МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
Применение Lean Production является прорывным подходом к управлению промышленными предприятиями, обеспечивающий долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений [4].
Список использованной литературы:
1. Выступление В. Путина на заседании Правительства РФ. URL: http://archive.govemment.ru/docs/1376/ (дата обращения: 08.08.2015)
2. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М: Изд-во «Академия Естествознания», 2011.
3. Балашова Е.С., Юрьев В.Н. Экономический механизм и инструментарий ресурсного менеджмента промышленного предприятия. СПб : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 240 с.
4. Балашова Е.С. Логика возникновения и развития инновационного подхода к ресурсному менеджменту промышленных предприятий / Е.С. Балашова // СПб: Инновации. 2013, № 7 (177), с. 114-120.
© Е.С. Балашова, Е.А. Громова, 2015
УДК 332:338
А. Н. Бугара
к.э.н., ассистент кафедры экономики и организации предприятий АПК Академии биоресурсов и
природопользования
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. Вернадского»
г. Симферополь, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аннотация
В статье рассмотрены экономические и социальные аспекты развития сельских территорий. В ходе исследования определены социально-экономических проблемы устойчивого развития сельских территорий Республики Крым, а также обозначены возможные пути их преодоления.
Ключевые слова
сельские территории, регион, устойчивое развитие, социально-экономические проблемы.
Проблема устойчивого развития сельских территорий существует в большинстве стран мира. На современном этапе, в условиях экономической нестабильности, важное значение приобретает решение проблемы продовольственной безопасности, которая достигается путем устойчивого экономического развития аграрного сектора страны и ее регионов. В настоящее время на территории Российской Федерации успешно реализуется федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года» [5]. Несмотря на то, что в Республике Крым аграрный сектор является ведущим в экономическом и финансовом плане, проблемным вопросам сельских территорий на протяжении десятилетий не уделялось должного внимания [3, с.99].
Целью данного исследования является изучение и определение социально-экономических проблем устойчивого развития сельских территорий региона для поиска путей их преодоления.
Анализируя результаты исследований ряда авторов по данному вопросу, можно социальные и экономические особенности, определяющие сельские территорий, объединить в следующие группы:
- производственные условия (материально-техническое обеспечение аграрного производства, многоукладность сельской экономики, занятость сельского населения и условия труда, уровень производительности и оплаты труда, земельные, сырьевые, водные, лесные ресурсы, природноклиматические условия);
- интеллектуальный капитал и инновации (научно-технические разработки, развитие
14
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
информационных систем, интеллектуальный капитал);
- финансовое обеспечение (бюджетные ассигнования, инвестиции, налогообложения, кредитования, страхования);
- государственное регулирование (законодательно-нормативное обеспечение, местное самоуправление).
Вместе с тем, социальные факторы можно определить, как доминирующие в формировании устойчивого развития сельской среды, а экономическая составляющая рассматривается как инструмент достижения поставленных целевых ориентиров развития сельских территорий и аграрной сферы. Исследуя проблемы сельских территорий, необходимо отметить, что комплексный прогресс должен предусматривать развитие всех функций сельских территорий, в частности социальной, экономической, демографической, производственной, историко-культурной, природоохранной и рекреационной, финансовой и управленческой.
Одной из существенных проблем современного состояния сельских территорий является отсутствие социальных стандартов, норм проживания и труда сельского населения. Наметившиеся в последние годы позитивные сдвиги в сельскохозяйственном производстве региона не смогли решить проблему социальноэкономического развития сельских территорий Республики Крым. Производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка не обеспечивают потребности населения региона в качественных продуктах питания. Острейшими проблемами остаются отсутствие экономического интереса в проживании и работе в сельской местности, мотивации к труду, наличие безработицы, трудовая миграция, бедность и разрушение социальной инфраструктуры села. Ухудшается техногенно-экологическая безопасность региона, растет количество неорганизованных свалок бытовых, промышленных и других отходов [2].
Основные проблемы социально-экономического развития сельских территорий можно систематизировать и сгруппировать следующим образом:
- естественные (формируются в результате влияния неблагоприятных природно-климатических условий ведения агропромышленного производства);
- антропогенные (формируются как результат небрежной хозяйственной деятельности сельского населения);
- экономические (сдерживают процессы оптимизации ведения сельскохозяйственного производства и развитие сельских территорий);
- социальные (включают неблагоприятные социально-демографические процессы и явления, которые определяют уровень жизни сельского населения).
Улучшение социального и экономического положения на селе требует, осуществление комплексных преобразований в аграрной сфере региона. В этом отношении региональные органы власти в значительной степени формируют системы устойчивого развития сельских территорий. С целью интеграции с федеральными программами разработана и утверждена постановлением Совета министров Республики Крым «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2017 годы». Данная Государственная программа включает в себя подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий». Основными мероприятиями Подпрограммы являются:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, в том числе обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса (водоснабжение, газоснабжение, строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов и проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку);
- предоставление грантовой поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;
15
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
- реализация проектов (мероприятий) по поощрению и популяризации достижений в развитии сельских поселений [1].
Значительная роль в социально-экономическом развитии сельских территорий должна отводиться непосредственно сельскому населению, сельским общинам, органам местного самоуправления, общественным структурам и объединениям [4].
Сельские общественные организации должны представлять и защищать свои законные интересы в государственных и общественных органах; получать от органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и заданий; вносить предложения к органам власти и управления; распространять информацию и пропагандировать свои идеи и цели. Это ведущая роль общественных структур в восстановлении и развитии сельских территорий региона.
На основании выполненного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Создание условий устойчивого развития сельских территорий региона является одной из важнейших стратегических целей государственной политики.
2. Реализация государственных мер по улучшению социального развития села Республики Крым обеспечит рост объемов жилищного строительства и обустройство сельских поселений, улучшение качества образовательных и медицинских услуг.
3. Объединение государственных, региональных, местных органов власти и непосредственно сельского населения в решении актуальных проблем сельских территорий позволит преодолеть кризисные явления в сельском хозяйстве.
Список использованной литературы:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы: Постановление Совета Министров Республики Крым № 423 от 29 октября 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msh.rk.gov.m/rus/mfo.php?id=606870. - (Дата обращения 10.06.2015).
2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/14914.77 - (Дата обращения 14.06.2015).
3. Проблемы и перспективы развития АПК и сельских территорий: монография. Книга 2/ Е.В. Бодрова, А.Н. Бугара, В.В. Калинов и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 170 с.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - Режим доступа: http://base.garant.ru/186367/#ixzz3dIPo7fTd. -(Дата обращения 18.06.2015).
5. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». - Режим доступа: http://government.ru/docs/3313. - (Дата обращения 15.06.2015/
© А. Н. Бугара, 2015
УДК 338
К. О. Калачева
студент,
Институт финансов экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»,
г. Тольятти, Российская Федерация
СУЩНОСТЬ ЛОГИСТИТЧЕСКИХ СИСТЕМ
Аннотация
В статье рассмотрена актуальность изучения логистической системы, её сущность, а так же построена модель логистической системы, отражающая цели и свойства.
16