Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / МОТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / FEMALE ENTREPRENEURSHIP / SOCIOECONOMIC FACTORS / ECONOMIC ACTIVITY MOTIVES / GENDER DISCRIMINATION / PROBLEMS / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробова О. О.

В статье рассматриваются социально-экономические факторы развития женского предпринимательства в России на современном этапе. Существуют как объективные факторы развития женского бизнеса, так и субъективные, влияющие на занятость женщин. Развитие цифровой экономики создает благоприятный климат для деловых возможностей женщин в сфере бизнеса, являясь, одним из позитивных факторов. Женщины-предпринимательницы, используя интернет-инновации в своей деятельности, высвобождают время для занятости в семье, приобретают навык работы с цифровыми технологиями. Данное исследование проводилось на основе анализа научной литературы в области становления и развития женского предпринимательства; деятельности всероссийских организаций; российской и западной статистики; отечественных и зарубежных опросов и индексов. Анализ существующих барьеров для развития женского бизнеса, обозначенных ведущими учеными, позволил определить актуальную систематизацию проблем для развития женского предпринимательства. В заключение предлагаются направления комплексной эффективной системы поддержки женского бизнеса. Однако создание благоприятных условий для роста экономической активности женщин является задачей комплексной, и не возможно без участия государства и бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF WOMENS ENTREPRENEURSHIP

The article deals with the socio-economic factors of women's entrepreneurship development in Russia at the present stage. There are both objective factors of women's business development and subjective factors influencing women's employment. The development of the digital economy creates a favorable climate for business opportunities for women in business, being one of the positive factors. Women entrepreneurs, using Internet innovations in their activities, free up time for employment in the family, acquire the skill of working with digital technologies. The study was conducted on the basis of the analysis of scientific literature in the field of formation and development of women's entrepreneurship; activities of all-Russian organizations; Russian and Western statistics; domestic and foreign surveys and indices. Analysis of the barriers to the development of women's business, identified by leading scientists, allowed to determine the actual systematization of problems for the development of women's entrepreneurship. In conclusion, the author suggests the directions of a comprehensive effective system of support for women's business. However, the creation of favorable conditions for the growth of women's economic activity is a complex task, and is not possible without the participation of the state and business structures.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 338

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

О.О. Коробова

ФГБОУ ВО Ивановский государственный университет

В статье рассматриваются социально-экономические факторы развития женского предпринимательства в России на современном этапе. Существуют как объективные факторы развития женского бизнеса, так и субъективные, влияющие на занятость женщин. Развитие цифровой экономики создает благоприятный климат для деловых возможностей женщин в сфере бизнеса, являясь, одним из позитивных факторов. Женщины-предпринимательницы, используя интернет-инновации в своей деятельности, высвобождают время для занятости в семье, приобретают навык работы с цифровыми технологиями. Данное исследование проводилось на основе анализа научной литературы в области становления и развития женского предпринимательства; деятельности всероссийских организаций; российской и западной статистики; отечественных и зарубежных опросов и индексов. Анализ существующих барьеров для развития женского бизнеса, обозначенных ведущими учеными, позволил определить актуальную систематизацию проблем для развития женского предпринимательства. В заключение предлагаются направления комплексной эффективной системы поддержки женского бизнеса. Однако создание благоприятных условий для роста экономической активности женщин является задачей комплексной, и не возможно без участия государства и бизнес-структур.

Ключевые слова: женское предпринимательство, социально-экономические факторы, мотивы экономической деятельности, гендерная дискриминация, проблемы, цифровизация.

На современном этапе в России наблюдается стремительное развитие женского предпринимательства. Огромный потенциал и положительная динамика развития женского бизнеса в России отмечалась на втором Евразийском женском форуме, который прошел с 19 по 21 сентября 2018 года в Санкт-Петербурге под эгидой Совета Федерации и Межпарламентской ассамблеи государств -участников СНГ. Основными проектами Совета Евразийского женского форума являются: «Женщины в цифровой экономике. Проект STEM», «Развитие женского предпринимательства», «Повышение финансовой грамотности женщин», «Женщины России: место и роль в социально-экономическом развитии». В итоговом документе второго Евразийского женского форума подчеркивалась важность решений:

- о поддержке экономической и деловой активности женщин, развития женского предпринимательства, в том числе в социальной сфере, международного женского бизнес-диалога как двигателя развития экспорта и импорта;

- об обеспечении равных возможностей мужчин и женщин в условиях развития высокотехнологичных отраслей, «зеленой» экономики, цифровой экономики, «умного» сельского хозяйства, распространения передовых практик продвижения цифровых навыков для женщин[31].

По данным Росстата, 34 % предпринимателей России - это женщины, осуществляющие свою деятельность в основном в сферах торговли и услуг (50%), и лишь 15% успешны в промышленности и наукоемких отраслях. Процент не велик, но положительная динамика развития женского предпринимательства в России уже отмечается. Тому свидетельством является Индекс женской предпринимательской активности WBI (Woman Business Index). Сегодня это основной показатель качества социально-экономической среды для развития женского бизнеса в стране. В 3 квартале 2018 года он достиг 69,4% , по сравнению с показателями 2017 года идет увеличение на 0,2%, а с момента запуска проекта в 2015 году он увеличился на 13% [30].

По результатам опроса, проводимого Аналитическим центром НАФИ вместе с «Опорой России» в 2018 г., мотивами предпринимательской деятельности российских женщин являются:

возможность большего дохода -

92%;

самореализация - 91%; возможность свободно распоряжаться своим временем - 89%;

желание не иметь руководителя, а принимать решение самой - 88%; наличие профессионального опыта - 79%;

наличие команды единомышленников - 78%;

отсутствие достойной работы по найму - 73%; наличие стартового капитала - 75%;

возможность руководить другими людьми - 54 % [30].

отсутствие достойной работы по найму -73%;

наличие стартового капитала - 75%;

наличие

профессионального опыта - 79%;

самореализация -91%;

возможность большего дохода -92%;

Рис.1 Мотивы предпринимательской деятельности российских женщин

в 2018 году

Как видим, причины побуждающие женщин активизировать свой труд в основном имеют экономическое основание и связаны с факторами самореализации и повышения социального статуса.

Развитие цифровой экономики создает благоприятный климат для деловых возможностей женщин в сфере бизнеса. Многие российские компании переходят на формат «цифры», применяя новые продукты.

Цифровые платформы - это основа эффективности деятельности современного предприятия: взаимодействие про-

изводителей и конечных потребителей без посредников с применением высоких технологий для получения максимального эффекта; постоянное наращивание объемов производства и потребления (сетевой эффект); согласованность технологий и открытость данных [11].

Уже есть прекрасные примеры женщин, которые стали законодателями современных технологий, например, Наталья Касперская (1Т- предприниматель), Земфира Морозова (владелица сети клиник НО), Ольга Видишева (специалист в индустрии электронной торговли),

Полина Райгородская (создатель сайта Wanderu), Алиса Мацанюк (профессионал в маркетинге, продвижении и рекламе в сфере онлайн-игр).

Тренд «цифровая модель» нарастает и в России, он становится передовым форматом экономики и наиболее перспективной бизнес-моделью, открытой для самого широкого круга участников, в том числе и для женщин 21 -века. Женщина-предприниматель используя данную модель превращается в управленца с «цифровым мышлением», проходя путь цифровой трансформации (Digital Transformation). Как отмечает Председатель Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» Надия Черкасова «развитие цифровых технологий, новые бизнес - платформы, форматы обмена и потребления информации стремительно меняют наш мир и менталитет российских женщин, позволяя строить свой бизнес дистанционно, совмещая с материнством»[32].

Женщины-предпринимательницы, используя интернет-инновации в своей деятельности, высвобождают время для занятости в семье, приобретают навык работы с цифровыми технологиями и получают большие возможности в сфере занятости.

В тоже время, процесс цифровиза-ции в России позволяет женщинам минимизировать затраты времени на осуществление трудовых функций домашнего хозяйства. Анализ статистических данных, показывает, уменьшение затрат времени на ведение домашнего хозяйства женщинами в будние дни (городская местность) на 43 минуты. Если в 1990 годах этот показатель составлял 3 часа 25 минут, то в 2014 году он равен 2 часа 42 минуты[29].

Факторы, оказывающие влияние на сокращение затрат времени на ведение домашнего хозяйства разнообразны, это и социально- экономическими изменения-

ми в обществе, необходимость женщин выжить в новых экономических условиях, появление альтернатив занятости. Однако, определяющим фактором, на сегодняшний момент, является, цифровиза-ция России.

Современные процессы, происходящие в обществе, показывают, что тенденция к индивидуализации семейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домашним хозяйством эволюционирует в сторону большей рационализации и технической оснащенности, что позволит обеспечить индивидуальные основы быта.

Веками, сложившаяся культура домашнего хозяйства, была ориентирована на неработающую женщину, поэтому, необходимо задуматься обо всех доступных на сегодня формах гибкого нормирования труда женщин в общественной сфере.

Процессы трансформации, происходящие сегодня, во всех сферах деятельности, дают возможность, работающей семейной женщине, организовать особый режим труда, создающий условия для рационального сочетания ее профессиональной и семейной ролей. Рассмотрим процент занятых женщин в целом на всей территории Российской Федерации за 2012 - 2017 г. (рис. 2)

Пик женского трудоспособного населения отмечается в 2012 году - 55 %, 2015 год характеризуется наименьшим показателем и составляет 31 %. В среднем процент женщин в трудоспособном возрасте сохраняется у отметки 50% за анализируемый период, что говорит о возможности привлечения их к организации самостоятельной деятельности.

Женщины часто оказываются безработными, по причине рождения детей и ухода в декретный отпуск; потери навыков и отсутствия профессионального обучения; нежелания работать в качестве наемного сотрудника.

Рис. 2. Всего в трудоспособном возрасте женщин в Российской Федерации,

процент [33]

В 2017 году число безработных женщин составило 1865 тыс. чел., 39,9 % из них имеют среднее профессиональное образование, 27,2 % - среднее общее образование и 24,8 высшее образование. [29]. Показатель безработных женщин, при наличии высшего образования, меньше на 15,1 %, чем женщин со средне-профессиональным образованием. Это говорит о больших возможностях, женщин развитых, имеющих достойное образование высокого уровня. В современных условиях, где надо быстро реагировать на изменение внешней среды, трансформацию общества и экономики; где конъюнктура рынка очень неустойчива, женщине с наличием высшего образования легче устроиться на работу, организовать свой бизнес, получить дополнительное образование и кардинально поменять сферу деятельности. Средняя продолжительность поиска работы, в общем, женщинами в 2017 году составила 7,8 мес. Это довольно долгий период, во время которого, женщины в большинстве случаев, организуют свой бизнес, успев пройти переподготовку кадров, повышение квалификации и т.д.

Женское предпринимательство в России пока не столь популярно, как в

развитых европейских странах, однако постепенно набирает обороты. В мировой практике достаточно активно изучаются препятствия для развития женского бизнеса с целью экономического процветания государства. Исследования Mastercard Index of Women Entrepreneurs в 2018 г., показало, что женщины в странах с индустриальными рынками имеют большие возможности и ресурсы для развития собственного бизнеса, в отличие от предпринимательниц в странах с развивающейся экономикой. В ходе исследования изучаются достижения женщин в бизнесе в 57 странах. Было доказано, что даже в странах с благоприятным климатом для развития женского предпринимательства также существуют гендерные культурные стереотипы, которые создают существенные препятствия.

Например, в странах первой пятерки рейтинга: Новая Зеландия (74,2 %), Швеция (71.3%), Канада (70,9%), Соединенные Штаты (70,8%),Сингапур (69,2%), легкость ведения бизнеса объясняется доступностью финансовых услуг и активной поддержкой со стороны государства. В Корее (53,2 - 57,2%) рост женского бизнеса наблюдается в связи с позитивным восприятием успешных жен-

щин-руководителей. Бельгия (25,5%), Германия (25,3%), Великобритания (25%), страны с эффективной системой законодательного регулирования имеют низкий процент женщин собственниц бизнеса, по причине слабой веры в собственные силы. В таких странах как Индонезия (62,4%), Гана (61,5%), Бразилия (61,1%), Мексика (60,2%), Уганда (57,6%), Нигерия (56,4%) ведется самостоятельная занятость по необходимости.

Таким образом, исследование показало, что почти во всех исследуемых странах существуют препятствия для развития женского предпринимательства, обусловленные гендерными стереотипами, слабой верой в собственные силы и отсутствием доступа к финансированию. [28] Многие важные результаты в области женского предпринимательства были получены, такими зарубежными учеными, как: С. Ашвин [1], Э. Гидденс [6], М.Р. Дедерихс [8], Хизрич Р. и Питерс М. [23], Б. Фридан [22].

Степень разработанности проблемы женского предпринимательства в отечественных исследованиях социологов и экономистов представлена недостаточно широко. Исследуемая проблема, с одной стороны, является комплексной, с другой стороны, специфичной, что объясняет использование системного подхода. Сегодня для исследования проблематики женского предпринимательства используют различные методы: социальные методы, метод построения индивидуальных и коллективных портретов, социально-экономические методы, социально-психологические методы, биографические методы, метод мягкого интервью и т.д. Автором исследование проводилось на основе анализа научной литературы в области становления и развития женского предпринимательства, деятельности всероссийских организаций, статистики и изучения опросов и индексов.

Теоретические аспекты занятости женщин рассматриваются в трудах отечественных ученых Б.Д. Бреева [3], Я.Т. Васильева [4], В.Г. Костакова [12], А.Э.

Котляра [13], Г.Э. Слезингера [20]. Социально-экономические факторы развития женского предпринимательства исследовали Н.М. Шишкан [26], З.М. Юк [27], НИ. Кунгурова [14], Т.А. Машика [15], В.Б. Михайлюк [16].

На рубеже 1980-1990-х годов были озвучены проблемы женщин в сфере занятости следующими учеными: Л.В. Бабаевой [2], И.Е. Калабихиной [9], Г.Н. Кареловой [10], З.А. Хоткиной [24]. Отдельные аспекты женского предпринимательства изучались такими российскими учеными как Чирикова А.Е.[25], Самедо-ва Э.Р. [18], Гильманова Г.Х. [7], Галля-мов Р.Р.[5], Норсун Т.А. [17], Семенова Ю.А. [19], Уткина Н.Ю. [21] и др.

Галлямов Р.Р. приводит следующую систематизацию проблем организации женского бизнеса в европейских странах: экономические барьеры (высокие налоги, недостаточный стартовый капитал, высокие затраты для продвижения бизнеса и т.д.), образовательные барьеры (ограниченность консультационных услуг, доступа к информации, возможности в постоянном обучении) и культурные барьеры (гендерная дискриминация в бизнесе) [5].

А.Е. Чирикова говорит о схожей классификации, разделяя российские проблемы развития женского предпринимательства на группы.

Автор считает, что первую группу проблем составляют незавершенность и неопределенность сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в регионах. Вторую группу составляют проблемы, связанные со слабой институ-ционализацией и консолидацией предпринимательских организаций. Третью группу составляют проблемы криминализации и безопасности регионального предпринимательства, что в контексте становления женского предпринимательства приобретает особое значение. Четвертая группа проблем связана с профессиональной компетентностью женщин предпринимателей, а пятая группа представляет особенности политического со-

знания и поведения предпринимательниц в регионах [25].

Самедова Э.Р. выделяет следующие барьеры, препятствующие развитию женщины в качестве предпринимателя: нехватка знаний и опыта ведения бизнеса; отсутствие возможности все время посвящать бизнесу; сложившиеся в обществе гендерные стереотипы; сложившиеся в обществе религиозные стереотипы и низкий статус женщин в политике [18].

Гильманова Г.Х. выделяет следующие группы. Первая группа - политико-правовые причины, имеющие юридический характер, либо основанные на непонимании данной проблемы политическим руководством и отсутствии специализированных ведомственных органов в различных ветвях государственной власти. Во вторую входят идеологические препятствия и социально-культурные барьеры развертывания женского бизнеса. Третья группа включает экономические барьеры развития женского предпринимательства, в том числе: финансовые проблемы - высокие налоги, недостаточный стартовый капитал, ограниченный выход на отечественные и зарубежные кредитные ресурсы; трудности развития экономики безработица, невысокий спрос на товары и услуги; неблагоприятная государственная экономическая политика в отношении к женскому бизнесу [7].

Анализ барьеров для развития женского бизнеса, обозначенных ведущими учеными, позволяет определить актуальную систематизацию проблем для развития женского предпринимательства в России.

Экономические причины.

Отсутствие финансовых возможностей для старта, сложность привлечения инвестиций, неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам, потребность в дополнительном финансировании в будущем.

Нестабильная экономическая ситуация. Современные женщины остерегаются внешних факторов воздействия,

различных политических и экономических преобразований.

Негативная государственная экономическая политика в области женского предпринимательства. Одной из приоритетных целей экономической политики государства может быть развитие и поддержание женского предпринимательства, создание экономических условий для свободного развития бизнеса.

Правовые причины.

Отсутствие законодательной базы.

Не совершенство инфраструктуры поддержки женского предпринимательства в российских регионах. Не развиваются центры поддержки женского бизнеса, которые могли бы предоставлять необходимую инфраструктуру (автоматизированные системы бухгалтерского учета, информационный обмен, консультации по налогообложению, маркетингу и т.п., социально-психологическая поддержка).

Административные барьеры. В регионах отмечается ухудшение условий для вхождения в бизнес, связанных с лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции и т.п. Социально-психологические причины.

Отсутствие знаний, соответствующего образования и опыта работы. Высокий уровень полученного образования в сфере деятельности женщины-предпринимателя - это важнейший элемент социальной системы, основная задача которого состоит в повышении профессиональной компетентности женщины-предпринимателя, конкурентоспособной на российском рынке труда. Финансируется очень мало обучающих программ для предпринимательниц, в основном эти программы вынуждены ограничиваться обучением менеджменту и т.п. и не предусматривают практическую помощь в организации собственного дела.

Психологические ощущения самих женщин по поводу открытия и ведения бизнеса. Имиджевые факторы, а именно отношение к женщинам-

предпринимателям партнеров по бизнесу и общества в целом, гендерные стереотипы.

В результате анализа социально-экономических факторов развития женского предпринимательства в нашей стране можно сделать следующие выводы. Существуют как объективные факторы развития женского бизнеса, так и субъективные. Они образуют три блока условий, влияющих на занятость женщин: экономические причины, правовые причины и социально-психологические. Существенными факторами предпринимательской деятельности женщин являются возможность большего дохода, самореализации и наличия профессионального опыта, ниже - наличие стартового капитала, возможность руководить другими людьми.

Развитие женского предпринимательства является одним из факторов развития экономики страны. Поэтому необходимо создавать инфраструктуру для свободного доступа к информации, образованию, финансам, внутренним и международным рынкам сбыта. Обозначенные причины, препятствующие развитию женского предпринимательства в России, позволяют предполагать, что необходима эффективная система поддержки женского бизнеса. Однако создание благоприятных условий для роста экономической активности женщин является задачей комплексной, и не возможно без участия государства и бизнес-структур. К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития женского предпринимательства относятся:

-организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин на региональном уровне;

-создание правовых условий для страхования рисков предпринимательской деятельности;

-содействие со стороны властных структур в организации цифровых стар-тапов для женщин;

-организация совместных проектов субъектов женского предпринимательства с органами власти и институтами развития.

-стимулирование кредитования для женщин-предпринимателей;

- разработка механизмов льготного налогообложения;

- создание и развитие бизнес-инкубаторов, привлечение инвестиций.

-разработка процедур вводящих новые административные требования к субъектам предпринимательской деятельности.

Развитие цифровой экономики создает благоприятный климат для быстрого развития сектора женского предпринимательства, а также организации крупного высокотехнологичного бизнеса для женщин российского общества. В «Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года» отмечено: ключевым фактором успеха в цифровой экономике, высококонкурентной и трансграничной, становятся не технологии, а новые модели управления технологиями и данными, позволяющие осуществлять оперативное реагирование и моделирование будущих вызовов и проблем для государств, бизнеса и гражданского общества [34, с. 21].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашвин С. Влияние советского тендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования. -2000. - N 11. - С. 63-72.

2.Бабаева, Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь / Л. В. Бабаева. - М. : Б. и., 1996. - 204 с.

3.Бреев Б.Д. Занятость населения в России: современность и перспективы // Экономическая наука современной России. 2001. № 4. С. 5974.

4.Васильев Я.Т. Формирование и использование трудовых ресурсов Якутской АССР / Я. Т. Васильев; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики комплекс. освоения природ. ресурсов Севера. - Якутск : Кн. изд-во, 1990. - 172 с.

5.Галлямов Р.Р. Особенности женского предпринимательства в современной России. Экономика и управление: Научно-практический журнал Издательство: Башкирская академия гос-

ударственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (Уфа), 2016 г. С. 56-64.

6.Гидденс Э. Социология: Учебник / Э. Гидденс; пер. с англ.; научн. ред. В.А. Ядов. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

7.Гильманова Г. Х. Женское предпринимательство: основные факторы и мотивационные установки // Неравновесный подход в анализе экономики: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Р. М. Зиязетдинова. Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2006. С. 230—233.

8. Дедерихс М.Р. Хиллари Клинтон и власть женщин: [Пер. с нем.] / Марио Дедерихс; [Лит. обраб. О. Трифонова]. - М. : ЗАО "ЦСЭИ", Б. г. (1995). - 363 с.

9. Калабихина И.Е. Факторы домохозяйства и занятость женщин. В сборнике: Экономика домашних хозяйств Москва, 1997. С. 134-176.

10. Карелова Т. Н. Женское предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ. М.: МЦГИ, 2001. С. 5—13.

11. Коробова О.О. Цифровая экономика: перспективы создания новых моделей женского предпринимательства. Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018

- 2030): материалы Всерос. конф. с междунар. участием, 20-21 апреля 2018 г., ИвГУ, г. Иваново.

- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2018. - 174 с. С. 64 -68.

12. Костаков, В.Г. Труд: ресурсы и эффективность использования / В. Г. Костаков. - М. Политиздат, 1986. - 91 с.

13. Котляр А.Э. Территориальные проблемы структуры занятости по полу [Текст] / А. Э. Котляр. - Москва : [б. и.], 1971. - 20 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Кунгурова, Н.И. Женщина в общественном производстве при социализме : Экон.-демогр. аспект / Н. И. Кунгурова. - М. : Финансы и статистика, 1983. - 166 с.

15. Машика, Т.А. Занятость женщин и материнство / Т. А. Машика. - М.: Мысль, 1989. -285 с.

16.Михайлюк, В.Б. Использование женского труда в народном хозяйстве / В. Б. Михай-люк. - Москва : Экономика, 1970. - 149 с.

17.Норсун Т.А. Развитие женского предпринимательства на современном этапе. Вестник Забайкальского государственного университета, 2016 г. С. 107-113.

18.Самедова Э.Р. Развитие женского предпринимательства в Азербайджане. Российское предпринимательство. Издательство Креативная экономика. Том 18, № 9, май 2017 г. С. -1495.

19.Семенова Ю.А. Женское предпринимательство в современном российском обществе: особенности и перспективы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социо-

логия. Политология. Издательство: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Саратов), Том 14, №2, 2014 г. С. 17-19.

20.Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики : Учеб.пособие для изучающих экономику труда / Г. Э. Слезингер; Ин-т труда. -М. : ИНФРА-М, 1996. - 335 с.

21.Уткина Н.Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1(82). С. 17-27.

22. Фридан Бетти. Загадка женственности: Пер. с англ. / Бетти Фридан; [Вступ. ст. О. А. Ворониной]. - М.: Прогресс: Литера, 1994. - 494 с.

23.Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха - Москва: Прогресс-Уневерс, 1991 -с.160.

24.Хоткина З.А. Новый век - новые проблемы: гендерные аспекты труда и занятости в России. Экономист. 2005. № 7. С. 10.

25. Чирикова А.Е. Мифы и реалии женского предпринимательства в России, [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/library/016t-4.htm

26. Шишкан Н.М. Социально-экономические проблемы женского труда / Н. М. Шишкан. - М. : Экономика, 1980. - 144 с.

27. Юк, З.М. Научно-технический прогресс и труд женщин / З. М. Юк; Под ред. Л. А. Костина. - Минск : Беларусь, 1981. - 223 с.

28. Женщины у руля: как в разных странах поддерживают женское предпринимательство. 2018 г.

http://news.21 .by/world/2018/03/07/1430929.html

29. Женщины и мужчины России. 2018 г. Стат. сб.

30.Индекс женской предпринимательской активности (Women Business Index, WI), 2018 г. incrussia.ru>news/indeks-wbi .https://incrussia.ru/news/indeks-wbi/

31.Итоговый документ второго Евразийского женского форума 2018 г. http://eawf.ru

32. О Комитете по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» // URL: http://womanopora.ru/ (дата обращения: 27.09.2017).

33. Отношение числа занятых в экономике региона к численности населения региона в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) // ЕМИСС Государственная статистика. URL:

https://www.fedstat.ru/indicator/43702 (дата обращения: 25.09.2017).

34. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года (1 этап). 24.04.2017 г.

JEL code: J16, M13

SOCIO-ECONOMIC FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF WOMENS ENTREPRENEURSHIP

O. O. Korobova

Annotation: The article deals with the socio-economic factors of women's entrepreneurship development in Russia at the present stage. There are both objective factors of women's business development and subjective factors influencing women's employment. The development of the digital economy creates a favorable climate for business opportunities for women in business, being one of the positive factors. Women entrepreneurs, using Internet innovations in their activities, free up time for employment in the family, acquire the skill of working with digital technologies. The study was conducted on the basis of the analysis of scientific literature in the field of formation and development of women's entrepreneurship; activities of all-Russian organizations; Russian and Western statistics; domestic and foreign surveys and indices. Analysis of the barriers to the development of women's business, identified by leading scientists, allowed to determine the actual systematization of problems for the development of women's entrepreneurship. In conclusion, the author suggests the directions of a comprehensive effective system of support for women's business. However, the creation of favorable conditions for the growth of women's economic activity is a complex task, and is not possible without the participation of the state and business structures.

Keywords: female entrepreneurship, socio-economic factors, economic activity motives, gender discrimination, problems, digitalization.

References

1. Ashvin S. Influence of the Soviet gender order on modern behavior in the sphere of employment // Sociological research. - 2000. - N 11. - P. 63-72.

2. Babayeva, L. V. Women of Russia in the conditions of social change: work, politics, everyday life / L. V. Babayeva. - Moscow: B. I., 1996. - 204 p.

3. Breev B. D. Employment in Russia: modernity and prospects // Economic science of modern Russia. 2001. No. 4. Pp. 59-74.

4.Vasiliev Ya. T. Formation and use of labor resources of the Yakut ASSR / Ya. T. Vasiliev; USSR Academy of Sciences, Sib. otd-nie, Institute of Economics complex. natural selection. resources of the North. Yakutsk: publishing House, 1990, 172 p.

5. Gallyamov R. R. Features of women's entrepreneurship in modern Russia. Economics and management: Scientific and practical journal Publisher: Bashkir Academy of public service and management under the Head of the Republic of Bashkortostan (Ufa), 2016, P.56-64.

6.Giddens E. Sociology: Textbook / E. Giddens; TRANS. with English; scientific ed. V. A. Yadov. - M.: editorial URSS, 1999. - 703 p.

7. Gilmanova G. H. Women's entrepreneurship: the main factors and motivational settings / / non-Equilibrium approach in the analysis of Economics: theory and practice: materials of the all-Russian scientific and practical conference / ed. by R. M. Ziyazetdinova. Ufa: Bashkir state agrarian University, 2006. Pp. 230-233.

8. Dederichs M. R. Hillary Clinton and the power of women: [TRANS. with him.] / Mario Dederichs; [Lit. obrab. O. Trifonov]. - Moscow: JSC "TSEI", B. G. (1995). - 363 p.

9. Kalabikhina I. E. household Factors and women's employment. In the collection: household Economics Moscow, 1997. Pp. 134-176.

10. Karelova T. N. Women's entrepreneurship in Russia: status, trends, prospects / / Women's entrepreneurship in the economy of Russia and the CIS. Moscow: mcgi, 2001. P. 5-13.

11. Korobova O. O. Digital economy: prospects for creating new models of women's entrepreneurship. Gender dimension of the digital economy: from strategy to action (2018-2030): proceedings of the all-Russian conference with internat. Moscow, April 20-21, 2018, IvSU, Ivanovo. - Ivanovo: Ivan. GOS. UN-t, 2018. - 174 PP. 64-68.

12. Kostakov, V. G. Labor: resources and efficiency of use / V. G. Kostakov. - M.: Politizdat, 1986. - 91 p.

13. Kotlyar A. E. Territorial problems of the structure of employment by gender [Text] / A. E. Kotlyar. -Moscow: [b. I.], 1971. - 20 p.

14.Kungurova, N. I. Woman in social production under socialism: Ekon. - demogr. aspect / N. I. kungurova. -M.: Finance and statistics, 1983. - 166 p.

15. Mashika, T. A. Employment of women and motherhood / T. A. Mashika. - M.: Thought, 1989. - 285 p.

16.Mikhailyuk, V. B. the Use of women's labor in the national economy / V. B. Mikhailyuk. Moscow: Ekonomika, 1970, 149 p.

17.Norsun T. A. Development of women's entrepreneurship at the present stage. Bulletin of the TRANSBaikal state University, 2016, Pp. 107-113.

18.Samedova E. R. Development of women's entrepreneurship in Azerbaijan. Russian business. Creative economy publishing house. Volume 18, no. 9, may 2017 P. - 1495.

19.Semenova Y. A. Women's entrepreneurship in modern Russian society: features and prospects. Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Sociology. Political science. Publishing house: Saratov national research state University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov), Volume 14, no.2, 2014 P. 17-19.

20. Slezinger G. E. Labor in a market economy: Studies.manual for students of labor Economics / G. E. Slezinger; In-t labor. Moscow: INFRA-M, 1996. 335 p.

21.Utkina N. Yu. Objective and subjective factors of development of women's entrepreneurship in Russia / / Woman in Russian society. 2017. no. 1(82). Pp. 17-27.

22. Friedan Betti. The riddle of womanhood: TRANS. with English / Betty Friedan; [Introduction by O. A. Voronina]. - M.: Progress: Litera, 1994. - 494 p.

23. Khizrich R., Peters M. Entrepreneurship or how to start your own business and achieve success - Moscow: Progress-Unevers, 1991-p. 160.

24. Khotkina Z. A. New century-new problems: gender aspects of labor and employment in Russia. Economist, 2005, No. 7, P. 10.

25. Chirikova A. E. Myths and realities of women's entrepreneurship in Russia, [Electronic resource]. URL: http://www.owl.ru/library/016t-4.htm

26. shishkan N. M. Socio-economic problems of women's labor / N. M. Shishkan. - M.: Economy, 1980. -

144 p.

27. Yuk, Z. M. Scientific and technical progress and women's labor / Z. M. Yuk; edited By L. A. Kostin. -Minsk: Belarus, 1981. - 223 p.

28. Women at the helm: how different countries support women's entrepreneurship. 2018 http://news.21.by/world/2018/03/07/1430929.html

29. Women and men of Russia. Two thousand eighteen Stat. sat.

30.Index of female entrepreneurial activity (Women Business Index, WI), 2018 incrussia.ru"news/indeks-wbi .https://incrussia.ru/news/indeks-wbi/

31. Final document of the second Eurasian women's forum 2018 http://eawf.ru

32. About The Committee for the development of women's entrepreneurship "OPORA RUSSIA" / / URL: http://womanopora.ru/ (accessed: 27.09.2017).

33. the Ratio of the number of people employed in the economy of the region to the population of the region in working age (men 16-59 years, women 16-54 years) / / EMISS State statistics. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43702 (date accessed: 25.09.2017).

34. Program for the development of the digital economy in the Russian Federation until 2035 (stage 1). 24.04.2017 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.