Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ЭПОХУ РАННЕГО ЦАРСТВА'

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ЭПОХУ РАННЕГО ЦАРСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
694
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Общество / литература / религия / язык / культура / Раннее царство. / Society / literature / religion / language / culture / Early Kingdom

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М. Юсупов

Время раннего царства охватывает период правления фараонов I и II династий, когда начало существовать в Египте первое государство, представлявшее собой ещѐ весьма непрочное объединение всех его областей. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозномифологических представлении и культов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Время раннего царства охватывает период правления фараонов I и II династий, когда начало существовать в Египте первое государство, представлявшее собой ещѐ весьма непрочное объединение всех его областей. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозномифологических представлении и культов.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ЭПОХУ РАННЕГО ЦАРСТВА»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-96-100

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ЭПОХУ РАННЕГО ЦАРСТВА

М. Юсупов

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека (Ташкент) Научный руководитель: старший преподаватель Бийкузиев А. А.

АННОТАЦИЯ

Время раннего царства охватывает период правления фараонов I и II династий, когда начало существовать в Египте первое государство, представлявшее собой ещё весьма непрочное объединение всех его областей. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлении и культов.

Ключевые слова: Общество, литература, религия, язык, культура, Раннее царство.

ABSTRACT

The time of the early kingdom covers the period of the reign of the pharaohs of the I and II dynasties, when the first state began to exist in Egypt, which was still a very fragile union of all its regions. The whole way of life of the Egyptians rested on a complex system of religious and mythological representations and cults.

Keywords: Society, literature, religion, language, culture, Early Kingdom.

ВВЕДЕНИЕ

Ранним царством в истории Египта называют период последовавший за созданием единого государства около 3000 г. до н.э. и охватывавший годы правления I и II династий. Египетская письменность сложилась уже в период Раннего царства. Греческие писатели, современники Римской империи назвали знаки египетских надписей, вырезавшихся тогда почти только на стенах храмов, иероглифами от греческих слов «hieros» (священный) и «glypho» (режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Иероглифы или прямо изображали слово, например изображение быка означало слово «бык», или косвенно намекали на содержание слова, например изображение палицы - оружия соседних племён -означало их страны «Ливия». Для передачи многих слов прибегали к способу,

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-96-100

напоминающему наши ребусы, т.е. звуки обозначались иероглифами, изображавшими созвучные названия предметов.

При этом в расчет принимались одни согласные. Так, изображением божества ХХ египтяне писали и слово ХХ, значившее «миллион»; изображением округлого горшка, по-египетски нв, обозначали согласные нв в различных словах; изображением хлеба, по-египетски m, - согласным m.

Поскольку для каждого из 24 раннеегипетских согласных имелось по особому знаку, можно было писать одними «буквами», но на буквенную, алфавитную систему египтяне так и не перешли. Уже к началу II династии было разработано обычное впоследствии смешанное правописание, когда для передачи одного слова писали вместе и знаки, имевшее изобразительное значение, и звуковые знаки. Так, слово «Ливия» по-египетски состояло из согласных звуков Чхнв, его можно было написать, как мы уже говорили, знаком палицы и придать ему изображение песчаной полоски земли, для обозначения того, что речь идёт о пустынной стране. Но можно было после первого изобразительного знака проставить еще «горшочек». Этот знак имел звуковое значение нв. Так пояснялось, что слово, обозначенное палицею, содержит согласные звуки нв.1

Тольком для раннего развития египетской письменности послужило широкое ее применение в государственном делопроизводстве и в больших хозяйствах. Это же позволило быстро развиться счетному делу в Раннем царстве.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

Источники периода Раннего царства упоминают большое количество божеств, из которых многие сохранили свое значение и впоследствии. Ряд богов почитался в виде животных. Причем некоторые из божеств почитались далеко за пределами своих определенных местностей. Так, например, воинственная богиня нижнеегипетского города Саиса Нейт при I династии пользовалась большим почетом и в других частях страны. Культ этой богини возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а затем распространился по всему Египту. Наивысший расцвет ее культа относится ко времени XXVI династии (7-6 вв. до н. э.). Нейт изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто — кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Ее фетиш — щит с двумя перекрещенными стрелами. В Нейт одновременно соединялись и

1 Всемирная история / под ред. Жукова Е. М.. — М: Мысль, 1956—1965. — Т. I. — С. 156 - 157_

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-96-100

мужское и женское начало. В древнейший период Нейт являлась богиней войны и охоты. Кроме того, она считалась богиней воды и моря и матерью бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов.

Считалось, что Нейт обладает магической силой — лечит больных, отгоняет злые чары. Поэтому ее часто изображали на подголовнике ложа. Что касается Себека, он являлся богом воды и разлива Нила. Он изображался в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает плодородие и изобилие. Также существовало представление, что его свирепость отпугивает силы тьмы. Впервые в составе царского имени при II династии упоминается земледельческое божество — солнце Ра. Как и многие другие солнечные божества, Ра воплощался в образе сокола (иногда также — огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Во многих текстах Ра называют дневным солнцем, в отличие, скажем, от Атума — вечернего солнца, или Хепри — утреннего. Хепри воплощался в образ навозного жука, скарабея. Считалось, что он возник сам из себя, иногда же его отцом называют «отца богов» Нуна. Атум изображался человеком с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель» — Верхнего и Нижнего Египта), также представлялся в образе змея, иногда — ихневмона. Считалось, что Атум, как и Хепри, «создал сам себя», он возник из первобытного хаоса. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов: воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. В египетской мифологии Нун олицетворял первозданный водный хаос, являлся изначальным космическим божеством. Представление хаоса в виде пучины вод было связано с ежегодными разливами Нила, во время которых вся долина затапливалась. В образе Нуна слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и Наунет (олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью) являлись первой парой богов, от которых произошли все боги.

При I династии также бытовала вера в существование у человека души-двойника, вера в особое значение имени человека. Об этом говорят многие надписи, дошедшие до наших дней. 2

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Памятники монументального зодчества Раннего царства практически не сохранилось, поскольку основным строительным материалом являлся кирпич -

2Всемирнаяистория.Том^.Каменшы™™ики™идик«Аликииш

E-mail: carjisor@gmail.com

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-96-100

сырец, дерево, используемые в балочных конструкциях перекрытий, глина и тростник. Камень применялся лишь при отделке деталей. В эпоху Раннего царства складывается тип дворцовых фасадов - «серех», изображение которых мы находим на стелах фараонов I династии. Культовые строения Раннего царства сохранились лучше. К ним относятся молельни, посвященные почитаемым богам и богиням - Нейт, Анубису, Сету.

Эпоха Раннего царства сохранила в большом количестве произведения художественного ремесла: ювелирные изделия, сосуды, наборы ритуального назначения. Для правильного понимания понимания ряда явлений в искусстве Древнего Египта очень важно иметь в виду, что как в Раннем царстве, так и позднее в основе заупокойного культа, принимавшие различные формы, лежали те же примитивные представления о сохранении у умерших потребностей, свойственных живым людям. Вначале способы бальзамирования были еще несовершенны, и во второй половине Раннего царства в гробницы начали ставить статуи умерших - как замену тела в случае его порчи. Считалось, что душа, за неимением тела, может войти в статую и оживить ее, благодаря чему загробная жизнь умершего будет продолжаться. Следовательно, в гробнице должно было появиться помещение для статуи. Скульптуры Раннего царства, следует отметить, что почти все они найдены не в гробницах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периодически убирали памятники, которые были уже достаточно давно посвящены в храм. Для Раннего царства известны тайники в храмах Нехена, Абидоса и Коптоса. Важный материал для истории развития рельефа Раннего царства дают стелы, обнаруженныев ряде гробниц частных лиц из различных некрополей Севера - Саккары, Хелуана, Абу Роаша. Появление таких стел было связано с верой в то, что воспроизведение умершего за столом и списка жертв магически обеспечит ему постоянное наличие. пищи и перечисленных даров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с назначением подобных стел их помещали либо поблизости к трупу, вмуровывая в потолок прохода около погребальной камеры так, чтобы изображение на стеле было обращено к лицу умершего, либо укрепляли в жертвенных нишах в наружной стене мастабы. Храмы Раннего царства были декорированы рельефами с культовой тематикой. Рельефы,

3 В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (серия: «Малая история искусств» под. ред. И.С. Кацнельсона). С. 213-221

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 6 | Juni, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-6-96-100

происходящие их храмов Нехена и Гебейлы, содержат фрагменты сцен хеб-седа и обрядов основания святилищ, возможно, также составлявших часть хеб-седных празднований. Наиболее интересны в художественном ремесле Раннего царства были работы камнерезов. Используя по-прежнему самые разнообразные породы камней, мастера расширили рамки применения камня и добились поистине виртуозной его обработки. До нас дошли каменные столики, блюда, чащи, кубки, флакончики дл благовоний, сосуды для хранении масел и иных веществ. Особой тонкостью отличалась обработка самоцветов, которыми украшались ювелирные изделия: браслеты, ожерелья, кольца. Образцами такого высокого мастерства могут служить ожерелье царицы Хер-Нейт из сердоликовых и золотых бус и особенно известные черты браслета, найденные на руке от скелета около кенотафа Джера в Абидосе.4

Важнейшими явлениями в развитии изобразительного искусства было сложение ряда канонов как в скульптуре, так и в рельефе, создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями в передаче фигур.

REFERENCES

1. Всемирная история / под ред. Жукова Е. М.. — М: Мысль, 1956—1965. — Т. I. — С. 156 - 157

2. Всемирная история. Том 1. Каменный век. Бадак Александр Николаевич ; 2002.- С. 509

3. В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М., 1976. (серия: «Малая история искусств» под. ред. И.С. Кацнельсона). С. 213-221

4. М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001.

5. Юсупов М. развитие науки в древнем Египте: медицина, математика, астрономия. " Научная дискуссия:Инновации в современном мире " Халкдро конференция Илмий макрлалар туплами. Москва, 2019. 40-43 с

4 М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.