Научная статья на тему 'Проблема участия граждан в софинансировании системырегионального здравоохранения'

Проблема участия граждан в софинансировании системырегионального здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ГРАЖДАН / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПРАВА ПАЦИЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаповалова Марина Александровна, Дерябина Надежда Николаевна

Все большее значение в финансировании здравоохранения играют негосударственные источники, в том числе личные средства граждан. В настоящее время уровень качества медицинской помощи, оказываемой населению недостаточно высок: на фоне недостающей оснащенности как амбулаторно-поликлинических, так и стационарных медицинских учреждений, необеспеченности прав пациентов, отмечается увеличение расходов населения на медицинскую, в том числе и лекарственную, помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема участия граждан в софинансировании системырегионального здравоохранения»

УДК 614.2.003.1

© М.А. Шаповалова, Н.Н.Дерябина, 2010

М.А. Шаповалова, Н.Н. Дерябина

ПРОБЛЕМА УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В СОФИНАНСИРОВАНИИ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия Росздрава»

Все большее значение в финансировании здравоохранения играют негосударственные источники, в том числе личные средства граждан. В настоящее время уровень качества медицинской помощи, оказываемой населению недостаточно высок: на фоне недостающей оснащенности как амбулаторно-поликлинических, так и стационарных медицинских учреждений, необеспеченности прав пациентов, отмечается увеличение расходов населения на медицинскую, в том числе и лекарственную, помощь.

Ключевые слова: личные средства граждан, финансирование здравоохранения, качество медицинской помощи, права пациентов.

M.A. Shapovalova, N.N. Deryabina

THE PROBLEM OF CITIZENS' PARTICIPATION IN COFINANCE OF HEALTH SERVICE SYSTEM

OF THE REGION

Non-state resources and personal citizens' means play a significant role in finance of health protection. At present the quality level of medical aid rendering to the population is not enough high: insufficient equipment in ambulatory-polyclinic service and stationary establishments, not enough supplied rights of the patients, increase of expenditures for medical and medicinal help.

Key words: personal citizens ' means, health service finance, quality of medical help.

Проблема социальной несправедливости в системе здравоохранения связана с использованием механизма соучастия населения в расходах на здравоохранение, который необходимо рассматривать как с позиций финансирования медицинской помощи, так и обеспечения ее доступности. Применение этого механизма способствует усилению социального неравенства, поскольку увеличивает разрыв в доходах населения, уменьшая доступность медицинской помощи для семей с низким уровнем доходов [1]. В случае серьезных заболеваний их расходы на нужды здравоохранения достигают 80% семейного бюджета. При этом подавляющее большинство (85%) пациентов оценивают свои затраты на медицинские услуги как значительные [3]. Несправедливость в потреблении медицинских услуг усиливается в результате сужения доступа к ним престарелых и хронических больных. Данная ситуация становится еще более неблагоприятной из-за отсутствия использования механизмов соучастия в расходах. В результате доля негосударственных (частных) средств в структуре консолидированного бюджета отечественного здравоохранения достигает высоких цифр. Так по итогам 2005 г. величина этого показателя составляла 38% [4]. По мнению многих авторов, рыночные механизмы приводят к созданию условий, когда социально уязвимые группы населения, особенно малообеспеченные, не будут иметь и не имеют равного доступа к качественному медицинскому обслуживанию, особенно в тот момент, когда в условиях использования механизма соучастия в расходах именно на них ложится тяжесть по оплате услуг здравоохранения. Здравоохранение региона характеризуется трехсторонними взаимоотношениями между пациентом, врачом и/или медицинским учреждением и финансирующей стороной. При этом спрос имеет трехступенчатую структуру, и он не контролируется конечным потребителем, товарные и денежные потоки разделены. В регионе действует, как и в целом, по стране финансово-организационная модель здравоохранения, которая предполагает определение цен (тарифов) на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования. Известен факт, что тарифы лишь частично покрывают расходы медицинских учреждений на оказание помощи населению. В условиях жесткого ограничения государственных бюджетных средств и их строгого лимитирования лечебные учреждения не заинтересованы в расширении своей медицинской практики [2]. В связи с этим медицинские услуги в ЛПУ ограничены рамками бюджетного финансирования, и медицинская помощь оказывается по менее затратным технологиям, что в свою очередь способствует процветанию «теневого» рынка услуг. Распространенность прямой оплаты медицинских услуг (т.е. не через кассу) не зависит ни от ведомственной принадлежности, ни от формы собственности лечебного учреждения. Такое явление часто встречается и в государственных и в частных медицинских организациях.

Проблема социальной несправедливости связана с проблемой государственного регулирования. При предоставлении медицинских услуг не может быть места бесконтрольной рыночной деятельности. Применение рыночных механизмов являются успешными тогда, когда они основаны на тщательном мониторинге и оценке, в том числе, с использованием стандартов, разработанных для всех участников рынка, в связи с чем необходим переход от непосредственного управления к контролю за заключением договоров и использованием рыночных механизмов, которые требуют от государственных органов управления здравоохранением не только высокой компетенции, но и высокой профессиональной и гражданской ответственности.

За прошедшие годы в деятельности ЛПУ появилась возможность получать с больных плату за лечение на основе договорных цен, прейскурант которых сформирован в каждом лечебном учреждении. Право на привлечение средств населения сделало нецелевое использование средств способом хозяйствования. Наделение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения правом на оказание платных услуг является вынужденной мерой, не соответствующей основному статусу лечебных учреждений. Остается открытым вопрос о целесообразности и правомерности оказания государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг, но попытка возврата к старым схемам повлечет за собой уход в тень всего того, что в настоящее время находит официальное отражение.

Базовая программа ОМС не гарантирует населению получение всех видов медицинской помощи, а используемые для оплаты критерии не являются бесспорными. Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи не соответствует имеющимся ресурсам. Противоречие в законодательстве РФ, касающемся оказания медицинской помощи, состоит в том, что статья 41 Конституции РФ гарантирует бесплатность всех видов медицинской помощи всем гражданам страны, а закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» ограничивает права граждан на получение бесплатной медицинской помощи рамками территориальной программы ОМС и перечнем видов помощи, оказываемых за счет бюджета. Обеспечение защиты пациентов и их прав, а также контроль качества медицинской помощи пока не получили реализации, как и цели, ради которых вводилась система ОМС.

Обращения граждан в органы управления здравоохранением свидетельствуют, что от 6% до 23% пользовались платными медицинскими услугами. У населения наибольшим спросом пользуются услуги стоматолога, акушера-гинеколога и различные диагностические услуги, инструментальные и лабораторные обследования.

Заявители, которые получили медицинскую помощь в коммерческих лечебно-профилактических учреждениях или платные медицинские услуги в государственных ЛПУ (76%) отмечали, что качество лечения за плату выше получаемого бесплатно. Но по проведенным раннее исследованиям было установлено, что на сегодняшний день качество предоставляемой медицинской помощи не зависит напрямую от размеров платежей населения.

По результатам нашего анализа следует, что в настоящее время почти половина населения независимо от возраста, социального положения и района, где проживает, не готовы или не имеют возможности платить за получение медицинского обслуживания даже при наличии права выбора врача-специалиста и лечебно-профилактического учреждения. Наименьшую возможность оплачивать медицинскую помощь из собственных средств имеют неработающие временно граждане и пенсионеры (соответственно 66% и 49%). Одновременно необходимость получения отдельных видов медицинской помощи, таких как услуги кардиолога, травматолога, акушера-гинеколога, педиатра, проведение оперативных вмешательств, а также различных лабораторных, инструментальных и диагностических исследований вынуждает население изыскивать средства даже при условии отказа от удовлетворения других потребностей. В этом себя ограничивали рабочие (служащие) государственных предприятий и учреждений (31%) и работающие пенсионеры (24%), а также рабочие (служащие) негосударственных учреждений (23%).Услуги оказались доступными для рабочих (служащих) негосударственных учреждений (23%).

Из проблем в сфере оказания медицинской помощи заявители ставили на первое место высокую стоимость лекарственных средств, и эта проблема волновала 2/3 из обратившихся, особенно неработающих и работающих пенсионеров (75% и 71% соответственно), а также рабочих (служащих) государственных учреждений (61%).Увеличение доли платных медицинских услуг отмечали, в первую очередь, пенсионеры работающие и неработающие (48% и 48%) и неработающие временно граждане (47%). Одна треть обратившихся в региональный орган управления здравоохранением указывали на низкую оснащенность медицинских учреждений. При этом заявители высказывались о низком качестве медицинского обслуживания (рабочие (служащие) государственных предприятий - 20%, пенсионеры работающие - 18%), в том числе о несоблюдении медицинским персоналом принципов медицинской этики и деонтологии, недостаточной квалификации медперсонала, отсутствии правовой защиты.

В настоящее время уровень качества медицинской помощи, оказываемой населению, остается невысоким на фоне недостаточной оснащенности и амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений, необеспеченности прав пациентов и увеличения расходов граждан на медицинскую и лекарственную помощь.

Большинство авторов обращений из всех социальных групп отмечали, что государственная медицина является оптимальной, но и платной медицине в бюджетных ЛПУ тоже отдается предпочтение. Около 1% заявителей лечение получали у целителей, экстрасенсов и около 1% - у частнопрактикующих специалистов.

В настоящее время удовлетворенность пациентов при оказании им платных услуг выше, чем при оказании бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, все большее значение в финансировании здравоохранения играют негосударственные источники, в том числе личные средства граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойков В., Фили Ф., Шишкин С. Расходы населения на медицинские услуги и лекарства (по материалам социологического мониторинга) // Экономика здравоохранения. - 2000. - № 7. - С. 45-50.

2. Комаров Г.А., Бойко Ю.П., Меламед Л. А. Деятельность системы ОМС в условиях современной системы финансирования // Экономика и практика обязательного медицинского страхования. - 2005. -№ 1. - С. 5-9.

3. Пономарева Г.А., Успенская И.В. Оценка затрат пациентов при оказании специализированной медицинской помощи // Здравоохранение. - 1998. - № 8. - С. 17-21.

4. Стародубов В.И., Флек В.О., Дмитриева Е.Д. Расходы российского здравоохранения (по источникам и распределителям финансирования) // Здравоохранение. - 2007. - № 4. С. 15-21.

Шаповалова Марина Александровна, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории и экономики здравоохранения ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия Росздрава», Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 121, тел. (8512) 44-74-96, e-mail: mshap67@gmail.com

Дерябина Надежда Николаевна, ассистент кафедры экономической теории и экономики здравоохранения ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия Росздрава»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.