Научная статья Original article УДК 342.95
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_251
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ DIRECTIONS FOR IMPROVING THE PROVISION MECHANISM STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Jj ЖУРНАЛ
Дубская Оксана Сергеевна, доцент, кандидат экономически наук, ФГАОУ «Южный федеральный университет», E-mail: odubskaya@sfedu.ru
Янченко Дмитрий Валерьевич, доцент, кандидат технических наук, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» E-mail: Yn70@mail.ru
Абдуллаев Эмиль Эльханович, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», E-mail: Borzav00@mail.ru
Dubskaya Oksana Sergeevna, Docent, Candidate of Economic Sciences, FSAEO «South Federal University», E-mail: odubskaya@sfedu.ru
Yanchenko Dmitry Valerievich, Docent, Candidate of Technical Sciences, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A. K. Kortunova - branch of the FSBEI HE «Don State Agrarian University», E-mail: Yn70@mail.ru
Abdullaev Emil Elkhanovich, Graduate student, Plekhanov Russian University of Economics, E-mail: Borzav00@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности производства государственных и муниципальных услуг в РФ на современном этапе, обосновываются этапы и основные направления совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг, включающие в себя развитие цифровых форматов, подразумевающих удалённый доступ граждан к цифровым сервисам государства
(муниципалитета), делегирование части полномочий по предоставлению госуслуг общественным организациям, частным подрядчикам, введение системы независимой оценки качества оказания. Реализация данных предложений позволит с помощью инструментов цифровизации, достичь как социальных, так и экономических эффектов, выражающихся, прежде всего, в повышении скорости оказания государственных и муниципальных услуг в РФ, удовлетворённости граждан качеством работы государственных и муниципальных органов в данной сфере, сокращением расходов бюджетной системы РФ, связанных с производством государственных и муниципальных услуг. Результаты исследования могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления при разработке программ, направленных на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
Abstract. The article discusses the features of the production of state and municipal services in the Russian Federation at the present stage, substantiates the stages and main directions for improving the system for the provision of state and municipal services, including the development of digital formats that imply remote access of citizens to digital services of the state (municipality), delegation part of the powers to provide public services to public organizations, private contractors, the introduction of an independent assessment of the quality of provision. The implementation of these proposals will allow, using digitalization tools, to achieve both social and economic effects, expressed primarily in increasing the speed of providing state and municipal services in the Russian Federation, citizens' satisfaction with the quality of work of state and municipal bodies in this area, and reducing the costs of the budget system RF associated with the production of state and municipal services. The results of the study can be used by state authorities and local governments in the development of programs aimed at improving the efficiency of providing state and municipal services to citizens and organizations. Ключевые слова: государственные (муниципальные) услуги, бюджет, механизм, государство, экстерналии, социально-экономический эффект
Key words: public (municipal) services, budget, mechanism, state, externalities, socio-economic effect
Введение
На протяжении нескольких десятилетий наблюдается рост доли услуг в валовом внутреннем продукте, национальном доходе и других макроэкономических показателях. При этом, одним из основных драйверов роста сегмента услуг является расширенное
государство (понимаемое нами как совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти), расширяющее ассортимент производимых благ. В данном контексте, разработка организационно-экономического инструментария повышение эффективности производства государственных (муниципальных) услуг является одной из актуальных задач современного этапа развития РФ.
Институт производства государственных (муниципальных) услуг в РФ постоянно развивается. Сформирован корпус законодательных, нормативных правовых актов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих данную сферу [6, 7, 8, 9]. В работах Демидова Л. С. [2], Горбаневой О. И., Мурзина А. Д., Ревунова Р. В., Темиркановой А. В. [1, 4] исследуются роль услуг в социально-экономической системе РФ, основные направления и механизмы согласования частных, государственных, общественных интересов, инструменты государственного регулирования. Дубская О. С., Янченко Д. В. и др. [3] интерпретируют эволюцию концептуально-теоретических подходов услугам, как экономической категории. В трудах Revunov S. V., Rogova ^ M. Tutaeva D. R., Anopchenko ^ ^ Grinenko S. V., Edalova E. S. [9, 10, 11] анализируется влияние сектора услуг на показатели развития человеческого капитала в России и постсоветских странах.
Среди важнейших мероприятий, способствующих практической модернизации государственного управления РФ мы можем отметить: повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, расширение их ассортимента, ускорение документооборота, внедрение элементов конкуренции среди поставщиков услуг.
Методы
Подготовка настоящей статьи подразумевает использование экономико-математических методов, анализа статистической информации, выявления трендов и закономерностей, позволяющих обеспечить высокий уровень достоверности итоговых выводов и результатов.
Результаты и обсуждение
В современных условиях качество производства и оказания государственных (муниципальных) услуг является одним из фактором, детерминирующих конкурентоспособность экономической системы в целом. В данном контексте приоритетной целью является сокращение затрат налогоплательщиков в виде бюджетных расходов на выполнение органами исполнительной власти (органами местного
самоуправления) установленного законодательством функционала при снижении стоимости производства госуслуг.
Механизм предоставления государственных (муниципальных) услуг основывается на применении непосредственного госрегулирования в сочетании с рыночной и общественной средой. В связи со сказанным, необходим учёт обозначенного взаимодействия при разработке организационно-экономических алгоритмов реформирования системы предоставления государственных (муниципальных) услуг, что позволит обеспечить реализацию целей административно-экономических и институциональных преобразований. Качество государственного управления является одни из факторов, стимулирующих социально-экономическое развитие страны.
Формирование рыночных механизмов и конкурентной среды в сфере производства государственных (муниципальных) услуг помогает повышению эффективности производства товаров и оказания услуг, что, в свою очередь, способствует улучшению качества жизни граждан РФ.
Вышеизложенные положения позволяют нам отразить основные направления совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации на современном этапе в таблице 1.
Таблица 1. Основные направления совершенствования системы прело ставления государственных и муниципальных услуг в РФ на современ ном этапе
Наименование направления 11нструменты реализации Прогнозируемый эффект
Цнфровизация системы предоставления государственных и муниципальных услуг 1. Широкое внедрение нейросетевых технологий; 2. Формирование больших массивов данных (big-data) содержаших информацию о потребителях государственных и муниципальных услуг 3. Переход на беззаявительный принцип оказания государственных и муниципальных услуг потребителям Снижение уровня коррупции при оказашш государственных и муниципальных услуг, упрощение доступа физических и юридических лиц РФ к государственным. муниципальным услугам и сервисам
Улучшение межведомственного взаимодействия при предоставления государственных и муниципальных услуг потреб нлям 1. Подготовка единых административных регламентов оказания государственных н муниципальных услуг, действие которых распространяется на федеральные. региональные н местные органы власти: 2. Реализация в нормативных правовых документах принципа персональной ответственности ДОЛЖНОСТНЫХ -ЛИЦ. задействованных в процессе оказания государственных и муниципальных услуг Ускорение документа-цноиного оборота между ведомствами, снижение сроков оказания государственных и муниципальных услуг
Внедрение механизмов оценки потребителями качества предоставления органами власти РФ. субъектов РФ. органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг Законодательное и нормативное закрепление в критериях оценки эффективности работы должностных лиц РФ. субъектов РФ. органов местного самоуправления уровня удовлетворённости потребителей качеством оказания государственных и муниципальных услуг Повышение заинтересованности должностных лиц РФ. субъектов РФ. органов местного самоуправления уровня служащих в результатах оказания государственных и муниципал ь ных услуг потребителям
Формирование механизма конкурсного отбора производителей государственных н муниципальных услуг Расширение действия федеральных законодательных н нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру госзаказа на производство государственных н муниципальных услуг Формирование конкурентной среды в сфере производства различных видов государственных и муниципальных услуг за счёт включения в данную сферу некоммерческих и общественных организаций
Целесообразность и своевременность рыночно-общественной оптимизации института государственных (муниципальных) услуг не вызывает сомнений в контексте повышения его социально-экономической эффективности. Рыночно-общественная оптимизация указанного института обоснована отказом расширенного государства от избыточных регулятивных функций, передачей некоторых полномочий организованным общественным группа, что позволяет внести в процесс оказания государственных (муниципальных) услуг организационный опыт, прогрессивные практики. В частности, предложенные нами в таблице 1 направления совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в РФ позволяют, с помощью инструментов цифровизации, достичь как социальных, так и экономических эффектов, выражающихся, прежде всего, в повышении скорости оказания государственных и муниципальных услуг в РФ, удовлетворённости граждан качеством работы государственных и муниципальных органов в данной сфере, сокращением расходов бюджетной системы РФ, связанных с производством государственных и муниципальных услуг.
Исследование признаков, типовых характеристик государственных (муниципальных) услуг позволил идентифицировать подходы к механизму их регулирования (посредством влияния на сложившиеся формальные и неформальные институты).
Одной из базовых государственных функций является производство социально значимых благ, являющихся общественным достоянием. В подобной модели государство не может преследовать цель получения прибыли, то есть выполнять действия классического экономического агента. В тоже время, производство социально значимых благ способствует формированию как положительных, так и, возможно, отрицательных экстерналий (внешних эффектов), меняющих рыночную конъюнктуру и, как следствие, поведение функционирующих на конкурентном рынке экономических агентов.
Одним из наиболее распространённых негативных внешних эффектов является появление так называемых «безбилетников», то есть потребителей общественного блага, уклоняющихся от оплаты его производства (как в прямой форме, так и в опосредованной - уклонение от налогообложения). Данный фактор способствует нарушению равновесия и дисбалансу при распределении общественного блага между получателями, при котором добросовестные и недобросовестные потребители государственных (муниципальных) услуг находятся в одинаковых условиях. Также необходимо выделить положительные
моменты, к которым относится экономия за счёт масштаба, формируемая при массовом производстве государственных (муниципальных) услуг.
Заключение
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что, в условиях беспрецедентного санкционного давления на Российскую Федерацию, вопросы повышения эффективности функционирования государственного и муниципального аппаратов управления приобретают особую актуальность. В данном контексте, совершенствование механизма производства и предоставления государственных и муниципальных услуг в РФ на основе обоснованных нами основных направлений позволит стабилизировать социальное самочувствие граждан РФ, являющихся основными потребителями государственных и муниципальных услуг, а также обеспечит повышение эффективности использования денежных средств бюджетной системы РФ, направляемых на производство и оказание государственных (муниципальных) услуг.
Список источников
1. Горбанёва О. И. Механизмы управления согласованием интересов участников муниципально-частного партнёрства / Горбанева О. И., Мурзин А. Д., Ревунов Р. В. // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. №2. С. 22-32.
2. Демидов Л. С. Услуги в современной экономике / Отв. ред. - Л.С. Демидова, В.Б. Кондратьев. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - с.342
3. Дубская О. С. Эволюция концептуально-теоретических подходов к экономической категории услуги / Дубская О.С., Темирканова А.В., Янченко Д.В. // Московский экономический журнал. 2021. №8.
4. Мурзин А. Д. Национальные проекты как стратегические инструменты реализации государственной социальной политики / Мурзин А. Д., Ревунов Р. В., Темирканова А. В. // В сборнике: Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 136139.
5. Официальный сайт Минфина РФ https://minfin.gov.ru/ru/ дата обращения 10.03.2022 г.
6. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 г. №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»
7. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 г. №861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в
электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Положением о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», «Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)»)»;
8. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2018 г. №43-р «Об утверждении перечня государственных услуг, для получения которых подача запросов, документов и информации, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в любом предоставляющем такие услуги подразделении федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
9. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
10. Revunov S. V., Rogova T. M. Tutaeva D. R. [et al.] Modern Information and Communication Technologies as a Factor of Human Capital Development // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap: Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). Cham. 2021. P. 275-283. DOI 10.1007/978-3-030-69415-9_32.
11. Lazareva E. I., Anopchenko T. Y, Murzin A. D. Human potential increment in the system of innovative economy sustainable development management // Inclusive Development of Society: Proceedings of the 6th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality (Serve 2018). Kuta. Bali. Indonesia. 06 октября 16 2018 года / Editors: Ford Lumban Gaol, Natalia Filimonova, Irina Frolova, Ignatova Tatiana Vladimirovna. Kuta. Bali. Indonesia: CRC Press. London. 2020. P. 114-122. DOI 10.1201/9780429445118-17.
12. Anopchenko T. Y, Grinenko S. V., Edalova E. S. [et al.] Management of human capital reproduction processes in post-Soviet countries // Espacios. Vol. 39. No 9.
13. Kasaeva T.V. Development of the medical healthcare sector in russia based on the experience of socio-economic transformations of foreign countries and regions / Kasaeva T.V., Taranova I.V., Valishina G.L., Atabaev A.R., Novoseltseva A.P. // В сборнике: Modern Global
Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). Cham, 2021. C. 252-256. DOI: 10.1007/978-3-030-69415-9_29
References
1. Gorbanyova O. I. Mekhanizmy upravleniya soglasovaniem interesov uchastnikov municipal'no-chastnogo partnyorstva / Gorbaneva O. I., Murzin A. D., Revunov R. V. // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. 2021. №2. S. 22-32.
2. Demidov L. S. Uslugi v sovremennoj ekonomike / Otv. red. - L.S. Demidova, V.B. Kondrat'ev. - M.: IMEMO RAN, 2010. - s.342
3. Dubskaya O. S. Evolyuciya konceptual'no-teoreticheskih podhodov k ekonomicheskoj kategorii uslugi / Dubskaya O.S., Temirkanova A.V., Yanchenko D.V. // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021. №8.
4. Nacional'nye proekty kak strategicheskie instrumenty realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki / Murzin A. D., Revunov R. V., Temirkanova A. V. // V sbornike: Gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossii: vyzovy i perspektivy. Sbornik statej V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2021. S. 136-139.
5. Oficial'nyj sajt Minima RF https://minfin.gov.ru/ru/ data obrashcheniya 10.03.2022 g.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.12.2012 g. №1376 «Ob utverzhdenii Pravil organizacii deyatel'nosti mnogofunkcional'nyh centrov predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug»
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.10.2011 g. №861 «O federal'nyh gosudarstvennyh informacionnyh sistemah, obespechivayushchih predostavlenie v elektronnoj forme gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (osushchestvlenie funkcij)» (vmeste s «Polozheniem o federal'noj gosudarstvennoj informacionnoj sisteme «Federal'nyj reestr gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (funkcij)», «Pravilami vedeniya federal'noj gosudarstvennoj informacionnoj sistemy «Federal'nyj reestr gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (funkcij)», «Polozheniem o federal'noj gosudarstvennoj informacionnoj sisteme «Edinyj portal gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (funkcij)», «Trebovaniyami k regional'nym portalam gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (funkcij)»)»;
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 19.01.2018 g. №43-r «Ob utverzhdenii perechnya gosudarstvennyh uslug, dlya polucheniya kotoryh podacha zaprosov, dokumentov i informacii, a takzhe poluchenie rezul'tatov predostavleniya takih uslug osushchestvlyaetsya v lyubom predostavlyayushchem takie uslugi podrazdelenii federal'nogo organa ispolnitel'noj vlasti,
organa gosudarstvennogo vnebyudzhetnogo fonda Rossijskoj Federacii ili Federal'nym zakonom ot 6 oktyabrya 2003 goda №131-FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii»;
9. Federal'nyj zakon ot 27.07.2010 g. № 210-FZ «Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug»
10. Revunov S. V., Rogova T. M. Tutaeva D. R. [et al.] Modern Information and Communication Technologies as a Factor of Human Capital Development // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap: Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). Cham. 2021. P. 275-283. DOI 10.1007/978-3-030-69415-9_32.
11. Lazareva E. I., Anopchenko T. Y, Murzin A. D. Human potential increment in the system of innovative economy sustainable development management // Inclusive Development of Society: Proceedings of the 6th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality (Serve 2018). Kuta. Bali. Indonesia. 06 октября 16 2018 года / Editors: Ford Lumban Gaol, Natalia Filimonova, Irina Frolova, Ignatova Tatiana Vladimirovna. Kuta. Bali. Indonesia: CRC Press. London. 2020. P. 114-122. DOI 10.1201/9780429445118-17.
12. Anopchenko T. Y, Grinenko S. V., Edalova E. S. [et al.] Management of human capital reproduction processes in post-Soviet countries // Espacios. 2018. Vol. 39. No 9
13. Kasaeva T.V. Development of the medical healthcare sector in Russia based on the experience of socio-economic transformations of foreign countries and regions I Kasaeva T.V., Taranova I.V., Valishina G.L., Atabaev A.R., Novoseltseva A.P. // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). Cham, 2021. С. 252-256. DOI: 10.1007/978-3-030-69415-9_29 Для цитирования: Дубская О.С., Янченко Д.В., Абдуллаев Э.Э. Направления совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в РФ на современном этапе // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-53/
© Дубская О.С., Янченко Д.В., Абдуллаев Э.Э., 2022. Московский экономический журнал,
2022, № 4.