Землеустройство и кадастры
УДК 332.2.021
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
© 2014 Власов Александр Григорьевич кандидат технических наук, профессор Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]
Ключевые слова: земельно-имущественные отношения, государственный кадастр недвижимости, земля, недвижимость.
Рассмотрены вопросы развития земельно-имущественных отношений. Сделаны предложения по включению некоторых вопросов в план мероприятий реализации "Основ государственной земельной политики Самарской области на 2013-2015 годы".
SOME QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF THE LAND AND PROPERTY RELATIONS
© 2014 Aleksandr Grigoryevich Vlasov candidate of Technical Sciences, professor Samara State University of Economics E-mail:[email protected]
Keywords: land and property relations, the state real estate cadastre, land, real estate.
In article questions of development of the land and property relations are considered. Offers on inclusion of some questions the realization plan of measures "Bases of the state land policy of the Samara region for 2013-2015" are made.
На заседании президиума Государственного совета РФ 9 октября 2012 г. рассмотрен вопрос совершенствования использования земельных ресурсов. Отмечалось, что это мощный фактор экономического и социального развития и одновременно одна из сложных и острых проблем, так как земельный потенциал Российской Федерации все еще реализуется малоэффективно. Проанализированы основные проблемы, касающиеся:
1) разграничения собственности на землю;
2) категорийности земель (основы геополитики использования земельного фонда РФ, принятые в 2012 г., предусматривают исключение из законодательства принципа деления земель по целевому назначению);
147
3) формирования единого информационного ресурса земельных участков;
4) условий предоставления земельных участков в собственность или аренду;
5) использования земли для строительства жилья.
Предлагается изменение законодательства в следующих направлениях:
- для муниципалитетов нужно создать условия к завершению разработки документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
- вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в государственной собственности;
- создание простой и прозрачной процедуры предоставления земельных участков
Региональное развитие • № 2 • 2014
для строительства объектов транспортной инженерной инфраструктуры.
В целях реализации поставленных задач в Государственную Думу внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признания утратившим силу Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую".
В Правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится "Концепция управления федеральным имуществом на период до 2018 года".
Правительством Российской Федерации распоряжением от 30 декабря 2012 г. № 2633-р внесен в Государственную Думу подготовленный Минэкономразвития РФ проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
Правительство Российской Федерации распоряжением № 2236-р 1 декабря 2012 г. утвердило план мероприятий (дорожную карту) "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - План), где рекомендовало Минфину РФ и федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию Плана, при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать в установленном порядке мероприятия, предусмотренные Планом.
Для Самарской области как субъекта Российской Федерации Министерством имущественных отношений разработаны "Основы государственной земельной политики Самарской области на 2013-2015 годы".
В данном документе для Самарской области более конкретно определены цели и задачи государственной политики управления земельными ресурсами.
148
Рекомендовано разработать план мероприятий, направленных на реализацию основ государственной земельной политики Самарской области на 2013-2015 гг. Определены задачи государственной земельной политики Самарской области. Данный документ корреспондируется с Планом мероприятий (дорожной картой) "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденным Правительством Российской Федерации (распоряжение от 1 декабря 2012 г. № 2236-р).
Основными задачами, поставленными Правительством Российской Федерации в данном Плане, являются:
- развитие автоматизированной информационной системы "Мониторинг рынка недвижимости", обеспечивающей раскрытие информации о количестве и цене сделок с недвижимым имуществом;
- объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости;
- переход к единой геоцентрической открытой системе координат ведения государственного кадастра недвижимости и иных государственных муниципальных ресурсов, в том числе пересчет всех пространственных данных государственного кадастра недвижимости в эту систему;
- установление в федеральном законе периодичности обновления картографической основы государственного кадастра недвижимости за счет средств федерального бюджета;
- внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранных и защитных зон;
- введение требований об утверждении охранных и защитных зон одновременно с принятием решения о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию;
- запрет на эксплуатацию создаваемых объектов, для которых не требуется ввод в эксплуатацию, до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местополо-
жении границ, установления ограничения соответствующих охранных и защитных зон;
- определение порядка и источника финансирования работ по определению границ охранных и защитных зон ранее введенных объектов;
- внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов;
- введение обязанности органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечить в установленные сроки финансирование и организацию работ по координатному списанию границ муниципальных образований с подготовкой карт (планов) объектов землеустройства, с внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и введением с 1 января 2018 г. запрета органам местного самоуправления на предоставление новых земельных участков из земель, находящихся в ведении муниципального образования, границы которого не внесены в государственный кадастр недвижимости (срок реализации -сентябрь 2013 г.);
- проведение работ за счет средств федерального и региональных бюджетов по координатному списанию границ между субъектами Российской Федерации с подготовкой карт (планов) объектов землеустройства и внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;
- внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о точных границах земельных участков и местоположений зданий и сооружений;
- установление порядка и проведение за счет средств федерального и (или) региональных, местных бюджетов кадастровых работ по уточнению границ земельных участков в массовом порядке, включая земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена;
- установление порядка и проведение за счет федерального и региональных бюджетов работ по определению в массовом порядке координат зданий и сооружений, сведения о которых включены в государственный кадастр не-
Землеустройство и кадастры
движимости в порядке переноса сведений из архивов, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию этих объектов;
- установление с 1 января 2018 г. запрета (без исключений) на распоряжение земельными участками, в отношении которых отсутствуют сведения о местоположении границ;
- совершенствование порядка и сроков снятия с кадастрового учета земельных участков, учтенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г., сведения о правообладателях которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,а также в государственном кадастре недвижимости;
- создание федерального учебнометодического центра с организацией региональных учебно-методических центров повышения квалификации регистраторов и лиц, принимающих решения о кадастровом учете;
- установление дополнительных квалификационных требований к лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера, в том числе в части специального профессионального образования и опыта работы;
- установление требования об обязательности членства лиц, выполняющих кадастровые работы, в саморегулируемых организациях в сфере кадастровой деятельности;
- создание интегрированной сети координатно-геодезического обеспечения деятельности кадастровых инженеров и внедрение сервисов на базе этой сети;
- создание открытого информационного ресурса, содержащего описание пунктов геодезических сетей всех уровней, с возможностью доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме онлайн.
В рамках реализации "Основ государственной земельной политики Самарской области на 2013-2015 годы" полагаем необходимым включить в план мероприятий решение следующих вопросов:
1) организация работ по созданию региональной модели инфраструктуры пространственных данных (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1157-р) с целью повышения качества и эффективности управления на государственном и
149
Региональное развитие • № 2 • 2014
муниципальном уровнях за счет широкого использования информационных ресурсов при принятии управленческих решений и контроле их использования. Это приведет к снижению бюджетных расходов на создание пространственных данных в целом, к повышению их качества за счет исключения дублирования работ и установлению порядка информационного взаимодействия министерств и ведомств Самарской области. Региональная инфраструктура пространственных данных будет выполнять не руководящие, а служебные функции в экономике и должна поставлять базовую информацию всем пользователям, имеющим право доступа в соответствии с действующим законодательством;
2) организация работ по созданию региональной сети спутниковых дифференциальных станций на территории Самарской области. Это позволит создать единое координатно-временное пространство, перевести пользовательский сектор на работу в единой системе координат и дать возможность работы с любыми имеющимися и перспективными спутниковыми системами для оперативного принятия управленческих решений;
3) организация комплекса работ по обновлению имеющегося планово-картографического материала на населенные пункты и межселен-ные территории Самарской области путем проведения аэрофотосъемки и использования космических снимков (имеющийся материал на территорию Самарской области 1994-2001 гг. издания устарел, поскольку мониторинг планово-картографического материала не проводился);
4) проведение работ по установлению границ муниципальных образований и сельских поселений с последующим изготовлением планово-картографического материала и приведением информации по недвижимости, площадям, собственности;
5) проведение инвентаризации земель, учитывая, что земельные преобразования на селе изначально основывались не на экономической эффективности, а на социальной справедливости, поэтому значительное число собственников не являются непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции, земельные доли выделялись без проведения территориальной организации, межевания;
6) проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию методики кадастровой оценки с учетом экологических факторов в условиях отмены практики деления земель на категории в свете рассмотрения проекта Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признания утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Необходимо разработать научно обоснованные методические подходы для массовой кадастровой оценки земель по видам их функционального использования;
7) организация регионального учебнометодического центра повышения квалификации специалистов, работающих в сфере земельно-имущественных отношений.
В утвержденном Правительством Российской Федерации 1 декабря 2012 г. постановлением № 2236-р Плане мероприятий предусмотрено выполнение работ с привлечением всех уровней бюджетов, в том числе и федерального.
Полагаем, что реализация "Основ государственной земельной политики Самарской области" еще раз подтвердит, что идеологами многих преобразований, в том числе земельных, являются субъекты Российской Федерации. Именно в субъектах Российской Федерации накоплен огромный опыт регулирования земельных отношений, который выявляется в принятии законов, постановлений, программ, отвечающих современным тенденциям управления земельно-имущественным комплексом.
1. Власов А.Г., Румянцев А.В. От права на земельную долю - к собственности на землю" // Кадастровый вестник: офиц. изд. Федер. агентства кадастра объектов недвижимости. - 2007. - № 7.
2. Власов А.Г., Воронин В.В., Васильева Д.И. Законодательная база земельно-имущественного комплекса // Проблемы региональной экологии. -2013. - № 4. - С. 117-121.
3. Воронин В.В., Власов А.Г., Васильева Д.И. Структура и оценка качества земель Самарской области // Проблемы региональной экологии. - 2013. -№ 4. - С. 109-116.
150