УДК 371:351.851 Н.В. Былова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВПО РОССИИ К ЗАДАЧАМ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Проведен анализ социально-экономических и институциональных условий адаптации образовательных программ высшего профессионального образования России к задачам Болонского процесса. Высшее профессиональное образование России и Болонский процесс, фактор мобильности на рынке труда, принятие системы сопоставимых степеней, качество образования, сопоставимость образовательных программ являются предметом исследования данной статьи.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, болонский процесс, фактор мобильности на рынке труда, принятие системы сопоставимых степеней, качество образования, сопоставимость образовательных программ.
Ж^дея создания единого образовательного пространства была документально зафиксирована Болонской декларацией 1999 года, предшествующими ей и последовавшими за ней документами, согласно которым к 2010 году в Европе должна быть создана единая система высшей школы. Болонское соглашение тогда подписали 33 из 45 стран Европы. Россия первоначально оказалась в стороне от данного процесса. Однако с подписанием в сентябре 2003 года Болонской декларации российской высшей школе уже не остается ничего другого, как включиться в него. Экономическая подоплека участия России в Болонском процессе очевидна - по расчетам известного американского теоретика Е. Денисона, инвестиции в человеческий капитал дают отдачу в 5-6 раз больше, чем вложения в материальное производство. Мировой банк, на примере обследования 192 стран, пришел к заключению, что только 16 % экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20 % — природным капиталом, остальные 64 % связаны с человеческим и социальным капиталом.
Болонский процесс - это инициатива, подкрепленная финансовой мощью ЕС, в отсутствие других инициатив со стороны самой России и нормального бюджетного финансирования отечественно-
го образования. Долгосрочная цель программы действий - "создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования".
Как следует из вступительной и заключительной частей выступления министра образования РФ В.М. Филиппова на международной конференции в Санкт-Петербурге (декабрь 2003 года), высшие политические круги нашей страны модернизацию отечественного образования связывают с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию. "Российские дипломы должны быть понятны западному работодателю", - пояснял министр образования РФ. Подписание Болонской декларации, подчеркивал он, станет весомым аргументом за вступление России в ВТО, поскольку система образования вступающей страны по правилам должна соответствовать стандартам ЕС.
Высшее образование - это важный фактор мобильности на рынке труда. Образование формирует предложение труда, его структуру. Чем более гибким является это предложение, чем оно лучше согласуется со спросом, тем лучше и для экономики в целом, и для отдельных людей. Для этого важно, чтобы образование было сопоставимо и прозрачно. С точки зрения экономики труда и теории общественного сектора, часть социальных издержек на образование (расходы, издержки у людей на поиск работы и у работодателей на поиск работников и проверку их качеств) должна быть меньше, тогда люди быстрее осуществляют поиски работы, меньше сроки, объемы и уровень безработицы. Чем образование прозрачнее, чем оно понятнее с точки зрения единых критериев, тем лучше соединение работника с рабочим местом и тем рынок работает эффективнее. Глобализация рынка труда способствует мобильности труда и капитала. Если нам нужны иностранные инвестиции в образование и в целом в экономику, мы должны добиваться того, чтобы западный менеджер понимал цену российского диплома. В этом смысле то, что предполагает Болонский процесс, подходит РФ, ибо это касается не только отраслей экономики, но и сферы образования в нашей стране.
Однако необходимо иметь в виду, что интересы крупнейших мировых держав, в том числе и внутри самой Европы, различны. Болонская модель подготовки профессионалов обращена к Европейскому Союзу и выдвинута в противовес англоязычной модели 68
(в первую очередь американской). В Европе, и в особенности в Германии, борются с американской трактовкой соотношения бакалавра и магистра. Бакалавр в Америке - это общие знания, недостаточные для полноценной профессиональной деятельности. Диплом бакалавра работает на профессиональное становление, рост и продвижение только в том случае, если сформирована целостная система непрерывного поствузовского образования, дающая возможность повышать квалификацию и переобучаться как в зависимости от потребностей производства, так и в зависимости от интересов самого работника. В то же время экономические соображения заставляют европейские страны переходить на двухступенчатую систему высшего профессионального образования. Проводились специальные исследования, согласно которым одной из причин, почему производительность труда в Соединенных Штатах выше, чем в Западной Европе, является разница в профессиональном образовании: американское образование более общее, а европейское - более специальное.
Кроме того, нужно отметить, что внутри Европейского союза нет единства по многим вопросам, и в то числе по вопросам образования. Это и понятно. Так, в Германии, Франции и Италии проживает около 30 % населения ЕС, которое производит 70 % ВВП. В остальных странах ЕС проживает около 70 % населения, а производится 30 % ВВП.
В Германии очень острые дискуссии развернулись вокруг двух пунктов. Во-первых, там полагают, что унификация образования снижает значимость национальной образовательной традиции. Во-вторых, считают, что Болонская система подразумевает радикальный слом сложившихся пропорций в образовании. Во Франции также существуют национальные традиции в подготовке специалистов по социально-гуманитарным наукам. Например, в области истории и политологии французские специалисты не рассматривают шведскую образовательную модель как более совершенную. Они хотят сохранить свою систему. Франция и Германия, участвуя в общеевропейском процессе, постоянно пекутся о своих собственных интересах и в экономике, и в сфере образования. Следовательно, Российская Федерация, участвуя в Болонском процессе должна определить собственные критерии экономической, политической и образовательной целесообразности.
Болонский процесс связан с созданием наднациональной европейской бюрократии, соблюдающей собственные интересы. Идеология процесса основывается на вполне определенных концептуальных представлениях о единых европейских рынках труда, в которых немаловажное значение придается проблеме перераспределения интеллектуальных ресурсов. В этой концепции рассматриваются в основном два пространства. Первое - то, из которого потоки идут. Второе - та новая территория, где происходит натурализация и осуществляется подпитка новыми ресурсами. Таким образом, миграция трудовых ресурсов расценивается как ресурс, которой необходимо приспособить к нуждам европейского сообщества. В этом плане Россия рассматривается как источник подпитки.
В основе создания единого европейского образовательного пространства лежит концептуальное представление о возможности перекачивать человеческий капитал в зависимости от коридоров на территории Европы. Стандартизация и оценка в единых терминах облегчает переброску, перекачивание ресурсов. Кроме того, она может рассматриваться как инструмент защиты и повышения конкурентоспособности европейских университетов в сравнении с американскими университетами. Таким образом, для европейцев Болонская программа - это способ усилить собственную привлекательность за счет концентрации внутренних и внешних образовательных ресурсов с тем, чтобы за счет введения стандартов качества создать такую ситуацию на рынке труда, при которой получившие образование в американских университетах были бы в менее выигрышном положении, чем те, кто получил дипломы европейских университетов.
Стандарт, который разработан министрами образования Европейского союза, рассчитан на то, чтобы преодолеть свои собственные трудности. Болонский процесс порожден не проблемой того, как оградить свой рынок или завоевать рынок, он порожден осознанием того, что европейские государства проигрывают англосаксонской традиции на мировом рынке труда. Это - региональный стандарт и это - догоняющий стандарт. Соответственно, совмещение различных европейских национальных систем образования направлено на расширение экономических и политических полей. Такие мегапроекты формулируют требования и запрос на иной тип образования, которое закладывается в Болонскую модель и реали-
зуется в соответствующих профессионально-образовательных модулях.
Болонский процесс, инициированный министрами образования ЕС, еще не окончательно признан всеми участниками европейского сообщества. Этот процесс является предметом оживленной политической дискуссии западноевропейской интеллигенции, которая так же, как и российская, поделена , с одной стороны, на сторонников либеральной, а с другой - на сторонников социальной концепции.
Либеральная концепция представлена самой Болонской декларацией. Ее сторонники выступают за продление принципов неделимости Европы до уровня образовательных стандартов стран, подписавших совместное заявление, что должно означать выработку единого общеевропейского диплома, высоко котирующегося на рынке труда; включение европейских вузов в единую сеть образовательных учреждений; поощрение мобильности студентов в Европе в зависимости от их личных интересов и интересов рынков труда, а также имиджа и вакансий в университетах, тематики лекций и т.д.
Сторонники социальной концепции полагают, что политики, возбужденные интеграционными процессами в Европе, инспирировали такую реформу, системные последствия которой они, в об-щем-то, не в состоянии предсказать. В этом отношении показательны мнения профессора Ани Винокура из Нантерского университета (Франция) и Кароля Сигмана, научного сотрудника из Нан-тера, координатора международного форума по проблемам реформы образования. Если первый отмечает, что вдохновители и исполнители реформы вряд ли прилагают необходимые усилия, чтобы предсказать возможные системные эффекты, то второй конкретизирует: "Мы критикуем Болонский процесс, поскольку они выдвигают хорошие предложения, которые на поверку не так хороши. Сказано, что студенты должны учиться в разных странах и Европа должна помогать их передвижению. Но это будет возможно (и уже реализуется по этой схеме) с помощью системы "кредитов" или "очков". Например, ты занимаешься правом полгода в Париже, набираешь столько-то очков, потом продолжаешь в Вене и там занимаешься историей искусства или чем угодно. В конце концов, набираешь достаточно очков, чтобы получить черт знает какой диплом. Но самое интересное, что поддерживают этот проект пред-
приятия и все их лобби. Почему? Нам кажется, что причина кроется в том, что работник, получивший такой диплом, вряд ли сможет требовать определенную зарплату, ссылаясь на уровень его образования. Таким образом, политика ЕС приводит к уничтожению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат. Надо отметить, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит дерегламен-тированную сферу образования для "обычных" людей, но остается нормальная сфера образования для элиты. Мы считаем, что надо изучать все эти процессы в параллель с новыми правилами игры, определенными ВТО, поскольку цель ВТО - превратить образование в рынок. Отсюда и вопросы наших исследований: что такое государственные услуги, государственные обязательства перед своими гражданами, где кончается государство и начинается рынок, как образование превращается в рыночную ценность?".
И, наконец, нам представляется, что в Европейском Союзе не рассматривают Россию как равноправного партнера, поэтому, стоит подумать, сможем ли мы при таких условиях выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг и на рынке труда.
Как известно, основными критериями Болонского процесса являются:
• Принятие системы сопоставимых степеней.
• Принятие системы, основанной на двух циклах.
• Внедрение системы кредитов по типу ECTS.
• Содействие мобильности.
• Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования.
• Обеспечение сопоставимости образовательных программ, содействие межинституциональному сотрудничеству, мобильности, разработка совместных программ обучения, практической подготовки и проведения исследований.
С точки зрения некоторых экспертов, в формате высшего образования "бакалавр-магистр", кроме возможной его унификации в европейских странах и в России, реализации свободы выбора и других преимуществ, существует также возможность синтеза двух различных образовательных моделей. Это чрезвычайно важно. Но
надо учесть, что это два принципиально разных подхода, две по-разному функционирующие системы образования.
----------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев Ю. Болонский аршин: русский университет vs европейский // www.russ.ru
2. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. - М., 1971. - С. 245
3. Митрофанов С. Плюсы и минусы "Болонского процесса" // www.russ.ru
I
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -------------------------------------------
Былова Н.В. - преподаватель, НП НОО ВПО «Гуманитарно-экологический институт», » [email protected]