с обновле нием программ повышения квалификации. Профес сиональные ассоциации медиков должны сыграть решающую роль в такой оценке.
Второе. Немалые резервы повышения качества медицинского обслуживания связаны с улучшением его организации. В большинстве случаев амбула торное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства. Недаром в экономически развитых странах его доля в составе медицинской помощи на много выше, чем у нас.
Но, улучшая и развивая амбулаторное лечение, мы должны учитывать, что его эффективность за висит от применяемых медикаментов. Нужна про думанная дорожная карта развития лекарственного обеспечения. Иначе мы просто потратимся на пода рок зарубежной фарминдустрии.
Мы уже приняли программу развития отече ственной фармацевтической промышленности, про изводства медицинской техники, направив на эти цели большие средства - больше 120 миллиардов рублей. Теперь надо принять меры по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей. Последним должны заниматься вра чи, их профессиональные сообщества, а не сами производители лекарств и оборудования.
Третье. Необходимо повысить ответствен ность каждого человека за состояние своего здо ровья. Иначе никаких денег не хватит. Сегодня в России 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% проходят медоб- следования только в случае болезни. При этом боль шинство опрошенных уверены, что следят за своим здоровьем!
Четвертое. Охрана здоровья - это прежде всего предотвращение заболеваний, и ключевую роль здесь
имеет формирование здорового образа жизни. Мы будем создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на ра боте, настойчиво и жестко бороться с распростране нием наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака.
5. Учреждениям системы здравоохранения в целях обеспечения социальной справедливости ре комендуется:
-полностью использовать для выполнения всех поставленных целей существующую матери альную базу здравоохранения и создавать новую там, где она отсутствует;
-делать необходимые капиталовложения в раз витие системы здравоохранения: в подготовку вра чей, младшего и среднего медицинского персонала, преподавателей медицинских учебных заведений, организаторов и инструкторов;
-содействовать разработке стратегии и мето дов развития системы здравоохранения;
-обеспечивать справедливое вознаграждение труда медицинских работников;
-устранять экономические и социальные пре пятствия на пути к получению качественной меди цинской помощи.
Таким образом, мы можем увидеть, что необ ходимым условием для проведения эффективной политики в области охраны здоровья является орга низация деятельности, направленной на выявление нужд, потребностей и интересов прямых реципиен тов этой политики. Важно обеспечить их полноправ ное участие в разработке и реализации этой полити ки, выражающееся в различных формах партнерства государства и общества в области охраны здоровья <...> 10].
Заключение
Одной из важнейших проблем, возникающих в медицине и здравоохранении на всем протяжении существования человечества и в настоящее время, является проблема справедливости.
Вопросы справедливости касаются не только медиков, но и каждого человека, поэтому их обсуж дение является необходимым для каждого из нас.
В настоящее время сформированы общие фи лософские подходы к понятию справедливость, од нако продолжается дискуссия по уточнению этого понятия в связи с инновационными процессами в различных сферах жизни общества. Философские идеи справедливости в медицине закреплены в меж дународном законодательстве и законах различных стран. Прежде всего, прослеживается связь с необ ходимостью реализации основных прав и свобод че ловека при оказании медицинской помощи.
Сложно определить эффективность новых под ходов к реализации в современной России принципа справедливости в медицине (реализация принципа равенства в доступности медицинской помощи, до ступности качественной медицинской помощи и др.) в силу социально-демографических причин (обшир ность территории, недостаточная обеспеченность квалифицированным медицинским персоналом ме дицинских учреждений, проблема обеспечения со временным медицинским оборудованием, нехватка финансовых ресурсов и др.).
Таким образом, идея социальной справедливо сти в медицине является ведущей в процессе совре менной модернизации здравоохранения в Россий ской Федерации. По мнению российских политиков (Т.А. Голикова, Д.А. Медведев, В.В. Путин и др.), потребуется несколько лет для реализации постав ленных задач на основе новых подходов к принятию управленческих решений в процессе модернизации российской медицины.
Список литературы
1.Сахарова Л.Г., Сахаров В.А. Взаимосвязь духовно- нравственного и поликультурного воспитания студенче ской молодежи [Текст] / Среднее профессиональное образование. 2011. № 11. С. 11-12; Сахарова Л.Г., Поляков А.Г. Формирование у студентов-медиков культуры межконфес сиональных отношений [Текст] // Среднее профессиональ ное образование. 2011. № 11. С.15-16.
2.Аристотель. Никомахова этика [Текст] / Аристо тель. М.: Эксмо-Пресс, 1997. 452 с.; Гиппократ [Текст] / Гиппократ / http://nevrolog.narod.ru/gip.html; Семашко Н.А. Очерки по теории организации советского здравоох ранения: принципиальные основы советского здравоох ранения [Текст]. М.: Изд-во Академии наук РСФСР. 1947. С. 102; Шамилева Р.Э. Проблема справедливости в фило софии Дж. Роулса [Текст] / Философия и общество. 2008. № 2 (5).
3.Пирогов Н.И. Собр. соч.: в 8 т. М. 1962. Т. 8.
394 с.
4.Вересаев В.В. Записки врача. М.: Медис. 2010.
362 с.
5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. [Текст] / В.И. Ленин. М.: Изд-во политической литературы. 1967. С. 14, 78.
6.Семашко Н.А. Очерки по теории организации со ветского здравоохранения: принципиальные основы со ветского здравоохранения [Текст]. М.: Изд-во Академии наук РСФСР. 1947. С. 34, 97, 108.
7.Силуянова И.В. Этика врачевания. Современная медицина и Православие. [Текст] / И.В. Силуянова. М.: Московское подворье Св. Троицкой Сергиевой Лавры. 2001. 450 с.
8.Жарова М.Н. Принципы биоэтики и модели взаимодействия медицинских работников с пациентами [Текст] / М.Н. Жарова // Релга. 2012. № 6. С. 16, 19; Степа нов К.С., Сахарова Л.Г. Клубные объединения молодежи как инновационная форма студенческого самоуправления // Среднее профессиональное образование. 2012. № 4. С. 51-52.
9.Федеральный Закон «Об основах охраны здоро вья и прав граждан» [Текст] // http://www.rg.ru/2011/11/23/ zdorovie-dok.html.
10.Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная справедливость для России (статья В. Пу тина в
«Комсомольской правде») [Текст] / В.В. Путин / Комсомольская правда. 2012. 13 февраля // http://kp.ru/ daily/3759/2807793/. Сведения об авторах
Сахарова Людмила Геннадьевна - кандидат исто рических наук, доцент кафедры социальных наук ГБОУ ВПО Кировской ГМА Минздравсоцразвития России; тел.: (8-8332) 67-06-04; e-mail:[email protected].
Гвоздецкий Олег Евгеньевич - соискатель, врач 1-й категории, ГБУЗ НО Арзамасская городская больница № 3; тел.: (8-83147)-3-05-16; e-mail: [email protected].
Слотин Владимир Евгеньевич - кандидат истори ческих наук, старший преподаватель кафедры социальных наук ГОУ ВПО Кировской ГМА Минздравсоцразвития России; тел.: 67-06-04; e-mail: cosiology @ rambler.ru.