Научная статья на тему 'Социально-экономические факторы повышения производительности труда в условиях инновационного развития'

Социально-экономические факторы повышения производительности труда в условиях инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
8
Поделиться
Ключевые слова
Инновационная модель развития экономики / человеческий капитал / качество рабочей силы / профессиональная подготовка / трудовые навыки / производительность труда. / Innovative model of economic development / human capital / workforce quality / training / labor skills / productivity.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чуланова З. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические факторы повышения производительности труда в условиях инновационного развития»

Чуланова З.К.

к.э.н., с.н.с. Института экономики Комитета науки МОН Республики Казахстан

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: Инновационная модель развития экономики, человеческий капитал, качество рабочей силы, профессиональная подготовка, трудовые навыки, производительность труда.

Keywords: Innovative model of economic development, human capital, workforce quality, training, labor skills, productivity.

В конце ХХ века с переходом к постиндустриальному обществу в мировом хозяйстве идет процесс формирования качественно новой модели экономики, характеризующейся более быстрым развитием информационных технологий относительно традиционных сфер экономики. В этих условиях конкурентные преимущества той или иной страны становятся все менее представленными природными ресурсами, а в значительно большей степени определяются уровнем применения высоких технологий и инноваций, основанных на знаниях.

Уже является аксиомой, что все наиболее развитые страны мира успешны в своем развитии за счет инноваций. В глобальной экономической конкуренции наибольшую выгоду получают страны, сумевшие своевременно использовать свои конкурентные преимущества, востребованные тенденциями мирового экономического прогресса, и обеспечивающие благоприятные условия для научных исследований и научно-технических разработок. Следует отметить, что 80-95% прироста ВВП развитых стран обеспечивается за счет новых знаний, материализованных в технике и высоких технологиях. При этом, к примеру, в странах ОЭСР расходы на инновации составляют на душу населения в среднем 700 долл. в год, в США, Японии, Финляндии - 1,1 тыс. долларов1.

Понятно, что достигнутый уровень развития инновационной сферы, создавая важную основу устойчивого экономического роста, определяет роль и место страны в мировом сообществе, равно как и степень обеспечения национальной безопасности. В свою очередь инновационное развитие экономики предполагает использование в производстве современных информационных технологий; наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание национальных информационных ресурсов; гибкую систему опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных кадров; ускоренную автоматизацию и компьютеризацию всех отраслей производства и сфер управления; создание и оперативное внедрение в практику инноваций различного функционального назначения2. К слову, в развитых странах 80-87% промышленных предприятий осуществляют разработку и внедрение технологических инноваций.

Модернизация промышленного производства, развитие новых технологий соответственно повышают требования к качеству рабочей силы. В этих условиях человеческий капитал, качество которого в аспекте интеллекта, образованности и квалификации играет главенствующую роль в создании конкурентоспособной экономики, становится резервом роста производительности труда и, как следствие, в значительной мере изменяет характер конкуренции на мировых рынках, определяя место страны в международном разделении труда. Вполне логично сказать, что, по сути, сегодня идет конкуренция человеческих потенциалов разных стран.

Все эти процессы сопровождаются изменением сложившейся структуры занятости, возникновением ее новых направлений и форм. Одновременно возрастающие требования к квалификации работников влекут за собой изменения в спросе на рынках труда. Как отмечают эксперты, ежегодно в мировом хозяйстве отмирает более 500 старых профессий и возникает более 600 новых. Наибольшим изменениям подвергаются квалификационные навыки в сфере технических профессий, управления и администрирования3. Менее всего квалификационные перемены за последние 50 лет отразились на сельскохозяйственном производстве. В современных условиях для развития профессиональных навыков как традиционных, так и новых специальностей, от работников изначально требуется более высокая квалификация, при этом большое внимание придается увеличению элементов творчества в трудовом процессе. Это связано с тем, что в условиях постиндустриальной экономики решающая роль принадлежит сфере интеллектуальных услуг, неразрывно связанной с материальным производством и непрерывно преобразующей его на основе информационных технологий.

Как показывает практика, современный рынок стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) испытывает определенный дефицит квалифицированной рабочей силы. Свидетельством несоответствия профессионально-квалификационной структуры потребностям рынка труда является наличие безработицы при имеющихся вакансиях.

1 Oecd main science and technology indicators. 2009. - April'

2 Мартынюк Е. А. Прикладные проблемы формирования инновационной экономики. - http://www.cfin.ru.

3 Инновационная экономика: занятость, трудовая мотивация, эффективность труда / Под ред. Чижовой Л.С. - М.: Экономика, 2011. - 430 с.

Согласно данным Росстата, среди безработных специалисты с высшим или средним профессиональным образованием в 2013 г. составили 36%. При этом, по сравнению с 2000 г. доля безработных с высшим профессиональным образованием увеличилась и составляет 15%, со средним профессиональным образованием - сократилась на 5 процентных пункта и составляет 21%1. В Казахстане, в 2013 году из общей численности безработных 23,9% составили лица с высшим образованием, 32,4% - со средним специальным, 42,2% имели среднее общее образование2. В Беларуси доля безработных с высшим образованием составила 11,1%, средним-специальным - 13,9%, профессионально-техническим -27,2%, общим базовым - 35,2% 3.

Следует отметить, что в странах ЕАЭС сравнительно высока самостоятельная занятость, в России около 19%, в Казахстане самозанятые составляют третью часть экономически активного населения. При этом 62% из них заняты на сельскохозяйственных работах, т.е. это в основном работники низкой квалификации. Естественно, что образовательный уровень трудовых мигрантов, представляющих в большинстве своем малоквалифицированную рабочую силу, находящую применение в сельском хозяйстве, строительстве, торговле, также не способствует повышению производительности труда, качества трудового потенциала страны.

В контексте того, что показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда, очевидна ее значимость в определении конкурентоспособности национальной экономики, т.е. она выступает как необходимое условие обеспечения роста производства и, в конечном итоге, благосостояния населения. Осознание актуальности этой проблемы в Казахстане предопределило принятие специальной Программы «Производительность 2020», направленной на содействие переходу республики на путь инновационного развития, основными задачами которой являются:

- модернизация предприятий - создание новых высокопроизводительных предприятий и конкурентоспособных производств;

- повышение уровня корпоративного управления путем внедрения современных управленческих и производст-

„4

венных технологий .

Исходя из сущности труда как процесса потребления рабочей силы и средств производства, все множество факторов, определяющих рост производительности труда, можно объединить в три основные группы: 1) факторы основного капитала; 2) социально-экономические факторы; 3) организационные факторы, составляющие в совокупности определенную систему, находящуюся в постоянном движении и взаимодействии.

Согласно цели данного аналитического исследования, более подробно рассмотрим группу социально-экономических факторов, где особую роль играют состав и качество рабочей силы, определяющиеся качественными характеристиками работников, уровнем их квалификационной подготовки, трудовой активности, творческой инициативы, мотивированности, системой ценностных ориентаций. В контексте этого, одним из ключевых элементов роста производительности труда является качественный человеческий капитал.

Реалии сегодняшнего дня показывают, что дефицит квалифицированных образованных кадров становится сдерживающим фактором повышения производительности труда и, как следствие, развития инновационных производств, повышающих конкурентоспособность сфер деятельности и регионов страны, вызывая тем самым, диспропорции в развитии экономики в целом. Это подтверждают и данные Отчета Всемирного экономического форума (ВЭФ) о мировой конкурентоспособности за 2014-2015 гг. В частности, по эффективности рынка труда казахстанский занимает достаточно высокую 15 позицию, благодаря таким составляющим как оплата труда и производительность (16 позиция), гибкость начисления зарплаты (20), наем на работу (22). Однако по таким показателям как профессионализм управления, способность страны удерживать таланты, кооперация труда и работодателя показатели достаточно низки -75, 71 и 49 позиции соответственно Россия по эффективности рынка труда находится на 45 позиции, занимая по оплате труда и производительности 24 место, гибкости начисления заработной платы - 28. По таким же показателям как влияние налогообложения на стимулы к работе, способность страны удерживать таланты, кооперация труда и работодателя страна занимает соответственно 115, 103, 89 позиции5. Беларусь в глобальный рейтинг конкурентоспособности не включена.

Это говорит о том, что на рынках труда пока еще не сформирован устойчивый спрос на высокообразованную квалифицированную рабочую силу.

Между тем, проблема недостаточного уровня квалификации и профессиональных навыков национальных кадров обострится в условиях функционирования ЕАЭС и вступления России и Казахстана в ВТО. Открытие национальных рынков для иностранной рабочей силы и компаний-работодателей неизбежно вызовет усиление конкуренции за высокооплачиваемые рабочие места с иностранными высокопрофессиональными специалистами. Учитывая современную непредсказуемость рынка труда, работники, выходящие на рынок труда или уже находящиеся там, должны быть готовы к приобретению новых навыков и уметь сравнительно быстро адаптироваться к изменениям сферы спроса на рабочую силу.

Ко второй группе факторов производительности примыкает третья группа факторов - организационные факторы, охватывающие целый комплекс действий по организации труда и управления, менеджмента персонала, оказы-

1 Федеральная служба Государственной статистики России. - http://www.gks.ru

2 Экономическая активность населения Казахстана / Агентство РК по статистике. - Астана, 2014.

3 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - http://www.belstat.gov.by

4 Программа «Производительность 2020», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан 14 марта 2011 года № 254. - adilet.zan.kz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 The Global Competitiveness Report 2014-2015. - www.weforum.org

вающих непосредственное влияние на рост производительности труда. Надо отметить, что казахстанский рынок труда испытывает определенный дефицит и в эффективных управленцах. Постоянно появляются новые модели бизнеса, для управления которым у имеющихся менеджеров не всегда достаточно соответствующего опыта.

В целом факторы роста производительности труда достаточно разнообразны, формируя в совокупности целостную систему, составляющие которой взаимодействуют, находясь в непрерывном движении. Важным моментом представляется то, что при переходе к инновационному развитию, они в большой степени находятся в зависимости от задач экономической политики страны.

Понятно, что производительность труда повышается при производстве конкурентоспособной экспортоориен-тированной продукции. Это, в частности, требует изменения отношения бизнеса и работников к труду, а именно: развитие бизнес-инициативы у производителей-собственников предприятий, нацеленность на расширение ассортимента производимой продукции и освоение новых рынков. Эффект же в этой сфере определяется в большой степени скоор-динированностью действий государства, бизнеса и общества.

Суть этого тезиса в следующем. Государство модернизирует инфраструктуру развития человеческого капитала -образование (в т.ч. профессиональное), здравоохранение, стимулирует рост демографических показателей, проводит эффективную внешнюю (привлечение высококвалифицированных специалистов) и внутреннюю миграционную политику; также совместно с бизнесом, гражданским сектором реализует идеологическую политику, направленную на развитие профессионализма, патриотизма, ответственности.

Бизнес, инвестируя средства в человеческий капитал, способствует его соединению со структурным капиталом и формированию интеллектуального капитала как эффективной составляющей повышения производительности труда. Большая роль в этом принадлежит развитию социальной ответственности бизнеса путем развития человеческих ресурсов через создание программ профессионального обучения и повышения квалификации.

Совершенно очевидно, что работники с более высоким уровнем образовательной подготовки быстрее осваивают новые навыки и становятся квалифицированными специалистами; они, как правило, отличаются более высокой организованностью и дисциплиной труда, в большей степени склонны к творческой инициативе. Несомненно, все это позитивно влияет на повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. В контексте этого ключевая роль принадлежит выработке новых подходов к профессиональному образованию, подготовке и переподготовке специалистов, в частности универсализации профессиональных навыков, отвечающих потребностям инновационной экономики.

К сожалению, следует констатировать тот факт, что система подготовки профессиональных кадров в республике отстает от принятых в мире современных стандартов, в связи с чем отечественная рабочая сила не конкурентоспособна в собственной стране по сравнению с привлекаемой извне иностранной, о чем свидетельствует значительная квота на привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов. Об этом же свидетельствуют достаточно низкие позиции стран в глобальном рейтинге конкурентоспособности ВЭФ по высшему образованию и профессиональной подготовке. Россия, занимая 39 позицию по высшему и образованию и профессиональной подготовке, отстает по таким показателям как качество менеджмента учебных заведений - 104, расширение подготовки кадров -89, качество системы образования - 841. Казахстан же, занимая 62 место по подиндексу высшего образования и профессиональной подготовки, по качеству системы образования стоит на 76 позиции.

Среди материально-технических факторов роста производительности труда особое место занимает развитие новых технологий и науки. Таким образом, наука приобретает статус непосредственной производительной силы, когда эффективность процесса производства, а это означает рост производительности труда, находится в прямой зависимости от использования результатов научных исследований.

На сегодня общемировая тенденция в развитии образования сводится к минимизации разрыва между образованием и производством. Следуя мировому опыту, вузы страны в целях усиления процесса взаимодействия образования, науки и производства переходят к модели исследовательского университета. Широкие возможности в этом направлении открывает Закон РК «О науке», определяющий понятие, задачи и права исследовательского университета. Реализация этого закона предполагает устранение противоречий между уровнем вузовской подготовки молодых специалистов и потребностью производства в действительно профессиональных кадрах, а также позволяет выстроить эффективную систему «вуз - наука - производство».

При этом надо отметить, что все изменения, положительно влияющие на материальные факторы производства, формируют потенциальные возможности для роста производительности труда. Реализация же их требует приложения направленных на результат усилий работника.

Наукоемкая экономика основывается на высококачественной системе образования. Зарубежный опыт показывает, что из кризисов быстрее выходили страны, где больше внимания уделялось инвестициям в образование, использовалась непрерывность обучения и творческое развитие личности. Совершенно очевидно, что формированию качественно новой рабочей силы должен соответствовать новый уровень качества образовательных услуг. Если в конце прошлого века наличие высшего образования было достаточным для 20-25 лет практического стажа работника, то сегодня период его наиболее эффективной деятельности составляет 5-7 лет, а в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, - 2-3 года2. Это говорит о необходимости изменения государственной политики, уделявшей приоритетное внимание обязательному школьному образованию, на образование в течение всей жизни.

1 The Global Competitiveness Report 2014-2015. - www.weforum.org

2 Better Skills, Better Jobs, Better lives. A strategic approach to skills policies. OECD, 2012. - 114 c.

Высшее образование все сильнее испытывает воздействие процессов глобализации, являющихся главным фактором интернационализации университетов, постоянно возрастает доля студентов, участвующих в международной мобильности. В этом аспекте Государственная программа развития образования РК на 2010-2020 годы предусматривает необходимость достижения 20%-ного уровня мобильности, которая обеспечивала бы максимальный доступ студентов как к отечественной, так и зарубежной научной и материально-технической базе. Повышение мобильности должно происходить через участие студентов в научных проектах и прохождения стажировок и практики в научных, учебных и производственных предприятиях членов ЕАЭС.

В Казахстане с целью интегрирования отечественной системы образования в международное образовательное пространство практикуется помимо прочего кредитная технология обучения. Расширяя процесс самостоятельной работы студентов в программе вузовского обучения, внедряемая технология определяет основы для нового подхода через совершенствование учебных планов, интегрированных программ обучения и научных исследований с перспективой обеспечения конкурентоспособности казахстанского образования и специалистов на мировом рынке.

Важнейшей задачей представляется использование в процессе обучения стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, предполагающих прежде всего формирование у студентов умения применять полученные знания на практике. Это предполагает помимо предметной составляющей образования, его метапредмет-ность, подразумевающую выработку навыков, которые обучающийся мог бы использовать при изучении любой другой дисциплины1. Такой подход способствует формированию у студента собственного мнения по различным вопросам, развитию творческого креативного мышления.

Следует отметить, что в Казахстане уже запущена инициатива по поддержке университетских технологических бизнес-инкубаторов, в рамках которых студенты, докторанты и молодые ученые смогут реализовать свои идеи и превратить их в коммерческие продукты. Наряду с этой программой позитивной представляется работа Ассоциации вузов Республики Казахстан по формированию специального инновационного фонда поддержки студенческого, молодежного инновационного бизнеса. Однако практика показывает, что для талантливой молодежи с ее научными, исследовательскими, практическими идеями, заслуживающими самого пристального внимания, становится проблематичным их внедрение в производство из-за отсутствия материальных ресурсов. В связи с этим особую значимость приобретает осуществление финансирования инновационной деятельности в университетах на всех уровнях - от развития инновационного потенциала и исследований, до коммерциализации технологий.

Международная практика показывает, что реализация крупных наукоемких проектов по приоритетным научным направлениям требует взаимодействия ведущих университетов, академической науки, отраслевых корпораций, международных партнеров. Эффективное их функционирование нуждается в институциональном оформлении организации образовательного процесса межвузовских программ подготовки специалистов.

В условиях инновационного развития важнейшей задачей становится формирование инновационно-креативных ресурсов как на уровне государства в целом, так и в отдельных предприятиях страны. Основой ведения бизнеса в новых условиях должны стать новое знание и творчество на всех этапах инновационной деятельности, начиная с поиска новых идей, создания и внедрения инновационных технологий до формирования комплексной системы организации труда и производства, подразумевающая инновационный подход к организации управления кадрами.

Практика показывает, что к инновациям более восприимчиво именно наукоемкое предприятие, изначально нацеленное на генерирование научных идей и изобретений. Соответственно, трудно переоценить роль тандема науки, образования и бизнеса в повышении эффективности производства и создании конкурентоспособной продукции. И превалирующая роль здесь отводится бизнес-структурам, поскольку именно они создают национальное богатство страны. В развитых странах более половины всего объема финансирования научных исследований приходится на частный сектор. В Японии и Германии - это 70% всех инвестиций в науку, Финляндии и Швеции - 65%, США - 64%.

Предпринимателям нового поколения предстоит сыграть важную роль в формировании инновационного настроя в обществе через разработку и реализацию различного рода программ по поиску и производству интеллектуально интересных продуктов с выходом на глобальные рынки. Однако на данный момент никуда не деться от того факта, что между бизнесом и наукой не наблюдается тесного сотрудничества с налаженными механизмами взаимодействия, что означает отсутствие реализации совместных проектов как в национальном, так и в масштабе ЕАЭС.

Для развития инновационных производств представляется важным скорейшее принятие закона о коммерциализации результатов научно-технической деятельности, что создаст благоприятные экономические условия для авторов и предприятий-инноваторов, регулирующих сферу интеллектуальной собственности, науки, инновационной деятельности. Кроме того, необходимо предусмотреть меры по подготовке специалистов в области коммерциализации технологий, менеджеров по лицензированию прав интеллектуальной собственности.

1 Образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения - условие становления наукоемкой экономики // Креативная экономика. 2011. - № 3 (51). - С. 102-111.