Научная статья на тему 'Социально-экономические факторы, влияющие на наполнение доходной части бюджетов отделений пенсионного фонда России Южного федерального округа'

Социально-экономические факторы, влияющие на наполнение доходной части бюджетов отделений пенсионного фонда России Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова Оксана Юрьевна

Экономика Южного федерального округа, развиваясь под влиянием общероссийских тенденций, обладает присущими ей специфическими особенностями, которые отражаются в динамике основных показателей. Экономический характер институтов пенсионной системы обусловливается их связью с доходами населения. Поэтому параметры, характеризующие уровень заработной платы и доходов населения, в значительной степени определяют состояние институтов пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC FACTORS AFFECTING THE FILLING REVENUE BUDGET PENSION FUND OFFICE RUSSIAN SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

The economy of the Southern Federal District, developed under the influence of the all-Russian tendencies, has its inherent specific features, which are reflected in the dynamics of the main indicators. The economic nature of the institutions of the pension system is due to their connection with the incomes of the population. Therefore, the parameters that characterize the level of wages and incomes are largely determined by the state institutions of the pension system.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические факторы, влияющие на наполнение доходной части бюджетов отделений пенсионного фонда России Южного федерального округа»

Литература:

1. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «АГРОБИЗНЕС - 2020». 18.01.2012. URL: http:// www.minagri.kz (дата обращения 24.02.2016).

2. Программа развития экспортного потенциала мяса КРС РК на 2011-2020 гг.

3. Статистические данные Агентства Республики Казахстан по статистике [электронный ресурс]. 2015. URL: www.stat.gov.kz (дата обращения: 18.01.2016)

4. Мяса много не бывает. Из-за чего падает поголовье скота в Казахстане? Интервью со старшим аналитиком Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерленом Бадыханом [электронный ресурс]. 2013. URL: http://dknews.kz (дата обращения: 15.01.2016)

5. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург: УралГСХА, 2006. 960 с.

6. Кайгородцев А. Продовольственная безопасность: современные вызовы URL: http://group-global.org/ru/publication (дата обращения: 16.01.2016)

7. Коптева Л. А. Повышение конкурентоспособности аграрного сектора экономики Казахстана // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009.- № 4.- С. 67.

8. Султангалиева Л.С. Развитие конкурентоспособности отрасли мясного животноводства Республики Казахстан, Вестник КазНУ Г. Алматы , 2013, №4 .

9. Алшанов Р.А. Казахстан на мировом аграрном рынке: потенциал, проблемы и их решение. - Алматы: Институт мирового рынка, 2010 . - 623 с.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ ОТДЕЛЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Богданова Оксана Юрьевна

К.э.н., доцент, доцент кафедры финансов Ростовского государственного экономического университета,

РФ, Ростов-на-Дону

SOCIO-ECONOMIC FACTORS AFFECTING THE FILLING REVENUE BUDGET PENSION FUND OFFICE RUSSIAN SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

Bogdanova Oksana Y.

Ph.D., Associate Professor, Department of Finance, Rostov State University of Economics, Russian Federation, Rostov-on-Don

Аннотация.

Экономика Южного федерального округа, развиваясь под влиянием общероссийских тенденций, обладает присущими ей специфическими особенностями, которые отражаются в динамике основных показателей. Экономический характер институтов пенсионной системы обусловливается их связью с доходами населения. Поэтому параметры, характеризующие уровень заработной платы и доходов населения, в значительной степени определяют состояние институтов пенсионной системы.

Ключевые слова: Пенсионный фонд, дефицит бюджета, Южный федеральный округ, безработица.

ABSTRACT.

The economy of the Southern Federal District, developed under the influence of the all-Russian tendencies, has its inherent specific features, which are reflected in the dynamics of the main indicators. The economic nature of the institutions of the pension system is due to their connection with the incomes of the population. Therefore, the parameters that characterize the level of wages and incomes are largely determined by the state institutions of the pension system. 32

Keywords: pension fund, the budget deficit, the Southern Federal District, unemployment.

Высокая социально-экономическая привлекательность Южного федерального округа обусловливает относительное улучшение в нем динамики демографических и миграционных процессов. Как следствие, по плотности населения Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов страны (после СевероКавказского и Центрального федеральных округов), по динамике численности населения - 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер - 1-е место.

Среднесрочные перспективы устойчивого социально-экономического развития Южного федерального округа, стабильного роста уровня жизни его населения в существенной мере определяются уровнем конкурентоспособности региональной экономики.

Улучшение качества и уровня жизни населения субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, необходимо для полноценного раскрытия и наращивания интеллектуального потенциала и человеческого капитала основополагающих ресурсов устойчивого социально-экономического роста и повышения конкурентоспособности макрорегиона в глобальной системе разделения труда. Достижение этой цели осуществляется посредством стратегического планирования и проектирования социального развития, создания благоприятных условий для самореализации населения, активного внедрения в социальную сферу технологических, организационных и институциональных инноваций, интенсификации межрегионального и международного сотрудничества в интересах эффективной интеграции регионов округа в социокультурное и экономическое пространства России и мира, что сформирует новый социально ориентированный и привлекательный образ макрорегиона.

Такой подход предполагает проведение целостной, комплексной, скоординированной, целенаправленной и последовательной социальной политики, которая должна стать органичным, неотъемлемым и первостепенным приоритетом долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа.

Несмотря на сравнительно высокие показатели демографической динамики Южному федеральному округу грозит старение населения, трансформация его генетической структуры (распределение населения по продолжительности проживания в той или иной местности) и снижение доли лиц трудоспособного возраста в условиях невысокой производительности труда, которые могут обернуться негативными последствиями в экономике, например, в вопросах формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал. За годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу, что привело к сужению воспроизводства материальной базы и износу основных фондов социальной инфраструктуры.

Динамика реальных денежных доходов населения округа опережает среднероссийскую (103,7% за 11 месяцев).

Позитивные тенденции

Негативные тенденции

А

Индекс

промышленного производства (102,7%) выше среднероссийского (101,7%)

Индекс производства продукции сельс-кого хозяйства (10й,4%) существек:-:о превысил среднероссийский [103,7%)

Первое место среди федеральных округов по темпу роста оборота розничной торговли (104,2%)

Уров ей ь з аретистрнров ан и он безработицы [0.9%) ниже средне-российского (1=2%)

Сокращен не объёма инвестиций в осн ое и ой капн тал круп н ых орг анн з ацн й округа за 11 месяцев 2014 года на 11.6%

I

Ъ

Си нжен н г объёма п одрядн ых р абот е целом по округу на 18.8% "

I

Т

Ускорение инфляции по ЮФО с 6,6% в 2013 году до 11,9% в 2014 году, опережение прироста це>:

по РФ (11,4%)

Рисунок 1 - Уровень зарегистрированной безработицы в Южном

федеральном округе

Уровень зарегистрированной безработицы в ЮФО (0,9%) ниже, чем по стране. Вместе с тем, наблюдается сокращение объёма подрядных работ (на 18,8%), снижение инвестиций в основной капитал (на 11,6% за 11 месяцев 2014 года по крупным организациям), инфляция по ЮФО ускорилась с 6,6% в 2013 году до 11,9% в 2014 году, опережая прирост цен по РФ (11,4%)

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в округе на 01.01.2015г. составила 6,9 млн. человек, или 49,8% от общей численности его населения (в РФ - 52,6%). В их числе 6,5 млн. человек или 93,8% экономически активного населения были заняты в экономике (в РФ - 94,8%) (табл.1).

Таблица 1 - Численность экономически активного населения, занятых и безработных в регионах Южного федерального округа (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за IV квартал 2014г.),

чел.

Регион Российская Федерация Экономически активное население 75 592 В том числе

занятые 71 665 безработные 3 928

Южный федеральный округ Республика Адыгея 6 917 200 6 488 183 429 18

Республика Калмыкия 149 134 15

Краснодарский край 2 578 2 430 148

Астраханская область 529 489 40

Волгоградская область 1 311 1 225 86

Ростовская область 2 151 2 028 123

Запаздывающее развитие сферы социального обеспечения и социальных инфраструктур в регионах Южного федерального округа приводит к снижению качества жизни, что препятствует развитию человеческого капитала. Как следствие усугубляется имущественное расслоение общества, дифференциация доходов населения, в том числе среднемесячной заработной платы, в территориальном разрезе и по видам экономиче-

ской деятельности, а также в сравнении с другими регионами страны и зарубежными государствами, которая отражается в перманентном росте коэффициента фондов или децильного коэффициента. К числу характерных особенностей Южного федерального округа относится также высокий уровень общей безработицы в округе этот показатель ниже среднего по России лишь в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а в Республике Калмыкия существенно выше (почти в 2 раза), что во многом объясняется занятостью населения в личных подсобных хозяйствах. Несмотря на опережающие темпы роста денежных доходов населения Южного федерального округа, их абсолютное выражение в округе по-прежнему существенно отстает от средних значений по стране, особенно в Республике Калмыкия и Республике Адыгея (81 и 78 места в Российской Федерации соответственно).

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости уровень экономической активности населения, сложившийся в округе в среднем за 4 квартал 2014г., составляет 65,4% (РФ- 69,0%), уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 1572 лет) - 61,4% (РФ- 65,4%).

По итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, 429,2 тыс. человек, или 6,2% экономически активного населения округа, классифицировались как безработные, в РФ- 5,2% (рис.2).

80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

68,4 —^

1У ка 2012г.

68,4

1У кв. 2013г.

69,0

1У кв. 2014г.

Уровень экономической активности населения

64,7

1У ка 2012г.

О 64,7

1У кв. 2013г.

65,4

■чг чс

1У кв. 2014г.

Уровень занятости

чс

Г '5,4—»-5,5—-♦ 5,2

1У кв. 2012г.

1У кв. 2013г.

1У кв. 2014г.

Уровень безработицы

□ Южный федеральный округ

Российская Федерация

Рисунок 2 - Уровень экономической активности населения России и Южного федерального округа (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости за IV квартал 2012-2014гг.), %

Среди регионов округа самый низкий уровень экономической активности населения наблюдается в Республике Адыгея и Краснодарском крае - 60,5% и 63,9% соответственно. При этом, если в среднем по округу и Республике Адыгея и Ростовской области уровень экономической активности вырос, то в остальных четырех регионах -снизился, максимальное снижение уровня экономической активности сложилось в Республике Адыгея - на 1,6%.

Выше средне-окружного и средне-российского уровень экономической активности населения сложился в Республике Калмыкия (70,1%) и Астраханской (69,2%), Вол-гоградской(66,6%) и Ростовской областях (65,9%).

Самый высокий уровень безработицы среди экономически активного населения наблюдается в двух регионах округа: Республике Калмыкия и Республике Адыгея, где он составляет 9,9% и 8,8% соответственно. Уровень безработицы в Республике Калмы-

кия превышает средне-российский показатель в 1,9 раза, а средне-окружной в 1,6 раза, Республике Адыгея в 1,7 раза и 1,4 раза соответственно (табл.2).

Таблица 2- Динамика уровня экономической активности населения в регионах Южного федерального округа (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем

Регион Уровень экономической активности населения Уровень занятости Уровень безработицы

IV кв. 2012г. IV кв. 2013г. IV кв. 2014г. IV кв. 2012г. IV кв. 2013г. IV кв. 2014г. IV кв. 2012г. IV кв. 2013г. IV кв. 2014г.

Российская Федерация 68,4 68,4 69,0 64,7 64,7 65,4 5,4 5,5 5,2

Южный федеральный округ 64,6 65,1 65,4 60,4 61,1 61,4 6,4 6,1 6,2

Республика Адыгея 61,5 62,4 60,5 56,6 57,3 55,1 7,9 8,2 8,8

Республика Калмыкия 66,2 69,6 70,1 55,4 60,8 63,2 16,2 12,6 9,9

Краснодарский край 64,0 64,8 63,9 59,8 61,0 60,2 6,5 5,9 5,7

Астраханская область 67,1 69,3 69,2 62,2 64,1 64,0 7,3 7,6 7,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волгоградская область 65,9 68,1 66,6 61,5 63,0 62,3 6,7 7,6 6,6

Ростовская область 64,1 62,5 65,9 60,7 59,7 62,1 5,2 4,4 5,7

На рынке труда округа, как и в целом по стране, в 2014 году ситуация с регистрируемой безработицей стабилизировалась. Так, на конец декабря 2014г. как и на конец декабря 2013 года численность официально зарегистрированных безработных в округе составила 0,9% (по РФ - 1,2%) (рис. 3).

Рисунок 3 - Уровень регистрируемой безработицы в регионах Южного федерального

округа в IVквартале 2012-2014гг., %

Самый высокий в округе уровень регистрируемой безработицы сложился в Республике Калмыкия - 2,1%, он превышает средне-российский показатель в 1,8 раза, а средне-окружной - в 2,3 раза.

Самый низкий уровень регистрируемой безработицы отмечен в Краснодарском крае - 0,7%. Вместе с тем, в Краснодарском крае, как и в Республике Адыгея, в декабре 2014г. нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, населения на 100 заявленных вакансий, по отношению к декабрю 2013 года увеличилась в 1,4 раза, в Астраханской области - на 3,9%.

Основным показателем на макроуровне, являющимся источником уплаты страховых взносов и базой для назначения трудовых пенсий, является официальная заработная плата работников предприятий. По итогам 2014г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в Южном федеральном округе сложилась в размере 23 894,8 руб., увеличившись на 1 376,5 руб. или 8,2%. по сравнению с 2013 г. (по РФ - на 9,5%), однако ее размер, по-прежнему, существенно ниже (на 24,7%), чем в среднем по России.

Наибольший темп роста среднемесячной заработной платы отмечен в Республике Калмыкия - 111,3%, что выше средне-окружного показателя на 2,5% и среднероссийского - на 1,8%, наименьший - в Астраханской и Ростовской областях - 108,1% (табл.3).

Таблица 3 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная

плата по субъектам РФ, расположенным на территории Южного _федерального округа, в^ январе-декабре 2014 года_

Регион Всего, рублей В % к 2013г.

Российская Федерация 31 746,9 109,5

Южный федеральный округ 23 894,8 108,8

Республика Адыгея 20 235,8 108,2

Республика Калмыкия 18 887,4 111,3

Краснодарский край 25 360,0 109,3

Астраханская область 23 789,7 108,1

Волгоградская область 23 289,1 109,2

Ростовская область 22 982,5 108,1

Самый низкий размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, сложившейся за 2014г., несмотря на ее опережающий по сравнению со средне-российским и средне-окружным показателями темп роста, по-прежнему, наблюдается в Республике Калмыкия - 18 887,4 руб. Ее размер составляет 59,5% от среднемесячной зарплаты в стране и 79,0% - от среднемесячной зарплаты в округе.

Самый высокий в округе размер среднемесячной заработной платы работников, как и в предыдущие периоды, наблюдается в Краснодарском крае - 25 360,0 руб., он превышает средне-окружной показатель на 6,1%. По отношению к размеру среднемесячной заработной платы работников в целом по стране среднемесячная заработная плата работников Краснодарского края составляет лишь 79,9% .

Среди видов экономической деятельности в 2014 г. самыми высокими темпами роста заработной платы выделяются организации, осуществляющие деятельность в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса - 124,2%, а также предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (117,5%).

В 2014г. как и в 2013г., существенной остается дифференциация заработной платы работников организаций различных видов деятельности (табл.4).

Таблица 4 - Заработная плата работников по видам экономической деятель-

ности в Южном федеральном округе в январе-ноябре 2014 года, руб.

Показатели Всего, рублей В % к январю-ноябрю 2013

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 17 440,9 110,5

Добыча полезных ископаемых 35 625,4 112,4

Обрабатывающие производства 23 795,3 107,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 26 431,9 108,8

Строительство 24 128,9 102,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 19 203,6 107,8

Гостиницы и рестораны 18 674,6 124,2

Транспорт и связь 27 904,2 107,9

Финансовая деятельность 39 299,8 106,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 25 699,4 108,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 32 763,3 106,1

Образование 19 591,9 112,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 20 531,6 114,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 21 007,7 117,5

Помимо размера заработной платы важным социальным индикатором также является своевременность её выплаты, которая в значительной степени определяется структурой экономики и наличием проблем в различных видах экономической деятельности, присущих конкретному региону.

Просроченную задолженность по заработной плате по состоянию на 01.01.2015г. имеют все регионы округа.

Суммарная задолженность по заработной плате по организациям (без субъектов малого предпринимательства), представившим данные в органы государственной статистики, в целом по Южному федеральному округу за 2014г. увеличилась в 1,5 раза и по состоянию на 1 января 2015г. составила 121,6 млн. рублей.

Просроченная задолженность по заработной плате по отношению месячному фонду зарплаты предприятий, имеющих задолженность, с начала года выросла во всех регионах округа, ее рост в среднем по округу составил 18,5 раза, максимальный рост задолженности по отношению месячному фонду зарплаты сложился в Ростовской области - в 58,2 раза, минимальный - в Волгоградской области - 1,7 раза (табл.5).

Таблица 5 - Просроченная задолженность по заработной плате по субъектам РФ, расположенным на территории Южного федерального округа по состоянию _на 1 января 2015г., тыс. руб._

Регион Всего В т.ч. из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней В расчете на одного работника предприятий, имеющих задолженность, рублей

тыс. руб. в разах к месячному фонду зарплаты предприятий, имеющих задолженность тыс. руб.

Южный федеральный округ 121 600,0 в 18,5 р. 0,0 45 950,0

Республика Адыгея 4 800,0 в 9,5 р. 0,0 37 900,0

Республика Калмыкия 1 900,0 в 16,3 р. 0,0 18 000,0

Краснодарский край 3 100,0 в 17,6 р. 0,0 56 800,0

Астраханская область 10 200,0 в 7,8 р. 0,0 39 200,0

Волгоградская область 27 200,0 в 1,7 р. 0,0 19 500,0

Ростовская область 74 400,0 в 58,2 р. 0,0 104 300,0

Из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате предприятий округа, отчитавшихся на 1 января 2015г., более 61% сосредоточено на предприятиях по добыче полезных ископаемых, чуть менее 19% - в сельском хозяйстве, 11,8% - в строительстве, 7,4% - в обрабатывающем производстве (рис.4).

Численность работников округа, перед которыми по состоянию на 01.01.2015г. имеется задолженность по заработной плате, составляет 2 652 человека, из которых 1 396 человек (52,6%) работают на предприятиях Волгоградской области и 713 человек (26,9%) - на предприятиях Ростовской области.

□ Сельское хозяйство, охота и лесозаготовки

П Добыча полезных ископаемых

□ Обрабатывающие производства

□ Строительство

□ Другие виды экономической деятельности

Рисунок 4 - Структура просроченной задолженности по заработной плате Южного федерального округа по состоянию на 1 января 2015г.

Таким образом, в настоящий период экономика Южного федерального округа сохраняет сильные конкурентные позиции на общероссийском рынке по достаточно широкой номенклатуре промышленных товаров, хотя и существуют проблемы, влияющие на наполнение доходной части бюджетов отделений Пенсионного фонда России.

Список литературы:

1. Богданова О.Ю. о социальной защищенности трудозанятого населения в современных условиях//Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2009. № 28. С. 57-64.

2. Карепина О.И. расходы бюджета города Ростова-на-Дону на социальную политику в современных условиях//Научные труды SWorld. 2015. Т. 15. № 2 (39). С. 49-53.

11,8%

0,8%

7,4%

61,2%

3. Богославцева Л.В. Стратегия повышения эффективности управления государственными финансами региона как инструмент бюджетной политики//В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 48-53.

References:

1. Bogdanova O. on the social security of the employed population working in modern conditions // Herald of the Rostov State University of Economics (RINE). 2009. № 28. C. 5764.

2. Karepi^ OI expenditure budget of the city of Rostov-on-Don on social policy in modern conditions // Proceedings SWorld. 2015. T. 15. number 2 (39). S. 49-53. 3. Bogoslavtseva LV The strategy of increasing the efficiency of public finance management in the region as an instrument of fiscal policy // In: Breakthrough economic reforms in the conditions of risk and uncertainty Collection of articles of the International scientific-practical conference. 2016. pp 48-53.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КАК

ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Богославцева Людмила Викторовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансы

Ростовского государственного экономического

университета (РИНХ) Российская Федерация г. Ростов-на-Дону PROGRAM-TARGET PLANNING OF THE BUDGET EXPENDITURE AS AN INSTRUMENT OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE

REGION

Bogoslavtsev Ludmila Viktorovna

Ph.D., Associate Professor, Department of Finance, Rostov State University of Economics, Russian Federation, Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности программно-целевого планирования расходов бюджета как инструмента устойчивого социально-экономического развития региона, аргументируется необходимость его дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств. Предложены рекомендации по изучению лучших практик применения программно-целевого метода финансирования расходов.

ABSTRACT

The article discusses the features of program-oriented budget planning as a tool for sustainable socio-economic development of the region, and discusses the need for its further improvement in order to improve the efficiency of budget spending. Recommendations for the study of the best practices of the use of program-target method of financing costs.

Ключевые слова: программа, планирование, расходы бюджета, эффективность, паспорт программы

Keywords: program planning, budgeting costs, efficiency, passport program

Рыночная модель управления бюджетом направлена на выполнение возложенных на органы власти функций и задач при условии сокращения неэффективного финансирования. Одним из финансовых инструментов, обеспечивающих повышение эффективности бюджетных расходов, является программно-целевое финансирование. [2]

Как известно, на практике программно-целевое финансирование реализуется через целевые программы, которые разрабатываются в определенной форме, получившей 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.