ЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И СОТРУДНИЧЕСТВО
И. В. Фольварочный
(Киев, Украина)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ОПЫТ УКРАИНЫ
В статье конкретизированы направления совершенствования национальной системы образования взрослых в Украине. Акцентируется внимание на глобальном влиянии деятельности европейских общественных организаций в сфере образования взрослых на развитие исследовательской работы в сфере андрагогики. Цель статьи состоит в том, чтобы показать важность научного сотрудничества России и Украины в исследовании проблематики образования взрослых на историко-педагогическом и сравнительно-педагогическом уровнях
Исследования в сфере образования взрослых в Украине базируются на концептуальных основах реформирования системы непрерывного профессионального образования, на научных трудах видных ученых (С. Вершловского, С. Гончаренко, И. Зязюна, И. Колесниковой, Н. Литвиновой, А. Марона, А. Митиной, Н. Ничкало, Е. Тонконогой, Г. Филипчука и других). На практике проявляется сотрудничество и взаимодействие научных школ, совместное развитие новых научных направлений исследования данной проблематики.
На территории СНГ (в России, Белоруссии, Украине) проблемы в сфере образования взрослых очень схожи - отсутствие законодательного обеспечения, недостаточная финансовая поддержка, конкуренция с частными структурами -и это предполагает разработку единых теоретических подходов к их анализу и решению.
Обратимся к современной андрагогической модели обучения, которая, как известно, основана на следующих принципах: ведущая роль взрослого в процессе обучения; учет того, что взрослый человек обучается и стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению; он обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который должен использоваться как источник обучения; взрослый обучается для решения важных профессиональных проблем и достижения конкретной цели; рассчитывает на приме-
нение полученных в процессе обучения новых норм - знаний, умений и навыков; учебная деятельность взрослого детерминирована временными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами; процесс обучения взрослого должен быть организован в виде совместной деятельности на всех его этапах: психолого-андрагогической диагностики, планирования, реализации, оценки и коррекции; преподава-тель-андрагог является организатором обучения взрослых, умеет совмещать свою профессиональную деятельность и с другими функциями: «врача-психотерапевта», «эксперта»,
«консультанта».
В современной андрагогической практике реализуются модели опережающего содержания переквалификации специалистов в рамках избранной профессии, ориентации на выполнение новых сложных функций при освоении нового технического оборудования, новых технологий производства. В частности, по мнению российских коллег, образование взрослых - это относительно самостоятельный социокультурный институт, который имеет свой вектор развития, связи с другими институтами общества и осуществляет опережающее влияние на все другие сферы (экономику, политику, науку, право, безопасность, идеологию и мораль) [4].
Однако возможности образования взрослых в должной мере не осознаны и не использованы при планировании и осуществлении социально-
политических и экономических реформ в СНГ. Недооценка его роли и недостаточная научная обоснованность образовательной политики в целом, несоответствующая нормативно-правовая база и инерционность образовательного мышления привели к тому, что образование взрослых в постсоветских странах, в том числе в Украине, стало заметно отставать от практики технологически развитых стран.
Разработка соответствующих стратегий модернизации образования взрослых, направленных на сохранение интеллектуального и культурного потенциала постсоветских стран, их цивилизационной идентичности невозможна без учета диалектики общецивилизационных и национально-культурных целей и ценностей образования.
Сегодня в Украине и странах СНГ проводится недостаточно сравнительно-педагогических исследований, связанных с анализом деятельности европейских общественных организаций в сфере образования взрослых, их влияния на формирование стратегии и тактики развития гражданского общества, формирование крупных международных центров.
Отметим, что институты образования взрослых (не только в странах Европейского Союза) характеризуются широким спектром организаций с различными направлениями деятельности (от благотворительных до коммерческих). При этом деятельность этих общественных институтов, направленная на формирование ценностей гражданского общества, не исследуется в контексте поля неформального образования. Положительным исключением можно назвать проведение «Недели образования взрослых» в России (руководитель Н. П. Литвинова).
Статус общественных объединений в историческом смысле изменялся вместе с обществом и статусом личности: от неограниченного права на объединение в Древней Греции к регулированию отдельных прав и обязанностей объединений лиц в Древнем Риме; через профессиональные средневековые корпорации с жесткой регламентацией труда и быта их членов; от запрета на создание политических организаций - до разрешения на создание профсоюзов и политических партий в XIX веке и закрепления права на свободу объединений в национальном законодательстве, а в середине XX века
- и в международных нормах [2].
Сегодня в странах ЕС общественные объединения образования взрослых различаются между собой своими организационными структурами, объемом работ, источниками финансирования и отношениями с государственными органами. Одни неправительственные обществен-
ные организации проводят свою деятельность только на местном уровне, другие - на общенациональном. Многие выходят за пределы своих стран, участвуя в проектах международных организаций, то есть проводят свою работу как международные организации.
В условиях глобализации необходимо скоординировать национальные усилия государств, обеспечивая гарантии национальной информационной безопасности [11, с.19-27]. Координация деятельности всех государств в борьбе с негативными последствиями развития глобального информационного общества становится объективно необходимой. В эпоху глобализации нужна разработка стратегии устойчивого развития сферы образования взрослых. В связи с этим особенно актуальными выступают исследования теоретико-методологических основ формирования и развития современного культурно-информационного пространства образования взрослых в условиях многонационального образования. В частности, актуализируются проблемы сохранения и развития культурного разнообразия многонациональной Европы, особенности развития национальных культур в условиях информационной глобализации [7, с.136-142]. Сохранение культуры и ее разнообразия стало сегодня актуальной проблемой системы непрерывного образования.
В странах ЕС существуют международные организации, нацеленные на развитие своей практической и исследовательской деятельности в сфере образования взрослых как области практики и андрагогики. Прежде всего это ассоциации, которые имеют свою сферу назначения: а) Международное Общество сравнительных исследований в образовании взрослых (International Society for Comparative Adult Education); б) Всемирный Совет Обществ в сфере сравнительной педагогики (World Council of Comparative Education Societies); в) Европейское Общество по исследованиям в сфере образования взрослых (European Society for Research on the Education of Adults); г) Консорциум европейских исследований по развитию институтов образования взрослых - (Consortium of European Research and Development Institutes of Adult Education); д) Европейская ассоциация по образованию взрослых (European Association for the Education of Adults); е) Институт по Международному Сотрудничеству Немецкой ассоциации по образованию взрослых (Institute for International Cooperation of the German Adult Education Association (DVV).
Cреди национальных организаций в сфере образования взрослых можно выделить: 1) Национальный Институт по вопросам непрерыв-
ного образования взрослых в Англии и Уэльсе (National Institute of Adult Continuing Education in England and Wales); 2) Ирландскую Национальную ассоциацию по образованию взрослых (The Irish National Association of Adult Education, Dublin, Ireland); 3) Финскую ассоциацию по образованию взрослых (Finnish Adult Education Association, Helsinki, Finland); 4) Эстонскую ассоциацию андрагогов (The Association of Estonian Adult Educators, Tallinn, Estonia) и др.
Анализ деятельности этих и других международных организаций показывает, что ведущей тенденцией начала XXI века является осознание на глобальном уровне значения сравнительных исследований в сфере образования взрослых, таких как:
- повышение количества исследований в этой сфере;
- разработка сети контактов с целью проведения сравнительного анализа;
- документирование и совместное использование разработок и стандартов в публикациях;
- содействие процессу публикации результатов исследований и распространения исследований в сфере сравнительного изучения образования взрослых;
- организация различных конференций и встреч для членов международных организаций и заинтересованных в этой области;
- разработка разнообразных тематических сетей;
- взаимодействие с другими национальными системами разных стран мира.
Если в течение 70-80-х годов ХХ века среди международных документов в сфере образования взрослых преобладали национальные отчеты стран, которые носили четко определенный стандартизированный характер, то в последнее время прослеживается тенденция к развитию сравнительных исследований, внедрение сравнительного анализа образования взрослых в разных странах мира.
В начале XXI века образование взрослых -уже не «бедный родственник» (П. Ньюмен), оно становится частью «образования в течение жизни» (П. Джарвис) [10, с.32-38]. В то же время образование взрослых является междисциплинарной областью науки и практики [8]. Вместе с тем это означает, что границы образования взрослых пока еще четко не определены.
«Качество образования взрослых» постепенно становится ключевой темой национального и европейского уровня в течение последних лет. В частности, Программа Грунтвига ставит своей целью усовершенствовать качество европейских тренинговых курсов по образованию взрослых. Цель состоит в создании сети андра-
гогов - специалистов в сфере образования взрослых - на международном уровне. При этом понимание проблемы качества образования взрослых во многих странах различно и зависит от функций государства в этом процессе.
Позитивные тенденции наметились в этой сфере после Второй мировой войны (особенно в 60-е годы), когда возникли необходимые предпосылки для развития андрагогики. В этот период в институтах стран Европы и США создавались условия для исследований ее теории. Возникли дисциплины - андрагогика, педагогика взрослых, внешкольное педагогика или просто образование взрослых. Это позволило определить особенности обучения взрослых в разных странах.
В ХХ веке в практике образования взрослых прослеживается тенденция теоретического осмысления андрагогической деятельности, которая сейчас сохраняет свое влияние. Соответственно, функциональность этой системы означает наличие связей с другими социальными институтами и их влияние на формулировку целей и задач системы образования взрослых.
Современными, определяющими факторами развития образования взрослых становятся не только личность как субъект собственного образовательного процесса, но и взаимосвязи между образованием взрослых и политической системой, между образованием взрослых, экономикой и рынком труда, между образованием взрослых и гарантиями сохранения демократии.
Среди типичных проблем, связанных с анализом образования взрослых, заметное место занимают определение и уточнение самого понятия образования взрослых, нахождение различий между образованием взрослых и теорией этого образования; конкретизация философских подходов в этой сфере, выявление преимуществ и недостатков дистанционного образования и др.
Одной из актуальных проблем развития образования взрослых в Украине является подготовка профессиональных андрагогов, а также специалистов, работающих в области европейской интеграции и европейского образования, имеющих опыт внедрения учебных программ в этой сфере. Среди важных задач - развитие социального партнерства, подготовка специалистов, готовых разрабатывать и внедрять на профессиональном уровне апробированные технологии и осуществлять их адаптацию к локальным условиям, изучать и удовлетворять потребности населения в образовании и просвещении, проводить различные информационнопросветительские мероприятия.
При этом важно учитывать:
- многолетний опыт научной деятельности в этой сфере Российской Федерации, Института образования взрослых РАО;
- возможности научного сотрудничества (участия в совместных мероприятиях в сфере неформального образования);
- формальные и неформальные пути привлечения финансовых средств различных фондов и международных организаций, готовых к сотрудничеству в сфере образования взрослых.
Безусловно, существует различное понимание стандартов качества образования взрослых, роли, функций государства, частных структур, муниципальных направлений в его обеспечении. В частности, в Украине с 2006 года функционирует представительство Европейской ассоциации образования взрослых (ЕАЕА) (тренинговая компания «Альянс», г. Донецк), а с 2009 года полноправным членом этой ассоциации стал Университет менеджмента образования Академии педагогических наук Украины -
это существенно повлияет на формирование и развитие сравнительно-педагогического направления в сфере образования взрослых в Украине. Отметим, что ЕАЕА ставит перед собой глобальные стратегические задачи. Среди них, в частности, задача повышения качества образовательных услуг, создание единого образовательного пространства, продвижение современных методов обучения взрослых, а также обобщение и внедрение международного опыта в сфере развития образования взрослых. В этой связи возникает необходимость постановки новой проблемы научного сотрудничества - развитие международной проектной деятельности в сфере непрерывного образования и образования взрослых, включая подготовку тренеров, специализирующихся на проблематике неформального образования, участие общественных организаций в этих процессах, развитие стратегически обоснованной информационной и образовательной политики в сфере образования взрослых на новом качественном уровне.
Литература
1. Карпова Е. И. Перспективы развития гуманитарного образования взрослых средствами дистанционных обучающих технологий // Постдипломное образование: вызовы времени: Материалы VII Меж-дунар. науч.-практич. конф., 10-11 апреля 2007 года. - М.: СПбАППО, 2007. - С.177-179.
2. Неправительственные организации Европейского Союза: сравнительный анализ общественных организаций Украины. - Киев, 2002. - 48 с.
3. Новохацкий В. Д. Неправительственные организации как фактор развития гражданского общества в Украине : автореф. ... канд. полит. наук / Днепропетр. нац. ун-т. - Днепропетровск, 2005. - 16 с.
4. Образование взрослых как социальный институт / под ред. Е. П. Тонконогой, В. И. Подобеда. - СПб.: ИОВ РАО, 1999. - 21б с.
5. Основы андрагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др. ; под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. -240 с.
6. Практическая андрагогика. Кн. 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых : методич. пособие / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003. -414 с. ; Кн. 2. Опережающее образование взрослых : моногр. - 2-е изд., дополн. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - 404 с.
7. Adult learning and civil society for all? Helsinki (In: Lifelong
learning in Europe. Vol.4, №2, 1999. - P.136-142.
8. Bron M. Adult education and democratic citizenship III, Wroclaw, Poland, Lower Silesian University College of Education, 2001. - 207 p.
9. Carlsen A. Learning 4 Sharing: Manual for Adult Education Practitioners, Vilnius, 2003. - С. 23-28.
10. Jarvis P. Andragogy: A sign of the times. Studies in the Education of Adults, 16, 1984. - С.32-38.
11. Jarvis P. Active citizenship and the learning society. Helsinki. In: Lifelong learning in Europe. Vol.7, 2002, №1. - P.19-27.
12. Walters S. Globalization, adult education and training: impact and issues. London, ZED Books, 1997. - 278 p.