сформированности и характера правосознания на качество его профессиональной деятельности.
Литература
1. Безносов, Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов вузов МВД РФ [Текст]/ Д.С. Безносов, Дисс. канд. психол.н..-СПб, 2004.
2. Васильев, B.JI. Юридическая психология. Учебник нового века [Текст]/
B.Л. Васильев. - СПб: Изд-во Питер. - 2000. - 624 с.
3. Гулевич, O.A. Теоретический анализ и опыт эмпирического исследования правосознания как системы социальных представлений о преступлении [Текст]// O.A. Гулевич, Мир психологии. - 1999. - №3. -
C. 120-131.
4. Ив л ев, Ю.Л. Нравственно-волевые детерминанты правового сознания [Текст]// Ю.Л. Ивлев, Известия ТРТУ. - 2006. - №14. - С. 56-61.
5. Методика правового воспитания учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/ Под руд. A.B. Мицкевича, В.М. Обухова. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.
6. Ратинов, А.Р. Структура и функции правового сознания [Текст] // А.Р. Ратинов, Проблемы социологии права. Вып. 1, Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.Б. Чяпас, А.И. Долговой и др. - Вильнюс, 1970. - С. 178-187.
7. Романов, В.В. Юридическая психология [Текст]/В.В. Романов//учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 488 с.
8. Соловьева, О.В. Современное правовое пространство: социально-психологические проблемы [Текст] // О.В. Соловьева, Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 2002. - С. 272-286.
9. Ярушкин, H.H. Правовая психология [Текст]/Н.Н. Ярушкин// учебное пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - 130 с.
Шарапов М.М.
Социально-экономическая эффективность государственной политики в области организации школьного питания
Качественное питание населения входит в сферу стратегических интересов страны. С 2005 года начата работа по достижению сбалансированного питания молодежи в России. Школьное питание стало первоочередным объектом в проведении этой реформы. После разработки программы модернизации школьного питания следующим этапом реформы стала реализация первых пилотных
проектов «Школьного питания» в пяти регионах России, рассчитанных на 2007-2010 годы.
Несбалансированное питание молодежи приводит к росту числа заболеваний и госпитализаций. По данным Центра социальных исследований при НИИ РАМН в РФ с 1992 по 1999 гг., удельный вес выпускников школ с хроническими заболеваниями увеличился более чем вдвое - с 30 до 65%. До 80% из них, по результатам медицинских показаний 2006 года, имеют ограничения при выборе будущих специальностей. По данным Минобороны РФ, около 90 тыс. подлежащих призыву не годны для службы в армии из-за дефицита веса. В семьях с низкими доходами дети недоедают практически наполовину от нормального рациона [1].
Одной из причин такой неудовлетворительной ситуации является слабый уровень организации школьного питания. По официальным данным Министерства образования и науки РФ, 30-40% учащихся не обеспечены горячим питанием, технологическое оборудование 70% школ достигло полного износа, в срочной замене нуждаются 5,5 тыс. школьных пищеблоков [2].
Система школьного питания не может быть эффективной, если департаменты общественного питания в 32 из 83 регионов страны обеспечивают школьные столовые продуктами менее чем на 70% от необходимых норм, качество этих продуктов, особенно мяса, признано не удовлетворительным. К началу 2007/ 2008 учебного года органы Роспотребнадзора не приняли в эксплуатацию 1,7 тыс. школ [2].
В России появилась одна из «непризнанных» глобальных проблем - по данным аналитического отдела Института питания РАМН, более 7 процентов российских детей в настоящее время страдают ожирением. Главная причина приобретенного ожирения является отсутствие сбалансированного питания молодежи. Если принять во внимание, что каждый школьник проводит по 8 часов шесть дней в неделю в школе, то улучшение питания в учебных заведениях способно значительно рационализировать питание детей, даже при отсутствии такового дома. Многогранность проблемы сбалансированного питания молодежи заключается в том, что это не только проблема людей с низким уровнем доходов, где наблюдается дефицит продуктов питания. В не менее важной степени это касается и обеспеченных семей с хорошим достатком. По данным ВЦИОМа, более 70% россиян не интересуются сбалансированностью как своего питания, так и питания членов своей семьи [3].
В настоящий период на одно из центральных мест неслучайно выходит проблема рациональности культуры потребления пищи. Условия, которые культивирует государство для распространения в стране опасной для здоровья пищи, приводят к ощутимому ухудшению состояния здоровья людей, вымыванию традиционной культуры потребления пищи. В целях решения основных проблем организации питания молодежи в качестве начального этапа Главный государственный врач РФ утвердил санитарно-эпидемиологические требования к организации питания учащихся школ и обучающихся в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Новые санитарные правила и нормы устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в общеобразовательных учреждениях. Данные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и обеспечением питания учащихся. В основу нового подхода к организации питания положены: требования к организации здорового питания и формированию меню, а также требования к организации обеспечения обучающихся горячим питанием. К первым относится исключение таких блюд, как торты, пирожные, чипсы, жевательные резинки и карамель из меню школ, колледжей и ПТУ Эта целевая мера направлена на оздоровление питания учащихся из всех социальных групп. Из образовательных учреждений должны быть убраны автоматы, продающие шоколад и газированную воду, которые были размещены до внедрения данных мер в каждой десятой школе. Подобные автоматы пользовались большим спросом в элитных школах с углубленным изучением различных предметов.
НИИ питания РАМН совместно с центром Госсанэпиднадзора для оптимизации горячего питания разработали новый рекомендуемый набор продуктов отдельно для детских садов и учащихся школ, колледжей и ПТУ. Специалисты пришли к выводу о необходимости расширения рациона за счет увеличения доли фруктов и овощей, включения молочных продуктов и мёда. Индикатором улучшения качества питания служит «Экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях», осуществляющийся в ряде областей и республик РФ.
В 14 регионах России, победивших в конкурсе 2007-го года, реализуются пилотные проекты совершенствования организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Суть программы состоит в создании комбинатов питания - фабрик, в которых обеды производят до полуготовности, расфасовывают в индивидуальные контейнеры и доставляют до школьных пищеблоков. Перед внедрением новой программы МУП Департамент продовольствия и социального питания города Казани провело исследование, по данным которого в ноябре-декабре 2006 года 30% образовательных учреждений не имеют оборудования, пригодного к работе по новым стандартам.
Мониторинг доставки обедов, произведенных на фабрике, их соответствия по весу, качеству и ассортименту не выявил существенных нарушений. Положительный результат внедрения новой системы организации школьного питания сказался на заметном сокращении затрат на персонал (в 4 раза). Если ранее фонд оплаты труда составлял более 190 тыс. руб. в месяц на 20 человек, то после внедрения начисления составляют 47,5 тыс. руб. на 5 человек. Более чем в два раза сократились эксплуатационные расходы, свыше 90% учреждений, работающих по системе «ланч бокс», ни разу не испытали проблем с доставкой
обедов, а десятая часть недополучили продукцию в результате неправильного расчета или несвоевременной подачи заявки.
В целях анализа эффективности системы питания «ланч бокс» необходимо проанализировать мнения учащихся и работников школ о новой системе питания в сравнении с традиционной.
Для исследования с выборочной совокупностью в 1000 человек нами были выбраны четыре школы: две специализированные с углубленным изучением различных предметов с разными подходами к организации питания и две обычные общеобразовательные школы в разных районах города аналогично с использованием системы «ланч бокс» и традиционным питанием. В опросе участвовало 760 учащихся 10-х и 11-х классов, а также 240 экспертов старшего возраста: учителя и работники школ. Первые три вопроса анкеты были направлены на определение пола, возраста, социального статуса респондента: ученик, учитель, родитель, работник школы. Следующие три вопроса характеризовали респондента с точки зрения уровня доходов его или его семьи. Замыкающие три вопроса характеризовали систему школьного питания по основным критериям: полезность, ассортимент, удовлетворенность. В конце анкеты респонденту предлагалось написать свои пожелания для оптимизации системы питания в школе.
По итогам исследования сделан однозначный вывод о неэффективности системы школьного питания с точки зрения удовлетворенности потребителя по всем четырем школам. Наивысший показатель по качеству блюд в целом 16,3% в элитной школе с системой питания «ланч бокс». Результат можно признать хорошим, если 90% людей, пользующихся услугами школьного питания, будут удовлетворены его качеством. Почти треть (27%) респондентов элитной школы с традиционным подходом к организации питания считают его полезным - это наивысший показатель среди всех школ. Самый низкий показатель 11% зафиксирован в общеобразовательной школе с инновационной системой питания «ланч бокс». В данной школе было так же наибольшее количество обращений по поводу подачи холодных супов и вторых блюд. Относительно диверсификации предлагаемых блюд 38% респондентов элитной школы с инновационной системой организации питания удовлетворены предлагаемым ассортиментом. Наименьший показатель зафиксирован в общеобразовательной школе с традиционной системой питания.
По данным картотек в школах за 2006-2008 учебные годы высока заболеваемость органов желуцочно-кишечного тракта у подростков от 14 до 17 лет, при этом более 50% в структуре заболеваний приходится на гастрит и дуоденит, что является следствием нерационального питания (еда всухомятку, разовый прием пищи, систематическое потребление газированных напитков и др.).
Заболеваемость подростков болезнями желудочно-кишечного тракта в исследуемых школах с каждым годом растет. При этом в школах с углубленным изучением предметов, но с разными подходами к организации питания заболеваемость подростков существенно ниже (на 12 и 17 процентов соответственно по отношению к общеобразовательным школам). Диетсестры в
этих школах склонны связывать это с целым рядом факторов, но одним из наиболее существенных считают отсутствие буфета как в самой школе, так и в ближайшем микрорайоне. Вместе с тем в двух других школах буфеты запретили только с выходом нового постановления.
Таким образом, можно констатировать общую неудовлетворенность системой школьного питания, так как менее трети респондентов дали положительные ответы по поводу качества и полезности блюд. Питание по системе «ланч бокс» опрошенные считают более разнообразным, что объясняется обновленным составом меню с более широким ассортиментом продуктов, поставляемых на комбинат питания. Удовлетворенность качеством питания косвенно зависит и от общего положения дел в школе, соблюдения трудовой дисциплины и удовлетворенности учащимися условиями получения знаний. Это подтверждается тем, что удовлетворенность по двум из трех критериев, оценивающих качество питания выше, в школе с традиционной системой организации питания. Однако все три показателя в школах с углубленным изучением предметов, работающих как по системе «ланч бокс», так и с применением классического подхода, оказались выше, чем в двух обычных общеобразовательных школах тоже с разными системами питания.
Для школ, где пища готовится на месте и используется система «ланч бокс», характерны следующие общие тенденции:
- учащиеся из семей с высоким достатком чаще отмечают недостаточное разнообразие питания в школах, особенно это характерно для школ с классической организацией питания (более 68%);
- эксперты более удовлетворены качеством питания, но не считают его полезным. Это можно объяснить тем, что они чаще покупают буфетную продукцию, при этом большая часть предложений заключается во введении в меню больше рыбных блюд, салатов, в обеспечении должного температурного режима подаваемых блюд. Последнее предложение характерно для всех школ, что свидетельствует о наличии проблемы подачи холодных блюд, причем новой системе питания так же пока не удалось решить эту задачу;
- опрошенные юноши высказали пожелание увеличить объем порций, установить «школьные ларьки» поблизости, что свидетельствует о недостаточности ассортимента предлагаемых блюд и слабой информированности респондентов о рациональном питании;
- каждое третье предложение по оптимизации системы питания включало организацию «шведского стола».
- преподавательский состав в большинстве своем (69%) удовлетворен качеством питания в школе, считает его полезным (64%), но не разнообразным (16%). Учителя считают необходимым организацию «шведского стола», снижения стоимости школьного питания.
Новая система школьного питания «ланч бокс», эффективная с экономической точки зрения, ещё не решила свою главную социальную задачу -улучшение качества питания школьников. Степень удовлетворенности качеством
питания при традиционной системе организации питания оказалась наивысшей - средний процент по трем основным критериям составил 22%. Следовательно, реформа не привела к повышению качества питания в школах и ПТУ.
В целом при организации контроля совета учредителей, родительской общественности, самих преподавательских и ученических коллективов за качеством приготовления пищи, традиционные школьные столовые могут составить конкуренцию централизованной системе подготовки школьного питания по системе «ланч - бокс». Аналогичные проекты по повышению качества школьного питания реализуются в 12 субъектах РФ. Например, в Ростовской области 19 млн. руб., выделенных из местного бюджета, направили на повышение квалификации шеф-поваров школьных столовых. Результатом явилось применение превентивных мер по воспитанию культуры рационального питания среди школьников: производство выпечки из ржаной муки, формирование уголка здорового питания, где на примере бутафорских изделий продемонстрированы негативные свойства столь любимых детьми газированных напитков, чипсов и т.п. Повар, который стоит на раздаче блюд, рассказывает о порядке приема пищи и значении правильного рациона для жизнедеятельности человека. Существенным достижением является улучшение выполнения санитарно-гигиенических требований за счет переоборудования и повышения квалификации. Однако одной из ключевых проблем, отмеченных в Ростовской области, впрочем, как и по всей России, продолжает оставаться низкая зарплата персонала и отсутствие возможности использовать продукты высокого качества для производства, так как на стоимость обеда государство в среднем выделяет от 16 до 20 руб.
Значительных успехов в области питания школьников достигли Финляндия и Швеция. В этих странах все учащиеся школ имеют право на бесплатное сбалансированное питание. Департамент образования имеет отдел организации питания, который несет всю ответственность за организацию питания, разработку рациона, взаимодействие с поставщиками продуктов. Штат данного отдела 1-3 человека в зависимости от количества охватываемых школ. Во всех школах свободный выбор блюд с учетом национальных традиций питания. За обедом дети берут любые из предложенных блюд, но при этом постоянно ведется работа по формированию их вкуса. В процессе выбора блюд их знакомят с правильным сочетанием продуктов, учат есть не спеша, показывают образцы правильного формирования обеда по компонентам и объему. Только в Хельсинки более 165 учебных заведений, и ежегодно из городского бюджета на питание учащихся выделяют около 20 млн. евро. Расходы на бесплатное питание составляют на одного ученика младшей школы - 1,65 евро, старшей - 1,9 евро, на ученика колледжа - 3,45 евро. Стоимость обеда для преподавателей - 3,9 евро. В школах обязательно наличие вегетарианского и диетического меню. Постоянно ведется статистика потребления продуктов рациона по возрастам и отдельно по юношам и девушкам. При организации питания такого уровня учащиеся получают в школе опыт правильного питания и культуры разумного потребления пищи, поэтому посещаемость столовых в этих странах наиболее высокая в мире - 100% [4].
Нами предлагаются следующие меры по повышению качества питания:
- необходимо перестроить систему ценностей и расстановки приоритетов в организации школьного питания. На данный момент питание детей организовано по принципу «питание с наименьшими затратами». Необходимо же организовать питание по принципу «качественное и доступное питание». Тем самым фактически признать питание детей, обучающихся в учреждениях, сферой национальных интересов, повысить себестоимость блюд за счет использования более качественных технологий приготовления и увеличить выход блюд.
-увеличить обеденное время, по оценкам самих учащихся и преподавателей вместо 20-ти положенных минут необходимо как минимум 30 минут.
- сделать блюда более привлекательными внешне. Оформление блюд зафиксировать в должностных инструкциях, чтобы дисциплинировать персонал;
- внедрить информационную программу по воспитанию культуры сбалансированного питания среди молодежи.
- взять на вооружение опыт организации бесплатного питания детей всех социальных групп населения, практикуемый в Финляндии и Швеции.
Одним из универсальных решений в данной ситуации автор видит в возможности предоставить профессионалам частного бизнеса занять нишу питания в учреждениях образования. Чтобы цены оставались доступными, государство должно создать благоприятные условия ведения бизнеса. Среди них:
- сохранение льготных тарифов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг;
- снижение или освобождение от ставки по ЕНВД на площадях подобного
рода.
В свою очередь необходимо допускать до участия в такой сфере только добросовестных, зарекомендовавших себя на рынке операторов, и ужесточить наказания за нарушения в области качества оказания услуг общественного питания вплоть до пожизненного лишения права заниматься подобным видом деятельности. Ещё одной превентивной мерой может служить введение дополнительных требований по оказанию сервиса, способствующего рациональному питанию, - обязательное приложение напитка в случае любой покупки и т.п. Социально-экономическим эффектом от реализации данных мер будет являться снижение затрат государства на содержание нерентабельных столовых в образовательных учреждениях, оптимизация организационной структуры менеджмента с приходом частного бизнеса и достижение высокого уровня спроса на производимую продукцию со стороны потребителей и развитие культуры рационального питания в обществе.
Литература
1. Ежегодный отчет Центра социальных исследований в Министерство
образования и науки РФ [Текст]// Российская газета, 2007. № 48.- С. 24.
ISNN 1029-3388
2. Чеснокова, E. Будущее школьников в «Ланч боксе» [Текст]// Е. Чеснокова.-Республика Татарстан, 2008. №4. - С. 5-6.
3. Галямова, A.B. Школьное питание будет полезным и вкусным [Текст]// A.B. Галямова, TATARINFORM.RU: ежедн. интернет изд. 2008. URL: http:// www.tatarinfonn.ru/ articles.html?id=l963789603.
4. Гекман, Е.В., Пивоваров, И.В. Социальное питание - ключевые проблемы: питание в школах [Текст]// Е.В. Гекман, Новости образования, 2009. №3. -С.7-8.
Юргина JI.A.
Дидактическое проектирование в структуре профессиональной
деятельности педагога
Рассматривая инвариантные стороны профессиональной деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, преобразовательную, коммуникативную, эстетическую, целостную, - М.С. Каган, B.C. Леднев и A.M. Новиков выделили в качестве ведущей в соответствии с природой человека преобразовательную деятельность. Эта деятельность направлена на изменение, преобразование окружающей действительности или на преобразование самого себя и может осуществляться в двух плоскостях - реально или идеально. В первом случае это действительное изменение материального бытия - природного, общественного, человеческого, т.е. практическая составляю-щая преобразовательной деятельности - практика. Во втором случае это предполагаемое и прогнозируемое изменение различных сторон действи-тельности, т.е. проектирующая составляющая преобразовательной деятельности - проектирование. Основная функция проектирования - обеспечить практику опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий [4, 6, 8]. Поэтому проектирование целесообразно задействовать для перевода педагогической практики на новые методологические основания, так как именно оно актуализирует творческий потенциал педагога в этом направлении.
Уточним исходные для нашего исследования понятия - «проектирование» и «педагогическое проектирование». Помимо базового общефилософского определения, согласно которому «проектирование есть процесс создания перспективно-предметного прообраза объекта» (от лат. projectus - выступающий вперед, выдающийся) [7], существует множество частных определений, выражающих различные стороны процесса проектирования: творческую, целевую, информационную, операционную и другие. Приведем некоторые определения и формулировки, появившиеся в последнее время: проектирование - это «принятие решений в условиях неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки» (М. Азимов); «моделирование предполагаемых действий до их осуществления» (П.Дж. Букер); «вдохновенный прыжок от фактов настоящего к