Научная статья на тему 'Пути совершенствования маркетинговых методов в сельском хозяйстве'

Пути совершенствования маркетинговых методов в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КЛАСТЕР / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джакыпбеков К., Субанов Н.Ж.

В статье рассматривается оптимальное сочетание государственного регулирования и рыночных рычагов, использование маркетинговых форм в сельском хозяйстве. Авторами предлагается внедрение хозрасчетной структуры службы маркетинга областного управления и районного отделов координирующие движение товаров от производителя до потребителей. Отмечается положительные стороны кластерного подхода формы маркетинга в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джакыпбеков К., Субанов Н.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования маркетинговых методов в сельском хозяйстве»

международный научный журнал «инновационная наука» №1/2016 issn 2410-6070

УДК33

К. Джакыпбеков, к.ф-м.н., доцент, Зав. Кафедры Высшей прикладной математики Института Горного дела и горных технологий при КТУ им. И. Раззакова

Н.Ж. Субанов,

соискатель предпринимательства при Министерстве труда, миграции и молодежи КР Института социального развития и предпринимательства

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕТОДОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация

В статье рассматривается оптимальное сочетание государственного регулирования и рыночных рычагов, использование маркетинговых форм в сельском хозяйстве. Авторами предлагается внедрение хозрасчетной структуры службы маркетинга областного управления и районного отделов координирующие движение товаров от производителя до потребителей. Отмечается положительные стороны кластерного подхода формы маркетинга в сельском хозяйстве.

Annotation

In the article optimal combination of government control and market levers, use of marketing forms, is examined in agriculture. Authors are offer introduction of self-supporting structure of service of marketing of regional management and district departments coordinating motion of commodities from a producer to the consumers. Marked positive parties of cluster approach of marketing form in agriculture.

Ключевые слова

Маркетинг, государственное регулирование, кластер, сельскохозяйственные продукции,

конкурентоспособность, экспорт, импорт.

Keywords

Marketing, government control, cluster, agricultural to the products, competitiveness, export, import.

С момента обретения независимости Кыргызстан, как и другие постсоветские государства, приступил к модернизации экономики и реформированию всех ее секторов. В рыночной экономике аграрная сфера требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, использование маркетинговых форм, вызывает необходимость разработки нормативно-правовых актов по стабилизации и совершенствования практики государственного воздействия на макро - и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

За исследуемой период Правительством Кыргызской Республики принимались ряд документов по развитию сельского хозяйства. Так, в Концепции государственной региональной политики Кыргызстана утверждённым постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2009 года № 171 в разделе Маркетинговая служба в пункте 5 отмечается, что создать в центральном аппарате Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики Маркетинговую службу для прогноза продвижения реализации производимой сельскохозяйственной продукции и в пункте 6 возобновить системы государственных закупок сельскохозяйственных продуктов [1]. Однако реализация данной концепции осталось не выполненными из-за отсутствия организационно-экономических механизмов и финансовых средств, что значительной мере сдерживает развитие маркетинговых отношений в агарном секторе экономики.

В целях эффективного управления агромарокетинга и сбыта сельскохозяйственной продукции нами предлагается следующая организационная структура службы маркетинга для областных и районных управлений сельского хозяйства. Предлагаемые нами отдел сельского хозяйства маркетинга и сбыта сельскохозяйственной продукции систематически должны провести прогнозирование и изучение потребительского рыночного спроса (рис.1).

международный научный журнал «инновационная наука»

№1/2016

issn 2410-6070

Схема организационной структуры службы маркетинга областного, районного управления сельского хозяйства (хозрасчетный) (рис. 1).

Областные управление сельского хозяйства

Районный отдел маркетинга и сбыта продукции сельского хозяйства

Специалист по Специалист по организации Специалист по Специалист по

маркетинговым товародвижения ценообразованию и стандартизации и качеству

исследованиям планированию

Рисунок 1 - Разработана авторами организационные структуры службы маркетинга областных,

районных управлений сельского хозяйства По нашему мнению, создание отделов управлений сельского хозяйства района и внедрение маркетинговой деятельности в аграрном секторе экономики стало объективной необходимостью, так как интеграционные процессы в ЕАЭС и ВТО требуют формирование адекватного экономического механизма хозяйствования и координации со стороны государства.

В Кыргызстане географическая близость потенциальных участников является одним из факторов, который позволяет в полной мере использовать кластерный подход как одну из эффективных форм в развитии агропромышленного комплекса.

По нашему важной составляющей устойчивого развития аграрного сектора являются формирование и реализация новых маркетинговых мер в виде кластерных инициатив в наиболее конкурентоспособных отраслях агропромышленного комплекса, что повлечет за собой повышение уровня агротехнологий и качества произведенной продукции, увеличение добавленной стоимости и доходов агропромышленного комплекса.

В данный период экономического развития Кыргызской Республики анализ сельскохозяйственной отрасли, с точки зрения обеспеченности ее факторами производства, позволяет оценить ее как очень привлекательный сектор для включения в список приоритетных, с целью ускорения развития за счет кластерного подхода. Термин «кластер» заимствован из английского языка (clauster,erdfkmyj - «расти вместе»). Согласно классическому определению, в основе которого лежит подход профессора Гарвардской школы М. Портера, кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [2]. Существующий региональный рынок характеризуется большим спросом на мясо, молоко, плоды и овощи, хлопок, кожсырье, шерсть и продукты глубокой их переработки и в то же время они как правило взаимно - связаны друг с другом.

Основная цель создания и развития кластеров в агропромышленном комплексе Кыргызской Республики - это создание условий для расширения внутреннего производства и повышения конкурентоспособности продукции данных отраслей на основе формирования интеграционных связей и совершенствования государственного регулирования.

В настоящее время перспективным является развитие кластеров в отраслях по производству и переработке:

мяса (в Чуйской, Нарынской областях);

молока и овощи (в Чуйской, Иссык-Кульской областях);

фасоль (в Таласской области);

плодов, фрукты и хлопок (в Ошской, Джалал_Абадской и Баткенсой областях); шерсти (в Нарынской области).

международный научный журнал «инновационная наука» №1/2016 issn 2410-6070

Переработка плодоовощных культур в Кыргызстане является одной из наиболее динамично развивающихся наиболее подготовленных для создания кластера отраслей пищевой промышленности республики.

Высоким потенциалом обладает также плодоовощная продукция, которая может стать одной из составляющих для развития экспорта продуктов из республики. Проблема витаминов и минеральных веществ голода стала в настоящее время одной из главных продовольственных проблем мирового масштаба. Одним из путей ее решения является дополнительное добавление витаминов и минеральных веществ в продукты питания. Плодоовощные предприятия и хозяйствующие субъекты сельского хозяйства, рекомендуемые к объединению в кластер экспортеров - плодоовощной продукции, входят в состав (или сами являются основой) крупных вертикально интегрированных объединений - от производства до потребления. Вопросы производства овощей и плодов являются для них одним из звеньев общей технологической цепи. Поэтому для этих предприятий намного проще решать вопросы системы контроля и управления качеством производства -от управления качеством производимого плодоовощной продукции до качества готовой продукции.

В Кыргызстане для обеспечения продовольственной безопасности страны приняты конкретные меры по увеличению объемов производства тех культур, по которым не в полной мере удовлетворяются потребности внутреннего рынка. В частности, это касается растительного масла, белого сахара и плодоовощной продукции. В качестве мер государственного стимулирования увеличены объемы субсидий на возделывание этих культур, благодаря чему сельхоз товаропроизводителями в 2015 году планируется на 3-4 % увеличить их площади.

Необходимо принимать меры по приоритетному развитию животноводства, нацеленного на поставки животноводческой продукции на мировые рынки. С этой целью меры государственного стимулирования и поддержки сосредоточены на развитие, во-первых, кормовой базы, а во-вторых, конкурентоспособных отечественных пород животных. Также в данном направлении считаем целесообразным организация крупных откормочных площадок и молочных комплексов.

Также в развитии сельского хозяйства необходимо учесть внимание на развитии сферы переработки сельскохозяйственной продукции. В настоящее время государство оказывает поддержку этой сфере. В дополнение к существующим мерам господдержки, начиная с этого года, будет субсидироваться ставка вознаграждения лизинга перерабатывающего оборудования. Такие меры позволят максимально привлечь в это дело средства частного капитала. Опираясь на эти меры в ближайшие годы, предстоит поднять на качественно новый уровень степень конкурентоспособности сферы переработки.

Для создания основ конкурентоспособности сельскохозяйственного товаропроизводства необходимо прежде всего урегулировать и рост динамику экспорта и импорта продукции.

Формирование и развитие кластеров в аграрном секторе экономики не может быть успешным без наличия эффективной инфраструктуры, развитие которой является одним из долгосрочных приоритетов Стратегии развития Кыргызстана до 2017 года.

В состав рыночной инфраструктуры входят:

предприятия, осуществляющие производственное и научно-техническое обслуживание АПК;

торгово-закупочные и сбытовые организации;

финансово-кредитные организации;

организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров, трудоустройство, социальную защиту населения;

организации, осуществляющие информационное сопровождение процесса функционирования предприятий АПК;

организации, осуществляющие юридическое обслуживание предприятий АПК;

организациями, осуществляющие нормативное обслуживание или нормативное обеспечение предприятий АПК.

международный научный журнал «инновационная наука» №1/2016 issn 2410-6070

В настоящее время в области экономики сельского хозяйства предложены методические подходы и рассчитана потребность государственной поддержки для осуществления процесса диверсификации; разработаны предложения по государственному регулированию продовольственными рынками, рекомендации по совершенствованию государственной финансовой поддержки сельских товаропроизводителей с учетом требований ВТО и Таможенного союза, предложения по сокращению уровня безработицы в сельской местности; предложения по развитию малого и среднего бизнеса, системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров; выполнен анализ современного состояния лизинговых отношений и обоснованы предложения по приведению их механизма в соответствие с нормами и правилами ВТО и Таможенного союза.

Кластерный подход обеспечивает возможность более действенной формы маркетинга в сельском хозяйстве, что способствует повышению урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота, а также высококачественной переработке сельскохозяйственного сырья, обеспечению необходимых условий хранения и доставки продукции до потребителя.

Список использованной литература:

1. Концепции государственной региональной политики Кыргызстана утверждённым постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2009 года № 171.

2. Портер М.Э. Конкуренция. - М.Изд. дом «Вильямс», 2005.

Рецензент: д.э.н. Аттокурова Н.С.

© Джакыпбеков К., Субанов Н.Ж., 2016

УДК 338

С.С. Жуков

к.э.н., доцент экономического факультета, Воронежский государственный университет

Д.С. Клочков

магистрант экономического факультета, Воронежский государственный университет

В.В. Милосердов

магистрант экономического факультета, Воронежский государственный университет

г. Воронеж, Российская Федерация

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены возможности создания региональных интеграционных структур с целью коммерческого освоения научных разработок университетов.

Ключевые слова Инновационная экономика, инновационная среда.

Взаимозависимость темпов регионального развития и увеличивающейся роли университетов объясняется тем, что современные региональные ВУЗы вносят существенный вклад в формирование экономики знаний и технологического развития [1, с. 52]. Задачи развития экономики регионов, формирования инновационной среды хорошо сочетаются с кластерным подходом [2, с. 36]. Новой формой формирования инновационной среды на региональном уровне, заимствованной из экономики развитых стран, являются институты сотрудничества [3, с. 81]. Эти структуры охватывают широкий круг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.