Научная статья на тему 'КИТАЙ В УСЛОВИЯХ ТРИНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КИТАЙ В УСЛОВИЯХ ТРИНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1084
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
13-Я ПЯТИЛЕТКА / ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / СТРАТЕГИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / КИТАЙ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голубева А.С.

В статье рассматриваются итоги 13-й пятилетки (2016-2020 гг.). Определены основные тенденции и перспективы развития позиций отдельных стран во внешней торговле с Китаем. Отмечается, что период 13-й китайской пятилетки является одновременно периодом реализации соглашения о сопряжении ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь». В статье определены особенности развития российско-китайского сотрудничества. Сделан вывод, что энергетика является основой торгово-экономического сотрудничества двух стран. В течение 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) были заключены масштабные контракты в газовой отрасли между странами: ПАО «Газпром» и Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC), проект «Ямал СПГ». Особое внимание уделяется целям и приоритетным направлениям развития, обозначенным в 14-м пятилетнем плане социально-экономического развития Китая. Стратегия «двойного обращения» становится определяющей стратегией 14-й пятилетки. Переход от экспортно-инвестиционной модели роста к модели роста ожидается в связи с расширением внутреннего потребительского рынка. Это позволит Китаю обеспечить долгосрочное и устойчивое социально-экономическое развитие даже в условиях сокращения мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA IN THE THIRTEENTH FIVE-YEAR PLAN: RESULTS AND PROSPECTS

The article examines the results of the 13th five-year plan (2016-2020). The main trends and prospects for the development of the positions of individual countries in foreign trade with China have been determined. It is noted that the period of the 13th Chinese five-year plan is simultaneously the period of implementation of the agreement on the conjunction of the EAEU and the Chinese initiative "One Belt, One Road". The article defines the features of the development of Russian-Chinese cooperation. It is concluded that energy is the basis of trade and economic cooperation between the two countries. During the 13th five-year plan (2016-2020), large-scale contracts in the gas industry were signed between the countries: PJSC Gazprom and the China National Petroleum Corporation (CNPC), the Yamal LNG project. Particular attention is paid to the goals and priority areas of development outlined in the 14th five-year plan for the socio-economic development of China. The "double circulation" strategy becomes the defining strategy of the 14th five-year plan. The transition from an export-investment growth model to a growth model is expected in connection with the expansion of the domestic consumer market. This will allow China to ensure long-term and sustainable socio-economic development even in the face of a shrinking global economy.

Текст научной работы на тему «КИТАЙ В УСЛОВИЯХ ТРИНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Китай в условиях тринадцатой пятилетки: итоги и перспективы

сч о сч

0

01

о ш m

X

<

m О X X

Голубева Анна Сергеевна

аспирант, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, anna.aspirant@bk.ru

В статье рассматриваются итоги 13-й пятилетки (2016-2020 гг.). Определены основные тенденции и перспективы развития позиций отдельных стран во внешней торговле с Китаем. Отмечается, что период 13-й китайской пятилетки является одновременно периодом реализации соглашения о сопряжении ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь». В статье определены особенности развития российско-китайского сотрудничества. Сделан вывод, что энергетика является основой торгово-экономического сотрудничества двух стран. В течение 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) были заключены масштабные контракты в газовой отрасли между странами: ПАО «Газпром» и Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC), проект «Ямал СПГ». Особое внимание уделяется целям и приоритетным направлениям развития, обозначенным в 14-м пятилетнем плане социально-экономического развития Китая. Стратегия «двойного обращения» становится определяющей стратегией 14-й пятилетки. Переход от экспортно-инвестиционной модели роста к модели роста ожидается в связи с расширением внутреннего потребительского рынка. Это позволит Китаю обеспечить долгосрочное и устойчивое социально-экономическое развитие даже в условиях сокращения мировой экономики.

Ключевые слова: 13-я пятилетка, экономика, внешняя торговля, экономическое сотрудничество, экспорт, импорт, стратегия, технологии, инновации, Китай, Россия.

Введение

На развитие современного мира, экономическую глобализацию, социальную информатизацию и укрепление связей между странами, все большее влияние оказывает Китай, стремительно наращивающий свой технологический потенциал и экспортные возможности. Развитие экономической реформы в Китае и ее роль в быстром развитии китайской экономики в конце ХХ - начале XXI века становится одним из наиболее актуальных вопросов мировой экономики [1]. Роль экономики Китая в мире вплоть до середины XX века оставалась незначительной. Страну относили к аграрным, ее развитие было очень слабым. Богатые природные запасы Китая - уголь, сланцы, железная руда - почти не разрабатывались. Сейчас Китай занимает лидирующие позиции среди развивающихся стран мира. Являясь крупнейшим экспортером, Китай поставляет на внешние рынки промышленные товары с низкой добавленной стоимостью, а также высокотехнологичную инновационную продукцию современных отраслей промышленности. 13-я пятилетка (2016-2020 гг.) стала завершающим этапом в решении задачи полного построения в Китае общества средней зажиточности «сяокан» к 100-летнему юбилею КПК (2021 г.), с этой целью были поставлены задачи на обеспечение роста качества и эффективности производства, а также увеличение объема ВВП страны и показатель ВВП на душу городского и сельского населения по сравнению с 2010 г. Концепция развития Китая, согласно тринадцатой пятилетки, предусматривала развитие инноваций, координацию, экологичность и открытость, расширение эффективного предложения, удовлетворение платежеспособного спроса и ускорение формирование новой нормальной системы и механизма, ведущих к экономическому развитию. По итогам 13-ой пятилетки Китай продемонстрировал лидирующие позиции в мире как по объему внешней торговли страны, так и по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций. За 13-ю пятилетку в Китае реализованы крупные проекты, в том числе в области сетевых технологий следующего поколения (5G). Завершена разработка навигационной системы BeiDou (аналог российской ГЛОНАСС и американской GPS), началось производство первого китайского пассажирского самолета C919 [2].

Реализация пятилетнего плана (2016-2020 гг.) подтвердила стратегические цели КНР: в наступающем десятилетии стать крупнейшей экономикой мира и обществом с высоким уровнем дохода.

Основные итоги 13-й пятилетки

На протяжении долгой истории Китая дальновидная политика, подкрепленная рациональными исследованиями и четкими планами, рассматривалась в качестве главного импульса, продвигающего вперед социальное и экономическое развитие страны. В 13-й пятилетке в КНР, несмотря на значительный рост внутренних и международных рисков и проблем, замедление темпов мировой экономики и ростом нестабильности, внешняя торговля Китая продемонстрировала устойчивый

рост. Онлайн-ритейл, электронные платежи, большие данные, облачные вычисления, коммуникационные технологии 5G, новые источники энергии и ряд инноваций открыли новое пространство для китайской экономики, а также запустили новую тенденцию в мире. Глобальный инновационный индекс, опубликованный Всемирной организацией интеллектуальной собственности, показывает, что рейтинг Китая поднялся с 25-го места в 2016 г., на 14-е в 2020 г. [3]. Научно-технические инновации Китая достигли улучшений как в количестве, так и в качестве и добились значительного прогресса в строительстве инновационной страны. Китай сохранил лидирующее положение в мире в сфере внешней торговле (рис. 1), заняв первое место в мире по объему экспорта и второе место в мире по объему импорта (табл. 1).

ОАЭ Швейцария Тайвань Канада Мексика Франция Южная Корея Япония Германия Китай

282,66 306,41 307 319,23 331,75 347,19 362,53 390,67 403,32 417,67 419,34 488,35 496,11 512,5 548,77 641,38 674,48

500

1000

1380

I 1431,64

1500

2000

2591,12 2500 3000

0

Рис. 1. Ведущие страны-экспортеры мира в 2020 г., в млрд. долл. Источник: http://russian.mofcom.gov.cn/statistic/charts.shtm I

Таблица 1

Внешнеторговый оборот КНР в период 13-й пятилетки, млрд долл.

Страны 2016 г. % 2017 г. % 2018 г. % 2019 г. % 2020 г. %

КНР 3665 100 4117 100 4623 100 4640 100 4646 100

США 516,5 14,7 585,7 14,7 633,5 14,3 548,8 12,1 587,7 12,6

Евросоюз 543,9 15,5 618,3 15,6 682,2 15,4 715,1 15,8 649,5 14,0

АСЕАН 449,8 12,8 516,2 13,0 587,9 13,3 650,8 14,4 684,6 14,7

Россия 69,1 2,0 84,3 2,1 107,1 2,5 112,4 2,5 107,7 2,3

Гонконг 303 8,6 288,8 7,2 310,6 7,0 292,2 6,5 279,6 6,0

Тайвань 178,7 5,1 199,8 5,0 226,2 5,1 231,4 5,1 260,8 5,6

Япония 273,4 7,8 303,8 7,6 327,7 7,4 319,2 7,1 317,5 6,8

Корея 251,1 7,1 282,5 7,1 313,4 7,1 288,3 6,4 285,3 6,1

Страны в доль «Пояса и пути» 941,5 26,6 1092, 5 27,6 1267 27,9 1363, 1 30,1 1474, 6 31,7

Согласно таможенной статистике Китая, объем внешней торговли товаров в 2020 г. достиг 4646,3 млрд долл., что на 2,7% больше, чем в 2019 г. и на 31,2% больше, чем в 2016 г.

В 2020 г. торговля с пятью основными торговыми партнерами, включая АСЕАН, ЕС, США, Японию и Корея, достигла 684,6 млрд долл., 649,5 млрд долл., 586,7 млрд долл., 317,5 млрд долл. и 285,3 млрд долл., что на 51,3%, 18,6%, 12,9%, 15,4% и 12,9% больше внешнеторгового оборота 2016 г. [6] Среди стран ЕС главным торговым партнером Китая является Германия, совокупный экспорт из Китай в Германия составил 86 млрд долл. в 2020 г. Доля внешней торговли с Россией для Китая в настоящее время едва превышает показатель 2,0%, что существенно ниже, чем торговля с США, ЕС, АСЕАН [8].

Период 13-й китайской пятилетки - это одновременно и период реализации соглашения о сопряжении ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь» [3]. Товарооборот со странами, участвующими в инициативе «Один пояс, один

путь», достиг 1474,6 млрд долл., увеличившись на 56,6% по сравнению с 2016 г. Страновая структура внешнеторгового оборота КНР в первый и последний годы реализации 13-й китайской пятилетки представлены на рис. 2-3.

14,70%

26,60%

7,10%

15,50%

5,10% - 2%

8,60%

■ США ■ Евросоюз

■ Россия ■ Гонконг

■ Япония ■ Корея

Рис. 2. Страновая структура внешнеторгового оборота КНР в 2016 г., % Источник: ГСУ КНР/http://www.stats.gov.cn

12,80%

АСЕАН ■ Тайвань

1 Страны в доль "Пояса и пути"

12,60%

сч о сч

о

О!

31,70%

6,10%

14%

14,70%

2,30%

США 1 Россия 1 Япония

5,60%

Евросоюз

Гонконг

Корея

АСЕАН Тайвань

1 Страны в доль "Пояса и пути"

Рис. 3. Страновая структура внешнеторгового оборота КНР в 2020 г., % Источник: ГСУ КНР /http://www.stats.gov.cn

О Ш

т х

<

т о х

X

Исходя из представленных данных, стоит отметить, что в период 13-й пятилетки Китай продолжал наращивать торговлю в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Как мы видим из табл. 1, значительный рост объема внешней торговли Китая в 2020 г. был достигнут практически со всеми ведущими торговыми партнерами по сравнению с 2016 г. Особенно быстро развивалась торговля со странами на маршрутах «Одного пояса - Одного пути» и АСЕАН.

В 2020 г. подписан 201 документ о сотрудничестве по совместному строительству «Пояса и пути» со 138 странами и 31 международными организациями. Инициатива «Пояс и путь» и расширение инициатив по открытости и свободной торговле получили широкую поддержку со стороны мира, добавив позитивную энергию в глобальное экономическое сотрудничество [5]. В 2020 г., с приостановкой крупномасштабных рейсов из-за пандемии нового коронавируса во многих регионах, поезд Китай-Европа показал блестящий результат

и продолжает играть важную роль в профилактике и контроле пандемии COVlD-19, в возобновлении работы и производства, и в стабилизации глобальной цепочки поставок. Это воплощение все более тесных экономических и торговых обменов между Китаем и Европой в эпоху пандемии.

Что касается структуры экспорта, то по данным таможенной статистики Китая, в период 13-ой пятилетки (2016-2020 гг.) преобладал экспорт электромеханической продукции, 50,52 % в 2016 г., в 2020 г. 59,4% от общего объема экспорта страны (1,541 млрд долл.). Экспорт высокотехнологичных продуктов в 2020 г. составил 776,6 млн долл., увеличившись по сравнению с 2019 г. на 6,3%. [4]. Инновационное национальное строительство в период 13-ой пятилетки принесло плодотворные результаты и добилось ряда важных научно-технических достижений в таких областях, как пилотируемая космонавтика, лунный зонд, глубоководная инженерия, суперкомпьютеры и квантовая информация. К ним относятся высадка на Луну «Чанъэ-4» на дальней стороне Луны, создание глобальной навигационной сети Бейду, успешные летные испытания самолета C919, пилотируемое плавание подводного аппаратов «Цзяолун» в открытом море; рейтинг самодельного суперкомпьютера Shenwei-Taihu Light как одного из 500 лучших суперкомпьютеров мира, строительство и ввод в эксплуатацию радиотелескопа FAST компании China Sky Eye, запуск в космос первого экспериментального квантового научного спутника Mozi, ввод в эксплуатацию высокоскоростного поезда Фусин и открытие для движения моста Гонконг-Чжухай-Ма-као. Новые технологии, инновации и разработки стали новой «визитной карточкой» Китая [5].

Стоит отметить, что в 13-й пятилетний период, в торгово-экономических связях между Китаем и Россией наблюдался подъем, проявляющийся в расширении инвестиционного сотрудничества, активизации межрегиональных и приграничных связей, а также усилении интереса российских и китайских деловых кругов к взаимному сотрудничеству. Данные ГТУ КНР показывают, что за пять лет российско-китайский товарооборот увеличился на 26,1%, также стоит отметить, что его доля выросла в совокупном объеме внешнеторгового оборота КНР на 22,7% (табл. 2). С января по декабрь 2020 г. объем торговли между Китаем и Россией составил 107,765 млрд долл.

Таблица 2

Динамика российско-китайской торговли в 2016-2020 гг., млрд. долл.

Год Общий объем товарооборота КНР Объем российско-китайской торговли Доля российско-китайской торговли, %

2016 г. 3686 69,6 1,89

2017 г. 4107 84,1 2,05

2018 г. 4623 107 2,31

2019 г. 4777 112,4 2,35

2020 г. 4646,3 107,7 2,32

Одной из особенностей российского экспорта в Китай является высокий удельный вес энергоресурсов: сырая нефть, природный газ, некоторые породы каменного угля для своей коксохимической промышленности, а также концентрат железной руды, медь и никель. В годы 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) между странами были заключены масштабные контракты в газовой отрасли: ПАО «Газпром» и китайской The China National Petroleum Corporation (CNPC), проект «Ямал СПГ» (совместное предприятие ПАО «Новатэк», французского концерна Total, Китайской национальной нефтегазовой корпорации и Фонда Шелкового пути). Так, в 2020 г. стоимость закупленного Китаем у России СПГ составила 1,72 млрд долл. [6] Россия заняла пятое место среди ведущих поставщиков СПГ в Китай (табл. 3).

Таблица 3

Страны-импортеры СПГ в Китай

Страны-импортеры Поставки, млн. т Структура, %

Австралия 29 51,33

Катар 8,1 14,34

Малайзия 6,1 10,80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индонезия 5,1 9,03

Россия 5 8,85

США 3,2 5,66

Анализ статистических данных показал, что энергетика - основа торгово-экономического сотрудничества двух стран. В России интерес китайских инвесторов, несомненно, сосредоточен в добывающем секторе, в частности в энергетике [7]. Следует также отметить, что основными предпосылками развития сотрудничества двух стран в энергетической сфере является обеспеченность России крупными запасами природных ресурсов. В результате последовательного развития экспорта в Китай у России, таким образом, есть вполне реальная возможность на длительную перспективу занять крупную - если не доминирующую - нишу на газовом рынке этой страны.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что 13-я пятилетка (2016-2020 гг.) стала важным промежуточным этапом в развитии Китая. Как представляется, дальнейшие перспективы социально-экономического развития Китая в значительно большей мере зависят от различных внутренних, а не внешних социально-экономических факторов [9].

План 14-й пятилетки (экономика «двойной циркуляции»)

На четвертой сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва, завершившейся в Пекине в середине марта, были приняты «Основные положения 14-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития и перспективных целей развития на период до 2035 г.» [10]. 14-й пятилетний период - это

х

X

о го А с.

X

го m

о

м о

M

период, чтобы начать новый путь к всестороннему строительству социалистической модернизированной страны, сосредоточение внимания на повышении и поддержании устойчивого и здорового экономического развития, поддержание инновационного развития и ускорение развития современной промышленной системы, формирование сильного внутреннего рынка и построение новой модели развития, всестороннее содействие оживлению сельских районов и совершенствованию новой стратегии урбанизации, оптимизация регионального экономического макета и содействие региональному скоординированному развитию, всестороннее углубление реформ и открытости, постоянное укрепление динамики и жизнеспособно-

сти развития, содействие зеленому развитию, содействие гармоничному сосуществованию между человеком и природой и содействие гармоничному сосуществованию между людьми и природой, а также постоянное повышение благосостояния людей. В основу концепции развития 14-ой пятилетки легла стратегия «двойной циркуляции». Она подразумевает развитие с опорой на внутренние источники роста («внутренняя циркуляция») при вспомогательной, но все же существенной, роли международного сотрудничества («внешняя циркуляция») [9].

В плане перечислены три ключевые задачи, которые необходимо выполнить в течение пятилетнего периода (рис. 4).

см о см

о

О!

о ш т

X

<

т О X X

Создание отраслевой системы переработки ресурсов и повышение эффективности использования ресурсов

Содействие экологичности продуктов путем совершенствования политики

Содействие экономике

замкнутого цикла в промышленных парках

Усиление всестороннего использования ресурсов при эффективной добыче и использовании ресурсов

Содействие совместной переработке городских отходов с помощью совершенствования механизмов политики и нормативных стандартов

Создание системы переработки отходов и развитие общества, ориентированного на переработку

Улучшение сети рециркуляции отходов путем интеграции объектов рециркуляции в земельное планирование

Повышение уровня переработки и

использования возобновляемых ресурсов за счет усиления надзора за окружающей средой

Стандартизация рынка подержанных товаров с помощью совершенствования соответствую щих законов и норм, поощряющих интернет-торговлю и регулирующих офлайн-рынки

Содействие развитию сектора восстановления в таких отраслях, как автозапчасти, строительная техника, робототехника

Рис. 4. Задачи циркулярной «пятилетки»

Эти задачи в значительной степени являются директивами, которые региональные правительства Китая должны интерпретировать и выполнять в соответствии с местными условиями.

В основе модели двойной циркулярной экономики лежит симметрия экономической структуры. Симметрия экономической структуры - это процесс динамического равновесия субъекта и объекта с неограниченными возможностями развития

Углубление развития аграрной экономики замкнутого цикла и создание соответствующего сельскохозяйственного производства

Усиление использования сельскохозяйственных и лесных отходов в производстве такой продукции, как солома сельскохозяйственных культур, навоз домашнего скота, отходы лесного хозяйства

Усиление переработки сельскохозяйственных отходов путем привлечения фермеров в строительство предприятий по переработке отходов в деревнях и создание региональных предприятий по утилизации

Содействие модели замкнутого цикла развития сельского хозяйства путем создания промышленных

консорциумов экологического сельского хозяйства, поощрения использования чистой энергии и интеграции

разрозненных сельскохозяйственных процессов

в смысле экономики возрождения, в которой субъект доминирует в экономической деятельности. Процесс динамического баланса между различными элементами производства с динамическим балансом субъекта и объекта в качестве ядра делится на два уровня: макро и микро. Симметрия микроэкономической структуры зависит от корпоративного управления, а симметрия макроэконо-

мическои структуры зависит от макроконтроля государства. Симметрия экономической структуры фокусируется на качественной симметрии между различными элементами, поэтому она отличается от общего баланса. Симметрия экономической структуры - это не только модель развития, но и метод управления, который относится к разряду симметричной экономики.

Модель двойной циркулярной экономики преобразует исходную плоскую и одномерную экономическую структуру, основанную на простом общем равновесном соотношении между предложением и потреблением, с ВВП в качестве индикатора и цели, в пятимерную трехмерную структуру, суть которой состоит в следующем: превратить рост в развитие. По сравнению с экономическим ростом, экономическое развитие является основной концепцией экономики развития. Экономическое развитие относится к качественному экономическому развитию, включая качественный и количественный, а не только количественный рост. Концепция «экономического развития» отличает экономику развития от экономики роста, объединяет экономический рост и экономическое развитие, экономическое развитие и социальное развитие, позиционирует экономику как экономику развития и превращает экономику развития в науку.

Капиталистическая рыночная экономика заменяет рост научным развитием. Придерживаясь линейного мышления, нельзя построить истинную экономику развития. Двойная круговая экономическая структура с пятимерной структурой является стержнем развития, а также стержнем экономики развития Китая.

Сравнивая 14-ую пятилетку с предыдущей, следует отметить несколько ключевых изменений, в том числе обращает внимание на следующие предложения, представленные на рис. 5.

Современная промышленная система основана на умной экономике (включая цифровую экономику), крупной индустрии здравоохранения в качестве ядра и современном сельском хозяйстве в качестве основы. Интеграция пяти основных отраслей: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг, информационная промышленность и индустрия знаний, - обеспечивает модернизацию промышленности и экономический рост.

Промышленная интеграция означает тот факт, что сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг, информационная индустрия и индустрия знаний, которые возникли последовательно во времени и находятся на разных уровнях структуры, взаимно проникают и содержатся в одной и той же отрасли. Промышленная интеграция возглавляется индустрией знаний пятой отрасли, основанной на сельском хозяйстве первой отрасли, посредничестве вторичной промышленности, сфере услуг третичной отрасли в качестве ядра и информационной индустрии четвертой отрасли в качестве основного.

В целом можно прийти к выводу, что переход к экономике «двойной циркуляции» имеет достаточно благоприятных условий, которые в основном проявляются в четырех уровнях:

Во-первых, общий объем и масштабы экономики Китая достигли нового этапа. В частности, модернизация промышленности, в которой в последние годы преобладают информационные технологии и цифровая экономика, способствовала процветанию формирующейся экономики и повысила устойчивость экономики и развитию рынка.

Во-вторых, зависимость китайской экономики от внешнего спроса значительно снизилась и система двойного цикла, основанная на большом внутреннем цикле, продолжает формироваться.

В-третьих, экономика «двойной циркуляции», основанная на внутреннем цикле, является долгосрочной инициативой, которая уже давно продвигается в режиме высококачественного развития Китая и уже имеет достаточную стратегическую основу и условия.

В-четвертых, содействие созданию системы двойного цикла является стратегической мерой, которая соответствует внутреннему и внешнему развитию страны.

Заключение

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что в целом статус экономической и торговой державы Китая, в период 13-пятилетки, укрепился, а строительство экономической и торговой державы неуклонно продвинулось вперед. Новая промышленная структура и региональная экономическая структура были первоначально сформированы, что способствовало структурным реформам на стороне предложения, всесторонне углу-

X X

о

го А с.

X

го т

о

Рис. 5. Основные отличия 14-ого пятилетнего плана

м о м

сч

0 сч

сэ

01

о ш m

X

<

m О X X

било реформы и расширило открытость, приложило большие усилия для содействия качественному развитию и дальнейшему укреплению динамики экономического и социального развития.

В целом можно прийти к выводу, что в обозримом будущем, по меньшей мере в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.), ключевым фактором экономической устойчивости КНР станет технологическая независимость Китая. В центре внимания 14-й пятилетки будет достижение полной независимости в ключевых областях науки и технологий, включая полупроводниковые микросхемы, новые материалы, квантовые вычисления и новые энергетические транспортные средства. Во внешнеэкономической стратегии Китая в 14-й пятилетке (20212025 гг.), России отводится весьма важное место, прежде всего, как крупному поставщику энергоносителей и сырья и рынку сбыта китайских товаров, включая технически все более сложные изделия машиностроения и электроники.

Литература

1. Островский А.В. Китай становится экономической сверхдержавой / А.В. Островский. М.: Институт Дальнего Востока РАН: ООО «Издательство МБА», 2020. 496 с.

2. Министерство торговли Китайской Народной Республики / http://russian.mofcom.gov.cn/statistic/charts.shtm I (дата обращения 10.09.2021)

3. Глобальный индекс инноваций 2020/ https://www.wipo.int/gIobaI_innovation_index/ru/2020 /(дата обращения 10.09.2021)

4. ГСУ КНР /http://www.stats.gov.cn (дата обращения 24.09.2021)

5. Чжоу Ва. Один пояс, один путь увеличивает открытость/ http://www.chinadaily. (дата обращения 22.09.2021)

6. Голубева А.С. Северный морской путь в стратегическом сотрудничестве России и Китая// Экономика и предпринимательство. 2021. №3.

7. 40 лет экономических реформ в КНР / сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. А.В. Островский. М.: ИДВ РАН, 2020. 320 с.

8. Отчет о выполнении плана экономического и социального развития страны на 2018 год и проекта плана экономического и социального развития страны на 2019 год/ http://www.xinhuanet.com/engIish/2019!03/17/c1379 01686/Мт (дата обращения 22.09.2021)

9. Архивы Китая «Один пояс, один путь» - воссоединение Азии / https://reconasia.csis.org/hidden-harbors-chinas-state-backed-shipping-industry/(дата обращения 22.09.2021)

10. Кашин В.Б., Пятачкова А.С., Смирнова В.А., Литвинов А.А., Поташев Н.А. Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР // Центр комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ. 2021. 24 с.

11. Основные показатели экономического и социального развития в период «14-й пятилетки» / http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/05/content_5590537.htm (accessed 03.09.2021).

12. 14-й пятилетний план Китая: план роста в сложные времена/ https://www.lexology.com/library/detail.aspx (дата обращения 29.09.2021)

13. Обзор 13-й пятилетки. / https://en.ndrc.gov.cn/policies/202105/t20210527_12 81402.МтКдата обращения 28.09.2021)

14. Отчет о работе правительства за 2021 год/ https://finance.sina.com.cn/china/gncj/2021-03-05/doc-ikftssaq1597259.shtml (дата обращения 25.09.2021)

15. Четырнадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики и план долгосрочных целей на 2035 год (проект) / http://cpc.people.com.cn/n1/2021/0306/c64387-32044137.html (дата обращения 25.09.2021)

16. Интерпретация «14-й пятилетки»/ https://www.chinanews.com/gn/2021/03-08/9427153.shtml (дата обращения 20.09.2021)

China in the Thirteenth Five-Year Plan: Results and Prospects Golubeva A.S.

National Research Institute of World Economy and International Relations

named after E.M. Primakov of the Russian Academy of Sciences The article examines the results of the 13th five-year plan (2016-2020). The main trends and prospects for the development of the positions of individual countries in foreign trade with China have been determined. It is noted that the period of the 13th Chinese five-year plan is simultaneously the period of implementation of the agreement on the conjunction of the EAEU and the Chinese initiative "One Belt, One Road". The article defines the features of the development of Russian-Chinese cooperation. It is concluded that energy is the basis of trade and economic cooperation between the two countries. During the 13th five-year plan (2016-2020), large-scale contracts in the gas industry were signed between the countries: PJSC Gazprom and the China National Petroleum Corporation (CNPC), the Yamal LNG project. Particular attention is paid to the goals and priority areas of development outlined in the 14th five-year plan for the socio-economic development of China. The "double circulation" strategy becomes the defining strategy of the 14th five-year plan. The transition from an export-investment growth model to a growth model is expected in connection with the expansion of the domestic consumer market. This will allow China to ensure long-term and sustainable socioeconomic development even in the face of a shrinking global economy. Keywords: 13th five-year plan, economy, foreign trade, economic cooperation, export, import, strategy, technology, innovation, China, Russia. References

1. Ostrovsky A.V. China is becoming an economic superpower / A.V. Ostrovsky. Moscow: Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences: MBA Publishing House, 2020.496 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ministry of Commerce of the People's Republic of China / http://russian.mofcom.gov.cn/statistic/charts.shtm l (date of treatment 09/10/2021)

3. Global Innovation Index 2020 / https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2020/ (date accessed 09/10/2021)

4. GSU of the PRC /http://www.stats.gov.cn (date of treatment 09/24/2021)

5. Zhou Wa. One Belt, One Way Increases Openness / http: //www.chinadaily. (date of treatment 09/22/2021)

6. Golubeva A.S. Northern Sea Route in strategic cooperation between Russia and China // Economy and Entrepreneurship. 2021. No. 3.

7. 40 years of economic reforms in the PRC / comp. P.B. Kamennov; otv. ed. A.V. Ostrovsky. Moscow: IDV RAN, 2020.320 p.

8. Report on the implementation of the country's economic and social development plan for 2018 and the draft country's economic and social development plan for 2019 / http://www.xinhuanet.com/english/2019ra3/17/c137901686/htm -nia 22.09.2021)

9. Archives of China "One Belt, One Road" - the reunification of Asia / https://reconasia.csis.org/hidden-harbors-chinas-state-backed-shipping-industry/ (date of access 09/22/2021)

10. Kashin V.B., Pyatachkova A.S., Smirnova V.A., Litvinov A.A., Po-tashev N.A. Chinese experts on the new five-year plan of the PRC // Center for Comprehensive European and International Studies, National Research University Higher School of Economics. 2021.24 p.

11. Main indicators of economic and social development in the period of the "14th five-year plan" / http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/05/content_5590537.htm (accessed 03.09.2021).

12. China's 14th Five-Year Plan: A Plan for Growth in Tough Times / https://www.lexology.com/library/detail.aspx (accessed 09/29/2021)

13. Review of the 13th Five-Year Plan. / https://en.ndrc.gov.cn/policies/202105/t20210527_1281402.html (date of access 28.09.2021)

14. Report on the work of the government for 2021 / https://finance.sina.com.cn/china/gncj/2021-03-05 / doc-ikftssaq1597259.shtml (date of treatment 09/25/2021)

15. The fourteenth five-year plan for the national economic and social development of the People's Republic of China and the plan of long-term goals for 2035 (draft) / http://cpc.people.com.cn/n1/2021/0306/c64387-32044137.html ( date of appeal 09/25/2021)

16. Interpretation of the "14th five-year plan" / https://www.chinanews.com/gn/2021/03-08/9427153.shtml (date of treatment 09/20/2021)

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

ho o ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.