УДК 316.7
DOI 10.23672/s1954-3786-3742-n
Рамазанов Рашид Омариевич
кандидат политических наук, научный сотрудник, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН [email protected]
Rashid O. Ramazanov
Candidate of Political Sciences,
Researcher,
Dagestan Federal
RAS Research Center
Социально-демографический потрет дагестанского волонтера
Socio-demographic portrait
of a dagestani volunteer
Аннотация. В статье показан социально-демографический портрет добровольца. Полученный социологический материал свидетельствует, что сформировать социально-демографический портрет дагестанского волонтера можно только приблизительно, потому что участвовать в волонтерской деятельности готовы практически все социальные группы, независимо от уровня образования, возраста, социального положения и отношения к вероисповеданию. Верификация эмпирического материала позволяет утверждать, что в основе участия человека в добровольческом движении лежат его мировоззрение и морально-нравственные принципы, желание быть полезным нуждающейся категории населения.
Ключевые слова: волонтер, волонтерская деятельность, дагестанские народы, социальный портрет, гражданская активность.
Annotation. The article shows a socio-demographic portrait of a volunteer. The obtained sociological material shows that it is possible to form a socio-demo-graphic portrait of a Dagestani volunteer only approximately, because almost all social groups are ready to participate in volunteer activities, regardless of the level of education, age, social status and attitude to religion. Verification of empirical material allows us to assert that a person's participation in the voluntary movement is based on his worldview and moral principles, the desire to be useful to a needy category of the population.
Keywords: volunteer, volunteer activity, Dagestan peoples, social portrait, civic activity, volunteer movement.
В ведение. Преобразования в обществе закономерно затрагивают экономическую и духовную сферы, трансформируя в зависимости от ситуации, и другие все социальные области существования человека. Разумеется, изменения отражаются на нравственно-моральных принципах, на мировоззренческих установках, «однако существует ряд социальных ценностей, которые во все времена остаются незыблемыми. К таким ценностям относится и добровольный, безвозмездный, бескорыстный труд» [1]. Современный период развития российского добровольчества отличается пристальным вниманием со стороны общества и государства к сфере общественной, добровольческой деятельности. Главная цель государственной политики в сфере добровольчества - это «активизация потенциала волонтер-ства как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационных практик социальной деятельности», обозначена в «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2019 г. То есть, можно утверждать, что в современном российском обществе наблюдается активизация института добровольчества о чем свидетельствует «обновление набора ценностей, задающих правила общежития, взаимодействия и взаимопомощи, солидарности на ближней социальной дистанции: по
месту работы, учебы, жительства, в пределах до-суговых групп и объединений. Такие тенденции прослеживаются, прежде всего, среди представителей авангардных (инновационно ориентированных, опережающих) групп. Последние опознаются, в частности, по их неравнодушию к решению гражданских проблем, вовлеченности в помогающее поведение, в социальную, конструктивную и протестную активность» [2, с. 10].
Если обратиться к социологии волонтерства, то в ее рамках широкое изучение получают исследования, которые демонстрируют организационный компонент вовлеченности добровольцев, мотивация их участия в волонтерском движении, ценностные установки и социально-демографический потрет волонтера. При этом следует отличать волонтерство от гражданского активизма как разных форм свободной гражданской инициативы.
Изучение института волонтерства показывает, что такие атрибуты, как свобода, деятельность во благо других и отсутствие вознаграждения, принятые в определении данного феномена, являются предметом дискуссии и показывает неоднозначность подхода. В традиционном представлении «волонтеры - это альтруисты, деятельность которых бескорыстна, сегодняшний образ потенциального волонтера, как видим, не полностью
соответствует этому представлению: молодые люди, будучи теперь более прагматичными, из различных мотивов своего возможного участия в волонтерской деятельности, в первую очередь, называют желание заслужить уважение и поддержку окружающих, приобрести опыт, специальные знания, навыки» [3, с. 73].
При рассмотрении социального портрета добровольца возникает вопрос о гражданской активности. А что такое гражданский активизм, и в чем заключается суть данного явления? По мнению, И.Н. Трофимовой, «гражданский активизм - комплексное явление, а его практики локализованы в самых разных формах, социальных слоях и группах: традиционные (профсоюзы) и новые (интернет-сообщества), массовые (благотворительные) и сравнительно малочисленные (субкультуры, фан-клубы), постоянно действующие (профессиональные, творческие) и ситуативные (волонтер-ство, движения одного требования) гражданские практики» [4, с. 73].
Исследователи выделяют самые разные формы волонтерства: наряду с социальным и экологическим востребовано и языковое волонтерство. Как известно, положение национальных языков в современном российском обществе вызывает тревогу, и этносоциологи подчеркивают важность осуществления общественной работы, направленной на защиту родных языков [5]; не менее важным является оказание помощи категориям, которые подвергаются домашнему насилию [6], а также группам риска [7].
Таким образом, активизация волонтерской деятельности в современном российском обществе требует установления социально-демографического портрета волонтера, чтобы понять, во-первых, мотивацию участия населения в добровольческой работе; во-вторых, выявить образ волонтера (возраст, пол, образование, социальный статус).
Эмпирическая база исследования. Социологический опрос по изучению волонтерского движения в Республике Дагестан проведен в 2022 г. в городах и районах республики. N = 413.
Результаты исследования. Авторское исследование показывает, что, по мнению опрошенного дагестанского населения, важнейшими качествами волонтеров являются «трудолюбие» (59,6 %), «ответственность, энергичность, инициативность» (58,1 %), «доброжелательность» (50,6 %), «умение работать в команде» (50,4 %), «коммуникабельность» (26,2 %), «дисциплинированность» (26,1 %), «исполнительность» (24,0 %), «уровень общей культуры» (17,9 %), «образование, профессионализм, стремление к самосовершенствованию» (12,8 %), «полезные связи» (12,3 %), «владение новинками техники» (10,2 %), «знание иностранных языков» (6,8 %). То есть, можно сделать вывод о том, что образ волонтера включает в себя целый комплекс социальных качеств, которые могут пригодиться в добровольческих акциях.
В рамках исследования волонтерской деятельности и образа волонтера важным является
получение ответов на вопросы: «Что привело Вас к участию в добровольческой деятельности?», «Что способствовало тому, что Вы помогали другим людям?» и «Кого можно причислить к волонтерам?». Результаты на ответов вопрос: «В каких сферах общественно-полезной деятельности Вы хотели бы принять участие?» показывают, что лидирующую позицию занимает «социальное во-лонтерство: помощь детям-инвалидам, пожилым и больным людям» (51,8 %), среди них заметная часть женщин (55,4 %), верующих (55,2 %), возрастные подгруппы 0-19 лет (52,0 %), 20-35 лет (55,7 %), от 36 лет до пенсионного возраста (54,6 %) и имеющие среднее специальное образование (62,4 %). С большим отрывом на второй позиции располагается «экологическое волонтерство» (24,5 %) и вопросы охраны природы. По сравнению с другими подгруппами, обращает наибольшее внимание женский подмас-сив (26,5 %), самоидентифицирующиеся как неверующие (44,4 %); с возрастом и образованием опрошенных увеличивается доля разделяющих данную позицию с 21,1 % в когорте 0-19 лет до 43,2 % в подмассиве пенсионеров, с 21,8 % имеющих среднее образование до 30,0 % с высшим образованием. Не менее важным является такое социальное явление, как донорство (22,0 %) и указывающих на его значимость больше среди женщин 23,7 % против 18,3 % мужчин, верующих (22,5 %), возрастных подгрупп 0-19 лет (27,0 %) и 20-35 лет (25,2 %); в других подмассивах их доля заметно меньше. Четвертое место занимает суждение «спорт и туризм», в котором респонденты готовы принимать активное участие (20,1 %) и здесь по гендерной принадлежности более активны мужчины (27,8 %), что вполне закономерно, ибо мужское население, как правило, чаще женщин посещает спортивные мероприятия, более того, и принимает в них участие. Также, можно констатировать, что поколение старше 36 лет пассивно по сравнению с более молодой социальной группой.
Сопоставление с суждениями «социальное во-лонтерство: помощь детям-инвалидам, пожилым и больным людям», «экологическое волонтерство», «донорство», «спорт и туризм» показывает, что вес таких форм общественно-полезной деятельности, как «образовательные проекты» и «правовое просвещение граждан», в которых опрошенное население хотело бы принять участие заметно меньше - 17,2 % и 10,7 %, соответственно. Для респондентов политическая сфера, в целом, менее интересна (5,1 %), но анализ по их социальному положению свидетельствует о его важности для пенсионеров (10,8 %). Дальнейший анализ показывает, что статистически небольшая часть не готова оказывать какую-либо помощь из-за нехватки времени (6,5 %).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что представляющими наибольший интерес для респондентов сферами общественно-полезной деятельности являются «социальное волонтерство: помощь детям-инвалидам, пожилым и больным людям», «экологическое волонтерство» и «донорство» и, как показывают реалии эти сферы и ситуация в них требует от людей демонстрации активной гражданской позиции.
Изучение образа волонтера требует выявления форм волонтерской деятельности, в которых опрошенное население готово принимать участие. Эмпирический материал на вопрос: «Какая форма волонтерской деятельности для Вас наиболее привлекательна?» демонстрирует важность оказания помощи вдовам и детям, оставшимся без родителей (42,1 %). Здесь можно отметить, что придерживающихся этой позиции больше среди женщин (44,9 %) по сравнению с мужчинами (35,7 %). По отношению к религии, доля таковых превалирует в подмассиве верующих (42,0 %) и существенно меньше среди неверующих (33,3 %). По социальному положению, обозначивших необходимость поддержки сирот и женщин, оставшихся без кормильца больше среди рабочих (48,6 %) и студентов (45,5 %).
Как известно, наиболее активной социальной группой является студенчество, которое привлекается к разным социальным и гражданским акциям и мероприятиям. Вторую позицию занимает оказание помощи одинокой категории населения, которое, в силу тех или иных обстоятельств, оказалось наедине со своими проблемами (39,2 %). Можно отметить, что через признак отношения к религии более сердобольными являются самоидентифицирующие как неверующие (44,4 %), и на формирование активной гражданской позиции влияет возраст и уровень образования респондентов. Так, в возрастной подгруппе от 36 лет до пенсионного возраста и среди пенсионеров, то есть, в прослойке более старшего поколения, готового оказать помощь одиноким людям больше -42,9 % и 48,6 %, соответственно, в сравнении с молодыми возрастными группами. Такая же картина наблюдается и по уровню образования респондентов, то есть, наблюдается увеличение доли таковых с 36,1 % со средним образованием до 4,9 % с высшим образованием.
В современном обществе часто наблюдается проявление актов насилия, жестокости и агрессии, причем беспричинной. Разумеется, реабилитация такой категории населения представляется актуальной социальной проблемой, ибо не все люди могут справиться с проявлением, как домашнего насилия, так и насильственных действий со стороны незнакомых людей. Особую тревогу вызывает насилие в отношении детей, женщин, пожилых людей. Поэтому для 27,4 % респондентов по всему массиву привлекательно участие в акциях помощи людям, подвергшимся разным формам насилия. Данные опроса показывают, что наиболее активны здесь женщины (31,0 %), доля мужчин в 1,5 раза меньше, одна треть верующих и такая же часть в подмассивах 0-19 лет и 20-35 лет; с ростом образовательного статуса опрошенных наблюдается уменьшение придерживающихся данной позиции с 38,3 %, имеющих среднее специальное образование до 17,5 % с высшим образованием. Далее, для 25,7 % приятно оказание помощи группам людей, которые оказались сложной жизненной ситуации (стихийные бедствия, война и т.д.). В сравнении с другими вариантами, для респондентов менее предпочтительной сферой добровольчества является организация и проведение мероприятий, хотя можно отметить активность возрастных слоев 0-19 лет (23,7 %) и 20-35 лет (23,5 %), имеющих
среднее образование (25,2 %), а также пенсионеров (29,6 %) и безработных (33,3 %).
Социально-демографический портрет волонтера высвечивается через ответ на вопрос: «Кто сегодня, на Ваш взгляд, чаще всего становится волонтером?», который показывает, что, по мнению опрошенного дагестанского населения, наиболее вовлеченными в волонтерскую деятельность являются студенты средних специальных учебных заведений и вузов - 48,4 % и 40,9 %, соответственно. С большим отрывом от него располагается подгруппа верующих людей (28,8 %), что вполне закономерно, потому что любое вероучение во главу угла своей деятельности ставит проявление сочувствия и сострадания, нуждающимися в материальной, психологической, физической и иной помощи людям. Далее, активность учащихся школ обозначена 23,5 %; 21,1 % отмечают рабочую молодежь и 17,7 % молодое поколение, которое нигде не работает и не учится. При этом обращает на себя внимание позиция, относящаяся к волонтерам «людей, которые хотят сделать карьеру» (14,8 %). С полной уверенностью можно утверждать, что наиболее активной социальной прослойкой является молодежь, поэтому естественным является их активное участие в гражданских и государственных акциях. Наибольшую активность молодое поколение демонстрирует в экологических акциях, потому что, в основном, учебные заведения привлекают молодежь в субботники, экологические акции, а также - в праздновании важных государственных праздников.
Заключение. Проведенное исследование показывает, что социально-демографический портрет дагестанского волонтера выглядит следующим образом:
1. Активную гражданскую позицию занимают женщины, и они, несмотря на свой статус (семейное положение, наличие детей, домашнее хозяйство и т.д.), больше занимаются добровольческой деятельностью и демонстрируют свое стремление быть добровольцем.
2. Предпочтительными сферами общественно-полезной деятельности, в которых опрошенное население готово участвовать являются социальное волонтерство (помощь детям-инвалидам, пожилым и больным людям), экологическое волон-терство, донорство, то есть именно та социальная помощь, которая реально нуждающийся в ней будет ощущать.
Конкретизация вопроса показывает, что привлекательной для волонтерства является социальная работа, связанная с оказанием помощи вдовам и детям, оставшимися без родителей, людям подвергшимся насилию и одинокому человеку при меньшей востребованности участвовать в организация и проведении общественных мероприятий; 3. важнейшими качествами для волонтера являются трудолюбие, ответственность, энергичность, инициативность, умение работать в команде, доброжелательность, исполнительность, дисциплинированность, иными словами, в целом, комплекс социальных качеств, способных в полной осуществить базовые положения доброволь-чес ко й д еятельности.
Литература:
1. Щавинская Л.А. Наставничество как процесс обучения и передачи опыта / Л.А. Щавинская // Волонтер. Всероссийский научно-практический журнал. 2018. № 4(28). С. 39-56.
2. Ресурсы российского добровольческого движения. Аналитический доклад по результатам исследований Фонда Общественное Мнение 2012-2013 гг. / Науч. ред. С.Г. Климова, Е.С. Петренко. М., 2013. 106 с.
3. Щербакова М.В. Волонтерская деятельность молодежи как феномен современного общества / М.В. Щербакова // Волонтер. Всероссийский научно-практический журнал. 2014. №1. С. 4452.
4. Трофимова И.Н. Гражданский активизм в современном российском обществе: особенности локализации / И.Н. Трофимова // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 72-77.
5. Шахбанова М.М. Язык как признак этнической самоидентификации (по результатам социологического исследования) / М.М. Шахбанова // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2. С. 289-294.
6. Загирова Э.М. Традиционная семья в современном Дагестане: альтернативы развития / Э.М. Загирова // Актуальные вопросы истории. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Хасавюрт, 2017. С. 54-67.
7. Гафиатулина Н.Х. Волонтерская деятельность в системе организации социальной работы с молодежью группы риска / Н.Х. Гафиатулина, А.Т. Латышева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 1. С. 27-30.
Literature:
1. Shchavinskaya L.A. Mentoring as a process of learning and experience transfer / L.A. Shchavinskaya // Volunteer. All-Russian Scientific and Practical journal. 2018. № 4(28). Р. 39-56.
2. Resources of the Russian volunteer movement. Analytical report on the research results of the POF 2012-2013 / Scientific ed. S.G. Klimova. M., 2013. 106 p.
3. Shcherbakova M. V. Volunteer activity of youth as a phenomenon of modern society / M.V. Shcherbakova // Volunteer. All-Russian Scientific and Practical journal. 2014. №1. Р. 44-52.
4. Trofimova I.N. Civic activism in modern Russian society: localization features / I.N. Trofimova // Sociological research. 2015. № 4. Р. 72-77.
5. Shakhbanova M.M. Language as a sign of ethnic self-identification (according to the results of a sociological study) / M.M. Shakhbanova // Scientific problems of humanitarian research. 2010. № 2. Р. 289294.
6. Zagirova E.M. Traditional family in modern Dagestan: development alternatives / E.M. Zagirova // Topical issues of history. Materials of the All-Russian Scientific and practical Conference. Khasavyurt, 2017. Р. 54-67.
7. Gafiatulina N.Kh. Volunteer activity in the system of organizing social work with youth at risk / N.Kh. Gafiatulina, A.T. Latysheva // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2020. № 1. P. 27-30.