тельствуют о проблемах в реализации сетевого профильного обучения. Напротив, сеть способствует тому, чтобы старшеклассники с невысоким уровнем стартовых возможностей получили подготовку по необходимым предметам в рамках школы без дополнительных материальных затрат.
Социологический анализ результатов введения сетевой формы профильного обучения свидетельствует об эффективности данной формы профильного обучения. Сеть более успешно, по сравнению с несетевыми школами, справляется с задачей удовлетворения образовательных запросов старшеклассников, предоставляет возможности компенсировать стартовые различия, связанные с образовательным и материальным капиталом семьи.
Примечания
1. Например, см.: Бурдье П. Стратегии воспроизводства и способы господства // Социология социального пространства. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С. 97-120.
2. Чередниченко Г. А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 5-21.
3. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 // Официальные документы в образовании. 2002. № 27.
4. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. С. 21.
5. Зевина Д. Цель или средство // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 87-92.
6. Резник Ю. М. Введение в социальную теорию. Социальная системология. М., 2003. 528 с.
7. Подробнее о методике создания типологии см.: Озерова М. В., Павленко К. В. Модели образовательного поведения старшеклассников в условиях сетевой формы профильного обучения // Вестник Омского университета. Сер. «Социология». 2008. № 1-2. С. 104-113.
8. Градосельская Г. Образовательно-экономические стратегии населения // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 88-101.
УДК 316.334.2
М. М. Шарипоб
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ «ЛАНЧ БОКС»: ПРОБЛЕМЫ, УСПЕХИ
Проанализирована экспериментальная система школьного питания. Определена социальная роль школьного питания и раскрыты его последствия для физического и интеллектуального развития учащихся. Приводятся данные анкетного опроса учащихся и экспертов. Сделан сравнительный анализ инновационной и традиционной систем школьного питания.
The experimental system of school food service is been analyzed. Social role of school food service is determined its influence on physical and intellectual development of students. An application figure is also produced for students and experts with purpose conclusions. Analysis of tradition and innovation school food service systems is been done.
Ключевые слова: система «ланч бокс», качество питания, школьное питание.
Keywords: "Lunch box" system, quality of food, school food service.
Качественное питание населения входит в сферу стратегических интересов страны. С 2005 г. начата работа по достижению сбалансированного питания молодежи в России. Школьное питание стало первоочередным объектом в проведении этой реформы. После разработки программы модернизации школьного питания следующим этапом реформы стала реализация первых пилотных проектов «Школьного питания» в пяти регионах России, рассчитанных на 2007-2010 гг.
Несбалансированное питание молодежи приводит к росту числа заболеваний и госпитализаций. По данным Центра социальных исследований при НИИ РАМН в РФ с 1992 по 1999 г., удельный вес выпускников школ с хроническими заболеваниями увеличился более чем вдвое - с 30 до 65%. До 80% из них, по результатам медицинских показаний 2006 г., имеют ограничения при выборе будущих специальностей. По данным Минобороны РФ, около 90 тыс. подлежащих призыву не годны для службы в армии из-за дефицита веса. В семьях с низкими доходами дети недоедают практически наполовину от нормального рациона [1].
Одной из причин такой неудовлетворительной ситуации является слабый уровень организации школьного питания. По официальным данным Министерства образования и науки РФ, 3040% учащихся не обеспечены горячим питанием, технологическое оборудование 70% школ достиг-
© Шарипов М. М., 2010
ло полного износа, в срочной замене нуждаются 5,5 тыс. школьных пищеблоков [2].
Система школьного питания не может быть эффективной, если департаменты общественного питания в 32 из 89 регионов страны обеспечивают школьные столовые продуктами менее чем на 70% от необходимых норм, качество этих продуктов, особенно мяса, признано неудовлетворительным. К началу 2007-2008 учебного года органы Роспотребнадзора не приняли в эксплуатацию 1,7 тыс. школ [3].
В России появилась одна из «непризнанных» глобальных проблем - по данным аналитического отдела Института питания РАМН, более 7% российских детей в настоящее время страдают ожирением. Главной причиной приобретенного ожирения является отсутствие сбалансированного питания молодежи. Если принять во внимание, что каждый школьник проводит по 8 часов шесть дней в неделю в школе, то улучшение питания в учебных заведениях способно значительно рационализировать питание детей, даже при отсутствии такового дома.
Многогранность проблемы сбалансированного питания молодежи заключается в том, что это не только проблема людей с низким уровнем доходов, где наблюдается дефицит продуктов питания, это касается и обеспеченных семей с хорошим достатком. По данным ВЦИОМа, более 70% россиян не интересуются сбалансированностью как своего питания, так и питания членов своей семьи [4].
В настоящий период на одно из центральных мест не случайно выходит проблема рациональности, культуры потребления пищи. Условия, которые культивирует государство для распространения в стране опасной для здоровья пищи, приводят к ощутимому ухудшению состояния здоровья людей, «вымыванию» традиционной культуры потребления пищи.
В целях решения основных проблем организации питания молодежи в качестве начального этапа Главный государственный врач РФ утвердил санитарно-эпидемиологические требования к организации питания учащихся школ и обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Новые санитарные правила и нормы устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в общеобразовательных учреждениях. Данные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и обеспечением питания учащихся. В основу нового подхода к организации питания положены: требования к организации здорового питания и формированию меню, а
также требования к организации обеспечения обучающихся горячим питанием.
К первым относится исключение таких блюд, как торты, пирожные, чипсы, жевательные резинки и карамель, из меню школ, колледжей и ПТУ. Эта целевая мера направлена на оздоровление питания учащихся всех социальных групп. Из образовательных учреждений должны быть убраны автоматы, продающие шоколад и газированную воду, которые были размещены до внедрения данных мер в каждой десятой школе. Подобные автоматы пользовались большим спросом в элитных школах с углубленным изучением различных предметов.
НИИ питания РАМН совместно с центром Госсанэпиднадзора для оптимизации горячего питания разработали новый рекомендуемый набор продуктов отдельно для детских садов и учащихся школ, колледжей и ПТУ. Специалисты пришли к выводу о необходимости расширения рациона за счет увеличения доли фруктов и овощей, включения молочных продуктов и мёда. Индикатором улучшения качества питания служит «Экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях», осуществляющийся в ряде областей и республик РФ.
В 14 регионах России, победивших в конкурсе 2007 г., реализуются пилотные проекты совершенствования организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Казань в этом конкурсе заняла первое место. Суть программы состоит в создании комбинатов питания - фабрик, в которых обеды производят до полуготовности, расфасовывают в индивидуальные контейнеры и доставляют до школьных пищеблоков. Перед внедрением новой программы МУП Департамент продовольствия и социального питания города Казани провел исследование, по данным которого в ноябре - декабре 2006 г. 30% образовательных учреждений не имеют оборудования, пригодного к работе по новым стандартам.
Мониторинг доставки обедов, произведенных на фабрике, их соответствия по весу, качеству и ассортименту, не выявил существенных нарушений. Положительный результат внедрения новой системы организации школьного питания сказался на заметном сокращении затрат на персонал (в 4 раза). Если ранее фонд оплаты труда составлял более 190 тыс. р. в месяц на 20 человек, то после внедрения начисления составляют 47,5 тыс. р. на 5 человек. Более чем в два раза сократились эксплуатационные расходы, свыше 90% учреждений, работающих по системе «ланч бокс», ни разу не испытали проблем с доставкой обедов, а десятая часть недополучила продукцию в резуль-
тате неправильного расчета или несвоевременной подачи заявки.
В целях анализа эффективности системы питания «ланч бокс» необходимо проанализировать мнения учащихся и работников школ о новой системе питания в сравнении с традиционной.
Для исследования с выборочной совокупностью в 1000 человек нами были выбраны четыре школы: две специализированные, с углубленным изучением различных предметов, с разными подходами к организации питания, две обычные общеобразовательные школы в разных районах города аналогично с использованием системы «ланч бокс» и традиционным питанием.
В опросе участвовало 760 учащихся 10-х, 11-х классов и 240 экспертов старшего возраста учителя и работники школ. Первые три вопроса анкеты были направлены на определение пола, возраста, социального статуса респондента: ученик, учитель, родитель, работник школы. Следующие три вопроса характеризовали респондента с точки зрения уровня доходов его или его семьи. Замыкающие три вопроса характеризовали систему школьного питания по основным критериям: полезность, ассортимент, удовлетворенность. В конце анкеты респонденту предлагалось написать свои пожелания для оптимизации системы питания в школе.
По итогам исследования сделан однозначный вывод о неэффективности системы школьного питания с точки зрения удовлетворенности его потребителя по всем четырем школам. Наивысший показатель - 16,3% в элитной школе с системой питания «ланч бокс». Результат можно признать хорошим, если 90% людей, пользующихся услугами школьного питания, будут удовлетворены его качеством. Почти треть (27%) респондентов элитной школы с традиционным подходом к организации питания считают его полезным - это наивысший показатель среди всех школ. Самый низкий показатель - 11%- зафиксирован в общеобразовательной школе с инновационной системой питания «ланч бокс». В данной школе было также наибольшее количество обращений по поводу подачи холодных супов и вторых блюд. Относительно диверсификации предлагаемых блюд 38% респондентов элитной школы с инновационной системой организации питания удовлетворены предлагаемым ассортиментом. Наименьший показатель зафиксирован в общеобразовательной школе с традиционной системой питания.
По данным картотек в школах за 20062008 учебные годы, высока заболеваемость органов желудочно-кишечного тракта у подростков от 14 до 17 лет, при этом более 50% в структуре заболеваний приходится на гастрит и дуоденит, что является следствием нерационально-
го питания (еда всухомятку, разовый прием пищи, систематическое потребление газированных напитков и др.).
Заболеваемость подростков болезнями желудочно-кишечного тракта в исследуемых школах с каждым годом растет. При этом в школах с углубленным изучением предметов, но с разными подходами к организации питания заболеваемость подростков существенно ниже (на 12 и 17% соответственно по отношению к общеобразовательным школам). Диетсестры в этих школах склонны связывать это с целым рядом факторов, но одним из наиболее существенных считают отсутствие буфета как в самой школе, так и в ближайшем микрорайоне. Вместе с тем в двух других школах буфеты запретили только с выходом нового постановления.
Таким образом, можно констатировать общую неудовлетворенность системой школьного питания, так как менее трети респондентов дали положительные ответы по поводу качества и полезности блюд. Питание по системе «ланч бокс» опрошенные считают более разнообразным, что объясняется обновленным составом меню с более широким ассортиментом продуктов, поставляемых на комбинат питания. Удовлетворенность качеством питания зависит не от способа приготовления пищи, а от общего положения дел в школе и удовлетворенности учащимися условиями получения знаний. Это подтверждается тем, что удовлетворенность по двум из трех критериев, оценивающих качество питания, выше в школе с традиционной системой организации питания. Однако все три показателя в школах с углубленным изучением предметов, работающих как по системе «ланч бокс», так и с применением классического подхода, оказались выше, чем в двух обычных общеобразовательных школах тоже с разными системами питания.
Для школ, где пища готовится на месте и используется система «ланч бокс», характерны следующие общие тенденции:
- учащиеся из семей с высоким достатком чаще отмечают недостаточное разнообразие питания в школах, особенно это характерно для школ с классической организацией питания (более 68%);
- эксперты более удовлетворены качеством питания, но не считают его полезным. Это можно объяснить тем, что ученики чаще покупают буфетную продукцию, при этом большая часть предложений заключается в введении в меню больше рыбных блюд, салатов, в обеспечении должного температурного режима подаваемых блюд. Последнее предложение характерно для всех школ, что свидетельствует о наличии проблемы подачи холодных блюд, причем новой системе питания также пока не удалось решить эту задачу;
- опрошенные юноши высказали пожелание увеличить объем порций, установить «школьные ларьки» поблизости, что свидетельствует о недостаточности ассортимента предлагаемых блюд и слабой информированности респондентов о рациональном питании;
- каждое третье предложение по оптимизации системы питания включало организацию «шведского стола»;
- преподавательский состав в большинстве своем (69%) удовлетворен качеством питания в школе, считает его полезным (64%), но не разнообразным (16%). Учителя считают необходимым организацию «шведского стола», снижение стоимости школьного питания.
Новая система школьного питания «ланч бокс» эффективна с экономической точки зрения, но ещё не решила свою главную социальную задачу - улучшение качества питания школьников. Степень удовлетворенности качеством питания при традиционной системе организации питания оказалась наивысшей - средний процент по трем основным критериям составил 22%. Следовательно, реформа не привела к повышению качества питания в школах и ПТУ.
В целом при организации контроля совета учредителей, родительской общественности, самих преподавательских и ученических коллективов за качеством приготовления пищи традиционные школьные столовые могут составить конкуренцию централизованной системе подготовки школьного питания по системе «ланч бокс».
Аналогичные проекты по повышению качества школьного питания реализуются в 12 субъектах РФ. Например, в Ростовской области 19 млн р. выделенных из местного бюджета, направили на повышение квалификации шеф-поваров школьных столовых. Результатом явилось применение превентивных мер по воспитанию культуры рационального питания среди школьников: производство выпечки из ржаной муки, формирование уголка здорового питания, где на примере бутафорских изделий продемонстрированы негативные свойства столь любимых детьми газированных напитков, чипсов и т. п. Повар, который стоит на раздаче блюд, рассказывает о порядке приема пищи и значении правильного рациона для жизнедеятельности человека. Существенным достижением является улучшение выполнения санитарно-гигиенических требований за счет переоборудования и повышения квалификации. Однако одной из ключевых проблем, отмеченных в Ростовской области, впрочем, как и по всей России, продолжает оставаться низкая зарплата персонала и отсутствие возможности использовать продукты высокого качества для производства, так как на стоимость обеда государство в среднем выделяет от 16 до 20 р.
Значительных успехов в области питания школьников достигли Финляндия и Швеция. В этих странах все учащиеся школ имеют право на бесплатное сбалансированное питание. Департамент образования имеет отдел организации питания, который несет всю ответственность за организацию питания, разработку рациона, взаимодействие с поставщиками продуктов. Штат данного отдела - 1-3 человека в зависимости от количества охватываемых школ. Во всех школах -свободный выбор блюд с учетом национальных традиций питания. За обедом дети берут любые из предложенных блюд, но при этом постоянно ведется работа по формированию их вкуса. В процессе выбора блюд их знакомят с правильным сочетанием продуктов, учат есть не спеша, показывают образцы правильного формирования обеда по компонентам и объему. Только в Хельсинки более 165 учебных заведений, и ежегодно из городского бюджета на питание учащихся выделяют около 20 млн евро. Расходы на бесплатное питание составляют на одного ученика младшей школы 1,65 евро, старшей - 1,9 евро, на ученика колледжа - 3,45 евро. Стоимость обеда для преподавателей - 3,9 евро. В школах обязательно наличие вегетарианского и диетического меню. Постоянно ведется статистика потребления продуктов рациона по возрастам и отдельно по юношам и девушкам. При организации питания такого уровня учащиеся получают в школе опыт правильного питания и культуры разумного потребления пищи, поэтому посещаемость столовых в этих странах наиболее высокая в мире, составляет 100% [5].
Нами предлагаются следующие меры по повышению качества питания:
- необходимо перестроить систему ценностей и расстановки приоритетов в организации школьного питания. На данный момент питание детей организовано по принципу «питание с наименьшими затратами». Необходимо же организовать питание по принципу «качественное и доступное питание». Тем самым фактически признать питание детей, обучающихся в учреждениях, сферой национальных интересов, повысить себестоимость блюд за счет использования более качественных технологий приготовления и увеличить выход блюд;
- увеличить обеденное время - вместо 20 положенных минут необходимо как минимум 30 минут;
- сделать блюда более привлекательными внешне. Оформление блюд зафиксировать в должностных инструкциях, чтобы дисциплинировать персонал;
- внедрить информационную программу по воспитанию культуры сбалансированного питания среди молодежи;
- взять на вооружение опыт организации бесплатного питания детей всех социальных групп населения, практикуемый в Финляндии и Швеции. Одно из универсальных решений в данной ситуации автор видит в возможности предоставить профессионалам частного бизнеса занять нишу питания в учреждениях образования. Чтобы цены оставались доступными, государство должно создать благоприятные условия ведения бизнеса. Среди них:
- сохранение льготных тарифов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг;
- снижение или освобождение от ставки по ЕНВД на площадях подобного рода.
В свою очередь, необходимо допускать до участия в такой сфере только добросовестных, зарекомендовавших себя на рынке операторов и ужесточить наказания за нарушения в области качества оказания услуг общественного питания вплоть до пожизненного лишения права заниматься подобным видом деятельности. Ещё одной превентивной мерой может служить введение дополнительных требований по оказанию сервиса, способствующего рациональному питанию (обязательное приложение напитка в случае любой покупки и т. п.). Социально-экономическим эффектом от реализации данных мер будет являться снижение затрат государства на содержание нерентабельных столовых в образовательных учреждениях, оптимизация организационной структуры менеджмента с приходом частного бизнеса и достижение высокого уровня спроса на производимую продукцию со стороны потребителей и развитие культуры рационального питания в обществе.
Примечания
1. Ежегодный отчет Центра социальных исследований в Министерство образования и науки РФ // Российская газета. 2007. № 48. С. 24.
2. Чеснокова Е. Будущее школьников в «Ланч боксе» // Республика Татарстан. 2008. Вып. 3-4. С. 5-6.
3. Там же.
4. Галямова А. В. Школьное питание будет полезным и вкусным // TATARINFORM.RU: ежедн. интернет изд. 2008. URL: http://www.tatarinform.ru/ articles.html?id=1963789603 (дата обращения 27.04.2009).
5. Гекман Е. В., Пивоваров И. В. Социальное питание - ключевые проблемы: питание в школах // Новости образования. 2009. № 3. С. 7.
УДК 316
Т. Н. Иванова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
В статье автор рассматривает процесс профессионального становления студента-гуманитария в Тольяттинском государственном университете и проблемы развития профессиональных устремлений молодежи. Раскрывается проблема выбора гуманитарных профессий среди молодежи и процесс профессионального обучения.
The article deals with the process of professional formation of student-humanist at Togliatti state university and problems of development of professional aspirations of youth. It is disclosed the problem of choice of professions pertaining to the humanities among the young people and process of professional education.
Ключевые слова: труд, профессии, генезис, руководство, молодые люди.
Keywords: labor, vocation, genesis, guidance, young people.
К объективным условиям выбора профессии относятся процессы, протекающие в мире: общественное устройство, этнокультурные стереотипы современного этапа социального процесса, система социальных норм и ценностей, изменения в видах и формах трудовой деятельности, перечень профессий и их престиж в общественном мнении, демографические процессы, региональные особенности территории, национальный состав общества, поселенческая структура.
В октябре 2008 г. кафедрой социологии Толь-яттинского государственного университета было проведено социологическое исследование по проблемам развития гуманитарного образования.
С учетом условий современного российского общества огромное значение имеет выбор направления и специализации профессиональной деятельности каждого человека. Как следствие, очень важен выбор учебного заведения, что усиливает конкуренцию на рынке образовательных услуг.
В процессе исследования выявлялись факторы, влияющие на принятие решения о получении гуманитарного образования.
Объектом исследования были студенты (обоих полов) Гуманитарного института Тольяттин-ского государственного университета, обучающиеся на следующих специальностях: социология,
© Иванова Т. Н., 2010