Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ВЫПУСКНИК / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

Представленная статья посвящена актуальной проблеме социально-экологического образования в системе высшего педагогического образования с позиций его содержательного наполнения и определения образовательных результатов. Процесс социально-экологического образования ориентирован на формирование у выпускника вуза системы компетенций, позволяющих ему решать профессиональные задачи не только четкой предметной ориентации, но и те из них, что связаны с универсальными характеристиками, в частности, социально-экологической направленности. Целью статьи является обоснование компонентного состава и содержательного наполнения такой интегративной характеристики выпускника педагогического вуза, как социально-экологическая компетентность. Степень научной проработанности проблемы формирования социально-экологической компетентности выпускника вуза позволяет определять ее как некую интегративную характеристику, базирующуюся на ценностно-мировоззренческой основе. Выпускник, обладающий сформированной социально-экологической компетентностью, характеризуется системностью знаний, сформированностью ориентировочной и деятельностной структуры, а также субъектной позицией относительно решения проблем, связанных с охраной окружающей среды, а также принятием последствий своих решений. Исследования О. С. Анисимова, Д. С. Ермакова, С. В. Алексеева, Т. А. Орешкиной, С. Н. Глазачева, А. И. Субетто, О. А. Нечаевой, О. Е. Перфиловой, Е. Н. Чеканушкиной, Е. Г. Шароновой и других позволяют определить структуру социально-экологической компетентности будущего педагога с позиций системности и интегративности, где каждый из выделенных компонентов не может существовать вне связи с другими. Разность подходов в словесном обозначении компонентов не препятствует выделению их содержательной общности в виде совокупности мотивационного, ценностного, когнитивного, практического компонентов. Теоретическая значимость статьи состоит в обобщении и анализе сложившихся на сегодняшний день взглядов зарубежных и отечественных ученых относительно содержательного наполнения социально-экологической компетентности. Взяв за основу имеющиеся научные разработки, автор выделяет в качестве ключевой характеристики готовности к решению профессиональных задач социально-экологическое образование. С позиций аксиологического, компетентностного и междисциплинарного подходов обоснован авторский взгляд на проблему определения сущности компонентного наполнения социально-экологической компетентности выпускника вуза в виде мотивационно-ценностного, когнитивного, ориентировочно-рефлексивного и деятельностного компонентов, что составляет научную ценность статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECOLOGICAL COMPETENCE AS A UNIVERSAL INTEGRATIVE CHARACTERISTIC OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATE

The presented article is devoted to the urgent problem of socio-ecological education in the system of higher pedagogical education from the viewpoint of its content and determination of educational results. The process of socio-ecological education is focused on the formation of a system of competences in a university graduate, allowing him/her to solve professional problems not only with a clear subject orientation, but also those that are associated with universal characteristics, in particular, in social and environmental spheres. The purpose of the article is to justify the component structure and the essence of such an integrative characteristic of a pedagogical university graduate as socio-ecological competence. The degree of scientific elaboration of the problem of socio-ecological competence formation among university graduates allows us to define it as a certain integrative characteristic based on a value-ideological foundation. A graduate who has gained socio-ecological competence is characterized by systemic knowledge, formed philosophical and professional ideas, as well as a subjective position regarding the solution of problems related to environmental protection and the responsibility for the consequences of personal decisions. The works of O.S. Anisimov, D.S. Ermakov, S.V. Alekseev, T.A. Oreshkina, S.N. Glazachev, A.I. Subetto, O.A. Nechaeva, O.E. Perfilova, E.N. Chekanushkina, E.G. Sharonova and other scientists allow us to define the structure of the socio-ecological competence of the future teacher from the standpoint of systematicity and integration, where each of the selected components cannot exist without relation with others. The difference in the verbal designation of the components does not prevent the allocation of their meaningful commonality in the form of a combination of motivational, value, cognitive, practical components. The theoretical significance of the article lies in the generalization and analysis of the current views of foreign and domestic scientists regarding the content of social and environmental competence. The scientific value of the article is in substantiating the author’s view on the problem of determining the essence of the component content of the social and environmental competence of a university graduate in the form of motivational-value, cognitive, orienting-reflexive and activity components from the standpoint of axiological, competency-based and interdisciplinary approaches.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231049 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11049 УДК 378.147

Социально-экологическая компетентность как универсальная интегративная характеристика выпускника педагогического вуза

Socio-ecological competence as a universal integrative characteristic of a pedagogical university graduate

Автор статьи

Author of the article

Толмачева Вера Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Российская Федерация [email protected] ОКСЮ: 0000-0003-0557-6378

Vera V. Tolmacheva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-0557-6378

Конфликт интересов

I

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Толмачева В. В. Социально-экологическая компетентность как универсальная интегративная характеристика выпускника педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. -№ 06. - С. 79-90. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231049.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11049

V. V. Tolmacheva, Socio-ecological competence as a universal integrative characteristic of a pedagogical university graduate // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 06. - P. 79-90. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231049.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2023-11049

Поступила в редакцию Received 24.04.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.05.23

Принята к публикации Accepted for publication 20.05.23 Опубликована Published 30.06.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Толмачева В. В., 2023

Аннотация

I

Abstract

L

Представленная статья посвящена актуальной проблеме социально-экологического образования в системе высшего педагогического образования с позиций его содержательного наполнения и определения образовательных результатов. Процесс социально-экологического образования ориентирован на формирование у выпускника вуза системы компетенций, позволяющих ему решать профессиональные задачи не только четкой предметной ориентации, но и те из них, что связаны с универсальными характеристиками, в частности, социально-экологической направленности. Целью статьи является обоснование компонентного состава и содержательного наполнения такой интегративной характеристики выпускника педагогического вуза, как социально-экологическая компетентность. Степень научной проработанности проблемы формирования социально-экологической компетентности выпускника вуза позволяет определять ее как некую интегративную характеристику, базирующуюся на ценностно-мировоззренческой основе. Выпускник, обладающий сформированной социально-экологической компетентностью, характеризуется системностью знаний, сформированностью ориентировочной и деятельностной структуры, а также субъектной позицией относительно решения проблем, связанных с охраной окружающей среды, а также принятием последствий своих решений. Исследования О. С. Анисимова, Д. С. Ермакова, С. В. Алексеева, Т. А. Ореш-киной, С. Н. Глазачева, А. И. Субетто, О. А. Нечаевой, О. Е. Перфиловой, Е. Н. Чеканушкиной, Е. Г. Шароновой и других позволяют определить структуру социально-экологической компетентности будущего педагога с позиций системности и интегративности, где каждый из выделенных компонентов не может существовать вне связи с другими. Разность подходов в словесном обозначении компонентов не препятствует выделению их содержательной общности в виде совокупности моти-вационного, ценностного, когнитивного, практического компонентов. Теоретическая значимость статьи состоит в обобщении и анализе сложившихся на сегодняшний день взглядов зарубежных и отечественных ученых относительно содержательного наполнения социально-экологической компетентности. Взяв за основу имеющиеся научные разработки, автор выделяет в качестве ключевой характеристики готовности к решению профессиональных задач социально-экологическое образование. С позиций аксиологического, компетентност-ного и междисциплинарного подходов обоснован авторский взгляд на проблему определения сущности компонентного наполнения социально-экологической компетентности выпускника вуза в виде мотивационно-ценностного, когнитивного, ориентировочно-рефлексивного и деятельностного компонентов, что составляет научную ценность статьи.

The presented article is devoted to the urgent problem of socio-ecological education in the system of higher pedagogical education from the viewpoint of its content and determination of educational results. The process of so-do-ecological education is focused on the formation of a system of competences in a university graduate, allowing him/her to solve professional problems not only with a clear subject orientation, but also those that are associated with universal characteristics, in particular, in social and environmental spheres. The purpose of the article is to justify the component structure and the essence of such an integrative characteristic of a pedagogical university graduate as socio-ecological competence. The degree of scientific elaboration of the problem of socio-eco-logical competence formation among university graduates allows us to define it as a certain integrative characteristic based on a value-ideological foundation. A graduate who has gained socio-ecological competence is characterized by systemic knowledge, formed philosophical and professional ideas, as well as a subjective position regarding the solution of problems related to environmental protection and the responsibility for the consequences of personal decisions. The works of O.S. Anisi-mov, D.S. Ermakov, S.V. Alekseev, T.A. Oreshkina, S.N. Glazachev, A.I. Subetto, O.A. Nechaeva, O.E. Perfilova, E.N. Chekanushkina, E.G. Sharonova and other scientists allow us to define the structure of the socio-ecological competence of the future teacher from the standpoint of systematicity and integration, where each of the selected components cannot exist without relation with others. The difference in the verbal designation of the components does not prevent the allocation of their meaningful commonality in the form of a combination of motivational, value, cognitive, practical components. The theoretical significance of the article lies in the generalization and analysis of the current views of foreign and domestic scientists regarding the content of social and environmental competence. The scientific value of the article is in substantiating the author's view on the problem of determining the essence of the component content of the social and environmental competence of a university graduate in the form of motivational-value, cognitive, ori-enting-reflexive and activity components from the standpoint of axiological, competency-based and interdisciplinary approaches.

Ключевые слова

I

Key words

I

профессиональная подготовка, социально-экологическое образование, компетентность, социально-экологическая компетентность, будущий педагог, выпускник, высшая школа

professional training, socio-ecological education, competence, socio-ecological competence, future teacher, graduate, higher school

Благодарности

Acknowledgements

Автор выражает благодарность научному консультанту Зое Ивановне Тюмасевой, д. п. н., профессору, заведующей кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» за ценные советы при проведении исследования и оформлении данной статьи.

The author expresses her gratitude to the scientific consultant Zoya I. Tyumaseva, PhD, Professor, Head of the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines at South-Ural State Pedagogical University for valuable advice during the research and the work on this article.

Введение / Introduction

Курс на достижение устойчивого развития, заданный мировым сообществом еще в конце XX века, обусловил зарождение нового взгляда на поиск решения современных экологических проблем. Образование, будучи одним из векторов решения проблем экологического характера для устойчивого развития, все чаще обращается к такой интегра-тивной характеристике, как социально-экологическая компетентность, выступающей в качестве своеобразного ответа на все увеличивающиеся экологические и социальные вызовы времени. Во многом это определило включение в состав образовательных результатов федеральных государственных образовательных стандартов универсальной компетенции, в содержании которой ярко прослеживается вектор интеграции экологического и социального компонентов, т. е. впервые проблемы экологического характера напрямую связаны с социальными процессами во имя достижения цели устойчивого развития общества («...создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества.». УК-8).

А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская определяют процесс формирования компетентности с позиций одновременного формирования новообразований психики человека в совокупности с системой личностных качеств будущего педагога. В их число входит система профессиональных знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, владение технологиями профессиональной деятельности. Кроме того, принципиально важное значение приобретает эмоционально-волевая сфера, сфера саморегуляции, а также система профессионального самосознания [1].

Опора на компетентностный подход, лежащий в основе всего процесса профессионального образования, позволила С. Н. Глазачеву и В. И. Косоножкину определить в качестве образовательных результатов по итогу изучения дисциплин социально-экологического блока следующие характеристики [2]:

- сформированная система знаний о пределах социально-экономического развития общества и обусловленности причин современного экологического кризиса;

- сформированные умения, включающие в себя способность выстраивать свою деятельность на основе принципа ответственности за окружающую природную среду и осознания ее универсальной ценности; видеть прекрасное, способность воспринимать величие и красоту природной среды; оценивать текущие шаги и прогнозировать последствия своей деятельности;

- сформированные навыки природосообразной деятельности и рационального поведения в природной среде;

- сформированные эмоции и мотивы: эмоционально-чувственное восприятие угрозы разрушения или уничтожения природных объектов; потребность в общении с природой и ее объектами и т. д.

Обзор литературы / Literature review

Универсальный характер социально-экологической компетентности признается многими научными школами как в нашей стране, так и за рубежом. Так, Б. Девалл подчеркивал, что экологическая компетентность появилась в конце прошлого столетия, что было связано с вопросами, разрабатываемыми глубинной экологией, рассматривающей экологический кризис как результат отчужденного сознания и ценностей, а также ограниченной Я-концепции человека [3].

Акцент на значимости формирования социально-экологической компетентности позволил обществу, с точки зрения К. Мерчанта [4], последовательно перейти с позиции эгоцентричности, затем антропоцентричности к экоцентричности человека, что приближает общество к состоянию устойчивого развития.

Анализируя существующие исследования, выделим наиболее существенные характеристики социально-экологической компетентности:

1. Социально-экологическая компетентность рассматривается прежде всего в качестве определенной личностной характеристики. В своих исследованиях О. Е. Пер-филова [5] определяет ее как личностный феномен, О. А. Нечаева [6] рассматривает в качестве личностного новообразования, а Е. Г. Шаронова [7] - как готовность к социально-экологической деятельности и т. д.

2. Социально-экологическая компетентность, согласно результатам исследований Е. Н. Чеканушкиной [8] и других, имеет под собой определенную мировоззренческую и ценностную основу. При решении проблем, связанных с охраной окружающей среды, педагог, обладающий социально-экологической компетентностью, проявляет субъектную позицию в их решении и несет социальную ответственность за полученные результаты. Близкую позицию мы находим в трудах М. Санчеса [9], утверждавшего, что социально-экологическая компетентность базируется на проэкологи-ческом мировоззрении, поведении, осознании субъектом социальной установки.

3. Социально-экологическая компетентность направляет внимание личности на ценности внутреннего богатства и права нечеловеческой природы, ценность человечества как части природы, что проявляется, как отмечает П. Уайт [10], прежде всего в эмпатийном плане.

Структурно социально-экологическая компетентность состоит из двух базовых компонентов: социального и экологического.

Приоритетность социальной составляющей социально-экологической компетентности, как отмечает О. С. Анисимов [11] и другие, обусловлена идеей внедрения экогуманитарной образовательной парадигмы, а также актуальностью глубокого осмысления своевременности экогуманитарной коррекции современной культуры. Это, согласно позиции С. Н. Глазачева, позволяет интегрировать имеющийся потенциал и современные научные разработки в процесс подготовки профессионалов, прежде всего, для развития природосообразных профессиональных ориентиров [12].

Б. Г. Ананьев [13] определяет социальную компетентность в качестве непосредственной составляющей и базиса такого процесса, как социализация личности. Социальная компетентность проявляется как некая совокупность характеристик человека, обусловливающая, с точки зрения С. З. Гончарова [14], активность и эффективность его действий в социальном контексте; системное образование, определяющее успешность человека в процессе жизнедеятельности. Г. И. Марасанов [15] определяет социальную компетентность как некий психологический результат развития в личностном, когнитивном, поведенческом и мотивационно-ценностном ракурсах.

Определяя социальную компетентность, С. С. Кашлев [16] акцентирует внимание на совокупности качеств личности, ее способностей, системы знаний, позволяющих интегрироваться в общество посредством реализации различных социальных ролей. Готовность личности к адаптационным процессам, эффективному поведению, сотрудничеству в различных ситуациях как отличительную характеристику социальной компетентности подчеркивает А. И. Субетто [17]. Кроме того, социальная компетентность, в силу своей интегративной природы, позволяет личности выступать субъектом во взаимодействии с окружающими, достигать успеха в решении проблемных ситуаций, в том числе экологического характера [18].

Далее обратимся к определению экологической составляющей социально-экологической компетентности выпускника вуза.

Подчеркивая общечеловеческую направленность экологической компетентности, Т. А. Орешкина рассматривает в качестве цели ее формирования успешную социальную адаптацию личности, достижение успеха в различных сферах деятельности и личностного роста вне какой-либо привязки к сфере профессиональной деятельности. В основе экологической компетентности лежит определенная мировоззренческая позиция личности, основанная на знании ключевых этапов и закономерностей развития человеческой цивилизации [19]

Б. Шлегельмильх обращал внимание на две стороны экологической компетентности личности: экологическую озабоченность и экологически направленную деятельность. Экологическая озабоченность мотивирует к приобретению знаний, выработке соответствующего отношения к проблемам социоприродного взаимодействия, в то время как экологически направленная деятельность находит свое выражение не в специально созданных условиях, а в обыденной жизни человека [20].

Д. С. Ермаков, определяя сущностное наполнение такой характеристики, как экологическая компетентность, подчеркивает такую ее сторону, как направленность личности на экологическую деятельность, а также приобретаемый опыт данной деятельности, целью которой выступает сохранение и устойчивое воспроизводство жизни, поддержание благоприятной среды обитания. К базовым характеристикам экологической компетентности ученый относит феноменологические, предусматривающие формирование субъектности человека в системе «человек - природа»; гносеологические, проявляющиеся в способности осмысленно использовать накопленные знания, умения и навыки; аксиологические, включающие в себя систему мотивов и ценностей социально-экологического характера; психолого-педагогические, определяющие интегративность теоретической и практической подготовки студента в процессе экологического образования [21]

В ракурсе педагогической деятельности Ю. В. Гришаева [22] определяет экологическую компетентность педагога как определенную способность и готовность к реализации деятельности социально-экологического характера, целью которой выступает создание и своевременная трансформация образовательной среды организации, ориентированной на постепенное повышение уровня экологической культуры всех субъектов образовательных отношений. Ученый подчеркивает, что экологическая компетентность характеризуется определенным достигнутым уровнем подготовки, базирующимся на системе ценностей и смыслов экологически направленной деятельности, а также совокупности экологических знаний и опыта решения социально-экологических проблем.

Анализируя компонентный состав, отметим, что разница в их словесном оформлении не мешает выделить содержательное сходство. Подчеркивая интегративную природу социально-экологической компетентности, С. В. Алексеев [23] выделяет такие составляющие ее структурные компоненты, как аксиологический (ценностно-мотивационный), когнитивный (содержательный, знаниевый), деятельностный (практический, технологический).

Очевидно, что междисциплинарность, лежащая в основе социально-экологического образования, позволяет интегрировать знания из различных областей для решения профессиональных задач. Н. А. Агаджанян [24], подчеркивая комплексность рассматриваемого явления, относит дисциплины медико-биологического, естественнонаучного и гуманитарного цикла к числу первоочередных в общей системе социально-экологического образования студентов вуза.

Таким образом, на сегодняшний день сложилась достаточно устойчивая позиция ученых относительно сущностного наполнения такой интегративной характеристики выпускника педагогического вуза, как социально-экологическая компетентность. Однако, с нашей точки зрения, при всей детализации универсального характера рассматриваемой характеристики следует конкретизировать такую ее профессиональную грань, как готовность будущих педагогов решать профессиональные задачи социально-экологического образования.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Развивая идею о комплексности изучаемых процессов, Е. Ю. Никитина [25] и другие обращают внимание на то, что в условиях полиаспектности рассматриваемых явлений выигрышной и эффективной может выступать идея интеграции методологических подходов в рамках единой педагогической системы. Интеграция подходов открывает новые возможности в выборе способов познания окружающей действительности, выделяя в изучаемом процессе отдельно взятые стороны. При разработке компонентного и содержательного наполнения такой характеристики, как социально-экологическая компетентность, мы опираемся на органичное сочетание существующих направлений развития образования, что вполне обоснованно требует разработки сложной методологической основы с выделением в качестве основных аксиологического, компетентностного и междисциплинарного подходов.

Результаты исследования / Research results

Мы рассматриваем социально-экологическую компетентность прежде всего с позиции готовности решать профессиональные задачи социально-экологического образования на заданном уровне качества. При этом, в контексте сказанного, актуальными будут такие характеристики социально-экологической компетентности:

- интегративность, проявляющаяся в органичной совокупности ряда компонентов (система знаний, умений, навыков, способностей, настрой и пр.) и обеспечивающая выполнение определенной заданной деятельности;

- динамичность, отражающаяся во временном контексте формирования компетентности;

- многоуровневость, заключающаяся в наличии заданных уровней развития компетентности, целенаправленности и прогнозируемости данного процесса.

Проецируя результаты исследований В. С. Лазарева [26] на компонентный состав компетентности педагога, определим структуру социально-экологической компетентности, выделив следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, ориентировочно-рефлексивный и деятельностный.

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя систему социально-экологических мотивов и ценностей, на основании которых выстраивается социально-экологическое образование.

Когнитивный компонент социально-экологической компетентности включает в себя систему знаний, владение которыми необходимо для решения конкретных профессиональных задач.

Ориентировочно-рефлексивный компонент включает в себя способы постановки, планирования решения профессиональных задач и оценки полученных результатов.

В деятельностный компонент входят методы выполнения действий, требующихся для решения профессиональных задач. Представим наполнение данных компонентов подробнее.

Неотъемлемой частью структуры социально-экологической компетентности выступает ценностно-мотивационный компонент, в котором основополагающей характеристикой, соответственно, выступает система мотивов и ценностей. Мотивы выполняют функцию побуждения, направления деятельности и смыслоообразования, т. е. придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам.

А. Н. Леонтьев [27] и другие в теории деятельности различают следующие мотивы:

- смыслообразующие, или внутренние мотивы. Такие мотивы органично связаны с природой самой выполняемой деятельности. Выполняемая деятельность вызывает интерес и желание ей заниматься;

- мотивы-стимулы, или внешние мотивы. Такая группа мотивов побуждает личность к деятельности в силу приобретенных связей с чем-то непосредственно значимым для субъекта.

Показателями проявления мотива, согласно исследованиям Е. П. Ильина [28], выступают:

- осознаваемость мотива. Е. П. Ильин обращал внимание на три аспекта при определении степени осознаваемости мотива: собственно осознание, понимание и обдумывание. Степень осознанности мотива напрямую связана со способностью ставить цели своей профессиональной деятельности;

- сила мотива. Силу мотива, согласно позиции ученого, определяют такие факторы, как знание результатов и понимание смысла выполняемой деятельности. Сила мотива напрямую связана с эмоциональной составляющей;

- устойчивость мотива. Данный показатель напрямую связан с мотивационными установками личности, т. е. с тем, насколько ситуативно проявляется сила мотива.

С учетом вышесказанного в основе формирования социально-экологической компетентности будущего педагога должна лежать следующая система мотивов:

1. Внешние мотивы. К числу внешних мотивов отнесем две ключевые группы: общественные, проявляющиеся в стремлении повысить уровень экологической культуры среди населения, а также сохранить благоприятное состояние окружающей природной среды для поддержания биоразнообразия планеты, и личностные мотивы, предусматривающие осознание своей роли в достижении общественно значимых целей по решению социально-экологических проблем и пр.

2. Внутренние мотивы условно можно разделить на три категории. В числе первых среди внутренних мотивов отметим процессуальные, заключающиеся в увлеченности решением задач социально-экологического образования, поиске наиболее эффективных форм и способов организации и реализации процесса социально-экологического образования в условиях образовательной организации и пр. Крайне важными являются результативные мотивы, проявляющиеся в заинтересованности формированием у обучающихся образовательных организаций экологической культуры, основ экологического мировоззрения, а также навыков рационального природопользования и пр. Мотивы саморазвития позволяют выявлять собственные образовательные дефициты в решении задач социально-экологического образования и проектировании процесса саморазвития в избранном ключе и пр.

В процессе социально-экологического образования принципиальное значение имеет формирование ценностных установок. На сегодняшний момент нет ни одной

гуманитарной отрасли знания, которая бы не оперировала понятием ценности. Говоря о значении ценностей в современной научно-педагогической деятельности, академик РАО Д. И. Фельдштейн подчеркнул: «Организуя сегодня исследования, направленные на создание концептуальных основ стратегии опережающего развития образования на новых... принципах, нужно, ориентируясь на вызовы завтрашнего дня, особое внимание уделять установлению нравственных ориентиров и ценностей, росту духовного потенциала растущих людей» [29].

Несмотря на многообразие подходов к трактовке ценностей, мнения И. Ф. Исаева, М. Г. Казакиной, В. А. Караковского, А. В. Кирьяковой, В. А. Крутецкого и других ученых сходятся в том, что ценности являются важными компонентами структуры личности, обусловливающими ее направленность, активность, устойчивость, мировоззрение, поведение во всех сферах жизнедеятельности.

Присвоение профессиональных ценностей начинается с момента выбора и овладения профессией и продолжается в течение всей профессиональной деятельности. Данный процесс предполагает осознание принадлежности к профессии; изменение отношения к себе как профессионалу; изменение критериев выбора профессии; знание о своих сильных и слабых сторонах и путях их совершенствования.

Опираясь на результаты исследований И. Ф. Исаева [30], в структуре мотиваци-онно-ценностного компонента социально-экологической компетентности мы выделяем следующие группы ценностей:

1-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл целей социально-экологического образования в системе образования (ценности-цели);

2-я группа - ценности, раскрывающие значение выбора способов и средств осуществления социально-экологического образования в образовательной организации (ценности-средства);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности в образовательной организации (ценности - отношения);

4-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе социально-экологического образования (ценности-знания);

5-я группа - ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности будущего педагога (ценности-качества).

Система мотивов и ценностей выступает базисом, без которого формирование социально-экологической компетентности не представляется возможным. Процесс формирования социально-экологических ценностей и мотивов является сквозным и охватывает весь образовательный период.

Очевидно, что профессиональная деятельность невозможна без наличия у субъекта системы теоретических знаний, поскольку деятельности без знаниевой основы не может быть. Когнитивный компонент включает в себя комплекс интегрированных философских, естественно-научных, медико-биологических, психолого-педагогических знаний, владение которыми необходимо для решения задач социально-экологического образования.

Социально-экологическое образование, будучи целостным процессом, предусматривает формирование готовности и способности решать различные типы задач социально-экологического образования в образовательной организации. Необходимые для усвоения знания должны представлять собой единую систему, состоящую из взаимосвязанных интегрированных компонентов, и осваиваться в определенной четко

заданной последовательности. Когнитивный компонент социально-экологической компетентности предполагает овладение интегрированной системой знаний из области философии, естествознания, психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности и других дисциплин. Все знания, которые необходимо усвоить для эффективного решения профессиональных задач социально-экологического образования, мы условно разделили на следующие блоки: мировоззренческий, медико-биологический и психолого-педагогический блоки общего и специального порядка. Мировоззренческий, медико-биологический и психолого-педагогический блоки общего порядка включают в свой состав дисциплины, рекомендованные для обязательного изучения в рамках ядра педагогического образования. Этот факт позволяет говорить об определенной степени универсальности той педагогической системы, что нами создана.

Ориентировочно-рефлексивный компонент включает в себя совокупность способов постановки проблемы, цели, планирования решения задач социально-экологического образования, а также оценки полученных результатов. Ориентировочная часть действия позволяет определить верное и рациональное построение исполнительской части, а также произвести выбор одного наиболее действенного исполнения из всех существующих.

Ориентировочно-рефлексивный компонент в социально-экологическом образовании призван сформировать следующие умения, необходимые для решения профессиональных задач:

- умение ставить проблему;

- умение ставить цели, определять требования к постановке цели и результаты постановки цели;

- умение осуществлять поиск решения проблемы и оценивать результаты поиска решения проблемы;

- умение планировать реализацию поставленной цели;

- умение оценивать результаты планирования;

- умение прогнозировать последствия реализации плана действий;

- умение обосновывать требования к результату выполненного действия;

- умение оценивать полученные результаты по итогам реализации системы мер.

Деятельностный компонент включает в себя умения и навыки, необходимые для

решения задач социально-экологического образования. Он базируется на усвоенной профессиональной информации, способах познания и мышления, выстроенной системе ценностных ориентаций и отношений, взглядах и убеждениях, потребностях и мотивах личности. Они фиксируются в индивидуальном опыте субъекта и проявляются в способах и логике планирования, организации и реализации социально-экологического образования в образовательной организации. Этот компонент характеризует готовность студента к применению разнообразных способов решения реальных профессиональных задач, реализуемых в конкретных условиях в соответствии с нормами и технологиями педагогического творчества. Формирование деятельност-ного компонента социально-экологической компетентности напрямую связано с освоением таких групп умений, как проективно-конструкторские, проявляющиеся в умении формулировать цели, задачи, определять формы и способы реализации социально-экологического образования, проектировать содержание социально-экологического образования в образовательной организации, производить отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и т. д. Крайне значимой выступает группа коммуникативных умений, предусматривающая

установление целесообразных и эффективных отношений с участниками образовательных отношений и иными лицами, задействованными в образовательном процессе (социальные партнеры), владение словом как инструментом социально-экологического знания.

Заключение / Conclusion

Таким образом, основные подходы к определению сущностного наполнения социально-экологической компетентности выпускника вуза позволили сделать ряд системообразующих выводов относительно ее компонентного наполнения, содержания и назначения. Социально-экологическая компетентность выпускника вуза может рассматриваться в качестве характеристики или феномена, новообразования либо готовности к социально-экологической деятельности. Но ее неизменными чертами выступает универсальность и интегративность.

С нашей точки зрения, социально-экологическая компетентность выпускника вуза представляет собой интегративную характеристику личности, проявляющуюся в единстве социально-экологических мотивов, системы ценностей и способности решать профессиональные задачи на основе интегрированного социально-экологического знания.

Ссылки на источники / References

1. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник института образования человека. - 2015. - № 2. - С. 78-106.

2. Глазачев С. Н., Косоножкин В. И. Становление гуманитарной технологии формирования экологической компетентности: модель, диагностика, коррекция // ЭПНИ «Вестник Международной академии наук. Русская секция». - 2012. - № 1. - С. 58-67.

3. Ness A., Sessions G. Basic Principies // Devall B., Sessions G. Deep Ecology: Living as If Nature Mattered. - Layton: Gibbs Smith, 1985. - P. 17-21.

4. Dunlap R. E., Van Liere, Kent D. Measuring endorsement of the new ecological paradigm: A revised NEP scale // Journal of Social Issues. - 2000. - 56(3). - P. 425-442.

5. Перфилова О. Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: РИО МГТУ им. М. А. Шолохова, 2007. - 29 с.

6. Нечаева О. А. Социально-экологическая компетентность как педагогическая категория // Педагогика и психология. - 2011. - № 6. - С. 109-116.

7. Шаронова Е. Г., Куприянова М. Ю., Арестова И. Ю. Об экологическом образовании в дискурсе концепции устойчивого развития (из опыта педагогического вуза) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2021. - № 4. - С. 75-84.

8. Чеканушкина Е. Н., Колыванова Л. А. Развитие социально-экологической компетентности студентов по средствам практической деятельности в условиях инклюзивного образования // Развитие человека в современном мире. - Новосибирск, НГПУ, 2018. - № 1. - С. 111-114.

9. Sánchez M. J., Lafuente R. Defining and measuring environmental consciousness // Revista Internacional de Sociología (RIS). - 2010. - Vol. 68. - No 3. - P. 731-755.

10. White P. A phenomenological exploration of ecological consciousness development: PhD thesis. - Sydney, 2009. - P. 334.

11. Анисимов O. C. Экологическая культура в условиях мирового цивилизационного кризиса: аналитика безопасности и образовательное обеспечение // Вестник Международной академии наук. Русская секция. -2022. - Спецвыпуск № 1. - С. 11-17.

12. Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. - М.: РИО МГТУ им. М. А. Шолохова, 2008. - 128 с.

13. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. - М., 1996. - С. 230-231.

14. Гончаров С. З. Социальная компетентность: сущность, структура, критерии и значение // Образование и наука. - 2004. - № 2 (26). - С. 3-18.

15. Марасанов Г. И., Рототаева Н. А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. - М.: Когито-Центр, 2003. - 172 с. - URL: https://biblioclub.ru/in-dex.php?page=book_view_red&book_id=226781

16. Кашлев С. С., Глазачев С. Н., Соколова Н. И. Субъектность как профессиональная компетентность педагога // Вестник международной академии наук (русская секция). - 2011. - S1-1. - С. 20-25.

17. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. - URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b.pdf

18. Asmolov A. G. Anthropology of everyday: Transformation of human behavior under technological and social change // Lurian Journal. - 2020. - Vol. 1. - No. 3.

19. Орешкина Т. А., Коняшкин В. А. Экологическое сознание и экологические дискурсы цивилизации // Регио-новедческие исследования. - 2018. - № 4. - С. 133-144.

20. Schlegelmilch B. B., Bohlen G. M., Diamantopoulos A. The link between green purchasing decisions and measures of environmental consciousness // European Journal of Marketing. - 1996. - 30(5). - P. 35-55.

21. Ермаков Д. С., Панов В. И. От экологии детства - к психологии устойчивого развития // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41. - № 4. - С. 121-125.

22. Гришаева Ю. М., Ярошенко В. И., Усачева И. Н., Алымова О. В. Экологическая культура как условие развития человеческого капитала // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2022. - Спецвыпуск № 2. - С. 64-66.

23. Алексеев В. П. Природа и общество; этапы взаимодействия // Экология и жизнь. - 2002. - № 2. - С. 4.

24. Экология человека в изменяющемся мире / Н. А. Агаджанян [и др.]; под общ. ред. В. А. Черешнева; РАН, Ин-т иммунологии и физиологии УрО РАН, Ин-т экологических проблем Севера АНЦ УрО РАН [и др.]. - [Изд. 2-е, доп.]. - Екатеринбург: [б. и.], 2008. - 569, [1] с.

25. Никитина Е. Ю., Литвак Р. А., Ахметова К. С. Теоретико-методологические аспекты развития социальных ценностей у магистрантов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2020. - № 2. - С. 145-161.

26. Лазарев В. С. Опыт разработки и реализации учебного курса на основе деятельностного подхода // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - № 1 (64). - С. 48-55.

27. Леонтьев Д. А., Клейн К. Г. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2018. - № 4. - С. 106-119.

28. Ильин Е. П. Психология делового общения. - СПб.: Питер, 2017. - 233 с.

29. Фельдштейн Д. И. Задачи психолого-педагогической науки как ресурса развития современного социума // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 2. - С. 3-12.

30. Беленко Т. В., Исаев И. Ф. Педагогический дизайн в системе профессиональной подготовки будущего учителя // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». - 2021. - № 1 (10). - URL: http://journal.homocyberus.ru/Belenko_TV_Isaev_IF_1_2021

1. Hutorskoj, A. V., & Hutorskaya, L. N. (2015). "Kompetentnost' kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovaniya" [Competence as a didactic concept: content, structure and design models], Vestnik in-stituta obrazovaniya cheloveka, № 2, pp. 78-106 (in Russian).

2. Glazachev, S. N., & Kosonozhkin, V. I. (2012). "Stanovlenie gumanitarnoi tekhnologii formirovaniya ekologicheskoi kompetentnosti: model', diagnostika, korrekciya" [Development of humanitarian technology for the formation of environmental competence: model, diagnostics, correction], EPNI "Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk. Russkaya sekciya", № 1, pp. 58-67 (in Russian).

3. Ness, A., & Sessions, G. (1985). "Basic Principles", in Devall, B., & Sessions, G. Deep Ecology: Living as If Nature Mattered, Gibbs Smith, Layton, pp. 17-21 (in English).

4. Dunlap, R. E., Van Liere, & Kent, D. (2000). "Measuring endorsement of the new ecological paradigm: A revised NEP scale", Journal of Social Issues, 56(3), pp. 425-442 (in English).

5. Perfilova, O. E. (2007). Razvitie social'no-ekologicheskoj kompetentnostipedagoga vprofessional'nom obrazovanii [Development of socio-ecological competence of a teacher in vocational education]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, RIO MGTU im. M. A. Sholohova, Moscow, 29 p. (in Russian).

6. Nechaeva, O. A. (2011). "Social'no-ekologicheskaya kompetentnost' kak pedagogicheskaya kategoriya" [Socio-eco-logical competence as a pedagogical category], Pedagogikaipsihologiya, № 6, pp. 109-116 (in Russian).

7. Sharonova, E. G., Kupriyanova, M. Yu., & Arestova, I. Yu. (2021). "Ob ekologicheskom obrazovanii v diskurse kon-cepcii ustojchivogo razvitiya (iz opyta pedagogicheskogo vuza)" [On environmental education in the discourse of the concept of sustainable development (from the experience of a pedagogical university)], Uchenye zapiski Za-bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta, № 4, pp. 75-84 (in Russian).

8. Chekanushkina, E. N., & Kolyvanova, L. A. (2018). "Razvitie social'no-ekologicheskoj kompetentnosti studentov po sredstvam prakticheskoj deyatel'nosti v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya" [Development of socio-ecological competence of students by means of practical work in the conditions of inclusive education], Razvitie cheloveka v sovremennom mire, NGPU, Novosibirsk, № 1, pp. 111-114 (in Russian).

B. B. ToAManeßa

9. Sánchez, M. J., & Lafuente, R. (2010). "Defining and measuring environmental consciousness", Revista Internacional de Sociología (RIS), vol. 68, no 3, pp. 731-755 (in English).

10. White, P. (2009). A phenomenological exploration of ecological consciousness development: PhD thesis, Sydney, p. 334 (in English).

11. Anisimov, O. C. (2022). "Ekologicheskaya kul'tura v usloviyah mirovogo civilizacionnogo krizisa: analitika bezopasnosti i obra-zovatel'noe obespechenie" [Ecological culture in the global civilizational crisis: security analytics and educational support], Vestnik Mezhdunarodnoj akademiinauk. Russkaya sekciya, specvypusk № 1, pp. 11-17 (in Russian).

12. Glazachev, S. N., & Perfilova, O. E. (2008). Ekologicheskaya kompetentnost': stanovlenie, problemy, perspektivy [Environmental competence: formation, problems, prospects], RIO MGTU im. M. A. Sholohova, Moscow, 128 p. (in Russian).

13. Anan'ev, B. G. (1996). Psihologiya i problemy chelovekoznaniya [Psychology and problems of human knowledge], Moscow, pp. 230-231 (in Russian).

14. Goncharov, S. Z. (2004). "Social'naya kompetentnost': sushchnost', struktura, kriterii i znachenie" [Social competence: essence, structure, criteria and meaning], Obrazovanie i nauka, № 2 (26), pp. 3-18 (in Russian).

15. Marasanov, G. I., & Rototaeva, N. A. (2003). Social'naya kompetentnost': psihologicheskie usloviya razvitiya vyunoshe-skom vozraste [Social competence: psychological conditions of development in adolescence], Kogito-Centr, Moscow, 172 p. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=226781 (in Russian).

16. Kashlev, S. S., Glazachev S. N., & Sokolova, N. I. (2011). "Sub"ektnost' kak professional'naya kompetentnost' ped-agoga" [Subjectivity as a teacher's professional competence], Vestnik mezhdunarodnoj akademii nauk (russkaya sekciya), S1-1, pp. 20-25 (in Russian).

17. Subetto, A. I. Ontologiya i epistemologiya kompetentnostnogo podhoda, klassifikaciya i kvalimetriya kompetencij [Ontology and epistemology of the competence approach, classification and qualimetry of competences]. Available at: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b.pdf (in Russian).

18. Asmolov, A. G. (2020). "Anthropology of everyday: Transformation of human behavior under technological and social change", Lurian Journal, vol. 1, no 3 (in English).

19. Oreshkina, T. A., & Konyashkin, V. A. (2018). "Ekologicheskoe soznanie i ekologicheskie diskursy civilizacii" [Ecological consciousness and ecological discourses of civilization], Regionovedcheskie issledovaniya, № 4, pp. 133-144 (in Russian).

20. Schlegelmilch, B. B., Bohlen, G. M., & Diamantopoulos, A. (1996). "The link between green purchasing decisions and measures of environmental consciousness", European Journal of Marketing, 30(5), pp. 35-55 (in English).

21. Ermakov, D. S., & Panov, V. I. (2020). "Ot ekologii detstva - k psihologii ustojchivogo razvitiya" [From the ecology of childhood to the psychology of sustainable development], Psihologicheskijzhurnal, t. 41, № 4, pp. 121-125 (in Russian).

22. Grishaeva, Yu. M., Yaroshenko, V. I., Usacheva, I. N., & Alymova, O. V. (2022). "Ekologicheskaya kul'tura kak uslovie razvitiya chelovecheskogo kapitala" [Ecological culture as a condition for the development of human capital], Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk. Russkaya sekciya, specvypusk № 2, pp. 64-66 (in Russian).

23. Alekseev, V. P. (2002). "Priroda i obshchestvo; etapy vzaimodejstviya" [Nature and society; stages of interaction], Ekologiyaizhizn', № 2, p. 4 (in Russian).

24. Agadzhanyan, N. A. et al. (2008). Ekologiya cheloveka v izmenyayushchemsya mire [Human ecology in a changing world], Ekaterinburg, 569, [1] p. (in Russian).

25. Nikitina, E. Yu., Litvak, R. A., & Ahmetova, K. S. (2020). "Teoretiko-metodologicheskie aspekty razvitiya social'nyh cennostej u magistrantov" [Theoretical and methodological aspects of the social values development among undergraduates], Vestnik yuzhno-ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, № 2, pp. 145-161 (in Russian).

26. Lazarev, V. S. (2020). "Opyt razrabotki i realizacii uchebnogo kursa na osnove deyatel'nostnogo podhoda" [Experience in developing and implementing a training course based on an activity-based approach], Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 1 (64), pp. 48-55 (in Russian).

27. Leont'ev, D. A., & Klejn, K. G. (2018). "Kachestvo motivacii i kachestvo perezhivanij kak harakteristiki uchebnoj deyatel'nosti" [The quality of motivation and the quality of experiences as characteristics of learning activities], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya, № 4, pp. 106-119 (in Russian).

28. Il'in, E. P. (2017). Psihologiya delovogo obshcheniya [Psychology of business communication], Piter, St. Petersburg, 233 p. (in Russian).

29. Fel'dshtejn, D. I. (2012). "Zadachi psihologo-pedagogicheskoj nauki kak resursa razvitiya sovremennogo sociuma" [The tasks of psychological and pedagogical science as a resource for the development of modern society], Istoriya i pedagogika estestvoznaniya, № 2, pp. 3-12 (in Russian).

30. Belenko, T. V., & Isaev, I. F. (2021). "Pedagogicheskij dizajn v sisteme professional'noj podgotovki budushchego uchitelya" [Pedagogical design in the system of professional training of the student teacher], Elektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal "Homo Cyberus", № 1 (10). Available at: http://journal.homocy-berus.ru/Belenko_TV_Isaev_IF_1_2021 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.