Научная статья на тему 'Социально-экономические механизмы информационного отчуждения личности'

Социально-экономические механизмы информационного отчуждения личности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалимов А. Б.

В статье приводится комплексный анализ социально-экономических механизмов информационного отчуждения личности в сфере масс-медиа на примере перехода России к цифровому телевизионному вещанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические механизмы информационного отчуждения личности»

экономики. К середине 2009г. число субъектов предпринимательства (малые, средние, микро) достигло 13 257 единиц. Произошло увеличение числа субъектов на 1013 единиц или 8,3% по сравнению с началом года. Число вновь созданных предприятий (малые, средние, микро) на 01.07.2009 года составило 124 единицы, что обусловлено появлением в период кризиса свободных рыночных ниш и высвобождением квалифицированной рабочей силы. Вместе с тем следует признать, что активность субъектов малого предпринимательства не достаточна для того, чтобы они могли оказывать существенное влияние на рост ВВП региона, участвовать в оздоровлении промышленности области и обеспечении роста ее конкурентоспособности.

С этой целью необходимо не просто расширять государственную поддержку малого бизнеса в целом, но и отрабатывать отдельные перспективные направления, значимые для сырьевых регионов. В частности, следует стимулировать процессы интеграции малых предприятий и крупных предпринимательских структур. Активизация процессов взаимодействия будет способствовать промышленно-инновационной ориентации малого бизнеса и достижению им качественно нового уровня технологии, организации и управления производством. Это позволит обеспечить наибольшие экономические результаты в сфере малого бизнеса, а также более эффективную работу крупных предприятий, что подтверждается мировой практикой и реализуется на основе использования различных форм стимулирования малого бизнеса, которые должны быть изучены с целью оценки возможностей их внедрения в Российской Федерации.

Необходимо также обеспечить рост производства малых предприятий в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление (население), расширить ассортимент и увеличить выпуск качественных продуктов питания. С этой целью целесообразно наделить местные власти рычагами управления. Для этого следует придать статус местного налога единому налогу, действующему при упрощенной системе налогообложения, с закреплением за местным бюджетом всей суммы взимаемого налога.

Литература

1. Долгосрочная целевая программа «Развития малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009-2011 годы.

2. Отчет о научно-исследовательской работе ООО «Агентство развития бизнеса» на тему: «Выявление мнений субъектов малого и среднего предпринимательства о деятельности контролирующих и надзорных органов Мурманской области», Мурманск 2007.

3. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. - 2009. - №6.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Шалимов А.Б., аспирант

Сибирский федеральный университет г. Красноярск, Россия

В статье приводится комплексный анализ социально-экономических механизмов информационного отчуждения личности в сфере масс-медиа на примере перехода России к цифровому телевизионному вещанию.

Наиболее ярким комплексным примером социально-экономического отчуждения личности новыми технологиями в сфере масс-медиа являются процессы, связанные с переходом России к 2015 году к цифровому телевещанию. Цифровым телевидением называют модель передачи видео-и аудиосигнала, использующая цифровую модуляцию и сжатие для передачи данных, в отличие от принятого сейчас аналогового (недискретного) телевещания. Декларируется, что применение цифрового телевидения обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с аналоговым телевидением, которые можно разделить на потенциальную выгоду для аудитории (качество сигнала, изображения и звука, увеличение разнообразия контента и интерактивность нового телевидения) и для масс-медиа (увеличение потребности в медиаконтенте приведет привлечению дополнительных инвестиций в эту сферу, а производство медиаконтента должно стать дешевле (за счет расширения функциональных возможностей студийной аппаратуры)).

Внедрение цифрового вещания в нашей стране уже началось. 1 февраля 2010 года в Хабаровском крае и 2 марта в г. Канске Красноярского края было запущено тестовое вещание в цифровом формате на один мультиплекс (комплекс телеканалов).

В первый мультиплекс входят «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал» и «Детско-юношеский канал», который, будет составлен из детских передач каналов «Бибигон» и «Теленяня». После 2015 года планируется запуск еще двух мультип-лексов. Причем, «состав второго и третьего мультиплексов пока не утвержден, пока не ясны и сроки их запуска в эксплуатацию» и «федеральный бюджет воздержится от их финансирования, предоставив его инвесторам (в форме частно-государственных партнерств)».

Действительно, ранее планировалось, что второй мультиплекс заполнят 8 федеральных коммерческих (прежде всего, развлекательных) телеканалов, а третий - прочие, в том числе региональные, телеканалы.

Тем не менее, региональные телеканалы, большинство из которых основную часть эфирного времени ретранслировали вещание федеральных телеканалов (федеральным телеканалам были необходимы региональные как владельцы локальных лицензий на аналоговое вещание), не имеют экономических возможностей оплатить использование вещания в третьем цифровом мультиплексе (цена входа слишком высока - оплата цифровой лицензии и техническое студийное переоснащение). Лицензии у всех региональных телекомпаний на аналоговое вещание истекут в период с 2011 по 2014 года. При этом у крупных федеральных телеканалов к 2014 уже должны будут появиться лицензии на цифровое вещание на всю страну, поэтому у них не будет необходимости поддерживать производство и трансляцию регионального телеконтента.

При дальнейшем переходе на цифровое вещание государство намерено закупать приставки для приема цифрового телевидения (set-to-box (ресиверы), необходимы для преобразования цифрового сигнала в понимаемый подавляющим большинством телевизоров аналоговый) только малообеспеченным слоям населения, тогда как остальные будут приобретать их за свой счет.

В действительности же экономически дигитализация телевещания приведет к монополизации рынка предоставления канала коммуникации, а также к становлению дополнительных барьеров рынка для входа на него новых игроков в связи с необходимостью вполне дорогостоящего переоснащения (особо актуальной эта проблема видится нами на примере вытеснения региональных телекомпаний).

Это скажется, как на отчуждении человека от результатов своего труда (журналист как поставщик информации в силу технологической сложности ее обработки и трансляции этой коммуникационной технологией и самим процессом коммуникации отчуждается от результата своего труда), отчуждении человека от своего труда (цифровое вещание приведет к еще большей власти формата, регламента над творчеством), самоотчуждении человека в процессе труда (отказ от ответственности, психологические личностные проблемы, возникающие в результате самоотчуже-ния, причиной которого являются отчуждение человека в процессе труда и от своего труда), так и на отчуждении трудового отношения людей.

Аудитория отчуждается новыми информационно-коммуникационными возможностями от необходимого ей знания - прежде всего, от региональной и локальной информации, а также информации, которую могли бы предоставить ей малые и средние предприятия в этой сфере (в связи с их вытеснением крупными субъектами рынка).

Более того, на аудиторию, которая, как мы уже разобрались выше, не является потребителем на этом рынке, возлагается финансовые обязательства и дополнительная экономическая нагрузка по технологическому переоснащению отрасли (покупка ресиверов, дополнительная абонентская плата за использования цифрового телевидения).

Также усиление интерактивной составляющей не приведет к появлению возможности для ответа аудитории. В качестве примера можно привести уже распространенные сегодня технологии sms-голосований, платных и не имеющих реальных последствий, кроме появления новых сценарных возможностей в телевизионном шоу.

Заявленное в качестве преимуществ цифрового телевидения увеличение разнообразия информационных продуктов в результате отчуждения личности журналиста в процессе труда и от результатов процесса труда обернется, наоборот, сужением такого разнообразия до нескольких десятков отработанных ранее форматов.

Тем не менее в долгосрочной перспективе такая технология приведет (в силу того, что способ передачи информации будет становиться все доступнее) к увеличению количества телевизионных каналов (открытие новых мультиплексов). Но увеличение количества каналов коммуникации не приводит к увеличению разнообразия содержания (контента).

Соответственно, процессы дигитализации отечественного телевидения будут происходить в рамках тенденции усиления информационного отчуждения личности, которое можно преодолеть только через понимание социально-гносеологической природы коммуникационного процесса формирования личности в современном мире.

Литература

1. Маркс К. Философские рукописи 1844 года // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.42, стр. 41174.

2. Пескин А. Е., Смирнов А. В. Цифровое телевидение. От теории к практике. - М., 2005.

3. Смирнов А. В. Основы цифрового телевидения. - М., 2001.

4. Шайхутдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека»: Эволюция феномена отчуждения. - Казань, 2004.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Шеркунов С.А.

ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет» г. Владимир, Россия

В работе представлен заслуживающий интереса опыт Франции, ФРГ, Испании, Японии и США по государственному регулированию инновационной деятельности, организации подготовки кадров науки и инноваций.

Одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности в нашей стране является недостаточно активная роль государства в инновационном процессе. Это выражается, главным образом, в отсутствии сложившейся системы управления инновационной деятельностью, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По убеждению Д.И. Кокурина, И.П. Николаевой, В.М. Шепелёва и Г.Д. Ковалёва повышение роли государства в развитии инновационной сферы создаст надёжные предпосылки для устойчивого экономического роста в России [1, с. 4].

К функциям государственных органов по регулированию инновационной деятельности С.П. Коноплёв относит кадровое обеспечение инноваций. По справедливому замечанию С.П. Коноплёва, содержание учебных программ должно быть направлено как на развитие творческого потенциала людей, так и восприимчивости дипломированных специалистов к нововведениям [2, с. 66-67].

Передовые страны мира предъявляют все более высокие требования к уровню профессионализма и компетентности специалистов, подготовке кадров для сферы НИОКР и высоких технологий.

Определённый интерес представляет опыт Франции по созданию межотраслевых полюсов конкурентоспособности в рамках региональной инновационной системы [3].

В ФРГ, обладающей значительным инновационным потенциалом, в последнее время несколько снизились объёмы капиталовложений в новые технологии, что вызывает обеспокоенность ряда немецких учёных и специалистов в области инновационной деятельности, а также, представителей широкой общественности. В целях сохранения завоёванных позиций на рынке высоких технологий, экономисты вышли с предложением к федеральному правительству о незамедлительном принятии мер, направленных на стимулирование НИОКР. Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере науки, техники и высоких технологий, по убеждению экспертов, должно стать увеличение финансирования и совершенствование системы профессионального обучения и повышения квалификации кадров [4,5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.