Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРИНАДЦАТОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА В КИТАЕ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРИНАДЦАТОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИНАДЦАТЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ТЕМПЫ РОСТА / СРЕДНЕЗАЖИТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ВОЕННАЯ РЕФОРМА / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягья Талие Саидовна

Сегодня Китай приступил к реализации основных направлений тринадцатого пятилетнего плана. Этот план знаменует смену модели экономического развития, означающую переход к инновационной экономике. В статье рассматриваются важнейшие социально-экономические аспекты тринадцатой пятилетки: рост ВВП, значительный рост благосостояния, инфраструктурное строительство и др. Кроме того, автор говорит о продолжении в этой пятилетке политики открытости и реформирования военной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF THE THIRTEENTH FIVE-YEAR PLAN IN CHINA

Today, China has embarked on the implementation of the main directions of the Thirteenth Five-Year Plan. This plan marks a change in the model of economic development, which means a transition to an innovative economy. The article discusses the most important socio-economic aspects of the Thirteenth Five-Year Plan: GDP growth, significant welfare growth, infrastructure construction, etc. In addition, the author speaks about the continuation of the policy of openness and reform of the military sphere in this five-year plan

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРИНАДЦАТОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА В КИТАЕ»

УДК 339.976

Т. С. Ягья

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРИНАДЦАТОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА В КИТАЕ

ЯГЬЯ Талие Саидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория». Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ». Ул. Проф. Попова, 5а, Санкт-Петербург, 197376, Россия. E-mail: talie2006@mail.ru.

Сегодня Китай приступил к реализации основных направлений тринадцатого пятилетнего плана. Этот план знаменует смену модели экономического развития, означающую переход к инновационной экономике. В статье рассматриваются важнейшие социально-экономические аспекты тринадцатой пятилетки: рост ВВП, значительный рост благосостояния, инфраструктурное строительство и др. Кроме того, автор говорит о продолжении в этой пятилетке политики открытости и реформирования военной сферы.

ТРИНАДЦАТЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН; ИННОВАЦИИ; ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ; ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ; ТЕМПЫ РОСТА; СРЕДНЕЗАЖИТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО; ВОЕННАЯ РЕФОРМА; ИНФРАСТРУКТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Китай, следуя плановому развитию построения коммунистического общества, с 2016 года вступил в тринадцатую пятилетку, которая определила основные направления социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы, реализация которых будет способствовать, прежде всего, выполнению намеченных целей и задач и, соответственно, приведет к еще более значительному экономическому росту страны. Следует особо подчеркнуть, что тринадцатый пятилетний план представляет новую концепцию развития, знаменует смену модели экономического развития. Это означает переход страны к инновационной экономике, к инновационному управлению, требующий определенного времени, в течение которого будут проходить сложные структурные изменения. Эти изменения связаны с неизбежным снижением темпов роста

до уровня, который определен руководством страны, а также с обеспечением должного уровня социальной стабильности. Таким образом, углубление реформирования рыночной системы, а также разработка и внедрение инноваций являются определяющими сторонами тринадцатой пятилетки, которые позволят вывести промышленное развитие, стимулируемое инновацией, на новый технологический уровень, а также повысить качество и эффективность экономического развития Китая. Руководство страны осознает необходимость в этой новой модели, которая отвечает новым поставленным целям и соответствующим задачам. Таким образом, структурное изменение экономики позволит реализовать поставленные масштабные экономические, социальные задачи, решать вопросы в сфере безопасности, инфраструктурном строительстве, обеспечивать качественный уровень жизни китайских людей. Опыт развития стран показывает, что структурное реформирование очень сложный и очень важный процесс для каждой страны. Так, например, российская экономика, подвергаясь продолжительным западным санкциям, сталкиваясь с падением мировых цен на нефть и с колебаниями валютного курса и пр., нуждается в изменении ее структуры.

Китайское руководство большое внимание уделяет основному макроэкономическому показателю страны - валовому внутреннему продукту (ВВП). Этот показатель определяет степень и уровень внутреннего экономического и социального развития страны и место ее в мировой экономике. Напомним, что пристальное внимание всей мировой общественности было приковано к Китаю, к его предыдущим пятилеткам, к валовому внутреннему продукту, к темпам его роста.

Поэтому важнейшим аспектом предстоящей пятилетки можно назвать стремительный рост валового внутреннего продукта, который к концу рассматриваемой пятилетки должен достичь 13,8 трлн. долл. США (90 трлн. юаней). Напомним, что в 2015 году ВВП составил 10,3 трлн. долл. США (67,67 трлн. юаней) [1]. Добиться такого роста ВВП возможно, как заявил председатель КНР Си Цзиньпин, лишь при темпах роста ВВП не ниже 6,5% годовых [2]. (Напомним, что в предыдущие годы пятилетки темпы роста доходили до 11%. Это соответствовало еще экстенсивному развитию). Следует отметить, что достижение поставленной задачи

предполагает, что экономика страны будет направлена на качественное, интенсивное развитие, а не на быстрые темпы экстенсивного роста. Такие процессы, как индустриализация и интеграция информационных технологий, разработка и реализация передовых производств и стратегических новых отраслей промышленности, а также структурная перестройка хозяйства страны в целом и модернизация всей экономики должны привести все народное хозяйство страны (промышленность, сельское хозяйство и остальные отрасли) к высокому технологичному уровню развития. Так, Китай за годы этой пятилетки в рамках проводимых структурных реформ экономики по сокращению избыточных мощностей в промышленности должен будет сократить объемы производства в сталелитейной и угольной промышленности. В ходе реализации этой программы по сокращению избыточных мощностей в промышленности лишатся рабочих мест примерно 1,8 миллиона человек. Властями предусмотрено создания специального фонда в размере 100 миллиардов юаней (15,3 миллиарда долларов), основная часть средств из которого будет направлена на помощь тем работникам, которые лишатся работы, станут безработными в процессе подобного сокращения [3].

Весьма существенным аспектом рассматриваемой пятилетки является ее инновационная составляющая, которая предполагает инновационную стратегию развития, дальнейшее поддерживание массового предпринимательства в надежде, что это должно привести к созданию новых технологий, инноваций, а также к инновационному вкладу в самые разные сферы жизнедеятельности для получения эффективных результатов, которые и приведут к планируемому ВВП. Таким образом, инновации станут для страны Китай движущей силой для дальнейшего ее развития и будут содействовать всем сторонам инновационной деятельности (институциональной, теоретической, технологической инновации). Так, известно, что программа тринадцатой пятилетки предполагает реализацию 160 крупных проектов, касающихся научных инноваций, структурной модернизации, инфраструктурного строительства, экологии и благосостояния населения [4]. К тому же, следует отметить, что в Китае, где успешно развивается рыночная экономика, в годы тринадцатой пятилетки будет постепенно внедряться

новая модель развития и использования человеческих ресурсов - так называемый инновационный тип управления, который исходит из того, что люди и их таланты являются наиболее ценными ресурсами организации, фирм. При этом управление человеческими ресурсами станет стратегической задачей организации. Заметим, что развитие человеческого потенциала превратится в статью инвестиций, а не затрат как в фирмах с технократическим типом управления. В основе инновационного типа управления лежат такие принципы, как ориентация на высококвалифицированную рабочую силу, непрерывность процесса повышения квалификации, гибкость системы организации труда. Таким образом, внедрение инноваций в различные сферы потребует и инновационного управления людскими ресурсами. Китаю нужно время как для развития и внедрения инноваций, так и для создания всех условий инновационной модели управления. По нашему мнению, за годы этой пятилетки Китай, китайское руководство справится с этим вопросом. Но успех его во многом будет определяться уровнем благосостояния в стране.

Поэтому, следующим важным аспектом тринадцатого пятилетнего плана нужно считать значительный рост благосостояния как одно из ключевых его социальных направлений. Этого можно достичь благодаря значительному росту экономики, обеспечивающего достижение запланированного ВВП. Следует подчеркнуть, что в двенадцатом пятилетнем плане было обращено внимание на увеличение доходов беднейших слоев населения страны, на борьбу с бедностью. Однако некоторое незначительное повышение уровня жизни людей в Китае к концу двенадцатой пятилетки спровоцировало рост стоимости рабочей силы, что заставило некоторые производства иностранных компаний перебазировать в соседние с КНР государства Юго-восточной Азии, с тем, чтобы быть более рентабельными и превратить Китай из страны с дешевой рабочей силой в мощный мировой научно-производственный центр.

В этой пятилетке ставятся такие задачи социальной направленности, как: удвоить доход и городского, и сельского населения страны, искоренить бедность, завершить построения среднезажиточного общество, общества среднего достатка. Это возможно будет осуществить благодаря достижению уровня ВВП в 90 триллионов юаней. Власти Китая

определили, что к 2020 году, т.е. к концу пятилетки, выведут из-за черты бедности 70 миллионов человек. Известно, что к началу 2015 года ежегодный доход китайцев, находившееся за чертой бедности (70,17 млн.) составлял 2300 юаней (376 долларов) [5]. Следует понимать, что «среднезажиточными» надо сделать не только тех, кто живет за чертой бедности, но и сотни миллионов бедных, которые расположились на условной шкале от среднезажиточности до нищеты. Не менее важным аспектом социального направления рассматриваемой пятилетки является реализация в полной мере политики второго ребенка в семье. Известно, что в конце семидесятых годов в Китае была внедрена политика «Одна семья - один ребенок». Фактически, это политика, направленная на сокращение рождаемости, абсолютно оправданная в сложившейся экономической ситуации в стране, привела к неоднозначным результатам. С одной стороны, население страны перестало расти огромными темпами, но с другой - это привело к растущему преобладанию мужчин над женщинами и стремительному старению и, конечно, к сокращению трудоспособного населения. Таким образом, подобная политика китайских властей привела и к таким демографическим проблемам, как гендерный дисбаланс и старение населения. Кстати, из-за старения населения Китай лишится одного из своих главных экономических преимуществ - дешевой рабочей силы. К концу 2016 года в Китае насчитывалось 230,86 миллиона жителей старше 60 лет, или 16,7% от общего населения. Количество людей старше 65 лет со 143 миллионов увеличилось до 150,03 миллиона, что составляет 10,8% населения. К тому же, общая численность трудоспособного населения в возрасте от 16 до 59 лет составила 907,47 миллиона человек, то есть 65,6% от общего населения. В 2015 году этот показатель составлял 66,3% [6]. За годы тринадцатой пятилетки эти проблемы китайским руководством должны быть разрешены. Реализация политики супружеским парам иметь двух детей позволит сохранить возрастной баланс населения и даст возможность противодействовать старению населения. Заметим, что отходить от политики планового деторождения в стране пока не собираются. Однако за годы этой пятилетки будет проводиться политика улучшения в сфере планирования семьи. При этом обращено внимание на улучшение сферы

здравоохранения в отношении матерей и детей, улучшена система регистрации новорожденных. По прогнозам властей Китая, к 2020 году население страны составит 1,42 млрд. человек [7].

Начатая в годы двенадцатой пятилетки военная реформа должна будет завершиться к 2020 году, т. е. к концу тринадцатого пятилетнего плана. Правительство КНР поставило ряд задач перед Министерством национальной обороны, которые должны способствовать всестороннему укреплению народно-освободительной армии Китая (НОАК). Поэтому военное реформирование является существенным аспектом социально-экономического развития пятилетнего плана. Прежде всего, военная реформа направлена на увеличение боеспособности армии и качества армии, разработку новых технологий и видов оружия. Для решения этого ставятся такие задачи, как укрепление национальной обороны, развитие науки и техники, подготовка кадрового состава для управления войсками, обновление материально-технического обеспечения, повышение военного потенциала путем проведения совместных учений с другими странами, активное участие в международных операциях по поддержанию мира, оптимизация размеров и структуры сил и др. Эти, запланированные правительством задачи, должны быть выполнены к 2020 году. До начала реформирования было сокращено количество военных округов (вместо семи стало пять), вместо ликвидированных четырех военных ведомств были созданы пятнадцать отделов, подчиняющихся напрямую ЦВС (центральному военному совету - государственный орган) КНР. Этому государственному органу подчиняются подразделение национальной обороны, подразделение обновления вооружений и подразделение политической работы. Стоит отметить, что главные решения в вооруженных силах Китая принимаются государственным органом ЦВС и все действия армии подчиняются и контролируются ЦК КПК и партийным органом - Военным советом ЦК КПК. Таким образом, НОАК признает главенствующую роль партии в принятии решений. Военная реформа предполагает сокращение численности армии и, прежде всего, за счет уменьшения численности войск с устаревшей военной техникой. Так, уже к концу 2017 года ее численность составит 2 миллиона человек [8, с. 80-83]. Руководство КНР уделяет огромное внимание развитию и

модернизации вооруженных сил, что подтверждает увеличение военного расхода страны уже на протяжении нескольких последних лет. Так, в 2017 году военный бюджет страны вырастет на 7 %, что составит 1,3% от ВВП страны [9]. Это позволит более ускоренными темпами разрабатывать и внедрять инновации в военной отрасли. Си Цзиньпин подчеркнул особую важность инноваций для строительства эффективных сил стратегической поддержки как новый род войск, состоящий из космических войск, войск электронной борьбы и интернет-войск [10]. Проведение военной реформы требует колоссальных средств: денежных, финансовых. И это подтверждает, по нашему мнению, правильность курса страны на переход к новой модели развития страны, направленной на интенсивное, инновационное развитие, что позволит стране достичь намеченного ВВП, и, таким образом, успешно завершить все проводимые реформы.

Вопросы экологии были подняты еще в двенадцатой пятилетке. Серьезнейшая проблема в Китае и, особенно в северной части страны -загрязненный воздух, основными причинами которого являются значительное использование угля и стремительное развитие автомобильного транспорта. Поэтому, в 2013 году руководство страны разработало и опубликовало план действий по контролю загрязнения воздуха и воды. В частности, была объявлена кампания по борьбе с недостоверными данными о качестве воздуха, и власти страны в ходе ее обвинили чиновников в предоставлении данных, не соответствующих государственным стандартам. Итак, поднятые экологические проблемы не могли быть разрешены немедленно, в одночасье, поэтому тринадцатая пятилетка пронизана дальнейшими идеями и мерами по экологическому развитию. Так, властями планируется сократить потребление угля на 160 миллионов тонн, что снизит уровень загрязнения воздуха [5], а также ожидается в период тринадцатой пятилетки проведение большого количества мер по уменьшению выбросов углекислого газа. Власти намерены больше использовать энергию ветра, солнца, ядерную энергетику, энергетическое сырье из биомассы. Кроме того, энергетическая, химическая и сталелитейная промышленность станут объектом контроля по выбросу углеводородов. Сказанное свидетельствует о том, что экологические вопросы представляют весомый аспект в

социально-экономическом развитии страны, обеспечивающий комфортную жизнь китайскому населению.

Важным аспектом тринадцатого пятилетнего плана можно считать развитие инфраструктурного строительства, способствующего дальнейшему социально-экономическому развитию страны. В качестве инфраструктурного строительства выделяется долгосрочный проект строительства «Экономического пояса Шелкового пути», реализация которого рассчитана на 30 лет, но он уже входит в этот тринадцатилетний план развития страны. Реализация инфраструктурного строительства в Азии будет финансироваться за счет Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Банка развития БРИКС и Фонда Шелкового пути и создаст современные зоны международного сотрудничества в Центральной Азии, на Дальнем Востоке России, а также вдоль всего Шелкового пути вплоть до Европы. В целом, проект направлен на модернизацию развития Северо-Востока и Северо-Запада Китая, путем перенесения в эти регионы крупных производств из восточных прибрежных регионов страны, и совершенствование инфраструктуры в этих регионах.

Провозглашенная ранее политика открытости своей экономики внешнему миру продолжится и в тринадцатой пятилетке, в том числе и в таких традиционно закрытых отраслях, как электроэнергетика, нефтегазовая, телекоммуникация. Причем привлечение иностранных инвесторов будет осуществляться путем установления более прозрачных правил ведения бизнеса. Кроме того, китайское руководство будет поддерживать инвестиции своих компаний в иностранные. В целом, можно сказать, что государственный пятилетний план развития страны нацелен на качественное развитие экономики страны КНР. Китай уверенно идет по пути мирного развития и наращивает все большее влияние в глобальной экономике, привлекая к себе всеобщее внимание международного сообщества, в том числе и Россию - близкого соседа и стратегического партнера. Таким образом, продолжение открытой политики, и, соответственно, открывшиеся новые возможности для России представляют существенный аспект тринадцатилетнего плана социально-экономического развития. Поэтому можно говорить, что тринадцатая пятилетка предоставляет новые возможности для нашей страны - России.

Во-первых, тринадцатая пятилетка - это период и реализации соглашения о сопряжении ЕАЭС, и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Причем и КНР, и Россия уже создали механизм по координации сотрудничества по сближению двух этих проектов. И уже началась работа по таким конкретным направлениям сотрудничества, как финансы, инвестиции, энергетика и инфраструктура. Во- вторых, тринадцатая пятилетка Китая даст двум партнерам: и Китаю, и России новые возможности сотрудничества и, прежде всего, в энергетике. Речь идет о прокладке новых трубопроводов, поставке электроэнергии, нефти и газа, строительстве АЭС. Так, «Роснефть» заключила с China National Chemical Corporation новый годовой контракт на поставку нефти. Важным направлением сотрудничества этих двух стран станет сфера высоких технологий: космос, транспортная инфраструктура, «зеленая энергетика». Как раз сопряжение ЕАЭС и китайской концепции «Экономический пояс Шелкового пути» будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры. Однако речь уже идет не только о строительстве дорог, но и других крупных экономических проектах. Шелковый путь затрагивает интересы всех членов ЕАЭС и, поэтому можно говорить уже, что процесс сближения ЕАЭС и Шелкового пути вышел на финишную прямую. Так, например, активно обсуждаются инвестпроекты в области сельского хозяйства, а также вопросы взаимного экспорта рыбо- и морепродукции, экспорта российского мяса птицы и субпродуктов. К тому же Россия увеличивает объем поставок по российско-китайскому нефтепроводу, продолжается возведение нефтеперерабатывающего Тяньцзииньского завода и газопровода «Сила Сибири». Эти проекты реализуются и достигнут полной мощности в 2020 году. Китайская сторона расширяет участие в крупнейшем в России проекте по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ». В целом, можно полагать, что в процессе стремительного развития экономики Китая и реализации задач тринадцатилетнего плана будут создаваться новые возможности для расширения сотрудничества российских и китайских предприятий в области высоких технологий. Известно, что готовятся новые проекты в области космонавтики, авиации, ядерной энергетики, а также в сфере сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды. Для

России важным будет участие китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока. Таким образом, по нашему мнению, сохранение на уровне примерно 6,5 % темпов роста китайской экономики, позволит стране Китай достичь поставленных целей и задач тринадцатилетнего плана, а также во многом определять перспективы мирового хозяйства. И каждая страна, в том числе и Россия, может связывать перспективы своего экономического развития с перспективами китайской экономики.

Можно с уверенностью сказать, что все устремления Китая по реализации тринадцатилетнего плана развития страны находятся под контролем КПК и будут обязательно выполнены. Тем более, Китай в ходе этой пятилетки, как и в предыдущие, следует линии партии, руководства страны, позиции народа, верховенства закона. А это - есть гарантия успеха в реализации поставленных задач. Став второй экономикой мира Китай вот уже более 38 лет демонстрирует всему миру свои социально-экономические достижения и всеми своими действиями показывает, что не собирается сдавать свои позиции, а будет добиваться еще больших успехов, идти дальше в своем социально-экономическом развитии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Китай определил задачи в экономике на 2016 год и XIII пятилетку - РИА Новости - [Электронный ресурс] -https://ria.ru/economy/20160305/1385131917.html.

2. Си Цзиньпин: экономика Китая остается устойчивой - РИА Новости -[Электронный ресурс] - https://ria.ru/economy/20151118/1323298283.html.

3. Провинция Гуйчжоу в КНР закроет 510 угольных шахт - РИА Новости -[Электронный ресурс] - https://ria.ru/economy/20160305/1385187510.html.

4. Сюй Шаоши рассказал об основных моментах 13-й пятилетней программы социально-экономического развития Китая - Russian.people.cn - [Электронный ресурс] - http://russian.people.com.cn/n3/2016/0306/c31521-9025929.html.

5. 13-я пятилетка Китая: темпы роста экономики - главная задача - Китая -Русская весна - [Электронный ресурс] - http://rusvesna.su/economy/1445922496.

6. Население Китая в 2016 году выросло до 1,382 миллиарда человек - РИА Новости - [Электронный ресурс] -https://ria.ru/world/20170120/1486095090.html.

7. Численность населения КНР к 2020 году увеличится до 1,42 млрд человек -ТАСС - [Электронный ресурс] - http://tass.ru/obschestvo/2719365.

8. Качалин О.В., Ильина Е.В., Ягья Т.С. Военная реформа в тринадцатой пятилетке КНР // В сб. науч. тр. 19-й междунар. науч.-практ. конф. «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (15-16 мая 2017 г.) / под ред. Н.И. Диденко. - Изд-во Политех. ун-та, СПб: 2017. - 564 с.

9. Военный бюджет Китая в 2017 году вырастет на 7% - РИА Новости -

14 4

[Электронный ресурс] - https://ria.ru/world/20170306/1489336783.html.

10. - Синьхуа - [Электронный

ресурс] - http://news.xinhuanet.com/politics/2016-08/29/c_1119474761.htm.

YAGYA Talie S. - St.-Petersburg State Electrotechnic University. Prof. Popova Str., 5a. St. Petersburg. Russia. E-mail: talie2006@mail.ru.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF THE THIRTEENTH FIVE-YEAR PLAN IN CHINA

Today, China has embarked on the implementation of the main directions of the Thirteenth Five-Year Plan. This plan marks a change in the model of economic development, which means a transition to an innovative economy. The article discusses the most important socio-economic aspects of the Thirteenth Five-Year Plan: GDP growth, significant welfare growth, infrastructure construction, etc. In addition, the author speaks about the continuation of the policy of openness and reform of the military sphere in this five-year plan

THIRTEENTH FIVE-YEAR PLAN; INNOVATIONS; INNOVATIVE DEVELOPMENT STRATEGY; GROSS DOMESTIC PRODUCT; GROWTH RATES; A MODERATELY PROSPEROUS SOCIETY; MILITARY REFORM; INFRASTRUCTURE CONSTRUCTION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.