Социально-экономические императивы развития агропромышленных кадров как фактор интенсификации человеческого капитала
Ревунов Сергей Вадимович
к.э.н., доцент, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, Донской государственный аграрный университет, Южный федеральный университет, sergeirevunov25@gmail.com
Рогова Татьяна Михайловна
к.э.н., доцент, РЭУ им. Г. В. Плеханова, rogova.tm@rea.ru Мурзина Светлана Михайловна
к.п.н., маг. экон., доцент, Донской государственный технический университет, merciana@inbox.ru
Целью исследования является поиск оптимальных социально-экономических, технологических в рамках стратегии цифровизации образования и педагогических решений, ориентированных на повышение качества подготовки кадров для агропромышленной отрасли народного хозяйства. Исследование опирается на массив эмпирических данных, отражающих динамику роста числа обучающихся на сельскохозяйственных направлениях подготовки вузов России, проведён анализ потребности аграрной отрасли в сотрудниках по критерию их уровня образования и квалификации, актуализирована роль сельскохозяйственной отрасли в структуре экономики России. На основе аналитических методов разработан технико-экономический и теоретико-методологический инструментарий повышения качества подготовки кадров для сельскохозяйственной отрасли. Разработан социально-экономический и институциональный инструментарий устойчивого эколого-ориентированного взаимодействия следующих участников рыночных и образовательных отношений: государственных институтов, научно-образовательных организаций и бизнеса. Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, образовательные модели, социально-экономические императивы, кадры для сельского хозяйства, инновационно-ориентированная образовательная модель.
Государственная политика в области обеспечения стратегии национальной продовольственной безопасности интенсифицирует поиск оптимальных технико-экономических, социально-педагогических и институциональных решений, направленных на обеспечение качественной подготовки кадров для агропромышленного экономического кластера. Наличие эффективного механизма подготовки специалистов для сельского хозяйства позитивно отразится на решении следующих стратегических задач: обеспечение им-портозамещения, повышение престижа работы молодых специалистов в сельскохозяйственной отрасли, и, как следствие, достижение благоприятного инвестиционного климата аграрной отрасли. Исторически сложилось, что Россия - аграрная страна с колоссальным техническим, агротерриториальным и интеллектуальным потенциалом, однако на данном этапе можно с уверенностью утверждать о сложившемся кризисе в сельскохозяйственной отрасли в целом и системе обучения профессионалов для агропромышленного комплекса (АПК) в частности. Реализация национального проекта «Экспорт продукции АПК» [4] предусматривает достижение следующих показателей - увеличение объёма товарного экспорта агропромышленного комплекса до 37 млрд долларов США (+32,4 % по отношению к базовому показателю 2018 года) к 2024 году. Достижение поставленной задачи требует системной реализации мер по улучшению качества подготовки профессионалов АПК на всех уровнях обучения.
В работах [8, 9, 10] и некоторых других исследователей отмечается важность применения системообразующих экономических инструментов международного взаимодействия малых и средних предприятий в независимости от представляемой ими формы собственности. Активное международное сотрудничество, по мнению авторов, ориентировано на комплексное применение инновационных технологий, эффективное использование которых возможно при исключительно высоком уровне подготовки специалистов отрасли. Исследователи также отмечают важность экономической диверсификации капиталовложений в развитие аграрной отрасли, основным императивом развития которой на современном этапе является доступность и качество образования работников сельскохозяйственного кластера. Авторами доказана взаимосвязь между взаимовыгодным социально-экономическим партнёрством и образованием как одного их ключевых сегментов человеческого капитала. Исследования [11, 12] актуализируют стратегию повышения престижа аграрного образования для целей минимизации экономических рисков, обеспечения финансовой стабильности предприятий аграрной отрасли и долгосрочного устойчивого развития.
Рассмотрим роль отраслей АПК в структуре ВВП России и стран Содружества. Данные о структуре ВВП по счёту производства в 2017-2029 годах (Российская Федерация) и доля сельского хозяйства в структуре ВВП в 2005-2020 годах в некоторых странах СНГ приведены в таблице 1 и 2 [3, 5] соответственно.
Таблица 1
Структура ВВП РФ видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности 2017 2018 2019
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство 3,6 3,4 3,4
Добыча полезных ископаемых 9,8 11,9 11,3
Обрабатывающие производства 12,3 13,0 13,1
Обеспечение электрической энергией, газом и паром 2,6 2,4 2,3
Строительство 5,4 5,1 5,1
Торговля оптовая и розничная 12,7 12,4 12,3
Транспортировка и хранение 6,3 5,9 5,9
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 9,0 8,4 8,5
Деятельность профессиональная, научная и техническая 4,1 3,7 3,9
Таблица 2
Доля агропромышленного комплекса в структуре ВВП некоторых стран СНГ
Страны СНГ 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Азербайджан 5,4 5,5 5,7 5,7 6,8 6,1 6,1 5,6 6,3 7,7
Армения 22,2 19,6 20,3 19,9 18,9 17,8 16,4 15,3 12,7 12,3
Казахстан 5,5 4,7 4,9 4,7 2,3 4,8 4,9 5,0 4,8 5,7
Кыргызстан 18,0 18,5 16,4 16,5 15,4 14,3 14,3 13,1 13,0 14,7
Республика Молдова 13,3 12,1 13,4 14,1 13,2 13,0 13,3 11,9 11,7 11,0
Российская Федерация 3,6 3,4 3,4 3,4 3,4 3,5 3,5 3,5 3,6 3,6
Украина 9,5 9,1 10,0 11,7 14,2 13,8 12,0 12,0 10,4 10,8
Узбекистан 33,2 32,3 30,7 31,5 31,8 31,7 31,7 29,4 29,2 29,1
Императивами устойчивого развития аграрных стран в условиях конкурентного рынка можно считать диверсификацию ключевых отраслей экономики по степени участия государственных институтов в формировании следующих механизмов поддержки: формирование запроса на производство блага, удовлетворение потребности
отрасли в высокопрофессиональных кадрах, определение оптимальных социально-экономических условий, в рамках которых рассматриваемый сектор функционирует наиболее эффективно.
Анализ данных, представленных в таблицах 1 и 2, показывает долю сельского хозяйства в структуре ВВП России на уровне около 3-5%. Среди стран Содружества отмечается следующая тенденция - в республике Узбекистан доля сельского хозяйства самая высокая и находится на уровне приблизительно 29-34%, в республике Армения в диапазоне 12-23%, в республике Казахстан - 4-6% в структуре ВВП. Доля сельского хозяйства в общей структуре валового продукта России невелика относительно ряда стран Содружества, однако роль данной отрасли по обеспечению продовольственно-сырьевой безопасности трудно переоценить. Согласно стратегии устойчивого развития сельских территорий, определяющей государственную политику в области развития сельскохозяйственной отрасли в целом на период до 2030 года, ключевыми целями эффективного развития являются: повышение качества и уровня жизни сельского населения с учётом важности туристско-рекреационного и экологического потенциала отрасли, сохранение и преумножение трудоресурсно-де-мографической компоненты странового и регионального человеческого капитала в парадигме развития аграрной отрасли, построение пространственно-коммуникационной модели эффективного функционирования рассматриваемого экономического кластера. В исследовании Elena A. Vorobeva et al [13] отмечается важность кадровой политики и современных подходов к выбору инструментов HR-менеджмента. Актуальной остаётся задача повышения качества образования в аграрной отрасли. Рассмотрим динамику выпуска специалистов аграрной отрасли за период 2010-2020 гг., представленной в таблицах 3 и 4 [3, 5] соответственно.
Таблица 3
Количество выпускников по укрупненным группам подготовки сельскохозяйственных направлений, тыс. чел.
Укрупнённые группы сельскохозяйственной подготовки 2017 2018 2019 2020
Науки о Земле 9,2 8,9 8,7 8,5
Техносферная безопасность и природообу-стройство 11,2 10,9 10,8 10,9
Промышленная экология и биотехнологии 9,4 9,1 9,5 9,1
Химические технологии 9,5 9,5 9,8 9,7
Прикладная геология, нефтегазовое и горное дело, геодезия 23,2 23,2 24,1 22,4
Ветеринария и зоотехния 7,7 8,4 8,5 8,4
Экономика и управление 269,5 254,3 222,4 184,4
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 23,6 23,3 23,7 22,3
Техника и технологии наземного транспорта 28,8 26,8 26,1 25,4
В таблице 5 [3] представлен удельный вес специалистов аграрной отрасли по отношению к списочной численности работников, задействованных в аграрном секторе, а также запрос отрасли АПК в работниках для замещения вакантных рабочих мест.
Таблица 4
Количество выпускников по группам специальностей и направлений подготовки, тыс. чел.
Укрупнённые направления подготовки 2010 2015 2016 2017
Геодезия и землеустройство 5,7 8,9 8 0,2
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 15,4 17,5 15 0,2
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 36,7 45,7 40,1 0,8
Безопасность жизнедеятельности, природообу-стройство и защита окружающей среды 13,9 15,7 13,2 0,04
Химическая и биотехнологии 12,8 13,4 11,6 0,03
Экономика и управление 408,8 325,4 267,3 2,3
Таблица 5
Списочная численность работников и потребность организаций сельскохозяйственной отрасли в сотрудниках на 31 октября 2020 года
Группы профессий и должностей Численность, чел. Потребность, чел. Удельный вес, %
Руководители 51287 1167 2,2
Специалисты высшего уровня квалификации 89895 4648 4,9
Специалисты среднего уровня квалификации 57332 2103 3,5
Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием 20099 500 2,4
Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности 48993 1856 3,6
Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 163134 7707 4,5
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и работники родственных занятий 88322 5698 6,1
Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители 172865 7600 4,2
Неквалифицированные рабочие 183728 10378 5,3
Высокой популярностью у обучающихся пользуются экономико-управленческие направления подготовки, однако возрастающие потребности аграрной отрасли в специалистах технических и естественно-научных направлений предопределили спад популярности экономических направлений в аграрном сегменте экономики. За период наблюдений 2017-2020 годов технические и естественно-научные направления укрупнённых групп подготовки специалистов аграрной отрасли остаются в одном количественном диапазоне выпускников. Наиболее востребованными для отрасли за период наблюдения являются специалисты, прошедшие обучение по следующим укрупнённым группам: экономика и управление - 184,4 тысячи выпускников (-55% по отношению к 2010 г), техника и технологии наземного транспорта - выпуск специалистов с высшим образованием 25,4 тыс. человек, прикладная геология, горное, нефтегазовое дело и геодезию выбрали 22,4 тысячи человек. Для эффективного функционирования отрасли требуется подготовка специалистов по разным профилям подготовки, способных на высоком профессиональном уровне обеспечивать как административно-управленческую, так и технико-эксплуатационную стратегию функционирования предприятий отрасли.
Данные показывают, что в аграрной отрасли наибольший процент задействованных кадров - неквалифицированные рабочие - 27% процентов от списочной численности трудоустроенных в аграрной отрасли сотрудниках. Анализируя данные, изложенные в таблице 5, можно прийти к выводу, что аграрная отрасль России испытывает кадровую потребность преимущественно в неквалифицированной рабочей силе (10378 человек), квалифицированных работников сельского и лесного хозяйства (7707 тысяч человек), рыбоводства и рыболовства, а также в специалистах по управлению производственными установками, сборщиков и водителей (7600 человек). В последние годы, с активным развитием цифровых технологий, роль которых в формировании человеческого капитала актуализирована в работе [17], наблюдается динамика увеличения роста удельного веса специалистов в области информационно-коммуникационных технологий в структуре специалистов высшего уровня квалификации - 8,1% и 7,1% в структуре специалистов среднего уровня квалификации соответственно. Тренды информационного общества формируют запрос сельскохозяйственной отрасли на специалистов в области цифровых методов контроля и управления процессами. В контексте пересмотра глобальной образовательной парадигмы, тенденции развития подготовки кадров для аграрной отрасли необходимо базировать на следующих принципах [1, 15, 16]:
- развитие идеи центральной роли биосферы, как основной доминанты эволюционирования, над антропоцентрическими цивилизационными представлениями;
- консолидация стратегии сбалансированного потребления первичных природных ресурсов, повышение значимости альтернативных источников энергии в структуре энергобаланса в аграрной отрасли.
- эколого-ориентированное «зелёное» партнерство между субъектами образовательного процесса: государством, университетом и бизнес-структурами агропромышленного комплекса.
- пересмотр природодестабилизирующего рентного экономического подхода в пользу повышения экологической и образовательной компоненты в структуре страно-вого человеческого капитала.
Аграрное образование России включает в себя следующие этапы подготовки: после освоения программ профессионального обучения студент может получить следующий уровень образования - среднее профессиональное, затем высшее образование. Дополнительная профессиональная переподготовка проходит на базе имеющихся уровней бакалавриата, специалитета или магистратуры. В вузах, подведомственных Минсельхозу России более 70 % контингента обучающихся осваивают образовательные программы по направлениям и специальностям, подразумевающих дальнейшее трудоустройство в области сельскохозяйственного производства, остальные студенты ориентированы для работы в других сферах сельского хозяйства.
Следует отметить, что подготовка кадров для агропромышленной отрасли имеет ряд социально-экономических и технологических проблем, а именно:
1. Эффективная работа отрасли ориентирована на применение современных средств автоматизации и управления техническими процессами, многооперационных сельскохозяйственных комплексов, однако в настоящий момент существует дефицит кадров в данной области.
2. Низкий престиж аграрной отрасли как области для реализации карьерных амбиций.
3. Отсутствие развитой инфраструктуры в местах работы специалистов аграрной отрасли.
4. Недостаточность финансирования учебных заведений, реализующих программы подготовки профессионалов для сельского хозяйства, предопределяет отставание в вопросе материально-технического обеспечения учебного процесса, развития лабораторной базы.
5. Проблема интеграции отрасли в мировое пространство Интернета вещей (Internet of Things).
6. Достаточно низкая степень слияния российского сельскохозяйственного образования в мировой научно-академической среды.
7. Проблема воспроизводства научно-педагогических кадров.
8. Неудовлетворительность финансирования работы научных школ и, как следствие, невозможность или затруднительность апробации работ молодых учёных.
Сложившаяся ситуация с образованием в аграрной отрасли требует применения целого ряда социально-экономических, институциональных инструментов.
Обобщив вышеизложенные факторы, можно прийти к выводу, что приоритетными задачами развития отрасли АПК в целом можно считать: реализация стратегии им-портозамещения в обеспечении продовольствием, развитие конкурентного рынка сельскохозяйственной продукции с перспективой укрепления позиций на мировых продовольственных рынках, финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителя государственными институтами, стимулирование роста качества и престижа аграрного образования за счёт совершенствования механизма поддержки образовательной компоненты отрасли, повышение эффективности функционирования институтов подготовки кадров для сельского хозяйства. Стратегическими императивами [2, 6, 7, 14] модернизации системы подготовки кадров для АПК являются:
1. Развитие системы многоуровневого непрерывного аграрного образования, включающего в себя профориентационные мероприятия в средних школах, организацию эколого- ориентированных кружков и секций для целей привлечения молодых людей в аграрную отрасль. С момента окончания обучения по программам основного и среднего образования молодым людям следует иметь представление о дальнейшем развитии в отрасли, перспективах получения востребованного дополнительного профессионального образования, повышения квалификации.
2. Становление структурных взаимосвязей образовательных программ высшего и средне-специального образования с действующими в аграрном секторе экономики профессиональными стандартами, а также учёт региональной специфики потребности отрасли в кадрах. Современному рынку труда необходим специалист, гибко адаптирующийся к конъюнктуре, обладающий фундаментальными знаниями по ряду дисциплин естественно-научного и социально-экономического цикла, следовательно, координация при составлении учебных планов на всех уровнях подготовки в средне- и долгосрочной перспективе сформирует востребованного и конкурентоспособного специалиста-агрария.
3. К социально-экономическим инструментам повышения привлекательности отрасли для молодых специалистов можно отнести формирование механизмов субсидирования оплаты арендованного жилья или покупки собственного, снижение ставки налога на доходы физических лиц для работников сельскохозяйственного сектора или пропорциональное снижение налоговой ставки с ростом стажа работы в отрасли, качественное улучшение инфраструктуры в сельской местности и социально-бытовых условий.
4. Развитие в аграрных вузах системы военной подготовки рядового и сержантского состава на базах вновь образованных учебно-военных центров по специальностям, смежным основным образовательным программам, что в перспективе позволит обучающимся освоить две образовательных программы: гражданскую и военную.
5. Диверсификация доходов образовательного учреждения за счёт увеличения доли внебюджетных поступлений, полученных при реализации образовательных услуг на экспорт.
6. Внедрение на базе аграрных организаций среднего профессионального и высшего образования ресурсных центров World Skills Russia позволит эффективно синтезировать научные знания и практико-прикладные профессиональные навыки.
7. Расширение социально-экономической инфраструктуры аграрных вузов за счет создания технополисов, инновационно-инжиниринговых центров, отраслевых образовательных кластеров и других научно-образовательно-производственных структур позволит скорректировать образовательную парадигму на интеграцию науки и производства.
8. Применение информационно-коммуникационных технологий и средств дистанционного взаимодействия в образовательном процессе подготовки кадров для сельского хозяйства позволит на качественно новом уровне осуществлять повышение квалификации или переподготовку.
Реализация вышеупомянутых стратегических императивов развития аграрного образования позволит в долгосрочной перспективе обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, укрепить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность отечественного аграрного сектора.
Литература
1. Анфиногентова, А. А., Дудин М. Н., Лясников, Н. В., Проценко, О. Д. Обеспечение российского агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами в условиях перехода к зелёной экономике // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 2. С. 638-650.
2. Бураева, Е. В. Аграрное образование: место и роль в кадровом обеспечении регионального АПК / Е. В. Бураева // Вестник сельского развития и социальной политики. 2017. № 3(15). С. 107-110.
3. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru. (дата обращения 14.03.2022 г.)
4. Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-informatsionnoy-politiki-i-spetsialnykh-proektov/industry-information/info-pasport-federalnogo-proekta-eksport-produktsii-apk/ (дата обращения 01.02.2022 г.)
5. Статистическая база данных ЕЭК ООН [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://w3.unece.org/PXWeb/ru/Charts?IndicatorCode=12 (дата обращения: 14.02.2022 г.)
6. Чекавинский, А.Н. Подготовка и закрепление кадров в сельском хозяйстве: проблемы и решения // Молочнохозяйственный вестник. 2016. № 3(23). С. 134-143.
7. Ясинов, О.Ю., Лабутина, Н.В. Подготовка кадров для отраслей АПК // Пищевая промышленность. 2017. № 4. С. 14-17.
8. Anopchenko, T.Y., Ostrovskiy V.I. A set of systemic measures for the development of international cooperation and integration of small and medium-sized businesses in Russia // New Institutions for Socio-Economic Development: The Change of Paradigm from
Rationality and Stability to Responsibility and Dynamism. 2021. Pp. 163-171. DOI: 10.1515/9783110699869-017.
9. Anopchenko, T.Y., Revunov, R.V., Murzina, S.M., Gubachev, V.A., Dalchenko, E.A. Vectors of Increasing the Efficiency of the Modern Economy of the Region (Based on the Materials of the Rostov Region) // Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 198. 2021. Pp. 2163-2169. DOI 10.1007/978-3-030-69415-9_237.
10. Anopchenko, T.Y., Lazareva, E.I., Murzin, A.D., Revunov, R.V., Roshchina, E.V. Diversification of Regulatory Powers in Social, Environmental, and Economic Relations as a Factor for Stimulating Regional Development // Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 206. 2021. Pp. 561-570. DOI 10.1007/978-3-030-72110-7_62.
11. Taranova, I.V., Podkolzina, I.M., Uzdenova, F.M., Dubskaya, O.S., Temirkanova, A. V. Methodology for Assessing Bankruptcy Risks and Financial Sustainability Management in Regional Agricultural Organizations // Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 206. 2021. Pp. 239-245. DOI 10.1007/978-3-030-72110-7_24.
12. Rogova, T.M. Venture financing of innovation activities in the contest of the turbulence of the Russian economy: Experience and perspective // Espacios, 2019, 40(6).
13. Vorobeva, E.A., Mukhoryanova, O.A., Savchenko, I.P., Taranova, I.V., Shidakova, E.E. Evaluation of managerial staff as an effective tool of motivation // Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 726. 2019. Pp. 173-181. DO110.1007/978-3-319-90835-9_20.
14. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge Based Economic Development // EASST Review. 1995. No 14. Pp. 14-19.
15. Etzkowitz H., Zhou C. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation and Entrepreneurship. 2nd Ed. London; NY: Routledge, 2018. 342 p.
16. Etzkowitz H., Loet L. The dynamics of innovation: from National Systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations // Research Policy. Vol. 29. Iss. 2. 2000. Pp. 109-123. DOI: 10.1016/S0048-7333(99)00055-4.
17. Revunov, S.V., Rogova, T.M., Tutaeva, D.R., Murzin, A.D., Plohotnikova, G.V. Modern Information and Communication Technologies as a Factor of Human Capital Development // Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 198. 2021. Pp. 275-283. DOI 10.1007/978-3-030-69415-9_32.
Socio-economic imperatives for the development of agro-industrial personnel as a factor in the intensification of human capital
Revunov S.V., Rogova T.M.,
Plekhanov Russian University of Economics, Don State Technical University
The purpose of the study is to search for optimal socio-economic, technological within the framework of the strategy of digitalization of education and pedagogical solutions aimed at improving the quality of training for the agro-industrial sector of the national economy. The study is based on an array of empirical data that reflects the dynamics of growth in the number of students in agricultural areas of training at Russian universities, an analysis of the needs of the agricultural industry in employees by the criterion of their level of education and qualifications, and the role of the agricultural industry in the structure of the Russian economy is updated. Based on analytical methods, a technical-economic and theoretical-methodological toolkit has been developed to improve the quality of training for the agricultural industry. A socio-economic and institutional toolkit for sustainable environmentally oriented interaction has been developed for the following participants in market and educational relations: state institutions, scientific and educational organizations and business. Key words: agro-industrial complex, agriculture, educational models, socio-economic imperatives, personnel for agriculture, innovation-oriented educational model. References
1. Anfinogentova, A. A., Dudin M. N., Lyasnikov, N. V., Protsenko, O. D. Providing the Russian agro-industrial complex with highly
qualified personnel in the transition to a green economy // Economics of the Region. 2018. Vol. 14. Issue. 2. S. 638-650.
2. Buraeva, E. V. Agrarian education: place and role in the staffing of the regional agro-industrial complex / E. V. Buraeva // Bulletin
of rural development and social policy. 2017. No. 3(15). pp. 107-110.
3. Official website of Rosstat. [Electronic resource]. Access mode: https://rosstat.gov.ru. (accessed 03/14/2022)
4. Passport of the federal project "Export of agricultural products". [Electronic resource]. Access mode: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-informatsionnoy-politiki-i-spetsialnykh-proektov/industry-information/info-pasport-federalnogo-proekta-eksport-produktsii-apk/ (date of access 02/01/2022)
5. UNECE Statistical Database [Electronic resource]: Access mode: http://w3.unece.org/PXWeb/ru/Charts?IndicatorCode=12
(date of access: 02/14/2022)
6. Chekavinsky, A.N. Training and consolidation of personnel in agriculture: problems and solutions // Dairy Bulletin. 2016. No.
3(23). pp. 134-143.
7. Yasinov, O.Yu., Labutina, N.V. Training of personnel for the branches of the agro-industrial complex // Food industry. 2017. No.
4. S. 14-17.
8. Anopchenko, T.Y., Ostrovskiy V.I. A set of systemic measures for the develop-ment of international cooperation and integration
of small and medium-sized busi-nesses in Russia // New Institutions for Socio-Economic Development: The Change of Paradigm from Rationality and Stability to Responsibility and Dyna-mism . 2021. Pp. 163-171. DOI: 10.1515/9783110699869017.
9. Anopchenko, T.Y., Revunov, R.V., Murzina, S.M., Gubachev, V.A., Dalchenko, E.A. Vectors of Increasing the Efficiency of the
Modern Economy of the Region (Based on the Materials of the Rostov Region) // Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 198. 2021. Pp. 2163-2169. DOI 10.1007/978-3-030-69415-9_237.
10. Anopchenko, T.Y., Lazareva, E.I., Murzin, A.D., Revunov, R.V., Roshchina, E.V. Diversification of Regulatory Powers in Social,
Environmental, and Economic Relations as a Factor for Stimulating Regional Development // Lecture Notes in Net-works and Systems. Vol. 206. 2021. Pp. 561-570. DOI 10.1007/978-3-030-72110-7_62.
11. Taranova, I.V., Podkolzina, I.M., Uzdenova, F.M., Dubskaya, O.S., Temirkanova, A.V. Methodology for Assessing Bankruptcy
Risks and Financial Sustainability Management in Regional Agricultural Organizations // Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 206. 2021. Pp. 239-245. DOI 10.1007/978-3-030-72110-7_24.
12. Rogova, T.M. Venture financing of innovation activities in the contest of the tur-bulence of the Russian economy: Experience and perspective // Espacios, 2019, 40(6).
13. Vorobeva, E.A., Mukhoryanova, O.A., Savchenko, I.P., Taranova, I.V., Shidakova, E.E. Evaluation of managerial staff as an effective tool of motivation // Ad-vances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 726. 2019. Pp. 173-181. DOI 10.1007/978-3-319-90835-9_20.
14. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge Based Economic Development // EASST Review. 1995. No 14. Pp. 14-19.
15. Etzkowitz H., Zhou C. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation and Entrepreneurship. 2nd Ed. London; NY: Routledge, 2018. 342 p.
16. Etzkowitz H., Loet L. The dynamics of innovation: from National Systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations // Re-search Policy. Vol. 29. Iss. 2. 2000. Pp. 109-123. DOI: 10.1016/S0048-7333(99)00055-4.
17. Revunov, S.V., Rogova, T.M., Tutaeva, D.R., Murzin, A.D., Plohotnikova, G.V. Modern Information and Communication Technologies as a Factor of Human Capital Development // Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 198. 2021. Pp. 275283. DOI 10.1007/978-3-030-69415-9 32.