8. Баландин С.В. Анализ флоры хребта Басеги (Средний Урал) // Ботанический журнал. - 2001. - Т. 86. - № 8. -С. 37-52.
9. Глазкова Е.А. Сравнительных анализ островных флор восточной части Финского залива // Ботанический журнал. - 2002. - Т. 87. - № 2. - С. 34-47.
10. Хмелев Х.Ф., Хлызова Н.Ю. Биоэкологические особенности флоры пойменных озер верхнего и среднего Дона // Ботанический журнал. - 2002. - Т. 87. - № 5. - С. 10-19.
Сагалакова Лидия Сергеевна - аспирант кафедры ботаники БГУ, 670000, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а, тел.: 8(924)6526828, e-mail: [email protected]
Saga/akova Lidiya Sergeevna - post-graduate student of department of botany, BSU, 670000, Buryatiya, Ulan-Ude, Smolin str. 24a, phone: 8(924)6526828, e-mail: [email protected]
УДК 332.012.33 В.Н. Хертуев, Т.Н. Алексеева, С.В. Дубовикова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГОРОДАХ
В статье рассматриваются изменения в сфере земельно-имущественных отношений, излагаются принципы и условия развития земельно-имущественных отношений в современной ситуации. Значение этой проблематики определяется темпами формирования земельного рынка и объемами поступлений в бюджет. Земельно-имущественные отношения определяют устойчивость городских систем, повышают инвестиционный потенциал предприятий и города.
Ключевые слова: город, экономический потенциал, земельно-имущественные отношения, земли населенных пунктов, транспарентность рынка земли и других объектов недвижимости, защита прав собственников.
V.N. Khertuev, T.N. Alexeeva, S.V. Dubovikova
SOCIAL-ECONOMIC ASPECTS OF LAND AND PROPERTY RELATIONS IN URBAN
CONDITIONS
The article deals with the changes, principles and conditions of development of land property relations in the modern situation. The importance of this issue determined by the rate of formation of the land market and budget income. Land property relations determine the stability of urban systems, increase the investment potential of companies and cities.
Key words: city, economical potential, land property relations, land of settlements, the transparency of the land and other real property, protection of property rights.
За последний период значительно изменились земельно-имущественные отношения, в первую очередь это проявилось в городах, во многом обеспечивающих рост экономического потенциала страны. Были приняты многочисленных нормативно-правовые акты в сфере оборота земельных ресурсов, обеспечения доступности земли широкому кругу участников хозяйственного процесса, актуализирован земельный кадастр. В сфере градостроительной деятельности в России разрабатываются схемы территориального планирования (СТП) МО и регионов РФ для определения видов эксплуатации земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений. Нормативно-правовая база поселе-
ний пополнилась генеральными планами развития территорий муниципальных образований и правилами землепользования и застройки. Все это было сделано в целях непрерывного поступательного развития поселений, создания благоприятных инвестиционных условий для привлечения частного капитала и повышения эффективности использования объектов земельноимущественного комплекса.
Результатом стало формирование земельного рынка, рост поступлений в бюджет от использования (выкупа, аренды, налогообложения) земли и другие положительные итоги. Но земельная реформа продолжается, так как земельноимущественные отношения являются мощным фактором воздействия на темпы социальноэкономических преобразований на территориях.
В рыночной экономике городская земля рассматривается не только как пространственный базис для хозяйствования и жизнедеятельности
населения, но и как важнейший источник извлечения прибыли для предпринимателей, регулярного поступления средств в региональные и муниципальные бюджеты.
В настоящий момент интересны именно земли городских поселений, концентрирующие наиболее важные производства (до 72% социально-демографического и производственно-экономического потенциала страны). Им присущи многие острые проблемы:
• отсутствие массового выкупа земли большинством приватизированных предприятий;
• наличие пустующих территорий бывших промышленных комплексов;
• противоречие между инвесторами и населением;
• отсутствие развитой земельной ипотеки как механизма привлечения инвестиций и, соответственно, отсутствие гарантий для привлечения инвестиций;
• игнорирование земельной ипотеки как механизма для вовлечения массового потребителя в процесс инвестирования и вытекающее из этого в том числе усиление негативного социального эффекта от сложившегося неудовлетворенного спроса на объекты недвижимости и др.
Земельно-имущественный комплекс рассматривается как единая система природных (земельных) ресурсов и вещественных элементов национального богатства. Первоочередными в нем являются отношения права владения, пользования и распоряжения всеми видами недвижимого имущества, а также предметами длительного пользования производственного и непроизводственного назначения, ценными бумагами и др., порождающие конкретные земельноимущественные отношения. Развитие и регулирование земельно-имущественных отношений опосредуются социальной, экологической, экономической, градостроительной политикой и управлением городским хозяйством, уровнем жизни населения. В их рационализации заинтересованы все стороны: городские власти, население, предприниматели.
Целью преобразований в сфере земельноимущественных отношений считается достижение высокого уровня развития рынка недвижимости, оптимизация соотношения различных форм землепользования и, по нашему мнению, форм собственности на землю в пределах границы поселений, в целях обеспечения эффективного использования ресурсов с учетом не только текущих, но и долгосрочных интересов всех субъектов земельно-имущественных отношений.
Развитые земельно-имущественные отношения, основанные на рациональной нормативноправовой базе, определяют степень устойчивости городских систем, повышают инвестиционный потенциал предприятий и города. При дестабилизирующем воздействии земельно-
имущественных отношений на городские системы происходит накопление экономических рисков, несоразмерно низкое и неэффективное вовлечение земельных ресурсов и других элементов земельно-имущественного комплекса в экономический оборот, ухудшение социальной ситуации. Широко известны последствия кризиса в сфере капитального строительства и воспроизводства жилого фонда, в меньшей степени рассматривается ущерб в сфере городской инженерной и транспортной инфраструктуры и земельно-имущественных отношений.
Принципами и одновременно условиями развития земельно-имущественных отношений в городах должны явиться:
- комплексность и эволюционность изменений в этой сфере при соблюдении интересов всех сторон;
- непротиворечивость решения возникающих социальных и экономических проблем;
- доступ всех слоев населения к земельным ресурсам на основе прав собственности ли, аренды ли и др.;
- контроль формирования цен на землю;
- минимизация социальных и экологических рисков при всех формах землепользования;
- транспарентность рынка земли и других объектов недвижимости (понятность правил землепользования и застройки, распоряжения земельными участками, доступность информации об основных аспектах рынка);
- эффективная защита прав собственников при массовом предоставлении земли в частную собственность;
- обоснованное налогообложение недвижимости.
Таким образом, городской земельно-имущественный комплекс задействован в получении следующих экономических эффектов:
- развитие рынка земли и других объектов недвижимости в целях создания условий для концентрации капитала на территории и его перелива в рентабельные производства, что обеспечивает рост поступлений городского бюджета;
- структурные сдвиги в местном хозяйственном комплексе за счет перераспределения земель с учетом долгосрочных интересов города в пользу наиболее эффективных производств (предпринимателей);
- активизация инвестиционной активности (облегчение доступа к земельным ресурсам, в том числе под застройку) и опять-таки последующий рост налоговых поступлений;
- рационализация использования земельных ресурсов и улучшение инвестиционного климата;
- при стимулировании повышения спроса на земельные ресурсы и другую недвижимость и повышения эффективности их использования можно ожидать роста их стоимости и (еще раз) налоговых платежей.
Активизация земельного оборота выгодна для предпринимателей, которым необходимы доступность наиболее выгодных по местоположению участков, полнота прав на единый объект недвижимости, возможность использования земли в качестве полноценного материального рыночного актива, повышение капитализации предприятий, для населения, заинтересованного в стабильности и безопасности образа жизни, снижении остроты экологических и социальных проблем, для муниципальных властей, призванных обеспечить стабильность экономической ситуации, проведение социальных программ.
Следует отметить острую потребность в расширении и ускорении земельного оборота: 1) в собственности граждан находится около 7% совокупных земельных ресурсов, в собственности юридических лиц - немногим более 1%, остальной массив представляет собой государственная и муниципальная собственность; 2) все виды сделок с землей, например, в относительно бескризисном 2003 г. затронули лишь 4% земельного фонда, из них собственно продажи составили 0,003%, а основой земельного оборота этого периода была передача государственных и муниципальных земель в аренду.
Из этого следует, что собственно свободный земельный рынок, функционирующий на основе частной собственности, действует в ограниченных рамках и не выполняет по существу своих функций. Следовательно, общество недополучает, а практически не получает потенциально очень больших и важных экономических и социальных эффектов. Хотя следует отметить, что наибольшее количество сделок с землей и большие объемы оборота земли наблюдаются в Подмосковье, на Северо-Западе и в Санкт-Петербурге, в Приволжском (43% сделок) и Центральном (более 23% сделок) федеральных округах, следует указать на значительный рост оборо-
та земли в промышленных целях, для сельскохозяйственного производства и т.п. Тем не менее относительно динамично развивался только рынок земли для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.
Так как за период 90-х гг. земля превратилась в высокодоходный ресурс, наблюдается тенденция монополизации его использования со стороны городских властей, в целях обеспечения решений финансовых проблем города. Такое поведение характерно и для федерального уровня управления, и для регионального. В результате на земельную ренту претендуют не только хозяйствующие субъекты, но сами органы управления, которые весьма успешно конкурируют с конкретными предпринимателями и физическими лицами за право присвоения этой ренты. Совершенно не учитывается тот момент, что высокие доходы следуют за высокоэффективным управлением землей и другим недвижимым имуществом, здесь для органов управления возможна «компенсация» на масштабах подвластной собственности. В реальности мы видим наличие условий для неэффективного управления земельно-имущественным комплексом в рамках отдельно взятых территорий. Ориентация на краткосрочные валовые финансовые интересы способствует потере преимуществ в использовании земельных ресурсов.
Высокоэффективное управление землями поселений возможно только при ориентации на длительную перспективу, земля - это «долгоиграющий» актив. Для совершенствования процесса землепользования следует обеспечить широкий доступ к пользованию землей большому кругу участников рыночных отношений, следует обратить особое внимание на социальные аспекты землепользования, без чего невозможно добиться максимального и устойчивого экономического результата в сфере землепользования.
Литература
1. Варламов А.А., Лойко П.Ф. и др. Земельный кадастр
субъекта федерации. - Пермь, 1998.
2. Волкова С.Н. Землеустроительное проектирование. -
М.: Колос, 1997.
3. Сулин М.А. Основы землеустройства. - СПб.: Лань,
2002.
4. Удачин С. А. Научные основы землеустройства. - М.:
Колос, 1965.
Хертуев Валерий Никитич - кандидат биологических наук, профессор кафедры землепользования и земельного кадастра БГУ, г. Улан-Удэ.
Алексеева Татьяна Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и земельного кадастра БГУ, г. Улан-Удэ.
Дубовикова Светлана Владимировна - старший преподаватель кафедры землепользования и земельного кадастра БГУ, г. Улан-Удэ.
KAertuev Va/eriy Nikitich - cand. of biological sci., prof. of department of land management and land cadastre of Buryat State University.
A/exeevaTatyanaNiko/aevna- cand. of economy sci., lecturer of department of land management and land cadastre of Buryat State University.
Dubovikova Svet/ana V/adimirovna - senior teacher of department of land management and land cadastre of Buryat State University, e-mail: [email protected]
УДК 581 (571.54)
Д.Г. Чимитов, О.В. Иметхенова, Б.Б. Намзалов
НАХОДКИ РЕДКИХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ В СЕЛЕНГИНСКОМ СРЕДНЕГОРЬЕ
(ЗАПАДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ)*
Исследования 2007 г. выполнены при финансовой поддержке Бурятского госуниверситета (грант аспирантов и молодых ученых БГУ)
Приводятся новые сведения о распространении редких видов растений в Селенгинском среднегорье. Ключевые слова: Селенгинское среднегорье, редкие виды растений, Красная книга, Республика Бурятия, Западное Забайкалье.
D.G. Chimitov, O.V. Imetkhenova, B.B. Namzalov
RECORDS OF RARE PLANT SPECIES IN THE SELENGINSKOE MIDLAND
(WESTERN ZABAIKALIE)
New data on distribution of 9 rare species of plants in the Selenginskoe midland are given.
Key words: Selenginskoe midland, rare species of plants, Red book, the Republic of Buryatia, Western Zabaikalie.
Во время полевых исследований в Селенгин-ском среднегорье в 2000-2007 гг. нами были выявлены новые местонахождения редких видов сосудистых растений (рис. 1) включенных в Красную книгу Бурятии [1]. Образцы приводи-
мых ниже растений хранятся в Гербарии кафедры ботаники Бурятского государственного университета (ииБЕ). Растения расположены в соответствии с системой Энглера, названия даны по С.К. Черепанову [6].