Социально-демографические факторы и возможные последствия повышения возраста выхода на пенсию в России
Синельников Александр Борисович
доктор социологических наук, кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. [email protected].
Основной причиной повышения возраста выхода на пенсию в России является рост доли пожилых людей в населении под влиянием двух факторов - снижения уровня смертности (т.е. повышения средней ожидаемой продолжительности жизни) и сокращения рождаемости. На основании анализа данных демографической статистики автор установил, что первый из этих факторов в период между переписями населения 1959 и 2002 гг. почти не влиял на старение населения, поскольку в этот период уровень смертности (в том числе в пожилых возрастах) не снижался, а в отдельные годы даже повышался. Только после 2002 г. началось значительное снижение смертности (в том числе и в пожилых возрастах), что, в свою очередь, способствовало старению населения. Однако главным фактором старения населения с 1960-х годов до настоящего времени является низкая рождаемость, которая приводит к неполному замещению поколений. В этих условиях численность детей меньше численности родителей, а численность родителей меньше численности прародителей (дедов и бабушек). Ключевые слова: возраст выхода на пенсию, пенсионеры, демографическое старение населения, средняя ожидаемая продолжительность жизни, низкая рождаемость, неполное замещение поколений, родители, дети, бабушки, внуки.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-511-00020 «Особенности занятости и социализации лиц пенсионного возраста в Республике Беларусь и Российской Федерации: компаративистский социологический анализ».
Возраст выхода на пенсию - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин был установлен в СССР, в том числе и на современной территории Российской Федерации, в 1932 г. и оставался без изменений до пенсионной реформы, которая началась в 2019 г. и предусматривает поэтапное повышение этого возраста.
Когда был установлен такой возраст выхода на пенсию, возрастной состав населения страны был очень молодым. По данным переписи 1926 г. лишь 7,9 млн человек были старше этого возраста, и на их долю приходилось 8,6% населения. Согласно данным переписи 1939 года, численность пожилых людей увеличилась до 9,4 млн, но их доля в населении, которая является основным показателем демографического старения, по-прежнему составляла те же 8,6%. Вероятно, примерно такой же она была и в 1932 г., судя по данным ближайших по времени переписей.
Установленный в начале 1930-х годов возраст выхода на пенсию оставался без изменений более 85 лет, т.е. на протяжении жизни трех поколений. Однако за это время абсолютная численность населения в пенсионном возрасте увеличилась почти в 5 раз и достигла 38,7 млн в 2020 г. Это на 9,3 млн больше, чем в 2005 г. (29,4 млн) (рис. 1). За последние 15 лет численность населения Российской Федерации в возрастах, в которых согласно прежнему законодательству, можно было получать пенсию по старости на общих основаниях, ежегодно увеличивалась примерно на 600 тысяч человек.
Доля населения в пенсионном возрасте повысилась с 8,6% в 1926 г. до 26,4% в 2020 г. (рис. 2), т.е. увеличилась в три раза за этот длительный период, в том числе на 6% за последние 15 лет (в среднем на 0,4% за один год).
ц Гп::а 1
7,9 9
ПП
>А 1 ■ П
~|1Г I
Li
9,
£
Li
а
ui
1 N П N N
ГЧ гч
Рис. 1. Численность населения России в пенсионных возрастах (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше), 1926-2020 гг., млн.
Источник: Рассчитано по данным, опубликованным на официальном сайте Росстата: Федеральная служба государственной статистики/Официальная статистика/население/демография/численность и состав населения/распределение населения по возрастным группам; численность женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 08.08.2020).
Рис. 2. Доля лиц пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) в % к общей численности населения России, 1926-2020 гг. Источник: см. источник данных к рис. 1
Рис. 3. Ожидаемая численность населения в «прежнем» пенсионном возрасте (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата на период с 2021 по 2036 гг., млн. чел. Источник: Рассчитано по: [7. С. 234-236]
За 15 лет (2005-2020 гг.) численность населения в пенсионных возрастах увеличилась с 29,4 млн до 38,7 млн ежегодно возрастала примерно на 600 тысяч человек (рис. 1).
Согласно среднему, т.е. наиболее реалистичному варианту демографического прогноза Росстата, ожидается дальнейший рост численности населения в прежних «пенсионных возрастах»
- с 39,1 млн в 2021 г. до 43,3 млн. в 2036 г., (рис. 3). Но масштабы и темпы этого роста будет заметно ниже, чем в предыдущие 15 лет (2005-2020 гг.). Всего за 15 лет (2021-2036 гг.) население в этих возрастах увеличится на 4,2 млн., т.е. менее, чем на 300 тыс. в год.
Однако численность населения пенсионного возраста будет увеличиваться, несмотря на предусмотренное
прогнозом сокращение общей численности населения с 146,8 млн в 2021 г. до 144 млн в 2036 г.
Поэтому доля населения в этих возрастах повысится в несколько большей степени, чем их абсолютная численность и в 2036 г. составит уже 30,1% от общего числа всех жителей страны (рис. 4). Это будет на 3,4% больше, чем в 2021 г. Относительное увеличение доли населения в пенсионных возрастах тоже должно быть примерно в два раза меньше, чем за предыдущий 15-летний период, когда оно составило 6%.
Тем не менее, повышение возраста выхода на пенсию во многом обусловлено значительным старением возрастной структуры населения, т.е. ростом численности пожилых людей и их доли во всем населении России. Повышение доли пожилых людей в населении происходит почти во всех экономически развитых странах, а также во многих других странах с менее высоким уровнем экономического развития.
Однако решение этой проблемы за счет повышения возраста выхода на пенсию представляется не бесспорным [1; 10].
Рис. 4. Ожидаемая доля населения в «<прежнем» пенсионном возрасте (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата на период с 2021 по 2036 гг., в % к общей численности населения. Источник: Рассчитано по: [7. С. 234-236]
Рис. 5. Ожидаемая численность населения в пенсионном возрасте (с учетом возраста выхода на пенсию, предусмотренного законом для соответствующих календарных лет) согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата на период с 2021 по 2036 гг., млн. чел.
Источник: Рассчитано по: [12. Таблицы 1.1.1 и 1.9.1]
Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", повышение возраста выхода на пенсию должно происходить в несколько этапов в течение длительного
переходного периода - с 2019 года по 2028 год. После завершения этого периода, мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины - в 60 лет [14].
В 2020 г. Росстат опубликовал уточненные данные своего демографического прогноза в возрастном разрезе с
ц Гп::а 1
учетом нижней границы возраста выхода на пенсию для каждого года прогнозируемого периода (рис. 5 и 6).
Поскольку нижняя граница пенсионного возраста будет постепенно повышаться, ожидаемая численность населения в этом возрасте уменьшится с 37,2 млн в 2021 г. до 32,7 млн в 2028 г., а их доля во всем населении - с 25,4% до 22,6% (рис. 5 и 6).
Однако после 2028 г., когда пенсионный возраст будет окончательно установлен в 65 лет для мужчин и 60 лет -для женщин, численность лиц, имеющих право получать пенсию по старости на общих основаниях, снова увеличится до 34,5 млн в 2036 г., что будет составлять 24,1% всего населения (см. Таблица 1).
г^Л гл.Л 24Д 21.9 24* 23,3 23.5 ^ 22 я гу2 23^ 23т7 13.& 24Л
2021 г. :о:: г.зк.* г. мл г.г. г, :кт г. :а:в г, но г.:о»г. зш г. г, :ач г. г, г.
Рис. 6. Ожидаемая доля населения в пенсионном возрасте (с учетом возраста выхода на пенсию, предусмотренного законом для соответствующих календарных лет) согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата на период с 2021 по 2036 гг., в % ко всему населению.
Источник: Рассчитано по: [12. Таблицы 1.1.1 и 1.9.1]
Ожидаемый «выигрыш» от повышения пенсионного возраста должен быть значительным. Уже в 2021 г. численность лиц, имеющих право на общих основаниях получать пенсию по старости, должна уменьшится на 1,9 млн чел., т.е. на 1,3% от общей численностью населения по сравнению с ситуацией при сохранении прежнего возраста выхода на пенсию. В 2028 г. эта разница составит
уже 8,5 млн чел. (5,7%). Но к тому времени пенсионная реформа должна уже закончиться. В последующие 8 лет возраст выхода на пенсию уже не будет повышаться, и, соответственно, масштабы «выигрыша» почти не будут меняться. В 2036 г. эта разница составит 8,8 млн чел (6,0%), т.е. останется примерно на уровне 2028 г.
Таблица 1.
Ожидаемая абсолютная численность (млн) и % населения в «прежнем» и «новом» пенсион-
ном возрасте по среднему варианту _ прогноза Росстата на 2021-2036 гг.
Год «Прежний» пенсионный возраст «Новый» пенсионный возраст Уменьшение из-за повышения пенсионного возраста
мужчины женщины абс. числ. (оба пола, млн) % мужчины женщины абс. числ. (оба пола, млн) % абс. числ. (оба пола, млн) %
2021 60 + 55 + 39,1 26,7 61 + 56 + 37,2 25,4 1,9 1,3
2022 60 + 55 + 39,6 27,0 62 + 57 + 35,8 24,4 3,8 2,6
2023 60 + 55 + 39,9 27,2 62 + 57 + 36,4 24,8 3,6 2,4
2024 60 + 55 + 40,2 27,5 63 + 58 + 34,9 23,9 5,3 3,6
2025 60 + 55 + 40,5 27,7 63 + 58 + 35,3 24,2 5,2 3,5
2026 60 + 55 + 40,8 27,9 64 + 59 + 33,9 23,3 6,9 4,6
2027 60 + 55 + 41,0 28,1 64 + 59 + 34,1 23,5 6,9 4,6
2028 60 + 55 + 41,2 28,3 65 + 60 + 32,7 22,6 8,5 5,7
2029 60 + 55 + 41,5 28,4 65 + 60 + 32,9 22,8 8,5 5,6
2030 60 + 55 + 41,7 28,7 65 + 60 + 33,1 22,9 8,6 5,8
2031 60 + 55 + 42,0 28,9 65 + 60 + 33,3 23,2 8,7 5,7
2032 60 + 55 + 42,3 29,2 65 + 60 + 33,5 23,3 8,8 5,9
2033 60 + 55 + 42,5 29,4 65 + 60 + 33,7 23,5 8,8 5,9
2034 60 + 55 + 42,8 29,6 65 + 60 + 33,9 23,7 8,9 5,9
2035 60 + 55 + 43,0 29,8 65 + 60 + 34,1 23,8 8,9 6,0
2036 60 + 55 + 43,3 30,1 65 + 60 + 34,5 24,1 8,8 6,0
Источник: рассчитано по: [7. С. 234-236; 12. Таблицы 1.1.1 и 1.9.1]
Средний вариант прогноза предусматривает повышение суммарного коэффициента рождаемости с 1,489 в 2020 г. до 1,579 в 2035 г. (по низкому варианту -1,370, по высокому - 1,738). Таким образом, все варианты предполагают, что этот показатель в течение всего прогнозируемого периода останется значительно уровня простого замещения поколений (при низком уровне смертности в детских и репродуктивных возрастах и нормальной пропорции полов среди новорожденных (51,5% мальчиков и 48,5% девочек). этот показатель 2,1 ребенка в среднем на одну женщину).
Начиная с 1964-1965 гг., суммарный коэффициент рождаемости в России (табл. 3) всегда был и до сих пор остается ниже уровня простого замещения поколений. Исключение составил лишь краткий период с 1986 по 1988 г. когда величина этого показателя примерно соответствовала уровню простого замещения.
Уже на протяжении двух поколений1 каждое последующее поколение россиян численно меньше предыдущего: детей меньше, чем родителей, а родителей меньше, чем дедов и бабушек. Это и является главной причиной старения возрастного состава населения.
Другая причина старения - снижение уровня смертности (т.е. рост средней продолжительности жизни), в России имеет меньшее значение чем неполное замещение поколений, вызванное низкой рождаемостью [5].
Влияние средней ожидаемой продолжительности жизни на процент населения в пенсионном возрасте зависит от следующих показателей.
1) От средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении, т.е. от среднего возраста умерших, рассчитанного по методике таблиц смертности с учетом вероятностей смерти в каждом возрасте от 0 до 100 и более лет, т.е. до полного вымирания поколения.
2) От вероятности дожить от рождения до пенсионного возраста х лет
3) От средней ожидаемой продолжительности жизни для лиц, доживших до пенсионного возраста лет, т.е. от среднего возраста умерших, рассчитанного по методике таблиц смертности с учетом вероятностей смерти за каждый год жизни, начиная от возраста выхода на пенсию и кончая полным вымиранием поколения
Поскольку возраста выхода на пенсию у мужчин и женщин, а также показатели вероятности дожития и средней ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и женщин различаются, расчеты следует производить для каждого пола в отдельности.
По таблицам смертности 1959 г., с учетом уровня повозрастной смертности в то время, средняя продолжительность жизни мужчин при рождении (т.е. средний возраст на момент смерти) составляла 62,8 года. 67% мужчин доживали до 60 лет. Средний возраст мужчин, умерших после достижения 60 лет, составлял 75,5 лет, т.е. каждому из этих доживших предстояло прожить, в среднем, еще 15,5 лет. Если же иметь в виду всех мужчин, включая не доживших до 60 лет, то из 62,8 лет, которые им (в расчете на одного человека) предстояло прожить от рождения до смерти, на возраст после 60 лет приходились 0,67*15,5=10,4 года.
Соответствующий расчет для женщин показывает что при вероятности дожития до 55 лет (86%) и средней продолжительности жизни для 55 летних 23,7 года из 71,1 года средней ожидаемой продолжительности жизни 20,3 года приходились на жизнь в пенсионном возрасте.
Среднюю продолжительность жизни для обоих полов (с учетом естественного соотношения полов при рождении - 51,5% мальчиков и 48,5% девочек) можно рассчитать, как:
0,515*62,8+0,485*71,1= 66,9 лет.
1 Дпина поколения - это средний возраст матери при рождении ребенка, в России этот показатель колеблется, с тенденцией к росту - от 25 до 30 лет.
Из них на пенсионный возраст приходится:
0,515*10,4+0,485*20,3 = 15,2 года Или, в относительном выражении: 15,2 : 66,9 = 22,7% от общей продолжительности жизни.1
Иначе говоря, при уровне смертности 1959 г. 22,7% населения должны были составлять люди в пенсионном возрасте (табл. 2). Правда, это «условная доля пожилых», которую можно определить только для т.н. «стационарного населения», численность и возрастная структура населения которого не меняются, уровни рождаемости и смертности также постоянны и равны друг другу. Все это возможно только при
простом воспроизводстве населения «один к одному».
В действительности же, по данным переписи 1959 года, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет составляли лишь 11,8% населения, т.е. их фактическая доля в населении была почти вдвое меньше условной.
Это объясняется как тем, что в течении почти векового периода, когда родились поколения, прошедшие перепись 1959 года, рождаемость была намного выше, чем в 1959 г., т.е. имело место расширенное воспроизводство населения, так и тем, что и смертность в 1959 году была намного ниже, чем в среднем за предыдущие сто лет.
Таблица 2
Гипотетическая (при данном уровне повозрастной смертности) и фактическая доля населения в «<прежних» пенсионных возрастах (мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более). Россия, 1959-2018 гг.
Год 1959 1970 1979 1989 2002 2010 2018
мужчины средняя продолжительность жизни для новорожденных 62,8 63,1 61,5 64,2 58,6 63,1 67,8
вероятность дожить до пенсионного возраста (60 лет) 0,67 0,66 0,62 0,67 0,52 0,62 0,72
средняя продолжительность жизни для 60-летних 15,5 14,8 14,3 14,9 12,8 14,6 16,0
среднее число лет жизни в пенсионном возрасте (для новорожденных) 10,4 9,8 8,8 10,0 6,7 9,1 11,5
женщины средняя продолжительность жизни для новорожденных 71,1 73,4 73,0 74,5 71,9 74,9 77,8
вероятность дожить до пенсионного возраста (55 лет) 0,86 0,89 0,88 0,90 0,86 0,89 0,92
средняя продолжительность жизни для 55-летних 23,7 23,6 23,3 23,8 22,3 24,2 25,6
среднее число лет жизни в пенсионном возрасте (для новорожденных) 20,3 21,0 20,6 21,5 19,2 21,7 23,5
оба пола средняя продолжительность жизни для новорожденных. 66,9 68,1 67,1 69,2 65,1 68,8 72,6
среднее число лет жизни в пенсионном возрасте (для новорожденных) 15,2 15,2 14,5 15,6 12,8 15,2 17,3
Доля (%) населения в пенсионном возрасте условная, при данном уровне смертности и постоянной численности населения 22,7 22,3 21,6 22,6 19,6 22,1 23,8
фактическая (по данным переписи или оценки) 11,8 15,4 16,3 18,5 20,5 22,2 25,4
Источник: Рассчитано по: [7. С. 80-81], а также по: Демоскоп Weekly. Приложение. Информационно аналитическая система.3. http://www.demoscope.ru/weekly/ias/ias04.php?terr=1&ind=16 (дата обращения 09.08.2020); Федеральная служба государственной статистики/Официальная статистика/население/демография/численность и состав населения/распределение населения по возрастным группам; численность женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 08.08.2020).
1 Расчеты произведены по более точным данным до округления приведенных здесь значений показателей с точностью до одного десятичного знака после запятой.
Однако в течение большей части длительного периода между переписями 1959 и 2002 года рождаемость была ниже уровня простого воспроизводства населения (Табл. 3), а смертность либо стабилизировалась на весьма высоком уровне, либо даже повышалась.
Таблица 3
Суммарный коэффициент рождаемости 1958-2018 гг.
Годы суммарный коэффициент рождаемости
1958-1959 2,63
1961-1962 2,42
1964-1965 2,14
1969-1970 1,97
1974-1975 9 со
1979-1980 1,90
1984-1985 2,06
1990 1,89
1995 1,34
1996 1,27
1997 1,22
1998 1,23
1999 1,16
2000 1,20
2001 1,22
2002 1,29
2003 1,32
2004 1,34
2005 1,29
2006 1,31
2007 1,42
2008 1,50
2009 1,54
2010 1,57
2011 1,58
2012 1,69
2013 1,71
2014 1,75
2015 1,78
2016 1,76
2017 1,62
2018 1,58
Источник: [6. С. 73; 7. С. 45]
В 2002 г. средняя продолжительность жизни составляла лишь 65,1 лет, из которых только 12,8 года (19,6%) приходились на пенсионный возраст. Оба эти показателя были заметно ниже, чем в 1959 году (табл. 2). Это должно было привести не к постарению, а, напротив,
к омоложению возрастной структуры населения.
Однако фактическая доля населения в пенсионных возрастах значительно увеличилась - с 11,8% до 20,5% и даже превысила условную долю (табл. 2). Это объясняется низкой рождаемостью, уровень которой на протяжении почти всего периода между переписями 1959 и 2002 годов не обеспечивал даже простого воспроизводства населения.
Иначе говоря, каждое последующее поколение уступало по численности предыдущему - детей было меньше, чем родителей, родителей - меньше, чем дедов и бабушек.
Если рассматривать тенденции рождаемости и смертности и их возможное влияние на старение возрастной структуры населения за длительный период с 1959 по 2018 г., то в целом за это время влияние динамики смертности на данную структуру было сравнительно небольшим, а влияние рождаемости -весьма значительным.
При уровне смертности 1959 года суммарная доля мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет должна была составить 22,7% населения, а при показателях таблиц смертности 2018 года -23,8%, т.е. эта доля могла увеличиться за счет снижения смертности и роста средней ожидаемой продолжительности жизни лишь на 1,1%. Однако в действительности доля населения, принадлежащего к этой возрастной категории, повысилась с 11,8% до 25,4% т.е. на 13,6% или, иначе говоря, более, чем в два раза. В то же время суммарный показатель рождаемости на 10 женщин уменьшился с 26,3 до 15,8 (рис. 7), т.е. на 10,5 пунктов (или примерно на 40% от исходной величины). При суммарном показателе меньше 21 ребенка на 10 женщин замещение поколений будет неполным даже в условиях самой низкой смертности.
Если при уровне рождаемости конца 1950-х годов воспроизводство населения (и соответственно, замещение поколений) в России было расширенным, то
ц Гп::а 1
уже в середине 1960-х годов оно стало суженным и остается таким до настоящего времени. Именно снижение рождаемости является основной причиной старения населения России, а влияние смертности на этот процесс до недавнего времени было очень небольшим, а между 1959 и 2002 гг. даже противоположным по направлению, поскольку в этот период за исключением нескольких «благоприятных» лет повышалась смертность, уменьшалась вероятность
дожить до пенсии, снижалась средняя продолжительность жизни как для новорожденных, так и для достигших возраста выхода на пенсию. Если бы в этот период изменения в возрастной структуре населения зависели только от динамики смертности и средней продолжительности жизни, то могла бы произойти даже некоторое снижение доли населения в пенсионном возрасте.
Рис. 7. Тренды рождаемости, смертности и старения населения. 1959-2018 гг. Источник: Рассчитано по: [6, С. 73, 95; 7, С. 45, 80-81], а также по: Федеральная служба государственной статистики/Официальная статистика/население/демография/численность и состав населения/распределение населения по возрастным группам; численность женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 08.08.2020).
Примечание. В данном случае в качестве характеристики уровня рождаемости был использован не суммарный коэффициент (среднее число рождений на одну женщину за всю жизнь), а суммарный показатель в расчете на десять женщин. Это необходимо для большей наглядности графика, чтобы столбики, характеризующие разные показатели, были сопоставимы друг с другом по высоте.
Однако за 16 лет между 2002 и 2018 гг. средняя продолжительность жизни увеличилась с 65,1 до 72,6 лет, т.е. каждые два года этот показатель повышался почти на год, что является очень благоприятным признаком. Вероятность дожить до пенсионного возраста у мужчин возросла с 52% до 72%, у женщин, для которых этот возраст составлял не 60, а 55 лет) - с 86 до 92%. Средняя продолжительность жизни после достижения пенсионного возраста тоже заметно увеличилась - у мужчин с 12,8 до 16 лет, у женщин - с
22,3 до 25,6 лет. Из средней ожидаемой продолжительности жизни для новорожденных обоих полов (72,6 года)
уже не 19,2 лет, а 23,5 года стали приходиться на пенсионный возраст (табл. 2). Влияние этого фактора на процесс старения возрастной структуры населения стало весьма заметным.
В дальнейшем оно будет усиливаться, поскольку демографический прогноз Рос-стата предсказывает повышение средней продолжительности жизни. Согласно низкому варианту прогноза в 2035 г. она составит для обоих полов 75,4 года, по высокому варианту - 81,7 года, по среднему варианту, который считается наиболее правдоподобным, - 79,1 года [12. Таблицы 2.9.1, 2.9.2 и 2.9.3].
Поэтому, как в настоящее время, так и в будущем, следует ожидать дальнейшего повышения доли населения пенсионного возраста в результате совместного действия двух факторов.
Первый из этих факторов - низкий уровень рождаемости, при котором каждое последующее поколение численно меньше предыдущего. При длительном существовании однодетной системы на каждого ребенка будут приходиться двое родителей, четверо дедов и бабушек, а при высокой средней продолжительности жизни (это уже второй фактор) - еще и восемь прадедов и прабабушек.
При повышении возраста выхода на пенсию доля населения в пенсионных
возрастах станет меньше, чем в настоящее время, но тенденция к росту этой доли будет проявляться при любых условиях.
Поэтому очень важно, чтобы как можно больше людей продолжали работать и после получения права на пенсию по старости.
За период с 2012 по 2019 гг. уровень занятости населения от возраста выхода на пенсию до 72 лет менялся очень мало, все время оставаясь на уровне 29-30% от их общей численности (рис. 8). Начавшаяся в 2019 г. пенсионная реформа еще не успела повлиять на эти показатели.
35,0
30,0
25,0
-Всего, мужчины 60-72 лет
и женщины 55-72 лет
——мужчины 60-72 лет
10,0
.....женщины 55-72 лет
5,0
0,0
2012 г 2013гт 2014г 2015г. 201бг, 2017п 2018г, 2019г, Рис. 8. Уровень занятости среди мужчин 60-72 лет и женщин 55-72 лет (по данным выборочного обследования рабочей силы; в % к численности населения данного пола и возраста)
Источник: рассчитано по: Федеральная служба государственной статистики/Официальная статистика/население/демография/старшее поколение/ Рабочая сила и лица, не входящие в состав рабочей силы в возрасте старше трудоспособного - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/17865549/?*= (дата обращения 21.08.2020).
Уровень занятости среди мужчин от 60 до 72 лет составлял 26-27%, среди женщин 55-72 лет - 30-31% (рис. 8). Однако сравнение этих двух возрастных групп не вполне корректно, потому что нижняя граница этих возрастных интервалов у женщин на 5 лет ниже, чем у
мужчин, а верхняя граница у обоих полов одинакова. Подавляющее большинство женщин 55-59 лет еще трудоспособны.
Около половины из них продолжают работать, хотя уже имеют право выйти на пенсию (табл. 5). Остальные уходят
на пенсию либо для того, чтобы присматривать за внуками, либо по сокращению штатов, если при этом сокращении в первую очередь увольняют работников пенсионного возраста. В возрас-
тах 60-72 года уровень трудоспособности как у женщин, так и у мужчин уже заметно снижается из-за проблем со здоровьем.
Таблица 4
Рабочая сила и лица, не входящие в состав рабочей силы, в возрасте старше трудоспособного
Всего Рабочая сила в том числе Лица, не входящие в состав рабочей силы Уровень участия в рабочей силе, в % Уровень занятости, в % Уровень безработицы, в %
занятые безработные
Всего, мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше
2017 35986,3 7492,6 7245,1 247,5 28493,7 20,8 20,1 3,3
2018 36685,1 7865,7 7648,6 217,1 28819,4 21,4 20,8 2,8
2019 37363,3 8141,8 7944,3 197,5 29221,5 21,8 21,3 2,4
Мужчины, 60 лет и старше
2017 10490,0 2086,6 2015,9 70,7 8403,3 19,9 19,2 3,4
2018 10780,5 2190,9 2129,7 61,1 8589,6 20,3 19,8 2,8
2019 11108,5 2319,6 2256,8 62,8 8788,9 20,9 20,3 2,7
Женщины, 55 лет и старше
2017 25496,4 5406,0 5229,2 176,8 20090,4 21,2 20,5 3,3
2018 25904,6 5674,8 5518,8 156,0 20229,8 21,9 21,3 2,7
2019 26254,8 5822,1 5687,5 134,6 20432,6 22,2 21,7 2,3
Всего мужчины 60-72 лет, женщины 55-72 лет
2017 24591,3 7315,7 7071,2 244,6 17275,6 29,7 28,8 3,3
2018 25767,4 7687,0 7471,4 215,6 18080,4 29,8 29,0 2,8
2019 26859,4 7969,6 7775,8 193,8 18889,8 29,7 28,9 2,4
Мужчины 60-72 лет
2017 7292,4 2005,9 1935,8 70,1 5286,5 27,5 26,5 3,5
2018 7736,0 2129,8 2069,1 60,6 5606,2 27,5 26,7 2,8
2019 8189,9 2254,2 2192,7 61,4 5935,8 27,5 26,8 2,7
Женщ ины 55-72 лет
2017 17298,9 5309,9 5135,4 174,5 11989,1 30,7 29,7 3,3
2018 18031,4 5557,2 5402,2 155,0 12474,2 30,8 30,0 2,8
2019 18669,5 5715,4 5583,1 132,4 12954,1 30,6 29,9 2,3
Всего, 73 года и старше
2017 11395,0 176,9 173,9 3,0 11218,1 1,6 1,5 0,0
2018 10917,7 178,7 177,2 1,5 10739,0 1,6 1,6 0,0
2019 10503,9 172,2 168,5 3,6 10331,7 1,6 1,6 0,0
Мужчины, 73 года и ста| эше
2017 3197,6 80,8 80,1 0,6 3116,8 2,5 2,5 0,0
2018 3044,5 61,1 60,6 0,5 2983,4 2,0 2,0 0,0
2019 2918,6 65,5 64,1 1,4 2853,1 2,2 2,2 0,0
Женщины, 73 года и ста рше
2017 8197,4 96,1 93,8 2,3 8101,3 1,2 1,1 0,0
2018 7873,2 117,6 116,6 1,0 7755,6 1,5 1,5 0,0
2019 7585,3 106,7 104,5 2,3 7478,6 1,4 1,4 0,0
Источник: рассчитано по: см. источник данных к рис. 8.
После 72 лет работает только 1,51,6% населения, в том числе от 2 до 2,5% среди мужчин и от 1,1 до 1,5% среди женщин этого возраста (табл. 4 и рис. 9).
Данные микропереписи населения 2015 года о распределении населения по источникам средств существования в таблице 5 и на рис. 10, 11, 12 и 13 отличается от распределения на занятых и незанятых в табл. 4 и на рис. 8 и 9.
Рис. 9. Уровень занятости мужчин и женщин в пенсионных возрастах, в % к численности населения данного пола и возраста в 2019 г. Источник: рассчитано по: см. источник данных к рис. 8.
Один человек может иметь несколько источников средств существования [4]. Занятыми могут считаться не только наемные работники, но и самостоятельные предприниматели. Не вполне совпадают и границы возрастных групп. Данные микропереписи населения 2015 года, охватившей 2,1 млн человек, дают представление об источниках средств существования представителей старшего поколения с дифференциацией по полу и возрастным группам (табл. 5 и рис. 10, 11, 12, 13).
Пятая часть (19%) населения пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) продолжает работать, включая работу по совместительству. При этом 92,6% из них получают пенсии, не считая пенсий по инвалидности (9,3%). Сумма двух последних цифр превышает 100%. Российские пенсионеры не могут получать две эти пенсии од-
новременно. Если они получали пенсию по инвалидности, но продолжали работать до выхода на пенсию по возрасту, то могут выбрать одну из этих двух пенсий. Как правило, в таких случаях выбирают пенсию по возрасту -она больше. При этом можно получать еще и доплаты за инвалидность, но не пенсию по инвалидности в полном объеме. При проведении микропереписи эти доплаты могли учитываться как «пенсия по инвалидности».
Данные микропереписи 2015 г. (табл. 5) показывают, что чем старше люди, тем больше у них проблем со здоровьем и тем чаще они оформляют инвалидность уже после выхода на пенсию по возрасту, чтобы получать положенные в таких случаях доплаты и льготы. Другие виды государственных пособий являются источниками средств к существованию лишь для 2,6% пожилых людей.
Таблица 5.
Население пенсионного возраста, принявшее участие в микропереписи 2015 г., по полу, возрастным группам и источникам средств существования (в % к числу лиц данного пола и возрастной группы, указавших эти источники)
трудовую деятельность, включая работу по совместительству личное подсобное хозяйство пенсию (кроме пенсии по инвалидности) пенсию по инвалидности пособия на иждивении отдельных лиц; помощь других лиц; алименты другие источники два источника и более
ВСЕГО 19,0% 14,2% 92,6% 9,3% 2,6% 0,8% 0,9% 35,1%
Мужчины 60 лет и старше 19,2% 15,1% 91,3% 10,6% 2,3% 0,6% 1,0% 36,1%
в том числе:
60 - 69 лет 27,9% 16,6% 91,2% 7,8% 2,0% 0,4% 0,9% 41,4%
70 - 79 лет 4,4% 13,8% 93,1% 13,9% 2,7% 0,8% 1,1% 27,0%
80 лет и старше 0,7% 10,0% 91,1% 20,5% 3,4% 1,3% 1,4% 25,5%
Женщины 55 лет и старше: 18,9% 13,8% 93,0% 8,8% 2,7% 0,9% 0,9% 34,8%
в том числе
55 - 59 лет 46,5% 16,7% 86,9% 3,9% 1,9% 0,7% 0,8% 49,8%
60 - 69 лет 18,0% 15,3% 96,6% 6,5% 2,5% 0,6% 0,8% 36,1%
70 - 79 лет 2,1% 11,9% 94,0% 12,7% 3,2% 1,1% 1,0% 23,7%
80 лет и старше 0,2% 7,7% 91,9% 17,6% 3,7% 1,7% 1,0% 21,9%
Примечание: сумма по строке намного больше 100% потому, что 35,1% опрошенных указали несколько источников средств к существованию.
Источник: рассчитано по: Федеральная служба государственной статистики / Микроперепись населения 2015 / Итоги микропереписи населения / Таблицы с итогами микропереписи населения 2015 года / Раздел III / Источники средств к существованию / Таблица 3.1. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/03/03-01_(абс).xlsx (дата обращения 15.09.2020).
трудовая деятельность, включал работу по со вм ест иге л ьгтну
личное подсобное яо гниет но
пенсию (кроне пенсии по инвалидности)
пенсию по инвалидности
пособия (кроме пособия по безработице)
на иждивении отдельны*лиц; помощь других лиц, алименты
другие источники
Из общи числа имеют два и более источника средгтвк существованию
Рис. 10. Население пенсионного возраста, принявшее участие в микропереписи 2015 г., по источникам средств существования (в % к числу лиц, указавших эти источники) Источник: - см. источник данных к таблице 5.
У 14,2% населения в пенсионном возрасте одним из источников дохода является личное подсобное хозяйство. Оно есть не только у сельских жителей, но и у многих горожан, имеющих дачные или садовые участки, на которых они выращивают овощи и фрукты, как для личного потребления, так и на продажу.
Почти у все пожилых людей источников средств существования являются их пенсии за трудовую деятельность в прошлом, зарплата или доходы от индивидуального предпринимательства (если они продолжают работать), либо труд в личном подсобном хозяйстве. Лишь 0,8% являются иждивенцами членов семьи или других родственников и прочих лиц.
92,6% населения в пенсионном возрасте получают пенсии (не считая пенсий по инвалидности). Эти показатели почти во всех половозрастных группах превышают 90%. Исключение составляют только женщины 55-59 лет, у которых эта доля несколько ниже - 86,9% (при этом около половины из них продолжают работать). Вероятно, некоторые из этих женщин, особенно те, которым недавно (т.е. незадолго до прохождения микропереписи) исполнилось 55 лет, еще не успели оформить пенсию по возрасту. В то же время пенсия является источником средств существования у 96,6% женщин 60-69 лет - больше, чем в какой-либо другой половозрастной группе.
Этот же источник средств существования указали 91,3% мужчин 60-69 лет. Вероятно, среди тех из них, которые недавно достигли пенсионного возраста, кто-то еще не оформил пенсию или не перешел от пенсии по инвалидности к пенсии по возрасту. Среди 70-79 летних мужчин пенсия является источником средств существования у 93,1%, среди мужчин старше 80 лет - 91,1% (рис. 11).
Пятая часть населения в пенсионном возрасте продолжает трудовую деятельность в качестве наемных работников или самостоятельных предпринимателей. Подавляющее большинство из них одновременно получают пенсии.
Однако с возрастом процент работающих среди населения снижается (рис. 12).
Рис. 11. Доля указавших пенсию (кроме пенсии по инвалидности), как один из источников средств к существованию (в % к числу лиц данного пола и возраста) Источник: - см. источник данных к табл. 5.
Рис. 12. Доля указавших трудовую деятельность, как один из источников средств к существованию (в % к числу лиц данного пола и возраста) Источник: - см. источник данных к табл. 5.
Больше всего работающих среди женщин 55-59 лет - 46,5%, т.е. почти половина. Это может быть аргументом за повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, т.е. за гендерное равенство в возрасте выхода на пенсию. Такой аргумент можно обосновывать экономическими интересами государства (увеличение численности работников, уменьшение расходов на социальное обеспечение), а также феминист-
скими идеями (защита женщин от преждевременного и вынужденного ухода на пенсию, особенно при сокращении штатов, а также противодействие экономической зависимости жен от мужей, продолжающих работать).
Возможен и демографический аргумент - у женщин средняя продолжительность жизни намного выше, чем у мужчин, женщины гораздо чаще доживают до пенсионного возраста и намного дольше живут после его достижения (даже если бы этот возраст у обоих полов был одинаковым) [3].
Однако даже в рамках демографического подхода к пенсионной проблеме существуют и контраргументы против повышения пенсионного возраста для женщин до «мужского стандарта», и, соответственно, против гендерного равенства в данном аспекте. Вопрос в том, какой демографический критерий в данном отношении важнее - смертность (и, соответственно, продолжительность жизни), или рождаемость. Если на первое место поставить критерии смертности и продолжительности жизни, то повышение пенсионного возраста для женщин представляется вполне целесообразным. Если же признать более важным критерий рождаемости, то это повышение может привести к весьма негативным последствиям: бабушки не смогут помогать своим детям в воспитании внуков.
За 1990-2016 гг. в России средний возраст матери при рождении первого ребенка увеличился с 22,65 до 25,63 лет, при рождении второго ребенка - с 26,86 до 29,63 года [11. С. 202]. Большинство женщин, которые недавно родили первых и вторых детей, сами родились в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Данные за 1990 г. примерно соответствуют среднему возрасту их матерей при их рождении. Эти матери уже стали бабушками. При рождении первых внуков (особенно от старших дочерей) большинство бабушек еще работает. Но доля бездетных невелика [13. С. 27]. Подавляющее большинство жен-
щин в итоге рожают хотя бы одного ребенка. Правда, судя по повышению среднего возраста первородящих матерей, эти рождения все чаще откладываются на несколько лет: до завершения образования, до решения проблемы с жильем и (или) до выхода бабушки на пенсию. Повышение пенсионного возраста для женщин может привести к еще более длительному откладыванию первых рождений. Чем больше срок, на который они откладываются, тем больше шансов в итоге остаться бездетными, особенно если откладывание производится путем абортов [2]. Чем позже женщины рожают первенцев, тем меньше шансов на появление у них вторых и последующих детей.
Для того, чтобы население не уменьшалось, двух детей в среднем на семью недостаточно, поскольку девочек рождается меньше, чем мальчиков. Не все доживают до взрослого возраста, некоторые люди так и не вступают в брак в течение всей жизни, какая-то часть супружеских пар не может иметь детей. Надо иметь в виду также и то, что более половины браков заканчивается разводами, причем большинство разведенных женщин не вступают в повторный брак, либо эти новые браки тоже распадаются. Среднее число детей в расчете на одну разведенную женщину меньше, чем на одну замужнюю [13. С. 28].
С учетом всех этих обстоятельств, для того, чтобы население не уменьшалось, среднее число рожденных детей в расчете на одну замужнюю женщину, закончившую деторождение, должно составлять 2,56 ребенка. Поскольку число детей в реальных семьях не может быть дробным, эта средняя цифра складывается в случае, когда более половины замужних женщин имеют не менее трех детей. Но если такой расчет исходит из того, что какая-то часть женщин вообще не может иметь детей (минимальная доля бездетных браков -3%), то точно так же надо учитывать, что некоторые другие женщины, как по состоянию здоровья, так и по иным причи-
нам, могут иметь только одного ребенка. Если считать, что таких женщин только 12%, то получим следующее условное распределение полных семей, закончивших деторождение, по числу детей: без детей - 3%, с одним ребенком - 12%, с двумя детьми - 35%, с тремя детьми - 40%, с четырьмя -13%, с пятью и более (в среднем по шесть детей на многодетную мать из этой группы) - 2%. Всего 256 детей на 100 замужних женщин к концу репродуктивного возраста.
Однако, по данным выборочного наблюдения репродуктивных планов населения, проведенного Росстатом в 2017 году и охватившего более 15000 респондентов в 81 из 85 субъектов РФ, реальное распределение состоящих в законном браке женщин 40-44 лет по числу рожденных детей выглядит совсем иначе: 3% без детей, 34% - с одним ребенком, 46% - с двумя детьми, 14% - с тремя, 2% - с четырьмя, 1% - с 5 и более - в среднем 181 ребенок на 100 замужних женщин к концу репродуктивного возраста. В реальном распределении доля однодетных матерей почти в три раза больше, чем в условном: 34% против 12%, а доля родивших трех и более детей - в три с лишним раза меньше (17% против 55%) [13. С. 27].
Повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет помешает старшему поколению ухаживать за вторыми и третьими внуками, которые рождаются как раз тогда, когда их бабушки находятся в этом возрасте. Многие семьи просто откажутся от рождения вторых и третьих детей потому, что не смогут рассчитывать на помощь бабушек, которая в российских условиях очень важна.
Между тем, именно от того, сколько родится вторых и третьих детей, и зависит характер воспроизводства населения, то есть, будет ли оно простым, расширенным или суженным, будет ли его численность увеличиваться или уменьшаться.
Степень толерантности к чайлдфри в российском обществе постепенно повышается [13. С. 28, 30], но бездетность
супружеских пар все-таки признается отклонением от социальной нормы. Однако семьи с одним ребенком считаются совершенно нормальными. Поэтому появление вторых и последующих детей гораздо больше, чем рождение первенцев, зависит от условий жизни семьи, в том числе и от помощи бабушек. Эти дети имеют больше шансов застать своих бабушек уже на пенсии. Повышение возраста выхода на пенсию для женщин с 55 до 60 лет намного уменьшит число бабушек, имеющих время для постоянного ухода за внуками. Это, в свою очередь, может привести к значительному сокращению числа вторых рождений, что, в свою очередь, повлечет за собой уменьшение числа третьих детей, поскольку они могут появиться только у женщин, которые до этого рожали дважды или родили двойню.
В США и в странах Западной Европы повышение пенсионного возраста для женщин не привело бы к таким демографическим последствиям, поскольку в этих странах бабушки, как правило, не ухаживают за внуками. Но в России пенсионная реформа может привести к дальнейшему снижению и без того низкой рождаемости, к ускорению естественной убыли населения - депопуляции. Это противоречит целям демографической политики, которая проводится в Российской Федерации [9].
В отличие от оплачиваемой работы вне дома, работа в личном подсобном хозяйстве (рис. 13), весьма распространенная среди старшего поколения россиян, не препятствует уходу за внуками, которых их родители часто привозят на лето в деревни или на дачи к дедам и бабушкам.
Частота упоминания этого источника средств к существованию у мужчин несколько больше, чем у женщин, но тендерные различия невелики. В возрастах моложе 70 лет личное подсобное сельское хозяйство является источником средств к существованию реже, чем оплачиваемая трудовая деятельность. Напротив среди населения в возрастах от 70 лет и старше доля тех, кто живет
ц Гп::а 1
за счет оплачиваемой трудовой деятельности, падает почти до нуля (особенно у женщин), но доля живущих за счет личного подсобного хозяйства остается все же заметной, хотя и уменьшается по мере перехода в более старшие возрастные группы.
всего
Мужчины 60 лет и старше в том числе: 60- 69 лет 70-79 лет 80 лет и старше
Женщины 55 лет и старше: втом числе: 55-59 лет 60-69 лет 70-79 лет 80 лет и старше
14,1%
15,1%
16,6%
□ 13,8% 10,0%
| 13,8%
ГЗ 16,7% 15,3% □ 11,9%
I 7,7%
Рис. 13. Доля указавших личное подсобное хозяйство, как один из источников средств к существованию (в % к числу лиц данного пола и возраста)
Источник: - см. источник данных к табл. 5.
Более трети старшего поколения в России (35,1%) имеют два и более источника средств к существованию (рис. 14).
Рис. 14. Доля указавших два и более источника средств к существованию (в % к числу лиц данного пола и возраста) Источник: - см. источник данных к табл. 5.
У мужчин эта ситуация встречается несколько чаще, чем у женщин (36,1% против 34,8%), но гендерное различие составляет лишь 1,3%. Однако чаще
всего два и более источника средств на жизнь имеют женщины 55-59 лет -49,8%, т.е. половина от их численности. Как правило, это сочетание пенсии по возрасту с доходами от трудовой деятельности. В возрастах от 60 до 69 лет доля лиц, имеющих несколько источников средств к существованию, уменьшается, главным образом за счет снижения числа работающих по найму. После 70 лет вторым источником средств к существованию обычно является уже не доход от трудовой деятельности, а личное подсобное хозяйство (если оно есть).
Однако подавляющее большинство населения в возрастах старше 60 лет имеет только один источник средств к существованию - пенсию, которая, как правило, обеспечивает лишь минимально приемлемый уровень жизни.
Повышение пенсионного возраста у мужчин с 60 до 65 лет и у женщин с 55 до 60 лет позволит государству увеличить размер пенсий. Однако при этом для пенсионеров уменьшится возможность иметь также и другие источники средств к существованию. Чем они старше, тем больше у них проблем со здоровьем и тем труднее им работать по найму и даже заниматься личным подсобным хозяйством. Лишь у немногих пенсионеров есть еще какие-то источники доходов, за исключением доходов от сдачи жилья в наем. Есть основания полагать, что это весьма распространенная практика, но при проведении переписи мало кто указывает этот источник.
При переписи 2010 года только 369 тыс. человек, в т.ч. 117 тыс. лиц старше трудоспособного возраста (т.е. 0,4% из 31,7 млн. населения в данном возрасте) указали такие источники доходов как сдачу внаем или в аренду имущества; доход от патентов, авторских прав [рассчитано по: 8. С. 6-7]. В подавляющем большинстве этих случаев речь идет о доходах от сдачи жилья в аренду. Хотя с тех пор прошло уже десять лет, но и в наше время, с учетом огромного числа людей, снимающих жилье - мигрантов,
студентов, супружеских пар, которые хотят жить отдельно от родителей, но не имеют средств, чтобы купить квартиру, очевидно, что за счет сдачи жилья в наем живут многие миллионы россиян, в том числе и пенсионного возраста. По данным микропереписи 2015 года, число лиц, указавших этот источник доходов, оказалось столь незначительным, что их включили в группу «другие источники средств к существованию». Однако официальная статистика учитывает лишь небольшую «надводную» часть этого колоссального «айсберга». А без доходов от сдачи жилья в наем очень многие пенсионеры жили бы за чертой бедности.
Литература
1. Бабкин А. С. Эволюция вместо революции: обзор мировых тенденций пенсионного реформирования // SPERO №13, Осень - Зима 2010, с. 211-226.
2. Борисов В., Синельников А., Архангельский В. Аборты и планирование семьи в России: правовые и нравственные аспекты // Вопросы статистики. 1997. № 3. С. 75-78.
3. Васин С. Демографические проблемы повышения возраста выхода на пенсию // Современные проблемы пенсионной сферы. Комментарии экономистов и демографов. Московский Центр Карнеги. / Т.Малева. M., 1997. С. 60-95.
4. Васин С.А., Козлов В.А. Основные и дополнительные источники средств к существованию согласно переписи населения - 2010 // Демографические аспекты социально - экономического развития (серия "Демографические исследования", Вып. 22) / Под ред. М.Б. Денисенко. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 216-251.
5. Вишневский А.Г., Васин С.А., Ра-монов А.В. Продолжительность жизни и возраст выхода на пенсию // Демоскоп Weekly, 2012. № 511-512. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/05 11/demoscope511.pdf (дата обращения 16.09.2020)
6. Демографический ежегодник России 1993. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 1994.
7. Демографический ежегодник России 2019 (The Demographic Yearbook of Russia 2019). М.: Федеральная служба государственной статистики,
2019. [Электронное издание]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Dem_ejegod-2019.pdf (дата обращения 21.09.2020)
8. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. В 11 томах. Том 5. Источники средств к существованию. М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2012. [Электронное издание] URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/p erepis2010/croc/Documents/Vol5/pub-05-01.pdf (дата обращения 21.09.2020).
9. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" - URL: http://special.kremlin.ru/acts/bank/26299 (дата обращения 20.09.2020).
10. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса. Вопросы экономики, 2012, №3, с. 52-79
11. Население России 2016: двадцать четвертый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. — 448 с.
12. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года (статистический бюллетень). М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
2020. [Электронное издание]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/docum ent/13285 (дата обращения 09.08.2020).
13. Синельников А.Б. Трансформация брака и рождаемость в России // Народонаселение. 2019. № 2. С. 27. С. 26-39. DOI: 10.24411/1561-7785-201900013.
14. Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" // Российская газета - Федеральный выпуск № 223(7686) от 5 октября 2018 г. URL: https://rg.ru/2018/10/04/fz350-site-dok.html (дата обращения 09.08.2020).
Socio-demographic factors and possible consequences of raising the retirement age in Russia Sinelnikov A.B.
Moscow State University M.V. Lomonosov The main reason for raising the retirement age in Russia is the increase in the share of older people in the population under the influence of two factors-a decrease in the death rate (i.e., an increase in average life expectancy) and a decrease in the birth rate. The author, based on the analysis of demographic statistics, found that the first of these factors in the period between the population censuses of 1959 and 2002 had almost no effect on the aging of the population, since during this period the mortality rate (including in the elderly) did not decrease, and in some years even increased. Only after 2002 there was a significant decrease in mortality (including in the elderly), which, in turn, contributed to the aging of the population. However, the main factor of population aging from the 1960s to the present is the low birth rate, which leads to incomplete replacement of generations. Under these conditions, the number of children is less than the number of parents, and the number of parents is less than the number of grandparents. Raising the retirement age will reduce the number of retirees. This will increase the average pension. But in the future, the number of pensioners will increase again due to an increase in average life expectancy, as well as due to incomplete replacement of generations. In addition, raising the retirement age for women from 55 to 60 will prevent them from helping their sons and daughters care for grandchildren. This may lead to a further decline in the birth rate, which in turn will increase the trend towards an ageing population. Funding: The reported study was funded by RFBR and
BRFBR, project number 20-511-00020. Keywords: retirement age, pensioners, demographic aging of the population, average life expectancy, low birth rate, incomplete replacement of generations, parents, children, grandmothers, grandchildren. References
1. Babkin AS Evolution instead of revolution: an
overview of global trends in pension reform // SPERO №13, Autumn - Winter 2010, p. 211-226.
2. Borisov V., Sinelnikov A., Arkhangelsky V. Abortion
and family planning in Russia: legal and moral aspects // Statistics issues. 1997. No. 3. S. 75-78.
3. Vasin S. Demographic problems of raising the
retirement age // Modern problems of the pension sphere. Comments by economists and demographers. Carnegie Moscow Center. / T. Maleva. M., 1997.S. 60-95.
4. Vasin S.A., Kozlov V.A. Main and additional sources
of livelihood according to the 2010 population census // Demographic aspects of socio -economic development (series "Demographic studies", Issue 22) / Ed. M.B. Denisenko. M .: MAKS Press, 2012.S. 216-251.
5. Vishnevsky A.G., Vasin S.A., Ramonov A.V. Life
expectancy and retirement age // Demoscope Weekly, 2012. No. 511-512. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0511/dem oscope511.pdf (request date 09/16/2020)
6. Demographic Yearbook of Russia 1993. M .: State
Committee of the Russian Federation on Statistics, 1994.
7. Demographic Yearbook of Russia 2019 (The
Demographic Yearbook of Russia 2019). M .: Federal State Statistics Service, 2019. [Electronic edition]. URL:
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Dem_ej egod-2019.pdf (date of access 09/21/2020)
8. Results of the 2010 All-Russian Population Census.
In 11 volumes. Volume 5. Sources of livelihood. Moscow: Information and Publishing Center "Statistics of Russia", 2012. [Electronic edition] URL:
https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2 010/croc/Documents/Vol5/pub-05-01 .pdf ( date of treatment 09/21/2020).
9. The concept of the demographic policy of the
Russian Federation for the period up to 2025 // Decree of the President of the Russian Federation of 09.10.2007 N 1351 "On approval of the Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025" - URL: http://special.kremlin.ru/ acts / bank / 26299 (date accessed 09/20/2020).
10. Kudrin A., Gurvich E. Population aging and the threat of the budget crisis. Economics, 2012, no. 3, p. 52-79
11. Population of Russia 2016: twenty-fourth annual demographic report / otv. ed. S. V. Zakharov M .: Publishing House of the Higher School of Economics, 2018 .-- 448 p.
12. Estimated population of the Russian Federation until 2035 (statistical bulletin). Moscow: Federal State Statistics Service (Rosstat). 2020. [Electronic edition]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/132 85 (date of treatment 08/09/2020).
13. Sinelnikov A.B. Transformation of marriage and fertility in Russia // Population. 2019.No. 2.P. 27. S. 26-39. DOI: 10.24411 / 1561-7785-2019-00013.
14. Federal Law of October 3, 2018 No. 350-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Issues of Appointment and Payment of Pensions" // Rossiyskaya Gazeta - Federal Issue No. 223 (7686) dated October 5, 2018 URL: https://rg.ru/2018/10/04/fz350-site-dok.html (date of treatment 08/09/2020).