Научная статья на тему 'Социологическое изучение проблемы "теневой" оплаты медицинских услуг'

Социологическое изучение проблемы "теневой" оплаты медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОПЛАТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / SOCIOLOGICAL STUDY / PAYMENT OF MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кицул Игорь Сергеевич, Баженов Aлександр Mихайлович

Приводятся данные социологического опроса некоторой части населения города Иркутска, которые показали, что за 1999 год оплата медицинских услуг осуществлённая не через кассы медицинских организаций составляла 8,05±1,33 рублей в месяц на одного жителя(0,98% от средних месячных доходов 817,86 руб.); по России за 1998 год по данным института социологических исследований (ИСИ, Москва, 1998.) 12,36 рублей(0,66% от средней заработной платы 1851 руб.). Нелегальная оплата составляет 5,7+1,4% от расходов населения на медицинскую помощь. Наибольшая доля "теневой" оплаты в городе за лечение и лекарственные препараты приходилась в 1999 году на частных предпринимателей (95,75±8,2 руб. в месяц) и служащих коммерческих фирм (27,63+4,1 руб. в месяц), то есть на наиболее хорошо финансово обеспеченные социальные слои общества. Больше всего задействованы в нелегальной оплате медицинских услуг в городе врачи, ведущие частную врачебную практику (на них приходится 63,76±13,8 руб. в месяц), и стоматологи государственных поликлиник (52,45+17,4 руб. в месяц).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological study of a problem "of shadow" payment of medical services

The data of sociological interrogation of some part of the population of city of Irkutsk are resulted which have shown, that for 1999 the payment of medical services carried out not through cash departments of medical organizations made 8,05± 1,33 roubles in the one month on one inhabitant (0,98% from the average monthly incomes 817.86 roubles); on Russia for 1998 on the data of institute of sociological researches (Moscow, 1998.) 12,36 roubles (0,66% from average wages 1851 roubles). The illegal payment makes 5,7±1,4 % from the charges of the population on medical aid. The greatest share "of shadow" payment in city for treatment and medicinal preparations had in 1999 on the private businessmen (95,75 8,2 roubles in the one month) and serving business concerns (27,63±4,1 roubles in the one month), that is on the most well supplied social layers of a society. The doctors conducting private medical practice (on them is necessary 63,76±13,8 roubles are most of all involved in illegal payment of medical services in the one month), and state polyclinics (52,45±17,4 roubles in the one month).

Текст научной работы на тему «Социологическое изучение проблемы "теневой" оплаты медицинских услуг»

реалистичности конституционного положения о всеобщем бесплатном медицинском обслуживании. Существует -значительное социальное неравенство расходов на здравоохранение, а сложившаяся система социальных гарантий не способна защитить наиболее нуждающуюся часть населения. Так пенсионеры тратят на лекарства и лече-

ние 51,75±3,7% своих месячных доходов, а частные предприниматели 1,5±0,4%. Несомненно, что вопрос об участии граждан в оплате медицинской помощи требует не только определения размера доплаты и ее способа, но и введения льгот для тех категорий населения, которые не смогут произвести соответствующие выплаты.

THE ANALYSIS OF USE OF PERSONAL MEANS OF CITIZENS AS THE SOURCE

OF HEALTH CARE FINANCING

G.M. Gajdarov, I.S. Kitsul, A.M. Bazenov (Irkutsk State Medical University)

At present work the preliminary results of social investigation in Irkutsk-city during 1999 year are presented. The purpose of investigation was to estimate how population, depending on a social structure, participates in payment of health care service, which share of personal expenses is spent for various types of medical aid, how citizens of Irkutsk-city are protected receiving medical aid. The share of personal expenses of Irkutsk’s citizens in private sector, when they receive medical aid, has been revealed among the groups of the population with different incomes.

Литература

1. Бойков, Фили Ф., Шейман И., Шишкин С. Расходы населения на медицинскую помощь п лекарственные средства // Вопросы экономики. - 1998. -№10.-С.32-39.

2. Гайдаров Г. М., Смирнов С. Н. Организация платной медицинской деятельности в лечебно-профи-лактических учреждениях. - Иркутск, 1999. - 132с.

3. Галкин Р.А. Проблемы и пути решения реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ на региональном уровне // Экономика здравоохранения. - 1999. - № 12-1 (35). - С. 18-19.

4. Гончаренко В.Л. Программно-целевое управление актуальными проблемами охраны здоровья населения // Экономика здравоохранения. - 1998. - №3. -С.22-24.

5. Исакова Л., Зелькович Р., Царик Г. Совершенствование деятельности здравоохранения территории на основе экономических методов управления: -Кемерово, 1998.- 165с.

6. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Медицинский вестник, - 1998. - №2, - С.2-7.

7. Корчагин В. П. Организационно-экономические аспекты реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Экономика здравоохранения. - 1998. -№3.- С. 17-21.

8. Линденбратен А.Л., Гололобова Т.В. Об участии пациента в финансировании медицинской помощи. - М.: Медицина, 1999.-198с.

9.Меркулов С.Н. Основные направления реорганизации амбулаторно-поликлинической службы и механизмы её реализации в условиях крупного города // Экономика здравоохранения. - 1999. -5,6/38.-С.7-10.

10. Российская экономика в 1998 году - тенденции и перспективы. (Вып.20). - М.: ИЭППП, 1999. -370с.

1 1. Солодкий В.А. О проблемах платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения // Экономика здравоохранения. - 1999. -7,8/39. - С.5-9.

12. Социально-экономическое положение России, январь-апрель 1999 г. - М.: Госкомстат России, 1999.-С. 179-180.

13. Тишук Е.А., Горяев С.М. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе // Экономика здравоохранения. - 1998. - 8,9/33. - С.13-18.

14. Цыбульский В.Б. Правовые основы Американской системы здравоохранения и возможность их применения в Российских условиях // Экономика здравоохранения. - 1998. - Т.З, Х»27. - С. 8-13.

15. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения: - М.: Медицина, 1998. -246с.

© КИЦУЛ И.С., БАЖЕНОВ А.М. -УДК 614.253.83 К46.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ “ТЕНЕВОЙ” ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

И. С. Кицул, А.М. Баженов.

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и АН ВШ А. А. Майбо-рода, кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения, зав. - проф. Г. М. Гайдаров)

Резюме. Приводятся данные социологического опроса некоторой части населения города Иркутска, которые показали, что за 1999 год оплата медицинских услуг осуществлённая не через кассы медицинских организаций составляла 8,05±1,33 рублей в месяц на одного жителя(0,98%

от средних месячных доходов - 817,86 руб.); по России за 1998 год по данным института социологических исследований (ИСИ, Москва, 1998.) - 12,36 рублей(0,66% от средней заработной платы - 1851 руб.). Нелегальная оплата составляет 5,7+1,4% от расходов населения на медицинскую помощь. Наибольшая доля “теневой" оплаты в городе за лечение и лекарственные препараты приходилась в 1999 году на частных предпринимателей (95,75±8,2 руб. в месяц) и служащих коммерческих фирм (27,63+4,1 руб. в месяц), то есть на наиболее хорошо финансово обеспеченные социальные слои общества. Больше всего задействованы в нелегальной оплате медицинских услуг в городе врачи, ведущие частную врачебную практику (на них приходится 63,76+13,8 руб. в месяц), и стоматологи государственных поликлиник (52,45+17,4 руб. в месяц).

Институтом социологических исследований (ИСИ, Москва ! 998.) и рядом авторов [2,5,6,9,10 и др.] было выявлено, что население принимает весьма активное участие в финансировании здравоохранения, причём значительное количество медицинских услуг оплачивается не через кассу, а поступает врачам непосредственно “в руки”.

Перед организаторами здравоохранения стоит серьёзная задача - выявить объём нелегальной оплаты медицинских услуг и фармацевтических препаратов и предложи I ь мероприятия но их ликвидации [ 12,15].

В здравоохранении, как и в любой другой области экономики России, часть деятельности носит, так называемый, “теневой” характер. Речь идёт о деятельности, которая не фиксируется в финансовых отчетах и доходы от неё не облагаются налогами. Её реальные масштабы характеризуются, к основном, косвенными показателями. Поэтому обычно оценки денежного оборота в теневой деятельности часто расходятся и вызывают споры.

Результаты исследований [1,2,3,5,10, и т.д.] показали, что в государственных и негосударственных медицинских учреждениях используются разные формы оплаты: за лечение в целом, отдельно за лекарства, за лабораторные анализы, за услуги врачей и другого медицинского персонала. Оплата производится как через кассу соответствующих учреждений, так и минуя её - непосредственно “в руки”.

Материалы и методы

Для проведения исследования использовалась комплексная методика, разработанная на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета, включающая социологический, математико-статистический, экономический методы исследования.

Перед проведением исследования была разработана анкета. Составленная анкета включила вопросы об индивидуальных и семейных расходах жителей Иркутска при оплате медицинской помощи врачам лично “в руки” в процессе получения медицинской помощи в лечебнопрофилактических учреждениях города и у частнопрактикующих врачей, за 1999 год.

Планируемое количество опрашиваемых по разным социальным слоям было одинаково и составляло примерно 30 человек в каждой социальной группе (всего 280 домохозяйств).

Для сбора материала использовался метод случайной бесповторной выборки.

Результаты и обсуждение По мнению опрошенных респондентов доля теневой оплаты медицинских услуг в Иркутске за 1999 год врачам государственных, ведомственных и частных ЛПУ представлена на рисунке 1. В среднем оплата медицинских услуг, осуществляемая не через кассу медицинской организации, а врачам непосредственно составила 5,7± 1,4% общих денежных расходов населения на медицинскую помощь.

Врачам ведомственных поликлиник и; больниц 33%

Врачам, ведущим частную врачебную практику 42%

Врачам, государственных поликлиник или больниц 25%

Рис.1. Теневая оплата медицинских услуг (“в руки”) за 1999 год.

По данным опрошенной группы населения средние нелегальные расходы на медицинское обслуживание на одного жителя в месяц в городе за 1999 год оставляли 8,05 рублей (0,98% от средних месячных доходов - 817,86 руб.); по России эта цифра составила за 1998 год [2,4,10] - 12,36 рублей (0,66% от средний заработной платы -1,851 руб.). Причём, опрошенные иркутяне отметили, что из 8,05 руб. - 4,5 тратится на стоматологическую помощь (или 55,9% всех теневых месячных расходов), 2,95 руб. - приходится на врачей, ведущих частную врачебную практику(или 36,6% всех теневых расходов) и 0,6 руб. - даётся “в руки” врачам государственных или ведомственных больниц (7,5% всех теневых месячных расходов).

Из имеющейся статистическо-экономической отчётности Департамента здравоохранения комитета по делам горожан администрации города Иркутска известно, что на здравоохранение в 1999 году городской бюджет выделил 215,639 тыс. рублей, средства ОМС составили 194,698 тыс.

рублей. Предпринимательская деятельность принесла доход в 33,591 тыс. руб. Из этих же данных комитета по делам горожан администрации города Иркутска известно, что средняя численность населения города за 1999 год составила 592,4 тысячи человек. Использование этих данных позволило нам сопоставить их с полученными результатами настоящего исследования. Объём теневых средств, затраченных на лекарства и медицинскую помощь жителями города за 1999 год, составил 57.225,84 рублей, исходя из ответов опрошенной нами группы людей. Данная цифра почти в два раза превышает объём средств полученных от предпринимательской деятельности муниципальных ЛПУ за 1999 год (рис.2). Даже если предположить, что в расчётах имеются погрешности из-за субъективности социологического метода, суммы, проходящие по теневым каналам, имеют внушительные размеры.

Структура теневой оплаты медицинских услуг, но профилям врачей и по ведомственной принадлежности ЛПУ, разными социальными слоями населения представлена на рисунке 3.

Институт социальных исследований (Москва, 1998 год.) п ряд авторов [2,5,6,9,10] дасг следующие данные объёма теневого рынка: сумма теневых выплат в здравоохранении в расчёте на всё население России составила в течение 1998 года примерно 11,6 млрд. руб. (0,43% валового внутреннего продукта), в том числе, на теневую опла-

33.591 тыс. руб.

(7%)

Средства от прслприниматсльской^АШ деятельности ЧЯ|\«

194.698 тыс. руб. (39%) Средства ОМС

57.226 тыс. руб. (11%) Теневая оплата в здвавоохраненпи

215.639 тыс. руб. (43%) Городской бюджет

Рис.2. Размер и доля совокупных расходов на здравоохранение за 1999 год.

ту медицинской помощи пришлось 8,8 млрд. руб., теневая оплата лекарств, приобретённых в розничной продаже составила 2,8 млрд. руб. Невозможно получить исчерпывающие данные характеризующие этот рынок.

Теневые финансовые потоки “не прозрачны”, скрыты, не облагаются налогами [1,3,7,8]. Причём, гражданам приходится переплачивать [2,11, 12,15], создавая двойное или даже тройное финансирование лечебно-диагностической помощи (личные средства граждан + средства федерального бюджета + средства ОМС).

Итак, теневая оплата иркутянами предоставляемых медицинских услуг значительна, но меньше среднестатистических расходов по России

Рис.З. Теневая оплата медицинских услуг жителями Иркутска по социальным слоям на одного человека в месяц.

и осуществляется, в основном, частными предпринимателями и служащими коммерческих фирм, врачам, ведущим частную врачебную практику и стоматологам государственных поликлиник. Факт нелегальной оплаты медицинских услуг высокодоходными группами населения объясняется желанием последних получать более качественную медицинскую помощь. А оплата медицинских услуг не через кассу в частных медицинских организациях объясняется стремлением их “уйти” от увеличивающихся налогов.

Между тем, легализация соучастия населения в оплате медицинской помощи упорядочила бы финансовые потоки, существенно сократила бы дефицит финансовых средств в здравоохранении и значительно снизила бы теневую оплату медицинской помощи. Размер теневой оплаты в частных медицинских организациях существенно меньше, чем в государственных, в силу упорядоченности платежей за оказываемые услуги: в частных ЛПУ они официально предоставляются на платной основе.

SOCIOLOGICAL STUDY OF A PROBLEM “OF SHADOW” PAYMENT OF MEDICAL SERVICES

I.S. Kitsul, A.M. Bazhenov (Irkutsk State Medical University)

The data of sociological interrogation of some part of the population of city of Irkutsk are resulted which have shown, that for 1999 the payment of medical services carried out not through cash departments of medical organizations made 8,05± 1,33 roubles in the one month on one inhabitant (0,98% from the average monthly incomes -817.86 roubles); on Russia for 1998 on the data of institute of sociological researches (Moscow, 1998.) - 12,36 roubles (0,66% from average wages - 1851 roubles). The illegal payment makes 5,7±1,4 % from the charges of the population on medical aid. The greatest share “of shadow” payment in city for treatment and medicinal preparations had in 1999 on the private businessmen (95,75 8,2 roubles in the one month) and serving business concerns (27,63±4,1 roubles in the one month), that is on the most well supplied social layers of a society. The doctors conducting private, medical practice (on them is necessary 63,76± 13,8 roubles are most of all involved in illegal payment of medical services in the one month), and state polyclinics (52,45±17,4 roubles in the one month).

Литература

1. Бергман Д.В. Рссурснос обеспечение муниципального здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике: Лвтореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1995. - 25с.

2. Бойков, Фили Ф., Шейман И., Шишкин С. Расходы населения на медицинскую помощь и лекарственные средства // Вопросы экономики. - 1998. -№.10. -С.32-39.

3. Галкин Р., Мальцев В., Михайлов Н. К вопросу платной медицинском помощи // Советское здравоохранение. - 1991. - № I I. - С. 17-28.

4. Главное управление федерального казначейства. Отчет об исполнении бюджета в Российской Федерации на 1 января 1998 г., - С.4; Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов за январь-декабрь 1998 г. - М.: 1999, Госкомстат России. - С. 14-16.

5. Гололобова Т.В., Головина С.М., Лившиц Л.Л. Участие пациента в оплате медицинской помощи // Бюллет. НИИ им. Н.Л. Семашко. - 1998. - Вып.З. -С.133-137.

6. Гололобова Т.В., Лившиц Л.Л. Оплата медицинском помощи пациентом в системе ОМС // Материалы научно-практнч. конф., посвященной 5-ю Воронежского областного фонда ОМС. - Воронеж, 1997.

7. Исакова Л., Зелькович Р., Царик Г. Совершенствование деятельности здравоохранения территории на основе экономических методов управления: -Кемерово, 1998.- 165с.

8. Корчагин В.П. Организационно-экономические аспекты реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Экономика здравоохранения. - 1998. -№.3.-С. 17-21.

9. Лившиц А.Л., Линденбратен Л.Л., Гололобова Т.В. Современные представления о взаимоотношениях в системе здравоохранения // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1998. - №3. -С.34-37.

10. Линденбратен А.Л., Гололобова Т.В. Об участии пациента в финансировании медицинской помощи. - М.: Медицина, 1999.-198с.

1 I. Организация платной медицинской деятельности в лечебно-профилактических учреждениях // Гайдаров Г.М., Смирнов С.Н. Иркутск, 1999. - 132с.

12. Российская экономика в 1998 году - тенденции и перспективы (Вып.20). - М.: ИЭППП, 1999. - 370с.

13. Социально-экономическое положение России, январь-апрель 1999г. - М.: Госкомстат России,

1999. - С. 179-180.

14. Цыбульский В.Б. Правовые основы Американской системы здравоохранения и возможность их применения в Российских условиях // Экономика здравоохранения.' - 1998. 3/27. - С.8-1 3.

15. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения: - М.: Медицина, 1998. -246с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.