Научная статья на тему 'КИТАЙСКАЯ ЭКОНОМИКА СЕГОДНЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ'

КИТАЙСКАЯ ЭКОНОМИКА СЕГОДНЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЯТИЛЕТКА / FIVE-YEAR PLAN / НАПРАВЛЕНИЯ / DIRECTIONS / ЗАДАЧИ / OBJECTIVES / ИТОГИ / RESULTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУКА / SCIENCE / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL SECURITY / ЛИКВИДАЦИЯ БЕДНОСТИ / POVERTY ERADICATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аносова Людмила Александровна

Со дня провозглашения Китайской Народной Республики прошло 68 лет. В историческом плане это очень небольшой период. Но за этот период произошли огромные изменения в стране. Уже в первые годы существования КНР были проведены социально-экономические мероприятия, направленные на развитие сельского хозяйства, изменение форм собственности, проведение индустриализации и другие, позволившие в дальнейшем превратить Китай в мощное и сильное государство. Основная задача текущей пятилетки состоит в улучшении жизни населения страны, построении общества «малого благоденствия» («сяокан»), т. е. ликвидации бедности. Основной девиз пятилетки - экономия и качество. Цель. Анализ прошедших реформ и преобразований, способствующих достижению высоких темпов развития экономики, науки, техники, культуры, образования, обороны и улучшению благосостояние своего населения. Задачи. Выявить основные проблемы и риски, противодействующие устойчивому социально-экономическому развитию Китая. Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания, фактологической базой послужили материалы партийных съездов, сессий Госсовета КНР и официальной китайской статистики. Выводы. Достижения, а также трудности и проблемы в Китае 12-й пятилетки (2010-2015 гг.) плавно перешли в последующую 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.). Поэтому Китаю предстоит решать чрезвычайно сложные проблемы модернизации страны и социальных преобразований, чтобы добиться построения общества «малого благоденствия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Chinese Economy Today: Achievements and Challenges

It has been 68 years since the establishment of the People’s Republic of China (PRC). From a historical perspective, although this is a very short period, the country saw fundamental changes during this timeframe. Socio-economic measures taken in the PRC’s early years focused on promoting agriculture, changing forms of ownership, and industrialization. These measures transformed China into a strong and powerful state. The main aim of the current five-year period is to improve the population’s living conditions and build a “moderately prosperous society” (“xiaokang”) by eradicating poverty. The motto of the current period is conservation and quality. Aim. This study aims to analyze the reforms and transformational changes facilitating rapid development of the PRC‘s economy, science, technology, culture, education, and military defense, as well as improving the population’s well-being. Tasks. It identifies major problems and risks that hinder China’s sustainable socio-economic development. Methods. This study uses general methods of scientific cognition. Minutes of party conventions, sessions of the State Council of the PRC, and official Chinese statistics serve as its factual base. Conclusion. China has carried over the achievements, challenges, and problems of the twelfth five-year period (2010-2015) into the thirteenth five-year period (2016-2020). To build a “moderately prosperous society,” the country now faces extremely difficult issues of modernization and social reform.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКАЯ ЭКОНОМИКА СЕГОДНЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ»

Китайская экономика сегодня: достижения и проблемы

The Chinese Economy Today: Achievements and Challenges

УДК 338(510)

m со с 0.

ш с;

О

О. С ш !û

с;

с >

I-<

Аносова Людмила Александровна

начальник Отдела общественных наук РАН — заместитель академика-секретаря ООН РАН по научно-организационной работе (Москва), доктор экономических наук, почетный профессор СПбУТУиЭ 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32, лит. А

Lyudmila A. Anosova

Social Sciences Division of the Russian Academy of Science Leninskiy Ave 32/A, Moscow, Russian Federation, 119991

Со дня провозглашения Китайской Народной Республики прошло 68 лет. В историческом плане это очень небольшой период. Но за этот период произошли огромные изменения в стране. Уже в первые годы существования КНР были проведены социально-экономические мероприятия, направленные на развитие сельского хозяйства, изменение форм собственности, проведение индустриализации и другие, позволившие в дальнейшем превратить Китай в мощное и сильное государство. Основная задача текущей пятилетки состоит в улучшении жизни населения страны, построении общества «малого благоденствия» («сяокан»), т. е. ликвидации бедности. Основной девиз пятилетки — экономия и качество.

Цель. Анализ прошедших реформ и преобразований, способствующих достижению высоких темпов развития экономики, науки, техники, культуры, образования, обороны и улучшению благосостояние своего населения. Задачи. Выявить основные проблемы и риски, противодействующие устойчивому социально-экономическому развитию Китая. Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания, фактологической базой послужили материалы партийных съездов, сессий Госсовета КНР и официальной китайской статистики. Выводы. Достижения, а также трудности и проблемы в Китае 12-й пятилетки (20102015 гг.) плавно перешли в последующую 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.). Поэтому Китаю предстоит решать чрезвычайно сложные проблемы модернизации страны и социальных преобразований, чтобы добиться построения общества «малого благоденствия». Ключевые слова: пятилетка, направления, задачи, итоги, инновации, образование, наука, население, социальное обеспечение, ликвидация бедности

It has been 68 years since the establishment of the People's Republic of China (PRC). From a historical perspective, although this is a very short period, the country saw fundamental

changes during this timeframe. Socio-economic measures taken in the PRC's early years focused on promoting agriculture, changing forms of ownership, and industrialization. These measures transformed China into a strong and powerful state. The main aim of the current five-year period is to improve the population's living conditions and build a "moderately prosperous society" ("xiaokang") by eradicating poverty. The motto of the current period is conservation and quality. Aim. This study aims to analyze the reforms and transformational changes facilitating rapid development of the PRC's economy, science, technology, culture, education, and military defense, as well as improving the population's well-being.

Tasks. It identifies major problems and risks that hinder China's sustainable socio-economic development.

Methods. This study uses general methods of scientific cognition. Minutes of party conventions, sessions of the State Council of the PRC, and official Chinese statistics serve as its factual base.

Conclusion. China has carried over the achievements, challenges, and problems of the twelfth five-year period (2010-2015) into the thirteenth five-year period (2016-2020). To build a "moderately prosperous society," the country now faces extremely difficult issues of modernization and social reform. Keywords: five-year plan, directions, objectives, results, innovations, education, science, population, social security, poverty eradication

Китайская Народная Республика (КНР) была провозглашена 1 октября 1949 г. Прошедшие с тех пор 68 лет — небольшой по продолжительности период в жизни китайского народа, но за это время в стране произошли огромные изменения. Уже в первые годы существования КНР были предприняты меры, направленные на развитие сельского хозяйства, изменение форм собственности, проведение индустриализации и другие, позволившие в дальнейшем превра-

тить Китай в мощное и сильное государство. В марте 2016 г. состоялась 4-я сессия ВСНП 12-го созыва, на которой были подведены итоги выполнения 12-й пятилетки и утверждены основные показатели народно-хозяйственного и социального развития страны на 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.), основная задача которой — улучшение жизни населения страны и построение общества «малого благоденствия» («сяокан»), т. е. ликвидация бедности. Надо иметь в виду, что китайские пятилетние планы принципиально отличаются от советских пятилеток, так как представляют собой распределение бюджетных средств и обозначение направлений, заданий, приоритетных сфер для капиталовложений, рыночного прогноза.

Несмотря на некоторое снижение среднегодовых темпов роста ВВП с традиционных 8-10 до 6,9% в 2015 г., объем ВВП Китая в 2015 г. составил более 10 трлн долл. США (или 67,7 трлн юаней) [1, с. 11]. Это означает, что к концу 2015 г. были достигнуты основные цели 12-й пятилетки, состоявшие в ускорении трансформации форм экономического развития и урегулировании экономической структуры, продолжении индустриализации и информатизации, преобразовании и активном развитии промышленности, новых стратегических производств, различных отраслей сервиса, урбанизации поселочного типа, инфраструктурного строительства, модернизации сельского хозяйства, осуществлении общей стратегии регионального развития и основных функциональных зон, постепенном переходе на равномерное предоставление основных социальных услуг, стимулировании позитивного взаимодействия города и деревни, а также регионов и др.

В этот период большое значение придавалось экономии ресурсов, энергосбережению, ресурсоуправлению, охране пахотных земель и окружающей среды, форсированию экостро-ительства, увеличению лесных резервов и созданию системы предупреждения стихийных бедствий наряду с минимизацией их последствий. В 12-й пятилетке было значительно расширено строительство гидротехнической инфраструктуры, повышен уровень орошения основных сельхозугодий и эффективного использования водных ресурсов, а также проведены противопаводковые мероприятия.

В целях улучшения жизни народа были приняты меры по созданию равных условий трудоустройства, увеличению занятости в городах и поселках; усовершенствована система распределения; повышены трудовое вознаграждение и производительность труда; снижены доходы руководящих кадров государственных предприятий и финансовых структур. Были приняты меры по расширению охвата насе-

ления системами страхования по старости, ^

гарантированного медобслуживания и меди- |

цинского страхования. Гарантировалась ком- °

пенсация за изымание коллективных земель- °

ных участков на селе и была оказана помощь ®

нуждающимся районам. В 2015 г. ожидаемая ^

средняя продолжительность жизни в Китае ^

составила 76,3 года, а продолжительность об- ^

разования в большинстве провинций увеличи- ^ лась до 10-12 лет [Там же, с. 7].

Особое внимание уделялось осуществлению ^

макрорегулирования и макроконтроля, в том °

числе регулированию соотношения планово- с

го и непланового развития экономики, осу- з

ществлению экономической реструктуризации, ^

управлению инфляционными ожиданиями, ^

уровнем цен, финансовой политике и контро- £

<

лю за ее реализацией, сокращению финансового дефицита и масштабов госзаймов. Были активизированы реформы в финансовой, налоговой и банковской системах.

В целях гармоничного развития экономики в прошедшую пятилетку были усилены государственное регулирование и контроль над ценами. Были приняты меры по расширению внутреннего спроса, такие как стимулирование потребительского спроса населения; соблюдение рациональных масштабов инвестиций при условии оптимизации их структуры; увеличение общего объема капиталовложений в основные фонды, финансирование важнейших народнохозяйственных объектов, развитие гидротехнических сооружений, сельскохозяйственной и деревенской инфраструктуры, образование и здравоохранение, инновации, экоохрану, социально-экономическое развитие центральных и западных регионов. Были также приняты меры по стимулированию устойчивого роста общественных инвестиций и оптимизации их структуры, повышению качества эффективности капиталовложений и регулированию функционирования экономики. Укрепилась материально-техническая база развития сельского хозяйства и села, увеличились доходы крестьян. Для этого были проведены мероприятия по созданию зон высокоурожайного производства зерна, увеличены денежные премии и субсидии.

Значительные успехи были достигнуты в развитии инфраструктуры сельского хозяйства и села, особенно в области гидромелиорации, газификации, электрификации и улучшении производственно-бытовых условий, в том числе обеспечение безопасной питьевой водой (большая проблема для Китая), увеличено строительство шоссейных дорог, продолжено осуществление программы по переводу кочевников на оседлый образ жизни. Были приняты меры по наращиванию комплексных производственных мощностей аграрного сектора,

^ стабилизации посевных площадей, повышению | урожайности; развитию северо-восточного ре° гиона страны по производству короткозерного о риса, кукурузы и баз по обеспечению овоща® ми крупных городов. Увеличены инвестиции

к

^ в сельскохозяйственные научные исследования ^ и внедрение в производство научных дости-

2 жений. Усилен контроль за качеством и без-^ опасностью сельхозпродукции.

Были повышены минимальные закупочные ^ цены на основные сорта зерновых; расширены ° и увеличены сельскохозяйственные дотации и с урегулированы цены на химические удобре-

3 ния, дизельное топливо и другие средства сель-^ хозпроизводства с комплексными дотациями § на них. Интенсивно развивалась переработка ^ сельскохозяйственной продукции; росла уездная экономика, улучшилась профессиональная подготовка и трудоустройство сельскохозяйственных рабочих, защита их прав и интересов, а также дальнейшее развитие получила сфера услуг на селе.

Были приняты меры по совершенствованию конкурентоспособной производственной структуры; разработаны средне- и долгосрочная программы по строительству важнейших объектов научно-технической инфраструктуры, реализации важнейших специальных научно-технических программ, проведению образцово-показательных экспериментов по созданию городов инновационного типа, а также различных инновационных проектов, включая строительство широкополосного Интернета, создание интегральных схем, плоских дисплеев, объектов космической инфраструктуры, производство самолетов для местных авиалиний и универсальных самолетов, а также по вводу в эксплуатацию важных образцовых объектов, призванных обеспечить охрану здоровья всего народа. Проведена реконструкция ряда предприятий. Большое внимание уделялось оптимизации размещения производственных сил в важнейших отраслях, таких как производство чугуна и стали, нефтехимическая промышленность, цветная металлургия, судостроение и т. п., а также созданию современных кластеров по производству оборудования, производству автомобильных деталей и запчастей, для различных отраслей промышленности.

Был взят курс на создание крупных производств путем слияния и реорганизации предприятий. В результате значительно увеличились темпы роста в промышленности, которые значительно превысили среднегодовые темпы роста ВВП. С 2011 г. к крупным предприятиям относятся предприятия с ежегодным объемом продаж свыше 20 млн юаней в год (ранее 5 млн юаней) и вложениями в основные фонды свыше 5 млн юаней (ранее 500 000 юаней).

Большие успехи были достигнуты в области энергетики [2, с. 65].

Увеличилась прибыль в добыче нефти, природного газа и железной руды. Возросло производство природного газа, электроэнергии, стали, цветных металлов и цемента, высокотехнологичной продукции, хлопка, сахара. В соответствии с планом возросла протяженность эксплуатируемых железных и шоссейных дорог, в том числе высокоскоростных.

Большое значение придавалось оптимизации архитектоники регионального развития, повышению ее гармоничности и уровня урбанизации. В рамках решения этой задачи было начато масштабное освоение западной части страны, в том числе развитие инфраструктурного и экологического строительства, лидирующих специфических производств, создание государственных приоритетных экспериментальных зон по освоению и расширению открытости, суперактивное развитие Тибета, районов компактного проживания тибетцев в четырех провинциях и Синьцзяне, а также реализация образцового проекта в области экологической культуры западных районов.

В северо-восточных районах страны шло активное создание оптимальной производственной структуры и усиленное инновационное развитие, дальнейшее строительство основных функциональных зон, а также процесс урбанизации. Осуществлялось улучшение системы основных социальных услуг, механизма социального управления и улучшения качества жизни народа. Главное для Китая — трудоустройство населения. Поэтому было взято направление на развитие трудоемких производств, мелких предприятий, индустрии сервиса, домашний сервис, самостоятельное предпринимательство и самостоятельный поиск работы; совершенствование механизма обеспечения нормального роста заработной платы рабочих и служащих предприятий, прежде всего рабочих из деревни; уменьшение налогового бремени людей среднего и низкого достатка, совершенствование политики двойственного регулирования и контроля применительно к общему объему заработной платы и к ее нормам в высокодоходных отраслях; перестройку системы медобслуживания, фармацевтики и здравоохранения.

Основное внимание правительства КНР было сосредоточено на стратегическом развитии государственного сектора экономики, создании механизма рационального перемещения госактивов, развитии крупных корпораций и крупных объединений предприятий, обладающих международной конкурентоспособностью, углублении реформы электроэнергетики, нефтяной промышленности, солепромышленности и других отраслей; дальнейшем

развитии системы совместного развития различных секторов экономики при доминанте общественного сектора; реформе цен на ресурсную продукцию и экоохранной платы, совершенствовании механизма ценообразования на электроэнергию, вырабатываемую на ГЭС и АЭС, а также на возобновляемые энергоресурсы.

Как и в предыдущие годы, большое внимание уделялось реализации взаимовыгодной стратегии открытости, расширению пространства международного экономического сотрудничества, в том числе рыночной диверсификации, расширению внешнего спроса, трансформации и эскалации давальческой торговли, экспорту комплектного оборудования, культурной продукции, программного обеспечения и других товаров и услуг с более высоким потенциалом, подрядам на зарубежные сервисные работы, ограничению экспорта ресурсной продукции, а также продукции с высокими энергозатратами и большими выбросами загрязняющих веществ, импорту передового технического оборудования, ключевых деталей и узлов, энергетических ресурсов и сырья, продукции, произведенной с экономией энергоресурсов и соблюдением норм охраны окружающей среды, улучшению многосторонних и двусторонних отношений.

Особое внимание уделялось эффективности использования иностранного капитала. С этой целью были разработаны «Инструктивный перечень отраслей для инвестиций зарубежных предпринимателей» и «Перечень приоритетных отраслей для инвестиций зарубежных предпринимателей в центральных и западных районах», призванные активизировать приток иностранных инвестиций в высокотехнологичные сектора обрабатывающей промышленности, высокотехнологичные производства, современный сервис, энергоэкономные и эко-охранные производства, реорганизацию и реконструкцию отечественных предприятий.

В целях увеличения открытости внешнему миру руководство страны призывало придерживаться стратегии «выхода за рубеж»:

• совершенствовать финансово-налоговые, финансово-банковские и страховые установки по поддержке предприятий;

• расширять использование китайских юаней в трансграничной торговле и инвестициях;

• совершенствовать механизм предотвращения рисков за рубежом;

• стимулировать сотрудничество с заграницей по линии энергетических и минеральных ресурсов, в сфере сельского хозяйства;

• отлаживать работу по оказанию экономической помощи другим странам.

Это был новый этап в расширении экономических связей внутренних районов страны

с Сянганом и Аомэнем, имеющим большое ^

значение как международного финансового, |

торгового центра и центра морских и воздуш- °

ных перевозок, имеющего огромное междуна- ° родное влияние в финансовом мире.

Выполнение плановых задач было возможно ^

только при углублении реформы налогово-фи- ^

нансовой, банковской и инвестиционной сис- ^

тем, в том числе совершенствовании финансо- ^

вой системы трансфертных платежей, увели- з

чении масштабов и пропорций трансферта по ^

обычным статьям, оздоровлении механизма °

обеспечения основных финансовых возмож- с

ностей на уровне уездов, улучшении системы з

управления бюджетом, повышении открытости ^

и бюджета; расширении сферы охвата рефор- ^

мой налогов на ресурсы; развертывании экс- £

<

периментального реформирования взимания налога на добавленную стоимость в сферах услуг производственного назначения; оздоровлении многоярусной системы рынков капитала, развития фондового и фьючерского рынков, развитии финансовых органов нового типа на селе, совершенствовании механизма формирования обменного курса китайского юаня, разработки «Положения о правительственных инвестициях» и «Положения об утверждении, регистрации и управлении инвестиционными объектами предприятий» и др.

В центральном бюджете (включая собственные расходы центрального бюджета и трансфертные платежи в местные бюджеты) были увеличены расходы на образование, науку и технику, культуру, физкультуру, спорт и СМИ, медобслуживание и здравоохранение, социальное обеспечение и трудоустройство, жилищное обеспечение, сельское, лесное и водное хозяйства, управление земельными ресурсами, метеорологию, энергосбережение и охрану окружающей среды, коммуникации и перевозки, создание резервов зерновых, масла, коммерцию, сервис, обеспечение общественной безопасности, обычные общественные услуги, погашение процентов по госзаймам, железнодорожное строительство, строительство портов, управление и строительство аэропортов гражданской авиации.

В бюджет были дополнительно включены предприятия, подведомственные Министерству образования и Китайскому комитету содействия развитию международной торговли, предприятия, непосредственно подчиненные Министерству сельского хозяйства, Министерству культуры и Государственному управлению по радиовещанию, кинематографии и телевидению, а также Китайская издательская корпорация, Китайская корпорация по исполнительским искусствам и развлечением. Одновременно предполагалось увеличить норму отчисления из доходов по госкапиталу, ин-

^ вестированному в предприятия центрального | подчинения.

Бюджетные расходы были направлены на

0 урегулирование структуры госсектора эконо-

01 мики и производственной структуры, на суб-^ сидирование реформирования и поддержку ^ центральных предприятий, на научно-техни-

2 ческие инновации, на приоритетные объекты ^ по сокращению энергозатрат и вредных выбросов, на инвестирование за рубежом, на

^ формирование потенциала по обеспечению ° производственной безопасности, на слияние и с реструктуризацию предприятий, на развитие

3 новых производств, на пополнение общегосу-^ дарственного фонда социального обеспечения, § на нужды народного благосостояния.

^ В результате, за годы 12-й пятилетки фи-

<

зический объем ВВП Китая (в постоянных ценах) вырос на 32% (в Индии — на 31%, Индонезии — на 22%, Малайзии — на 21%, во Вьетнаме — на 27%) [3] и составил в 2015 г. 67,7 трлн юаней, или более 10 трлн долл. США [1, с. 8]. За 5 лет прирост населения Китая за счет рождаемости составил 2,1% (в Индии — 5,3%, Малайзии — 7,3%, во Вьетнаме — 4,3%) [3]. По количеству космических пусков КНР догоняет США и уже опередила Россию. Китай так же уверенно пришел на мировой рынок вооружений. Количество регистрируемых в год патентов выросло в Китае в 2001-2015 гг. более чем в 30 раз (в США — в 1,8 раза, в Израиле — в 2,8 раза, в Индии — в 6,9 раза) [Там же]. На долю Китая приходится 26% мирового высокотехнологичного экспорта. КНР занимает ведущее место в мире не только по экспорту капитала, но и по его инновационному обновлению (доля инновационного обновления капитала в ВВП составляет 49%, что в 2,5 раза больше, чем в США, Европе, Японии и России).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 12 пятилеток (более чем за 60 лет) Китай превратился в крупного экспортера зерновых и стал крупнейшим в мире производителем технических культур, животноводческой продукции и пищевых товаров с высокой добавленной стоимостью. По валовому производству 12 из 19 основных сельхозтоваров Китай занимает 1-е, по двум из них — 2-е и по четырем — 3-е место в мире [4, с. 95].

К началу 13-й пятилетки (к 2016 г.) в Китае была уже создана полная промышленная система из 39 отраслей, 191 подотрасли и 525 подтипов. По 7 из 22 отраслей международного промышленного классификатора КНР находится на 1-м месте в мире, а по 15 — в тройке лидеров.

По протяженности эксплуатируемых железнодорожных путей Китай занимает 2-е место в мире, протяженность высокоскоростных железных дорог составляет половину от дорог

такого класса в мире. По протяженности скоростных дорог и водных путей КНР занимает лидирующие позиции (1-е место в мире). По грузообороту контейнерных портов Китай также занимает 1-е место. Восемь китайских портов входят в число 20 крупнейших в мире (на 1-м месте находится Шанхайский порт). По количеству пользователей мобильной связи и Интернета Китай занимает 1-е место в мире. К 2016 г. Китай уже превратился в крупнейшее в мире информатизированное общество.

За годы прошедших пятилеток в Китае усиленными темпами развивался процесс урбанизации. В 2011 г. в Китае было 657 городов (в 1949 г. — 132), из них в 14 городах проживало более 4 млн чел., в 31 — от 2 до 4 млн чел., в 82 — от 1 до 2 млн чел. Таким образом, в Китае насчитывается 127 городов-миллион-ников. Изменились структура и качество населения. Уровень грамотности среди взрослого населения составил более 96%, более 1/3 выпускников школ учатся в колледжах и вузах. Китай стал страной с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Активно развивались образование и наука. В результате Китай вышел на 1-е место в мире по числу заявок на патенты, на 3-е место по заявкам на международные патенты и на 1-е место по экспорту высокотехнологичной продукции. На Китай приходится 20% мировых затрат на науку [5].

К концу 12-й пятилетки Китай занял 1-е место в мире по объему экспорта (около 12% общемирового) и 2-е по импорту (более 10% общемирового), 4-е место по экспорту услуг и 3-е место по их импорту, 5-е место по валютным доходам от международного туризма (более 25 млрд долл. США) и 2-е место по объему использованных прямых иностранных инвестиций [4, с. 90-97].

В последние годы наблюдалось усиление роста китайских капиталовложений за пределами страны. На конец 2015 г. объем прямых инвестиций Китая в другие страны составил более 1 трлн долл. США, а его заграничное имущество оценивалось в 7 трлн долл. Свыше 30 000 китайских предприятий ведут бизнес за границей [6].

Главный призыв правительства КНР на

12-ю пятилетку — экономия во всем, ужесточение финансово-экономической дисциплины и жесткая борьба против мотовства и расточительства; сокращение административных расходов продолжает действовать и в последующей

13-й пятилетке. Несмотря на несомненные успехи развития экономики Китая, на начало 13-й пятилетки (к 2016 г.) в стране все еще оставались такие сложнейшие проблемы, как: • неравномерность экономического развития

регионов;

• финансовые риски (рост плохих кредитов в финансовых организациях);

• дифференциация в уровне доходов трудящихся в различных отраслях народного хозяйства, а также в городе и деревне (до 10 раз);

• низкий средний доход на одного человека (около 3000 долл. США в год);

• десятки миллионов бедных — в основном это жители сельских районов, внутренних провинций и городов;

• проблема старения населения (Только в 2015 г. компартия отменила политику «одна семья — один ребенок», принятую в конце 1970-х гг. и приведшую к гендерному дисбалансу и старению населения. С 2016 г. семьям разрешено иметь двух детей);

• рост цен и инфляция;

• высокая долговая нагрузка предприятий;

• низкий уровень здравоохранения;

• перепроизводство на рынке жилья;

• низкий уровень социального обеспечения;

• угроза роста безработицы из-за сокращения избыточных мощностей;

• зависимость от опоры на внешний рынок (и как источник энергоресурсов, и как рынок сбыта готовой продукции);

• нехватка энергоресурсов;

• проблема обеспечения охраны окружающей среды и др.

Необходимость решения этих проблем перешла на следующую пятилетку.

Тринадцатая пятилетка развития народного хозяйства Китая предполагает дальнейшую реализацию идей и основных положения 12-го пятилетнего плана. В соответствии с «Основными положениями 13-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития», принятыми в марте 2016 г., ее главной задачей является «достижение всеми гражданами страны „среднего достатка"» [7, с. 81] и обеспечение устойчивого развития в условиях снижения темпов роста ВВП и выправления различных перекосов и диспропорций. В этой связи в Китае получило распространение понятие «новая нормальность», впервые использованное главой государства Си Цзиньпином в мае 2014 г.

В соответствии с планом 13-й пятилетки среднегодовые темпы роста составят не менее 6,5%. В предыдущие годы в связи с внутренними и внешними вызовами наблюдалось, как было уже упомянуто выше, постепенное снижение темпов роста ВВП. Однако такая ситуация ни в коей степени не говорит о «затухании» развития китайской экономики. Напротив, она свидетельствует о создании материально-технической базы для перехода к сбалансированному, «гармоничному» развитию экономической и социальной сфер.

Для достижения главной цели новой пяти- ^

летки — построения к 2020 г. общества «со |

средним достатком» — руководством Китая °

поставлена задача увеличить ВВП страны °

в 2020 г. до 13,8 трлн долл. США (2015 г. — ®

10,3 трлн долл.) [3]. Таким образом, по сравне- ^

нию с 2010 г., будут удвоены не только ВВП, ^

но и средний доход на душу населения, кото- ^ рый составит около 10 000 долл. [6].

Большое внимание в плане уделено уси- з

лению роли науки и инноваций. При этом ^

важное значение придается развитию не толь- °

ко естественных, но и общественных наук. с

ш

В 13-й пятилетке должен быть реализован з второй этап принятого в 2002 г. государствен- ^ ного закона об инновационной политике. На ^

первом его этапе (к 2010 г.) была создана осно- £

„ <

ва инновационной системы страны, а на втором (к 2020 г.) Китай должен выйти на мировой уровень по 11 основополагающим направлениям научно-технического прогресса. При этом по трем-пяти позициям в каждом направлении КНР должна занять лидирующее место в мировой науке. На третьем этапе инновационного развития (к 2050 г.) китайское руководство предполагает создать в стране «экономику знаний».

Важным направлением в 13-й пятилетке в Китае являются «цифровые инновации» и «электронное правительство». Для его развития предусматривается увеличение государственных расходов на НИОКР до 2,5% от ВВП в 2020 г. Кроме того, большие задачи по финансированию развития цифровых технологий возлагаются на крупнейшие частные компании («Алибаба», «Десять центов», «Сина Вэйбо» и др.). Значительные инвестиции будут произведены в научные исследования по созданию искусственного интеллекта (более 1 млрд долл. США), развитие системы сбора и обработки больших объемов информации (2 млрд долл.), интернет-решения для сельского и городского хозяйства, финансовой сферы, производственной логистики, игр и других информационных технологий, по созданию транспортных средств на альтернативных источниках энергии (до 5 млн единиц, которые составят 5,1% от общего их количества), а также в области фармакологии, биологии и др. Планируется достичь важных прорывов в фундаментальных и прикладных исследованиях, что создаст условия для увеличения доли собственных брендов в производстве видов продукции к 2020 г. до 30% (2010 г. — 4,5%) [5].

Для этого предполагается создание новых научных центров, реализация ряда важных государственных научно-технических проектов, развитие цифровых технологий, облачных вычислений и Интернета. Широко пропагандируется непрерывное образование, особенно в сфе-

^ ре компьютеризации и предпринимательской | деятельности, привлечение молодежи в науку, ° осуществление проекта «импорта интеллекта», о а также повышение качества образования. На® ряду с ростом количества университетов и

к

^ других вузов и увеличением числа студентов ^ в Китае, за рубежом обучается более 500 000

2 китайских студентов, многие из которых учат-^ ся за счет китайской диаспоры, деловых кругов

Китая и грантов различных фондов.

Намечено осуществить так называемую «ре° волюцию транспортной системы». В стране с построено 20 000 км скоростных железнодо-

3 рожных магистралей. К 2020 г. будет введено ^ в строй еще 30 000 км путей (средняя ско-§ рость — от 160 до 400 км/ч). Для этого по-^ требуется около 80 млн долл. США капиталовложений в год. Кроме того, запланировано строительство и ремонт 30 000 км автодорог, строительство более 50 новых аэропортов, расширение сети городской подземки и других видов электрического транспорта, которые активно развиваются, а также реализация международных проектов, в том числе китайско-пакистанского коридора (5 млрд долл.), железной дороги Момбаса — Кагали (13,5 млрд долл.), трубопровода Нигерия — Алжир (9 млрд долл.), 278-километрового Никарагуанского канала (40 млрд долл.) и др. Большое значение в текущей пятилетке придается сокращению энергоемкости экономики, что позволит лучше решать экологические проблемы в стране. Кроме этого предполагается постепенно перейти с угля, производство которого уже начали снижать с 2014 г., на неуглеводородные источники энергии, доля которых составит 15% (2015 г. — 12%), а также увеличение производства электроэнергии на 15%, ветровой энергии (в 2015 г. 1/3 мировой генерации), солнечной энергии (в 2015 г. 1/5 мировой генерации), а также атомной энергии до 58 ГВт в 2020 г. и до 250 ГВт к 2050 г. (2015 г. — 28 ГВт) [Там же].

В 13-й пятилетке упор сделан на развитие внутреннего рынка, особенно сферы услуг, для расширения которой предприняты меры по привлечению иностранного капитала в такие области, как образование, бухгалтерия, аудит, строительный дизайн, банковское дело, страхование, пенсионные и брокерские услуги, рекреационные услуги и др.

Также предполагается быстро реализовать избыток построенного в предыдущие годы жилья, для чего расширяются права собственника на жилье и ослабляется режим постоянной прописки. К 2020 г. планируется прописать в городах и поселках около 100 млн сельских мигрантов. Это приведет, по сравнению с 2015 г., к повышению доли городского населения до 60% [8].

Расширяется программа инфраструктурного строительства, что благотворно скажется и на развитии отдаленных сельских районов страны и позволит создать более 50 млн новых рабочих мест в этих районах [Там жэе]. В этой пятилетке планируется ликвидировать бедность в сельских районах и поднять жизненный уровень 70 млн человек (выйти из нищеты).

Предпринимаются меры, противодействующие росту безработицы при сокращении избыточных мощностей в угольной и сталелитейной промышленности. С этой целью был создан фонд объемом в 100 млрд юаней [9]. Кроме того, производителям стали, цветных металлов и продукции тяжелого машиностроения рекомендуется участвовать в заграничных инфраструктурных проектах.

Предусматривается развитие медицины в сельских районах, пропаганда «здорового образа жизни», обеспечение базовой медицинской страховки для всего населения, обеспечение до 90% населения базовым пенсионным обеспечением, а также развитие электронной инфраструктуры медобслуживания [5].

Население страны к 2020 г. увеличится на 46 млн человек и предположительно составит 1,420 млрд человек (2015 г. — 1,374 млрд человек) [8]. Средняя ожидаемая продолжительность жизни к 2020 г. достигнет в КНР 75-80 лет (2015 г. — 76,3 года) [1, с. 9].

Как и в предыдущие годы, в 13-й пятилетке большое внимание уделено развитию региональной экономики. В этой связи предполагается скоординировать развитие четырех крупных регионов страны: восточного, центрального, западного и северо-восточного. «При этом были выделены три приоритета в региональном развитии Китая — программа „Экономический пояс Шелкового пути" („один пояс — один путь"), развитие региона Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй и экономического пояса по реке Янцзы, а также сложных национальных районов — Синьцзян, Тибет и других» [Там же, с. 17].

За годы 13-й пятилетки предполагается повысить уровень открытости Китая внешнему миру. Дальнейшее развитие получит и международное экономическое сотрудничество, особенно продвижение за рубеж производственных мощностей, новейших китайских технологий, оборудования, строительство высокоскоростных железных дорог и объектов ядерной энергетики.

Достижения Китая за все прошедшие годы экономических реформ привели к тому, что уже сейчас на его долю приходится 1/3 общемировой добычи каменного угля, 1/3 выплавки стали и более 60% объема производства цемента. Китай занимает ведущее место в мире также по производству чугуна, минеральных

удобрений, добыче нефти, выработке электроэнергии, производству шелковых и хлопчатобумажных тканей, одежды, шерстяных, трикотажных изделий и бытовой техники, электротехнических товаров, включая и персональные компьютеры, зерновых, мяса и др. (более 230 видов товаров). Занимая второе место в мире по ВВП, Китай не только обеспечивает 25% мирового экономического роста [6], но и стал донором ряда развитых стран.

Нельзя сказать, что у Китая нет проблем. Они есть, но это проблемы роста. Каким же образом Китай — страна древнейшей цивилизации — за трудные годы реформ и преобразований смог добиться высоких темпов развития экономики, науки, техники, культуры, образования, обороны и улучшить благосостояние своего населения? Чем объясняются высокие и устойчивые показатели социально-экономического развития КНР? Как представляется, они обусловлены следующими факторами.

1. Главное — в Китае была создана «атмосфера стабильности». И в этом сыграла свою роль «внутренняя реформа Коммунистической партии» [10].

2. Основной принцип экономических реформ в КНР — безболезненность, постепенность перехода от плановой к рыночной экономике, переход от простого к сложному: начало процесса реформирования было положено в сельскохозяйственном секторе и сфере услуг. Сначала широкое развитие получили малый и средний бизнес, магазины, кафе, рестораны, мастерские, ателье, небольшие мануфактуры и т. д. Еще инициатор китайских реформ Дэн Сяопин выдвинул лозунг «Вперед к богатству» [11, с. 21].

3. Сочетание внутренних реформ и открытости страны внешнему миру, что позволило привлечь в Китай иностранные инвестиции и высокие технологии.

4. В Китае государственный стержень существует во всех сферах финансово-экономической деятельности. Государство контролирует крупные предприятия промышленности, в том числе в области энергетики, металлургии, авто- и авиастроения, добывающей промышленности, телекоммуникации, инфраструктуры, науки и образования, крупнейших банков и контроля над инфляцией и ценообразованием.

5. Оптимизация экономической структуры и системы управления.

6. Постепенная ликвидация различий между городом и деревней.

7. Рост покупательной способности населения способствовал повышению спроса населения и развитию внутреннего рынка.

8. Создание широкого внутреннего рынка для китайских товаров и постепенное повыше-

ние их конкурентоспособности на мировом ^

рынке (станки, оборудование, материалы, |

электроника, товары широкого потребле- °

ния). °

9. Чрезвычайно осторожное реформирование ®

банковской системы. Крупнейшие банки ^

Китая находятся в собственности государ- ^

ства, что дает возможность для осущест- ^

вления важных для развития экономики ^ страны государственных проектов.

10. Перемещение производственных мощностей ^ как в отдаленные районы, так и в зарубеж- ° ные страны. с

11. Постепенное сокращение зависимости от з внешней торговли. ^

12.Активное развитие инфраструктуры сфе- ^

ры услуг (строительство дорог, аэропортов, £

<

больниц, школ, жилья и т. д.).

13. Привлечение иностранного капитала (в том числе соотечественников, живущих за рубежом), современных технологий и методики управления производством.

14.Усиленное развитие науки. Попытка создания экономики инновационного типа, главным двигателем роста которой становятся нововведения (более 1/3 китайской экономики дает реализация инновационных проектов и внедрение достижений научно-технической революции).

15. Проведение социальных реформ, нацеленных на повышение благосостояния населения и улучшение качества жизни; развитие системы медицинского и пенсионного страхования; повышение качества образования, «гармонизация отношений распределения» (конфуцианский подход, в основе которого решающим фактором экономического прогресса являются человеческие ресурсы) [Там же, с. 22-28].

16.Обеспечение экономической безопасности страны.

17. Целенаправленная внешняя государственная политика по активной интеграции Китая в международную торговую, инвестиционную, производственную и логистическую сферы.

18. Учет национальных особенностей для обеспечения устойчивого развития КНР. Основная идея реформ — «построение социализма с китайской спецификой» — нашла широкую поддержку народных масс [Там же, с. 22].

19.Уникальность культуры Китая, насчитывающей вот уже более 5000 лет.

КНР выбрала сложный путь борьбы за будущее, за возрождение Великого Китая. Суть этого пути состоит в том, чтобы, отдавая приоритет экономическому развитию как центральной задаче, всемерно содействовать социальному прогрессу, ставя на первое место человека,

g поддержать социальную беспристрастность и | справедливость в интересах гармонии и ста° бильности общества, а также гарантировать

0 демократические права населения в интересах

01 дальнейшего стимулирования их активности

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ и инициативы.

Как подчеркнул в своем выступлении на

2 сессии Всекитайского собрания народных пред-t ставителей в 2016 г. председатель КНР Си s Цзиньпин, «Китай должен внести более весо-^ мый вклад в развитие человеческого общества ° и взять на себя еще больше обязательств. Осу-с ществление мечты о великом возрождении

3 китайской нации не только принесет пользу ^ китайскому народу, но и будет содействовать

§ прогрессу всего человечества» [6].

Литература

1. Итоги 12-й пятилетки (2011-2015 годы) и перспективы развития экономики КНР до 2020 года: Сб. ст. М.: ИДВ РАН, 2017. 343 с.

2. Север-Юг-Россия. 2011. Ежегодник / Отв. ред.:

B. Г. Хорос, Д. Б. Малышева. М.: ИМЭМО РАН, 2012. 211 с.

3 Миркин Я. Сливай нефть // Российская газета. № 7304 (138). 28.06.17: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2017/06/26/iakov-mir-kin-kak-rossii-vyigrat-konkurenciiu-za-budushchee. html.

4. Ху Аньган. Путь китайской модернизации (19492014) // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 4.

C.90-109.

5. Тушканчиков В. Китайский пятилетний план: общий вид: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prometej.info/blog/ekonomika/kitajskij-pya-tiletnij-plan-obshij-vid/.

6. Китай начинает «пятилетку качества». Шесть изменений, которые произойдут после реализации в Китае плана на 13-ю пятилетку и окажут влияние на весь мир: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-40524.htm.

7. Пивоварова Э. П. Место социальных проблем в программе нормализации экономического развития КНР в 13-й пятилетке // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 3. С.79-81.

8. Китай определил задачи в экономике на 2016 год и XIII пятилетку: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20160305/ 1385131917.html.

9. Ветров С. В Китае стартовала 13-я пятилетка: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// utro.ru/articles/2016/03/16/1274584.shtml.

10. Нолан П. Уроки экономических реформ: опыт Китая и России // Экономическое возрождение России. 2017. № 2 (52). С. 61-64.

11. Титаренко М. Л. Китай: цивилизация и реформы. М.: Республика, 1999. 240 с.

References

1. Itogi 12-y pyatiletki (2011—2015 gody) i perspektivy razvitiya ekonomiki KNR do 2020 goda [The results of the 12th Five-Year Plan (2011-2015), and the prospects for the development of the PRC's economy up to 2020]. Moscow: RAS Inst. of the Far East Publ., 2017. 343 p.

2. Khoros V. G., Malysheva D. B., eds. Sever-Yug-Ros-siya. 2011. Ezhegodnik [North-South-Russia. 2011. Yearbook]. Moscow: RAS Inst. of World Economy and Int. Relations Publ., 2012. 211 p.

3. Mirkin Ya. Slivay neft' [Drain off oil]. Rossiyskaya gazeta, June 28, 2017, no. 7304 (138). Available at: https://rg.ru/2017/06/26/iakov-mirkin-kak-rossii-vyigrat-konkurenciiu-za-budushchee.html.

4. Khu An'gan. Put' kitayskoy modernizatsii (19492014) [The path of Chinese modernization (19492014)]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2015, no. 4, pp.90-109.

5. Tushkanchikov V. Chinese Five Year Plan: General view. Available at: https://prometej.info/blog/ ekonomika/kitajskij-pyatiletnij-plan-obshij-vid/. (in Russ.).

6. China starts "Five-years of quality" period. Six changes that will occur after the implementation in China of the plan for the 13th Five-Year Plan, and will have an impact on the whole world. March 13, 2016. Available at: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-40524.htm. (in Russ.).

7. Pivovarova E. P. Mesto sotsial'nykh problem v programme normalizatsii ekonomicheskogo razvitiya KNR v 13-y pyatiletke [The place of social problems in the program of normalizing the economic development of the PRC in the 13th Five-Year Plan]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2016, no. 3, pp. 79-81.

8. China defined the tasks for the economy in 2016 and the 13th Five-Year Plan. March 05, 2016. Available at: https://ria.ru/economy/20160305/ 1385131917.html. (in Russ.).

9. Vetrov S. China launched the 13th Five-Year Plan. March 16, 2016. Available at: https://utro.ru/ar-ticles/2016/03/16/1274584.shtml. (in Russ.).

10. Nolan P. Uroki ekonomicheskikh reform: opyt Kitaya i Rossii [Lessons learned from economic reforms: The experience of China and Russia]. Ekonomiche-skoe vozrozhdenie Rossii, 2017, no. 2 (52), pp. 6164.

11. Titarenko M. L. Kitay: tsivilizatsiya i reformy [China: Civilization and reforms]. Moscow: Respublika Publ., 1999. 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.