Научная статья на тему 'Социально-дидактические аспекты непрерывного образования взрослых'

Социально-дидактические аспекты непрерывного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИКА / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПЕДАГОГИКА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / CONTINUING EDUCATION / ADULT EDUCATION / ANDRAGOGY / ANDRAGOGIC MODEL OF LEARNING / TRANSFORMATIVE LEARNING / VOCATIONAL TRAINING / RETRAINING / THIRD AGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Ольга Валентиновна

В статье сделана попытка раскрыть социально-педагогические и дидактико-технологические особенности развития современной системы непрерывного образования разных категорий взрослых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-didactic aspects of continuing adult education

The article makes attempts to reveal the socio-pedagogical and didactic-technological features of the modern system of continuing education of various categories of adults

Текст научной работы на тему «Социально-дидактические аспекты непрерывного образования взрослых»

О. В. Павлова

(Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В статье сделана попытка раскрыть социально-педагогические и дидактико-технологические особенности развития современной системы непрерывного образования разных категорий взрослых.

Современное состояние системы образования в России определено глобальными тенденциями развития общества. Это, с одной стороны, тотальная информатизация, мощный прорыв в области высоких технологий и, как следствие, глобализация, разрушение информационно-культурных границ между государствами и континентами. С другой стороны, это девальвация культурных ценностей, дезориентированность современного человека, направление духовного развития которого больше не определяется государственной идеологической системой. Разрушение границ между странами привело к тому, что государство как общественный институт больше не несет ответственности за воспитание человека, полагаясь на его собственную ответственность. Между тем в условиях постоянно меняющейся реальности от человека требуются развитые навыки адаптации, личная ответственность не только за собственное развитие, но и за будущее поколение.

Социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране и во всем мире, требуют формирования человека нового типа, способного получать образование опережающими темпами. Педагогика непрерывного образования может стать целостной фундаментальной основой для функционирования и модернизирования современной системы образования, так как является относительно самостоятельным направлением научного знания [5]. В некоторых странах образование и обучение взрослых стало ключевым фактором успешного выхода из кризиса. По целому ряду причин проблема обучения взрослого населения остро стоит в России, поскольку в настоящее время возрастает потребность в высококвалифицированной рабочей силе, способной гибко реагировать на изменения и производить товары и услуги с

высокой добавочной стоимостью. Базовое образование теперь представляет собой лишь минимальный фундамент, который требует постоянного обновления и подкрепления, поэтому важным качеством для взрослого человека стало умение учиться.

Дидактико-технологический блок образования взрослых включает в себя андрагоги-ческие принципы и модели управления качеством обучения, психолого-андрагогическую диагностику обучающихся взрослых, выявление характера и профессионального опыта, эмпирические теории и концепции обучения взрослых, модели обучения, отражающие этапы освоения опыта (С. И. Змеев, А. М. Митина, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая, Д. Колб, Б. Барнет, Д. Джарвис и др.]. Перечисленные составляющие определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы [14]. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение. Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту. В качестве основной черты современного обучения можно назвать его диалогичность. Изменяется роль взрослого учащегося: он становится активным участником процес-

са. Поэтому для достижения наибольшего эффекта в обучении надо установить равноправный диалог и устранить асимметричную коммуникацию, когда все разделены на группу учащихся (обучаемых] и группу учителей (обучающих). Именно по этой причине Хабермас скептически относится к однонаправленным образовательным технологиям современных СМИ, поскольку они не позволяют (даже при помощи интерактивных технологий] выровнять взаимодействие и взаимообмен ценностями и знаниями среди участников процесса [7]. Другое дело, например, мобильная (сотовая] связь, которая становится не массовым, а индивидуальным средством информации. Важный тезис социологии непрерывного образования Хабермаса состоит в том, что результатом обучения (учебы] следует считать осведомленность в происходящем (emancipatory learning] и выравнивание шансов на достижение поставленных целей во всех (а не только в одной, скажем, профессиональной] сферах жизнедеятельности [11]. Взрослый учащийся стремится к равному продвижению как в области профессиональной подготовки, так и в общем индивидуальном развитии и активном гражданском участии. Это положение имеет важное значение для понимания сути и задач гражданского образования. Активным продолжателем идей и подходов Хабермаса стал в последнее время Д. Мезиров [12, 13]. Разрабатывая свою теорию трансформирующего обучения, он использует коммуникативное действие как основной способ установления горизонтальных (а не вертикальных] отношений между людьми. Поэтому обучение в кружках, группах в процессе проведения совместных акций, просто в ходе выполнения основных повседневных ролей (работника, потребителя, клиента или гражданина] наиболее отвечает интересам современного общества, которое ориентируется на демократическое развитие и дальнейший подъем экономики. Д. Мезиров обогатил теорию непрерывного образования понятием «перспективы». Перспектива - это поле индивидуальных значений, смыслов, в пределах которых человек осознает себя как личность. Границы перспективы определяются социальными ролями, возложенными на человека. Трансформация индивидуальной смысловой перспективы готовит человека к переменам, которые происходят в различные периоды его жизни и в связи с разви-

тием общества. При этом последовательно реализуются следующие этапы: дезориентирующая ситуация; осознание проблемы; критический анализ собственного опыта; обращение к опыту других людей; поиск новых путей решения проблемы; выбор конкретного действия; приобретение знаний для реализации плана действия; выбор новой социальной роли; реинтеграция в общественную жизнь в новом качестве [8].

Важнейшие образовательные функции берут на себя и предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Научно-технический прогресс предъявляет новые требования к качеству рабочей силы. Одной из важнейших задач становится обеспечение соответствия профессиональноквалификационной структуры кадров быстро меняющемуся материально-техническому базису производства. Отставание профессиональных знаний от требований производства снижает эффективность использования трудовых ресурсов и оборудования, вызывает необходимость дополнительного кадрового вовлечения в производство. По оценкам специалистов, в настоящее время лишь половина рабочих имеет необходимый уровень профессиональной подготовки. Улучшение ее качества с помощью системы непрерывного профессионального обучения кадров является одним из основных резервов повышения эффективности производства. На данный момент от руководителей и специалистов требуется высокий уровень компетентности, деловая инициатива, современное экономическое мышление, овладение новыми методами руководства и управления. Для решения этих задач необходима коренная перестройка системы повышения квалификации и переподготовки кадров, способная обеспечить опережающее непрерывное профессиональное обучение работников всех отраслей хозяйства. Подготовка и повышение квалификации работников в новых условиях должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. Координация отдельных стадий образовательного процесса предполагает наличие единого связующего элемента, делающего этот процесс преемственным и действительно непрерывным. Таким элементом становится само производство. Иначе дальнейший образовательный

14

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

процесс станет не повышением квалификации, а дорогостоящим переобучением. Причем это относится не только к техническим, но и к гуманитарным специальностям.

Анализируя тенденции непрерывного образования взрослых, можно выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой -взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования [15]. Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования. Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогаще-нию. Необходимо отметить, что интернационализацию не следует понимать как универсализацию образования, т.е. как создание идентичных национальных образовательных систем. Скорее, процесс интернационализации способствует развитию национальных систем образования, стимулируя их к достижению одинаково высоких стандартов образования. Таким образом, процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, определяя развитие образования и внося вклад в достижение высоких стандартов.

В развитии непрерывного образования для взрослых в последние десятилетия прослеживается новая тенденция: учреждения формального образования предлагают образовательные мероприятия из сферы дополнительно образования взрослых. Причина этого - необходимость самовыживания в условиях уменьшающегося государственного финансирования. Такие образовательные мероприятия для взрослых, как правило, краткосрочны, и носят прикладной характер: организуются курсы для родителей (по подготовке к школе, психологической помощи, компьютерные курсы]; функционируют клу-

бы и объединения для родителей и для представителей старшего поколения (бабушек и дедушек], в которых помимо общения организуются также образовательные мероприятия; практически все заведения профессиональной подготовки и вузы организуют вне рамок обучения по своей специальности курсы для взрослых по дополнительному профессиональному образованию. Особой популярностью пользуются занятия по овладению компьютерной грамотностью, курсы иностранных языков, занятия по менеджменту, бухгалтерскому учету.

Новой тенденцией последних лет является расширение деятельности некоммерческих организаций, работающих в сфере неформального образования взрослых. Они выступают инициаторами и организаторами конференций и семинаров, где демонстрируют представителям формального сектора образования достижения в работе с разными целевыми группами и представляют активные методы образования взрослых.

Образование пожилых в России, представленное только в деятельности некоммерческих организаций, развернуто сегодня столь широко и масштабно, что формальное образование фактически признало ведущую роль неформального сектора в образовательной работе с пожилыми: в нескольких регионах России (Великий Новгород, Ярославль, Казань, Новосибирск и др.] функционируют информационно-методические центры по работе с пожилыми, в которых проходят обучение социальные работники. В научной литературе в течение многих лет декларируется один из ключевых принципов андрагогики: необходимость опираться на жизненный и профессиональный опыт взрослого человека [1-4]. У взрослого любая информация осознанно или неосознанно сравнивается, сопоставляется с уже имеющимся опытом. Знание принимается с энтузиазмом, если когда-то в жизни было нечто аналогичное.

Профессиональный и жизненный опыт человека (или сам жизненный путь, если смотреть шире] может стать важным источником знания, фактором развития, средством и инструментом обучения, особенно если речь идет об обучении в пожилом возрасте [9, 6]. Существует объективная потребность использования человеческого капитала пожилых людей. Для этого предлагается создать систему образования пожилых - геронтооб-

разование, целями которой являются: содействие средствами образования развитию и социализации жизни в предпенсионный и посттрудовой периоды; объединение пожилых людей в активную, компетентную, продуктивную геронтогруппу; межпоколенче-ская интеграция пожилых в социум как полноправных организаторов и участников общественно-политических процессов [8].

В то же время если в нынешний трансформационный период созданы определенные условия для самореализации молодежи, то для пожилых граждан их не существует. Данные обстоятельства неизбежно приводят к разобщенности представителей разных возрастов, их дистанцированию и отчуждению. Межпоколенческие отношения усугубляются общим фоном пассивности и иждивенчества пожилых граждан, что является следствием их невостребованности. Это может привести в будущем к пополнению рядов «потребителей» и уменьшению числа «созидателей», которым будет не по силам решать все возрастающие задачи общества. Выход из положения, как отмечал еще Т. Парсонс, может быть только в социальной интеграции и партици-пации всех возрастных групп [10].

Участие граждан в общественных процессах, формирование индивидуального, активного, социально ориентированного сознания не могут развиваться стихийно и требуют стимулирования форм управления со стороны государства и общества, в том числе - через систему гражданского образования. На смену прежним, свойственным авторитарному режиму подходам к эксплуатации человеческого капитала в государственных целях должны прийти иные концептуальные подходы, основанные на всестороннем развитии личности на протяжении всей жизни.

Важнейшие условия развития системы непрерывного образования: кадровое планирование на уровне фирм (с учетом связей с научными и учебными заведениями), государственное финансирование, льготная налоговая политика и законодательная поддержка новых форм кооперации науки, образования и производства. Очевидно, что непрерывное образование не является очередной стадией развития системы образования, а выступает как необходимая составная часть процесса интеграции науки, образования и производства.

Литература

1. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2002. - №8. - С. 3-8.

2. Андрагогика: Материалы к глоссарию / науч. ред. С. Г. Вершловский. - СПб.: СПбАППо, 2004. - 99 с.

3. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education.

Andragogy versus pedagogy, Englewood Cliffs: Prentice Hall.

Cambridge, 1980

4. Lieb, Stephen. Principles of Adult Learning // VISION. 1991. Fall [Электронный ресурс]. - URL: http://honolulu.hawaii.edu/intra-net/committees/FacDevCom/guidebk/teachtip/adults-2.htm

5. Жарикова, Л. И. Педагогика непрерывного образования в системе наук о человеке.// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №8 (86). - С. 32-35.

6. Кононыгина Т. М. Герагогика. Пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей. - Орел: Красная строка, 2006. - 168 с.

7. Ключарев Г. А. К вопросу о теоретических основаниях непрерывного образования // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г.А. Ключарев. -М.: ИС РАН, 2008. - С. 344-358 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Mono-grafii/obraz/5_1_K_voprosy.pdf (дата обращения 06.04.2011г.)

8. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г. А. Ключарев. - М.: ИС РАН, 2008. -400 с.

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

9. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995. -232 с.

10. Parsons, T. The Social System. New York, 1951 // S. 303 ; Entzian, H. (Hrsg.): Soziale Gerontologie. Frankfurt am Main: Mabuse-Verlag, 2000.

11. Michael R. Welton. In Defense of the Lifeworld: A Habermasian Approach to Adult Learning. 2002. P. 134-135.

12. MezirovJ. Transformative dimentions of adult learning. Jossey-Bass., Gale @ Holsten. 1991.

13. Mezirov J. Faded Vision and Fresh Commitments: Adult Education and Social Goals / National-Louis University. 1991.

14. Тенденции мирового образования // Соловов А. В. Введение в проблематику ДО : Аналитический обзор состояния ДО в мире. - Самара, 1999 [Электронный ресурс]. - URL: http://cnit.ssau.ru/do/review/do_world/part2.htm (дата обращения: 18.03.2011г.)

15. Основные тенденции развития образования в современном мире // Библиофонд : биб-ка науч. и студенческой информации : [сайт]. - URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5727 (дата обращения: 07.04.2011г.)

----------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.