Женское предпринимательство в России и за рубежом: обзор проблем развития
Исследуется реальное состояние предпринимательства в гендерном аспекте, сравниваются национальные особенности женского предпринимательства в современных социально-экономических условиях. Описываются основные проблемы развития, с которыми сталкиваются современные женщины-предприниматели в России и за рубежом
А.Н. Шмелева1
Российский экономический
университет
имени Г.В. Плеханова,
д-р экон. наук, профессор,
Х. Алгада2
Российский экономический
университет
имени Г.В. Плеханова,
профессор кафедры «Предпринимательство и логистика», Москва, Россия 2 аспирант, Москва, Россия
Для цитирования: Шмелева АН., Алгада Х. Женское предпринимательство в России и за рубежом:обзор проблем развития // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 8. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10802
ключевые слова
женское предпринимательство, национальные закономерности, гендерная асимметрия, гендерные особенности ведения бизнеса
ендерное предпринимательство в России — явление не новое, его современную историю связывают с организацией женщинами бизнеса в 1990-х гг. [1]. Однако и спустя десятилетия ситуация продолжает оставаться достаточно проблематичной. Согласно данным, опубликованным в национальном отчете «Глобальный мониторинг предпринимательства» (2018-2019) [2], в 2018 году процент вынужденной ранней предпринимательской активности был значительно выше у женщин-предпринимателей (рис. 1).
В «Национальной стратегии действий в интересах женщин на 20172022 годы» [3] отмечается: «Женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики... Доля женщин среди руководителей организаций различных форм собственности снизилась с 37,3 процента в 2006 году до 32,7 процента в 2015 году. Недостаточная поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности женщин является ограничением для осуществления ими продуктивной экономической деятельности». На улучшение экономического положения женщин,
обеспечение роста их благосостояния направлены различные меры Стратегии, в том числе:
► организация профессионального обучения женщин, формирование у них новых компетенций и квалификаций, в том числе в области предпринимательской деятельности;
► создание специализированных форм грантовой поддержки, проведение профессиональных конкурсов для женщин-инноваторов в целях стимулирования их участия в высокотехнологичных отраслях и инновационной деятельности;
► обеспечение участия женщин в развитии объектов инфраструктуры социального предпринимательства.
Начиная с 2015 года на национальном уровне реализуется программа «Индекс женской предпринимательской активности» (WBI), методика расчета которого представлена на рис. 2. Информация о данном индексе за все время наблюдения с 2015-го по 2019 год включительно отражена в таблице.
Полученные результаты прокомментировала Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического
Рис. 1. Гендерная динамика вынужденных предпринимателей в РФ, 2013-2018 гг. [Gender dynamics of forced entrepreneurs in the Russian Federation, 2013-2018]
центра НАФИ (непосредственно реализующего данный проект): «Один из ключевых барьеров, из-за которых женщины не идут в бизнес или не готовы его масштабировать, — это нехватка соответствующих знаний и навыков» [6]. Однако, на наш взгляд, комментарий не затрагивает основной сдерживающий фактор развития женского предпринимательства — нестабильную экономическую ситуацию в стране (рис. 3). В опросах 2019 и 2015 годов именно этот фактор занял соответственно второе (76 %) и третье (37 %) места.
В данном случае мы согласимся с мнением коллег исследовательской группы Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, озвученным ими в [2]: «Женщины более чутко реагируют на волны кризиса: предпочтение, отдаваемое предпринимательским инициативам в более благоприятные для экономики периоды,
Различий в предпринимательской деятельности между представителями обоих полов на самом деле меньше, чем сложившихся общественных стереотипов
может сменяться выбором занятости по найму в моменты экономических изменений». В работе [8] отмечается, что поскольку функция «кормильца» ложится главным образом на мужчину, а заработок женщины вторичен и заботы о семье и воспитании детей являются ее прерогативой, то реализация такого разделения возможна в полных семьях, в иных случаях значение женского заработка существенно повышается, что подталкивает часть женщин к поиску более высоких доходов в сфе-
Рис. 2. Методика расчета Индекса WBI [4] [Methodology for calculating the WBI Index]
Таблица
Значения Индекса WBI в динамике, % опрошенных [5] [The values of the WBI Index in dynamics, % of respondents]
Индекс [Index] Первая волна (2-я пол. 2015) [First wave (2nd half of 2015)] Вторая волна (1-я пол. 2016) [Second wave (1st half of 2016)] Третья волна (1-я пол. 2017) [Third wave (1st half of 2017)] Четвертая волна (2-я пол. 2017) [Fourth wave (2nd half of 2017)] Пятая волна (2-я пол. 2018) [Fifth wave (2nd half of 2018)] Шестая волна (1-я пол. 2019) [Sixth wave (1st half of 2019)]
WBI в целом [WBI in general] 55,9 56,8 58,7 69,2 69,4 69,4
Культура предпринимательства [Entrepreneurship culture] 75,2 65,6 66,3 71,2 81,3 79,6
Личные качества [Personal qualities] 63,2 67,8 66,7 66,8 76,3 78
Предпринимательская экосистема [Entrepreneurial ecosystem] 47 50,1 53,5 57,6 63,2 62,7
Рис. 3. Сдерживающие факторы женского предпринимательства в 2019 году [7] [Constraints to women's entrepreneurship in 2019]
ре предпринимательства, именно поэтому среди неженатых/незамужних предпринимателей доля женщин оказывается выше.
Это мнение требует дополнения: если в семье и муж и жена являются предпринимателями (даже с разными сферами деятельности), то при наступлении кризисных явлений и затруднительного материального положения вполне ожидаемо, что именно женщина сделает выбор в пользу закрытия собственного бизнеса и трудоустройства по найму с меньшим, но стабильным заработком для обеспечения «подушки» безопасности своей семьи. На общемировую тенденцию меньшей склонности женщин к организации бизнеса указывается и в работе американских исследователей [9].
Несколько слов о женском предпринимательстве в Москве. Анализ мероприятий по развитию женского предпринимательства в Московском регионе показал, что преобладающая часть из них в той или иной степени реализуется в рамках проектов общественной организации «Опора России»: Индекс женской предпринимательской активности; федеральный проект «Мама — предприниматель»; проект «Сделано мамой — сделано в России»; конкурс «Бизнес-успех» (номинация «Лучший женский проект») [10].
Начиная с 1990-х годов проблема гендерного аспекта в трудовой и пред-
принимательской деятельности описана в исследованиях многих отечественных авторов (Мамаевой В.Ю. [11], Мезенцевой Е.Б. [12], Барсуковой С.Ю. [13], Чириковой А.Е. [14] и др.), направленных на выявление гендерных различий предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин в отношении партнерства и конкуренции в бизнесе. На примере ряда зарубежных публикаций рассмотрим подробнее, как в настоящее время понимается термин «женское предпринимательство» и каковы проблемы его развития.
По словам авторов работы [15], в последние годы социальное и женское предпринимательство стали растущими областями исследований, но актуальность гендера в сфере социального предпринимательства изучена недостаточно и требует дальнейших исследований. На примере ряда компаний Индии и Колумбии авторы пришли к выводу, что женщины-предприниматели весьма заинтересованы в решении именно социальных вопросов.
Исследователи из Индии [16] на основе проведенных интервью с женщинами-предпринимателями из регионов Uttar Pradesh и Uttarakhand указывают, что женщина-предприниматель обладает такими исключительными способностями и навыками, как инновационная и творческая ориентация, лидерские качества, со-
циальное самосознание, способность выявлять возможности, идти на риск. Отмечается, что развитие вопросов женского предпринимательства будет способствовать проведению эффективной предвыборной кампании, а также реализации желаемых политических реформ.
Развитие женского предпринимательства в Индии имеет для этой страны особо важное значение. В докладе вице-президента Всемирного банка по региону Южной Азии Аннет Диксон отмечается, что на женщин в Индии приходится всего 17 % ВВП, что вдвое меньше среднего мирового уровня. По ее оценкам, если хотя бы половина индийских женщин участвовала в рабочей силе, ежегодные темпы экономического роста повысились бы на 1,5 процентных пункта, примерно до 9 процентов в год.
В докладе Всемирного экономического форума о глобальном гендер-ном разрыве 2018 года 149 стран мира ранжируются по четырем показателям: участие в экономике и возможности ведения бизнеса, уровень образования, здоровье и выживание, расширение политических прав. Сегодня Индия занимает, в целом, 108 место с особо низкими значениями двух показателей: здоровья и выживания и участия в экономике. Страна также занимает низкие места по индексам предпринимательской деятельности. Индия находится на 52 месте среди 57 стран в составляемом компанией MasterCard индексе женщин-предпринимателей 2018 года, впереди Ирана и позади Туниса. В индексе учитываются такие моменты, как доступ к финансированию, улучшение положения женщин и простота ведения бизнеса [17].
В то же время в Испании, по данным исследования [18], отсутствуют существенные различия в профиле женщин и мужчин-предпринимателей по критериям «возраст» (около 38 лет у тех и других), «количество членов семьи» (3 человека), однако наблюдаются различия в отношении уровня образования (выше у женщин); дохода (выше у мужчин), а также сектора дея-
Барьеры в бизнесе для женщины-предпринимателя складываются из представления о ней как о домохозяйке, матери, хранительнице домашнего очага
тельности — женщины преобладают в секторе потребления, мужчины — в технологической сфере.
Авторы определяют женщину-предпринимателя как уверенную и творческую личность, способную достичь самостоятельной экономической независимости индивидуально или в сотрудничестве, которая создает возможности трудоустройства для других, сохраняя баланс в личной, семейной и общественной жизни. Исследователи уверены, что начатое преодоление стереотипов в гендер-ном предпринимательстве станет полезным инструментом для устранения барьеров, ограничивающих женское предпринимательство в Испании. Однако заметной отличительной чертой женского предпринимательства в этой стране остается меньший оптимизм женщин в отношении перспектив роста их компаний.
На оценку женского предпринимательства в Испании нацелена и работа [19], согласно которой женщины — один из его наиболее важных неиспользованных ресурсов. Авторы выявили ряд барьеров, тормозящих развитие женского предпринимательства в их стране: весьма ограниченное число предложений и соответственно возможностей доступа на рынок оплачиваемой занятости для женщин (внешняя причина); материнство и необходимость ухода за членами семьи (внутренние причины). Данные барьеры усугубляются в сельских районах страны. В работе сделан акцент на необходимости разработки гендер-ных механизмов, воздействующих на процесс профессионального развития женщин, включении гендерной составляющей развития предприниматель-
справка
Национальное агентство финансовых исследований
(НАФИ) — первая в России независимая коммерческая исследовательская компания, профессионально специализирующаяся на изучении финансового поведения населения и бизнеса. Основана в 2006 году.
Аналитический центр НАФИ проводит маркетинговые, социологические и медиаисследования в целях повышения эффективности бизнеса клиентов
ства при формировании национальных проектов. Авторы исследования [20], также посвященного проблемам женского предпринимательства в Испании, указывают на необходимость разработки государственной политики, способствующей примирению труда и семьи, поскольку женственность предполагает неравенство семейных обязанностей между мужчинами и женщинами, а это препятствует предпринимательству.
О необходимости государственной финансовой поддержки женщин-предпринимателей в Италии, имеющих детей, говорится в работе [21]. Хотя итальянские женщины благодаря предпринимательской деятельности добились в последние годы определенной экономической самостоятельности, отмечается в статье, но сохраняющееся двойное бремя занятости в семье и за ее пределами препятствует достижению ими дальнейшего экономического благополучия. После изучения аспектов статусной мобильности женщин с акцентированием внимания на регионе Marche, одном из самых экономически динамичных в стране, автор утверждает, что увеличение государственных субсидий семьям с детьми может расширить возможности женщин и способствовать достижению большего равенства между полами.
В работе [22], анализирующей проблемы развития женского предпринимательства в Индонезии, отмечается, что это государство входит в топ-5 стран с самым большим населением в мире. Увеличение населения усугубляет экономические проблемы с точки зрения дохода на душу населения, который по сравнению с другими странами крайне низок. Число безработных, большинство из которых женщины, также негативно влияет на ситуацию. Уровень заработной платы работающих женщин часто носит дискриминационный характер по сравнению с мужчинами. Одним из эффективных инструментов развития женского предпринимательства в Индонезии является активное создание женщинами
малых и средних предприятий, считают авторы. Они формируют ряд национальных характеристик женского предпринимательства. Во-первых, динамичность, которая позволяет сбалансировать семейную и профессиональную карьеру лучше, чем в западных странах. Во-вторых, образовательный уровень женщин-предпринимателей довольно высок, большинство из них имеют статус бакалавра, для них характерны уверенность в себе, самоуважение, они способны влиять на такие параметры качества жизни семьи, как жилье, здоровье, образование. В-третьих, женщины-предприниматели имеют высокую финансовую независимость в ведении своего бизнеса, лишь немногие из них используют микрофинансирование или банковский кредит в качестве привлеченного капитала. Наконец, определенный ментальный настрой на продвижение бизнеса, которым владеют и управляют индонезийские женщины.
Весьма любопытное изучение динамики развития женского предпринимательства в Малайзии представлено в работе [23]. Объектом исследования стали женщины-предприниматели, которые перешли от наемной работы к владению малым и средним бизнесом. Основное внимание уделялось факторам, подталкивающим женщин оставлять работу ради владения бизнесом, их личным и предпринимательским характеристикам, а также проблемам, с которыми они сталкиваются при переходе от наемной работы к владению бизнесом.
Важными факторами, побудившими женщин оставить работу ради владения бизнесом, стали необходимость достижения личностного роста, независимости и экономической отдачи. Согласно исследованию, самыми распространенными личными навыками женщин-предпринимателей оказались страсть к бизнесу, умение слушать и общаться, самодисциплина, основными предпринимательскими навыками — уверенность, лидерство, творческое мышление в решении проблем, эффективность и результативность
в выполнении планов, предпринимательские и деловые знания, аналитические способности, умение балансировать между личной и деловой жизнью и гибкость.
Проблемы, с которыми столкнулись респонденты, заключались в нехватке профессиональных кадров, финансовых ограничениях и отсутствии консультаций с экспертами. Авторы данного исследования особо отмечают, что в Малайзии в течение последнего десятилетия велись дебаты по поводу эффективности работы женщин-предпринимателей, их управленческой деятельности, однако почти не было исследований на тему формирования профиля женщин-предпринимателей в стране и выявления причин, побуждающих их к переходу от труда по найму к организации собственного бизнеса. Сбор и анализ такой информации повышает информированность органов власти в данной проблеме, а также способствует организации эффективных коммуникационных сетей среди женщин-предпринимателей, в том числе посредством профессиональных ассоциаций.
Оценка влияния государственного механизма финансирования на развитие женского предпринимательства в Пакистане представлена в работе [24]. В качестве финансового прямого механизма стимулирования женского бизнеса в стране для беднейших семей рассматривается программа Benazir Income Support Program (BISP), названная в честь премьер-министра Бе-назир Бхутто (Benazir Bhutto). Несмотря на то, что прямыми получателями денежных средств являются женщины, программа направлена и на косвенных получателей, включая членов семьи мужского пола. Ее инициаторы считали, что сокращение бедности в семье улучшит положение женщин, у которых появятся дополнительные финансовые и социальные возможности. Однако полученные результаты показали, что, хотя финансовая поддержка данной программы в большинстве случаев значительно увеличила семейный доход, женщины выступали
Недостаточная поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности женщин является ограничением для осуществления ими продуктивной экономической деятельности
лишь в качестве косвенных ее бенефициаров. Они передавали выделенные средства членам своей семьи мужского пола или назначали их в качестве активных деловых партнеров, лишь в редких случаях открывая собственный бизнес. И хотя созданные предприятия резко увеличивали семейный доход, это не изменило патриархального разделения труда внутри семьи, не расширило возможностей женщин в финансовом и социальном плане.
На определенную дискриминацию женского предпринимательства в США указывается в работе [25]. Авторы, используя данные о всей совокупности предприятий, зарегистрированных в штатах Калифорния и Массачусетс в период с 1995-го по 2011 год, выявили тенденцию, что предприятия, возглавляемые женщинами, имеют на 63 процентных пункта меньше шансов получить внешнее финансирование, чем предприятия, возглавляемые мужчинами.
Таким образом, обзор исследований показал, что различий в предпринимательской деятельности между представителями обоих полов на самом деле меньше, чем сложившихся общественных стереотипов. Барьеры в бизнесе для женщины-предпринимателя складываются из представления о ней как о домохозяйке, матери, хранительнице домашнего очага. Поэтому важным шагом к преодолению стереотипов является соответствующая государственная политика: прежде всего финансовая поддержка матерей-предпринимателей, публикации исследований на тему гендерного измерения бизнеса, организация тематических лекций, консультаций и семинаров.
Распространение такой информации которые не являются актуальными для
помогло бы и женщинам, и мужчинам- современного общества. Это откроет
предпринимателям переосмыслить перспективы увеличения количества
стереотипные представления о бизне- женщин в сфере бизнеса, приведет
се как исключительно мужской сфе- к позитивному отношению общества
Статья поступила ре, об ограниченности возможностей и государства к женщинам-предприни-
в редакцию 1.08.2020 женщин в ведении успешного бизнеса, мателям. ■
Список литературы
1. Условия труда и быта женщин: стат. сб. — М.: Республиканский информационно-исследовательский центр Госкомстата России, 1992.
2. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства» // Высшая школа менеджмента / Санкт-Петербургский государственный университет; https://gsom.spbu.ru/images/cms/menu/otchet_cor1_rgb.pdf.
3. Распоряжение Правительства РФ от 8.03. 2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы»; https://rosmintrud.ru/docs/ government/179.
4. Методика расчета Индекса женской предпринимательской активности WBI; https://nafi.ru/upload/iblock/ab7/ab7a9bd1df9b19e 29a7103f1684ee92f.pdf.
5. Аналитический центр НАФИ. Индекс женской предпринимательской активности. Волна 6; https://nafi.ru/analytics/indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-6-volna/.
6. Официальный сайт Tass.ru. Женщины-предприниматели в России начали чаще получать дополнительное образование; https://tass.ru/msp/7148587.
7. Комитет по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Шестая волна WBI-2019; http://womanopora.ru/ proekty/indeks-zhenskoj-predprinimatelskoj-aktivnosti-(wbi)/.
8. Баскакова М.Е. Гендерная асимметрия малого бизнеса (на примере Москвы) // Мир новой экономики. — 2019. — № 3; https://elibrary.ru/download/elibrary_39565521_31965463.pdf.
9. Dheer R. J. S., Li M., Trevino L. J. An integrative approach to the gender gap in entrepreneurship across nations // Journal of World Business. — December 2019. — Vol. 54. — N 6, Art. 101004; https://doi.org/10.1016/jjwb.2019.101004.
10. Комитет по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Новые возможности для женщин-предпринимателей; http://womanopora.ru/.
11. Мамаева В.Ю. Трудовая активность женщин в условиях формирования рыночных отношений: автореф. дисс. канд. экон. наук: 8.00.07 / Министерство образования РФ. — Омск: ОГУ, 1999.
12. Мезенцева Е.Б., Хоткина З.А., Малышева М.М., Баскакова М.Е., Назарова И.Б. Гендерные противоречия на рынке труда / Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социального исследования. — М.: Наука, 2009.
13. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. — М.: ГУ — ВШЭ, 2004.
14. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе // Социологические исследования. — 1996. — № 3.
15. Rosca E., Agarwal N., Brem A. Women entrepreneurs as agents of change: A comparative analysis of social entrepreneurship processes in emerging markets // Technological Forecasting and Social Change. — August 2020. — Vol. 157, Art. 120067; https://doi. org/10.1016/ j.techfore.2020.120067.
16. Agarwal S., Lenka U., Singh K., Agrawal V., Agrawal A. M. A qualitative approach towards crucial factors for sustainable development of women social entrepreneurship: Indian cases // Journal of Cleaner Production. — 2020. — Vol. 274, Art. 123135; https://doi.org/10.1016/jjclepro.2020.123135.
17. Как добиться успеха в Индии // Финансы и развитие. — 2019. — № 3; https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ fandd/2019/03/pdf/womens-entrepreneurship-in-India-mathew.pdf.
18. Manzanera-Roman S., Brandle G. Abilities and skills and abilities as factors explaining the differences in women entrepreneur; https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S2215910X16000021? token=8045F07E44ED16CA1B5921ED8548BB7329D9B96C83A98FE3 87F93D983E190CE7F52949A2A4DEECDAF6ED23AEE4DEF6BF.
19. Suarez-Ortega M., Galvez-Garcia R. Motivations and Determinants in Women's Entrepreneurship. Agender Perspective in Education and Professional Leadership; https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S1877042817302082?token=6F3FEFE3BCB802E3D4 E1937633F8F39358ADC01E7F6A65CCC6440F213D8960569C9DC886C35780982D395CE05304542B.
20. Perez-Perez C., Aviles-Hernandez M. Explanatory Factors from Woman Entrepreneurship and Limiting Elements; https://reader. elsevier.com/reader/sd/pii/ S2215910X15000531?token= 0B06ED7AAEE2F04956E875C1E2436E8F155157E2878122DD7673E37D708 25ACE8CECC90A7320AA16C7B788F8EF85FE09.
21. Blim M. Italian women after development: Employment, entrepreneurship, and domestic work in the Third Italy // The History of the Family. — July 2001. — Vol. 6. — N 2; https://doi.org/10.1016/S1081-602X(01)00072-0.
22.Hania U., Rahmaniyaa I. N., Setianinsiha S., Putria R. Ch. Indonesian Women's Entrepreneurship Models; https://reader.elsevier. com/reader/sd/pii/S2212567112003425?token= F3166AFE8392B652789B75E0680B72FAF3096835FB52652A7AEBBE7BACA512F219 7F5AE679D6AFCBF3E6A89D3DE0EB61.
23. Siri R. X., Ahmad S. Z., Leilanie M. N., Mohar Yu. Women Entrepreneurs: Making A Change from Employment to Small and Medium Business Ownership // Procedia Economics and Finance. — 2012. — Vol. 4; https://doi.org/10.1016/S2212-5671(12)00347-4.
24. Tahir M. W., Kauser R., Bury M., Bhatti J. Sh. Individually-led or female-male partnership models for entrepreneurship with the BISP support: The story of women's financial and social empowerment from Pakistan // Women's Studies International Forum. — May-June 2018. — Vol. 68; https://doi.org/10.1016Zj.wsif.2018.01.011.
25. Guzman J., Kacperczyk A. (Olenka). Gender gap in entrepreneurship // Research Policy. — September 2019. — Vol. 48. — N 7; https://doi.org/10.1016/jTespol.2019.03.012.
Kompetentnost / Competency (Russia) 8/2020 DCQCADfU 17
ISSN 1993-8780. DOI: 10.2441 1/1993-8780-2020-10802 nCOCnnCn 2 7
Women's Entrepreneurship in Russia & Abroad: Development Issues Overview
A.N. Shmeleva1, G.V. Plekhanov Russian University of Economics, Prof. Dr., [email protected] Kh. Algada2, G.V. Plekhanov Russian University of Economics, [email protected]
1 Professor, Entrepreneurship and Logistics Department, Moscow, Russia
2 Graduate Student, Entrepreneurship and Logistics Department, Moscow, Russia
Citation: Shmeleva A.N., Algada Kh. Women's Entrepreneurship in Russia & Abroad: Development Issues Overview, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2020, no. 8, pp. 20-27. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10802
key words
women's entrepreneurship, national regularities, gender asymmetry, gender specifics of doing business
References
We have discussed the concept of women's entrepreneurship from the perspective of Russian and foreign researchers, identifying national features and development problems. A survey of studies has shown that there are fewer differences in entrepreneurial activity between both genders than prevailing social stereotypes. We believe that an important step towards overcoming stereotypes is an appropriate state policy. This would help both women and men entrepreneurs to rethink stereotypes about business as an exclusively male sphere, on the limited opportunities for women to run a successful business, as well as expand the prospects for increasing the number of women in entrepreneurship, lead to a positive attitude of society and the state towards women entrepreneurs.
1. Usloviya truda i byta zhenshchin [Working and living conditions of women], Moscow, Respublikanskiy informatsionno-issledovatel'skiy tsentr Goskomstata Rossii, 1992, 511 P.
2. Natsional'nyy otchet Global'nyy monitoring predprinimatel'stva [National Report Global Entrepreneurship Monitor], Vysshaya shkola menedzhmenta. Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet; https:// gsom.spbu.ru/images/cms/menu/otchet_cor1_rgb.pdf.
3. RF Government Order of 8/03/2017 N 410-r On the Approval of the National Strategy for Action for Women for 2017-2022; https://rosmintrud. ru/docs/government/179.
4. Metodika rascheta Indeksa zhenskoy predprinimatel'skoy aktivnosti WBI [Methodology for calculating the WBI Women's Entrepreneurship Index]; https://nafi.ru/upload/iblock/ab7/ ab7a9bd1df9b19e29a7103f1684ee92f.pdf.
5. Analiticheskiy tsentr NAFI. Indeks zhenskoy predprinimatel'skoy aktivnosti. Volna 6 [Analytical Center NAFI. Women's Entrepreneurial Activity Index. Wave 6]; https://nafi.ru/analytics/indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-6-volna/.
6. Zhenshchiny-predprinimateli v Rossii nachali chashche poluchat' dopolnitel'noe obrazovanie [Women entrepreneurs in Russia began to receive additional education more often]; https://tass.ru/msp/7148587.
7. Komitet po razvitiyu zhenskogo predprinimatel'stva OPORA ROSSII. Shestaya volna WBI — 2019 god [Committee for the Development of Women's Entrepreneurship OPORA ROSSII. Sixth wave of the WBI — 2019]; http://womanopora.ru/proekty/indeks-zhenskoj-predprinimatelskoj-aktivnosti-(wbi)/.
8. Baskakova M.E. Gendernaya asimmetriya malogo biznesa (na primere Moskvy) [Gender asymmetry of small business (on the example of Moscow)], Mir novoy ekonomiki, 2019, no. 3; https://elibrary.ru/download/ elibrary_39565521_31965463.pdf.
9. Dheer R. J. S., Li M., Trevino L. J. An integrative approach to the gender gap in entrepreneurship across nations, Journal of World Business, 2019, vol. 54, no. 6, Art. 101004; https://doi.org/10.1016/j. jwb.2019.101004.
10. Komitet po razvitiyu zhenskogo predprinimatel'stva OPORA ROSSII [Committee for the Development of Women's Entrepreneurship OPORA ROSSII], Novye vozmozhnosti dlya zhenshchin-predprinimateley; http:// womanopora.ru/.
11. Mamaeva V.Yu. Trudovaya aktivnost' zhenshchin v usloviyakh formirovaniya rynochnykh otnosheniy: avtoref. diss. kand. ekon. nauk: 08.00.07 [Labor activity of women in the conditions of the formation of market relations: abstract of the dissertation of the candidate of economic sciences: 08.00.07], Ministerstvo obrazovaniya RF, Omsk, OGU, 1999, 22 P.
12. Mezentseva E.B., Khotkina Z.A., Malysheva M.M., Baskakova M.E., Nazarova I.B. Gendernye protivorechiya na rynke truda [Gender contradictions in the labor market], Moscow, Nauka, 2009.
13. Barsukova S.Yu. Neformal'naya ekonomika: ekonomiko-sotsiologicheskiy analiz [Informal economy: economic and sociological analysis], Moscow, GU — VShE, 2004.
14. Babaeva L.V., Chirikova A.E. Zhenshchiny v biznese [Women in Business], Sotsiologicheskie issledovaniya, 1996, no. 3, pp. 75-81.
15. Rosca E., Agarwal N., Brem A. Women entrepreneurs as agents of change: A comparative analysis of social entrepreneurship processes in emerging markets, Technological Forecasting and Social Change, 2020, vol. 157, Art. 120067; https://doi.org/10.1016Zj.techfore. 2020.120067.
16. Agarwal S., Lenka U., Singh K., Agrawal V., Agrawal A. M. A qualitative approach towards crucial factors for sustainable development of women social entrepreneurship: Indian cases, Journal of Cleaner Production, 2020, vol. 274, Art. 123135; https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020. 123135.
17. How to Succeed in India, Finance & Development, 2019, no. 3; https://www.imf.org/external/ russian/pubs/ ft/fandd/2019/03/pdf/womens-entrepreneurship-in-India-mathew.pdf.
18. Manzanera-Roman S., Brandle G. Abilities and skills and abilities as factors explaining the differences in women entrepreneur; https://reader. elsevier.com/reader/sd/pii/S2215910X16000021? token=8045F07E44ED16 CA1B5921ED8548BB7329D9B96C83A98FE387F93D983E190CE7F52949 A2A4DEECDAF6ED23AEE4DEF6BF.
19. Suarez-Ortega M., Galvez-Garcia R. Motivations and Determinants in Women's Entrepreneurship. Agender Perspective in Education and Professional Leadership; https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S187704 2817302082?token=6F3FEFE3BCB802E3D4E1937633F8F39358ADC01E7 F6A65CCC6440F213D8960569C9DC886C35780982D395CE05304542B.
20. Perez-Perez C., Aviles-Hernandez M. Explanatory Factors from Woman Entrepreneurship and Limiting Elements; https:// reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S2215910X15000531?token= 0B06ED7AAEE2F04956E875C1E2436E8F155157E2878122DD7673E37D7 0825ACE8CECC90A7320AA16C7B788F8EF85FE09.
21. Blim M. Italian women after development: Employment, entrepreneurship, and domestic work in the Third Italy, The History of the Family, 2001, vol. 6, no. 2, pp. 257-270; https://doi.org/10.1016/S1081-602X (01)00072-0.
22. Hania U., Rahmaniyaa I. N., Setianinsiha S., Putria R. Ch. Indonesian Women's Entrepreneurship Models; https://reader.elsevier.com/reader/sd/ pii/S2212567112003425?token= F3166AFE8392B652789B75E0680B72F AF3096835FB52652A7AEBBE7BACA512F2197F5AE679D6AFCBF3E6A8 9D3DE0EB61.
23. Siri R. X., Ahmad S. Z., Leilanie M. N., Mohar Yu. Women Entrepreneurs: Making A Change from Employment to Small and Medium Business Ownership, Procedia Economics and Finance, 2012, vol. 4, pp. 321-334; https://doi.org/10.1016/S2212-5671(12)00347-4.
24. Tahir M. W., Kauser R., Bury M., Bhatti J. Sh. Individually-led or female-male partnership models for entrepreneurship with the BISP support: The story of women's financial and social empowerment from Pakistan, Women's Studies International Forum, 2018, vol. 68, pp. 1-10; https://doi.org/10.1016/j.wsif.2018.01.011.
25. Guzman J., Kacperczyk A. (Olenka). Gender gap in entrepreneurship, Research Policy, 2019, vol. 48, no. 7, pp. 1666-1680; https://doi. org/10.1016/j.respol.2019.03.012.