Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ЭПОХУ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА'

СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ЭПОХУ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Общество / литература / религия / язык / 12 династия.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М. Юсупов

Среднего Царства находится между 2040 – 1783 гг. до н. э., которой правят XII XIV династии фараонов. В эту эпоху Египет начинает объединяться под властью царей XI династии, но по-настоящему прочно Египет был объединѐн под властью XII династии, в период которой в стране была стабильность, также строительством в государстве, экспедициями за пределы страны, восстановлением ирригационной системы, изменением египетского общества, которые приведут к осложнению социальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ЭПОХУ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-91-95

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В

ЭПОХУ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

М. Юсупов

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека (Ташкент) Научный руководитель: старший преподаватель Бийкузиев А. А.

АННОТАЦИЯ

Эпоха Среднего Царства находится между 2040 - 1783 гг. до н. э., которой правят XII - XIV династии фараонов. В эту эпоху Египет начинает объединяться под властью царей XI династии, но по-настоящему прочно Египет был объединён под властью XII династии, в период которой в стране была стабильность, также строительством в государстве, экспедициями за пределы страны, восстановлением ирригационной системы, изменением египетского общества, которые приведут к осложнению социальной ситуации.

Ключевые слова: Общество, литература, религия, язык, 12 династия.

ВВЕДЕНИЕ

В начале II тысячелетия до н.э. египтяне осваивают целый ряд новых технических достижений. Экологические проблемы I Переходного периода заставили египтян усовершенствовать обработку земли, в том числе начать шире использовать земли, лежавшие вне зоны нильских разливов («высокие поля»). Совершенствуются орудия труда; к концу Среднего царства для их изготовления, помимо чистой меди, начинает использоваться ее более прочный сплав с оловом — бронза, хотя из-за недостатка олова это новшество стало известно в Египте позднее, чем в других странах, и получило меньшее хождение. Широко распространяется изготовление ряда предметов из стекла.1

В области техники земледелия во времена XII династии есть указания на появление плугов, предвосхищающих плуги Нового царства с отвесными рукоятками. Изображения времени 12 династии говорят о нововведении и в скотоводстве: наряду с древней породой баранов с развесистыми рогами появляется новая порода, с подогнутыми рогами; этой породе суждено было со временем заменить первую.

1 Н.В. Александрова, И.А. Ладынин Древний Восток: учеб, пособие для вузов. - Москва, 2008. - 654 с; E-mail: carjisor@gmail.com

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-91-95

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

При 12 династии внешние связи Египта расширились. Месторождения меди и бирюзы на Синайском полуострове были при XII династии испещрены египетскими надписями. Около некоторых месторождений надписи появились тогда впервые. Впервые же в начале XII династии мы слышим о разработке египтянами медных рудников в Северной Эфиопии, между Нилом и Красным морем. Груды отходов, оставшихся от того времени в разных рудниках, свидетельствуют о значительных размерах добычи в них меди.

Благодаря исследованиям египтолога О.Д. Берлева, стали известны важнейшие черты египетского общества во II тысячелетии до н.э.

О.Д. Берлев обратил внимание на то, что одним из самых широких по своему значению терминов, относящихся к слоям общества этого времени, оказывается обозначение «царские люди» (егип. хемуу несу). Оно относилось ко всему трудовому населению Египта, занятому в работах на полях и в мастерских, и было связано с тем, что на свои работы эти люди распределялись по воле государства.

К каждому из таких разрядов работник приписывался на особых смотрах, проводившихся ежегодно в номах от имени царской администрации. На эти смотры были обязаны являться все дети «царских людей», достигшие совершеннолетия, а также «царские люди» по достижении определенных «пороговых возрастов», когда требовалось выяснить, способны ли они по-прежнему качественно исполнять свою работу. После отбора самых крепких юношей для службы в войске остальные распределялись по профессиональным разрядам в зависимости от своих способностей и умений; учитывая, что эти умения приобретались прежде всего в семьях, в которых они росли, они чаще всего наследовали занятия своих родителей. Прикрепление к профессиональному разряду являлось, по сути дела, пожизненным, хотя бывали случаи, когда одряхлевший земледелец или ремесленник мог быть назначен на более легкую службу (к примеру, привратника).

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Исходя из выше перечисленного следует вывод, что система смотров включает не только «царских людей», вообще все население Египта, в том числе детей представителей элиты. По словам Ладынина А. И., они, скорее всего, имели возможность обеспечить своим детям благоприятное положение

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-91-95

на царской службе.

С именем Аменемхета 1, основатель Двенадцатой династии, которое означало повторение рождений, то есть своего рода ренессанс, что говорит о намерении царя ознаменовать новую эпоху возвращением древней славы. Твердая политика правителей Двенадцатой династии была нацелена на пропаганду царского культа с помощью искусства и архитектуры, в частности посредством строительства пирамид в Фай-Юме и Дашуре, и на ограничение самостоятельности номархов, чье влияние, в конце концов, удалось сломить. С царями Двенадцатой династии связано также впервые организованные работы по осушению и ирригации земель, превратив Файюм в одну из наиболее плодородных областей страны.2

Эпоха Среднего царства оставило много произведений поэтического характера. Преимущественно это философская поэзия светской или религиозной тематики. Наравне с философскими произведениями поэты создали образцы прекрасной любовной лирики, которые переводили на многие современные языки мира. Любовные поэмы сохранились в текстах четырех письменных памятников (папирус Честер Битти, Харриса, Туринский и на вазе из Каирского музея). Сочинены они в форме «песен», многие из которых, пели, сопровождая их исполнением игрой на музыкальном инструменте. При создании этих сложных литературных произведений были использованы разные композиционные приемы, что говорит о существовании особой новаторской формы искусства.

Важнейшим памятником, раскрывающим сущность египетской религии Среднего царства, являются «Тексты саркофагов», традиция записи которых не прерывается с 1 Переходного периода. Хотя они связаны с загробной судьбой человека, но, по существу, отражают общие представления этого времени о божестве. Вместе с тем как только ситуация в Египте в начале Среднего царства стабилизировалась, а у представителей элиты (прежде всего правителей номов) появилось достаточно свободных средств, они возвращаются к попыткам обеспечить свое посмертное благополучие без обращения к божествам, путем конструирования в своих гробницах «миров-двойников». Наиболее известный памятник эпохи Среднего царства - комплекс скальных гробниц правителей Бени-Хасана в Среднем Египте, строившийся с конца XXI

2 Майкл Хааг История Египта, пер. с англ. - Москва, 2009. - 255 с;

3 Виктор Ребрик. Лекции по истории Древнего Востока. От ранней архаики до раннего средневековья. Латвия. 2017. С. 150.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-91-95

по XIX в. до н. э. При этом изменились только художественные средства оформления таких гробниц: если в эпоху Древнего царства изображения, создающие «мир-двойник», представляли собой рельефы, лишь иногда раскрашенные, то теперь гробницы оформляются прежде всего росписями. В подборе сцен оформления гробниц Среднего царства сильно ощущается местная специфика. За очень незначительными исключениями при оформлении гробниц эпохи Среднего царства выдерживается сформировавшийся еще в III тыс. до н. э. принцип, согласно которому изображаются только сцены из реальной жизни и совершенно отсутствуют образы богов и сверхъестественных существ.

Вместе с тем возврат к обеспечению посмертного блаженства по модели «мира-двойника» для тех, кто был в состоянии позволить себе сооружение гробницы, не изменил оформившихся в I Переходный период представлений о загробном мире Осириса. На днищах саркофагов из некрополя правителей Гермополя (в районе современного эль-Берше), относящихся к XIX в. до н. э., изображены схемы загробного мира и его изобильные поля, для того чтобы

4

помочь усопшим ориентироваться в новой для них посмертной реальности.

Из выше сказанного следует, что в египетской традиции впервые появляются изображения загробного мира и, главное, населяющих его сверхъестественных существ, в том числе богов, что свидетельствует об усилении их роли в обретении людьми загробной жизни.

Язык, на котором говорили в период Среднего царства, был сравнительно близок к языку времён Древнего царства, но новое беглое письмо, так называемое иератическое, которым писали на папирусе и пользовались в повседневном быту, уже сильно отличалось от древнего беглого письма. Ко времени XII династии наряду с беглым книжным письмом выработалась настоящая деловая скоропись, вовсе не похожая на старые деловые почерки и тем более на общего их прародителя — иероглифическое письмо. Последнее оставалось письмом для надписей. Развитие письменности — показатель значительных успехов египетской культуры в период Среднего царства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общий подъём хозяйственной и общественной жизни в период Среднего царства благотворно сказался на развитии науки. Именно Среднему царству принадлежит несколько списков задачников, хотя ввиду гибели книг Древнего

4 М. Д. Бухарин, И. А. Ладынин История Древнего Востока. - Москва, 2009. - 640 с; E-mail: carjisor@gmail.com

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-91-95

царства нельзя установить, насколько потомки опережали здесь предков. Среднеегипетская счётная и землемерная наука, несмотря на крайнюю громоздкость образования дробей, решала сложные задачи, орудовала понятием неизвестного, числом тт (которое они считали равным 3,16), вычисляла .объём усечённой пирамиды и, возможно, поверхность полушария. Эти достижения, засвидетельствованные в рукописи конца Среднего царства, хранящейся в Государственном музее изобразительных искусств в Москве, говорят о высоком развитии математических знании. От Среднего царства дошли также остатки лечебника по женским болезням и лечебника для животных. К концу Среднего царства относится своеобразный справочник, точное назначение которого не ясно. Он содержит перечень свыше 300 названий различных масел, птиц, животных, растений, хлеба, зерна, частей тела, эфиопских крепостей, верхнеегипетских городов. В нём приводятся также сокращённые обозначения 20 видов скота.5

Обобщая вышеизложенные выводы, мы пришли к выводу о том, что после объединения Египта 12 династией выросла социально - экономическая жизнь населения, например, стали возводить царские пирамиды, рыть водохранилища, после стабилизации политической обстановки начали меняться религиозные представления египтян.

REFERENCES

1. Александрова Н.В., Ладынин И.А. Древний Восток: учеб, пособие для вузов. - Москва, 2008. - 654 с.

2. Бухарин М. Д., Ладынин И. А. История Древнего Востока. - Москва, 2009. -640 с.

3. Лурье И., Полтавский М. Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т. -Москва, 1956. - с.748.

4. Ребрик Виктор. Лекции по истории Древнего Востока. От ранней архаики до раннего средневековья. Латвия. 2017. С. 150.

5. Хааг Майкл История Египта, пер. с англ. - Москва, 2009. - 255 с.

6. Юсупов М. развитие науки в древнем Египте: медицина, математика, астрономия. " Научная дискуссия:Инновации в современном мире " Халкдро конференция Илмий макрлалар туплами. Москва, 2019. 40-43 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.