13. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖЕМЕНТ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ИНТЕГРАЦИОННАЯ РОЛЬ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ СТРАН СНГ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИЙ
Тедеев Астамур Анатольевич, д.ю.н., к.э.н., профессор, зам. директора НМЦ «Кафедра ЮНЕСКО» Государственного университета - Высшей школы экономики, директор.
Место работы: Международного исследовательского института.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Экономическая политика России в части валютных операций соответствует международным требованиям, в том числе с соглашениями с МВФ. Однако в большинстве государств постсоветского пространства экономическая политика строиться на иных принципах валютного регулирования. В статье раскрывается социально-экономическое значение таких различий и интеграционные перспективы в условиях глобализации.
Ключевые слова: валютные операции, СНГ, единое валютное пространство, Интернет -платежные системы.
SOCIO-ECONOMIC INTEGRATION AND THE ROLE OF REGULATION OF CURRENCY OPERATIONS IN THE FINANCIAL POLICY OF THE CIS COUNTRIES IN TERMS OF INTERNET - TECHNOLOGIES
Astamur Anatolievich Tedeev, LL.D., Ph.D., professor ViceDirector of the UNESCO Chair of Higher School of Economics, Director.
Place of employment: the International Research Institute. Contacts of the author: [email protected]
Annotation. The economic policy of Russia in terms of foreign exchange in accordance with international requirements, including agreements with the IMF. However, in most of the post-Soviet economic policies based on different principles of currency regulation. The article deals with socio-economic significance of these differences and integration prospects in the context of globalization. Keywords: currency transactions, the CIS, a single currency area, Internet - payment systems.
Российская экономическая политика в кредитноденежной сфере строиться на разделении валютных операции между резидентами, между нерезидентами, а равно между резидентами и нерезидентами.
Отметим, что классификация валютных операций в отечественном валютном законодательстве, приведена в соответствии с международными требованиями, в
том числе с соглашениями с Международным валютным фондом. Рассмотрим особенности указанных видов валютных операций.
По общему правилу в Российской Федерации валютные операции между резидентами запрещены. Однако предусмотрены исключения из этого правила. Например, такие операции допускаются в рамках сделок, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках; операций по отдельным видам сделок (по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера)) и т.д. Как видим, действующее законодательство полностью игнорирует сложившуюся практику, когда в условиях бурного развития Интернет
- технологий это требование легко обходиться всеми ведущими российскими и зарубежными Интернет -платежными системами. Используя формально квази-денежные агрегаты (различные модификации предоплаченных финансовых продуктов), пока не регламентированные в России и СНГ, пользователи таких систем, резиденты Российской Федерации практически свободно могут осуществлять различные валютные операции, как между собой, так и с субъектами, отягощенными наличием иностранного элемента. При этом национальное валютного регулирования фактически не осуществляется. Считается, что указанное обстоятельство частично будет снято в России и ряде стран СНГ с принятием специальных законов о Интернет -платежных системах. В частности, 1 апреля 2010 года на встрече министров финансов стран СНГ отмечалось, что российский законопроект о национальной платежной системе и поправки в закон о государственных и муниципальных услугах, касающиеся создания национальной системы платёжных карт, внесены в государственное правовое управление администрации президента Российской Федерации. По словам министра финансов России А. Л. Кудрина операции с «электронными деньгами», в том числе вороженными в иностранной валюте, будет регулировать Банк России. «Я встречался с компаниями, которые сегодня выпускают, по сути, «электронные деньги». Они осуществляют расчеты с населением, открывая так называемые веб-кошельки или электронные страницы для граждан без открытия банковских счетов. Компании, которые в настоящее время осуществляют подобные операции, поддержали идею регулирования таких операций, а также не против того, чтобы регулятором был Центробанк», - отметил министра финансов России. Контроль за компаниями, работающими на рынке «электронных денег», будет упрощённым, так как они не будут вести кредитную деятельность. «Упрощенный контроль и регулирование деятельности в сфере платёжных карт будет существенно отличаться от регулирования кредитных организаций», - подчеркнул А. Л. Кудрин1. Однако, ключевым моментом видимо следует считать проблему обеспечения эффективности такого контроля. Проконтролировать такую договоренность в условиях глобализации, когда информационные финансовые отношения не знают территориальных гра-
1 http://www.vesti.ru/doc.html?id=350703 (дата обращения:
03.04.2010)
Тедеев А. А.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
ниц, а международных соглашений о пределах юрисдикций государств все еще нет, будет крайне сложно.
Кроме того, согласно российскому законодательству свободно осуществляется широкий круг валютных операций между резидентами и уполномоченными банками.
Нерезиденты осуществляют валютные операции между собой без ограничений. Валютные операции между резидентами и нерезидентами так же осуществляются без ограничений. Исключение составляют: валютные операции движения капитала, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации и ЦБ РФ; купля-продажа иностранной валюты, которая может осуществляться только через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке России. Эффективность контроля за такими операциями в условиях глобализации так же резко упала.
Все текущие валютные операции, а также валютные операции движения капитала, за исключением прямо предусмотренных случаев, осуществляются без ограничений. При этом полномочия по регулированию операций движения капитала разграничены между Правительством Российской Федерации и Банком России.
В отличие от действовавших до принятия нового закона норм, предусматривавших разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в настоящее время значительно сокращен перечень валютных операций, требующих специального публично-правового регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала.
Необходимо отметить, что ранее в целях установления эффективного режима регулирования различных видов валютных операций, в отечественном законодательстве использовалось специальное деление последних на текущие операции и операции по движению капитала. В зависимости от отнесения конкретной операции к тому или иному виду, в действовавшем в 1991 - 2003 годах прежнем Законе Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» был предусмотрен различный (соответственно,
- более мягкий или более жесткий) режим валютного регулирования.
В социально-экономической и кредитно-денежной политике стран СНГ такой подход все еще превалирует. Например, согласно положениям абз. 5 п. 7 ст. 1 Закона Республики Армения от 11 сентября 1993 г. № С-0901-1-ЗР-81 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм.) операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Любопытно, что указанное положение дословно повторяется в п. 8 ст. 1 Закона Азербайджанской Республики от 21 октября 1994 г. № 910 «О валютном регулировании», п. 8 ст. 1 Закона Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 года № 498 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм.), и практически дословно, - в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм.) и в абз. 7 ст. 1 Закона Туркменистана от 8 октября 1993 г. № 891-Х11 «О валютном регулировании» (с изм.).
Кроме того, в Узбекистане единственным отличием от столь широко используемых на постсоветском пространстве формулировок является прямое указание на
международный характер валютных операций: «Валютные операции подразделяются на текущие международные операции и валютные операции, связанные с движением капитала» (ст. 6 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2003 г. № 556-11 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании (новая редакция)»).
При этом в указанных государствах используется практически единый (с минимальными вариациями) подход к отнесению тех ли иных операций к указанным двум видам. Так, в большинстве государств постсоветского пространства, к текущим валютным операциям относят:
- перевод в республику и из республики иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
- перевод в республику и из республики процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и другим операциям, связанным с движением капитала;
- переводы неторгового характера в республику и из республики, в том числе перевод сумм заработной платы, пенсий, алиментов, финансовой гуманитарной помощи, пожертвований, почтовых переводов и наследства, а также другие аналогичные операции.
Отметим, что, едва ли не ключевое при таком подходе понятие «неторговых операции» детализировано лишь в законодательстве Республики Беларусь. Но и там указанный перечень фактически носит открытый характер.
Наконец, отметим, что наименее конкретно перечень валютных операций такого вида сформулирован в законодательстве Туркменистана, согласно положениям которого валютные операции, связанные с движением капитала это: инвестиции, в том числе приобретение и продажа ценных бумаг; предоставление и получение кредитов; привлечение и размещение средств на счета и во вклады; любое перемещение через границу наличных средств и ценных бумаг.
Аналогичный современному российскому, субъектный подход при классификации валютных операций для целей установления конкретного режима валютного регулирования успешно используется на постсоветском пространстве только в Казахстане.
Примечательно, что в ряде государствах постсоветского пространства (Латвия, Эстония, Литва, Украина, Грузия, Молдова, Кыргызстан) политико-правовое и государственное строительство в которых, в основном, осуществляется по западному вектору, деление валютных операций на текущие операции и операции по движению капитала уже не используется, а национальное валютное законодательства характеризуется куда более свободным режимом перемещения иностранной валюты, нежели в Российской Федерации.
Между тем, нельзя не учитывать негативный опыт Кыргызстана, где в начале 1990-х годов осуществлялась либерализация валютного законодательства по западным образцам, увенчавшаяся принятием Закона Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте» от 5 июня 1995 г. № 6-1 (с изм.). Разработка указанного нормативного правового акта (как и в целом, правовая реформа), осуществлялась при самом активном участи американских экспертов, под методическим руководством Международного валютного фон-
да. Согласно положениям ст. 4 и 5 указанного закона были отменены, какие либо ограничения на перемещение иностранной валюты из-за границы и за границу, и в том числе на ввоз и вывоз валюты при условии ее декларирования в пунктах таможенного контроля. Так же, была установлена полная свобода обменных операций с иностранной и местной валютами. Указанные положения, как отмечают эксперты, наиболее рельефно проявили свой негативный потенциал и сыграли свою роль в ходе подготовки и проведения так называемой «тюльпановой революции» марта 2005 г.
Таким образом, возможно утверждать, что степень либеральности внутреннего валютного рынка и в целом, валютного законодательства страны, вопреки устоявшемуся представлению некоторых, не является, неким автоматическим показателем степени демократичности того или иного государства, универсальным мерилом развитости гражданского общества или либеральности политического режима. Неоспоримо, что государства с развитыми демократическими институтами и высоким уровнем развития конституционализма, которые в нашей стране условно принято называть обобщающим термином «западная цивилизация», как правило, характеризуются настолько либеральным валютным законодательством, что это позволяет отдельным исследователям утверждать, что «в США валютное регулирование отсутствует». При этом базовым идеологическим принципом такого законодательства указанных государств выступает стремление обеспечения свободы перемещения капитала как одной из высших либеральных ценностей. Развитие Интернет - технологий и процессы глобализации на первый взгляд этому позитивно способствует.
А правовым обеспечением такой свободы перемещения капиталов и выступает необходимость отказа от каких либо запретов и ограничений на перемещение иностранной валюты из-за границы и за границу, и в том числе на ввоз и вывоз валюты - так называемая «валютная прозрачность границ». Однако, в данном случае, как правило, упускается из виду центральное, важнейшее обстоятельство. Прозрачность «валютных границ» показана лишь государствам с сильной кредитно-денежной (финансовой) и правовой системами, имеющийся уровень конституционализма в которых к тому же позволяет правоохранительным органам и судебной системе в штатном режиме нивелировать известные «побочные эффекты» валютной свободы как то усложнение борьбы с отмыванием денежных средств, добытых преступным путем, коррупцией, и рядом других противоправных деяний.
Поэтому, сама по себе либерализация валютного законодательства не является прививкой демократии. Более, того, для слабого государственного организма (как мы убедились на приведенных выше примерах), такая «прививка», на фоне бурного развития Интернет
- технологий и информационных финансовых отношений, фактически не контролируемых национальными кредитно-денежными регуляторами, может нести существенный разрушительный ущерб. Например, если игроки международного рынка Интернет - платежей запустят для российских и других постсоветских пользователей системы предоставления кредитов в иностранной валюте через Интернет. Возможны и другие, еще более болезненные для национальных банковских систем сценарии...
Верным будет утверждать, что уровень либеральности валютной политики государства должен быть аде-
кватен степени развитости национальной экономики и финансового хозяйства, с одной стороны, а равно -степени развитости его правовой системы, с другой. Однако одним только совершенствованием национального финансового законодательства проблема не решается. Необходимо скорейшим образом укреплять национальные платежные системы, а возможно, ускорить решение вопроса об едином валютном пространстве с введением единой региональной валюты на территории если не всех, то большинства стран СНГ, а может быть и с участием Индии (с меньшей степенью вероятности, - Китая). Таким образом, национальная социально-экономическая политика должна строиться с учетом указанных выше новых вызовов, порождаемых глобализацией мировой финансовой системы.
Список литературы:
1. Тедеев А. А. Валютное право: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009.
2. Современное валютное законодательство государств СНГ. Выпуск 1. (Сборник нормативных правовых актов). - М.: МИИ - Наука, 2009.
3. Современное валютное законодательство государств СНГ. Выпуск 2. (Сборник нормативных правовых актов). - М.: МИИ - Наука, 2010.