ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Устойчивое развитие регионов
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ*
Лариса Алексеевна ЧАЛДАЕВА^, Юлия Суленовна СУЛЕНОВА"
а доктор экономических наук, профессор кафедры экономики организации,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация [email protected]
ь студентка кафедры учета и аудита,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 24.03.2016 Принята в доработанном виде 04.04.2016 Одобрена 14.04.2016
УДК 332.1 JEL: R10
Ключевые слова: инвестиции, инновации, стратегия, социально-экономическое развитие, экономические проекты
Аннотация
Предмет. Для управления развитием социально-экономической территориальной системы необходимо изучение специфических черт региона: природно-ресурсных возможностей, сложившихся принципов размещения производства и населения, климатических условий. Также немаловажно знать, какое место в воспроизводственном процессе страны, участии в межрегиональных связях, конкурентоспособности выпускаемой продукции занимает конкретный субъект Федерации. В Калужской области и Красноярском крае активно осваиваются инвестиции в реальный сектор экономики, поступательно внедряются инновационные программы в различные сферы производства. Это обусловливает актуальность темы исследования.
Цели. Определить возможные пути выхода из кризиса для регионов с недостаточно развитым экономическим потенциалом.
Методология. В работе использована авторская методика оценки конкурентоспособности субъекта Федерации, основанная на выделении блоков показателей развития экономики, финансов, социальной сферы, инвестиций.
Результаты. Определено, что в Калужской области и Красноярском крае активно осваиваются инвестиции в реальный сектор экономики, поступательно внедряются инновационные программы в различные сферы производства. Причем в Красноярском крае инвестиции поступают более интенсивно, чем в экономику Калужской области. Для этого имеется ряд причин: край располагает богатыми полезными ископаемыми, здесь расположен, а также находится в стадии пуска ряд крупнейших промышленных производств. Выявлено, что высокий уровень социально-экономического развития в 2015 г. имел Красноярский край, где среднемесячная заработная плата составила 35 103,2 руб., в то время как в Калужской области данный показатель был на 21% ниже.
Выводы. Для устойчивого развития регионов необходимы: стабильная работа промышленности и организация новых производств, эффективное использование внутренних конкурентных преимуществ и инноваций, внедрение адекватных систем мониторинга региональных проблем, широкое использование внутреннего потенциала региона для масштабного обновления основных производственных фондов и внедрение новых технологий.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Введение
Российская Федерация в 2015 г. столкнулась с серьезными экономическими трудностями, и в настоящее время ресурсов для выхода из кризиса практически нет. В этой связи в реальном секторе экономики страны необходимо формировать условия для развития промышленного потенциала, а также поэтапного выхода из сырьевой направленности отечественной экономики. Это придаст новый
*Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 14-32-01280.
импульс развитию производства, сельского хозяйства, появятся условия для укрепления сферы услуг, банковского сектора, науки, образования, культуры, медицины.
В целом ведущие страны мира завершают эру индустриального развития и переходят к инновационному периоду. В связи с этим гораздо большее значение имеют не объемы запасов нефти и газа, а инновации, позволяющие повысить производительность труда.
Различные подходы к управлению отдельных регионов Российской Федерации в целях
достижения устойчивого развития экономики и социальной сферы приобретают все большую актуальность. Для развития социально-экономической территориальной системы необходимо выявление и исследование специфических черт региона:
• природно-ресурсного потенциала;
• сложившихся принципов размещения производства и населения;
• климатических условий.
Кроме того, немаловажно знать, какое место в воспроизводственном процессе государства занимает конкретный субъект Федерации.
1. Стратегия социально-экономического развития Калужской области. Крупные проекты промышленности и социальной сферы
В ходе реализации программы устойчивого развития российских регионов в Калужской области в рамках постановления правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 «О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года» была разработана стратегия, обеспечивающая преемственность целей, задач и приоритетов развития области, а также переход к новому этапу: «человек - центр инвестиций» (далее - Стратегия).
Основной целью разработки Стратегии является определение путей и способов построения инновационной экономики, создание условий для раскрытия человеческого потенциала, повышения конкурентоспособности области в долгосрочной перспективе.
Стратегия реализуется в три этапа:
• первый этап (2009-2013 гг.) - технологическая модернизация выбранных се гме нтов промы шле нно сти и преодоле ние инфраструктурных ограничений. Подготовка условий для эффективного применения инновационного потенциала области;
• второй этап (2014-2019 гг.) - концентрация человеческих ресурсов на территории и системная работа с качеством среды на основе использования элементов инновационной инфраструктуры;
• третий этап (2020-2030 гг.) - опора на комбинацию инновационных и человеческих ресурсов, образующих основу для эффективного
развития пространственно организованных сетей социально-экономической активности.
Калужская область имеет позитивные стартовые условия для реализации задач пространственного развития. Прежде всего это связано с перспективами расселения московской агломерации, что предоставляет возможность вовлечения в активную деятельность тех территорий, которые не значились в числе экономических лидеров.
Стратегический расчет на новое расселение означает реальную конкурентную борьбу за новое население, которое в силу своих компетенций и требований к качеству жизни способно повысить конкурентоспособность региона в целом, поэтому приоритетными территориями являются северовосточные и центральные районы области (Боровский, Жуковский, Малоярославецкий, Медынский, Дзержинский, Тарусский, Юхновский районы).
До 2030 г. в области планируется реализация ряда крупных прорывных проектов, среди которых1:
• «Региональный университет», цель проекта -развитие областной инновационной инфраструктуры и создание коммуникационной, научно-исследовательской, производственной и учебной площадки для развития высокотехнологичного сектора экономики;
• «Центр прикладного образования», цель про е кта - увеличе ние пре дложения квалифицированных кадров в ключевых профессиях и в растущих секторах экономики области, предоставление высококачественного профессионального образования;
• «Научно-медицинский центр радиационной медицины», цель проекта - повышение качества и продолжительности жизни населения на основе реализации потенциала и инновационных наработок научных учреждений Обнинска;
• «Региональный венчурный форум и ярмарка инновационных проектов», цель проектов -согласование интересов власти, бизнеса и науки в сфере высоких технологий для развития областной инновационной инфраструктуры;
• «Модернизация транспортной инфраструктуры», цель проекта - рост конкурентоспособности за счет обеспечения эффективной транспортной
1 О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года: постановление правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250.
связи с Москвой и другими соседними субъектами Федерации;
• «Межрегиональный туристический бренд», цель проекта - формирование бренда в качестве эффективного механизма развития туризма;
• «Агентство территориального развития», цель проекта - запуск и координация в области процессов обустройства среды, нового расселения и производства инновационных технологий жизнеобеспечения;
• «Региональная агролизинговая компания», цель проекта - повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и пищевой промышленности области, усиление агропищевой специализации региона.
Необходимо отметить активное развитие в области автомобилестроительного кластера, в рамках которого реализуются проекты компаний Фольксваген, Вольво, ПСА Пежо Ситроен, Мицубиси моторс с совокупным выпуском 280 тыс. автомобилей в год.
Несмотря на кризисные явления в автомобильной отрасли иностранные производители модернизируют сборочные линии, а также открывают центры по обучению персонала [1].
В регионе складываются благоприятные тенденции для формирования медицинского кластера биотехнологий и фармацевтики.
В Обнинске образован научно-производственный Центр ядерной медицины и радиофармацевтики, проектируемый на принципах объединения научного и технического потенциалов города.
В перспективе появится возможность организовать современные производства лекарственных препаратов и медицинского оборудования в расчете на рынки фармацевтических препаратов и биотехнологий, которые растут в среднем более чем на 20% в год, а к 2020 г. объемы продаж этого сектора могут вырасти в 6-8 раз. В технопарке будет размещено более 20 предприятий, производящих лекарственные препараты, активные биодобавки и медицинское оборудование.
Область расширяет международное сотрудничество. В ходе посещения региона делегацией из Белоруссии гости были ознакомлены с достижениями сельского хозяйства, индустриального производства, информационных технологий [2].
Согласно прогнозу социально-экономического развития области на 2016 г. и плановые 20172018 гг. доходная часть бюджета составит около 40 млрд руб., а расходы ожидаются на уровне 42,9 млрд руб. При этом значительная часть расходов приходится на социальную сферу [3].
Анализ данных, представленных в табл. 1, свидетельствует о том, что по состоянию на конец 2014 г. в области отмечался рост промышленного потенциала в основном в обрабатывающих секторах, чья доля составляет 93,8%. Валовой региональный продукт вырос до 293,4 млрд руб. (в 2013 г. - до 288,5 млрд руб.). Объем отгруженных товаров обрабатывающей промышленности составил 498 769 млн руб. (в 2013 г. - 448 324 млн руб.). Растет продукция сельского хозяйства, стоимость которой составила 30 722 млн руб. (в 2013 г. - 26 490 млн руб.). Увеличение объемов продукции агропрома достигается в основном за счет растениеводства. Отмечено также увеличение поголовья крупнорогатого скота [4].
В рамках улучшения транспортной инфраструктуры ударными темпами осуществляется строительство южного обхода через р. Оку, который соединит три федеральные автомобильные трассы. Срок сдачи объекта намечен на 2017 г. Стоимость проекта составляет 11,6 млрд руб. [5].
На встрече с журналистами 25 декабря 2015 г. губернатор области А. Артамонов подвел итоги года. По его заявлению, удалось сохранить социально-экономическую стабильность в регионе. Были реализованы намеченные программы, стабильно выплачивались заработная плата и социальные пособия.
В числе знаковых событий он отметил открытие международного аэропорта «Калуга», а также освоение особой экономической зоны в Людиново. Кроме того, в 2015 г. было открыто 10 новых крупных предприятий. Агропромышленный сектор стал одним из успешных направлений в регионе, объем продукции которого увеличился на 13,5% по сравнению с 2014 г.
Подводя итог своего выступления, А. Артамонов отметил, что несмотря на положительные результаты, бюджет 2016 г. будет достаточно напряженным [6].
В Калужской области в советский период времени до 90% предприятий работало на оборонно-промышленный комплекс. В настоящее время
полномасштабную деятельность по заказам оборонного и других силовых ведомств осуществляют 22 предприятия, которые полностью выполнили поставленные задачи.
В числе заказов имеется уникальное оборудование. Например, Обнинским АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» запущен ускоритель заряженных частиц TANDETRON, который позволит проводить широкий спектр работ в интересах атомной отрасли, промышленности и медицины. Продолжает укрепляться кооперация между производителями продукции военного назначения, осуществляется обмен профессиональным опытом [7].
Инвестиции и инновации в экономике региона
По данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА», Калужская область занимает 2-е место в Российской Федерациии в качестве «региона с наибольшими предпосылками для инновационного развития». Здесь сосредоточены 30 научных центров, а также 15 инновационных структур. В сфере науки и научного обслуживания работает 5% от общего числа малых предприятий области, их основная часть (до 40%) располагается в Обнинске.
Основными предпосылками для инвестирования в регион эксперты называют [1]:
• наличие крупного потребительского рынка;
• сформированные кластеры;
• лучшие условия для ведения бизнеса.
В результате по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения область занимает 3-е место в стране. Их удельный вес в 6,5 раза выше среднероссийских показателей [9].
По количеству зарегистрированных патентов регион достойно представлен среди субъектов Центрального федерального округа (табл. 2). Местные предприятия на инновационное развитие используют 77% собственных средств.
Основным ресурсом областного инновационного сектора является потенциал наукограда Обнинска, который необходимо эффективнее использовать для формирования инновационной системы2.
Кризисные явления в экономике страны, вызванные рядом факторов, непосредственно коснулись и долговых обязательств
2 О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года: постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250.
54
Калужской области и Красноярского края (табл. 3, 4) [10].
Несмотря на позитивную статистику, в рассматриваемый период отмечается рост государственного долга в Красноярском крае, в то время как в Калужской области он снижался (рис. 1).
2. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края. Крупные проекты промышленности и социальной сферы
Красноярский край по важнейшим макроэкономическим показателям (численности населения, объему валового регионального продукта, промышленного производства, строительных работ и инвестиций в основной капитал) является самым крупным субъектом Федерации в составе Сибирского федерального округа.
В прогнозном периоде здесь продолжится реализация наиболее значимых проектов:
• комплексного развития Нижнего Приангарья;
• освоения Ванкорского месторождения;
• освоения Тагульского и Сузунского газонефтяных месторождений, развития Куюмбинского и Терско-Камовского лицензионных участков, обустройства Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения.
Основными факторами, оказывающими влияние на замедление экономического роста в 2016 г., являются девальвация рубля, ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры цен на никель, нефть и золото.
Прирост валового регионального продукта края предполагается обеспечить за счет деятельности реального сектора экономики, в частности развития нефтедобычи на Ванкорском нефтегазовом месторождении. В предстоящие три года будет продолжена реализация крупнейших инвестиционных проектов в металлургии, энергетике, добыче нефти, лесном комплексе, являющихся основой экономического развития региона.
В перспективе динамика показателей в электроэнергетике будет складываться под влиянием ввода новых генерирующих мощностей. В 2016 г. этот показатель составит 4 032 МВт (1 035 МВт на тепловых электростанциях
и 2 997 МВт на гидроэлектростанциях). Всего в регионе вырабатывается около 6% электроэнергии, производимой в стране. Здесь функционируют Красноярские ГЭС и ГРЭС-2, Назаровская ГРЭС, строятся Богучанская ГЭС и Березовская ГРЭС3 [11].
Рост электроэнергетики в структуре валового регионального продукта в 2014-2016 гг. связан с вводом новых мощностей, а уменьшение удельного веса обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых обусловлено ожидаемым снижением мировых цен на топливно-энергетические ресурсы и цветные металлы.
Положительная динамика индекса валового регионального продукта в 2014-2016 гг. обеспечивается всеми отраслями экономики края. Основой его роста останется промышленность.
В агропромышленной сфере планируется реализация крупных инвестиционных проектов, касающихся животноводства, среди них: строительство свиноводческого комплекса в Большемуртинском районе с цехом первичной переработки свиней; реконструкция птицефабрики «Канская» мощностью 40 тыс. т мяса бройлеров ежегодно [12].
Основные показатели социально-экономического развития Красноярского края
По итогам социально-экономического развития края индекс промышленного производства в январе - июне 2015 г. составил 96,4%. Объем отгруженной продукции промышленности за это время возрос до 772,8 млрд руб., что в 1,4 раза больше чем к подобному периоду 2014 г. (556,7 млрд руб.).
В промышленности сложилась следующая динамика: в добыче полезных ископаемых индекс производства составил 100, в обрабатывающих производствах и энергетике отмечено его снижение (92,2 и 98,1% соответственно).
Снижение индексов промышленного и обрабатывающих производств обусловлено в основном не кризисными явлениями, а проводимой модернизацией в некоторых компаниях. К примеру, программы модернизации на Заполярном филиале ГМК «Норильский никель». Оставаться на стабильном уровне комбинату удается за счет принятой ранее
3 Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020»: указ губернатора Красноярского края от 24.11.2011 № 218-уг.
стратегии развития, предусматривающей ввод в эксплуатацию Талнахского и Октябрьского месторождений руд, реализации серного проекта на Надеждинском и медном металлургических заводах [13].
В первом полугодии 2015 г. в промышленности края сложились следующие тенденции:
• в добыче нефти, включая газовый конденсат, индексы сохранились на уровне 2014 г. - 99,8%;
• добыча природного и попутного газа выросла в 1,6 раза;
• добыча угля увеличилась на 13,9%;
• производство изделий из дерева составили 102%, производства машин и оборудования -102,8%;
• в сельском хозяйстве произведено продукции на 17,1 млрд руб., или 100,2% к подобному периоду 2014 г.;
• в производстве продуктов питания наблюдается снижение выпуска отдельных видов товаров: сократился выпуск мяса и субпродуктов на 25,4% в результате прекращения производства бройлеров в агропромышленном комплексе «Сибирская губерния». При этом пищевые предприятия края увеличили объемы производства колбасных изделий на 6,9%, сливочного масла - на 25,4%, сырной продукции -на 53,7%;
• индекс цен на продовольственные товары составил 108,2%, непродовольственные товары -107,1%, платные услуги - 103,7%;
• по состоянию на 01.07.2015 уровень зарегистрированной безработицы составил 1,3% от численности экономически активного населения (в целом по Сибирскому федеральному округу - 1,7%);
• среднемесячная заработная плата работника за январь - июнь 2015 г. составила 35 103,2 руб., то есть увеличилась по отношению к январю -июню 2014 г. на 5%;
• в январе - июне 2015 г. в крае использовано 169,5 млрд руб. инвестиций в основной капитал, или 117,5% к подобному периоду 2014 г. [12].
Инвестиции и инновации в экономике региона
В Красноярском крае наблюдается высокий уровень инвестиционной и инновационной
активности. На протяжении последних лет рост инвестиций в основной капитал не опускался ниже 10%. Этому способствовала реализация крупных проектов в энергетике, деревообработке и добыче топливно-энергетических ресурсов, которые оказали существенное влияние на объем краевых инвестиций за счет высокой экономической отдачи4 [11].
В связи с реализацией проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» и снижением объема инвестиций в освоение Ванкорского месторождения прогноз инвестиций в основной капитал в 2016 г. характеризуется положительными тенденциями. Осуществляется подготовка к запуску Богучанского алюминиевого завода мощностью 600 тыс. т продукции в год. Стоимость проекта составила 66,5 млрд руб.
В целях сохранения высоких темпов экономического развития края был разработан масштабный комплексный инвестиционный проект - Ангаро-Енисейский кластер. В ходе его реализации планируется создать подкластеры горнопромышленных и лесоперерабатывающих производств на территории Енисейского, Мотыгинского, Северо-Енисейского и Саянского районов. Объем инвестиций в этот проект до 2021 г. оценивается в 287,9 млрд руб., в том числе 216 млрд руб. - за счет частных инвесторов. Свое участие в проекте уже подтвердили девять крупных инвесторов. Кроме того, в 70% субсидируемых федеральным бюджетом проектов, перспективной группы 1, также входит кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск, специализирующийся на ядерных технологиях, производстве летательных и космических аппаратов5 [14].
К 2021 г. проектом предусматривается ежегодное увеличение добычи золота на 13,5 т, никеля - на 45,1 тыс. т; увеличение выработки электроэнергии -на 7,3 млрд кВт.ч. В результате предпринятых мер суммарный объем налоговых отчислений в федеральный бюджет должен увеличиться на 14 млрд руб. в год (за 10 лет эта сумма составит 75 млрд руб.) [15].
4 Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020»: указ губернатора Красноярского Края от 24.11.2011 № 218-уг.
5 Ягольницер М.А. Диагностика условий формирования инновационных кластеров в регионах России // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С. 103-104.
56 Ийр:/Лп-^а!|
Красноярский край обладает мощными образовательными учреждениями для развития научно-технической деятельности, среди них:
• Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН;
• специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН;
• отраслевые НИИ;
• 11 государственных и два негосударственных вуза.
Крупнейшими центрами образования являются Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, на базе которого действуют 19 специализированных институтов, включая вновь созданный институт нефти и газа.
В рамках развития инновационной деятельности указом губернатора Красноярского края от 24.11.2011 № 218-уг была утверждена Стратегия инновационного развития региона на период до 2020 г. «Инновационный край - 2020».
Стратегия направлена на решение важных задач, среди которых:
• наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
• формирование спроса на инновации;
• повышение технологической конкурентоспособности существующего бизнеса, появление новых высокотехнологичных и инновационных компаний;
• формирование развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, их конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках;
• повышение эффективности инновационной инфраструктуры;
• формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности.
Реализация Стратегии осуществляется в два этапа:
• первый этап (2011-2013 гг.) - становление инновационной экономики, развитие связей
между субъектами инновационной деятельности. При этом предусматривается налаживание взаимодействия с ведущими производителями высокотехнологичной продукции, формирование региональных технологических платформ по приоритетным направлениям развития, формирование рынков инновационной продукции, развитие научного и кадрового потенциалов;
• второй этап (2014-2020 гг.) - закрепление существующих связей и создание предпосылок для долгосрочного развития. Мероприятия ориентированы на завершение формирования региональной инновационной системы края и ее интеграцию в инновационную систему Сибирского федерального округа, а также на вывод инновационной продукции и технологий (региональных брендов) на российские и внешние рынки.
Стратегией предусматриваются:
• активизация деятельности краевого учреждения «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор»;
• создание и развитие технопарков в Красноярске и Норильске;
• создание доступных промышленных зон и площадок, промышленных парков, в том числе с участием зарубежных компаний;
• создание территориальных кластеров инновационного развития в Норильске, Железногорске, Дивногорске и других муниципальных образованиях.
Всего, по оценкам специалистов, в инновационную сферу края в период до 2020 г. будет направлено около 180 млрд руб., в том числе на крупные инвестиционные проекты - 20 млрд
руб. [16].
На современном этапе для региона характерны показатели, отраженные в табл. 5.
В крае большое внимание уделяется местному бюджету. К примеру, за 10 мес. 2015 г. в него поступило более 289 млрд руб. налогов, что на 14% больше, чем за подобный период 2014 г. Кроме того, за тот же период в федеральный бюджет было перечислено 153 млрд руб. (что на 11% выше уровня 2014 г.) [17].
В декабре 2015 г. был принят бюджет края на 2016-2018 гг. На 2016 г. запланировано 188,2 млрд руб. налоговых поступлений, а расходы
должны составить 200,7 млрд руб. При этом приоритет отдается затратам на укрепление материально-технической базы учреждений и объектов инфраструктуры [18].
Утвержденный бюджет компании «Норильский никель» на 2016 г. ориентирован на обеспечение устойчивого развития, включая задачи промышленной безопасности, социальной ответственности, охраны труда и окружающей среды. Бюджетом предусматриваются капитальные затраты в размере 145 млрд руб. Приоритетами являются: модернизация обогатительного и металлургического переделов; расширение мощностей Талнахской обогатительной фабрики, Надеждинского металлургического завода, Кольской ГМК; инвестиции в высокорентабельные горные проекты и реализация Читинского производства
с последующим запуском в 2017 г. [19]. Выводы
Проведенный анализ свидетельствует о том, что рассматриваемые субъекты Федерации имеют достаточно высокий рейтинг по ряду показателей среди других регионов Российской Федерации.
В Калужской области и Красноярском крае активно осваиваются инвестиции в реальном секторе экономики, поступательно внедряются инновационные программы в различные сферы производства. Причем в Красноярском крае инвестиции поступают более интенсивно, чем в Калужской области. Для этого имеется ряд причин: край располагает богатыми полезными ископаемыми, здесь расположен, а также находится в стадии пуска ряд крупнейших в стране промышленных производств.
Учитывая природные условия и благоприятный климат, в Калужской области приоритет отдается развитию сельского хозяйства.
По мнению экспертов, мероприятия региональной политики Красноярского края в перспективе должны быть сосредоточены на социальной и бюджетно-финансовой сферах. Для этого необходимо использование традиционно сильных отраслей региональной экономики.
В Калужской области к факторам, ограничивающим развитие, следует отнести: демографические и кадровые проблемы, технологическую отсталость ряда секторов промышленности, инфраструктурные ограничения в энергетике, проблемы соседства с Москвой, недостаточно эффективное местное управление.
Таким образом, для устойчивого развития регионов необходимы:
• стабильная работа существующей промышленности и организация новых производств;
• эффективное использование внутренних конкурентных преимуществ и инноваций;
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели по Калужской области в 2014 г. Table 1
The main social-economic indicators of the Kaluga oblast in 2014
Показатель Значение
Площадь территории на 01.01.2014, тыс. км2 29,8
Население на 01.01.2015, тыс. чел. 1 010, 5
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 490, 2
Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб. 24 864
Среднедушевые денежные расходы в месяц, руб. 23 733
Среднемесячная заработная плата, руб. 27 980
Валовой региональный продукт в текущих основных ценах, млрд руб. 293, 4
Основные фонды в экономике на конец 2013 г., млрд. руб. 65
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн руб.: - добыча полезных ископаемых - обрабатывающие производства - производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4 582 498 769 17 266
Продукция сельского хозяйства, млн руб. 30 722
Ввод в действие общей площади жилья, тыс. м2 807, 8
Оборот розничной торговли, млрд руб. 162, 8
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике, млн руб. 9 379
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % 113, 2
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 99, 8
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat Таблица 2
Количество зарегистрированных патентов по субъектам Центрального федерального округа в 2005-2007 гг., шт. Table 2
The number of registered patents in the Central Federal District subjects in 2005-2007, patents
Регион 2005 2006 2007
ИЗО ПМ ПО ТЗ ИЗО ПМ ПО ТЗ ИЗО ПМ ПО ТЗ
Брянская область 85 21 22 45 67 19 15 62 45 29 19 54
Владимирская область 140 62 11 99 144 62 21 108 99 79 14 147
Калужская область 133 78 17 102 133 108 41 116 96 87 25 139
Московская область 1 540 532 202 2 098 1 443 501 157 2 427 1 051 707 173 2 432
Орловская область 241 42 7 36 259 17 5 17 171 28 8 31
Тверская область 129 72 20 112 148 72 14 166 109 65 5 131
Тульская область 234 113 21 115 234 98 25 180 159 96 12 157
Примечание. ИЗО - изобретения, ПМ - полезные модели, ПО - промышленные образцы, ТЗ - товарные знаки и знаки обслуживания.
Источник: данные Роспатента
Note. ИЗО - Inventions; ПМ - Useful Models; ПО - Industrial Models; ТЗ - Trademarks and Service Marks. Source: Rospatent
• внедрение адекватных систем мониторинга региональных проблем;
• широкое использование внутреннего потенциала для масштабного обновления основных производственных фондов и внедрение новых технологий производства.
Таблица 3
Объем государственного долга в 2010-2013 гг., млн руб. Table 3
The amount of national debt in 2010-2013, Mio RUB
Регион 2010 2011 2012 2013
Калужская область 16 429,8 16 265,2 16 466,3 2 055,2
Красноярский край 11 487,4 16 917,4 28 657,6 47 312,1
Источник: данные Минфина России
Source: RF Ministry of Finance Таблица 4
Долговая нагрузка на бюджеты в 2010-2013 гг., в % Table 4
Debt burden on budgets in 2010-2013, %
Наименование 2010 2011 2012 2013
Калужская область 77,38 73 54,3 67,7
Место по рейтингам субъектов Российской Федерации 76 72 56 53
Красноярский край 10,76 15,09 25,4 42,8
Место по рейтингам субъектов Российской Федерации 16 19 26 32
Источник: данные Минфина России
Source: RF Ministry of Finance Таблица 5
Социально-экономические показатели Красноярского края в 2015 г. Table 5
Socio-economic indicators of the Krasnoyarsk Krai in 2015, %
Характеристика Показатель
Высокий уровень валового регионального продукта на душу населения, производительности труда и фондоотдачи, рентабельности проданных товаров, продукции промышленности, % 57,1
Незначительный удельный вес убыточных организаций, % 27,1
Высокий уровень инвестиций в основной капитал (17 коп. на 1 руб. основных производственных фондов), высокий прирост валового регионального продукта (на 1 руб. инвестиций - 3, 46 руб.) -
Высокий уровень преступности. Зарегистрировано преступлений на 100 тыс. чел. населения 2 226
Высокие показатели социальной сферы (доходы населения, обеспеченность жильем и услугами здравоохранения) -
Высокий уровень кредиторской задолженности организаций, % (см. табл. 3 и 4) 14 (при среднем значении 11,3)
Невысокие показатели развития информационной инфраструктуры, ограничивающие рост инновационной активности предприятий -
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Объем государственного долга в 2010-2013 гг., млн руб. Figure 1
The amount of national debt in 2010-2013, Mio RUB
Источник: данные Минфина России Source: RF Ministry of Finance
Список литературы
1. Петренко С.Н. Эффективность региональной долговой политики через призму инвестиционной активности // Экономическое возрождение России. 2015. № 30. С. 46-52.
2. Гуриева Л.К.Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности регионов: зарубежный опыт // Управление экономическими и социальными системами региона. 2014. № 1. С.21-35.
3. Никифоров О.А. Кризис и социально-экономическая сфера: эволюция показателей отечественной социальной среды в условиях современного экономического кризиса // Российское предпринимательство. 2015. № 1. С. 10-18.
4. Анисимов И.А. Стратегическое планирование устойчивого функционирования локальных территорий как основа инновационного развития практики управления социальными и экономическими системами // Власть и управление на востоке России. 2013. № 2. С. 35-40.
5. Ягольницер М.А. Диагностика условий формирования инновационных кластеров в регионах России // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С. 103-104.
6. Емельянов Ю.Л., Леонова Ю.С. Мотивы иностранного инвестирования в различных регионах России // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 9. С. 42-44.
7. Колодешникова Н.В. Роль идеи социально-экономического развития в функционировании социально-эколого-экономической системы «город» // Актуальные проблемы развития науки и образования. 2014. № 1. С. 58-59.
8. Герасименко Н.А. Оптимизация взаимодействия региональной системы дополнительного профессионального образования и рынка труда // Управление экономическими и социальными системами региона. 2013. № 5. С. 59-68.
9. Белявский И.К.Роль демографии в изучении и управлении социальными и экономическими явлениями и процессами // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 1. С. 10-17.
10. Бородатова Л.Ю. Пространственная экономическая трансформация как фактор развития социальной инфраструктуры региона // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 1-3.
11. Безуглая Е.В. Значение социальной инфраструктуры для социально-экономического развития региона // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 272-274.
12. Абрамович Н.Т., Ушанова И.С. Социально-экономические инновационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности социально-экономических систем на региональном уровне // Вестник Сибирского Государственного Аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2014. № 4. С. 70-74.
13. Майорова Л.Н. Влияние Финансового рынка на экономическое и социальное развитие России в контексте экономического роста // Управление экономическими системами. 2013. № 2. С. 1-4.
14. Борисов Н.А. Роль социальной сферы в социально-экономическом развитии территории // Российская экономика: взгляд в будущее. 2016. № 1. С. 322-325.
15. Герасименко Н.А., Герасименко Т.В. Управление механизмами организации региональной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) // Управление экономическими и социальными системами региона. 2013. № 5. С. 52-58.
16. Сантрян Н.А., Новикова И.В. Роль социальной инфраструктуры в социально-экономическом развитии региона // Университетская наука. 2015. № 1. С. 223-226.
17. Мартынов А.С. Принцип вариативности прогнозов социально-экономического развития регионов // Российское предпринимательство. 2009. № 12-1. С. 163-167.
18. Ходаков В.Е., Хапов Д.В., Грузь А.В. Оценка влияния природно-климатических условий и социально-экономических мероприятий на функционирование социально-экономических систем // Вюник Херсонського нацюнального техшчного ушверситету. 2013. № 1. С. 47-55.
19. Романычев И.С. Эффективность деятельности учреждения социального обслуживания: между экономическими и социальными критериями // Новый университет. Сер.: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук, 2013. № 11. С. 96-107.
20. Брулов В.Г., Лепешкин О.М., Кириллова Т.В. Моделирование процесса управления социальными и экономическими системами региона на основе потенциально активных элементов пространства и времени // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 3. С. 82-85.
ISSN 2311-8733 (Online) Sustainable Development of Regions
ISSN 2073-1477 (Print)
SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN THE KALUGA OBLAST AND KRASNOYARSK KRAI
IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
OF RUSSIAN REGIONS
Larisa A. CHALDAEVAa% Yuliya S. SULENOVAb
a Financial University under Government of Russian Federation,
Moscow, Russian Federation
b Finance University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 24 March 2016 Received in revised form 4 April 2016 Accepted 14 April 2016
JEL classification: R10
Keywords: investment, innovation, strategy, social-economic development, project
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, project No. 14-32-01280. References
1. Petrenko S.N. [The effectiveness of regional debt policy through the prism of investment activity].
Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2015, no. 30, pp. 46-52. (In Russ.)
2. Gurieva L.K. [Mechanisms of State regulation of innovation: foreign experience]. Upravlenie ekonomicheskimi i sotsial'nymi sistemami regiona = Management of Economic and Social Systems of the Region, 2014, no. 1, pp. 21-35. (In Russ.)
3. Nikiforov O.A. [Crisis and the socio-economic situation: the evolution of indicators of domestic social environment in today's economic crisis]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2015, no. 1, pp. 10-18. (In Russ.)
4. Anisimov I.A. [Strategic planning of the sustainability of local territories as a basis for innovative development practices of social and economic systems]. Vlast' i upravlenie na vostoke Rossii = Power and Administration in the East of Russia, 2013, no. 2, pp. 35-40. (In Russ.)
5. Yagol'nitser M.A. [Diagnosis of the conditions of formation of innovative clusters in the regions of Russia].
Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2014, no. 2, pp. 103-104. (In Russ.)
6. Emel'yanov Yu.L., Leonova Yu.S. [The motives of foreign investment in different regions of Russia].
Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2014, no. 9, pp. 42-44. (In Russ.)
Abstract
Subject The article deals with the issues of development of investment in the real sector of economy and introduction of innovative programs in different areas of production in the Kaluga oblast and Krasnoyarsk Krai.
Objectives The paper aims to show possible ways out of the crisis for regions with underdeveloped economic potential.
Methods Our own method of evaluation of the competitiveness of the RF constituent entity is based on the allocation of blocks of development indicators of economy, finance, social affairs, investment. The analytical apparatus technique involves identifying the strengths of the region under study and their performance.
Results We present certain findings of the study on the socio-economic situation in the Kaluga oblast and Krasnoyarsk Krai.
Conclusions The Kaluga oblast and Krasnoyarsk Krai are boosting the development of investment in the real sectors of economy, and they are steadily introducing innovative programs in different areas of production. In the Krasnoyarsk Krai, investing is more intensive than in the economy of the Kaluga oblast.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
7. Kolodeshnikova N.V. [A role of the idea of socio-economic development in the functioning of the 'town' socio-ecological-economic system]. Aktual'nye problemy razvitiya nauki i obrazovaniya = Actual Problems of Science Development and Education, 2014, no. 1, pp. 58-59. (In Russ.)
8. Gerasimenko N.A., Gerasimenko T.V. [Control mechanisms of organization of a regional system of continuing professional education]. Upravlenie ekonomicheskimi i sotsial'nymi sistemami regiona = Management of Economic and Social Systems of the Region, 2013, no. 5, pp. 52-58. (In Russ.)
9. Belyavskii I.K. [The role of demographics in the study and management of social and economic phenomena and processes]. Problemy ekonomiki i upravleniya v torgovle i promyshlennosti = Problems of Economy and Management in Trade and Industry, 2014, no. 1, pp. 10-17. (In Russ.)
10. Borodatova L.Yu. [Spatial economic transformation as a factor in the development of social infrastructure in the region]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 9, pp. 1-3. (In Russ.)
11. Bezuglaya E.V. [The value of social infrastructure for socio-economic development of the region]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2013, no. 10, pp. 272-274. (In Russ.)
12. Abramovich N.T., Ushanova I.S. [Socio-economic and innovative technologies as a tool for enhancing the competitiveness of socio-economic systems at the regional level]. Vestnik Sibirskogo Gosudarstvennogo Aerokosmicheskogo Universiteta im. AkademikaM.F. Reshetneva, 2014, no. 4, pp. 70-74. (In Russ.)
13. Martynov A.S. [Forecasting the socio-economic development of regions: a principle of variability forecasts of the social and economic development of regions]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2015, no. 1, pp. 172-176. (In Russ.)
14. Borisov N.A. [The role of social workers in the socio-economic development of the territory]. Rossiiskaya ekonomika: vzglyad v budushchee = Russian Economy: A Look Into the Future, 2016, no. 1, pp. 322-325. (In Russ.)
15. Gerasimenko N.A., Gerasimenko T.V. [Control mechanisms of organization of a regional system of continuing professional education]. Upravlenie ekonomicheskimi i sotsial'nymi sistemami regiona = Management of Economic and Social Systems of the Region, 2013, no. 5, pp. 52-58. (In Russ.)
16. Santryan N.A., Novikova I.V. [The role of social infrastructure in socio-economic development of the region]. Universitetskaya nauka = University Science, 2015, no. 1, pp. 223-226. (In Russ.)
17. Martynov A.S. [Forecasting the socio-economic development of regions: a principle of variability forecasts of the social and economic development of regions]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2015, no. 1, pp. 172-176. (In Russ.)
18. Khodakov V.E., Khapov D.V., Gruz' A.V. [Evaluation of the influence of climatic conditions and socioeconomic activities on the operation of socio-economic systems]. BicnuK Херсонсbкого Нацiоnаnbnого Технiнного Ynieepcumemy, 2013, no. 1, pp. 47-55. (In Russ.)
19. Romanychev I.S. [The effectiveness of social service agencies: between the economic and social criteria].
Novyi universitet. Ser.: Aktual"nye problemy gumanitarnykh i obshchestvennykh nauk = New University. Ser.: Topical Issues of Humanities and Social Sciences, 2013, no. 11, pp. 96-107. (In Russ.)
20. Brulov V.G., Lepeshkin O.M., Kirillova T.V. [Simulation of the process of social and economic systems in the region on the basis of potentially active elements of space and time]. Problemy ekonomiki i upravleniya v torgovle i promyshlennosti = Problems of Economy and Management in Trade and Industry, 2013, no. 3, pp. 82-85. (In Russ.)