Научная статья на тему 'К эффективной политике сельского развития республики Мордовия'

К эффективной политике сельского развития республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
120
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПОДДЕРЖКА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полушкин Н.А.

В статье рассматриваются составляющие государственного регулирования развития сельских территорий, выделяются меры со стороны региональных органов власти, реализация которых необходима для достижения эффективной политики сельского развития Республики Мордовия. Предложены некоторые направления совершенствования механизма государственного регулирования развития сельских территорий с учетом дифференцированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К эффективной политике сельского развития республики Мордовия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

8. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // Портал внешнеэкономической информации (Министерство экономического развития РФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade

9. Шутаева Е.А. Развитие международного экономического сотрудничества на основе дистанционных трудовых отношений // Научные труды SWorld. - 2007. - Т. 17. -№ 1. - С. 11-13.

© В.В. Побирченко, Е.В. Киричкова, 2015

УДК 338.43.01

Н.А. Полушкин

Аспирант 1 года обучения кафедры государственного и муниципального управления

Экономический факультет ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» г. Саранск, Российская Федерация

К ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКЕ СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются составляющие государственного регулирования развития сельских территорий, выделяются меры со стороны региональных органов власти, реализация которых необходима для достижения эффективной политики сельского развития Республики Мордовия. Предложены некоторые направления совершенствования механизма государственного регулирования развития сельских территорий с учетом дифференцированного подхода.

Ключевые слова

государственное регулирование, сельские территории, приоритетные направления, поддержка, мониторинг

Большую часть Республики Мордовия составляют сельские территории. По состоянию на 1 января 2014 года сельское население РМ составляло 39,3 % (319417 человек) от общей численности (812156 человек).

Несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию, сельская местность республики до сих пор не утратила мощного природного, экономического, историко-архитектурного и этнокультурного потенциала, который при более рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое развитие, эффективную занятость и высокое качество жизни сельского населения.

Принимая это во внимание, а также современную ситуацию с продовольственным обеспечением РФ в целом и ее регионов в частности, необходимостью импортозамещения импортных продуктов питания отечественными и, соответственно, повышенное внимание государства к регулированию сельского развития, можно констатировать необходимость использования этой ситуации в пользу российского крестьянства, в том числе в области сельского развития.

Вектор государственного регулирования развития сельских территорий, как и регулирования АПК, имеет сложную структуру и характеристику. Его составляющие не равнозначны, разнонаправлены и ориентированы на различные инфраструктурные элементы и факторы, под влиянием которых должны формироваться основные направления воздействия.

Государственное регулирование развития сельских территорий региона должно являть собой сочетание государственного экономического регулирования (бюджетная поддержка, кредитно -финансовая политика, налоговая политика, кредитно-денежное страхование, товарные и закупочные интервенции,

189

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

меры в рамках желтой корзины ВТО), государственного административного регулирования (система государственных заказов и контрактов, санкции и штрафы, лицензии, разрешения, квоты, нормы и стандарты, регламентирующие требования к качеству работ, услуг, продукции, антимонопольная политика, экологический контроль, меры в рамках зеленой корзины ВТО) и, наконец, поддержке гражданских инициатив (консультанты по развитию на местах, взаимодействие органов местного самоуправления с населением посредством представительства, мобилизация собственных материальных, трудовых, финансовых ресурсов на цели местного развития, развитие институтов гражданского общества).

Государственное регулирования развития сельских территорий должно быть направлено на: социально-демографическое развитие (рост сельского населения, преодоление бедности, повешение качества и уровня жизни, уменьшение оттока молодежи); развитие производства (удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственной продукции, а также продукции несельскохозяйственных отраслей); культурное и духовное развитие (сохранение сельским населением духовных ценностей, традиционного уклада жизни, а также культурного наследия); охрану природы (сохранение окружающей среды, обеспечение экологического равновесия в агробиоценозах, содержание культурного ландшафта); хозяйственный и социальный контроль над территорией (обслуживание инженерных коммуникаций и обеспечение общественного порядка, охрана природных ресурсов); структурные преобразования (создание новых экономических и административных структур, нацеленных на удовлетворение нужд сельского населения, диверсификация экономики, информатизация сел); поддержку рекреации (создание условий для отдыха населения, развитие агротуризма, а также альтернативных рабочих мест) и пр.

Эффективной политика сельского развития Республики Мордовия должна предполагать реализацию следующей совокупности действий и мер со стороны региональных органов власти:

- организация и обеспечение мониторинга социально-экономических характеристик развития аграрной сферы республики;

- анализ и оценка всех факторов, оказывающих влияние на комплексное развитие сельских территорий с целью принятия продуктивных действий в этой области;

- разработка планов и проектов по комплексному развитию с учетом дифференцированного подхода к типологии районов, принятие стратегических решений;

- оперативное управление процессом реализации стратегических и оперативных программ и проектов развития.

На ее основании и в целях повышения эффективности мер государственного регулирования развития сельских территорий Республики Мордовия целесообразны некоторые направления совершенствования механизма государственного регулирования развития с учетом дифференцированного подхода. Все предлагаемые мероприятия в значительной степени ориентированы на приближение уровня жизни сельских жителей к общим для страны стандартам и нормам в сфере материальных, социальных и культурных благ, предоставляемых населению.

Для первой группы территорий (сельские территории с высоким уровнем развития - Лямбирский, Атяшевский, Ардатовский, Ромодановский районы) было бы целесообразным использовать следующие мероприятия в области государственного влияния:

- поддержка сельского хозяйства и социальной сферы села в рамках региональных и федеральных программ;

- внедрение новых подходов и инновационных технологий в процесс сельскохозяйственного производства;

- формирование на базе данных районов «точек роста», способных в дальнейшем наращивать собственный социально-экономический потенциал, а также способных стать районами-донорами для менее развитых сельских территорий республики.

Направления совершенствования для второй группы территорий (сельские территории со средним уровнем развития - Ичалковский, Торбеевский, Старошайговский, Дубенский районы) могут состоять из следующего:

190

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

- стимулирование сельскохозяйственных предприятий путем поощрительных выплат за достижение высоких результатов в сельскохозяйственном производстве;

- точечная финансовая поддержка за счет региональных и местных бюджетов;

- сохранение базовой инфраструктуры в сельской местности;

- улучшение и реконструкция социальной инфраструктуры в сельской местности;

- применение социальных выплат и льгот для работников сельского хозяйства, проживающих в сельской местности;

- разработка мер по выявлению и мобилизации внутренних ресурсов сельских территорий;

- развитие информационно-консультационной сферы услуг в области сельского хозяйства и аграрного бизнеса;

- выявление объектов и субъектов для повышения товарности в различных направлениях деятельности (зерновые, овощные, молочные, мясные и т.п.) и в разрезе конкретных территориальных расположений. Такие расчеты необходимы для достижения баланса равновесия между потребностью и производством.

Для третьей и четвертой группы территорий (сельские территории с уровнем развития ниже среднего и низким - Инсарский, Кочкуровский, Темниковский, районы; Ельниковский, Теньгушевский, Большеберезниковский, Большеигнатовский, Атюрьевский, Кадошкинский районы) в качестве приоритетных направлений государственной поддержки можно выделить:

- создание условий для сокращения миграционного оттока из территорий путем дифференциации сельской экономики и создания новых рабочих мест;

- поддержка сельских семей, имеющих детей дошкольного возраста (предоставление льгот и выплата пособий);

- государственная поддержка малого бизнеса путем субсидирования и льготного кредитования;

- создание и развитие региональной потребительской кооперации;

- создание условий для развития новых подотраслей на имеющейся фондовой базе;

- компенсация сельским жителям территорий, отстающих в социально-экономическом развитии, последствий политики поляризованного развития;

- поддержание сбалансированного развития всех представленных на территории района отраслей: сельского, лесного, водного хозяйства, местной промышленности, туризма, ремесел и других отраслей;

- разработка мер по выявлению и мобилизации внутренних ресурсов сельских территорий;

- вовлечение населения и других заинтересованных сторон в процессы управления сельскими территориями;

- усиление внимания со стороны органов государственной власти к особенностям данных районов и проблемам их развития посредством оперативного и детального изучения и мониторинга.

Кроме того, следует отметить, что все меры государственного воздействия на развитие сельских территорий региона должны быть согласованы с правилами ВТО. При этом, следует более полно использовать потенциал «зеленой корзины», т.е. широкий спектр мероприятий, непосредственно воздействующих на повышение качества и уровня жизни в сельской местности. Безусловно, использование потенциала, заложенного в зеленой корзине, не компенсирует потери, связанные с минимизацией бюджетной поддержки в соответствии с мерами «желтой корзины». В то же время, имеется основания полагать, что в относительном выражении «зеленая корзина» в России может дать большее увеличение бюджетной поддержки, чем в развитых странах.

К примеру, на территории муниципальных районов первой группы одним из эффективных направлений государственного воздействия могут стать научные исследования по развитию отрасли и потенциала территории, так как это позволит выявить дополнительные источники повышения потенциала территории и применять их в будущем на территориях со средним и низким уровнем развития.

В совершенствовании социальной инфраструктуры (строительство жилья, объектов культурнообразовательного типа и т. д., дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений) нуждаются практически все муниципальные образования республики.

191

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Вторая группа - это сельские территории с уровнем развития ниже среднего. К ним, на наш взгляд, применимы практически все мероприятия государственного влияния в рамках «зеленой корзины», поскольку они отстают лишь по некоторым показателям экспресс-оценки, что свидетельствует о наличии у них значительного собственного потенциала (что согласуется с типологией, приведенной в Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ).

В целом, стоит отметить, что меры «зеленой корзины» на сегодняшний день включают в себя большинство мероприятий государственного воздействия, в которых нуждаются сельские территории Республики Мордовия. Данный потенциал неограниченной государственной поддержки при эффективном подходе способен вывести уровень и качество жизни сельского населения на новую ступень функционирования и развития.

В современных социально-экономических условиях эффективность государственного регулирования развития сельских территорий прямо обусловлена рациональным сочетанием мер, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Помимо этого решение задачи по созданию условий для такого развития предполагает активизацию человеческого потенциала, проживающего на этих территориях, формирование установки на социальную активность и мобильность сельского населения.

Отсюда важное место в процессе решения проблем развития сельских территорий региона должно занимать местное самоуправление, призванное обеспечить сельскому обществу возможность управлять основными процессами социально-экономического развития. Важную роль в этой области должны играть структуры поддержки, помогающие в распространении информации, разработке проектов, подготовке заявок на получение грантов, обеспечивающие обратную связь.

Список использованной литературы:

1. Модернизация механизма устойчивого развития сельских территорий: монография / Е.Г. Коваленко, Т.М. Полушкина, О.Ю. Якимова и др.; под общей ред. Е.Г. Коваленко. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014. - С. 98-144.

2. Полушкина Т. М. Аграрная политика современной России в условиях глобализации / Т. М. Полушкина // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. - 2012. - №10.1 (34) (Экономика и инновационное образование). - С. 102-124.

3. Полушкина Т. М. Адаптация современных мер государственного регулирования развития аграрной сферы экономики региона к требованиям ВТО / Т. М. Полушкина // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: сб. науч. тр. Челябинск : НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина». - 2014. - С. 36-40.

4. Полушкина Т. М. Поддержка сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО [Электронный ресурс] / Т. М. Полушкина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: www.science-education.ru/120-15558

© Н.А. Полушкин, 2015

УДК 330.43

О.В.Прокофьев,

к.т.н., доцент,

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН

НЕУВЕРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация

Показано различие в субъективной и объективной оценках процесса развития страны. В исследовании использованы эконометрические критерии для определения изменения структуры

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.