Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

Федерального Казначейства, бюджетополучателей, банковских учреждений влечет за собой также значительную экономию бюджетных средств на содержание государственных (муниципальных) учреждений.

Использованные источники:

1. Субочева О. В., Суколин О. В. От денежного чека - к банковской карте / О. В. Субочев, О. В. Суколин // Бюджет. - 2012. - № 5. - С. 4-7.

2. Гуральников С. А. Банковские карты Федерального казначейства / С. А. Гуральников // Бюджет. - 2009. № 10. - С. 48 - 51.

3. http://www.roskazna.ru - Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России).

4. О проведении эксперимента по обеспечению Федеральным Казначейством получателей средств федерального бюджета наличными Денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых)

банковских карт [Электронный ресурс]: приказ от 24 мая 2010 г. № 49н -Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция) - Доступ из

справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

Богма К.А. аспирант кафедры социологии Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Южно - Российский институт - филиал Россия, г. Ростов-на-Дону СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Советская Россия была первой страной мира, провозгласившей в 1918 году право граждан на бесплатное получение медицинской помощи, которое затем стало одним из конституционных прав советских людей. В реальности система здравоохранения никогда не была полностью бесплатной для населения. Зарплата медицинских работников устанавливалась государством на уровне ниже работников промышленности, транспорта. Изначально советские руководители предполагали, что врачи смогут рассчитывать помимо официальной заработной платы на подношения со стороны пациентов. Первому министру здравоохранения Н.А.Семашко, создателю советской системы здравоохранения приписывают слова, что «врачам много платить не надо, так как народ их прокормит».

С началом экономических преобразований во всех регионах России происходил экономический спад и сокращение государственных расходов, в том числе и на здравоохранение. Это повлекло увеличение расходов

населения на медицинскую помощь, осуществляемых и в легальных, и в теневых формах. С последующим экономическим ростом и увеличением расходов государства на здравоохранение, практики теневой оплаты медицинской помощи не исчезли, хотя и имеют разную степень развитости в различных регионах страны.

Данные государственной статистики, как в России, так и в других странах, дают весьма неполную картину распространенности платежей населения за медицинскую помощь, фиксируя лишь общие объемы расходов населения на медицинские услуги и медикаменты, производимые в легальных формах. Выявление размеров и структуры теневых платежей, формальных и неформальных правил оплаты населением медицинской помощи требуют проведения специальных исследований [3].

Традиционно в условиях рынка потребитель не только покупает товар или услугу, но и одновременно получает информацию о фактических стандартах качества на этот товар или услугу. Однако в сфере медицинского обслуживания сегодня ситуация другая. Предоставляемая медицинская услуга характеризуется изменчивостью, т.е. непостоянством качества, которое сильно зависит от конкретного МУ и конкретного его сотрудника, оказывающего услугу. Чаще всего изменчивость качества связана с недостаточной квалификацией работника, отсутствием профессиональной конкуренции, со слабым уровнем подготовки и обучения, недостатком коммуникаций и информации, отсутствием регулярной поддержки со стороны менеджеров. Изменчивость медицинских услуг может быть связана и с неподходящими личными чертами характера медицинского работника, которые очень трудно выявить на стадии отбора персонала [4].

Другая важная причина изменчивости медицинских услуг — уникальность пациента, высокая степень индивидуальности услуги в соответствии с требованиями потребителя, невозможность унификации технологических операций. Кроме того, индивидуальный характер предоставления медицинских услуг порождает проблему управления поведением потребителей или, по крайней мере, учета поведенческих факторов при работе с пациентами.

Качественная медицинская помощь не должна оказывать отрицательный эффект в отношении здоровья пациента. Отсутствие эффекта или отрицательный эффект, даже после блестяще проведенных медицинских услуг не позволяет в большинстве случаев сделать вывод по качественности оказанной человеку медицинской помощи. Исключением являются те случаи, когда медицина является бессильной.

Доступность медицинской помощи, декларируемая в конституциях различных стран, регламентируется национальными нормативно-правовыми актами (НПА), определяющими порядок и объемы оказания бесплатной медицинской помощи, и обусловлена рядом объективных факторов:

сбалансированностью необходимых объемов медицинской помощи населению с возможностями государства, наличием и уровнем квалификации медицинских кадров, наличием на конкретных территориях необходимых медицинских технологий, возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации, имеющимися транспортными возможностями, обеспечивающими своевременное получение медицинской помощи, уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний [1].

Ограничение доступности и снижение качества медицинской помощи неминуемо приведет к негативным социально-политическим последствиям, потребует значительных дополнительных затрат на восстановление утраченного трудового потенциала российского общества.

Готовность общества повышать доступность медицинской помощи во многом зависит от экономического состояния страны. Но, ни одна страна не может расходовать на здоровье граждан более 15% ВВП, так как эти расходы негативно отразятся на ценах производимых товаров, которые могут потерять конкурентоспособность. Поэтому признание ограниченности ресурсов, используемых для оказания медицинской помощи, является фундаментальным для понимания возможностей медицины в обществе. Важно, чтобы рационирование при распределении средств в системе оказания медицинской помощи было эффективным, справедливым, профессиональным и гарантировало возможность получения качественной медицинской помощи [7].

Платные медицинские услуги и программы ДМС являются дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).

Так считаем целесообразным обратиться к данным, предоставленных федеральной службой государственной статистики. Как наглядно показано, за последние 10 - 12 лет количество амбулаторно-поликлинических организаций государственной формы собственности стремительно сокращается, а негосударственной и частной форм собственности -стремительно растет, что говорит о прогрессивных темпах развития частной медицины и, как следствия, рынка оказания платных медицинских услуг.

2000 2005 2010 2011 2012

Государственной формы собственности

Число амбулаторно-

поликлинических

организаций

(самостоятельных и

входящих

в состав других

организаций) 19044 17172 12173 12270 12029

Мощность амбулаторно-

поликлинических

организаций,

тыс. посещений в смену 3444,8 3401,2 3420,7 3426,0 3445,9

Негосударственной формы собственности

Число амбулаторно-

поликлинических

организаций

(самостоятельных и

входящих

в состав других

организаций) 1724 4043 3175 3357 3748

Мощность амбулаторно-

поликлинических

организаций,

тыс. посещений в смену 53,6 192,5 226,6 246,0 270,7

из них организации частной формы

собственности

Число амбулаторно-

поликлинических

организаций 2753 2950 3363

Мощность амбулаторно-

поликлинических

организаций,

тыс. посещений в смену 138,2 160,6 189,1

Объем платных услуг населению в 2011 году составил 4,9 млн., что составляет 5% от стоимости всех услуг, а в 2005 году эта сумма была 2,2 млн. руб., что свидетельствует о том, что частный сектор набирает обороты в завоевании рынка медицинских услуг. Так же следует обратить внимание, что объём платных услуг в сфере здравоохранения на душу населения составил 33,9 тыс. руб, из них на медицинское обслуживание - 1 710,7 руб., на санаторно - оздоровительные - 423,4 руб.[8] .

Если говорить о структуре платной медицинской помощи, то сегодня доля государственных лечебных заведений в общем объеме платных услуг, предоставляемых населению, составляет 16 процентов, муниципальных - 84 процента. Предоставление платной медицинской помощи регулируется нормативно-правовыми актами РФ. А на ее качество оказывают влияние государственный контроль, механизмы гражданского общества и конкуренция.

Частный сектор на российском рынке представлен в основном узкоспециализированными медицинскими организациями, которые оказывают услуги, не входящие в гарантируемый государством пакет бесплатных услуг. В настоящее время намечается тенденция вторжения частной медицины на поле медицинских услуг общего профиля. В силу действующих высоких ценовых барьеров для вхождения частных медицинских организаций на среднеценовой сегмент рынка платных услуг, основой позиционирования страховых компаний являются достаточно оснащенные государственные и муниципальные ЛПУ. "Частники" не берут на себя риски приема пациентов с патологией, требующей неотложных вмешательств, поскольку диагностическая и лечебная база не позволяет большинству из них в экстренной ситуации поставить точный диагноз и оказать высококвалифицированную помощь. Не доступны частной медицине и сложная внутриполостная, нейро- и кардиохирургия, так как круг пациентов, готовых платить за операции реальную цену, пока узок. Обеспечить плановый поток операций рынок не в состоянии. В современных условиях частным компаниям сложно содержать многопрофильные стационары, так как они экономически не выгодны.

За прошедшие несколько лет здравоохранение совершило переход от существовавшей в течение десятилетий государственной системы к более передовой, гибкой, отвечающей требованиям сегодняшнего дня системе социального страхования.

Следует учитывать, что реформирование отечественного здравоохранения во многом было вызвано необходимостью проведения эффективных мер по борьбе со снижением продолжительности жизни, с выраженным ухудшением здоровья населения, экологической обстановки.

Важными элементами проводимых преобразований является создание оптимального соотношения больничных и внебольничных, специализированных и общих видов медицинской помощи; децентрализация системы оказания медицинской помощи, создание моделей здравоохранения, отвечающих потребностям и уровню развития конкретных территорий

На сегодняшний день практически все учреждения здравоохранения в современной России оказывают населению платные медицинские услуги, которые приобретают все большую актуальность в современных экономических условиях и рыночной конъюнктуре. Данное обстоятельство

обусловлено особой социальной значимостью указанного сектора потребительского рынка и многообразием осуществляемых здесь видов деятельности.

В 2012 году территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области был проведен ряд проверок лечебных учреждений, оказывающих платные медицинские услуги [2] .

В ходе проводимой контролирующим органом работы были выявлены нарушения, которые можно разделить на группы. К первой из них относятся отсутствие информации о лицензии на медицинскую деятельность с указанием работ и услуг и органе ее выдавшем. При проверках было выявлено и то, что в ряде медицинских учреждений не обнародовался перечень медицинских услуг с указанием их стоимости, условия их предоставления. А все эти документы - обязательное условие работы медиков. Пациент, переступив порог медицинского учреждения, имеет право знать, разрешено ли государством этой поликлинике или больнице заниматься лечебной деятельностью, какие услуги относятся к платным, какова их стоимость, в каких случаях они предоставляются и не подменяются ли ими - бесплатные.

Ко второму блоку нарушений относится неправильное оформление договоров на оказание платных медицинских услуг. В частности, в договорах нет условий получения платных медицинских услуг, не указываются сроки их предоставления, не оговаривается порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

И медики, и пациенты заинтересованы в том, чтобы платные услуги существовали. Вопрос в том, как организовать их таким образом, чтобы договора оформлялись, чеки выдавались и деньги не шли мимо кассы, а пациенты в случае некачественного обслуживания и претензий могли доказать, что они здесь были и за это платили. К сожалению, юридическая грамотность населения оставляет желать лучшего. Если бы население было бы более требовательным, то и порядок в сфере здравоохранения удалось бы навести быстрее.

В России рынок платной медицины активно стремится занять нишу на рынке услуг. Ежегодный прирост в 10% свидетельствует о том, что, несмотря на выделяемые денежные средства и проводимую работу по улучшению качества медицинских услуг, выбор населения, все же, все чаще падает на платные услуги.

Использованные источники:

1. Власов В.В. Доступность медицинской помощи и самосохранительная активность граждан// Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2009. - № 1.

2. Денисенко Е. Р. Последний бастион .Развитие рынка медицины общего профиля сдерживается преференциями государственного здравоохранения и теневым сектором // О страховании. - 2012. - № 6 (85).

3. Елькин И.О., Блохина С.И., Егоров В.М. Философия, этика и право в анестезиологии-реаниматологии — Екатеринбург, 2006.

4. Столяров С.А. Применение маркетинговых коммуникаций в управлении лечебно-профилактическим учреждением (на примере Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом) Дис. канд. мед. наук — Новокузнецк, 2000.

5. Щепин О.П., Стародубов В.И., Линденбратен А.Л., Галанова Г.И. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи. М.: Медицина., 2002.

6. Чеботарева О.А. // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Материалы 64-й науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых ВолГМУ — Волгоград, 2006.

7. Шарабчиев Ю.Т. Доступность медицинской помощи в мире// Мед. новости. - 2004. - № 8.

8. Федеральная служба государственной статистики // URL: www.gks.ru.

9. Территориальный орган Федеральной службы статистики по Ростовской области. // URL:: www.rostov.gks.ru.

10. Министерство здравоохранения Ростовской области. // URL:: www. minzdrav.donland.ru.

11. Министерство экономического развития Ростовской области. // URL: www.mineconomikiro.ru.

Боголюбова Е.А. Рабцевич А.А. студентка 1курса ИНЭФБ БашГУ Россия, г. Уфа

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ

ОРГАНИЗАЦИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

Правильное использование рабочего времени, эффективность деятельности работников умственного труда во многом зависят от того, как правильно построено их деловое общение. Деловая переписка, телефонные разговоры, установка деловых контактов(деловая встреча), все это включает в себя деловое общение. Есть большая вероятность потери рабочего времени при неправильном владении техникой делового общения. Плохое владение техникой рабочего времени ведет за собой и другие проблемы: заметно увеличиваются затраты труда при возникновении и решении даже не сложных вопросов, проявляется чувство дискомфорта в психологическом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.